Научная статья на тему 'Гражданское общество, государство и местное самоуправление: взаимосвязь и перспективы развития'

Гражданское общество, государство и местное самоуправление: взаимосвязь и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / государство / публичная власть / законодательство / мест-ное самоуправление / civil society / state / public authority / legislation / local self-government

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василий Анатольевич Любушкин

В статье на основе анализа правовых и доктринальных источников рассматривается гражданское общество, выделяются его признаки в современный период развития российского государства, показывается его соотношение с государством, вычленяются отличия его от понятия государства, конста-тируется уровень зрелости развития гражданского общества в современном российском государстве, вы-деляются основы его формирования и функционирования. Отмечается влияние гражданского общества на развитие законодательства Российской Федерации. Определяется возможность его развития при обеспе-чении реализации прав и свобод человека и гражданина. Дается авторское определение гражданскому об-ществу, выделяются его признаки и цель. Проводится исследование в сопоставлении институтов граждан-ского общества, государства и местного самоуправления как элемента публичной власти. Определяются гарантии, установленные государством для возможного развития гражданского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Василий Анатольевич Любушкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil Society, State and Local Self-Governance: Interrelation and Development Prospects

The article on the basis of an analysis of legal and doctrinal sources considers civil society, dis-tinguishes its signs in the modern period of the development of the Russian state, shows its relationship with the state, distinguishes its differences from the concept of the state, states the level of maturity of civil society develop-ment in the modern Russian state, highlights the foundations of its formation and functioning. The influence of civil society on the development of legislation of the Russian Federation is emphasized. The possibility of its develop-ment in ensuring the realization of human and civil rights and freedoms is determined. The author's definition of civil society is given, its features and purpose are singled out. A study is being conducted in comparing institutions of civil society, state and local self-government as an element of public power. The guarantees established by the state for the possible development of civil society are defined.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество, государство и местное самоуправление: взаимосвязь и перспективы развития»

Научная статья

УДК 316.3:340.11(470+571)

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.29

Гражданское общество, государство и местное самоуправление: взаимосвязь и перспективы развития

Василий Анатольевич Любушкин

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, Саранск, Россия, valyu82@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0007-5205-8780

Аннотация. В статье на основе анализа правовых и доктринальных источников рассматривается гражданское общество, выделяются его признаки в современный период развития российского государства, показывается его соотношение с государством, вычленяются отличия его от понятия государства, констатируется уровень зрелости развития гражданского общества в современном российском государстве, выделяются основы его формирования и функционирования. Отмечается влияние гражданского общества на развитие законодательства Российской Федерации. Определяется возможность его развития при обеспечении реализации прав и свобод человека и гражданина. Дается авторское определение гражданскому обществу, выделяются его признаки и цель. Проводится исследование в сопоставлении институтов гражданского общества, государства и местного самоуправления как элемента публичной власти. Определяются гарантии, установленные государством для возможного развития гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, государство, публичная власть, законодательство, местное самоуправление

Финансирование: статья выполнена в рамках ГБ 32/23 Организация и проведение научно-практической конференции всероссийского уровня «30 лет Конституции Российской Федерации: этапы развития и перспективы реализации», Национальный исследовательский Мордовский государственный университет.

Для цитирования: Любушкин В.А. Гражданское общество, государство и местное самоуправление: взаимосвязь и перспективы развития // Теория и практика общественного развития. 2023. № 10. С. 232-237. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.29.

Original article

Civil Society, State and Local Self-Governance: Interrelation and Development Prospects

Vasily A. Lyubushkin

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, valyu82@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0007-5205-8780

Abstract. The article on the basis of an analysis of legal and doctrinal sources considers civil society, distinguishes its signs in the modern period of the development of the Russian state, shows its relationship with the state, distinguishes its differences from the concept of the state, states the level of maturity of civil society development in the modern Russian state, highlights the foundations of its formation and functioning. The influence of civil society on the development of legislation of the Russian Federation is emphasized. The possibility of its development in ensuring the realization of human and civil rights and freedoms is determined. The author's definition of civil society is given, its features and purpose are singled out. A study is being conducted in comparing institutions of civil society, state and local self-government as an element of public power. The guarantees established by the state for the possible development of civil society are defined.

Keywords: civil society, state, public authority, legislation, local self-government

Funding: The reported study was funded by GB 32/23 Organization and Conducting of the All-Russian Scientific and Practical Conference "30 Years of the Constitution of the Russian Federation: Stages of Development and Prospects of Implementation", National Research Mordovian State University.

For citation: Lyubushkin, V.A. (2023) Civil Civil Society, State and Local Self-Governance: Interrelation and Development Prospects. Theory and Practice of Social Development. (10), 232-237. Available from: doi:10.24158/ti-por.2023.10.29 (In Russian).

Представления о сущности и значении гражданского общества и его развития в рамках правового государства всегда являлось предметом исследования многих ученых.

В современный период развития российской государственности подход к пониманию гражданского общества определяется рядом признаков.

© Любушкин В.А., 2023

В рамках гражданского общества должна реализовываться истинная свобода, присущая каждому человеку, и возможность ее реализации в рамках определенных прав граждан, а также гарантий, представленных со стороны государства.

Гражданское общество имеет множество отличий от понимания и предназначения государства. Оно строится на достижении благосостояния каждого его члена, выраженное как в материальном обеспечении, так и в достижении высоких духовных показателей. При определении общества, достигшего своего высокого развития и именуемого как гражданское общество, учитываются факторы как политического, правового, так и экономического развития.

Рассматривая современное развитие государства, можно согласиться с мнением многих ученых о том, что сегодня в нем сформировано общество, которое основывается на самоуправленческих началах с публично-властными признаками. Оно строится на реализации публично-властных отношений. Само гражданское общество не может развиваться вне государства, равно как и государство зависит от развития собственных инициатив современного общества. Связь между ними, как справедливо заметил Л.С. Мамут, это «связь взаимодополнения» (Мамут, 2002: 101).

Справедливо утверждение О.В. Орловой, что гражданское общество не относится к стихийным явлениям (Орлова, 2007). Внутри него развиваются различные структуры, которые находятся в постоянном совершенствовании, обеспечивают его развитие и в определенной степени ограничивают публичную власть. Каждый гражданин, как элемент гражданского общества, имеет большой потенциал своего развития и возможности влиять на государственную и муниципальную власть.

С точки зрения реализации конституционных основ, представляющих своим гражданам возможности в реализации субъективных прав и свобод, относятся и формы непосредственной демократии, такие как референдумы и выборы, а также возможности участия людей в различных элементах политической системы, например, в политических партиях. Сама практика развития гражданского общества в нашем государстве показывает его зрелость и устойчивость.

Взаимосвязь гражданского общества и государства прослеживается в возможности в полной мере обеспечить реализацию прав и свобод граждан. При определении развитости гражданского общества необходимо учитывать личностный фактор каждого гражданина с учетом изменяющейся исторической обстановки. И сегодняшнее отношение граждан России к необходимости сплачивания и отстаивания общих интересов доказывает высокий уровень развитости гражданского общества и полной реализации конституционных возможностей. Личность всегда рассматривается и как индивид с собственными интересами, и как член определенной общности, например, социальной группы, коллектива. Проявить себя человек может только в обществе и через него, с широкой регламентацией возможностей, представляемой законодательством, и, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации.

Не менее важно, что гражданское общество - открытое общество в плане приверженности общегуманитарным ценностям, обеспечения доступа к широкой и разносторонней информации, в том числе в международном масштабе. При этом следует помнить, что именно государство обеспечивает демократические свободы, в частности, путем принятия тех или иных законов.

К числу признаков, отличающих современное российское гражданское общество, относится его разнообразная и сложная структура. Множество созданных общественных формирований, экономических союзов, религиозных объединений и иных негосударственных организаций иллюстрируют такую структуру. Все они взаимосвязаны и активно взаимодействуют для достижения общих целей. В гражданском обществе также активно реализуются обычаи, сложившиеся традиции, различные неполитические отношения. Все это подчеркивает широкое разнообразие социальных и политических отношений.

Важна деятельность государства, определяющая возможности функционирования самоуправленческих начал и их соотношения с публичным управлением. Создаются соответствующие правовые формы, в рамках которых происходит развитие самого общества. И вот здесь законодателю необходимо принимать такие законы, которые не только закрепляют сегодняшнее развитие гражданского общества, но и определяют перспективные возможности его развития и совершенствования.

В рамках гражданского общества каждый гражданин должен реализовывать свой индивидуальный интерес при гарантированности государства и защите правом.

Разделяем мнение известного конституционалиста Н.С. Бондаря, который определил гражданское общество как «объективно складывающийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия» (Бондарь, 2005: 172).

Таким образом, гражданское общество можно определить как достигшее высокого уровня развития общество в свободе, действующее на принципах демократии и самоорганизационного

управления; сочетающее в себе признаки плюрализма; построенное и функционирующее на правовых основах, в первую очередь, конституционных, с главным источником индивидуальных и общественных интересов людей; функционирующее с целью развития и совершенствования особых и разнообразных межличностных и других общественных отношений, тесных связей между субъектами; обеспечивающее развитие активности, инициативности человека в различных сферах своей жизнедеятельности, действующее на благо человека, различных социальных групп; обеспечивающее реализацию достижений правового государства, и, в первую очередь, прав и свобод человека и гражданина. К признакам современного российского гражданского общества отнесем: обеспечение реализации субъективных прав и свобод человека и гражданина; реализацию самоуправленческих начал, в том числе и в рамках публичного местного самоуправления; стимулирование развития правового государства; развитие гласности, общественной и индивидуальной активности, координацию жизнедеятельности людей, формирование и развитие новых структурных элементов, преодоление конфликтности как между людьми, так и между институтами гражданского общества и публичной властью. Целью существования современного гражданского общества является достижение экономической свободы при реализации множественности форм собственности, определенных Основным законом государства; активное развитие рыночных отношений; признание и защита государством прав и свобод человека и гражданина; совершенствование демократических начал в функционировании публичной власти; создание возможностей развития каждого человека, способного реализовать свои субъективные интересы, сочетающиеся как с общественными, так и публичными (государственными и муниципальными); способствование развитию правового государства. Все это определяет общие интересы, которые реализуются гражданами в рамках развития государственности и формирования статуса правового государства и гражданского общества.

Взаимосвязь государства и гражданского общества можно охарактеризовать как взаимосвязь политических правовых явлений, где ведущая основная роль отводится гражданскому обществу, поскольку оно выступает источником государства (Орлова, 2007). И это справедливо - в статье 3 Конституции России определяется, что источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ1. Многонациональный народ самоорганизуется в рамках гражданского общества. Также, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» (п. 3 ст. 1322). Аналогичная норма закреплена в Федеральном законе от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах России»: «в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории3. Таким образом, государственная власть и органы местного самоуправления составляют единое социальное управление в государстве. Местное самоуправление реализуется через формы своего осуществления, в том числе и формировании органов местного самоуправления, в которых непосредственно участвует население муниципального образования. Соответственно, это население является источником организации публичной власти, в том числе и органов местного самоуправления. И это определяет Конституция Российской Федерации в статье 131: «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом»4. Соответствующий порядок регулируется статьей 34 «Органы местного самоуправления» Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 10.07.2023 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5.

Анализируя подходы к соотношению государства и гражданского общества, можно отметить ряд суждений. Так, Э.А. Юнусов и А.А. Юнусов считают, что отождествлять гражданское

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Там же.

3 Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (в ред. от 04.08.2023). Там же.

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) [Электронный ресурс]. Там же.

5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (в ред. от 04.08.2023). Там же.

общество и государство нельзя, они должны существовать автономно друг от друга. Но и полностью противопоставлять их также недопустимо, эти два института находятся во взаимозависимости друг от друга (Юнусов Э., Юнусов А., 2020: 177). Д.А. Керимов отмечает, что правовое государство есть часть гражданского общества в том смысле, что оно является единственной структурой, представляющей и управляющей обществом в целом. И в этом состоит отличие правового государства от гражданского общества: оно является частью целого и той необходимой частью целого, которое обеспечивает его (целого) нормальное функционирование (Керимов, 2004: 5). Также считаем, что гражданское общество не может быть рассмотрено как часть государства. Понимая, что деятельность как органов государственной власти в отношении гражданского общества, так и гражданского общества в отношении государственных органов должна строиться в строгом соответствии с действующим законодательством, но это не доказывает, что либо гражданское общество входит в состав государства, либо государство является составной частью гражданского общества. В данном случае следует констатировать только то, что государство создает правовые основания функционирования всех элементов гражданского общества, иными словами - создает гарантии существования и защиты последних.

Права и свободы граждан являются, по сути, гарантированием государством возможности реализации собственных инициатив и активного участия в развитии гражданского общества. К организационным гарантиям функционирования гражданского общества относятся созданные специальные государственные органы, которые наделены законодательством собственными полномочиями по регулированию, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации определяет в ч. 2 статьи 80 положение о том, что Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод граждан, а также в ч. 4 статьи 125 Конституционный Суд Российской Федерации проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты.

Анализируя соотношение гражданского общества и местного самоуправления как элемента публичной власти, можно отметить, что они имеют сходные цели своей деятельности, но муниципальное публичное самоуправление их достигает, применяя специфические организационные, правовые, социальные и экономические методы. Поскольку местное самоуправление - часть российской публичной власти, значит, с одной стороны, оно не совпадает с населением, которое представляет в данном случае подвластный субъект. Но, с другой стороны, для местного самоуправления определен важный признак - самостоятельность в своей деятельности в рамках предоставленных законодательством полномочий и независимость в этой части внутри публичной власти во взаимоотношениях с государственной властью.

Справедливо указано А.Р. Ереминым, что «сама идея местного самоуправления предполагает не просто активное участие человека в решении вопросов обеспечения жизнедеятельности определенного общественного организма, она исходит из необходимости создания таких условий, когда человек будет управлять самим собой. Совокупность всех форм участия гражданина в принятии публично значимых решений обеспечивает достижение основной цели - самостоятельное и под свою ответственность управление всеми делами местного значения» (Еремин, 2003: 4).

По взаимодействию гражданского общества с местным самоуправлением высказался в своей докторской диссертации В.С. Мокрый: «Возможно, есть общие категории, хотя и не нашедшие отражение в праве, но в силу своего общественного признания, привлекательности и влияния на формирование правосознания, способные воздействовать на законодателя, правоприменителей и граждан в направлении оптимизации механизма публичного властвования на муниципальном уровне. Такой категорией, на наш взгляд, выступает «гражданское общество»1.

Таким образом, отмечаем перспективы развития местного самоуправления в рамках реализации собственных инициатив гражданами в гражданском обществе.

Местное самоуправление можно рассматривать как связующий элемент между обществом и государством. Их объединяет то, что оба строятся на схожих основах. Местное самоуправление существует для создания лучших условий жизни местного сообщества и каждого его члена. Оно имеет властную основу, являясь элементом публичной власти и реализуется в масштабах образованных муниципальных образований. В рамках местного самоуправления реализуются многие социальные вопросы, происходит реализация конституционных прав и свобод граждан, реализуется право на осуществление местного самоуправления, формируется возможность каждому участвовать в публичном муниципальном управлении.

1 Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти и гражданского общества : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 336 с.

Развитие законодательства в области местного самоуправления представлено Проектом федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»1, который определяет переход к одноуровневой организации местного самоуправления. По мнению разработчиков, это позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.

При обсуждении данного проекта в научном сообществе представлен ряд публикаций, в том числе с критикой его положений (Аннин и др., 2022; Михеева Т., Михеев Д., 2022).

Принятие рассматриваемого проекта Закона лишит местное самоуправление независимости и самостоятельности в решении множества вопросов. Для сохранения самоуправленческих начал и возможности реализации многих требований развития гражданского общества необходимо сохранить поселенческий уровень местного самоуправления для того, чтобы население могло самостоятельно решать большинство вопросов своей жизнедеятельности.

Таким образом, для современной России проблема формирования правового государства находится в процессе ее активного решения, о чем свидетельствуют поправки в Конституцию Российской Федерации и осуществляющийся процесс реформирования всей системы законодательства. Процесс становления и развития гражданского общества свидетельствует о достижении им определенной степени зрелости и тенденциях прогрессивного развития. Правовое государство и гражданское общество взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя и не отождествляются между собой. Становление гражданского общества и правового государства в России - непростая и долговременная задача, требующая учета множества факторов и условий принятия решений, значимых для общества и государства. Местное самоуправление и гражданское общество являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, основанные на самоуправлении, самоорганизации и их развитие носит перспективный характер.

Список источников:

Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. 592 с.

Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы. Саратов, 2003. 280 с.

Институт местного самоуправления в единой системе публичной власти (мнения и позиции на проект Федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти») / А.Г. Аннин [и др.] // Аграрное и земельное право. 2022. № 3 (207). С. 85-91. https://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_3_85.

Керимов Д.А. Гражданское общество и правовое государство // Право и образование. 2004. № 1. С. 5-16.

Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблемы соотношения // Общественные науки и современность. 2002. № 5. С. 94-103.

Михеева Т.Н., Михеев Д.С. Трансформация местного самоуправления на новой конституционной основе: новеллы федерального законопроекта // Вестник Университета Прокуратуры Российской Федерации. 2022. № 4 (90). С. 5-11.

Орлова О.В. Гражданское общество как многоуровневая система // Право и политика. 2007. № 5. С. 11-16.

Юнусов Э.А., Юнусов А.А. Теоретические подходы к институту гражданского общества и правового государства // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2020. № 19. С. 175-181.

References:

Annin, A.G., Chirikin, V.A., Ledashchev, S.V., Petrov, A.M. & Shakhanov, V.V. (2022) Institute of local self-government in the unified system of public authority (opinions and positions on the draft federal law no. 40361 -8 "on the general principles of the organization of local self -government in the unified system of public authority"). Agrarian and Land Law. (3 (207)), 85-91. Available from: doi:10.47643/1815-1329_2022_3_85. (In Russian).

Bondar, N.S. (2005) Vlast'i svoboda na vesakh konstitutsionnogo pravosudiya: zashchita prav cheloveka Konstitutsionnym Sudom Rossiyskoy Federatsii [Power and freedom on the scales of constitutional justice: protection of human rights by the Constitutional Court of the Russian Federation]. Moscow. 592 p. (In Russian).

Eremin, A.R. (2003) Realizatsiya prava cheloveka i grazhdanina na mestnoe samoupravlenie v Rossiyskoy Federatsii: kon-stitutsionnye voprosy [Realization of the human and citizen's right to local self-government in the Russian Federation: Constitutional issues]. Saratov. 280 p. (In Russian).

Kerimov, D.A. (2004) Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo [Civil society and the rule of law]. Education and Law. (1), 5-16. (In Russian).

Mamut, L.S. (2002) Grazhdanskoe obshchestvo i gosudarstvo: problemy sootnosheniya [Civil society and the state: problems of correlation]. Social Sciences and contemporary world. (5), 94-103. (In Russian).

Mikheeva, T.N. & Mikheev, D.S. (2022) Transformation of the local self-government on a new constitutional basis: novelties of federal legislation. Bulletin of the University of the Prosecutor's Office. (4 (90)), 5-11. (In Russian).

Orlova, O.V. (2007) Grazhdanskoe obshchestvo kak mnogourovnevaya sistema [Civil society as a multilevel system]. Law and Politics. (5), 11-16. (In Russian).

1 Проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», внесенным сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом, депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8.

Yunusov, E.A. & Yunusov, A.A. (2020) Theoretical approaches to the institution of civil society and the rule of law. Vestnik ob-shchestvennoy nauchno-issledovatel'skoy laboratorii "Vzaimodeystvie ugolovno-ispolnitel'noy sistemy s institutami grazhdanskogo ob-shchestva: istoriko-pravovye i teoretiko-metodologicheskie aspekty". (19), 175-181. (In Russian).

Информация об авторе В.А. Любушкин - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории, истории государства и права и международного права, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва Саранск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=618789

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author V.A. Lyubushkin - PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Theory, History of State and Law and International Law, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=618789

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 24.10.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.