Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРОКИ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРОКИ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / СРОК / ЕДИНИЦЫ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ / ЗАКУПКА / КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТРАКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добрецов Г. Б.

Цель: разработка понятия «срок» в законодательстве о контрактной системе и выявление особенностей их исчисления с учетом редакции Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 02.07.2021.Методы: в работе использованы общенаучные и частнонаучные методы исследования.Результаты: законодательство о контрактной системе не закрепляет понятия «срок», но устанавливает его во всех процедурах и ко всем участникам контрактной системы. За нарушение сроков предусмотрена административная ответственность как в отношении юридических, так и должностных лиц. Со сроками связана вся логистика закупочной деятельности. В результате исследования выявлены следующие особенности, связанные со сроками в контрактной системе: а) расчет сроков; б) рабочие дни; в) добавление к установленному минимальному сроку, вычитание от максимального срока дней на случай непредвиденных технических сбоев; г) расчет сроков в правовой конструкции «со дня, следующего за днем»; д) в некоторых случаях не только соблюдать все сроки формулы«не более», но и планировать, чтобы на последнем этапе не возникло противоречие между «не более» и «не менее»; е) исчисление сроков с момента их размещения в ЕИС. Отдельные документы размещаются в ЕИС через Казначейство, территориальный орган которого вправе формировать уведомления о прохождении контроля указанных объектов контроля в течение следующего рабочего дня. При этом размещение объектов контроля в ЕИС будет осуществлено на следующий рабочий день со дня их направления на контроль в соответствующий орган Казначейства.Научная новизна: в статье впервые исследованы нормы и правила расчета сроков, закрепленные в Федеральном законе«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции от 02.07.2021, а также проанализированы нормативные правовые акты в сфере закупок, вступающие в силу с 1 января 2022 г.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с расчетом сроков в сфере закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-LEGAL TERMS IN CONTRACTUAL SYSTEM

Objective: to develop the “term” concept in the contract system legislation and to identify the features of terms calculation, taking into account the wording of the Federal Law “On the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs” of 02.07.2021.Methods: general scientific and specific scientific research methods are used in the work.Results: the legislation on the contract system does not register the “term” concept, but establishes it in all procedures and for all participants of the contract system. Terms violation entails administrative liability for both legal entities and officials. The entire logistics of procurement activities is connected with terms. As a result of the study, the following features related to terms in the contract system were identified: a) the terms calculation in the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs must be carried out in accordance with Chapter 11 of the Civil Code of the Russian Federation; b) Monday to Friday, except for federal official holidays, as well as other non-working days established by the authorities of the Russian Federation, should be considered working days; c) taking into account the high administrative responsibility for these offenses, if possible, to add to the established minimum and to subtract from the maximum period at least one day for unforeseen technical failures, in addition to the calculated period; d) in the legal structure “from the day following the day”, when establishing the maximum preventive terms in the law, to calculate the terms from the day of the event, the minimum preventive terms - from the day following the specified event; e) in some cases, as, for example, when concluding a contract, the customer should not only comply with all the terms of the formula “not more”, but also plan so that at the last stage there is no contradiction between “not more” and “not less”; f) the calculation of the terms provided by Law for the placement of electronic documents and information in the UIS starts from the moment they are placed in the UIS. Individual documents are placed in the UIS through the Treasury, the territorial body of which has the right to form notifications about the passage of control of these objects of control during the next working day. At that, the placement of control objects in the UIS will be carried out on the next working day from the date of their referral for control to the appropriate Treasury body.Scientific novelty: the article for the first time examines the norms and rules for calculating the terms stipulated in the Federal Law “On the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs” as amended on 02.07.2021, and analyzes regulatory legal acts in the field of procurement that come into force on January 1, 2022.Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific, pedagogical and law enforcement activities when considering issues related to the calculation of terms in the field of procurement.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРОКИ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ»

ISSN 2782-2923

административное ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAw

Редактор рубрики А. С. Панова / Rubric editor A. S. Panova

Научная статья

УДК 342.9:347.4:336.5:339.186

DOI: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2021.4.731-742

Г. Б. ДОБРЕЦОВ1

1 Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Москва, Россия

Цель: разработка понятия «срок» в законодательстве о контрактной системе и выявление особенностей их исчисления с учетом редакции Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 02.07.2021.

Методы: в работе использованы общенаучные и частнонаучные методы исследования.

Результаты: законодательство о контрактной системе не закрепляет понятия «срок», но устанавливает его во всех процедурах и ко всем участникам контрактной системы. За нарушение сроков предусмотрена административная ответственность как в отношении юридических, так и должностных лиц. Со сроками связана вся логистика закупочной деятельности. В результате исследования выявлены следующие особенности, связанные со сроками в контрактной системе: а) расчет сроков; б) рабочие дни; в) добавление к установленному минимальному сроку, вычитание от максимального срока дней на случай непредвиденных технических сбоев; г) расчет сроков в правовой конструкции «со дня, следующего за днем»; д) в некоторых случаях не только соблюдать все сроки формулы «не более», но и планировать, чтобы на последнем этапе не возникло противоречие между «не более» и «не менее»; е) исчисление сроков с момента их размещения в ЕИС. Отдельные документы размещаются в ЕИС через Казначейство, территориальный орган которого вправе формировать уведомления о прохождении контроля указанных объектов контроля в течение следующего рабочего дня. При этом размещение объектов контроля в ЕИС будет осуществлено на следующий рабочий день со дня их направления на контроль в соответствующий орган Казначейства. Научная новизна: в статье впервые исследованы нормы и правила расчета сроков, закрепленные в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции от 02.07.2021, а также проанализированы нормативные правовые акты в сфере закупок, вступающие в силу с 1 января 2022 г.

© Добрецов Г. Б., 2021 © Dobretsov G. B., 2021

гражданско-правовые сроки в контрактной системе

Добрецов Григорий Борисович, кандидат исторических наук, доцент по кафедре

административного права, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский

институт Федеральной службы исполнения наказаний России

E-mail: 2096900@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9091-9285

eLIBRARY ID: SPIN-код: 7196-8080, AuthorID: 312619

Аннотация

m

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с расчетом сроков в сфере закупок.

Ключевые слова: административное право, гражданское право, срок, единицы исчисления сроков, закупка, контрольная система в сфере закупок, электронный контракт

Статья находится в открытом доступе в соответствии с Creative Commons Attribution Non-Commercial License (http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/), предусматривающем некоммерческое использование, распространение и воспроизводство на любом носителе при условии упоминания оригинала статьи.

Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill IM

Как цитировать статью: Добрецов Г. Б. Гражданско-правовые сроки в контрактной системе // Russian Journal of Economics and Law. 2021. Т. 15, № 4. С. 731-742. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2021.4J31-742

The scientific article

G. B. DOBRETSOV1

1 Scientific-Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia

CIVIL-LEGAL TERMS iN CONTRACTUAL SYSTEM

Grigoriy B. Dobretsov, PhD (History), Associate Professor of the Department of

Administrative Law, Senior Researcher, Scientific-Research Institute of the Federal

Penitentiary Service of Russia

E-mail: 2096900@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9091-9285

eLIBRARY ID: SPIN-code: 7196-8080, AuthorlD: 312619

Abstract

Objective: to develop the "term" concept in the contract system legislation and to identify the features of terms calculation, taking into account the wording of the Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs" of 02.07.2021.

Methods: general scientific and specific scientific research methods are used in the work.

Results: the legislation on the contract system does not register the "term" concept, but establishes it in all procedures and for all participants of the contract system. Terms violation entails administrative liability for both legal entities and officials. The entire logistics of procurement activities is connected with terms. As a result of the study, the following features related to terms in the contract system were identified: a) the terms calculation in the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs must be carried out in accordance with Chapter 11 of the Civil Code of the Russian Federation; b) Monday to Friday, except for federal official holidays, as well as other non-working days established by the authorities of the Russian Federation, should be considered working days; c) taking into account the high administrative responsibility for these offenses, if possible, to add to the established minimum and to subtract from the maximum period at least one day for unforeseen technical failures, in addition to the calculated period; d) in the legal structure "from the day following the day", when establishing the maximum preventive terms in the law, to calculate the terms from the day of the event, the minimum preventive terms - from the day following the specified event; e) in some cases, as, for example, when concluding a contract, the customer should not only comply with all the terms of the formula "not more", but also plan so that at the last stage there is no contradiction between "not more" and "not less"; f) the calculation of the terms provided by Law for the placement of electronic documents and information in the UIS starts from the moment they are placed in the UIS. Individual documents are placed in the UIS through the Treasury, the territorial body of which has the right to form notifications about the passage of control of these objects of control during the next working day. At that, the placement of control objects in the UIS will be carried out on the next working day from the date of their referral for control to the appropriate Treasury body.

У

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

Scientific novelty: the article for the first time examines the norms and rules for calculating the terms stipulated in the Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs" as amended on 02.07.2021, and analyzes regulatory legal acts in the field of procurement that come into force on January 1, 2022. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific, pedagogical and law enforcement activities when considering issues related to the calculation of terms in the field of procurement.

Keywords: Administrative law, Civil law, Term, Units of terms calculation, Procurement, Control system in the field of procurement, Electronic contract

The article is in Open Access in compliance with Creative Commons Attribution Non-Commercial License (http://creativecommons.org/ licenses/by-nc/4.0/), stipulating non-commercial use, distribution and reproduction on any media, on condition of mentioning the article original.

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIM

For citation: Dobretsov, G. B. (2021). Civil-legal terms in contractual system. Russian Journal of Economics and Law, 15 (4), 731-742 (in Russ.). http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2021.4.731-742

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIM

Введение

Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон) в редакции от 02.07.2021 более 250 раз употребляет понятие «срок» («сроки»), однако ни разу не дает ему толкования. Для понимания термина следует обратиться к ч. 1 ст. 2 Закона [1. Ст. 2, ч. 1], которая устанавливает, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, а затем к соответствующим статьям Гражданского кодекса РФ, регулирующим исчисление сроков [2, гл. 11]. Законодательство о контрактной системе употребляет понятие «сроки» и регулирует сроки совершения участниками контрактной системы действий в строгом соответствии с гражданско-правовым толкованием дефиниции и правилами их применения.

Понятие «сроки».

Единицы исчисления сроков

Под сроком в гражданском праве понимается промежуток времени, в течение которого осуществляются и защищаются права и исполняются обязанности, или момент времени, с наступлением которого связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Закон в большей части устанавливает

сроки в днях (более 200 раз), в меньшей (около 50 раз) -в часах, в отдельных случаях - в месяцах и годах.

Например, извещение об осуществлении закупки размещается при проведении электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке [1. Ст. 44, ч. 3, п. 1].

Срок может определяться также указанием на событие, которое неизбежно должно наступить [2. Ст. 190]. Например, оплата контрактов, заключенных до начала указанного финансового года. Наступление финансового года будет тем событием, которое должно неизбежно наступить [1. Ст. 3, п. 16].

Сроки, исчисляемые днями, в половине случаев указываются в рабочих днях, в половине - в календарных.

Например, извещение об осуществлении закупки размещается при проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, когда начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) не превышает трехсот миллионов рублей либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок, а при проведении электронного запроса котировок - не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок [1. Ст. 44, ч. 3, пп. 1, 3].

У отдельных специалистов возникает вопрос: как заказчику считать дни при проведении процедуры

ISSN 2782-2923 ..........................................................

закупки товаров, работ, услуг в том случае, если прямо не указано о каких днях - календарных или рабочих - идет речь [9].

Ответ однозначный: презюмируется, что срок исчисляется календарными днями, если не указано иное [2. Ст. 190; 8; 10]. Противоположную точку зрения по этому вопросу содержит Налоговый кодекс РФ. Срок, определенный днями (указывается в Кодексе), исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях [7. Ст. 6.1, п. 6].

Обозначим важность расчета и соблюдения сроков, установленных Законом, в связи с тем, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [3] (далее - КоАП) за нарушение ряда сроков установлена административная ответственность. Согласимся с А. А. Гунба [12], что некоторые составы административных правонарушений в сфере закупок, являясь формальными по своей правовой природе, влекут чрезмерно строгие санкции в отношении заказчиков и их должностных лиц. Например, предусмотренное частью 14 ст. 7.30 КоАП [5] нарушение сроков, которые установлены Законом для подписания протоколов при проведении конкурентных закупочных процедур, более чем на два рабочих

дня ведет к наложению административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей. Аналогичным образом заказчики подвергаются административной ответственности за такие правонарушения, носящие формальный характер, которые вряд ли могут нанести ущерб публичным интересам, как, например, неразмещение в установленный срок контракта в реестре контрактов в соответствии со ст. 103 Закона [1].

Составы административных правонарушений в сфере закупок и размеры штрафов за указанные правонарушения приведены в табл. 1.

При расчете и оценке сроков возникает правовая неопределенность в толковании понятия «рабочий день», ибо легального определения такого термина Трудовой кодекс Российской Федерации [3] не содержит.

Единственным нормативным правовым актом, содержащим определение рабочего дня, является Руководство, утвержденное Главным государственным санитарным врачом 27.07.2005 [4], где сказано, что рабочий день (смена) - это установленная законодательством продолжительность (в часах) работы в течение суток. А отсюда, если установленная

Таблица 1

Нарушения сроков закупок, за которые предусмотрена административная ответственность,

и размеры административных штрафов Table 1. Violations of purchasing terms, for which administrative liability is stipulated, and the volumes of administrative fines

^ КоАП / Article of the Administrative Code Состав административного правонарушения. Нарушение сроков / Corpus delicti of an administrative violation, violation of terms Примечание / Note Штраф на лиц, в рублях / Fine for persons, rubles

Должностных / Officials Юридических / Juridical persons

7.29, m. 2.1 / 7.29, part 2.1 Направления в контрольный орган информации и документов для согласования применения закрытого способа, возможности заключения контракта с единственным поставщиком / Of forwarding to the controlling body information and documents to coordinate the closed method and the possibility to sign a contract with a sole supplier 50 000

7.29.3, m. 3 / 7.29.3, part 3 Проведения обязательного общественного обсуждения закупок / Of conducting the obligatory public hearings of purchases 30 000

7.29.3, m. 4 / 7.29.3, part 4 Утверждения плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или размещения плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в Единой информационной системе (далее - ЕИС) / Of approving the schedule of purchases (changes into the schedule) or placing the schedule (the changes in the schedule) in the Unified Information System (further - UIS) 5 000-30 000

7.30, m. 1 / 7.30, part 1 Размещения в ЕИС информации и документов при проведении конкурса, аукциона / Of placing information and documents in UIS when conducting a contest or auction Не более чем на 2 рабочих дня / Not more than two working days 5 000 15 000

7.30, m. 1.1 / 7.30, part 1.1 Более чем на 2 рабочих дня / More than two working days 30 000 100 000

У

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

Окончание табл. 1

^ КоАП / Article of the Administrative Code Состав административного правонарушения. Нарушение сроков / Corpus delicti of an administrative violation, violation of terms Примечание / Note Штраф на лиц, в рублях / Fine for persons, rubles

Должностных / Officials Юридических / Juridical persons

7.30, m. 1.2 / 7.30, part 1.2 Размещения в ЕИС информации и документов при проведении запроса котировок, закупки у единственного поставщика / Of placing information and documents in UIS when conducting a request of rates or purchasing from a sole supplier Не более чем на 1 рабочий день / Not more than one working day 3 000 10 000

7.30, m. 1.3 / 7.30, part 1.3 Более чем на 1 рабочий день / More than one working day 15 000 50 000

7.30, m. 1.4 / 7.30, part 1.4 Внесения изменений в план-график / Of making changes into the schedule 15 000 50 000

7.30, m. 1.5 / 7.30, part 1.5 Размещения в ЕИС извещения после внесения изменения в план-график / Of placing notification in UIS making changes into the schedule 30 000

7.30, m. 8 / 7.30, part 8 Подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отмены определения поставщика / Of submitting applications for participation in determining a supplier (subcontractor, executor) or cancellation of a supplier determination 30 000

7.30, m. 13 / 7.30, part 13 Подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок / Of signing protocols when conducting a contest or auction, or requesting rates Не более чем на 2 рабочих дня / Not more than two working days 3 000

7.30, m. 14 / 7.30, part 14 Более чем на 2 рабочих дня / More than two working days 30 000

7.30, m. 15 / 7.30, part 15 Размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу / Of placing orders for supplying goods, performing works, rendering services for state defense order 30 000-50 000

7.31, m. 2 / 7.31, part 2 Направления информации для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) / Of forwarding information for including into the Register of mala fide suppliers (further - RMFS) 20 000

7.31.1, m. 1 / 7.31.1, part 1 Возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) / Of returning the funds deposited as a provision of an application for participation in determining a supplier (subcontractor, executor) Не более чем на три рабочих дня / Not longer than three working days 5 000 30 000

7.31.1, m. 2 / 7.31.1, part 2 Более чем на три рабочих дня / More than three working days 15 000 90 000

7.31.1, m. 3 / 7.31.1, part 3 Прекращения оператором электронной площадки блокирования операций по счету участника закупок (далее - участника) для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах / Of cancelling by an electronic platform operator of blocking the operations with the account of a purchase participant (further - participant) to carry out operations to provide participation in electronic auctions 15 000

7.31.1, m. 5 / 7.31.1, part 5 Размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов оператором электронной площадки / Of placing and forwarding information and/or notifications, draft contracts by an electronic platform operator 15 000

7.32, m. 3 / 7.32, part 3 Заключения контракта / Of signing a contract 50 000

7.32.1 Оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок, предусмотренных контрактом / Of paying for goods (works, services) when carrying out purchases stipulated by a contract По гособоронзаказу / For state defense order 30 000-50 000

7.32.5, m. 1 / 7.32.5, part 1 Оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок, предусмотренных контрактом / Of paying for goods (works, services) when carrying out purchases stipulated by a contract 30 000-50 000

19.7.2-1 Предоставление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках / Of providing information about mala fide purchase participants and suppliers 10 000-15 000 30 000-50 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: [5. Ст. 7.29-7.32.5, 19.7.2-1]. Source: [5. Art. 7.29-7.32.5, 19.7.2-1].

ISSN 2782-2923

продолжительность работы - это рабочее время, по принципу аналогии обращаемся к Трудовому кодексу РФ: рабочий день - это рабочее время, т. е. часы, когда работник исполняет в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и трудовым договором свои трудовые обязанности [3. Ст. 91].

Налоговый кодекс РФ рабочим днем считает день, который не признается в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем [7. Ст. 6.1, п. 6].

Допуская определенную погрешность и исходя из того, что большинство участников контрактной системы работают на пятидневной рабочей неделе с выходными в субботу и воскресенье, введем определение рабочего дня.

Рабочим днем в целях законодательства о контрактной системе следует считать любой день, кроме нерабочих дней, к которым относятся субботы, воскресенья, федеральные официальные праздники, а также иные нерабочие дни, установленные органами власти Российской Федерации.

К таким иным нерабочим дням отнесем, например, нерабочие дни в связи с коронавирусной инфекцией. Так, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Президентом РФ неоднократно принималось решение об установлении нерабочих дней. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 443 [6] дано разъяснение, что в течение таких нерабочих дней при осуществлении закупки сроки, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом субботы, воскресения и нерабочие праздничные дни не учитываются при исчислении сроков.

Исчисление сроков, определенных периодом времени

Первой ключевой точкой исчисления срока, определенного периодом времени, является начало течения срока.

В некоторых случаях начало течения срока четко указано ссылкой на событие (назовем эту грамматическую конструкцию «со дня»). Например:

а) день поступления независимой гарантии. Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления [1. Ст. 45, ч. 5];

б) день размещения заказчиком проекта контракта. Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий... [1 (вст. в силу 01.01.2022). Ст. 51, ч. 3];

в) дата заключения контракта. При осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление [1. Ст. 93, ч. 2].

Особенностью установления сроков в Законе является то, что некоторые сроки в нем исчисляются не «со дня», а конструкцией «до дня» [8]. В ряде случаев установленный минимальный пресекательный срок определяет дату события, с которым связывается начало течения срока. Например:

а) внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения извещения об осуществлении соответствующей закупки [1. Ст. 16, ч. 9];

б) при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона заказчик не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок возвращает участникам поданные ими заявки [1 (вст. в силу 01.01.2022). Ст. 36, ч. 3].

Другой особенностью является то, что во многих случаях затруднительно определить начало течения срока, так как оно описано сложной конструкцией: «со дня, следующего за днем» (в отличие от обычной формулировки: «в срок со дня события»).

Например: норма, где четко указана дата: заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, должен совершить определенные действия [1. Ст. 73, ч. 14, п. 4]. Сравним с другой нормой, в которой использована конструкция «со дня, следующего за днем»: заказчик обязан совершить действия не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов [1. Ст. 93, ч. 12, п. 6]. Не позднее второго дня? От какого дня считать срок?

Рассмотрим еще одну аналогичную пару конструкций установления сроков:

ISSN 2782-2923 ..........................................................

а) конструкция «со дня, следующего за днем»: не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов... [1. Ст. 48, ч. 15];

б) «в срок со дня события»: .решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещается автоматически в реестре контрактов не позднее одного рабочего дня с момента ее направления [1. Ст. 103, ч. 4].

Автор усматривает в этих примерах смысловую разницу между моментом (днем) совершения действий, при котором отсчет срока начинается с указанного дня как с «нулевого» и конструкцией «со дня, следующего за днем», в которой имеется ссылка на следующий после дня события день.

Вышеуказанные примеры позволяют прийти к выводу, что событием, которое является датой исчисления начала срока («нулевым» днем) в конструкции «со дня, следующего за днем» следует считать именно этот следующий день.

При этом особо оговорим, что само событие является нулевым днем. В соответствии с ГК РФ, течение

срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало [2. Ст. 191].

Еще один пример, как примененные в Законе неточные словесные конструкции, дают разные результаты. 19 июля в понедельник (для примера) произошло событие, которое повлекло за собой правовые последствия. Но в одном случае в расчете срока оно явилось «нулевым» днем, в другом - нет. Расчет приведен в табл. 2.

Окончание срока

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день [2. Ст. 193].

Около 20 случаев окончания сроков связаны с датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, рассчитываемых по формуле: «до даты окончания срока подачи заявок». То, что дата окончания срока подачи заявок в расчет не берется, как правило, вопросов не вызывает.

Таблица 2

Определение начала и окончания течения сроков (когда два дня равны одному) Table 2. Determining the start and the end of terms (when two days equal one)

Показатель / Indicator Условное наименование схемы / Conditional titles of patterns

«Со дня, следующего за днем» / "Since the day following the day" «В срок со дня события» / "During the period since the day of the event"

Норма закона / Legal norm Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов... заказчик принимает решение о соответствии заявки требованиям, установленным в извещении, или об ее отклонении [1. Ст. 93, ч. 12, п. 6] / Not later than one working day since the day following the day of obtaining information and documents. the customer shall make a decision on compliance of the application with the requirements stipulated in the notification, or on its rejection [1. Art. 93, part 12, clause 6] В случае если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, составляет протокол... [1. Ст. 73, ч. 14, п. 4] / In case the purchase participant, with whom the contract was signed, does not fulfill the requirements, the customer shall, not later than two working days following the day of expiry of the term of fulfilling the requirements by the purchase participant, compose a protocol. [1. Art. 73, part 14, clause 4]

Дата события / Date of event 19.07.2021 (день получения информации) / 19.07.2021 (date of information receipt) 19.07.2021 (невыполнение требований) / 19.07.2021 (unfulfilled requirements)

Длительность cрока / Duration of term Один рабочий день / One working day Два рабочих дня / Two working days

Начало исчисления срока -«нулевой» день / Start of term -"zero" day День, следующий за днем получения информации, являющийся началом течения срока, - 20.07.2021 / The day following the day of information receipt, being the start of the term - 20.07.2021 День истечения срока выполнения участником требований (невыполнение требований) - 19.07.2021 / The day of expiring the term of the participant fulfilling the requirements (unfulfilled requirements) - 19.07.2021

Окончание срока / End of term 21.07.2021 21.07.2021

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author.

т

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

Однако, как следует из ч. 1 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Отсюда контрольные органы делают вывод, что время срока окончания подачи заявок на участие в процедуре должно быть установлено не ранее 23:59 [13]. Но в условиях, когда через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке необходимо проводить электронный аукцион [1 (в ред. вст. 01.01.2022). Ст. 42, ч. 1, п. 23], в таком толковании норма применяться не может. Кроме того, согласимся с Е. В. Баланцевым, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено и в последний день этого срока по правилам ст. 194 ГК РФ [2]. Так, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в учреждении-заказчике, то срок истекает в тот час, когда в этом учреждении по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Соответственно, не будет нарушением, если заказчик в извещении установит время окончания подачи заявок в последний день срока, например, 11 часов утра [8]. Но при этом сделаем оговорку, что срок подачи заявок рассчитан правильно. Речь идет о том, как верно подчеркнул Е. В. Баланцев, что в расчетный

Различные конструкции Table 3. Various constructs <

срок не включаются не только день начала, но и день окончания срока [8].

Иногда и начало, и окончание срока приходятся на один день: не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов... [1. Ст. 51, ч. 5]. При этом законодатель для фиксации срока «один рабочий день» применяет широкий набор разнообразных логических конструкций, изложенных в табл. 3. Уместно задать вопрос: в чем их отличие? Автор полагает, что здесь имеет место неудачная юридическая техника.

Рассмотрим тот же срок «один рабочий день», но в иной конструкции: «день со дня», когда днем события, по мнению автора, будет «день следующий (табл. 4). День получения информации (для примера) - 19.07.2021 - не будет являться «днем события». День события - начала течения срока («нулевой день») в конструкции «со дня, следующего за днем» будет в данном случае «день, следующий после дня получения информации и документов» - 20.07.2021.

В отдельных случаях сроки ограничены с двух сторон: выстроены в конструкции: «не более», но и «не ранее», как, например, в табл. 5, где рассмотрено заключение контракта с победителем по результатам электронной процедуры [1 (в ред. от 01.01.2022].

Классификация сроков открытых процедур контрактной системы

Таблица 3

юка «один рабочий день» the term "one working day"

№ Нормы закона / Legal norm День окончания срока. Расчет / End of term. Calculation

1 Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем. [1. Ст. 31, ч. 11] / Not later than the day following the day. [1. Art. 31, part 11] 20.07.2021

2 Не позднее рабочего дня, следующего после дня. [1. Ст. 24.2, ч. 4] / Not later than the working day following the day. [1. Art. 24.2, part 4] 20.07.2021

3 Не позднее рабочего дня, следующего за датой. [1. Ст. 54.4, ч. 13] / Not later than the working day following the date. [1. Art. 54.4, part 13] 20.07.2021

4 Не позднее следующего рабочего дня после дня.[1. Ст. 54.7, ч. 11] / Not later than the next working day after the day. [1. Art. 54.7, part 11] 20.07.2021

5 В течение одного рабочего дня со дня. [1. Ст. 44, ч. 15] / During one working day since the day. [1. Art. 44, part 15] 20.07.2021

6 Не более одного рабочего дня с даты. [1. Ст. 44, ч. 8] / Not more than the one working day since the date. [1. Art. 44, part 8] 20.07.2021

Примечание: день начала течения срока («нулевой» день) для примера везде - 19.07.2021. Note: as an example, the day of the start of term ("zero" day) is always 19.07.2021.

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author.

и

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

Таблица 4

Расчет окончания срока при схеме срока «со дня, следующего за днем» Table 4. Calculation of the end of the term under the scheme "Since the day following the day"

№ Нормы закона / Legal norms День события / Day of event День начала течения срока - «нулевой» день / Day of the start of term -"zero" День окончания срока. Расчет автора / Day of the end of term. Calculation of the author

7 Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает решение. [1. Ст. 93, ч. 12, п. 6] / Not later than one working day since the day following the day of obtaining information and documents, the customer shall make a decision [1. Art. 93, part 12, clause 6] 19.07.2021 20.07.2021 21.07.2021

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author.

Таблица 5

Схема сроков в процедуре заключения электронного контракта Table 5. Scheme of the terms in the procedure of signing an electronic contract

События/субъект / Events/subject Участник / Participant Заказчик / Customer

Формула пресекательного срока - не позднее / Formula of the preclusive term - not later

1-е событие («нулевой» день) / Event 1 ("zero" day) Размещение протокола подведения итогов определения поставщика (дата) / Placing the protocol of the results of determining the supplier (date)

Срок / Term 2 рабочих дня / 2 working days Но не ранее 10 дней [1. Ст. 51, ч. 1] / BUT Not earlier than 10 days [1. Art. 51, part 1] \f

1-е действие / Action 1 -> Формирует с использованием ЕИС и размещает без своей подписи проект контракта [1. Ст. 51, ч. 2] / Forming the draft contract with UIS and placing it without their signature [1. Art. 51, part 2]

2-е событие («нулевой» день) / Event 2 ("zero" day) Размещение проекта контракта (дата) / Placing the draft contract (date)

^^ 5 рабочих дней / 5 working days

2-е действие / Action 2 Подписывает проект контракта и одновременно размещает его на электронной площадке [1, ст. 51, ч. 3] / Signing the draft contract and simultaneously placing it in the electronic platform [1, Art. 51, part 3]

3-е событие («нулевой» день) / Event 3 ("zero" day) Подписание проекта контракта (дата) /

Срок / Term ->■ 2 рабочих дня / 2 working days

3-е действие / Action 3 Размещает в ЕИС подписанный контракт [1. Ст. 51, ч. 4] / Placing the signed contract in UIS [1. Art. 51, part 4]

Источник: составлено автором.

Source: compiled by the author.

Разделим основные сроки открытых конкурентных закупок на три основные процедурные группы, чтобы иметь возможность проанализировать влияние сроков на закупочный процесс:

1. Основные сроки подготовки и организации закупочного процесса (планирования, регистрации, аккредитации, контроля):

- сроки хранения информации в информационных системах;

- осуществления планируемых закупок;

- формирования план-графика;

- регистрации участников в ЕИС;

- планируемых закупок по истечении планируемого периода;

ISSN 2782-2923 ..........................................................

- направления информации в контрольный орган;

- подписания заказчиком контракта после получения согласования контрольного органа;

- проверок, исполнения предписаний;

- обжалования действий участников контрактной системы;

- внесения в Реестр недобросовестных поставщиков, исключения из Реестра;

- формирования установленных отчетов.

2. Основные сроки объявления и проведения процедур:

- сроки размещения извещения об осуществлении закупки;

- предусмотренные для отмены закупки;

- необходимые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подачи заявок на участие в закупке;

- рассмотрения и оценки первых частей заявок;

- рассмотрения и оценки вторых частей заявок;

- действия независимой гарантии;

- рассмотрения поступившей независимой гарантии;

- формирования протоколов по процедурам закупок;

- минимальный срок заключения контракта с победителем конкурентной процедуры;

- формирования в ЕИС проекта контракта;

- подписания победителем проекта контракта;

- формирования протокола разногласий;

- формирования проекта контракта с учетом протокола разногласий;

- подписания заказчиком контракта;

- внесения сведений в реестр контрактов.

3. Основные контрактные сроки [11]:

- срок действия контракта;

- действия специального инвестиционного контракта;

- исполнения контракта;

- процедур отказа от исполнения контракта;

- исполнения обязательств сторон;

- поставки товаров;

- минимальные сроки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

- приемки заказчиком результатов контракта;

- оплаты заказчиком цены контракта;

- предоставления обеспечения исполнения контракта или гарантийного обязательства;

- действия обеспечения исполнения контракта;

- действия гарантийных обязательств;

- службы;

- возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных им в качестве обеспечения;

- предоставления информации о соисполнителях (субподрядчиках), заключивших договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках исполнения контракта [1].

Заключение

1. Расчет сроков в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необходимо осуществлять в соответствии с правилами главы 11 ГК РФ. Рекомендуем специалистам контрактной службы внимательно высчитывать установленные сроки (начало, продолжительность, окончание, в каких днях определен срок: в календарных или рабочих. При расчете сроков день события, с которым связано начало течения срока и день окончания срока, в расчет не включать).

2. Рабочие дни считать понедельник - пятница, кроме федеральных официальных праздников, а также иные нерабочие дни, установленные органами власти Российской Федерации.

3. С учетом высокой административной ответственности за указанные правонарушения по возможности дополнительно к рассчитанному сроку - к установленному минимальному добавлять, от максимального срока вычитать как минимум один день на случай непредвиденных технических сбоев.

4. Исходя из отсутствия правоприменительной практики и возможности особенностей примененной юридической техники, расчет сроков в конструкции «со дня, следующего за днем» при установлении в Законе максимальных пресекательных сроков производить от дня события, минимальных - со дня, следующего после указанного события.

5. В некоторых случаях, как, например, при заключении контракта, заказчику следует не только соблюдать все сроки формулы «не более», но и планировать, чтобы на последнем этапе не возникло противоречие между «не более» и «не менее». Например, Заказчик разместил 20.07 (вторник) протокол подведения итогов, 22.07 (четверг) - проект контракта, который

ISSN 2782-2923 ..........................................................

участник подписал 26.07 (понедельник). Заказчик должен подписать контракт не позднее двух рабочих дней, т. е. 28.07, но не вправе этого сделать до 31.07, пока не истечет десятидневный срок с момента размещения итогового протокола (31.07 - суббота, следовательно, срок переносится на понедельник 01.08). За невыполнение срока подписания контракта, установленного ч. 4 ст. 51 Закона (в ред. вст. 01.01.2022) - два рабочих дня, - заказчику грозит административная ответственность в размере 50 000 рублей [5. Ст. 7.32, ч. 3]. Невыполнение срока составит два рабочих дня (29.07 и 30.07).

6. Исчисление сроков, предусмотренных Законом для размещения в ЕИС электронных документов и информации, начинается с момента их размещения в ЕИС [1. Ст. 4, ч. 10, п. 1]. Отдельные документы размещаются в ЕИС через Казначейство, территориальный орган которого вправе формировать уведомления о прохождении контроля указанных объектов контроля в течение следующего рабочего дня. При этом размещение объектов контроля в ЕИС будет осуществлено на следующий рабочий день со дня их направления на контроль в соответствующий орган Казначейства [14].

111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 ¡I

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. URL: consultant. ru (дата обращения: 10.07.2021).

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф // Собрание законодательства. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

4. Р 2.2.2006-05. 2.2. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005) // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2005. № 3.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства. 07.01.2002, № 1 (ч. 1). Ст. 1.

6. Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции: Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 443 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. URL: consultant.ru (дата обращения: 10.07.2021).

7. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства. 1998. № 31. Ст. 3824.

8. Баланцев Е. В. Сроки в контрактной системе // Советник в сфере образования. 2015. № 2. С. 8-11.

9. Бермес С. В. Проблема исчисления сроков в контрактной системе // Гражданское право, гражданское и административное судопроизводство: актуальные вопросы теории и практики, материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2017. С. 5-8.

10. Решение Московского УФАС России по делу № 077/07/00-15710/2019 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. URL: consultant.ru (дата обращения: 10.07.2021).

11. Крамской В. В. Институт срока в рамках государственного (муниципального) контракта: понятие, виды, проблемы в их определении и исчислении // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5, № 17. С. 99-116.

12. Гунба А. А. К вопросу об увеличении сроков давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе // Административное право и практика администрирования. 2019. № 1. С. 33-40.

13. Решение Комиссии УФАС по Краснодарскому краю по делу № ЭА-186/2018 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. URL: https://fas.gov.ru/documents/612834 (дата обращения: 10.07.2021).

14. О направлении заказчиками на контроль извещений об осуществлении закупок: Письмо Казначейства России от 21.03.2017 № 07-04-05/13-240 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. URL: consultant.ru (дата обращения: 10.07.2021).

ISSN 2782-2923

References

1. On the contractual system in the sphere of purchasing goods, works, and services for public and municipal needs: Federal Law of the Russian Federation of 05.04.2013 No. 44-FZ, SPSKonsul'tantPlyus. Zakonodatel'stvo. VersiyaProf. consultant.ru (access date: 10.07.2021) (in Russ.).

2. Civil Code of the Russian Federation (part 1) of 30.11.1994 No. 51-FZ (1994). SPS Konsul'tantPlyus. Zakonodatel'stvo. VersiyaProf, Sobranie zakonodatel'stva, No. 32, Art. 3301 (in Russ.).

3. Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 No. 197-FZ (2002). Sobranie zakonodatel'stva, No. 1 (part 1), Art. 3 (in Russ.).

4. P 2.2.2006-05. 2.2. Hygiene of labor. Guidelines on hygienic assessment of the working environment and labor process factors. Criteria and classification of labor conditions (adopted by the Chief public health doctor of the Russian Federation on 29.07.2005). (2005). Byulleten'normativnykh i metodicheskikh dokumentov Gossanepidnadzora, 3 (in Russ.).

5. Code of the Russian Federation on administrative law breaches of 30.12.2001 No. 195-FZ. (07.01.2002). Sobranie zakonodatel'stva, No. 1 (part 1), Art. 1 (in Russ.).

6. On the features of implementing purchases in the period of taking measures on providing sanitary-epidemiological welfare of the population in the territory of the Russian Federation under the spread of the new coronavirus infection: Decree of the Government of the Russian Federation of 03.04.2020 No. 443, SPS Konsul'tantPlyus. Zakonodatel'stvo. VersiyaProf. consultant. ru (access date: 10.07.2021) (in Russ.).

7. Taxation Code of the Russian Federation, part 1 of 31.07.1998 No. 146-FZ. (1998). Sobranie zakonodatel'stva. No. 31, Art. 3824 (in Russ.).

8. Balantsev, E. V. (2015). Terms in the contractual system. Sovetnik v sfere obrazovaniya, 2, 8-11 (in Russ.).

9. Bermes, S. E. (2017). The issue of calculating terms in the contractual system. In Civil law, civil and administrative court procedure: topical issues of theory and practice, works of the 2nd All-Russia scientific-practical conference. Khabarovsk, Tikhookeanskii gosudarstvennyi universitet, 5-8 (in Russ.).

10. Decision of Moscow Office of Federal Antimonopoly Service of Russia on case No. 077/07/00-15710/2019. SPS Konsul'tantPlyus. Zakonodatel'stvo. VersiyaProf. consultant.ru (access date: 10.07.2021) (in Russ.).

11. Kramskoy V. V. (2021). The institution of term within the framework of a state (municipal) contract: concept, types, issues in their definition and calculation, Current Issues of the State and Law, 5 (17), 99-116 (in Russ.).

12. Gunba, A. A. (2019). Regarding extension of terms of bringing to administrative responsibility for violation of the contract system law. NB: Administrative Law and Administration Practice, (1), 33-40 (in Russ.). https://doi.org/10.7256/2306-9945.2019.1.29085

13. Decision of the Commission of the Office of Federal Antimonopoly Service in Krasnodar region on case No. EA-186/2018 on breaching the law on contractual system in the sphere of purchasing goods, works, and services for public and municipal needs. https://fas.gov.ru/documents/612834 (access date: 10.07.2021) (in Russ.).

14. On notifying customers about implementing purchases: A letter of the Russian Treasury of 21.03.2017 No. 07-04-05/13-240. SPS Konsul'tantPlyus. Zakonodatel'stvo. VersiyaProf. consultant.ru (access date: 10.07.2021) (in Russ.).

Конфликт интересов: автором не заявлен.

Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the author.

Дата поступления / Received 30.07.2021 Дата принятия в печать /Accepted 12.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.