ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
УДК 347.9
Е. В. Силина
Гражданское судопроизводство как вид юридической деятельности
В статье рассматриваются отдельные особенности гражданского судопроизводства как одного из видов юридической деятельности в связи с дискуссионностью вопросов понятия, содержания, видов и форм юридической деятельности. Делается вывод о том, что судебная деятельность, связанная с осуществлением правосудия, является разновидностью публичной правоприменительной деятельности. Отмечается различие понятий судебной деятельности и правоприменительной деятельности суда.
The article considers some peculiarities of civil procedure as one of the types of legal activity in connection with the debatable issues of concept, content, types and forms of legal activity. It is concluded that the judicial activities related to the administration of justice is a kind of public enforcement, the differences between the concepts of judicial activities and law enforcement activities of the court.
Ключевые слова: гражданское судопроизводство, юридическая деятельность, судебная деятельность, правоприменительная деятельность, содержание юридической деятельности, форма юридической деятельности.
Key words: civil litigation, legal activity, judicial activities, law enforcement activities, the maintenance of legal activities, legal activities.
Гражданское судопроизводство - один из видов юридической деятельности. В этой связи необходимо выяснить, к какому виду юридической деятельности относится судебная деятельность вообще и гражданское судопроизводство в частности, какими процессуальными (процедурными) формами она опосредуется и т. д.
Вопросы, связанные с понятием, содержанием, видами и формами юридической деятельности, являются одними из центральных в российском правоведении. Вместе с тем в юридической литературе не без оснований
© Силина Е. В., 2017
отмечается, что «в правоведении по сути отсутствует общая теория юридической деятельности» [6, с. 33]; деятельностный подход еще недостаточно востребован при исследовании процессуальной проблематики [2, с. 43, 54].
Проблемы юридической деятельности и ее конкретные разновидности: правотворческая, правоприменительная, включая судебную, и др., рассматриваются во многих научных исследованиях. В одном из них юридическая деятельность определяется как объективированная в официальных актах, опосредуемая правом, интеллектуально-волевая, управленческая, производственно-трудовая деятельность компетентных учреждений и организаций, которая осуществляется в определенных процедурно-процессуальных формах с помощью специальных юридических действий и операций, способов и средств, направленных на решение общественных задач и удовлетворение тем самым публичных и частных потребностей и интересов [6, с. 1]. В приведенном определении содержится указание на такие признаки понятия юридической деятельности, как субъекты, цели, содержание, формы и способы ее осуществления. Некоторые из приведенных в определении признаков понятия юридической деятельности нуждаются в критическом анализе.
Вряд ли можно согласиться с характеристикой юридической деятельности вообще и правоприменительной в частности, только как деятельности исключительно государственных органов [2, с. 18]. Например, Ю.В. Чуфаровский считает, что одной из отличительных черт юридической деятельности является то, что «ее осуществление составляет прерогативу государственных органов. Государство обладает монополией на нее... Поэтому государственно-властный момент составляет ее сущностное свойство, позволяющее ей служить мощным фактором преобразования общественных отношений» [12, а 13].
На наш взгляд, юридическую деятельность, включая правоприменительную, могут осуществлять также частные лица. Например, В.М. Сырых отмечает, что классификация юридической деятельности по субъектам осуществления приводит к ее членению на две большие сферы: юридическая деятельность а) государства и б) граждан и иных членов гражданского общества [11, с. 177, 178].
Действительно, основными субъектами юридической деятельности, особенно правоприменительной, выступают государственные органы (суд, прокуратура, административные органы). Однако значительную роль в осуществлении юридической деятельности играют частные лица: коммерческие и некоммерческие организации, граждане. Например, органы управления
юридических лиц в соответствии с законодательством выносят правоприменительные акты о приеме на работу и увольнении персонала, о взысканиях и поощрениях и т. д. Так же действует индивидуальный предприниматель, использующий наемный труд. Третейские суды, не являясь государственными судебными органами, разрешают споры и выносят решения, т. е. осуществляют юридическую деятельность.
Что касается правоприменительной деятельности как разновидности юридической деятельности, то правильнее говорить о ней не как о государственно-властной деятельности, а как о властной деятельности субъектов права (включая частных лиц), выражающейся в каком-либо организационном воздействии со стороны «управляющего» субъекта в отношении других лиц, коллективов, организаций [5, с. 294, 295].
Трудно согласиться также с определением правоприменения как разновидности юридической деятельности, которая «всегда связана с юридической профессией» [7, с. 82, 83]. Дело в том, что человеческая деятельность осуществляется в правовых формах независимо от того, используют ли люди познания юристов или не используют. Например, предприниматели, учитывая требования законодательства, занимаются правовой работой, т. е. юридической деятельностью, реализуемой в процессе предпринимательства и направленной на повышение ее эффективности (договорной работой, претензионно-исковой работой и т. д.). При этом предприниматель может осуществлять юридическую деятельность как с помощью юристов, привлекаемых по трудовому или гражданско-правовому договору, так и самостоятельно, т. е. без привлечения специалистов, обладающих юридическими знаниями. Это вполне законно и соответствует положению о том, что предпринимательская деятельность осуществляется лицом самостоятельно и на свой риск (ст. 2 ГК РФ) [10, с. 614-615].
Юридическая деятельность пронизывает повседневную жизнь частных лиц, которые, совершая сделки и другие юридически значимые действия, самостоятельно формируют свои субъективные права и юридические обязанности. В этом смысле юридическая деятельность - это деятельность любого субъекта права, поскольку она влечет юридические последствия.
Всякая юридическая деятельность характеризуется своим содержанием и формой. Содержание проявляется в совокупности свойств внутренних элементов и процессов, образующих деятельность. Юридическая деятельность составляют отдельные правовые действия, представляющие собой внешне выраженные, социально-преобразующие, влекущие определенные правовые последствия акты субъектов права.
Форма юридической деятельности выражается в способах внешнего выражения ее содержания. Обычно к формам юридической деятельности относят лишь правовые акты, в которых проявляются и закрепляются юридические действия, способы и средства их осуществления, вынесенные решения [3, с. 11]. Выделяют внутреннюю и внешнюю форму юридической деятельности.
Внешняя форма - это правовые акты (нормативные, административные, судебные, иные индивидуально-правовые акты) как способы выражения вовне содержания юридической деятельности. К внутренней форме юридической деятельности, т. е. способам ее организации, внутренней связи элементов ее содержания, относится процедурно-процессуальная форма юридической деятельности, которая, в самом общем виде проявляется в регламентированном правовом порядке совершения правовых действий [1, с. 31].
Процедурная форма юридической деятельности закладывает программу, алгоритм деятельности, обеспечивает порядок, целеустремленное движение субъектов права к определенному результату. Отдельные разновидности юридической деятельности (законодательная, судебная, административная) имеют достаточно развитую внутреннюю форму, другие (правоконкретизирующая, координирующая, и пр.) - менее совершенную, т. е. упрощенную. Но в любом случае эта форма - необходимый атрибут юридической деятельности, обеспечивающий взаимную связь элементов деятельности, вносящий в их соотношение упорядоченность и четкую направленность на достижение определенного результата.
Содержание юридической деятельности играет определяющую роль, оно порождает свойственную юридической деятельности форму. Однако форма может весьма активно воздействовать на содержание. Например, нарушение правил юридической техники может свести на нет все усилия субъектов юридической деятельности по достижению запланированного результата; нарушение процедурных требований и неправильное оформление правовых актов влечет отмену вынесенного решения и т. д.
Таким образом, исходя из потребностей общества, создаются определенные органы публичной власти и соответственно выделяются виды публичной юридической деятельности: правотворческая (законодательная) и правоприменительная (административная и судебная) деятельность [8, с. 27].
Правотворческая юридическая деятельность осуществляется в рамках определенных процедур, направлена на создание, изменение и прекращение юридически обязательных правил поведения, и связана с деятельностью опре-
деленных компетентных органов, принимающих в пределах своей компетенции нормативные акты. Например, федеральные законы принимают федеральные законодательные органы, законы субъектов РФ принимаются представительными (законодательными) органами субъектов РФ и т. д.
Правоприменительная деятельность напрямую связана с правотворческой, является ее следствием и продолжением [13, с. 26]. В то же время она является самостоятельной формой деятельности по реализации права, наряду с такими ее формами, как использование, соблюдение, исполнение правовых норм [4, с. 8-10]. Другие авторы подчеркивают, что применение права на самом деле является не формой реализации права, а особым способом властной реализации права, необходимым в тех случаях, когда участники непосредственной реализации не могут по тем или иным причинам осуществить свои права и обязанности собственными действиями. Таким образом, правоприменительная деятельность носит восполнительный, обслуживающий, обеспечительный характер в отношении форм реализации права. Так, С.С. Алексеев отмечает, что применение права присоединяется к процессу правового регулирования на заключительной стадии.
Действительно, реализация права в формах использования, соблюдения, исполнения правовых норм осуществляется участниками гражданского общества (гражданами, юридическими лицами) самостоятельно, непосредственно и добровольно. Если же на пути реализации права возникают какие-либо препятствия, включается механизм властного, в частности государственного воздействия на общественные отношения. Субъекты правоприменительной деятельности (суды, административные органы и т. д.), обладающие властными полномочиями, применяют правовые средства для разрешения конкретного дела (спора) в отношении других лиц.
Так, для приобретения права собственности на недвижимое имущество необходим акт государственной регистрации права на недвижимое имущество, т. е. осуществление правоприменительной деятельности государственным органом регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если возникает правовой спор, он разрешается судом, который устанавливает наличие или отсутствие конкретных фактов, имеющих юридическое значение; изымает вещь из чужого незаконного владения; применяет меры юридической ответственности и т. д. Закон предусматривает, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный или третейский суд. В случаях, предусмотренных законом, защита
гражданских прав осуществляется в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (ст. 11 ГК РФ).
Таким образом, публичную правоприменительную деятельность можно определить как властную юридическую деятельность, осуществляемую субъектами права в рамках определенных процедур и направленную на обеспечение нормальной реализации права. В зависимости от общественных потребностей, системы государственных органов и других критериев классификации публичной правоприменительной деятельности выделяется множество ее разнообразных видов и форм.
Важнейшей разновидностью публичной правоприменительной деятельности является судебная деятельность, связанная с осуществлением правосудия, которое реализуется в строгих рамках определенного судопроизводства, регламентированного процессуальными кодексами. Это кардинальным образом отличает судопроизводство от административного производства, осуществляемого органами исполнительной власти. Гражданское судопроизводство регламентировано Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Следует подчеркнуть также различие понятий судебной деятельности и правоприменительной деятельности суда. Судебная деятельность связана не только с правоприменительной деятельностью, но и с другими видами юридической деятельности: а) по соблюдению, исполнению, использованию права и б) юридическому толкованию норм права.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. - М.: Юрид. лит., 1981. - Т. 1. -
360 с.
2. Васильев А.М. Правоприменение в Советском государстве / отв. ред. И.Н. Кузнецов, И.С. Самощенко. - М.: Юрид. лит., 1985. - 304 с.
3. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. - М.: Юрид. лит., 1976. - 118 с.
4. Горшенев В.М., Дюрягин И.Я. Правоприменительная деятельность // Сов. гос-во и право. - 1969. - № 5. - С. 26.
5. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учеб. пособие: в 2 т. -Ярославль: ЯрГУ, 2005. - Т. I. - 547 с.
6. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - М., 1990. - 414 с.
7. Леушин В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений / науч. ред. С. С. Алексеев. - Красноярск: Изд-во Краснояр. унта, 1987. - 152 с.
8. Лукич Р. Методология права. - М., 1981. - С. 27.
9. Павлушина А.А. Теория юридического процесса: итоги, проблемы, перспективы / под ред. В.М. Ведяхина. - Самара: Изд-во Самарской гос. акад. права, 2005. -480 с.
10. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 800 с.
11. Сырых В. М. Социология права: учеб. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Юс-тицинформ, 2012. - 473 с.
12. Чуфаровский Ю.В. Юридическая деятельность: понятие и структура, ее ценность и значимость // Юрист. - М.: Юрист. - 1999. - № 4. - С. 13-18.
13. Явич Л. С. Общая теория права. - Л., 1971. - С. 201.
Сведения об авторах
Аверкова Галина Валерьевна - соискатель кафедры криминалистики, Саратовская государственная юридическая академия. E-mail: Averkova_galina@mail.ru
Агаджанян Арман Владимирович - магистрант, Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия. E-mail: aga-arman@yandex.ru
Андреева Елена Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и международного частного права, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. E-mail: Elenaandreeva09@mail.ru
Аресова Олеся Сергеевна - студентка юридического факультета, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. E-mail: maisner@rx24.ru
Брежнев Дмитрий Максимович - аспирант юридического факультета, Институт правоведения и предпринимательства. E-mail: el2.1@ya.ru
Булышева Наталия Николаевна - старший инспектор отдела кадров и работы с личным составом, ИК-4 ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. E-mail: natali-0727@bk.ru
Воскресенская Елена Владимировна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры юриспруденции и судебно-технической экспертизы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: elenvoskr@mail.ru
Гневко Андрей Викторович - кандидат юридических наук, помощник президента, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. E-mail: fisova2018@ yandex.ru
Зуев Андрей Вячеславович - кандидат исторических наук, преподаватель, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России майор полиции.
Индык Константин Петрович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории Отечества, науки и культуры, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет). E-mail: konsindO 1 @rambler.ru
Капранова Татьяна Сергеевна - магистрант юридического факультета, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. E-mail: kapranovatatiana@mail.ru
Кублицкая Ольга Викторовна - кандидат филологических наук, магистрант юридического факультета, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. E-mail: rio@lengu.ru
Литвинова Юлия Михайловна - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. E-mail: jul-ltv@mail.ru