Римашевская Н.М., Крошилин С.В., Медведева Е.И.
ГРЕБНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗА ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
(статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант №14-02-00250 «Гребневая (Ридж) модель возрастной структуры детей и молодежи»)
В последние годы происходит повышение нагрузки на занятых в экономике. Это вызвано увеличением доли пожилых на фоне сокращения численности лиц трудоспособного возраста.
Рост социальных издержек качественно меняет спрос на трудовые ресурсы и критерии трудового потенциала населения. Происходит не только количественная, но и качественная трансформация спроса на рабочую силу, что требует изменения трудового потенциала российского населения и системы их подготовки.
Реформирование сферы образования, как и всех базовых социальных институтов в стране не возможно без учета демографических трансформаций в обществе. Требуются иные подходы к анализу и оценке сложившейся ситуации, т.е. применение нового или адаптированного к новым задачам инструментария исследования.
В данной статье предлагается авторский подход к эконометрическому моделированию на основе разработки Гребневой модели возрастной структуры детей и молодежи, бази-
рующейся на гендерном методе. Ее построение позволит проанализировать влияние демографической динамики на процессы модернизации в системе образования.
Знание экономического развития страны невозможно без четкого представления о половозрастной динамике населения, которая не только определяет характер и особенности рынка труда, но и процесс его пого-дового формирования как для России в целом, так и с учетом регионального деления. Только зная детальную картину состава населения, можно выстроить соответствующую систему образования — от детских дошкольных учреждений до вузов страны — которая будет удовлетворять потребности социально-экономического движения общества и спрос каждого отдельного гражданина.
Для решения проблем в данном контексте была сформулирована Гребневая модель возрастной структуры детей и молодежи, которая позволяет выяснить зависимость между рождаемостью и численностью населения разного возраста, а следова-
тельно, и учащихся на различных уровнях образования. Решение подобной задачи возможно на основе предложенной авторами Гребневой (ридж) модели.
Актуальность такого подхода обусловлена демографическими сдвигами. Происходящие и ожидаемые в российском обществе снижение рождений, постарение населения, последствия «демографической ямы» и т.п. требуют качественного изменения трудового потенциала, которое невозможно достичь без реформирования системы образования.
Специфика российских демографических процессов состоит в том, что снижение рождаемости началось с более высокого уровня, чем в большинстве развитых стран. Одной из особенностей модели воспроизводства в России является значительный уровень детской смертности (треть родившихся младенцев умирает не дожив до года, а до 15-ти лет не доживает более половины).
В начале ХХ века свыше половины браков заключались в возрасте до 20 лет. Каждой россиянке необходимо было родить не менее 5-ти детей, чтобы было возможным обеспечить простое замещение поколений, а спустя всего 50 лет — всего лишь 2-х [1].
Кроме того, начиная с 2008 г. происходит систематическое сокращение численности лиц трудоспособного возраста. На 1 млн. и выше в год будет уменьшаться этот контингент населения начиная с 2012 г., что и продлится вплоть до 2019 г. Наибольшие потери произойдут в 2016 г.
В течение 12 лет (2012-2023 гг.) вступать в трудоспособный возраст будут в среднем ежегодно по 1,3-1,5 млн. человек, тогда как выбывать из него — по 2,1-2,5 млн. К 2020г. численность лиц в трудоспособном воз-
расте сократится на 9,7 млн., а все население страны, в целом, не изменится [2]. Произойдет лишь его дальнейшее постарение (рис. 1).
Согласно среднему варианту прогноза Росстата (выполнен в 2009 г.), к началу 2015 г. доля населения старше трудоспособного возраста достигнет 24,1% по сравнению с 21,6% в 2010 году. К началу 2020 г. соответствующий показатель будет равен 26,4%, а к 2025 г. — 27,7% [з].
Увеличение доли пожилых на фоне сокращения численности лиц трудоспособного возраста, повышение нагрузки на занятых в экономике и рост социальных издержек качественно изменят спрос на трудовые ресурсы и критерии трудового потенциала населения.
Демографическая ситуация требует новых подходов к формированию трудового потенциала страны, а главное — к уровню квалификационной подготовки работников. Это должно быть определяющим моментом в процессе модернизации системы образования, включая уровни отдельных муниципальных структур. Эффективное развитие сети учебных заведений возможно лишь с учетом региональных особенностей территорий и демографических процессов.
Необходимо принимать во внимание данные тенденции и при разработке новых образовательных программ, ВГОСов, санитарно-эпидемиологических требований. Разработка стратегий развития системы образования должна опираться на обоснованные и подтвержденные эмпирическими данными соответствующих исследований.
Необходимо понимание процессов, которые происходят в региональном социуме, включая демографическую ситуацию, показатели здоровья населения и т.п.
160000
120000
30000
шп
40000
20000
2012 2013 2014 2015 2010 2017 201В 2015 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2020 2030 2031 □ Моложе трудоспособного возраста И Трудоспособного возраста РСтарие трудоспособного возраста |
Источник: РОССТАТ. Демографический прогноз до 2030 года. Численность населения по отдельным возрастным группам //
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn3.htm
Рис. 1. Прогноз (средний вариант) численности населения по отдельным возрастным группам (на начало года, тыс. человек)
Основная задача при построении Гребневой модели (далее Ридж модель) возрастной структуры детей и молодежи —разработка подхода, основанного на эконометрическом моделировании и позволяющего более точно увязывать структуру демографической динамики с изменениями в системе образования.
Предлагается новый инструментарий, позволяющий с определенной долей вероятности оценить количество детей и молодежи в определенной когорте на различных уровнях образования. Это дает возможность моделировать количество мест в до-
школьных учебных заведениях, в школах, в системе СПО и ВПО. Для построения Ридж модели следует учесть специфику демографической динамики: рождение детей, изменение половозрастной структуры на различных уровнях российской системы образования.
В нашем подходе будет применен анализ статистических данных по различным когортам детей и молодежи, на основе которого выстраивается регрессионная зависимость между показателями рождаемости и возрастной структурой в детских са-
дах, школах и профессиональном образовании.
Сегодня это особенно актуально для всех учебных заведений, так как реализуется программа подушевого финансирования. Основным критерием «эффективности образовательного учреждения» является наполняемость классов и групп: количество детей не должно быть меньше 25 человек. Таким образом, возникает объективная необходимость в разработке специального подхода к процессу планирования бюджетных и внебюджетных мест в учебных заведениях.
Данную задачу можно осуществить на основе Гребневой модели, которая позволит с определенной долей вероятности предопределить ожидаемое количество учащихся на всех уровнях обучения.
Реализация и построение модели заключается в следующем: на основе данных РОССТАТа [4] формируется когортная выборка учащихся. Для соблюдения правила репрезентативности целесообразно выделить следующие возрастные категории:
1) дети до 1 года;
2) рождение с учетом смертности в 1 год (1 год);
3) дошкольный возраст (ясли и детский сад) (3 года);
4) начальная школа (7 лет);
5) старшие классы или СПО (16 лет);
6) вуз (18 лет).
Выбор данных групп обусловлен следующим: первая — это «Дети до 1 года» — предусматривает статисти-
ческий анализ и учет динамики детей в данном возрасте.
На рис. 2 представлена их численность с 1990 по 2013 гг.
Вторая группа учитывает смертность до года, т.е. выборка осуществляется из всех детей которые на данный момент были в возрасте от 0 до 1 года. Из рис. 2 и 3 видна положительная динамика.
Третья группа анализирует «потенциальных» детей, которые могут претендовать на место в детских садах. В 2013 г. их количество на 222 тыс. больше, чем в 2010 г. (рис. 4).
Четвертая группа — это учащиеся начальной школы. Как видно из данных (см. рис. 5), прирост количества детей в этом возрасте замедлился и остановился на уровне 1,6 млн. человек.
Учащиеся старших классов или студенты среднего профессионального образования (СПО) учитываются в пятой группе (рис. 6).
В отличие от предыдущей, видна тенденция к сокращению (1,36 млн. человек). Это является последствием «демографической ямы». Однако, учитывая рост численности в предыдущих когортах, в дальнейшем можно ожидать положительную динамику в старших классах.
Деление внутри категории на тех, кто учится в СПО или продолжает обучение в школе происходит, исходя из долевого деления в предыдущие моменты наблюдения.
Последняя шестая категория представлена потенциальными претендентами в высшие учебные заведения (рис. 7).
Рис. 2. Численность населения РФ на 1 января по категории «Дети до 1 года», человек
Рис. 3. Численность населения РФ на 1 января по категории «Рождение с учетом смертности в 1 год (1 год)», человек
Рис. 4. Численность населения РФ на 1 января по категории «Дошкольный возраст
(3 года)», человек
Рис. 5. Численность населения РФ на 1 января по категории «Начальная школа (7 лет)»,
человек
Рис. 6. Численность населения РФ на 1 января по категории «Старшие классы или СПО
(16 лет)», человек
Рис. 7. Численность населения РФ на 1 января по категории «ВУЗ (18 лет)», человек
Систематическое снижение численности (см. рис. 7) с 2002 г. прекратилось и стабилизировалось в 201213 годы. Сейчас их количество составляет 1,5 млн. человек. Анализ всех представленных категорий стал
основой формирования Гребневой модели.
Для наглядной демонстрации процесса формирования когортной выборки необходимо изучить период с 1990-2010 гг. (табл. 1).
10116777
Таблица 1
Когортная выборка данных РОССТАТа за период 1990-2010 гг., человек
Источник: данные РОССТАТа и расчеты авторов
На приведенных в табл.1 данных отражен механизм формирования «волны», а также выбор когорты-гребня, позволяющей оценить показатели численности детей и молодежи на различных уровнях системы образования.
Когортная выборка за период
В рамках первого этапа исследования (параметризация модели) необходимо проанализировать показатели для периода с 1990 по 1995 гг. Данный диапазон позволит определить «полную» волну — гребень до 2013 года (табл. 2).
Таблица 2
рождения 1990-1995 гг., человек
' ' ———^^^^ Год рождения Когорты/ ——— 1990 1991 1992 1993 1994 1995
Дети до 1 года 2123530 1964547 1780031 1584813 1389192 1436350
Рождение с учетом смертности в 1 год (1 год) 2115235 1971236 1782259 1590312 1401284 1436543
Сад (3 года) 2131622 1987787 1804237 1623164 1419635 1441913
Начальная школа (7 лет) 2184251 2042991 1828245 1653730 1437546 1445897
Старшие классы (16 лет) 2260995 2182342 1885616 1720314 1516555 1507135
ВУЗ (18 лет) 2297055 2229623 1914537 1777762 1662919 1555494
Источник: Расчеты авторов на основе данных РОССТАТа
В табл. 2 «волна» по всем выделенным возрастным категориям сгруппирована в один столбец. Визу-
ализация когортной выборки за период детей, рожденных с 1990 по 1995 гг., приведена на рис. 8.
Рис. 8. Визуализация когортной выборки за период рожденных детей с 1990 по 1995 гг., человек
Из рис. 8видно, что имеется тенденция к уменьшению численности в каждой последующее когорте.
Для построения Гребневой модели были использованы методы эко-нометрического моделирования. Для этого осуществлена параметризация и определен вид зависимости на основе статистических данных. С помощью идентификации моделей и оценивании неизвестных параметров, выполнена верификация и осуществлен расчет возрастной структуры детей и молодежи на период с 2010-2031 гг. (рис. 9).
Согласно прогнозу количество учащихся в группе 16 и 18 лет будет постепенно расти.
Однако ситуация может измениться, если на следующем этапе моделирования будут учтены новые переменные. Более наглядно результаты моделирования можно представить в виде волновой диаграммы (рис. 10).
Таким образом, авторским коллективом разработанная Гребневая модель возрастной структуры детей и молодежи позволяет анализировать изменения демографических показателей с помощью эконометри-ческого моделирования. С определенной долей вероятности (и учетом погрешностей в данных РОССТАТа) можно предопределять количество учащихся на различных уровнях образования. Использование Гребневой модели дает возможность планировать необходимое количество мест в дошкольных учебных заведениях, в школах, в системе СПО и ВПО, что в целом позволяет реализовывать стратегическое планирование и более эффективно управлять системой образования. С учетом изменения входных параметров данный подход может быть адаптирован для прогнозирования возрастной структуры учащихся в любом регионе: не только на макро-, но также на мезо- и микроуровне.
¿7
2.5 2.3
^ РФ Числ«иость насе ения на 1 января, млн чеп |
У* г \ * /X/ Л ч « ъ.
К V "в \
Л\\ \ ч - \ Ч *
\\н \
§ | I
м « Я
« см
Дети до 1 года. млн. чел. —о—Дошкольники (3 года), млн. чел. ' о - Старшие классы (16 лет), млн. чел.
—л—Рождение с учетом смертности в 1 год (1 год), млн. чел. —*—Начальная школа (7 лет), млн. чел. —о — ВУЗ (18 лет), млн. чел.
Рис. 9. Применение Гребневой модели для прогнозирования возрастной структуры учащихся (1990-2031 гг.), человек
Рис. 10. Волновая диаграмма прогнозирования возрастной структуры учащихся на основе применения гребневой модели 1990-2031 гг., человек
Литература
1. Римашевская, Н.М., Доброхлеб В.Г., Медведева Е.И., С.В. Крошилин. Особенности развития демографических процессов в современной России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 15(156). — С. 2-12.
2. Рыбаковский, Л.Л. Динамика населения России и ее компоненты в 2001-2025 гг. // Социологические исследования. — 2011. — № 12. — С. 43-49.
3. РОССТАТ. Раздел: Демографический прогноз до 2030 года. Численность населения по отдельным возрастным группам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn3.htm
4. Федеральная служба государственной статистики. Раздел. Демография. Подраздел. Численность населения. Пункт. Численность постоянного населения на 1 января. (запросы по возрастам). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/
Bibliography
1. Rimashevskaya N.M. Features of the development of demographic processes in modern Russia H.R. Medvedeva, N.M. Rimashevskaya, V.G. Dobrochleb, S.V. Kroshilin. National interests: priorities and security. 2012. № 15(156). Рр. 2-12.
2. Rybakovskiy L.L. Dynamics of the population of Russia and its components, 2001-2025. Sociological studies. 2011. No. 12. Рр. 43-49.
3. ROSSTAT. Section: Demographic forecast until 2030. The population in individual age groups [Electronic resource]. Available at: // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ pop-ulation/demo/progn3.htm
4. The Federal service of state statistics. Section. The demographics. The subsection. Population. Item. The resident population on 1 January (requests by age). [Electronic resource]. Available at: http://cbsd.gks.ru/