УДК 349.3 ББК 67.405.2
DOI 10.22394/1682-2358-2018-6-44-50
V.V. Regalin, degree seeking applicant of the Legal Support of the Market Economy Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
CIVIL LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF SANATORIUM-RESORT ORGANIZATIONS sERVIcEs
The civil law regulation of health resort services provision in modern conditions is analyzed. The contradictions of contractual relations are investigated. A number of gaps existing in the regulatory framework of health resort treatment legal regulation is highlighted. Measures to improve the legislation regulating the sphere of sanatorium and resort services are proposed.
Key words and word-combinations: civil legal relations, agreement, complex character, regulation, health resort services.
В.В. Регалин, соискатель кафедры правового обеспечения рыночной экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ уСЛуГ
САНАТОРНО-КУРОРТНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Аннотация. Анализируется гражданско-правовое регулирование оказания санаторно-курортных услуг в современных условиях. Исследуются противоречия договорных отношений. Выделяется ряд пробелов, существующих в нормативной базе правового регулирования санаторно-курортного лечения. Предлагаются меры по совершенствованию законодательства, регулирующего сферу санаторно-курортных услуг
Ключевые слова и словосочетания: гражданско-правовые отношения, договор, комплексный характер, регулирование, санаторно-курортные услуги.
ООдним из главных принципов охраны здоровья граждан в соответствии с российским законодательством признается приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Разнообразие курортных и лечебных факторов Российской Федерации создает оздоровительную и реабилитационную базу для населения. Значимость развития санаторно-курортного комплекса России под-
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6
черкивается перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного совета РФ в 2016 г.
Ясность и однозначность толкования, единообразное применение основополагающих правовых понятий, относящихся к лечебно-оздоровительной сфере, является одним из важнейших императивов в системе гражданско-правового регулирования деятельности санаторно-курортных организаций. Понятия, закрепленные в законах и подзаконных нормативных правовых актах, не могут допускать смешения объекта и предмета гражданско-правового регулирования в любой сфере деятельности, в том числе и в системе здравоохранения. При переходе от административно-правового к современному договорно-правовому регулированию санаторно-курортной деятельности в отечественном законодательстве оказалось множество пробелов, связанных с неполнотой, неупорядоченностью, противоречивостью системы гражданско-правовых понятий в исследуемой сфере деятельности.
Санаторно-курортные организации вынуждены в борьбе за потребителя приспосабливаться к условиям, сложившимся в современном обществе. Потребители заинтересованы в получении санаторно-курортной помощи без особых формальных проволочек, с высоким уровнем лечения, сервиса и проживания. Однако системы, по которой можно было бы оценить качество лечения санаторно-курортных организаций, например, как пятизвездочная система гостиниц, не существует. Добровольная сертификация услуг санаторно-курортных организаций тоже отсутствует.
В современных программах реформирования санаторно-курортных услуг не выработаны планы нормативного усовершенствования санаторно-курортной сферы; не определены юридические положения оказания санаторно-курортных услуг; не разработаны правовые гарантии развития курортного дела; не сформирован механизм объединения всего многообразия субъектов санаторно-курортного комплекса Российской Федерации; не созданы предпосылки развития посещения иностранцами российских санаторно-курортных организаций. Следовательно, отсутствует комплексный подход к реформированию данной социальной сферы.
Некоторые исследователи подчеркивают необходимость создания системы управления санаторно-курортным комплексом, что, на наш взгляд, в сложившихся рыночных отношениях нецелесообразно. Выработка общей политики развития данной отрасли входит в функции государства, а государственное управление всем многообразием санаторно-курортных организаций различных организационно-правовых форм собственности неоправданно экономически и не отвечает реалиям развития рыночных отношений.
В отечественном гражданском законодательстве отсутствует определение понятий «санаторно-курортная организация», «санаторно-курортная деятельность», «комплекс санаторно-курортных услуг». В гражданском праве под санаторно-курортной организацией подразумевается «лечебное учреждение, которое осуществляет медицинскую помощь в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах» [1].
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6 4" 5
Аналогом понятия «санаторно-курортная услуга», свойственного российскому праву, в современной международной практике лечебно-оздоровительного туризма является услуга, предоставляемая в рамках spa-индустрии. По определению Всемирной туристской организации (IUOTO), предложенному в 1973 г., ее в равной степени можно отнести как к услуге, оказываемой организациями spa-индустрии, так и к услуге в рамках санаторно-курортного лечения.
В понятие «санаторно-курортное лечение» законодатель включает «медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах» [2]. Данный вид лечения направлен на формирование целого ряда условий оздоровления: активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления, а также восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Исследователи при определении вида правоотношений, складывающихся в санаторно-курортной сфере, придают большое значение такой характеристике договора, как цель его заключения. В советский период основная цель посещения санаторно-курортных учреждений состояла в поддержании и восстановлении здоровья. С тенденцией перехода от санаторно-курортной системы к курортно-рекреационной названная цель становится не единственной. Пациенты посещают санаторно-курортные организации с целью отдыха, а иногда и познавательно-развлекательной.
В договоре об оказании лечения основной целью соглашения должно стать следующее: поддержание и восстановление здоровья, что связано с повышением функциональных резервов организма, активацией защитно-приспособительных реакций, направленной на первичную профилактику заболеваний; восстановление и компенсация функций организма, нарушенных в связи с последствиями травм, операций и хронических заболеваний; уменьшение количества обострений; удлинение периода ремиссии; замедление прогрес-сирования заболеваний. Для отдыхающих целью договора оказания предоставляемых услуг является отдых в определенной местности, где созданы соответствующие условия проживания, питания, развлечений. Во время оказания услуг отдыхающий получает информацию, касающуюся предупреждения нарушений здоровья.
Современными исследователями ведутся научные дискуссии об отнесении правоотношений в санаторно-курортной сфере к услугам или к работам (подряду). В теории гражданского права существует два прямо противоположных мнения о том, что «услуга» — разновидность «работы» и «работа» — это вид «услуг» [3, с. 209]. Действующее отечественное законодательство не
46
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6
содержит определения термина «услуги». Законодатель сформулировал модель договора подряда в главе 37 ГК РФ и договора о возмездном оказании услуг в главе 39 ГК РФ.
По договору об оказании услуг исполнитель за определенную плату обязуется по заданию заказчика оказать услуги, совершив определенные действия или определенную деятельность. При сравнении двух моделей видно, что предмет подряда составляет действие (работа) и его результат, а возмездного оказания услуг — только действия как таковые. Учеными выделяется специфичный признак договора услуг — его предмет. Это «непередаваемое, неразрывно связанное с деятельностью благо», «неовеществленный результат», неотделимый от исполнения услуги результат или полезный эффект. В научной мысли отсутствие овеществленного результата как основной признак услуги и отграничения от понятия работ приобрело наибольшую поддержку.
Большинство исследователей отмечают комплексной характер санаторно-курортной услуги, включающей в себя такие понятия, как «лечение», «питание», «проживание» [4, с. 25]. Договор на оказание санаторно-курортных услуг включает в себя признаки как договора возмездного оказания услуг (медицинских и гостиничных), так и договора подряда при оказании услуг питания.
Ученые выделяют смешанный вид договора, если договор по оказанию медицинских услуг, целью которого является поддержание и восстановление здоровья, содержит обязанности исполнителя, не связанные с данной целью. В этом случае предметы договора подлежат разному правовому регулированию. По определению В.А. Ойгензихта, если в результате осуществления различных действий есть вещественный результат, а действия составляют определенное единство, то это не является смешанным договором оказания услуг и договором подряда и целесообразнее использовать термин «нетипичный» [5, с. 4]. Однако в современном мире использование данного термина противоречит реальности, поскольку самыми распространенными договорами являются смешанные, то есть с различными элементами других договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
По замечанию С.С. Шевчука, «в Гражданском кодексе Российской Федерации, с одной стороны, допускается смешение договоров по оказанию услуг и договоров подрядного типа, а с другой — отграничиваются договоры оказания услуг от подрядных договоров, и договоры на выполнение работ относятся к договорам об оказании услуг» [6, с. 132]. А.А. Сироткина предлагает «дифференцировать работы и услуги в зависимости от наличия возможности разделить процесс оказания медицинской услуги на отдельные этапы без ущерба для целостности каждого из них» [7, с. 14].
Согласно классификации Л.Б. Ситдиковой выделяются «чистые услуги», отличительной чертой которых является отсутствие вещественного результата, а также «дополнительные, вспомогательные» услуги» [8, с. 93] . К «вспомогательным» медицинским услугам относятся транспортировка пациента, медицинские процедуры, выполняемые по назначению врача. М.Н. Шляпникова и Д.И. Казначеев предлагают «классифицировать курортные услуги
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6 47
по двум основаниям — лечебно-оздоровительные и рекреационно-досуго-вые» [9, с. 12] .
В действительности санаторно-курортная организация не только оказывает медицинские услуги, но и предоставляет питание, размещение, транспортировку. Предмет правового регулирования различен. Услуги питания и предоставление проживания имеют неодинаковый результат. Результат реабилитации и санаторно-курортного лечения нельзя представить без учета условий проживания, влияния природных факторов, лечебного питания, уровня обслуживания. Все организации, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, обязательной первоочередной целью пребывания в данных местностях имеют лечение или реабилитацию. В том случае, если в договоре указаны и медицинские услуги, и сопутствующие, то договор является смешанным.
В настоящее время договор является универсальной правовой формой для взаимоотношений субъектов в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В ГК РФ представлено правовое регулирование договора на оказание услуг. При этом договор на оказание медицинских услуг, в частности санаторно-курортных услуг, не выделен в самостоятельный вид договора. Основы российского законодательства об охране здоровья граждан носят скорее декларативный характер и не содержат нормы, четко регулирующие порядок заключения, прекращения или изменения правоотношений по оказанию санаторно-курортных услуг, что приводит к созданию проблем толкования договора оказания санаторно-курортных услуг, к самостоятельному определению сторонами условий заключения договора.
Отличительный признак договора оказания санаторно-курортных услуг связан с его сложным, комбинированным, комплексным, консенсуальным, взаимным, возмездным характером, наличием письменного согласия при оказании санаторно-курортной услуги. В обязательстве об оказании санаторно-курортных услуг могут содержаться несколько обязанностей: санаторно-курортная помощь, предоставление помещения для временного проживания, обеспечение питания, иные гостиничные и досуговые услуги.
Таким образом, санаторно-курортная услуга отличается комплексным характером, обладает рядом специфических особенностей гражданско-правового регулирования профилактической и реабилитационной деятельности санаториев. Санаторно-курортная услуга включает в себя медицинские, диагностические, консультационные услуги, а также услуги, связанные с предоставлением помещения для временного проживания, транспортным обслуживанием, питанием, досуговым, туристическим, спортивным, культурным и другими видами времяпрепровождения.
Услуги, оказываемые санаторно-курортными организациями, должны в обязательном порядке сертифицироваться и лицензироваться. Для повышения качества оказания санаторно-курортных услуг в современных условиях необходимо предложить и сформировать систему лицензирования и сертификации услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций. Данная
48
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6
система лицензирования должна включать комплексную оценку соответствия санаторно-курортного лечения, проживания и питания, а также организации досуговой деятельности.
Действующая система добровольной сертификации услуг санаторно-курортного лечения проводит оценку их соответствия установленным нормативам, однако она не оценивает систему питания и проживания. Например, санаторий для пожилого человека представляет эффективное медицинское обслуживание, но проживание в многоместном номере на пятом этаже без лифта может его дезориентировать.
Для подтверждения соответствия проживания санаторно-курортная или оздоровительная организация должна пройти сертификацию по стандарту «Система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию» или «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. ГОСТ Р 51185-2008». Стандарт содержит общие требования к средствам размещения и предоставлению услуг. Для подтверждения соответствия питания установленным стандартам санаторно-курортная организация должна пройти сертификацию по «ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания».
Проведенный анализ действующего российского законодательства об охране здоровья граждан показывает, что санаторно-курортная сфера требует законодательного совершенствования по следующим направлениям: во-первых, урегулирование правовых отношений санаторно-курортных предприятий с потребителями, в том числе зарубежными; во-вторых, определение компетенции органов исполнительной власти всех уровней; в-третьих, разработка стандартов санаторно-курортного лечения.
Согласно федеральному законодательству об охране здоровья граждан общее требование к качеству медицинских услуг обеспечивается соблюдением порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Требования государственных стандартов относятся главным образом к безопасности услуг. Однако пациент не имеет специальных познаний в медицине и может не знать, что имеются соответствующие требования к качеству медицинских услуг. Следовательно, в договоре необходимо указать конкретный порядок и стандарт санаторно-курортной помощи, которому должна соответствовать медицинская услуга.
В договоре оказания определенного вида медицинской помощи следует указывать установленный стандарт, в соответствии с которым она осуществляется. Включение стандарта в договор позволит потребителю указать те мероприятия, от которых он намерен отказаться, или дополнить отдельными медицинскими услугами. Так как терапия имеет выраженные последствия, необходимо учитывать результаты санаторно-курортного лечения в дальнейшем (через месяц, год).
Поскольку качество является оценочным показателем самого пациента, необходимо рассматривать его удовлетворенность услугой. Изучение удовлетворенности пациентов санаторно-курортными услугами единичны, а критерии оценки часто не имеют научного обоснования. В настоящее время разработаны
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6 4*9
организационные модели системы управления удовлетворенностью пациентов медицинской реабилитацией в санаторно-курортных условиях, позволяющие выяснить степень удовлетворенности пациентов качеством полученных услуг.
Для реализации указанных направлений совершенствования законодательства, регулирующего сферу санаторно-курортных услуг, по нашему мнению, необходимо внести в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» отдельную главу, регулирующую особенности правоотношений в санаторно-курортной сфере; упорядочить нормативно-правовую базу; устранить имеющиеся противоречия с детальной проработкой и распределением полномочий по уровням управления.
В приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О порядке медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение» уместно внести определенные дополнения, обозначив несколько вариантов отбора пациентов и направления их на санаторно-курортное лечение. Одним из основных условий заключения договора оказания санаторно-курортной помощи может стать предоставление пациентами выписки из амбулаторной карты взамен санаторно-курортной карты. Необходимые для назначения эффективного лечения обследования целесообразнее проводить непосредственно в оздоровительной организации перед подписанием договора на оказание санаторно-курортной помощи.
При заключении договора возмездного оказания медицинских услуг необходимо понимать, что оказываемые услуги должны соответствовать требованиям, предъявляемым к профилактическим и лечебным методам. Выделение договора на оказание медицинских услуг в отдельную главу, включающую нормы, регулирующие оказание санаторно-курортной помощи, желательно в качестве меры по совершенствованию российского законодательства об охране здоровья граждан.
Библиографический список
1. Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения: приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 мая 2016 г. № 279н. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71327710/#ixzz5dDplK7Nw
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ф3 // Российская газета. 2011 г. 3 нояб.
3. БрагинскийМ.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., 2003.
4. Нуждин Т.А. Договор на оказание санаторно-курортных услуг в системе гражданского законодательства Российской Федерации // Право и экономика. 2009. № 1.
5. Ойгензихт В.А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве: учебное пособие. Душанбе, 1984.
6. Шевчук С.С. Личные неимущественные права граждан в сфере медицинских услуг по гражданскому законодательству России: дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.
7. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М., 2004.
8. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2002.
9. ШляпниковаМ.Н., Казначеев Д.И. Тенденции соотношения медицинских и немедицинских услуг в курортном регионе // Социология медицины. 2006. № 1.
50 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6