Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIM / ТИМ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Скрябин А.П., Гоголев Р.О., Егоров А.А., Рахлеев А.М.

Статья посвящена исследованию функционала и роли применения BIM - технологии в строительстве, на современном этапе развития информационных технологий на территории Республики Саха (Якутия) и возможности внедрения технологии на региональных проектах. Ожидаемый результат - повышение конкурентоспособности российского строительного комплекса на мировом рынке, улучшение качества изысканий, проектирования и строительства объектов, снижение себестоимости на этапе проектирования и проведения экспертизы проектной документации. Авторами отмечены ключевые проблемы в методах внедрения технологии информационного моделирования к моменту вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации №331 от 05.03.2021 года. Дана оценка обоснованности применения BIM - технологий в проектировании и эксплуатации, как ключевой концепции улучшения и оптимизации процессов в строительной отрасли Республики Саха (Якутия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION MODELING TECHNOLOGY IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article is devoted to the study of the functionality and role of the application of BIM - technology in construction, at the present stage of development of information technologies in the Republic of Sakha (Yakutia) and the possibility of introducing technology in regional projects. The expected result was an increase in the competitiveness of the Russian construction complex in the world market, an improvement in the quality of surveys, design and construction of facilities, a reduction in cost at the design stage and the examination of project documentation. This plan has been reviewed and revised several times. The authors noted key problems in the methods of implementing information modeling technology by the time the Decree of the Government of the Russian Federation No. 331 of 05.03.2021 comes into force. The validity of the use of BIM technologies in design and operation is assessed as a key concept for improving and optimizing processes in the construction industry of the Republic of Sakha (Yakutia)

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

Технология информационного моделирования в Республике Саха (Якутия)

сч сч о сч

fO

о ш m

X

<

m о х

X

Скрябин Алексей Петрович

аспирант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Skryabin.aleshka@mail.ru

Гоголев Роман Олегович

директор Международного центра развития перспективных компетенций Future Skills: NEFU, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», future-skillsnefu@gmail.com

Егоров Андрей Александрович

руководитель IR-службы, ООО «БИМТЕХНЕТ»

Рахлеев Александр Михайлович

аспирант, ФГАОУ Во «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», amrakhleev@gmail.com

Статья посвящена исследованию функционала и роли применения BIM - технологии в строительстве, на современном этапе развития информационных технологий на территории Республики Саха (Якутия) и возможности внедрения технологии на региональных проектах. Ожидаемый результат - повышение конкурентоспособности российского строительного комплекса на мировом рынке, улучшение качества изысканий, проектирования и строительства объектов, снижение себестоимости на этапе проектирования и проведения экспертизы проектной документации.

Авторами отмечены ключевые проблемы в методах внедрения технологии информационного моделирования к моменту вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации №331 от 05.03.2021 года. Дана оценка обоснованности применения BIM - технологий в проектировании и эксплуатации, как ключевой концепции улучшения и оптимизации процессов в строительной отрасли Республики Саха (Якутия) Ключевые слова: BIM, ТИМ, проектирование, информационная система, моделирование, эксплуатация

Введение

Комплексная концепция BIM (Building Information Modeling или Building Information Model) представляет собой информационное моделирование здания или информационную модель здания в виде трехмерной модели или иного строительного объекта, связанную с информационной базой данных, в которой каждому элементу модели можно присвоить дополнительные атрибуты, либо параметры [1]. Российский вариант термина BIM имеет аббревиатуру ТИМ и расшифровывается как технологии информационного моделирования. Именно ТИМ используется в формулировках Градостроительного кодекса РФ. Информационная модель объекта капитального строительства (далее - информационная модель) - совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства [2].

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 331 с 1 января 2022 года формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства обеспечиваются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию объекта в случаях, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства) [4]. То есть начинается перевод всех бюджетных строительных процессов в цифровой машиночитаемый формат, с целью сокращения сроков и повышения качества строительства.

Проблематика

Началом ввода данной инициативы можно считать 2014 год, когда Министерство строительства и ЖКХ РФ утвердил план поэтапного внедрения ТИМ в области промышленного и гражданского строительства. Но на данный момент 2022 года мы имеем ряд общих проблем:

• Отсутствие полной картины унификации и перевода в электронный вид обязательных мероприятий в сфере строительства;

• Сложность использования технологий информационного моделирования в качестве основного инструментария;

• Нерегламентированность взаимодействия в единой цифровой среде органов экспертизы и участников строительного рынка;

• Отсутствие эффективной цифровой системы управления проектами государственных заказчиков;

• Отсутствие вертикали управления цифровой трансформацией отрасли на региональных уровнях.

Для уточнения проблем была выполнена данное исследование.

Основная часть

Статистические данные и ценовые показатели предоставили ООО «БИМТЕХНЕТ», которая является первой региональной компанией РС(Я) с полным спектром услуг на весь жизненный цикл проекта, ООО «БИМ НОРМАНДИ» ориентированный на предоставление образовательных услуг, а также международный центр развития перспективных компетенций «Future Skills: NEFU», работающий в направлении высокотехнологичного инжиниринга и интеграции ИТ - решений в инжиниринг. В качестве локации регионального уровня для оценки глубины ряда проблем и состояния цифровой трансформации строительного рынка выбрана Республика Саха (Якутия). По основным показателям строительства [5] на декабрь 2021 года, общий объем работ, выполненных собственными силами, составляет 116 827.8 млн. рублей. Введено в действие 3868 ед. жилых домов, 8538 ед. квартир, с общей площадью 578 086 квадратных метров. Произведен сравнительный анализ с планом мероприятий реализации постановления Правительства Российской Федерации №331 от 05.03.2021 года, утвержденный 12 ноября 2021 года. Для этого был сформирован не официальный список организаций способных использовать ТИМ в качестве инструмента ведения деятельности. Данные являются внутренним инструментом для оценки внутреннего рынка проектирования.

На конец 2021 года, действующих проектных организаций в Республике Саха (Якутия), около 117 единиц, действующих на основании федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» около 70 единиц. Действующих индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан и проектных отделов непрофильных организаций около 100 единиц. Соответственно около 50 организаций работают периодически и выступают в качестве субподрядных организаций.

Компании были разделены по четырем уровням цифрового развития:

1. Начальный уровень - методы ведения бизнеса без определённых условий. Сюда входят следующие критерии:

• Отсутствует расчетный счет (все финансовые операции производятся с помощью банковских переводов или же через наличный расчет);

• Наличие аккаунта в социальных сетях (ин-стаграмм; телеграмм и пр.);

• Программное обеспечение без лицензии (скачанный из торрента, либо учебные версии);

2. Первый уровень - наличие стандартных методов ведения бизнеса. Сюда входят следующие критерии:

• Наличие сайта;

• Онлайн услуги;

• Наличие фискального накопителя с кассовым аппаратом;

• Расчетный счет;

• Социальные сети;

• наличие полного спектра программного обеспечения с лицензией;

3. Второй уровень - наличие критериев 2-го уровня с дополнительной возможностью ведения ТИМ. Сюда входят дополнительные критерии:

• Скачаны пробные версии программного обеспечения для формирования цифровой информационной модели (набор Autodesk, ArhiCAD и пр.)

• Наличие одного сотрудника, умеющего формировать 3D модель здания по разделам АР, КР по постановлению № 87 от 16 февраля 2008 г.

4. Третий уровень - наличие критериев 2-го уровня с дополнительной возможностью полного перехода на технологию информационного моделирования.

• Наличие внутренней системы обмена данных;

• Наличие внутреннего стандарта ТИМ;

• Наличие команды сотрудников способных формировать проекты в СОД (уровни от L0D100 -LOD500);

• Опыт работы в Российской системе ТИМ;

Результат исследования учитывался только

при наличии всех критериев, в случае несовпадения уровень снижается до начального, либо на уровень ниже:

1. Начальный уровень имеют 153 единиц, из них ООО - 74 единиц, ИП - 61; физические лица -18;

2. Первый уровень имеют 46 единиц, из них ООО - 39, ИП - 7;

3. Второй уровень имеют - 16 единиц, из них ООО - 16;

4. Третий уровень - 2 единицы, из них ООО - 2;

По плану мероприятий утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2021 года №12012п-П49. На 4 квартал 2021 года, разработан и утвержден

х

X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

сч сч о сч

РЭ

о ш Ш X

<

т о х

X

минимально необходимый состав информации, включаемой в информационную модель на каждом этапе жизненного цикла модели, таком как: инженерные изыскания, архитектурно - строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, эксплуатация и осуществление сноса. Можно сделать вывод, что на данном этапе развития эти мероприятия смогут реализовать и выполнить только две компании, зарегистрированные на территории РС(Я).

Следующим пунктом мероприятий идет разработка системы мониторинга государственных заказчиков, ведомств, выполняющих контрольные, разрешительные и регистрирующие функции, органов строительного надзора, строительных и проектных организаций, учреждений экспертизы и эксплуатирующих организаций к применению технологий информационного моделирования. Ежемесячно производится мониторинг готовности участников инвестиционного процесса к применению технологий информационного моделирования.

Количество проектно-сметной документации, прошедшей через службу Государственной экспертизы РС(Я) за 3 года:

• за 2016 год 314 ед. общая сметная стоимость проектов - 23 млрд рублей;

• за 2017 год 372 ед. общая сметная стоимость проектов - 63 млрд рублей;

• за 2018 год 315 ед. общая сметная стоимость проектов - 31 млрд рублей;

В среднем за год проходит 330 ед. ПСД с общей сметной стоимостью 39 млрд рублей. На 2019 -2021 год информации нет, но тем не менее по общим показателям объем строительства не снижался.

По разработке проектно-сметной документации Государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» с 2018 по 2020 год выставили на торги задания на проектирование на сумму около 120 млн рублей. Окружная администрация г. Якутск в лице, муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "Город Якутск" с 2018 по 2020 год выставили на торги задания на проектирование на сумму около 185 млн рублей. Прочие предприятия, зарегистрированные на территории РС(Я) с 2018 по 2020 выставили на торги задания на проектирование на сумму около 68 млн рублей. Улусы РС(Я) с 2018 по 2020 выставили на торги задания на проектирование на сумму около 80 млн рублей. Общая сумма ориентировочно составляет 453 млн. рублей. Данная сумма не отражает показателей выполнения национальных проектов России 2019—2024 год. Соответственно реальная сумма больше.

Согласно экспертным оценкам, на исправление ошибок, допущенных при проектировании, тратится около 15 процентов бюджета. В целом, по

данным минстроя, цифровизация на базе ТИМ может увеличить производительность труда в строительстве на 49 процентов, за счет:

1) прозрачности операций и оперативному межведомственному сотрудничеству;

2) полной автоматизации логистики;

3) повышение эффективности затраченного времени при ТЭО, при проектировании и СМР;

4) успешная сдача проекта в срок, путем минимизации проектных ошибок;

5) экономия времени, необходимого для оформления, согласования и регистрации документации;

Но для успешной и эффективной реализации необходимо учитывать все этапы жизненного цикла. Соответственно максимальная ответственность касаемо использования ТИМ на всех этапах ложится на заказчика. Заказчик обязан установить все необходимые требования по цифровой информационной модели по КСИ, дополнительно учесть все аспекты и методики работы с ЦИМ государственных надзорных органов и эксплуатирующих организаций.

Для определения готовности заказчиков на территории РС(Я) был произведёт анализ технических заданий, выставленных после 1 января 2022 года. Также был произведён опрос технических отделов. По результатам был сформирован уровень развития аналогично проектным организациям.

1. Начальный уровень - попытка внедрить ТИМ.

Сюда входят следующие критерии:

• разработка технического задания с требованием ТИМ;

• закупка компьютерной техники;

• закупка программного обеспечения;

• не менее 4 обученных сотрудников;

2. Средний уровень - начальное внедрение ТИМ, с возможностью функционального применения при ведении деятельности.

Сюда входят следующие критерии:

• наличие внутреннего нормативного стандарта ТИМ;

• наличие внутренней среды общих данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• контроль качества при СМР с использованием ТИМ;

• регламент передачи ЦИМ в эксплуатацию;

По результатам исследования начальный уровень имеют: 1-государственный заказчик, 1 - муниципальный заказчик, 1 - заказчик акционерного общества. Тут нужно отметить, что создаваемая цифровая информационная модель будет переходить в профильные министерства, муниципальные департаменты, управляющие и эксплуатирующие организации количество которых только в городе Якутске оценивается в 184 единицы. А с учетом того, что по всей республике 54 городских населённых пункта, 12 городов, 41 посёлок городского

типа, 582 сельских населённых пункта, количество введенных объектов с ЦИМ к 2030 году будет огромным.

Государственная экспертиза РС(Я) не имеет существенных сложностей перехода на ТИМ, так как задача проверки упирается на то, что закладывает заказчик в техническом задании. Также были опрошены 7 крупных застройщиков, которые готовы перейти на ТИМ, с учетом максимальной четкости требований со стороны регионального Министерства строительства РС(Я)и Государственного заказчика.

Заключение

На данный момент, об выполнении IV раздела плана мероприятий по выполнению Постановление № 331 [7] говорить рано. Где указан четвертый квартал 2022 года. Например, разработка информационной системы объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры, предназначенной для формирования и ведения информационных моделей на этапах инженерных изысканий, архитектурно - строительного проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции и осуществления сноса выполнить в течении года в нынешней ситуации выполнить практически невозможно.

Также как говорить про пилотные проекты с использованием технологии информационного моделирования на этапе строительства и эксплуатации, с апробацией формирования и ведения информационной модели на этапе эксплуатации (в том числе применение КСИ и Х1^-схем) к 2024 году.

При уточнении общих проблем были выявлены ключевые проблемы:

1. Отсутствие нормативной базы по межведомственному взаимодействию. Причина данной проблемы заключается в сложной структуре взаимодействия между ведомствами. Это касается не только цифровой информационной среды, но и традиционной схемы взаимодействия. Для внедрения ТИМ необходимо полное понимание и структуризация взаимодействия. Также стоит отметить низкий уровень подготовки специалистов в плане взаимодействия в среде ТИМ.

2. Отсутствие региональной функционирующей ГИСОГД. Данная проблема является первостепенной, так как согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 279 от 13 марта 2020 года, с 1 января 2022 года сведения, документы и материалы, ранее размещенные в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов и городских округов, должны быть размещены в ГИСОГД региона.

3. Отсутствие единой методологии в существующих сводах правил;

В действующих сводах правил, таких как: СП

301.1325800.2017

331.1325800.2017

404.1325800.2018

СП 328.1325800.2020; СП СП 333.1325800.2020; СП СП 471.1325800.2019; СП 481.1325800.2020. Отсутствует четкое разграничение между обязательными и добровольными требованиями, отсутствуют методические материалы по внедрению ТИМ на строительной площадке и в эксплуатирующих организациях.

4. Отсутствие промежуточных региональных требований;

Причиной данной проблемы является отсутствие комплексного подхода в внедрении ТИМ, результатом которого должны были стать единые региональные методические рекомендации.

5. Отсутствие методов закупки, внедрения компьютерной техники и программного обеспечения;

В обществе проектировщиков и строителей существует ошибочное мнение о том, что ТИМ - это установка (покупка) программного обеспечения. Другое заблуждение заключается в том, что закупка мощной компьютерной техники с установкой программного обеспечения решит проблему перехода на ТИМ. На данный момент в мире существует шесть основных веток развития программных обеспечений. Каждая ветка ориентировочно содержит не менее 25 отдельных программных комплексов, которые самостоятельно могут решать определенные задачи. Каждый программный комплекс может содержать до 12 пользователей (разные специалисты). Если считать корпоративные программные комплексы, то количество достигает тысячи. В качестве примера можно представить ситуацию, где в госэкспертизу каждый заявитель будет подавать со своей среды общих данных без интеграции, больше ста заявителей на разных ПО: данный путь развития будет крайне негативным. Методика закупки ПО и обучения специалистов тесно взаимодействует с нормативным регулированием, так как выборочная интеграция и точечное обучение приносят более эффективные результаты.

Вывод

В ООО «БИМТЕХНЕТ» и в ООО «БИМ НОР-МАНДИ» были испытаны ряд пилотных проектов с применяем ТИМ. По отдельности использовались программные решения Autodesk и Renga. По полученным результатам можно отметить увеличения эффективности реализации технико - экономического обоснования проекта, в разработке мастер плана развития территории. Сокращение сроков реализации равна 30-40%. При выполнении про-ектно - сметной документации, эффективность по срокам выполнения снижается на 20%, но и снижается количество проектных ошибок, что увеличивает качество проекта практически до 98%. В денежном эквиваленте это 3.5-4% от локальной

х

X

о

го А с.

X

го m

о

.

2 О

м м

сч сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

сметной стоимости проекта. По проекту производства работ, данное качество гарантирует сокращение от 7 до 12.5% времени строительно - монтажных работ.

Что касаемо этапов строительства и эксплуатации, ООО «БИМТЕХНЕТ» совместно с международным центром развития перспективных компетенций «Future Skills: NEFU», разработал стандарты и регламенты по использованию 3D сканирующего оборудования на строительной площадке, а также применение фотограмметрии в отрицательных температурах. Также получены результаты по формированию эксплуатационной информационной модели железобетонных несущих конструкций на территории РС(Я). Применение технологии информационного моделирования вполне обоснована, при этом чтобы технология работала, необходимо придерживаться концепции параллельного внедрения процессов.

Чтобы решить общие и ключевые проблемы, необходимо определить все точки межведомственного взаимодействия с применением ТИМ. Начать разработку общего регионального регламента с учетом требований всех сторон строительного процесса. Оптимизировать информационные требования имеющихся заказчиков, провести пилотные проекты по всем направлениям работы Министерства строительства РС(Я). Выявить оптимизированные требования по классификаторам строительной информации. Начать разработку методики установки программного обеспечения, обучения и приобретения программного обеспечения. Провести пилотные проекты по системе единого информационного пространства. Оформить и утвердить первую версию регионального стандарта, где четко будут указаны роли, требования, методики.

Литература

1. BIM // Википедия. [2021]. Дата обновления: 24.12.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=908907&oldid=118853 178 (дата обращения: 24.12.2021).

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2021 года, статья 57.5 Информационная модель объекта капитального строительства), редакция, действующая с 1 января 2022 года)

3. Разов И.О., Березнев А.В., Коркишко О.А. Проблемы и перспективы внедрения BIM технологий при строительстве и проектировании // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры». СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2018. С. 27-31.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 331.

5. https://sakha.gks.ru/folder/35783 (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия))

6. Правительство Российской Федерации постановление от 16 февраля 2008 г. №87 «о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию

7. План мероприятий ("дорожная карта") реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. N 331 "Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства" (утв. Правительством РФ 12.11.2021 N 12012п-П49)

1. BIM // Wikipedia. [2021]. Update date: 12/24/2021. URL: https://ru.wikipe-dia.org/?curid=908907&oldid=118853178 (date of access: 12/24/2021).

2. Urban planning code of the Russian Federation (as amended as of December 30, 2021, article 57.5 Information model of a capital construction facility), edition effective from January 1, 2022)

3. Razov I.O., Bereznev A.V., Korkishko O.A. Problems and prospects for the introduction of BIM technologies in construction and design // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "BIM-modeling in the tasks of construction and architecture". SPb.: St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 2018. P. 27-31.

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 331 dated March 5, 2021.

5. https://sakha.gks.ru/folder/35783 (Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Sakha (Yakutia))

6. Government of the Russian Federation decision No. 87 of February 16, 2008 On composition of sections of project documentation and requirements for their content

7. Action plan ("road map") for the implementation of Decree of the Government of the Russian Federation of March 5, 2021 N 331 "On establishing the case in which the developer, technical customer, the person providing or preparing the investment justification, and (or) the person, responsible for the operation of the capital construction object, the formation and maintenance of the information model of the capital construction object is ensured" (approved by the Government of the Russian Federation on November 12, 2021 N 12012p-P49)

Information Modeling Technology in the Republic of Sakha (Yakutia) Skryabin A.P., Gogolev R.O., Egorov A.A., Rakhleev A.M.

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, LLC "BIMTEHNET" JEL classification: L61, L74, R53

The article is devoted to the study of the functionality and role of the application of BIM - technology in construction, at the present stage of development of information technologies in the Republic of Sakha (Yakutia) and the possibility of introducing technology in regional projects. The expected result was an increase in the competitiveness of the Russian construction complex in the world market, an improvement in the quality of surveys, design and construction of facilities, a reduction in cost at the design stage and the examination of project documentation. This plan has been reviewed and revised several times. The authors noted key problems in the methods of implementing information modeling technology by the time the Decree of the Government of the Russian Federation No. 331 of 05.03.2021 comes into force. The validity of the use of BIM technologies in design and operation is assessed as a key concept for improving and optimizing processes in the construction industry of the Republic of Sakha (Yakutia) Keywords: BIM, TIM, design, information system, modeling, operation References

1. BIM // Wikipedia. [2021]. Update date: 12/24/2021. URL: https://ru.wikipe-

dia.org/?curid=908907&oldid=118853178 (date of access: 12/24/2021).

2. Town Planning Code of the Russian Federation (as amended as of De-

cember 30, 2021, article 57.5 Information model of a capital construction facility), version effective from January 1, 2022)

3. Razov I.O., Bereznev A.V., Korkishko O.A. Problems and prospects for the

introduction of BIM technologies in construction and design // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "BIM-model-ing in the tasks of construction and architecture". St. Petersburg: St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 2018. P. 27-31.

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 331 dated March

5, 2021.

5. https://sakha.gks.ru/folder/35783 (Territorial body of the Federal State Sta-

tistics Service for the Republic of Sakha (Yakutia))

6. The Government of the Russian Federation Decree of February 16, 2008

No. 87 "On the composition of sections of project documentation and requirements for their content

7. Action plan ("road map") for the implementation of Decree of the Govern-

ment of the Russian Federation of March 5, 2021 N 331 "On establishing the case in which the developer, technical customer, person providing or preparing the investment case, and (or) the person, responsible for the operation of the capital construction object, the formation and maintenance of the information model of the capital construction object is ensured" (approved by the Government of the Russian Federation on November 12, 2021 N 12012p-P49)

1. BIM // Wikipedia. [2021]. Update date: 12/24/2021. URL: https://ru.wikipe-

dia.org/?curid=908907&oldid=118853178 (date of access: 12/24/2021).

2. Urban planning code of the Russian Federation (as amended as of Decem-

ber 30, 2021, article 57.5 Information model of a capital construction facility), edition effective from January 1, 2022)

3. Razov I.O., Bereznev A.V., Korkishko O.A. Problems and prospects for the

introduction of BIM technologies in construction and design // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "BIM-model-ing in the tasks of construction and architecture". SPb.: St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 2018. P. 27-31.

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 331 dated March

5, 2021.

5. https://sakha.gks.ru/folder/35783 (Territorial body of the Federal State Sta-

tistics Service for the Republic of Sakha (Yakutia))

6. Government of the Russian Federation decision no. 87 of February 16,

2008 On composition of sections of project documentation and requirements for their content

7. Action plan ("road map") for the implementation of Decree of the Govern-

ment of the Russian Federation of March 5, 2021 N 331 "On establishing the case in which the developer, technical customer, the person providing or preparing the investment justification , and (or) the person, responsible for the operation of the capital construction object, the formation and maintenance of the information model of the capital construction object is ensured" (approved by the Government of the Russian Federation on November 12, 2021 N 12012p -P49)

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

2 O

ho ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.