Научная статья на тему 'Гражданско-правовые особенности организации санаторно-курортной помощи'

Гражданско-правовые особенности организации санаторно-курортной помощи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ УСЛУГИ / ЛЕЧЕНИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / РИСК НЕДОСТИЖЕНИЯ ПОЛЕЗНОГО ЭФФЕКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Регалин Владислав Валентинович

Исследователи отмечают, что состояние отечественного законодательства, уровень гражданско-правового регулирования оказания санаторно-курортных услуг еще не отвечает современным требованиям и потребностям развития данной отрасли рыночной экономики. Российское законодательство в области санаторно-курортной деятельности не сформировано в объеме, обеспечивающим требуемую степень актуальности, упорядоченности, полноты и непротиворечивости правового регулирования. Потенциал гражданско-правового регулирования данной сферы остается еще неисчерпанным, что обусловлено сложным характером и многообразием видов санаторно-курортных услуг, спецификой договорных отношений, содержащих наряду с удовлетворением потребностей заказчика риски и угрозы его здоровью и жизни. В статье автором рассматриваются гражданско-правовые особенности оказания санаторно-курортных услуг, актуальность которых обусловлена накопленным опытом реализации профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на реабилитацию, укрепление и восстановление здоровья граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-LAW FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SANATORIUM-AND-SPA HELP

The researchers note that the state of the domestic legislation, the level of civil-law regulation of the provision of sanatorium-resort services does not yet meet modern requirements and the development needs of this branch of the market economy. Russian legislation in the field of sanatorium-and-spa activities has not been formed in the volume, providing the required degree of relevance, orderliness, completeness and consistency of legal regulation. The potential of civil-law regulation of this sphere remains unexhausted, which is due to the complex nature and variety of types of sanatorium services, the specificity of contractual relations, which together with the customer's needs meet risks and threats to his health and life. In the article the author considers civil-law peculiarities of rendering sanatorium-resort services, the relevance of which is conditioned by the accumulated experience in the implementation of preventive, therapeutic and diagnostic and rehabilitation measures aimed at rehabilitation, strengthening and restoring the health of citizens.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовые особенности организации санаторно-курортной помощи»

Регалин В. В.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ

11.14. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ

Регалин Владислав Валентинович, соискатель

Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: исследователи отмечают, что состояние отечественного законодательства, уровень гражданско-правового регулирования оказания санаторно-курортных услуг еще не отвечает современным требованиям и потребностям развития данной отрасли рыночной экономики. Российское законодательство в области санаторно-курортной деятельности не сформировано в объеме, обеспечивающим требуемую степень актуальности, упорядоченности, полноты и непротиворечивости правового регулирования. Потенциал гражданско-правового регулирования данной сферы остается еще неисчерпанным, что обусловлено сложным характером и многообразием видов санаторно-курортных услуг, спецификой договорных отношений, содержащих наряду с удовлетворением потребностей заказчика риски и угрозы его здоровью и жизни. В статье автором рассматриваются гражданско-правовые особенности оказания санаторно-курортных услуг, актуальность которых обусловлена накопленным опытом реализации профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на реабилитацию, укрепление и восстановление здоровья граждан.

Ключевые слова: гражданско-правовое регулирование, санаторно-курортные услуги, лечение, оздоровление, природные ресурсы, регламентация, риск недостижения полезного эффекта.

CIVIL-LAW FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SANATORIUM-AND-SPA HELP

Regalin Vladislav V., the applicant

Study place: The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Annotation: the researchers note that the state of the domestic legislation, the level of civil-law regulation of the provision of sanatoriumresort services does not yet meet modern requirements and the development needs of this branch of the market economy. Russian legislation in the field of sanatorium-and-spa activities has not been formed in the volume, providing the required degree of relevance, orderliness, completeness and consistency of legal regulation. The potential of civil-law regulation of this sphere remains unexhausted, which is due to the complex nature and variety of types of sanatorium services, the specificity of contractual relations, which together with the customer's needs meet risks and threats to his health and life. In the article the author considers civil-law peculiarities of rendering sanatorium-resort services, the relevance of which is conditioned by the accumulated experience in the implementation of preventive, therapeutic and diagnostic and rehabilitation measures aimed at rehabilitation, strengthening and restoring the health of citizens.

Keywords: civil law regulation, sanatorium services, treatment, rehabilitation, natural resources, regulation, risk of failure to achieve a useful effect.

Совершенствование гражданско-правового регулирования договорных отношений в области возмездного оказания санаторно-курортных услуг обусловлено высокой степенью значимости данной сферы предпринимательской деятельности. Так, по оценкам специалистов использование природных лечебных ресурсов курортов в целях профилактики, лечения и реабилитации пациентов позволяет в 3-4 раза чаще и в 1,5-2,5 раза быстрее возвращаться гражданам к производительному труду [1, с. 26]. Благодаря получению гражданами на курортах комплекса качественных санаторно-курортных услуг в 2-2,5 раза снижается уровень трудопотерь по болезни.

Из содержания ГК РФ, Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 (в редакции от 23.09.2016 г.) «О лицензировании медицинской деятельности», Приказа Министерства здравоохранения РФ от 05 мая 2016 г. № 79н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» и др. предстает гражданско-правовая классификация обязательств, которые могут являться предметом санаторно-курортной деятельности. А именно: медицинские и оздоровительные услуги; услуги перевозки и хранения; поручение и подряд; работы, направленные на здоровье; исследования направленные на диагностику состояния здоровья пациента и др. В области ука-

занных услуг и работ законодателем предусмотрены свои особенности гражданско-правового регулирования.

В рамках основной своей деятельности санаторно-курортные организации (исполнитель) оказывает услуги, направленные на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.

Ключевым признаком данных видов возмездных услуг является отсутствие овеществленного (материального) результата, а также законодательно закрепленное обязательство риска недостижения полезного эффекта. Наряду с этим предусмотрено предоставление дополнительных бесплатных медицинских услуг «по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний» [4, электронный ресурс].

В числе особенностей гражданско-правового регулирования оказания санаторно-курортных услуг, как показывает зарубеж-

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

ный опыт, могут выступать и другие обстоятельства. Так, например, при регулировании оказания санаторно-курортных услуг в Германии большое значение имеет использование Гражданским кодексом ФРГ (ГГУ) статей, использующих понятия «добрые нравы», «добрая совесть» [8, с. 79]. В Гражданском кодексе Республики Казахстан односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг предусмотрен в статье 686. В ней закреплено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. «В то время как исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков, причиненных расторжением договора, кроме случая, когда это произошло по вине заказчика» [7, электронный ресурс].

В подавляющем большинстве случаев спецификой услуг, оказываемых санаторно-курортными организациями, является отсутствие сведений о необходимом наборе услуг для получения желаемого эффекта. Ни один специалист санаторно-курортной сферы не может заранее определить весь объем медицинских действий, а также гарантировать определенный результат проводимого лечения. Во многом это связано с тем, что санаторно-курортная услуга - это продукт не только индивидуальных качеств исполнителя (врача, медсестры), но и индивидуальных качеств потребителя (пациента). Эффект услуги представляет собой совокупность их согласованных действий, продуктивного взаимодействия в сфере укрепления и защиты здоровья.

В отечественной юридической литературе присутствуют разные точки зрения относительно отличительных признаков договора оказания санаторно-курортных услуг. На взгляд автора, в качестве отличительных признаков договора оказания санаторно-курортных услуг следует выделять три группы признаков.

Первая группа отличительных признаков договора возмездного оказания санаторно-курортных услуг включает такие признаки, как субъективное восприятие, неосязаемость, неотъемлемость от своего источника, синхронность оказания и получения услуги, ассихронность эффекта от услуги. Субъективность и неосязаемость услуги проявляется в ее эффекте, который воспринимается часто на уровне чувств, подсознания. Неотъемлемость услуги от своего источника проявляется в неразрывной ее связи с деятельностью исполнителя. Осуществление санаторно-курортного лечения (оказание медицинской услуги) исполнителем и ее получение заказчиком происходят одновременно.

Следующей группой отличительных признаков договора возмездного оказания санаторно-курортных услуг являются такие их свойства, как несохраняемость, неустойчивость качества, неоднозначность оценки результата. Признак несохраняемости означает, что после получения услуги ее результат сразу начинает потребляться. Признак неустойчивости качества санаторно-курортных услуг исследователи объясняют совокупностью их характеристик и свойств, связанных с индивидуальными характеристиками пациентов [6, с. 19]. Признак неоднозначности результата оказания санаторно-курортной услуги проявляет себя в том, что неблагоприятный и даже летальный исход не всегда является противоестественным и противоправным действием исполнителя и заказчика. С учетом особенностей восприятия организмом потребляемых услуг и характера конкретного заболевания одна

и та же санаторно-курортная услуга при схожих диагнозах может привести к разным результатам.

Третьей группой отличительных признаков договора оказания санаторно-курортных услуг является их сложный, комбинированный комплексный, консенсуальный, взаимный (си-наллагматический), возмездный характер, наличие письменного информированного согласия при оказании санаторно-курортной услуги (ст. 162 ГК РФ).

Санаторно-курортная деятельность по осуществлению санаторно-курортных услуг достаточно строго регламентирована. Услуга должна оказываться в определенном месте, от потребителя требуется отдельное согласие на ее проведение. Потребитель обязан перед заключением договора санаторно-курортной помощи провести предварительную подготовку, которая заключается в медицинском обследовании, сборе необходимых медицинских документов.

Санаторно-курортные услуги, основанные на использовании природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительных местностей и курортов, направлены на отдых, омоложение, оздоровление, лечение, активацию защитных функций организма, устранение факторов риска возникновения и развития заболеваний и др. В этой связи набор услуг, оказываемых санаторно-курортными организациями является не суммой отдельных услуг, а единым комплексом действий направленным на реализацию заказчиком (потребителем) вышеуказанных потребностей.

Предметом договора возмездного оказания санаторно-курортных услуг является удовлетворение потребности заказчика (потребителя) в отдыхе и укреплении здоровья улучшающих качество жизни на основе использования разнообразных природно-климатических ресурсов. Учитывая, что удовлетворенность пациента результатами полученных услуг, является основным критерием оценки качества санаторно-курортных услуг [3, с. 7], исполнитель до заключения договора в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) об особенностях данного вида лечебных услуг. В частности, о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя [4, электронный ресурс].

Особенностью договора оказания санаторно-курортных услуг является наличие определенных действий, деятельности исполнителя с обязательным достижением и без обязательного достижения материального результата (гл. 39 ГК РФ). Так, из п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ следует, что без обязательного достижения материального результата исполнитель в ходе санаторно-курортной деятельности оказывает следующие виды услуг: медицинские, консультационные, информационные, обучающие, туристические, услуги связи и иные, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 [2, с. 55].

Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, медицинские услуги (ч. 2 ст. 779 ГК РФ) в силу своего «свойства синхронности оказания и получения, моментальной потребляемости и неустойчивости качества, не могут быть жестко нормированы и урегулированы с использованием каких-либо устойчивых, объективных критериев, а потому при исполнении договоров об оказании медицин-

Регалин В. В.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ

ских услуг многие вопросы определяются взаимным поведением сторон» [5, с. 199].

Как отмечается в Постановлении Правительства РФ от 04 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», заключение договора предполагает, что предоставление потребителю в доступной форме информации о платных медицинских услугах. Она должна содержать следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора [4, электронный ресурс].

Особенностью договора оказания санаторно-курортной услуги является неотделимость профилактических, лечебных и реабилитационных услуг от проживания, транспортировки, питания, организации досуга. В этом отношении санаторно-курортные услуги близки к туристским услугам. Отдых, оздоровление, реабилитация являются добровольными правоотношениями. Навязывание медицинских, туристических и других услуг потребителю недопустимо.

Учитывая, что Федеральный закон «О защите прав потребителей» преимущественно нацелен на сферу розничной торговли, подрядных работ, оказания бытовых услуг предлагается дополнить данный нормативный акт нормами по защите прав заказчиков санаторно-курортных услуг. Необходимо законодательно предусмотреть, что пациент санаторно-курортной организации совместно с лечащим врачом формируют индивидуальный набор требуемых санаторно-курортных услуг. Что предполагает право пациента отказаться от части услуг, предусмотренных тем или иным стандартом, а также превысить установленный стандарт.

В целях повышения качества оказания санаторно-курортных услуг важно разработать систему лицензирования и сертификации услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций, которая включала бы совокупную оценку соответствия санаторно-курортного лечения, питания и проживания, организации досуга. Важно чтобы услуги, оказываемые санаторно-курортными организациями, в обязательном порядке серти-фицитировались и лицензировались. А организации соблюдали все требования к информированию пациентов об оказываемых услугах.

Целесообразно также внести дополнения в приказ Мин-здравсоцразвития России «О порядке медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение». В частности, предусмотреть несколько вариантов отбора пациентов и направления их на санаторно-курортное лечение. Условием заключения договора оказания санаторно-курортной помощи должно быть представление пациентом вместо санаторно-курортной карты выписки из амбулаторной карты (истории

болезни). Обследования, необходимые для назначения лечения, целесообразнее провести непосредственно в санаторно-курортной или оздоровительной организации перед подписанием договора. Плату за обследование включить в стоимость санаторно-курортного лечения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,64%.

Список литературы:

1. Гайдук С.В. Нормативно-правовые основы организации санаторно-курортной помощи // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2016. № 1-2. С. 25-29.

2. Горбунова О.В. Общая характеристика обязательств по оказанию услуг // Вестник ВУиТ. 2017. № 1. С.54-61.

3. Нестерова Е.Н. Пути совершенствования информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации. М., 2013.

4. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» http://base.garant.ru

5. Сергеева Е.С. Некоторые особенности правоотношений по оказанию медицинских услуг // Бизнес в законе. 2007. № 4. С. 198-200.

6. Ушаков Е.В. Права и гарантии в системе медицинской помощи. Что нужно знать каждому пациенту. М., 2004.

7. Казахстан Республикасынын, Азаматтьщ Кодека 1994 жылты 27 желто^санда<ы № 268-XIII // http://adilet.zan.kz/kaz/doc

8. Lerche P. Prinzip des deutschen Föderalismus. in: Deutschland und sein Grundgesetz. Baden-Baden. 2013. S. 79.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Регалина В.В. «Гражданско-правовые особенности организации санаторно-курортной помощи» В современных условиях гражданско-правовые обязанности по оказанию санаторно-курортных услуг пересекаются с научно обоснованными прогрессивными принципами профилактической и реабилитационной деятельности, преемственности в оказании услуг амбулаторно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями. Однако, как показывает анализ состояния отечественного законодательства, уровень гражданско-правового регулирования оказания санаторно-курортных услуг во многом не отвечает современным требованиям и потребностям развития данной отрасли экономики. Поэтому статья Регалина В.В., посвященная рассмотрению особенностей правовой организации санаторно-курортной помощи, написана на актуальную тему.

Заслуживают положительной оценки меры, предложенные автором в целях повышения качества оказания санаторно-курортных услуг. По мнению Регалина В.В., «важно разработать систему лицензирования и сертификации услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций, которая включала бы совокупную оценку соответствия санаторно-курортного лечения, питания и проживания, организации досуга. Важно чтобы услуги, оказываемые санаторно-курортными организациями, в обязательном порядке сертифицировались и лицензировались».

Содержание статьи логически взаимосвязано, она выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации в научном издании.

Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

Г.Н. Щедролюбова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.