Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
права человека / гражданское общество / конституционные гарантии прав человека / экономические гарантии / социальные гарантии / политические гарантии / защита прав человека.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Патюлин Г.С.

В статье поднимается вопрос о понятии конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и о месте гражданского общества среди таких гарантий. Роль гражданского общества, с одной стороны, заключается в создании наиболее благоприятных условий для реализации человеком его прав и свобод, а с другой в контроле над властью с целью обеспечения реального соблюдения и защиты прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-142-145 ПАТЮЛИН Г.С.,

2018-0076-2/22-448 младший научный сотрудник сектора

M0SURED: 77/27-023-2022-2-647 конституционного права и конституционной юстиции

Института государства и права Российской академии наук? е-mail: mail@law-books.ru

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. В статье поднимается вопрос о понятии конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и о месте гражданского общества среди таких гарантий. Роль гражданского общества, с одной стороны, заключается в создании наиболее благоприятных условий для реализации человеком его прав и свобод, а с другой - в контроле над властью с целью обеспечения реального соблюдения и защиты прав человека.

Ключевые слова: права человека; гражданское общество; конституционные гарантии прав человека; экономические гарантии; социальные гарантии; политические гарантии; защита прав человека.

PATIULIN G.S.,

junior researcher of the sector constitutional law and constitutional justice Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences.

CIVIL SOCIETY AS AN ELEMENT OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES OF HUMAN RIGHTS

Annotation. The article raises the issue of the concept of constitutional and legal guarantees of human rights and freedoms and the place of civil society among such guarantees. The role of civil society, on the one hand, is to create the most favorable conditions for a person to exercise his rights and freedoms, and on the other - to control the authorities in order to ensure the real observance and protection of human rights.

Key words: human rights; civil society; constitutional guarantees of human rights; economic guarantees; social guarantees; political guarantees; protection of human rights.

Всякое государство, желающее успешно развиваться, должно быть сильным, а таковым в современном мире может быть только правовое государство, опирающееся на право и закон, признающее и гарантирующее права человека, несовместимое с насилием и произволом, ведь только такое государство, его органы власти будут пользоваться действительной поддержкой населения[1]. Права человека -нормативно сформулированные условия жизни и деятельности личности, выражающие ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами[1], в конституционно-правовом смысле представляют собой признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека, очерченные с помощью правовых норм сферы деятельности человека, в которых человек действует по своему усмотрению и в которые государство не должно вмешиваться[2]. Однако провоз-

глашение, декларирование, признание прав и свобод, их закрепление в Конституции - сами по себе меры не достаточные для того, чтобы можно было говорить об их реальном характере. Необходимо наличие необходимо системы процедур, механизмов и институтов, которые гарантировали бы возможность реального обеспечения возможности их использования и защиты. При этом важно понимать, что юридические (и, прежде всего, конституционные) гарантии прав и свобод человека, закрепляющие ответственность государства за действенность и эффективность прав и свобод человека, существование реальных механизмов защиты этих прав, эффективность их действия, должны сочетаться с определенными социальными, экономическими, экологическими, политическими и иными условиями жизни индивида, общества и государства.

В отечественной юридической науке не сложилось единого мнения о том, что должно считать конституционно-правовыми гарантиями прав

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

человека. Ими считают и «всю совокупность специальных средств, установленных в правовых актах, а также деятельность органов государства и общественных объединений по выполнению установленных требований»[3], и «правовые средства, выраженные в нормативно-правовых предписаниях, реализация которых может обеспечить или обеспечивает возможность реализации иных нормативно-правовых предписаний»[4], и «общие условия и специальные средства юридической техники, которые обеспечивают фактическую реализацию, надежную охрану и в случае нарушения защиту прав и свобод человека и гражцанина»[5]. При этом в российской науке конституционного права традиционно поднимается вопрос о как «гарантировании прав и свобод», так и о «гарантировании обеспечения, реализации и защиты прав и свобод»[6]. Представляется верным подход, согласно которому конституционно-правовые гарантии прав и свобод - это предусмотренные нормами конституционного права средства, применением которых обеспечивается реальность прав и свобод, т.е. их наличность и реализуемость. В то же время конституционно-правовые гарантии обеспечения, реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина — это предусмотренные нормами конституционного права инструменты, применение которых позволяет нивелировать факторы, препятствующие функционированию государства в рамках названных направлений его деятельности[7].

Представляется, к обоим видам вышеназванных гарантий можно отнести существование в государстве гражданского общества, даже с учетом того, что данное понятие остается спорным и в практическом, и в теоретическом плане[8]. Конституция РФ не содержит его, не раскрывается оно и в действующем законодательстве. В то же время отсутствие упоминания о гражданском обществе в основном законе не следует расценивать как пробел, т.к. заложенный в нем «фундамент» с учетом принципа прямого действия конституционных норм предоставляет гражданам возможность отстаивать свои права, открыто выражать свое отношение к тем или иным действиям официальных властей, опротестовывать решения государственных органов. Более того, понятие «гражданское общество» в определенной мере представлено в различного рода программных документах, поддерживающих его развитие; необходимость его формирования и ведения с ним диалога давно признана на государственном уровне[9].

Наиболее упрощенный подход к гражданскому обществу состоит в том, что этим понятием охватывается все, что не относится к государству. Традиционно к основным чертам, характеристи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

кам гражданского общества относят самоуправляемость, самоорганизованность, инициативность его членов, возможность воздействовать на власть.

В научной литературе равнозначно используется термин «институты гражданского общества» и «структуры гражданского общества». Под ними понимаются направления деятельности граждан, решающие социально значимые задачи, реализованные через различные организационные формы, организованные объединения граждан, действующие в целях разрешения собственных или общих проблем. Институт гражданского общества - это и обусловленный конституционными принципами народовластия и приоритета прав и свобод человека и гражданина структурно-правовой способ легального самовыражения и социализации личности; способ непосредственного выражения мнений, предложений, позиций граждан по вопросам общественной жизни; способ прямого участия в принятии социально значимых решений. К их характерным чертам относят определенную форму, общую цель, внегосудар-ственный порядок образования и функционирования; самоорганизацию; самоуправление, добровольность, равноправные отношения, отсутствие иерархии.

Структуры и институты гражданского общества весьма многообразны. К ним относят институты непосредственного принятия решений -выборы, референдумы, публичные обсуждения и слушания, народное собрание (сельские сходы), объединения на основе членства - партии, профсоюзы, общественные организации, творческие союзы, адвокатуру, нотариат, третейский суд, творческие союзы, ситуационные институты гражданской инициативы; ассоциации - профессиональные, по интересам, семью, средства массовой информации, митинги, шествия, демонстрации; общественные движения, фонды, центры, советы по вопросам гражданского общества; смешанные институты - общественная палата, общественные советы при исполнительных органах, саморегулируемые организации, некоммерческие организации; самоуправление, в особенности, местное. По сути речь идет о совокупности процедур, правил, норм, принципов и построенных в соответствии с ними организованных структурах и механизмах, независимых от государства, созданных в процессе взаимодействия между гражданами и их объединениями в целях решения путем сотрудничества актуальных социально-экономических и духовных задач, реализации публичных интересов, способствующих развитию общественных благ. Именно институты гражданского общества (их реальное наличие и функционирование), достигая партнерских отношений с государством,

способствуют созданию условий для реализации гражданами своих прав и свобод. Эти условия, в свою очередь, дополняются обязанностью государства обеспечить безопасность как отдельных индивидов, так и общества в целом за счет создания и эффективного применения механизмов защиты прав и свобод человека. Результатом партнерского взаимодействия являются договоренность и готовность подчиняться общим правилам, т.е. институтам.

Однако, как справедливо отмечают В.А. Михеев и А.А. Иванова, в современной России во взаимоотношениях власти и общества преобладает тип диалога, при котором доминирует навязывание решений «сверху», более того, отсутствует реальная заинтересованность органов власти поддерживать постоянный диалог с институтами гражданского общества, наоборот, он воспринимается как нечто обременительно и бесполезное с точки зрения отчетности. Авторы, обозначившие данную проблему, справедливо указывают, что ее решением может стать расширение сферы ответственности органов власти за развитие такого диалога и усиление мер ответственности государственных и муниципальных служащих за диалог власти и общества.

В то же время вряд ли могут быть признаны удачными и эффективными попытки построения гражданского общества «сверху», когда принимается закон, под который проектируется соответствующий институт. Такой подход не учитывает названные ранее сущностные свойства гражданского общества и, по сути, отрицает возможность признать, что диалог власти и общества представляет собой сферу публичной политики, которая в широком смысле может пониматься как открытая, гласная, доступная для участия сфера общественной жизни, в которой субъекты политических и общественных отношений взаимодействуют друг с другом[10].

С учетом вышеизложенного нужно напомнить, что важная роль в структуре гражданского общества принадлежит самоуправлению. Центральное место здесь по праву принадлежит одной из его форм - местному самоуправлению. И это именно та сфера, где попытки «выстроить» гражданское общество «сверху» могут принести реальные положительные результаты.

Давая общую оценку состояния самоуправления в современных условиях России и особенно такой его формы как местного, следует констатировать лишь начальную стадию на путь развития, первые шаги. Данный процесс идет весьма сложно. Быстрого эффекта от уже принятых решений получить не удалось, что было предопределено рядом как объективных, так и субъективных факторов. Становление местного самоуправле-

ния происходило в неблагоприятных финансово-экономических условиях. В таких условиях в первую очередь должно быть сосредоточено внимание на выработке четкой и ясной концепции местного самоуправления, которая бы в полной мере учитывала мировой и отечественный опыт, специфику современного российского общества. Особенно важно здесь и определение конкретных путей воплощения ее в реальную государственно-правовую практику. Необходимо стимулировать активное участие населения, структур гражданского общества через все формы самоуправления в решении вопросов местного значения, укрепить взаимодействие органов самоуправления с государственными органами, с другими институтами гражданского общества; совершенствовать организацию самоуправления в целях создания условий проявления инициативы, самодеятельности всех групп населения, их интересов, потребностей в деятельности органов местного самоуправления.

Список литературы:

[1] Лукашева Е.А. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека. // Государство и право, 2005, №1. С. 63.

[2] Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2003. С. 23 - 24.

[3] Кудряшов О.В. Социально-экономические и юридические гарантии обеспечения законности в правоприменительной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 18.

[4] Лошкарев А.В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и классификации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 9.

[5] Болдырев С.Н. Гарантии как технико-юридические средства обеспечения прав и свобод личности // Общество и право. 2010. N 5. С. 21.

[6] Ивакина Д.С. Конституционно-правовые и социально-экономические гарантии культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Культура: управление, экономика, право. 2016. N 3. С. 36 - 40; Качур К.В. Конституционно-правовое закрепление гарантий права частной собственности в зарубежных государствах // Современное право. 2017. N 4. С. 127

- 131; Кивель В.Н. Понятие и общая характеристика гарантий как структурного элемента конституционно-правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 19

- 23; Бережная Т.В. Право на информацию как гарантия реализации прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 22. С. 14

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

- 17; Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан с использованием ГАС «Выборы» // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 8. С. 2 - 10; Сабаева С.В. Проблемы правового регулирования и гарантирования реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение религиозного образования (религиозного компонента общего образования) // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 9. С. 26

- 36; Татаринцева Е.А. Конституционные гарантии защиты права усыновленного ребенка на гражданство Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. N 2. С. 62 - 64.

[7] Малахов В.П., Лановая Г.М. Конституционно-правовые гарантии: сущность и роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/99613-konstitucionno-pravovye-garantii-sushhnost-obespechenii-prav-svobod (дата обращения 25.03.2022г.).

[8] Зорькин В.Д., Кикоть В.А. Новая Конституция - путь к свободе. М., 1995. С.4; Гуренко E.H., Шкаратан О.И. От этатизма к становлению гражданского общества // Рабочий класс и современный мир. 1990. №3. С. 154, 155. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. №7. С. 30. Дигиленский Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? // Pro et Contra. 1997. №4. С. 5.

[9] Патюлин Г.С. Гражданское общество и власть в РФ: начало диалога // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2012. № 2. С. 6-13.

[10] Михеев В. А., Иванова А. А. Институцио-нализация диалога власти и общества: реалии и перспективы // Государственная служба. 2012. № 3. С. 70 - 74.

Spisok literatury:

[1] Lukasheva E.A. Sovershenstvovanie deya-tel'nosti gosudarstva - neobhodimoe uslovie obespe-cheniya prav cheloveka. // Gosudarstvo i pravo, 2005, №1. S. 63.

[2] Azarov A., Rojter V., Hyufner K. Prava cheloveka. Mezhdunarodnye i rossijskie mekhanizmy zashchity. M.: Moskovskaya shkola prav cheloveka, 2003. S. 23 - 24.

[3] Kudryashov O.V. Social'no-ekonomicheskie i yuridicheskie garantii obespecheniya zakonnosti v pravoprimenitel'noj deyatel'nosti: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. S. 18.

[4] Loshkarev A.V. Pravovye garantii: teoretich-eskie problemy opredeleniya ponyatiya i klassifikacii:

Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2009. S. 9.

[5] Boldyrev S.N. Garantii kak tekhniko-yuridi-cheskie sredstva obespecheniya prav i svobod lich-nosti // Obshchestvo i pravo. 2010. N 5. S. 21.

[6] Ivakina D.S. Konstitucionno-pravovye i social'no-ekonomicheskie garantii kul'turnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Feder-acii // Kul'tura: upravlenie, ekonomika, pravo. 2016. N 3. S. 36 - 40; Kachur K.V. Konstitucionno-pravovoe zakreplenie garantij prava chastnoj sobstvennosti v zarubezhnyh gosudarstvah // Sovremennoe pravo. 2017. N 4. S. 127 - 131; Kivel' V.N. Ponyatie i obsh-chaya harakteristika garantij kak strukturnogo elementa konstitucionno-pravovogo statusa lichnosti // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2014. N 8. S. 19 - 23; Berezhnaya T.V. Pravo na informaciyu kak garantiya realizacii prav cheloveka // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2009. N 22. S. 14 - 17; Veshn-yakov A.A. Obshchaya harakteristika garantij obespecheniya izbiratel'nyh prav grazhdan s ispol'zovaniem GAS "Vybory" // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2006. N 8. S. 2 - 10; Sabaeva S.V. Problemy pravovogo regulirovaniya i garanti-rovaniya realizacii konstitucionnogo prava grazhdan Rossijskoj Federacii na poluchenie religioznogo obra-zovaniya (religioznogo komponenta obshchego obra-zovaniya) // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2014. N 9. S. 26 - 36; Tatarinceva E.A. Konstitucion-nye garantii zashchity prava usynovlennogo rebenka na grazhdanstvo Rossijskoj Federacii // Rossijskaya yusticiya. 2015. N 2. S. 62 - 64.

[7] Malahov V.P., Lanovaya G.M. Konstitucion-no-pravovye garantii: sushchnost' i rol' v obespeche-nii prav i svobod cheloveka i grazhdanina URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/99613-konstitucion-no-pravovye-garantii-sushhnost-obespeche-nii-prav-svobod (data obrashcheniya 25.03.2022g.).

[8] Zor'kin V.D., Kikot' V.A. Novaya Konstituciya

- put' k svobode. M., 1995. S.4; Gurenko E.N., SHkaratan O.I. Ot etatizma k stanovleniyu grazhdan-skogo obshchestva // Rabochij klass i sovremennyj mir. 1990. №3. S. 154, 155. Gadzhiev K.S. Koncep-ciya grazhdanskogo obshchestva: idejnye istoki i osnovnye vekhi formirovaniya // Voprosy filosofii. 1991. №7. S. 30. Digilenskij G.G. CHto my znaem o demokratii i grazhdanskom obshchestve? // Pro et Contra. 1997. №4. S. 5.

[9] Patyulin G.S. Grazhdanskoe obshchestvo i vlast' v RF: nachalo dialoga // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2012. № 2. S. 6-13.

[10] Miheev V. A., Ivanova A. A. Institucional-izaciya dialoga vlasti i obshchestva: realii i perspek-tivy // Gosudarstvennaya sluzhba. 2012. № 3. S. 70

- 74.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.