Научная статья на тему 'Гребной слалом как спорт, связанный с проявлением риска'

Гребной слалом как спорт, связанный с проявлением риска Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
599
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / СТРАХ / ФАКТОРЫ РИСКА / РИЗИК / НЕБЕЗПЕКА / ПОГРОЗА / ФАКТОРИ РИЗИКУ / RISK / DANGER / THREAT / FEAR / RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прокопенко О. В.

Проблематика риска и проблематика психологии спорта не в отечественных, не в зарубежных исследованиях фактически не переплетались. Существует несколько работ, написанных практическими психологами, да и то в популярных, а не научных изданиях. Значить проблема риска в спорте существует, но научного отражения до сегодняшнего дня пока не получила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rowing slalom as sports, the bound with exhibiting hazard

A problematic of risk and a problematic of psychology of sports not in domestic, not in foreign researches actually as did not intertwine. There are some works written by practical psychologists, and that in popular, instead of scientific editions. To mean a problem of risk in sports exists, but scientific reflection about one today yet has not received.

Текст научной работы на тему «Гребной слалом как спорт, связанный с проявлением риска»

загородных летних дач-колоний (предшественников современных детских оздоровительных лагерей) была выдвинута и начала реализовываться прогрессивной общественность Украины в 90-е гг. ХК в.

2. Летние школьные колонии организовывались в пригородах крупных городов Украины (Киеве, Харькове, Одессе, Елисаветграде и др.) и ставили перед собой задачу организации отдыха детей в «здоровой гигиенической обстановке». При отборе в колонию предпочтение отдавалось школьникам из наибеднейших слоев общества.

3. Существование летних школьных колоний в исследуемый период было возможным исключительно благодаря общественной инициативе. Основными источниками финансирования были случайные пожертвования, сборы от благотворительных концертов, базаров, вечеров, массовых гуляний, публичных лекций, оплаты, взимаемой с колонистов за пребывание в колонии.

В перспективе планируется исследование вопросов содержания работы летних школьных колоний, в частности, физического воспитания детей, финансовой деятельности комитета летних школьных колоний «Харьковского общества грамотности».

Литература

1. Исторический очерк по организации и изучению детских каникулярных колоний за границей и в России (1910). -ДАХО, ф.200, оп.1, спр.365, 33 арк.

2. Отчет о деятельности совета комитета школьных летних колоний (1910). - ДАХО, ф.200, оп.1, спр.363, арк.1-52.

3. О благотворительной деятельности в пользу Комитета летних школьных колоний: переписка, отчеты, программы вечеров. Медицинский доклад комитета летних школьных колоний Харьковского общества грамотности (1905). -ДАХО, ф.200, оп.1, спр.286, 54 арк.

4. О работе школьных летних колоний. Протоколы, доклады (1906). - ДАХО, ф.200, оп.1, спр.296, арк.6-20.

5. Циркуляр Министерства народного просвещения о физическом развитии учащихся (10 июня 1904 г) // Журнал Министерства народного просвещения. - 1904. - №8. -С.97-101.

6. Циркулярное предложение министерства [Министерства народного просвещения] начальствам учебных округов по вопросу об устройстве дач для учеников средних учебных заведений (20 сентября 1902 г. №25985) // Журнал Министерства народного просвещения. - 1902. - №11. -С.23-24.

7. О задачах и правильном устройстве летних школьных колоний. Доклад Н.А.Ширяева (1910). - ДАХО, ф.200, оп.1, спр.364, 52 арк.

Поступила в редакцию 08.02.2007г.

ГРЕБНОЙ СЛАЛОМ КАК СПОРТ, СВЯЗАННЫЙ С ПРОЯВЛЕНИЕМ РИСКА

Прокопенко О.В.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. Проблематика риска и проблематика психологии спорта не в отечественных, не в зарубежных исследованиях фактически не переплетались. Существует несколько работ, написанных практическими психологами, да и то в популярных, а не научных изданиях. Значить проблема риска в спорте существует, но научного отражения до сегодняшнего дня пока не получила.

Ключевые слова: риск, опасность, угроза, страх, факторы риска.

Анотація. Прокопенко О.В. Гребний слалом як спорт, пов’язаний із проявом ризику. Проблематика ризику й проблематика психології спорту не у вітчизняних, не в закордонних дослідженнях фактично не перепліталися. Існує кілька робіт, написаних практичними психологами, та й то в популярних, а не в наукових виданнях. Тому проблема ризику в спорті існує, але наукового відображення до сьогоднішнього дня поки не одержала. Ключові слова: ризик, небезпека, погроза, страх, фактори ризику.

Annotation. Prokopenko O.V. Rowing slalom as sports, the bound with exhibiting hazard. A problematic of risk and a problematic of psychology of sports not in domestic, not in foreign researches actually as did not intertwine. There are some works written by practical psychologists, and that in popular, instead of scientific editions. To mean a problem of risk in sports exists, but scientific reflection about one today yet has not received.

Keywords: risk, danger, threat, fear, risk factors.

Введение.

Гребной слалом является одним из экстремальных видов спорта, который требует от спортсмена проявления всех сил и возможностей в ситуа -ции угрозы жизни, т.е. риска. Но если пожарники, высотники, водолазы рискуют жизнью ради кого-то, то зачем рискуют спортсмены?

Гребной слалом является одной из шести технических дисциплин Международной Федерации Гребли. Фактическая история слалома на бурной воде началась 11 сентября 1932 года в Швейцарии, где основатель этой дисциплины провозгласил, что “Гребной слалом - это тест бурной воды”. Идея пришла от горных лыж, где такие характерные термины, как “Зима, Снег и Лыжный слалом” были модифицированы в “Лето, Вода и Гребной слалом”.

Не смотря на красивую легенду, гребной слалом был рожден именно на “ровной воде”. Но уже очень скоро, этот молодой вид спорта был перенесен на бурную воду с порогами и естественным течением рек. Именно пороги и мощное течение горных рек любят слаломисты по сегодняшний день.

Близость человека к природе внесла в этот спорт: дружбу, положительные эмоции, сотрудничество между национальными командами разных стран.

Первый Чемпионат Мира по гребному слалому был организован в 1949 году в Женеве (Швейцария). С этой даты историю гребного слалома можно разделить на три периода: с 1949 по 1972, с 1972 по 1992 и с 1992 года по сегодняшний день.

Первый период характеризуется некоторыми изменениями в инвентаре. Второй важный период был связан с изменениями правил соревнований, а также, серьезными изменениями в конструкции лодок. Третий период связан с признанием гребного слалома как Олимпийского вида спорта в 1992 году на летних Играх, что внесло изменения в правила соревнований по гребному слалому. Эти изменения касаются штрафов и системы двух попыток [12].

На Украине этот вид спорта стал развивать-

ся приблизительно с 1975 года. Созданы спортивные школы в городах: Киев, Винница, Харьков, Днепропетровск.

Гребной спорт связан с риском, поэтому изучение объективных особенностей риска в соревнованиях и его субъективного отражения в сознании спортсмена представляет несомненный интерес для психологии спорта. Психологическое содержание риска рассматривается в различных научных направлениях. Так, в менеджменте рассматривается риск, связанный с принятием решений; в медицине возникает риск, связанный с угрозой для жизни пациента и т.д. «Рискологическое» направление получило развитие в западной [13, 14, 15, 16 и др.], а в последнее десятилетие и в отечественной психологии. В месте с тем в психологии спорта проблема риска и опасности еще не нашла достаточного отражения.

В русский язык слово «риск» пришло из европейских языков. В. А. Ойгензихт [6] утверждает, что его происхождение походит от испанского, где оно означает «скала» (йбсо). Так, В. И. Серебровс-кий (1926) уточняет, что это слово португальского происхождения и означает «отвесную скалу». Д.Н. Ушаков (2000) понимает риск как опасность [10]. Ф.А. Брокгауз и И. А. Эфрон (1899) рассматривают риск как опасность, угрожающая страховому объекту каким-либо вредом [11]. В словаре современного русского языка риск определен как возможная опасность [9]. Такое же значение придаётся риску и в иностранной литературе [2, 3 и др.].

Таким образом, слово «риск» означает опасность, возможную опасность, угрозу опасности. В.И. Серебровский (1927) термины «риск» и «опасность» рассматривал как синонимы. Автор считает понятие риск по смыслу почти аналогичным или родственным понятию «опасность» (явление, связанное с отрицательными последствиями, которые могут возникнуть, но не могут быть точно предсказаны).

Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

Формулирование целей работы.

Цель работы - изучение факторов риска на примере гребного слалома предполагало: краткое хронологическое описание возникновения гребного слалома как вида спорта; уточнение и краткое описание понятий «риск», «опасность», «угроза», «страх»; раскрыть факторы риска в гребном слаломе.

Результаты исследования.

Риск рассматривается как субъективная и объективная категория. По мнению Братусь С.Н., 1973; Ойгензихт В.А., 1974; Терещенко Л. К., 1981 и др., риск выступает как субъективная категория, которая существует параллельно с виной, но может существовать и совместно с ней как психическое отношение субъектов к результату собственных действий или действий других лиц, а также к результату объективно-случайных либо случайно-невозможных действий (событий), выражающееся в осознанном допущении отрицательных, в том числе невоз-

местимых последствий. Таким образом, рисковать -это, значит, допускать несение (принятие) невыгодных последствий от возможного результата правомерных либо объективно-случайных, либо объективно-невозможных действий или событий [6].

В тоже время риск есть объективная категория, реально существующая вне сознания спортсмена и существующая независимо от его воли [5]. Например, лодка, лежащая на конструкции прицепа, опасна с точки зрения возможного ее падения, но только при ее эксплуатации на воде спортсменом можно говорить о том, что последний чем-то рискует, причем опасность, возникшая от случайного обстоятельства, он должен допускать и осознавать. В тоже время опасность - это не риск, она существует сама по себе и до определенного момента не связана с риском. Опасность можно определить как возможность наступления вредных последствий, угроза их наступления.

Таким образом, опасность и угроза — это тождественные понятия, определяемые как возможность (вероятность) наступления невыгодных последствий (отрицательного результата), превращения этой возможностей действительность. Совершенно очевидно, что и опасность, и угроза, которые отдельные авторы называют риском, таковым не являются и знака равенства между ними ставить нельзя.

Однако, Н. С. Малеин (1971) считает, что риск - это возможная опасность, но опасность - это и есть возможность наступления чего-то отрицательного. Риск - это не создание опасности, а лишь допущение, осознание её. Оба определения риска не тождественны, они характеризуют риск не как субъективную, а как объективную категорию. Не являются риском также понятия вероятности и возможности. Совсем парадоксально звучит отождествление с риском самого события или признание риском фактического обременения невыгодными последствиями. Обременение предусматривает какую-либо затруднительность, неудобства, что не раскрывает понятия «риска» [4].

Риск связан и с ущербом, и с вероятностью, и со случаем. Включая в определение риска, помимо стоимостной характеристики, также вероятность, возможность некоторые авторы вплотную подходят к субъективному пониманию риска, но при этом говорят лишь о принятии решения и об оценке риска. Ущерб есть ущерб, он не нуждается в дополнительном определении даже при включении в него средней, максимальной или минимальной величины. Однако, вероятное допущение несения этого ущерба, оценка принятия отрицательных последствий при опредёленных, в основном случайных, обстоятельствах как раз и составляют категорию риска [8].

Таким образом, риск можно рассматривать в трёх аспектах.

Во-первых, как мотивированное действие, активизирующее определённые специфические эмоционально-волевые проявления, например, сме-

лость, азарт, решительность, уверенность и другие в неопределённых ситуациях.

Во-вторых, как предпосылка оперативного решения в экстремальных условиях.

В-третьих, как особое эмоциональное состояние удовлетворённости личности, находящейся в опасных ситуациях.

Аналогично подходят к пониманию риска В. А. Петровский и М.В.Ярошевский, которые придают риску три значения: 1) Риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) Риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом; 3) Риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями) [7].

Для многих людей, стремление к риску, к ситуациям, где исход не известен, является чертой личности, собственной стратегией жизни. Поиск новых ощущений, расширяющий горизонты, имеет большую движущую силу. В поведении человека присутствуют две противоположные тенденции: попытка избежать опасности и стремление к ней. Противоречивость - это свойство человеческой натуры вообще. И зависимости от превалирования той или иной тенденции человек либо рискует, либо убегает. В системе ценностей экстремалов риск стоит на первом месте.

Опираясь на эти ключевые позиции в определении риска можно рассматривать его как свойство личности, базирующееся на эмоционально-волевых, интеллектуальных особенностях, посредством которых спортсмен вовлекается в опасные ситуации (ситуации соревнования), стремиться их преодолеть как можно лучше и быстрее, чтобы показать наилучший результат.

Гребной слалом характеризуется множеством опасных факторов, которые можно условно разделить на две категории: внешние и внутренние.

К внешним факторам риска относится: во-первых, вода, т.е. опасность захлебнуться или утонуть; во-вторых, спортсмен на дистанции находится один без тренера, который мог бы ему помочь в нестандартных, рискованных ситуациях. В-третьих, скорость течения воды, на разных каналах и речках, разная. В-четвертых, у спортсмена ограничена видимость дистанции из-за поворотов, бочек и перепадов уровня воды. В-пятых, износ инвентаря (например, лопатка от весла, сама трубка, на которой крепиться лопатка, может сломаться об камень; расстегнутся, и слететь шлем; также может раскрыться фартук и в лодку хлынет поток холодной воды). В-шестых, нарушение ориентации в пространстве при перевертывании лодки. В-седьмых, опасность получения травмы во время прохождения дистанции:

удар о камни, удары об лодку и т.д.

К внутренним факторам можно отнести такие как: болезненные ощущения, которые могут возникнуть вследствие травм и растяжений; ограниченную возможность моделирования дистанции потому, что дистанции на разных соревнованиях не повторяются; ощущение сырости, низкой температуры воды; недостаточный опыт выступления в ответственных соревнованиях, длительный перерыв в выступлениях и другие.

Внешние и внутренние факторы можно считать детерминантами страха. Страх представляет собой эмоциональное состояние, отражающее защитную реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия [1].

Страх сильная эмоция, освобождение от него вызывает радость и психологический подъем. Следовательно, для спортсмена возникновение страха не только целесообразно, но и полезно, но страх часто становиться препятствием для достижения поставленных целей. Одна из основных причин страха - неуверенность в собственных силах и сопровождается высокой тревожностью. Людей, чертой которых является тревожность можно разделить на две группы. Одни склонны преувеличивать риск в опасных ситуациях, другие - преуменьшать его. Но и те, и другие рискуют, чтобы испытать страх на пике эмоций и освободиться или снизить свою тревожность.

Поэтому многие спортсмены идут на риск для того, чтобы доказать самому себе, что это не так. Желание побороть свой страх во многом является мотивом для занятий гребным слаломом.

Преодоление страха связано с риском. А риск связан с преодолением опасности, что в свою очередь является субъективным ощущением.

На риск идут тогда, когда полезность преобладает над опасностью проигрыша. Риск - это не безрассудный поступок, а нормальная линия поведения в условиях, когда обстановка не определенна (условия соревнований). Речь идёт о расчётливом риске. Всякое отклонение от расчётливого риска при действиях в неопределённой обстановке приводит либо к авантюризму, если риск больше необходимого, либо к перестраховке, если спортсмен боится рисковать. И это и другое, в конечном счете, сулит проигрыш [1].

В связи с риском возникает психологическая напряженность (тревога) и страх, что с одной стороны активизирует психику спортсмена, и он успешно выступает на соревнованиях, а с другой -если психическое напряжение чрезмерное, то это может приводить к блокировке сознания и потере ориентации, скорости, нарушении координации движений, снижении реакции и внимания, а в гребном слаломе эти перечисленные критерии составляют 60 % успешного выступления на дистанции.

Тревога - один из механизмов, позволяющих спортсмену чувствовать опасность и своевременно на нее реагировать, приводя в действие сис-

темы экстренной мобилизации энергетических ресурсов организма. Различие в поведении обычных людей и спортсменов в большей степени обусловлены их способностью контролировать свое состояние, адекватно оценивать возникшую ситуацию риска и своевременно принимать решения. В свою очередь, уровень развития данных способностей во многом определяется уровнем нервно-психической устойчивости и психологической готовности к действию в экстремальных условиях, которыми для спортсмена являются соревнования.

Процесс подготовки спортсмена к участию в соревнованиях предполагает знание того, как и к чему готовить. Используя критерии [9] можно ситуации в гребном слаломе представить как последовательность деятельности связанной с риском. Спортивная деятельность (тренировки) осуществляется по намеченному плану и заблаговременно до соревнований, возникновение ситуаций риска и воздействие внутренних и внешних факторов с одной стороны ожидаемо в стандартных ситуациях, а с другой - если ситуация незнакома, а таких в гребном слаломе относительное большинство, то риск проигрыша возрастает т.к. у спортсмена нет других «схем» как действовать в возникшей экстремальной ситуации. Тогда способность рисковать является решающей в результате, который покажет спортсмен на данных соревнованиях.

Следует отметить, что действие факторов описанных выше относительно долговременно, что может исчерпать психические и физические возможности организма спортсмена, что также приведет его к проигрышу.

Необходимо подчеркнуть, что поведение спортсмена во время прохождения соревновательной дистанции в большинстве случаев осознано, контролируемо и обусловлено, прежде всего, внутренними его установками. Данные установки формирует тренер, а затем и сам спортсмен. Но, говоря о мотиве самосохранения, который хотя и является одним из сопутствующих мотивов в стандартных ситуациях и может подавляться спортсменом, а, проявляясь в экстремальных ситуациях, оказывается решающим, что в свою очередь заставляет спортсмена рисковать, несмотря на страх и тревогу за свою безопасность.

Спортсмены-слаломисты учатся контролировать свой страх, постоянно тренируясь и моделируя опасные ситуации.

Постепенно каждый спортсмен вырабатывает собственную тактику преодоления препятствий и становится настолько техничным, что уверенность в собственных силах не дает страху «разрастись». Нельзя сказать, что спортсмен перестает бояться вообще, но знание о возможной опасности помогает ее избежать или смоделировать несколько вариантов компенсации времени, затраченного на нахождение необходимого решения. Кроме того, страх может исчезнуть под напором другой сильной эмоции: злости, удивления, радости. Спортсмены учат-

ся сдерживать и контролировать свой страх, тренируя в себе способность рисковать.

Выводы.

У спортсменов эмоции интереса и страха соперничают друг с другом. Сплавляясь по горной реке, спортсмен взаимодействует со стихией, пребывает в опасных ситуациях, но мастерское владение своим телом, способность чувствовать страх, и все же идти на оправданный риск, позволяет пережить контроль над экстремальной ситуацией, а значит над собственным страхом. Это развивает личность спортсмена. Осознание этого вызывает радость, гордость, что само по себе способно быть мотивом для занятия этим спортом.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения составляющих компонентов риска в спортивной деятельности.

Литература.

1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

2. Латинско-русский словарь: 4-е изд., стер. - М.: Рус. Яз., 1996. - 846 с.

3. Литвинов В. Д. Латинсько-український словник. - К.: Українські пропілеї, 1998. - 712 с.

4. Малеин Н.С. Вина - необходимое условие имущественной ответственности // Советское государство и право. -1971. - № 2. - С. 33-35.

5. Ожогов С.И. Словар руського язика. - М.: Руський язик, 1983. - 816 с.

6. Ойгензихт В.А. Проблема риска в гражданском праве. -Душанбе: Ирфон, 1972. - 224 с.

7. Петровский В.А. Поведение человека в ситуации опасности (к психологии риска) // Новые исследования в психологии. - 1974. - № 1. - С. 23-24.

8. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под. Ред. ГС. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.: ил. - (Серия Учебник для вузов»). - с. 538-541.

9. Словарь современного русского литературного языка / Под. ред. Филина Ф.П. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - Т.12. -С. 1321.

10. Толковый словарь русского языка / Под. ред. Ушакова Д.Н.

- М., 1939г. - Т. 3. - С.1360.

11. Энциклопедический словарь Брокгауз Ф.А. и Ефрон И. А.

- С-Петербург: Изд-во дело, 1899г. - Т.26а.- С. 804-805.

12. www.canoeicf.com (Перевод Константина Абрамова по материалам Международной Федерации Гребли).

13. Douglas M. Risk and Blame Essays in Cultural Theory. -Routledge, London and New York - 1992.

14. Coombs C.H., Huang L.C. Polynomial psychophysics of risk // Journal of Mathematics Psychology. - 1970. - № 7. - P. 317-338.

15. Coombs C.H., Meyer D.E. Risk preference in coin toss games // Journal of Mathematics Psychology. - 1969. - № 6. - P. 514-527.

16. Lupton D. Risk. - Routledge, London and New York - 1999.

Поступила в редакцию 18.01.2007г.

ПРОБЛЕМЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ИОРДАНИИ, И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ризик Алла Мустафа Хусин Кавакзе Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы лиц с ограниченными физическими возможностями в Иорда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.