Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / ПРОБЛЕМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устимова С. А., Рассказова Е. Н.

В данной статье на основе проведения анализа сложившейся ситуации и действующих нормативных требований рассмотрены существующие проблемы в области перевода проектной деятельности в сфере строительства на технологию информационного моделирования. Выявлены основные проблемные аспекты, которые препятствуют быстрому внедрению технологии информационного моделирования. Особое внимание в статье уделено анализу опыта внедрения технологии информационного моделирования в практику проектирования в строительной отрасли Великобритании, что позволило разработать предложения по внесению законодательных изменений в области гражданского права, а также обозначить первоочередные шаги по внедрению технологии информационного моделирования в Российской Федерации на основе принятия ряда подзаконных нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL LAW PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN PROJECT ACTIVITIES IN THE FIELD OF CONSTRUCTION

In this article, based on the analysis of the current situation and the current regulatory requirements, the existing problems in the field of transferring project activities in the field of construction to information modeling technology are considered. The main problematic aspects that hinder the rapid implementation of information modeling technology are identified. Particular attention is paid to the analysis of the experience of the introduction of information modeling technology into the practice of design in the UK construction industry, which made it possible to develop proposals for legislative changes in the field of civil law, as well as to identify priority steps for the introduction of information modeling technology in the Russian Federation based on the adoption of a number of subordinate regulations.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-239-243 NIION: 2003-0059-2/22-254 MOSURED: 77/27-003-2022-02-453

Светлана Александровна Устимова1, Екатерина Николаевна Рассказова2

1,2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1 7791sveta@mail.ru

2 stepanovakatya@yandex.ru

Аннотация. В данной статье на основе проведения анализа сложившейся ситуации и действующих нормативных требований рассмотрены существующие проблемы в области перевода проектной деятельности в сфере строительства на технологию информационного моделирования. Выявлены основные проблемные аспекты, которые препятствуют быстрому внедрению технологии информационного моделирования. Особое внимание в статье уделено анализу опыта внедрения технологии информационного моделирования в практику проектирования в строительной отрасли Великобритании, что позволило разработать предложения по внесению законодательных изменений в области гражданского права, а также обозначить первоочередные шаги по внедрению технологии информационного моделирования в Российской Федерации на основе принятия ряда подзаконных нормативных актов.

Ключевые слова: проектная деятельность, строительство, технология информационного моделирования, проблема, законодательное изменение

Для цитирования: Устимова С. А., Рассказова Е. Н. Гражданско-правовые проблемы цифровизации в проектной деятельности в сфере строительства // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 239-243. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-239-243.

Original article

Svetlana A. Ustimova1, Ekaterina N. Rasskazova2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Moscow, Russia

1 7791sveta@mail.ru

2 stepanovakatya@yandex.ru

Abstract. In this article, based on the analysis of the current situation and the current regulatory requirements, the existing problems in the field of transferring project activities in the field of construction to information modeling technology are considered. The main problematic aspects that hinder the rapid implementation of information modeling technology are identified. Particular attention is paid to the analysis of the experience of the introduction of information modeling technology into the practice of design in the UK construction industry, which made it possible to develop proposals for legislative changes in the field of civil law, as well as to identify priority steps for the introduction of information modeling technology in the Russian Federation based on the adoption of a number of subordinate regulations.

Keywords: project activity, construction, building information model, problem, legislative change

For citation: Ustimova S. A., Rasskazova E. N. Civil law problems of digitalization in project activities in the field of construction. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):239-243. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-239-243.

Гражданско-правовые проблемы цифровизации в проектной деятельности в сфере строительства

Civil law problems of digitalization in project activities in the field of construction

© Устимова С. А., Рассказова Е. Н., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Строительная сфера Российской Федерации активно развивается, несмотря на действие негативных макроэкономических факторов и выступает одним из драйверов экономического развития национальной экономики. Но при этом в сфере проектирования нарастает технологическое отставание, т.к. многие современные российские организации продолжают пользоваться технологиями, разработанными еще в 1980-х — 1990-х годах.

Актуальность вопросов использования новых технологий в сфере проектирования в строительстве обусловлена и произошедшими изменениями в политике государства в последние 5-7 лет, что нашло свое отражение в поручениях Президента России, нормативных актах Правительства РФ и ведомственных приказах Минстроя России. Утвержденные стандарты проектирования обязательны для всех участников строительного рынка Российской Федерации с 18 июня 2019 года, поэтому переход к новым стандартам требует выработки современной методологии управления качеством, сроками и конкурентоспособностью результатов работы проектирующих организаций строительства.

Необходимо отметить, что цифровизация отдельных отраслей экономики России достаточно успешно осуществляется уже на протяжении нескольких лет. Однако, в силу ряда факторов, в том числе сложности и затратности внедрения цифровых технологии, а также действия негативных макроэкономических факторов, вызванных пандемией коронавируса COVID-19, в России к цифровым технологиям перешла лишь незначительная доля участников национального строительного рынка.

Цифровая трансформация в строительстве связана, прежде всего, с применением новых технологий, позволяющих повысить производительность, сократить временные и ресурсные расходы на стадии проектирования объектов капитального строительства и ценности получаемых заказчиком активов. К таким технологиям относятся и технологии информационного моделирования в строительстве (англ., Building Information Model, BIM).

Несмотря на неоднократные поручения Президента России, Правительство РФ под руководством Д. Медведева не успело провести и завершить переход строительной отрасли на BIM. В этом связи в развитие поручений Президента России Правительством РФ под руководством М. Мишустина были издан ряд основных документов, определивших необходимость развития цифровых технологий проектирования в строительстве.

Так, 15 сентября 2020 года вышло Постановление Правительства РФ № 1431 [1], в котором были утверждены правила ведения информационных моделей для

объектов строительства, список и формат электронных документов для представления в Москомэкспертизу.

5 марта 2021 года вышло Постановление Правительства РФ № 331 [2], определившее необходимость для застройщика, технического заказчика, лиц, обеспечивающих обоснование инвестиций при привлечении бюджетных средств с 1 января 2022 года формировать и вести информационную модель объекта капитального строительства. Данное решение должно было стать необходимым стимулом развития цифровых технологий проектирования в строительстве. Но выполнение данного постановления выглядит крайне проблемным, т. к. сегодня наблюдается явное несоответствие готовности строительной сферы России к внедрению самой технологии BIM в столь сжатые сроки.

Кроме этого, на сегодняшний день использование технологии BIM не является одним из критериев оценки для проектирующих организаций, участвующих в конкурсе на реализацию государственных контрактов.

Согласно действующего законодательства о государственных закупках при их организации широко распространено указание со стороны заказчика одним из критериев оценки для проектирующих организаций, участвующих в конкурсе, количества специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования.

На практике наиболее часто при проведении государственных конкурсов используется критерии оценки проектирующих организаций, которые касаются только наличия в штате компании некоторых управленцев и специалистов, например, Главного инженера проекта, Главного специалиста, Начальника отдела согласований, инженера-проектировщика и др.

Однако вышеупомянутые и наиболее распространенные на данный момент критерии не отвечают на вопрос о наличии либо отсутствии возможности грамотно, быстро и безошибочно спроектировать объект закупки. Поэтому считаем, что необходимым критерием при проведении конкурсов для государственных и муниципальных организаций по проектированию объектов должно выступать наличие и использование технологии BIM, как инструмента современного строительства.

В отдельных случаях государственными и муниципальными заказчиками при осуществлении закупок уже предпринимаются попытки указания опыта в BIM-проектировании в качестве показателя для проектирующей организации. Однако, это наталкивается на административные препоны и отсутствие нормативно-правовой базы для этого.

Показательной в данном случае является ситуация, возникшая при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168200002419000502, демонстрирующая весь перечень существующих сегодня

JURISPRUDENCE

проблем при внедрении технологии BIM в практику проектирования и строительства.

Согласно данного конкурса необходимо было определить исполнителя изыскательских и проектных работы на строительство детского инфекционного корпуса в г. Ульяновске. При этом в качестве критерия выбора исполнителя был указан опыт проектирования с использованием BIM-технологии.

Но подрядчик, который не имел опыта BIM-проектирования, обжаловал решение закупочной комиссии в Управление ФАС по Ульяновской области, которое жалобу поддержало, мотивируя это тем, что действующие на сегодняшний день нормативные правовые акты в сфере государственных закупок не исключают возможностей проектирования по «бумажным» технологиям, а требования Минстроя Россия не являются приоритетными над федеральным законодательством [3].

С формально-юридической точки зрения решение Управления ФАС по Ульяновской области выглядит верным. Однако, данное решение не позволяет скорее внедрять BIM-проектирование при осуществлении государственных закупок. Положительным в данной ситуации видится только поведение государственного заказчика, который не только указал на наличие опыта BIM-проектирования в качестве одного из критериев закупки, но и при обжаловании сослался на высокотехнологичный и инновационный характер такой закупки, что, в свою очередь, означает, что ряд государственных заказчиков уже осознали необходимость скорейшего внедрения цифровых технологий в проектирование и строительство.

Считаем, что, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы является значительной проблемой при внедрении технологии BIM-проектирования. В этой ситуации государственным заказчикам остается только настойчиво продолжать придерживаться критерия инновационности и высокотехнологичности при осуществлении закупок, т. к. именно эти технологии существенно экономят средства на проведение государственных экспертиз, исключают ошибки, повышают безопасность объектов, надеясь на скорое решение проблемы со стороны законодательных органов власти.

Вместе с тем, для России выглядит полезным использование иностранного опыта, прежде всего, Великобритании, которая решала те же проблемы и стала фактически первопроходцем в широком использовании BIM-проектирования для строительства объектов, важных для государства.

В начале 2000-х годов значительному количеству объектов Великобритании требовалась реконструкция в преддверие подготовки к 0лимпиаде-2012, что потребовало решения проблемы финансирования. В

качестве решения было предложено использование технологии BIM-проектирования, позволяющей значительно сократить затраты на строительство. Первоначально были реализованы пилотные проекты, которые показали эффективность BIM-проектирования на практике. Затем под наблюдением Правительства Великобритании по технологию информационного моделирования были спроектированы и построены торговые центры, транспортно-пересадочные узлы и другие крупные объекты [4].

В результате для высших чиновников и экспертов строительной отрасли стало очевидным отличие в скорости и качестве реализации проектов по технологии BIM. Кроме этого, за счет государственных средств были обучены специалисты по использованию новой технологии, а профильные британские ведомства стали принимать решения и готовить документацию, стимулирующую использование технологии BIM в крупных и «политически значимых» проектах. Также выглядит важным, что были разработаны BIM-стандарты, являющиеся аналогом российских ГОСТов, что позволило создать необходимую методологическую базу для поддержки государственных решений.

За счет государственных средств была создана группа специалистов (UK BIM Task Group), занимающаяся детальной проработкой всех основных проблем перехода на BIM-проектирование. Впоследствии затраты государства на финансирование деятельности данной группы были многократно компенсированы за счет экономии государственных средств при строительстве и реконструкции зданий за счет бюджета.

В качестве ответа тем компаниям, которые не захотели переходить на BIM-технологии, Правительство Великобритании определило жесткие условия централизованного перехода на использование BIM для всей строительной отрасли. Так, в 2011 году было определено, что с 2016 года прекращается экспертиза проектной документации, созданная не по технологии BIM, т. е. на переход строительной проектной отрасли на новую технологию было отведено 5 лет, а в дальнейшем разделение на BIM и не-BIM в строительном проектировании в Великобритании должно прекратиться и останется только одна современная цифровая технология [4].

Вместе с тем, можно констатировать, что отведенного срока на переход к технологиям BIM Великобритании не хватило, до сегодняшнего дня определенная часть проектных компаний не перешли на использование новой технологии проектирования в строительстве, что только подтверждает сложность осуществления этого перехода, несмотря на его преимущества. Во многом это связано с необходимость дополнительных затрат со стороны проектных организаций.

Считаем, что с учетом иностранного опыта внедрения BIM-технологий и возникших при этом проблем, с которыми столкнулись операторы строительной отрасли, в Российской Федерации необходимо реализация ряда государственных решений за счет принятия нормативных актов в области гражданского законодательства:

1. Внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ об обязательности использования технологии BIM в проектных организациях с января 2026 года с установлением переходного периода (2021-2025 гг.).

2. Внесение изменений в федеральную нормативную базу по проведению государственных закупок — указание обязательности критерия «опыт использования технологии BIM» для проектных организаций в конкурсах на осуществление градостроительной деятельности (изыскание и проектирование).

3. Принятие подзаконного нормативного акта — распорядительного документа (указ Президента России, постановление или распоряжение Правительства РФ) о создании при Правительстве РФ рабочей группы, финансируемую за счет государства, для целей создания единого плана по переходу строительной отрасли России на технологию информационного моделирования.

3. Создать необходимую нормативно-правовую базу внедрения технологии BIM на основе издания ведомственных приказов, инструкций, методик Минстроем России.

Список источников

1. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 39. — Ст. 6030.

2. Постановление Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального

строительства» // Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 11. — Ст. 1823.

3. Талапов В. Внедрение BIM : фундаментальный опыт Великобритании // Строительный эксперт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ardexpert.ru/article/8850.

4. Решение УФАС по Ульяновской области по делу № 15536/03-2019 от 21.03.2019 // Федеральная антимонопольная служба. База правовых решений и правовых актов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://br.fas. gov.ru/generate_pdf/de2e1535-625d-4dee-960e-59b92ac55213.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation № 1431 dated 15.09.2020 «On approval of the Rules for the Formation and maintenance of an information model of an object of capital Construction, the composition of information, documents and materials included in the information model of an object of Capital Construction and submitted in the form of electronic documents, and requirements for the formats of these electronic documents, as well as on Amendments to paragraph 6 of the Regulations on the Performance of Engineering surveys for the preparation of Project Documentation, Construction, reconstruction of Capital Construction objects» // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 2020. — № 39. — Art. 6030.

2. Decree of the government of the Russian Federation from 05.03.2021 № 331 «On establishing the case where the developer, a technical coordinator, a person providing or carrying out a feasibility study of the investment and (or) the person responsible for the operation of the capital construction object is provided for the formation and maintenance of information model of the object of capital construction» // Collection of the legislation of the Russian Federation. — 2021. — № 11. — Art. 1823.

3. Talapov V. BIM Implementation : Fundamental UK experience // Construction Expert [Electronic resource]. Access mode: https://ardexpert.ru/ article/8850.

4. The decision of the Federal Antimonopoly Service for the Ulyanovsk region in case № 15536/032019 of 21.03.2019 // Federal Antimonopoly Service. Database of legal decisions and legal acts [Electronic resource]. Access mode: https://br.fas. gov.ru/generate_pdf/de2e1535-625d-4dee-960e-59b92ac55213.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

JURISPRUDENCE

Информация об авторах

С. А. Устимова — доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

Е. Н. Рассказова — старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the authors

S. A. Ustimova — Associate Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

E. N. Rasskazova — Senior Lecturer of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 30.03.2022.

The article was submitted 17.01.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 30.03.2022.

] U Г " Московский университет МВД России 1 К имени В.Я. Кикотя

Гражданский процесс

Учебник Девятое издание

Гражданский процесс. Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 687 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое вниманиеуделено порядкупересмотрасудебныхпостановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.