СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 364.3
Коряковцева Ольга Алексеевна
доктор политических наук, профессор
Макеева Татьяна Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
[email protected], [email protected]
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ВОЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПАРТНЕРСТВА
В статье рассматриваются вопросы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Особое внимание авторы уделяют работе общественных объединений и некоммерческих организаций по защите социальных прав данной категории граждан. Представлены основные направления деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций в военно-социальной сфере, их цели и задачи.
Ключевые слова: военно-социальная работа, военно-социальная сфера, некоммерческие организации, общественные объединения, социальная защита военнослужащих, социально ориентированные некоммерческие органи-
зации.
В условиях осложнения международной обстановки вопрос о национальной безопасности Российской Федерации особенно важен. В Указе президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности» содержится следующее определение: «Национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации» [7].
Не стоит забывать, что основная ответственность за обеспечение национальной безопасности страны ложится на плечи армии и военнослужащих, выполняющих важные государственные задачи, поэтому данная категория граждан требует повышенного внимания государства, нуждается в особой социальной поддержке и защите.
Во многом получение военного образования является стартом для молодежи из малообеспеченных семей.
По данным ВЦИОМ, опубликованным в феврале 2016 г., доверие к армии и оценка её работы сегодня крайне высоки как среди граждан России в целом, так и среди молодежи. Вопрос о необходимости сильной армии не вызывает сомнения: 88% наших сограждан считают, что она является приоритетом не только для государства, но и для гражданского общества, поскольку её миссия заключается в обеспечении национальной безопасности, а 67% россиян считают, что армия может дать человеку новые возможности. Большинство людей, опрошенных в группе допризывной молодежи (71%), планируют пройти службу в армии [1].
В последние годы увеличивается количество абитуриентов, как юношей, так и девушек, по-
ступающих в средние и высшие военные учебные заведения, возрастает конкурс на военные специальности, а значит и уровень подготовленности молодежи, проходящей профессиональный отбор. Таким образом, армия воспринимается большинством как успешный социальный институт, предоставляющий возможности профессионального роста и материального достатка.
В последние годы военная реформа направлена на возрождение российской армии, повышение престижа военной профессии и общественного статуса. Учитывая то, что в армии служат люди с определенными человеческими возможностями, реальная работоспособность человека, вовлеченного в воинскую деятельность, напрямую зависит от комфортности условий, созданных для жизни военного и его семьи. Социальная защищенность - это те механизмы, с помощью которых реализуются правовое положение военнослужащих и гарантии обеспечения их прав и свобод. Военнослужащие - это особая профессиональная группа повышенного социального риска, чья деятельность связана с вероятностью утраты трудового дохода вследствие повреждения здоровья или смерти военнослужащего, возникновения трудностей в самостоятельной реализации доступа к социально-значимым благам и т.п.
Социальная защита военнослужащих представляет собой сложный процесс, имеющий многовековую историю и отражающий все переломные события исторического развития государственности в России. Но в основе обеспечения высокого социального статуса защитника Отечества всегда лежала взаимная заинтересованность гражданского общества и государства в успешном решении данной проблемы.
Современная система социальной защиты военнослужащих направлена на рост материального благосостояния военных: увеличение денежного довольствия, пенсий ветеранов, пособий для семей
© Коряковцева О.А., Макеева Т.В., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
195
погибших военнослужащих и т.д. Значительное внимание уделяется обеспечению этих категорий граждан жильем, а также медицинскими и санаторно-курортными услугами. Социальная защита включает выплату пособий, предоставление льгот, а также помощь в поиске работы после увольнения из Вооруженных Сил РФ. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей названо в числе приоритетных задач Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года [6].
Государственная социальная защита военнослужащих состоит из четырех ключевых направлений:
- охрана жизни и здоровья (обязательное государственное страхование и медицинское обеспечение);
- материальное обеспечение (денежное довольствие, профессиональные льготы, премии);
- обеспечение жильем (служебным, постоянным);
- обеспечение пенсионеров (пенсия за выслугу лет, по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца).
Велика роль общественных объединений в обеспечении социальной защиты военнослужащих. В начале 1990-х годов в России начался настоящий бум, почти в одно и то же время появились сотни различных общественных организаций, которые объявили своей целью защиту прав военнослужащих: союзы, ассоциации, фонды, деловые центры и центры адаптации, организации солдатских матерей и ветеранов, центры по переподготовке и т.п. Их появление явилось отражением тех сложных и противоречивых процессов, с которыми столкнулось российское общество в тот период. Создание этих организаций в большинстве случаев стало последствием неспособности государства или его прямого отказа от решения социальных проблем, возникших у указанных групп людей.
Как указывает В.М. Корякин, «неспособность властей породила возникновение плеяды разрозненных организаций, стремившихся взять на себя или заявить о желании взять на себя часть забот по защите прав такой многочисленной группы населения, какой являются военнослужащие». Только в период с 1991 по 1995 годы в России было создано более 150 общественных организаций общероссийского и межрегионального уровня указанной направленности, а также порядка 80 различного рода фондов. Многие из них действовали весьма недолго, другие вообще существовали только на бумаге, некоторые приобрели чисто коммерческий, а подчас и криминальный характер» [3, с. 30-31].
Участие общественности в решении общегосударственных проблем - это особенность современного политического курса, провозглашенного
президентом страны. В современной России социальный институт некоммерческого сектора является необходимым компонентом гражданского общества, формой добровольной самоорганизации конкретного человеческого сообщества, возникшей без давления со стороны государства, в рамках закона и государственных институтов. Он помогает гражданам реализовать возрастающие социальные, культурные, политические и экономические запросы.
Роль некоммерческого сектора как нового социального института в разработке и реализации социальных программ, ориентированных на социальное обслуживание, защиту и поддержку социально незащищённых слоёв населения, особенно важна на современном этапе развития России, в связи со сложной социально-политической и социально-экономической ситуацией.
НКО объединяют людей, которые являются непосредственными потребителями социальной политики и потому в лучше чем бизнес и даже государство знают нужды и потребности всех категорий населения.
Инициирование и всемерная поддержка жизнеспособности и конструктивного диалога государственных структур со всеми социальными институтами общества одна из ключевых задач социальной политики российского государства на современном этапе его развития, которая четко отражена в новом федеральном законе ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [8].
Основополагающей задачей некоммерческого сектора в сфере социальной политики является выражение и защита интересов определённых социальных и профессиональных групп, достижение значимых для общества целей, раскрытие потенциала каждого человека, заполнение социальных ниш, реализация дифференцированного спроса на социальные услуги, которые не могут быть удовлетворены существующей государственной системой социального обслуживания.
Можно встретить различные оценки и мнения относительно места и роли общественных объединений в обеспечении социальной защиты граждан, в частности, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Но важно понимать, что НКО активно представлены в сфере защиты прав человека (не зря синоним некоммерческих в нашем сознании - общественные, а синоним общественных - правозащитные), поэтому государство доверяет им производство социальных услуг, к числу которых относятся и услуги по социальной защите военнослужащих. Это является приоритетным направлением государственного развития, изложенного в Концепции-2020.
Военный ученый С.И. Карпов в качестве путей реализации социальной защиты военнослужащих
при участии общественных объединений выделяет следующие:
- «обеспечение необходимых условий для эффективной служебной деятельности различных категорий военнослужащих посредством утверждения субъектами взаимодействия принципа социальной справедливости во всех сферах жизнедеятельности воинских коллективов;
- обеспечение благоприятных социально-бытовых условий военнослужащих и членов их семей, забота о полном доведении положенных норм довольствия;
- регулярное изучение общественного мнения, запросов, нужд военнослужащих и их семей;
- информирование военнослужащих по социально-правовым вопросам;
- контроль за выполнением нормативно-правовых актов о социальной защите в воинских частях и гарнизонах» [4, с. 31-32].
Исследователи отмечают, что деятельность общественных организаций и НКО существенно возросла в период кардинальных изменений в российском обществе, когда заметно пошла на спад гражданская активность в обществе, а органы государственной власти не смогли гарантировать социальную защиту самых уязвимых категорий населения. Некоммерческий сектор как новый социальный институт внес существенный вклад в становление российского гражданского общества и определил вектор развития инновационной социальной политики [11].
Обычно мы испытываем беспокойство, когда государство передает часть своих обязанностей общественным объединениям, так как прочно укрепилась вера большинства граждан в государственное участие как более стабильное и надежное. Приход в социальную сферу НКО нередко вызывает недоумение. На самом деле некоммерческие организации давно работают в социальной сфере, и сегодня появилось новое понятие СОНКО - социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Одним из важных вопросов в последнее время является организация взаимодействия органов государственной власти, военного управления, органов местного самоуправления и общественных объединений по вопросам реализации социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Необходимо разработать положения о сотрудничестве, социальном партнерстве всех заинтересованных участников защиты интересов военнослужащих.
На федеральном уровне (на сайте Министерства обороны Российской Федерации) представлен ряд общественных объединений и НКО, представляющих интересы военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей: Общерос-
сийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд» (первоначальное название «Национальный Военный Фонд»); Фонд «Право матери»; Всероссийское общественное движение ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство»; «Комитет Солдатских Матерей России»; Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - «Инвалиды войны» и др.
Так, к примеру, в отчете, представленном на сайте Министерства обороны РФ в разделе о мерах социальной поддержки и защиты военнослужащих и членов их семей, содержится информация о работе «Национального благотворительного фонда», который в 2010 году оказал помощь на сумму почти в 36 млн. рублей. Сейчас решается также проблема социальной адаптации военнослужащих и членов их семей к гражданской жизни. Основное направление деятельности Министерства обороны РФ в данной области представлено профессиональной переподготовкой увольняемых военнослужащих и их жен (мужей), для которых организованы специальные курсы по освоению актуальных гражданских специальностей. Кроме того, Министерство обороны РФ предлагает помощь в поиске вакансий. На сайте компании «Суперджоб» специально отобраны и размещены вакансии для бывших военных.
В различных военных округах (Западный, Южный, Центральный, Восточный военные округа) представлены разные общественные организации.
Западный военный округ (Смоленский областной совет женщин и Комитет солдатских матерей; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Тульской области; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Нижегородской области; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Ярославской области; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Архангельской области); Южный военный округ (Северо-Осетинское Республиканское отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; Ростовская региональная общественная организация «Комитет солдатских матерей Дона»; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Ростовской области; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Астраханской области; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Краснодарском крае; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в г. Новороссийск); Центральный военный округ (Самарская региональная общественная организация родителей военнослужащих «Сыновья»; Региональная общественная организация «Боевое братство» городского округа Сызрань Самарской области; Пермская краевая общественная организация «Со-
вет родителей военнослужащих Прикамья»; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Самарской области; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Пермском крае; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Красноярском крае; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Омской области; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Иркутской области); Восточный военный округ (Амурское региональное отделение Общероссийской организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации; Российский Союз ветеранов Афганистана по Амурской области; Комитет солдатских матерей Республики Саха (Якутия); Совет ветеранов Великой Отечественной войны Сахалинской области; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Забайкальском крае; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Республике Саха-Якутия; Региональное отделение Совета родителей военнослужащих России в Пермском крае).
В зависимости от направлений деятельности общественные объединения и НКО в военно-социальной сфере можно разделить на два типа: ветеранские и социальные. В г. Ярославле и Ярославской области (по данным Портала некоммерческих организаций Ярославской области) есть целый перечень Ветеранских общественных объединений и НКО [см. 5].
Деятельность общественных объединений и НКО - это реализация общественных инициатив и мнения неравнодушных людей, стремящихся повлиять на проблемную ситуацию через реализацию социально значимых проектов. Одним из важнейших институтов реализации общественного мнения, его влияния на процессы, происходящие в государстве, является Общественная палата, которая зарекомендовала себя не только как орган «качественной экспертизы» законопроектов, но и как дискуссионная площадка между гражданами и властью. В Ярославской области Общественная палата была основана в 2008 г., в ее структуру входят также Комиссии по различным социально-значимым вопросам, в том числе Комиссия по патриотическому воспитанию, делам ветеранов и молодежной политике.
Основные направления деятельности общественных объединений и НКО в военно-социальной сфере:
- реализация программы «Жилье для военнослужащих»;
- реализация программы «Здоровье военнослужащих»;
- реализация программы «Материальная помощь военнослужащим»;
- реализация программы «Социальная адаптация увольняемых военнослужащих»;
- привлечение внимания органов государственной власти, общественности к вопросам соблюдения прав человека в вооруженных силах России;
- содействие формированию правосознания в области соблюдения прав человека в вооруженных силах России;
- содействие оказанию правовой помощи и социальной защиты лицам, подлежащим призыву на военную службу и проходящим военную службу по призыву, а также их родителям;
- оказание социальной и правовой помощи родителям погибших в армии военнослужащих;
- содействие сохранению здоровья и жизни граждан, призванных на военную службу и соблюдение их прав и свобод;
- проведение социологических исследований;
- информационная работа.
В современной социально-политической сфере происходят серьезные изменения, продиктованные реалиями сегодняшнего дня и направленные на выполнение всех социальных обязательств. Военно-социальная сфера не является исключением. Исследователи, рассматривая актуальные проблемы в сфере военно-социальной политики, еще в начале 2000-х годов определяли основные шаги для их решения. В качестве предложений для обоснования приоритетности военно-социальной политики в общей системе социальной политики российского государства было рекомендовано разработать на долгосрочную перспективу (до 2015 года) следующие документы «Концепцию государственной военно-социальной политики Российской Федерации», «Военно-социальный кодекс Российской Федерации», федеральную целевую программу «Социальное обеспечение военного строительства в Российской Федерации» [3, с. 118-119]. К сожалению, это не было реализовано на практике.
Одним из важных вопросов в последнее время является организация взаимодействия всех органов государственной власти, органов военного управления, органов местного самоуправления и общественных объединений по вопросам реализации социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Библиографический список
1. «Есть такая профессия - Родину защищать». Пресс-выпуск № 3042. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=115588 (дата обращения 04.11.2016)
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66 928fa27e527/ (дата обращения 04.11.2016)
3. Корякин В.М. Актуальные проблемы военно-социальной политики Российской Федерации. -М., 2004. - 134 с.
4. Корякин В.М. Военно-социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: вопросы теории и практики. - М., 2004. - 138 с.
5. Портал некоммерческих организаций Ярославской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nko76.ru/katalog-nko/yaroslavl. html#/page/5 (дата обращения 08.11.2016).
6. Стратегия развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sc.mil.ru/ social/strategy.htm (дата обращения 08.11.2016).
7. Указ президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности» (31 декабря 2015 года № 683). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=13 4&dst=1000000001,0&rnd=0.8046489845489411#0)
(дата обращения 03.11.2016).
8. Федеральный закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons/(дата обращения 06.11.2016).
9. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_6693/ (дата обращения 06.11.2016).
10. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8824/(дата обращения 06.11.2016).
11. Хухлина В.В. Некоммерческий сектор как новый социальный институт (на примере социального обслуживания населения России): дис. ... канд. социол. наук. - М., 2000. - 161 с.