Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ'

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсун Ксения Ивановна

Статья посвящена анализу сформированности гражданского общества в Российской Федерации, проведена параллель между развитостью местного самоуправления и состоянием гражданского общества. Проведенный анализ позволил автору выявить проблемные вопросы организации местного самоуправления, которые оказывают влияние на формирование гражданского общества, и предложить ряд законодательных решений, способных завершить процесс становления гражданского общества и усилить институт местного самоуправления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корсун Ксения Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY AND LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: INTERDEPENDENCE AND PROBLEMS OF FORMATION

The article is devoted to the analysis of the formation of civil society in the Russian Federation, a parallel is drawn between the development of local self-government and the state of civil society. The analysis allowed the author to identify problematic issues of the organization of local self-government that influence the formation of civil society and propose a number of legislative decisions that can complete the process of formation of civil society and strengthen the institution of local self-government in Russia.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ»

Научная статья

УДК 342.5

Гражданское общество и местное самоуправление в Российской Федерации: взаимозависимость и проблемы становления

Корсун Ксения Ивановна,

Уральский юридический институт МВД России,

Екатеринбург, Россия

e-mail: korsunksenia@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу сформированности гражданского общества в Российской Федерации, проведена параллель между развитостью местного самоуправления и состоянием гражданского общества. Проведенный анализ позволил автору выявить проблемные вопросы организации местного самоуправления, которые оказывают влияние на формирование гражданского общества, и предложить ряд законодательных решений, способных завершить процесс становления гражданского общества и усилить институт местного самоуправления в России.

Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, правовая культура, правовое сознание, государственная власть

Civil Society and Local Self-Government in the Russian Federation: interdependence and problems of formation

Korsun Ksenia Ivanovna,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Ekaterinburg, Russia

Abstract. The article is devoted to the analysis of the formation of civil society in the Russian Federation, a parallel is drawn between the development of local self-government and the state of civil society. The analysis allowed the author to identify problematic issues of the organization of local self-government that influence the formation of civil society and propose a number of legislative decisions that can complete the process of formation of civil society and strengthen the institution of local self-government in Russia.

Keywords: civil society, local self-government, legal culture, legal consciousness, state power

Понятие гражданского общества появилось в нашей стране примерно в одно время с принятием Конституции Российской Федерации и провозглашением местного самоуправления как одной из основ конституционного строя и института гражданского общества. Соответственно, 1993 год можно считать не только годом принятия Основного Закона страны, но и началом формирования (становления) в России гражданского общества.

За прошедшее время ученые не раз обращались к вопросам формирования гражданского общества в Российской Федерации, определению его институтов, взаимодействия с органами власти и т. п.1

1 См., например: Медведев А. И. Местное самоуправление в условиях формирования гражданского общества и правового государства: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000; Калашников С. В. Конституционные основы формирования гражданского обще-

Однако, несмотря на долгий путь, вопросы становления гражданского общества не теряют своей актуальности и по сей день2. Гражданское общество

ства в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001; Райкин С. В. Ментальная идентификация в процессе формирования гражданского общества в России: дис. . канд. социол. наук. Саратов, 2001; Козловский И. И. предпринимательство как социальная основа формирования гражданского общества в России: дис. . канд. философ. наук. М., 2005 и др.

2 См., например: Великородный П. Г., Алферов В. Ю. Методы и средства государственного управления и их влияние на становление гражданского общества // Наука и общество. 2016. № 1 (24). С. 32-40; Абазов А. Б. Становление гражданского общества в правоприменительном процессе в современной России // Инновационная наука. 2016. № 9 (21). С. 228-230; Бялт В. С., Демидов А. В. Перспективы становления гражданского общества в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 2(48). С. 47-54; и др.

- это такой тип общества, основными структурными элементами которого являются свободный гражданин и формируемые гражданами добровольные ассоциации. Оно выступает своеобразным «каркасом» демократического правового государства и в то же время во многих отношениях противостоит государству и контролирует его.

Современное гражданское общество представляет собой многомерное политическое, общественное, а порой и экономическое явление1. Можно с уверенностью сказать, что это самоорганизующееся общество, которое способно контролировать власть, самостоятельно решать определенные вопросы и действовать на общее благо. Только сознательные, политически активные, свободные граждане своей страны способны создать наиболее рациональную форму общественной коллективной жизни. Создание правового государства невозможно без существования гражданского общества, которое выступает в качестве предпосылки развития такого государства.

Российская Федерация, безусловно, является правовым государством, поддерживающим демократические ценности, признающим права и свободы человека высшей ценностью, а их соблюдение и защиту

- обязанностью государства. Однако сформировано ли в России гражданское общество, или процесс его становления еще не завершен - вопрос, который до сих пор остается дискуссионным.

Анализируя его, считаем важным отметить, что гражданское общество предполагает не столько равенство членов общества в каждой из сфер, сколько равенство возможностей для реализации прав и свобод его членами. И в различных сферах это может проявляться по-разному. Так, например, в экономической сфере проявлением гражданского общества может служить широкая сеть объединений промышленных, торговых, финансовых и других организаций и предприятий (коммерческие банки, акционерные общества, корпорации, холдинги и др.).

В духовной сфере гражданское общество тесно связано с реальной возможностью свободно высказывать собственное мнение (позицию), а также с самостоятельностью и независимостью творческих объединений. Примерами являются: объединения актеров, научных работников, художников, а также организации, выполняющие национальный и общечеловеческий долг (например, охрану памяти погибших защитников Отечества и прочее).

В социально-политической сфере гражданское общество выражается через общественно-политические объединения, политические партии, профессиональные союзы, разнообразные формы социальной активности граждан (возможность проведения митингов, собраний, демонстраций, забастовок и

1 Усватов И. С. К вопросу о структуре гражданского общества: определение понятия института гражданского общества // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4. С. 82-84.

т. д.), средства массовой информации и местное самоуправление.

То, что местное самоуправление является институтом гражданского общества, у российских ученых споров, на сегодняшний день, не вызывает. Так, по мнению И. К. Коломиец2, «местное самоуправление является средой формирования гражданской инициативы... стратегическим, долгосрочным инструментальным механизмом развития гражданского общества». В свою очередь, Н. А. Старжинский3 отмечает, что «развитое местное самоуправление является условием формирования. гражданского общества», при этом автор подчеркивает, что эффективным местное самоуправление может быть «только если существует сильная гражданско-общественная основа самоорганизации». Принцип самоорганизации является ведущим при становлении как местного самоуправления, так и гражданского общества.

Важно отметить, что государство и гражданское общество находятся в постоянном взаимодействии ввиду того, что гражданское общество является одним из важнейших и эффективных социальных институтов, способных сдерживать стремление государства к абсолютному господству. Для этого в арсенале гражданского общества имеются специфические формы и средства, такие как участие в избирательных кампаниях и референдумах, формирование общественного мнения, организация оппозиции, проведение митингов, демонстраций, шествий в целях донесения своего мнения до руководства страны.

Формирование и развитие местного самоуправления и гражданского общества предполагает наличие самостоятельных и активных граждан, где Конституция Российской Федерации и отраслевое законодательство являются правовой основой и создают предпосылки желаемого порядка общественных отношений, складывающихся в процессе их реализации.

Большинство ученых сходятся во мнении, что существующий политический режим зависит от того, как между собой взаимодействуют гражданское общество и государство. Так, например, М. Ю. Зеленков4 утверждает, что если государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права

2 Коломиец И. К. Местное самоуправление как механизм формирования гражданского общества [Электронный ресурс]: автореф. рис. ... канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С. 10 // Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. URL: http://diss.rsl.ru (дата обращения 20.10.2021).

3 Старжинский Н. А. Местное самоуправление в условиях формирования информационного и гражданского общества [Электронный ресурс]: автореф. рис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2005. С. 14 // Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. URL: http:// diss.rsl.ru (дата обращения 20.10.2021).

4 См.: Зеленков М. Ю. Политология (базовый курс). М., 2017. С. 211.

как правовое государство, тогда возникает демократический режим.

Схожей точки зрения придерживается и П. П. Шляхтун1, подчеркивая, что от степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства.

А. И. Балашов и Г. П. Рудаков2 в своих трудах развивают мысль о том, что политической основой гражданского общества и правового государства является высокая степень развития демократии в стране. И с этим сложно не согласиться.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что важнейшим условием взаимодействия и развития правового государства и гражданского общества является гарантированность реального соблюдения государством прав и свобод личности.

Кроме того, от степени сформированности местного самоуправления и гражданского общества можно судить о состоянии общества в целом, его интересах, настроениях, отношении к действующей власти. И государство должно постоянно отслеживать реакцию общественности на действия и решения, исходящие от властных структур различных уровней, а также общую удовлетворенность граждан существующей правовой реальностью. В этой связи полагаем, что государственные и муниципальные органы как представители народа должны не только поддерживать, но и прививать гражданам с ранних лет стремление проявлять инициативу и участвовать в разрешении вопросов, имеющих государственное значение.

Однако на сегодняшний день все чаще затрагивается проблема ограничения самоорганизации институтов гражданского общества и в первую очередь это касается местного самоуправления. Так, ограничение прямых выборов глав муниципальных образований, участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, упразднение муниципальных образований без одобрения местного сообщества - все это ведет к недоверию местной власти и оторванности ее от населения, а следом - к дестабилизации гражданского общества, и так сформированного не в полной мере.

Безусловно, формирование сильного гражданского общества зависит не только от степени развитости местного самоуправления. Проблемы, на наш взгляд, имеют более глубокий характер, и основной из них является низкий уровень правосознания и политической культуры граждан. Воспитание гражданина - патриота своей страны, заинтересованного в управлении делами государства на всех уровнях власти, - важная задача не только государства, но и общества в целом. Ведь низкая социальная активность граждан, а также преобладание частных интересов над общественными чаще всего связаны с низким уровнем правосознания. В этой связи видится крайне

1 См.: Шляхтун П. П. Политология (теория и история политической науки). М., 2015. С. 157.

2 См.: Балашов А. И., Рудаков Г. П. Правоведение. СПб., 2018. С. 294.

важным принятие Основ государственной политики Российской Федерации в области правовой культуры и правового сознания граждан, для реализации которых целесообразно разработать государственную программу Российской Федерации «Комплексное развитие правового сознания и правовой культуры населения».

Подводя итог, отметим, что на сегодняшний день гражданское общество в России еще развивается. Основными сдерживающими факторами, как уже было сказано, являются низкий уровень правосознания и правовой культуры российского населения. Для практической реализации, наряду с повышением уровня правосознания и правовой культуры граждан, необходимо заинтересовать население участвовать в управлении делами государства, в том числе посредством местного самоуправления, а для этого органам государственной власти необходимо разработать механизмы самоограничения от чрезмерного вмешательства в интересы местной власти.

Государство всегда должно быть заинтересовано в установлении диалога с гражданским обществом для того, чтобы иметь возможность слышать, видеть и понимать отношения людей к действиям властей и реагировать на них. Полагаем, что развитие гражданского общества возможно на условиях консенсуса между общественными и личными интересами, с сильной поддержкой государства, защитой национальных интересов, а также сохранением ценностей и традиций общества.

Библиографический список

1. Абазов А. Б. Становление гражданского общества в правоприменительном процессе в современной России / А. Б. Абазов // Инновационная наука. -

2016. - № 9 (21). - С. 228-230.

2. Балашов А. И. Правоведение / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. СПб, 2018.

3. Бялт В. С. Перспективы становления гражданского общества в Российской Федерации / В. С. Бялт, А. В. Демидов // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - № 2 (48). - С. 47-54.

4. Великородный П. Г. Методы и средства государственного управления и их влияние на становление гражданского общества / П. Г. Великородный, В. Ю. Алферов // Наука и общество. - 2016. - № 1 (24). - С. 32-40.

5. Зеленков М. Ю. Политология (базовый курс) / М. Ю. Зеленков. - М.: Юридический институт МИИТа,

2017.

6. Калашников С. В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра юрид. наук / С. В. Калашников. - Москва, 2001. - 447 с. // Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. - ШЬ: http://diss.rsl.ru.

7. Козловский И. И. предпринимательство как социальная основа формирования гражданского общества в России [Электронный ресурс]: дис. ... канд. фи-

лософ. наук / И. И. Козловский. - Москва, 2005. -181 с. // Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. - URL: http://diss.rsl.ru.

8. Коломиец И. К. Местное самоуправление как механизм формирования гражданского общества [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. полит. наук / И. К. Коломиец. - Ростов-на-Дону, 2005. - 27 с. // Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. - URL: http://diss.rsl.ru.

9. Медведев А. И. Местное самоуправление в условиях формирования гражданского общества и правового государства: теоретико-правовое исследование [Электронный ресурс]: дис____канд. юрид. наук. - Волгоград, 2000. - 256 с. / А. И. Медведев// Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. - URL: http://diss.rsl.ru.

10. Райкин С. В. Ментальная идентификация в процессе формирования гражданского общества в России [Электронный ресурс]: дис. ... канд. социол. наук / С. В. Райкин. - Саратов, 2001. - 128 с. // Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. - URL: http://diss.rsl.ru.

11. Старжинский Н. А. Местное самоуправление в условиях формирования информационного и гражданского общества [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н. А. Старжинский. - Москва, 2005. - 26 с. // Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. - URL: http://diss.rsl.ru.

12. Усватов И. С. К вопросу о структуре гражданского общества: определение понятия института гражданского общества / И. С. Усватов // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 4. - С. 8284.

13. Шляхтун П. П. Политология (теория и история политической науки) / П. П. Шляхтун. - М.: Зерцало, 2015.

Bibliograficheskij spisok

1. Abazov A. B. Stanovlenie grazhdanskogo obshchestva v pravoprimenitel'nom processe v sovremennoj Rossii / A. B. Abazov // Innovacionnaya nauka. - 2016. - № 9 (21). - S. 228-230.

2. Balashov A. I. Pravovedenie / A. I. Balashov, G. P. Rudakov. SPb, 2018.

3. Byalt V. S. Perspektivy stanovleniya grazhdanskogo obshchestva v Rossijskoj Federacii / V. S. Byalt, A. V. Demidov // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. - 2017. - № 2 (48). - S. 47-54.

4. Velikorodnyj P. G. Metody i sredstva gosudarstvennogo upravleniya i ih vliyanie na stanovlenie grazhdanskogo obshchestva / P. G. Velikorodnyj, V. YU. Alferov // Nauka i obshchestvo. - 2016. - № 1 (24). - S. 32-40.

5. Zelenkov M. YU. Politologiya (bazovyj kurs) / M. YU. Zelenkov. - M.: YUridicheskij institut MIITa, 2017.

6. Kalashnikov S. V. Konstitucionnye osnovy formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: dis. ... d-ra yurid. nauk / S.

V. Kalashnikov. - Moskva, 2001. - 447 s. // Elektronnaya biblioteka dissertacij Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki. - URL: http://diss.rsl.ru.

7. Kozlovskij I. I. predprinimatel'stvo kak social'naya osnova formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v Rossii [Elektronnyj resurs]: dis. ... kand. filosof. nauk / I. I. Kozlovskij. - Moskva, 2005. -181 s. // Elektronnaya biblioteka dissertacij Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki. - URL: http://diss.rsl.ru.

8. Kolomiec I. K. Mestnoe samoupravlenie kak mekhanizm formirovaniya grazhdanskogo obshchestva

[Elektronnyj resurs]: avtoref. dis____kand. polit. nauk / I. K.

Kolomiec. - Rostov-na-Donu, 2005. - 27 s. // Elektronnaya biblioteka dissertacij Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki. - URL: http://diss.rsl.ru.

9. Medvedev A. I. Mestnoe samoupravlenie v usloviyah formirovaniya grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva: teoretiko-pravovoe issledovanie [Elektronnyj resurs]: dis. ... kand. yurid. nauk. - Volgograd, 2000. - 256 s. / A. I. Medvedev// Elektronnaya biblioteka dissertacij Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki. - URL: http://diss.rsl.ru.

10. Rajkin S. V. Mental'naya identifikaciya v processe formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v Rossii [Elektronnyj resurs]: dis. ... kand. sociol. nauk / S. V. Rajkin. - Saratov, 2001. - 128 s. // Elektronnaya biblioteka dissertacij Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki. - URL: http://diss.rsl.ru.

11. Starzhinskij N. A. Mestnoe samoupravlenie v usloviyah formirovaniya informacionnogo i grazhdanskogo obshchestva [Elektronnyj resurs]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / N. A. Starzhinskij. - Moskva, 2005. - 26 s. // Elektronnaya biblioteka dissertacij Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki. - URL: http://diss. rsl.ru.

12. Usvatov I. S. K voprosu o strukture grazhdanskogo obshchestva: opredelenie ponyatiya instituta grazhdanskogo obshchestva / I. S. Usvatov // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2009. - № 4. - S. 82-84.

13. SHlyahtun P. P. Politologiya (teoriya i istoriya politicheskoj nauki) / P. P. SHlyahtun. - M.: Zercalo, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.