ХМЕЛЕВ Владимир Александрович — соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 82; [email protected]); http://orcid.org/0009-0001-9944-9646
ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Аннотация. В процессе формирования и реализации социально-политической повестки дня все большее значение приобретают технологии политической коммуникации между властью и обществом, осуществляемой с использованием возможностей современных интернет-технологий. С целью оценки эффективности политической коммуникации региональных госструктур и институтов гражданского общества в ракурсе формирования социально-политической повестки дня автор провел исследование интернет-сайтов ряда таких организаций. Анализ показал, что взаимодействие государственных органов, институтов гражданского общества и отдельных граждан в исследованных регионах находится на низком уровне: интерес граждан к информации, размещенной на аккаунтах госструктур и общественных палат, невысок; новостные ленты не вызывают эмоционального отклика у аудитории социальных сетей; качество размещаемого контента неудовлетворительное. Автор предлагает ряд мер, которые следует реализовать для того, чтобы повысить интерес населения к содержанию интернет-сайтов госструктур и общественных организаций.
Ключевые слова: цифровая демократия, цифровая социально-политическая повестка дня, дигиталь-ный субъект, интернет-участие, общественная инициатива
Научный проект «Региональное политическое управление: моделирование социально-политических и экономических процессов на основе агентоориентированного подхода»реализуется в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН по итогам отбора научных проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ).
Цифровые технологии получают в нашей стране все большее распространение и становятся основой коммуникационных взаимодействий государственных структур, институтов гражданского общества и граждан в решении вопросов социально-политической повестки дня. На начало 2024 г. аудитория Интернета составляла 103 млн чел. (85% населения); при этом социальные медиа занимают 47% интернет-активности россиян, среди которых по доле времени потребления лидируют YouTube (79% населения), ВКонтакте (74% населения), Telegram (70% населения), Дзен (66% населения), TikTok (55% населения) и Одноклассники (42% населения)1.
В связи с тем что соцсети, иные электронные площадки дают возможность рядовым гражданам, представителям институтов гражданского общества открыто и оперативно высказать свое мнение, предложить собственное решение по тем или иным вопросам, напрямую обратиться к властям пре-
1 Как устроена аудитория социальных медиа. - Mediascope. 05.07.2024. Доступ: Ы^:// mediascope.net/news/2544317/ (проверено 02.03.2024).
держащим, совместно с ними решать социальные проблемы, осуществлять народное волеизъявление с помощью дигитальных технологий, в политологии было предложено рассмотреть эти процессы через призму понятия «цифровая демократия» [Киреева 2019; Лолаева 2021]. В этой связи формирование и реализация социально-политической повестки дня в результате взаимодействия госструктур, институтов гражданского общества, граждан в Сети следует трактовать как проявление цифровой демократии. По своей сути это традиционные формы демократии, но реализуемые с помощью цифровых информационно-коммуникационных технологий.
В процессах формирования и реализации социально-политической повестки дня цифровые технологии представлены в разных аспектах - как технология коммуникации, на базе которой осуществляются процессы взаимодействия разных субъектов (электронные обращения, петиции и пр.); предмет социально-политической повестки дня (информационно-коммуникационные технологии как вопрос данной повестки дня, например, доступность оказания госуслуг в электронной форме); фактор влияния на формирование и реализацию тех или иных вопросов повестки дня.
Цифровые технологии в оптике коммуникаций дают возможность использовать электронные ресурсы, с помощью которых представители институтов гражданского общества, рядовые граждане могут напрямую обратиться к госструктурам для решения вопросов социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации. Среди таких технологий можно выделить:
- онлайн-платформы, приложения, порталы (создание и управление электронными сервисами и порталами) для общения и взаимодействия, получения госуслуг. Это могут быть форумы, чаты, конференции, социальные сети и другие инструменты, которые позволяют гражданам, представителям институтов гражданского общества и публичной власти совместно и оперативно решать социальные вопросы, облегчают доступ населения к государственным услугам; web-сайты, порталы государственных структур, где размещена информация, в т.ч. открытые данные для ознакомления с деятельностью указанных структур, предоставляют возможности обратной связи с гражданами, представителями институтов гражданского общества (интернет-приемные, электронное обсуждение, электронные консультации и пр.);
- интерактивные карты и инструменты для сбора и анализа данных, которые помогают представителям государства, институтов гражданского общества адекватно оценивать потребности региона и существующие здесь социальные проблемы, принимать более эффективные решения и контролировать выполнение вопросов социально-политической повестки дня;
- Big Data в целях повышения эффективности государственного управления, включая решение задач социально-политической повестки дня;
- электронные голосования и опросы, в ходе которых граждане, представители институтов гражданского общества могут принимать участие в принятии решений по вопросам социально-политической повестки дня;
- блокчейн-технологии для обеспечения прозрачности, целостности, надежности процессов, связанных с решением вопросов социально-политической повестки дня;
- системы распознавания речи и текста, позволяющие улучшить качество общения с гражданами, представителями институтов гражданского общества и оперативно реагировать на их социальные запросы (использование технологий машинного зрения и распознавания образов);
- электронный документооборот при работе с обращениями граждан, представителей институтов гражданского общества;
- инфраструктура электронного правительства, иных органов публичной власти (электронный региональный парламент и пр.); электронное межведомственное взаимодействие; цифровое правительство как следующий этап в развитии электронного правительства (использование искусственного интеллекта, Интернета вещей и пр.);
- сквозные платформенные решения по социально-политической повестке дня в государственном управлении.
С целью выявления технологий, используемых региональными органами исполнительной власти для коммуникации с населением, нами был проведен анализ интернет-сайтов ряда госструктур и институтов гражданского общества в некоторых субъектах Российской Федерации (Владимирская обл., Чувашская Республика, Приморский край).
Владимирская область:
- портал Правительства области: здесь размещен список региональных нормативных правовых актов, который регулярно обновляется и представлен достаточно полно, опубликованы помесячные и ежегодные планы мероприятий. Онлайн-трансляции заседаний не проводятся, а промежуточные итоги опроса населения по оценке эффективности деятельности органов публичной власти представлены только по итогам 2021 г. Весьма информативно представлены итоги работы с обращениями граждан за 2022 г. (при этом средний показатель процента удовлетворения обращений граждан на протяжении последних 3 лет снижается, составив в 2022 г. 14,81% всех обращений). Отправить обращение соответствующим госструктурам можно на сайте Правительства области; есть аккаунты Правительства области в соц-сетях - ВКонтакте, Телеграм, Одноклассники, интернет-приемная губернатора;
- портал Законодательного собрания области: раздел «Деятельность Собрания области» оперативно обновляется (хотя на сайте план мероприятий только на май), представлены полноценные отчеты по годам, есть записи видеотрансляций заседаний, предоставлена возможность отправить обращение на сайте; аккаунты в соцсетях - ВКонтакте, Телеграм, Одноклассники;
- сайт Общественной палаты области: раздел «Деятельность» (проекты и мероприятия) не раскрыт, в разделе «Общественная экспертиза» представлены мероприятия общественной экспертизы только за 2016 г.; опубликован ежегодный доклад о работе в 2022 г., есть форма для отправки электронного обращения, при этом график приема граждан отсутствует, нет отчета о работе с обращениями, как нет и информации об аккаунтах в соцсетях.
Чувашская Республика:
- портал органов государственной власти республики: в разделе «Документы» нормативные правовые акты оперативно размещаются на портале, есть возможность для граждан написать обращения, адресованные всем структурам республики, включая ее главу; имеются обзоры таких обращений, но они заканчиваются 3-м кварталом 2022 г.; есть информация о представленности в соцсетях;
- сайт Общественной палаты республики: в разделе «Документы» нормативные правовые акты оперативно обновляются; в разделе «Деятельность» опубликован план работы на год; предусмотрена возможность для граждан отправить обращение органам государственной власти; информация о работе
с обращениями граждан отсутствует; есть информация об аккаунтах в соц-сетях ^ассЬоок, ВКонтакте, Инстаграм). При этом с 21.03.2022 Facebook и Инстаграм официально запрещены на территории России1.
Приморский край:
- портал Правительства края: в разделе «Документы» нормативные правовые акты оперативно размещаются на сайте; есть возможность гражданам напрямую обратиться к тем или иным структурам государственной власти для решения социальных проблем; отчет о работе с обращениями граждан за 2022 г. на сайте отсутствует; размещена информация об аккаунтах в соцсетях (Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм);
- портал Законодательного собрания края: в разделе «Документы» нормативные правовые акты оперативно размещаются на сайте. Информация об итогах работы с обращениями граждан, поступившими в Законодательное собрание Приморского края в 2022 г., присутствует, но она не раскрывает следующие показатели: сколько социальных вопросов, поднимаемых гражданами, решено, были ли повторные жалобы. Информация об аккаунтах в соцсетях присутствует;
- сайт Общественной палаты края (представлен на портале Правительства Приморского края в разделе «Полезная информация»): нормативные правовые акты оперативно публикуются, есть возможность гражданам подать обращение, но нет информации о работе с такими обращениями за 2022 г. Размещена информация об аккаунтах Общественной палаты в соцсетях (Телеграмм, ВКонтакте), есть раздел «Диалог с властью».
Практически во всех анализируемых регионах госструктуры, базисные институты гражданского общества представлены в соцсетях. Сравним популярность аккаунтов некоторых государственных структур и общественных палат ряда субъектов Российской Федерации в социальной сети ВКонтакте по числу подписчиков/участников, новостей по социальным вопросам, лай-ков, просмотров, репостов, комментариев за апрель 2023 г. (см. табл. 1).
Как следует из табл. 1, число подписчиков/участников аккаунтов госструктур и общественных палат невелико (не превышает 70 тыс. чел.), что свидетельствует о невысоком интересе граждан к тем вопросам, которые поднимаются в этих аккаунтах. Преобладает констатирующая информация в форме краткого отчета. На общем фоне подписчиков/участников аккаунтов региональных правительств больше, чем у законодательных собраний, что свидетельствует о большем интересе и доверии граждан правительственным структурам. У общественных палат подписчиков/участников аккаунтов меньше 1 тыс. чел. (многие граждане не знают, чем занимаются общественные палаты и чем они могут помочь при решении их социальных вопросов). Тем не менее значительная часть информации, размещенной в аккаунтах, посвящена социальной проблематике.
Число просмотров той или иной новости в социальной сфере иногда может превышать число подписчиков/участников (например, если дается какое-то разъяснение по конкретному социальному вопросу). Вместе с тем обращает на себя внимание, что весьма часто новости не вызывают никакого эмоционального отклика у аудитории соцсети, отсюда отсутствие комментариев, единичные репосты, незначительное число лайков. Представляется, что во
1 Суд запретил Instagram и Facebook. Что это значит для пользователей. - РБК. 21.03.2022. Доступ: https://www.rbc.ru/technology and media/21/03/2022/6238a5e89a79477 e5dc0245f (проверено 02.09.2024).
Таблица 1
Популярность аккаунтов государственных структур и общественных палат ряда субъектов Российской Федерации в социальной сети ВКонтакте (по данным за апрель 2023 г.)
Наименование аккаунта Число подписчиков / участников, тыс. Число новостей по социальным вопросам, ед. Наибольшее число лайков, ед. Наибольшее число просмотров, тыс. Наибольшее число репостов, ед. Наибольшее число комментариев, ед.
Правительство Владимирской области 15,4 126 242 10 11 29
Законодательное собрание Владимирской области 2,8 24 54 5,8 6 8
Общественная палата Владимирской области 0,58 28 50 1,5 5 4
Портал органов власти Чувашской Республики 68,5 60 181 74 29 384
Общественная палата Чувашской Республики 0,95 26 27 0,43 4 0
Правительство Приморского края 25,9 109 267 9,4 17 14
Законодательное собрание Приморского края 2,1 95 31 3 1 0
Общественная палата Приморского края 0,1 22 11 0,13 1 0
многих случаях цифровые технологии используются недостаточно эффективно. В регионах не хватает специалистов по созданию содержательных и интересных сайтов, аккаунтов, способных привлечь внимание граждан, повысить степень их доверия к госструктурам и институтам гражданского общества.
Для повышения эффективности взаимодействия государства, институтов гражданского общества, отдельных граждан в целях решения социальных вопросов можно предложить более широко использовать на интернет-площадках реверсивные эффекты повестки дня (reversed agenda effects), означающие, что общественная повестка дня (обсуждение определенных тем), возникшая в соцсетях, может перейти для обсуждения на аккаунты госструктур или институтов гражданского общества [Сербина 2015: 57]. Эффективность социального партнерства государства и общества также способно повысить и бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, не только генерирующих новые механизмы, формы и методы взаимодействия власти и гражданского общества, но и существенно влияющих на результативность социального партнерства посредством создания современных коммуникативных платформ, формирующих новые его субъекты - сетевые сообщества,
которые благодаря этим технологиям приобретают широкие возможности для получения больших массивов информации о деятельности государственных структур, институтов гражданского общества, об их реальном социальном партнерстве [Ильичева и др. 2024].
Тем самым, цифровые технологии привели не только к возникновению дигитальных платформ для коммуникаций, предоставлению государственных услуг (дигитальное сервисное государство1), но и создали механизм влияния на формирование и реализацию тех или иных вопросов социально-политической повестки дня.
В настоящее время в научный оборот введено понятие цифровой социально-политической повестки дня, которая создается в Сети на основе взаимодействия государства (выдвигаемая от его имени социально-политическая повестка дня - цифровой официальный дискурс), с одной стороны, и пользователей соцсетей (формируемая ими социально-политическая повестка дня - сетевой дискурс) - с другой [Тимофеева и др. 2022]. Цифровая социально-политическая повестка дня, формируемая в Сети институтами гражданского общества, может занимать промежуточное положение между обозначенными выше дискурсами.
Дискурсы находятся в постоянном взаимодействии, и, как уже ранее отмечалось, сетевой дискурс может стать определяющим при формировании социально-политической повестки дня и оказывать существенное влияние на госструктуры при решении вопросов этой повестки. Основными лидерами при формировании данной повестки дня могут выступить, например, инфлюенсеры, которые оказывают существенное воздействие на процессы трансформации социальной повестки дня в социально-политическую, придавая резонансное звучание тем или иных социальным проблемам (учитывая ожидания аудитории аккаунта, создает «блоговолны», «информационные каскады» [Тимофеева и др. 2022: 45]). При этом государственные структуры, институты гражданского общества, пользователи Сети находятся в условиях конкуренции за право первыми поднять те или иные социальные вопросы, требующие своего решения, предложить варианты такого решения.
Таким образом, цифровая социально-политическая повестка дня - это результат коммуникационного взаимодействия в Сети дигитальных субъектов, представляющих государственные структуры, институты гражданского общества, а также отдельных пользователей и их виртуальные сообщества (предъявители контента, например, блогеры; подписчики, участники, являющиеся распространителями, комментаторами, потребителями интернет-контента; при этом их социальный статус здесь не учитывается, а комментарии участники/подписчики могут делать и на официальных порталах органов государственной власти). К перечисленным субъектам необходимо добавить поставщиков контента (провайдеры, операторы информационных систем, цифровых платформ, информационных ресурсов, которые «стали полноценными участниками цифровых отношений» [Ковлер 2022]).
1 В настоящее время происходит «интенсификация индивидуализированных цифровых публичных сервисов (настраиваемый формат интерактивного взаимодействия гражданина с разнообразными государственными и иными общественно-политическими структурами), превалирование персональных цифровых профилей (например, на государственных платформах) над традиционными форматами политико-правовой идентификации ("портфель" государственных документов, официальных статусов и проч.), формирование субъективно ориентированных электронных публичных услуг, онлайн-консультиро-вания и т.п.» [Кочетков, Мамычев 2023: 99].
Перед государством, /Г-сообществом и гражданским обществом сегодня стоит задача нахождения механизма бесконфликтного согласования их интересов, связанных с обеспечением прав и свобод граждан в цифровом пространстве путем грамотного использования как способов правового воздействия на государство, так и саморегулирования самого гражданского общества [Ильичева, Лапин 2023: 20]
Цифровую социально-политическую повестку дня характеризуют быстрота, доступность и простота формирования в Сети, мобильность, нелинейность, нередко спонтанность, эмоциональная окрашенность, трансформация содержания в ходе обсуждения, демократичность, возможность выразить и опубликовать свое мнение для всех ее пользователей, направленность на вопросы социальной сферы, получившие широкий общественный резонанс.
В связи с этим в современной политологии появилось понятие «интернет-участие», означающее новую форму политической активности пользователей Сети [Авзалова 2015; Киселев 2007]. Интернет-участие отчетливо проявляется именно при решении проблем социально-политической повестки дня.
Одновременно процесс формирования цифровой социально-политической повестки дня представляется сложным, задействующим множество субъектов Сети. Можно отметить и влияние цифровой социально-политической повестки дня на аналогичную повестку, имеющую место вне виртуальной реальности. Поднимаемые в Сети социально значимые вопросы не могут быть незамеченными со стороны госструктур и ведущих институтов гражданского общества, которые, реагируя на данную повестку дня, должны вступить в коммуникационные процессы с пользователями Сети, предложить им свое решение поставленных проблем и, желательно, сообщить о реализации таких решений.
Сложность формирования цифровой социально-политической повестки дня состоит в том, что ее создают пользователи Сети, имеющие разные политические взгляды, уровень образования, иные социальные характеристики. Часто общение здесь происходит в рамках возникших сообществ, для которых могут иметь место феномены «эпистемологических пузырей», «эпистемологических эхо-камер», «эпистемологического бункера», когда члены определенного сообщества невосприимчивы к социально-политическим вопросам повестки дня, формируемым вне данного сообщества. Соответственно, они создают собственную социально-политическую повестку дня и рассматривают ее как единственно верную [Furman 2023; Nguyen 2020].
Формирование цифровой социально-политической повестки дня может быть рассмотрено как новый механизм управления, благодаря которому происходит артикуляция социальных потребностей общества, определение насущных проблем социальной сферы, требующих оперативного решения, прежде всего со стороны госструктур. В этом ракурсе отметим в качестве направления совершенствования механизмов взаимодействия госструктур и институтов гражданского общества в процессах формирования социально-политической повестки дня применение Big Data, использование «методов Data Science в анализе и прогнозировании вопросов и векторов развития цифровой социально-политической повестки дня в онлайн-пространстве» [Тимофеева и др. 2022: 45]. Также следует упомянуть, что представленный механизм формирования социально-политической повестки дня на основании анализа сетевой активности дигитальных субъектов, действующих в Сети, может быть использован для моделирования социально-политических
и экономических процессов в регионе/муниципалитете на базе агентоори-ентированного подхода с последующей оценкой возможных политических, экономических и социальных последствий управленческих воздействий, осуществляемых региональными и муниципальными властями [Лапин, Ильичев 2024] в случае принятия ими рекомендуемых пользователями Сети предложений.
Еще одним аспектом использования цифровых технологий является решение вопросов социально-политической повестки дня на платформенной основе (именно здесь происходит сбор данных, вариантов предлагаемых решений, осуществляется их цифровая обработка, аналитика в реальном времени и пр.). На цифровых платформах реализуется и взаимодействие государственных структур, институтов гражданского общества и граждан в Сети. Все традиционные механизмы такого взаимодействия начинают функционировать и в цифровой реальности (например, онлайн-опросы, которые проводятся в соцсетях, на портале госуслуг). В регионах создаются государственные информационные системы, с помощью которых реализуются механизмы эффективного взаимодействия гражданского общества и населения с органами публичной власти (в качестве примера можно привести информационную систему «Народный контроль» в Республике Татарстан, позволяющую оперативно заявить о возникшей социальной проблеме1).
На федеральном уровне создан интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» в рамках Открытого правительства. Так, на 23.07.2024 гражданами России было подано более 22 тыс. инициатив2. Значительное число данных инициатив касается социально-политической повестки дня. Например, наибольшее число голосов было отдано таким темам, как упорядочение пребывания на территории России трудовых мигрантов (более 100 тыс. голосов) и увеличение финансирования и законодательное закрепление сроков обеспечения жильем служащих силовых ведомств (более 26,5 тыс. голосов). С инициативой можно выступить в соцсетях, чтобы набрать в течение одного года 100 тыс. голосов (федеральный уровень) и не менее 100 тыс. голосов, если население региона составляет свыше 2 млн чел.; если меньше - 5% населения региона3. Однако затем инициатива должна пройти экспертную комиссию и в перспективе может быть положена в основу проекта нормативного правового акта. Вместе с тем и данный механизм формирования социально-политической повестки дня нуждается в совершенствовании:
- требуют терминологического прояснения понятия «народная законодательная инициатива», «правотворческая инициатива», которые близки к понятию «общественная инициатива» [Примакова 2014; Казьмина 2015];
- непрозрачен механизм прохождения инициативы после того, как она набрала нужное число голосов (например, не дается обоснование, почему данная инициатива отклонена экспертной рабочей группой);
- не определена судьба инициатив, которые не набрали 100 тыс. голосов, но
1 Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан. Доступ: Шга//: uslugi.tatarstan.rU/open-gov/all# (проверено 23.07.2024).
2 Российская общественная инициатива. Доступ: www.roi.ru/ (проверено 23.07.2024).
3 Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (вместе с "Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»")» (действ. ред.). - Собрание законодательства РФ. 11.03.2013. № 10. Ст. 1019.
получили широкую поддержку, например, в 95 тыс. голосов (таким инициативам отказано в повторном рассмотрении).
В связи с развитием новых информационно-коммуникационных технологий не только происходит выход в Сеть традиционных институтов гражданского общества (например, появились аккаунты профсоюзов, НКО и пр.), но и целенаправленно создаются цифровые институты гражданского общества. К числу последних можно отнести цифровые партии (киберпартии), которые функционируют в Сети, нередко не имеют членства, нацелены на прямое общение с избирателями, в т.ч. и по вопросам формирования социально-политической повестки дня, быстро реагируют на их запросы [Сморгунов 2014; Ковлер 2022]. В России зарегистрированные в Минюсте киберпар-тии отсутствуют, хотя есть мировой опыт функционирования таких партий [Ковлер 2022].
В заключение можно выделить следующие моменты.
В целях совершенствования механизмов взаимодействия государства и институтов гражданского общества в формировании и реализации социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации важны такие направления развития цифровых технологий, как искусственный интеллект (машинное обучение, нейронные сети); Интернет вещей; облачные технологии; роботизация; анализ Big Data; технологии кастомизации (Customer Intelligence).
В перспективе обращение гражданина, представителя института гражданского общества в госструктуру для решения возникших социально-политических проблем может быть сведено к формулировке только названия проблемы (например, «трудоустройство инвалидов, город Рязань»). Само решение проблемы будет сформировано автоматически и в оптимальном режиме. Искусственный интеллект проверит качество исполнения решения и сроки, сообщит об этом заявителю, проанализирует степень его удовлетворенности решением проблемы.
Онлайн-платформы госструктур должны быть соединены с ведомственными информационными системами, что значительно ускорит процессы принятия решений в социальной (и не только в социальной) сфере, превратит их в единую точку сбора информации. Эти платформы должны быть способными к интеграции с иными информационными системами на базе стандартизированных регламентов взаимодействия, единых метаданных.
Материально-техническая база информационно-коммуникационных технологий субъектов Российской Федерации в настоящее время различна, как различны содержание их официальных порталов, оперативность обновления информации, что требует формирования единых федеральных стандартов. Представители публичной власти на федеральном и региональном уровнях научились выдерживать сроки формирования ответов на обращения граждан, представителей институтов гражданского общества. Но зачастую эти ответы формальны, в связи с чем должна быть разработана методика их проверки по существу решения проблемы (например, через механизмы гражданского контроля, что повысило бы и авторитет общественных палат у граждан). Эта работа может быть возложена на искусственный интеллект.
Цифровые технологии применительно к формированию и реализации социально-политической повестки дня выступают как:
а) технологическая основа коммуникационных взаимодействий;
б) предмет данной повестки дня;
в) фактор влияния на формирование и реализацию тех или иных вопросов повестки дня.
Цифровая социально-политическая повестка дня определяется спецификой среды ее возникновения (пространство Интернета), особенностями создающих ее субъектов (субъекты, представленные в Сети), отличительными чертами коммуникационных взаимодействий этих субъектов (взаимодействие в Сети дигитальных субъектов), что создает ее отличительные черты, такие как быстрота реагирования на возникающие социальные проблемы, ускоренный механизм придания им политического характера, мобильность распространения социально-политической повестки дня, ее изменчивость в процессах обсуждения (нередко это дебаты без прямого общения), нелинейность (отсутствие изначально заданного центризма, создающего вектор ее обсуждения), эмоциональная окрашенность. Наибольшей интерес у аудитории Сети вызывает социально-политическая повестка дня в случае ее негативной окрашенности (возникает чувство нарушенной справедливости и стремление к ее быстрому восстановлению). Возникнув в Сети, цифровая социально-политическая повестка дня начинает быстро распространяться (через блоги, комментарии, репосты и пр.).
Социально-политическая повестка дня в Сети оказывает влияние на масс-медиа, которые зачастую используют данную повестку в своих новостях. Она нередко переходит в центр внимания и госструктур. Формирование цифровой социально-политической повестки дня следует рассматривать как проявление цифровой демократии, связанной с расширением гражданского участия в создании и реализации не только общественной, но и государственной социально-политической повестки дня.
Список литературы
Авзалова Э.И. 2015. Интернет-участие как новая форма политического участия граждан. — Ученые записки Казанского (Приволжского) федерального университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 157. Кн. 1. С. 187-193.
Ильичева Л.Е., Лапин А.В. 2023. Партнерство государства и гражданского общества в цифровом пространстве как условие реализации прав граждан.
— Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. С. 3-26. DOI: 10.24412/20716141-2023-2-3-26.
Ильичева Л.Е., Паршина Е.В., Лапин А.В., Ильичева М.В. 2024. Взаимодействие государства и гражданского общества: анализ оценок эффективности политики социального партнерства на основе опросов москвичей.
— Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. С. 315-332. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2024.4.2601.
Казьмина Е.А. 2015. К вопросу о понятии общественной инициативы: конституционно-правовой аспект. — Конституционное и муниципальное право. № 6. С. 24-26.
Киреева Е.Ю. 2019. Цифровая демократия: мифы и реальность. -Конституционное и муниципальное право. № 7. С. 29-32.
Киселев А.А. 2007. Политическое участие в интернете: автореф. дис. ... к.полит.н. Краснодар: Кубанский государственный университет. 25 с.
Ковлер А.И. 2022. Антропология прав человека в цифровую эпоху (опыт сравнительного анализа). - Журнал российского права. Т. 26. № 12. С. 5-29.
Кочетков А.П., Мамычев А.Ю. 2023. Государственная политика России в цифровую эпоху: основные тренды, сценарии и регуляторные практики. -Полис. Политические исследования. № 1. С. 96-113.
Лапин А.В., Ильичев М.В. 2024. Моделирование социально-политических и экономических процессов в регионе: агентоориентированный подход. -Власть. Т. 32. № 3. С. 62-77.
Лолаева А.С. 2021. Цифровая (электронная) и традиционная демократия: вопросы соотношения. — Конституционное и муниципальное право. № 4. С. 23-26.
Примакова Т.О. 2014. Российская общественная инициатива: проблемы формирования и функционирования новой формы непосредственной демократии. — Конституционное и муниципальное право. № 7. С. 69-74.
Сербина Г.Н. 2015. Роль Интернета в формировании новостной повестки дня: критический анализ теории agenda-setting. — Вестник Томского государ -ственного университета. № 397. С. 56-59.
Сморгунов Л.В. 2014. Сетевые политические партии. — Полис. Политические исследования. № 4. С. 21-37.
Тимофеева Л.Н., Рябченко Н.А., Малышева О.П., Гнедаш А.А. 2022. Цифровая социально-политическая повестка дня и ее осмысление в условиях новой медиаэкологии. — Полис. Политические исследования. № 2. С. 37-51. https://doi.org/10.17976/2022.02.04.
Furman K. 2023. Epistemic Bunkers. — SocialEpistemology. Vol. 37. No. 2. P. 197207. http://dx.doi.org/10.1080/02691728.2022.2122756.
Nguyen C.T. 2020. Echo Chambers and Epistemic Bubbles. — Episteme. Vol. 17. No. 2. P. 141-161. http://dx.doi.org/10.1017/epi.2018.32.
KHMELEV Vladimir Aleksandrovich, Applicant at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (bld. 1, 84 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571 [email protected]); http://orcid. org/0009-0001-9944-9646
CIVIC PARTICIPATION IN THE FORMATION OF THE DIGITAL SOCIAL AND POLITICAL AGENDA IN THE REGIONS OF RUSSIA
Abstract. In the process of forming and implementing the social and political agenda, technologies of political communication between the government and society, carried out using the capabilities of modern Internet technologies, become increasingly important. In order to assess the effectiveness of political communication between regional government agencies and civil society institutions from the perspective of forming a social and political agenda, the author conducted a study of the websites of a number of such organizations. The analysis shows that the interaction of government agencies, civil society institutions and individual citizens in the studied regions is at a low level. Citizens> interest in information posted on accounts of government agencies and public chambers is low, news feeds does not evoke an emotional response from the audience of social networks, and the quality of the posted content is unsatisfactory. The author suggests a number of measures to implement in order to increase public interest in the content of the websites of government agencies and public organizations.
Keywords: digital democracy, digital social and political agenda, digital subject, Internet participation, public initiative