ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Гражданско-правовые формы защиты предпринимательской дейтельности в Республике Казахстан
Мырзыханов Ерлан
Старший преподаватель кафедры юриспруденции Кокшетауский государственный университет имени Ш.Ш. Уалиханова
e-mail: [email protected]
Erlan Merzakhanov
Senior lecturer of the department of Jurisprudence of Kokshetau State University named after S. S. Ualikhanov
e-mail: [email protected]
Civil legal forms of entrepreneurial activity protection in the Republic of Kazakhstan
В данной статье автор рассматривает вопросы лицензирование, защита субъектов предпринимательской деятельности от проверок государственными органами.
Ключевые слова и словосочетания: защита права, формы защиты права, предпринимательская деятельность, предприниматель.
The author analyzes the matters of licensing, protection of entrepreneurial activity during state auditing.
Key words and word combinations: protection of rights, forms of protection of rights, entrepreneurial activity, entrepreneur.
УДК 347
Конституция Республики Казахстан 1995 года провозгласила право каждого на свободу труда, свободу выбора рода деятельности и профессии (п. 1 ст. 24). Принципиальная новелла данного положения обусловлена изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства в обществе, экономическую базу которого составляет рыночная экономика, основанная на различных формах собственности [1, с. 23]. Конкретные вопросы, связанные с реализацией конституционных прав на свободу выбора деятельности и профессии, свободу предпринимательской деятельности, регулируются достаточно большим количеством законодательных актов, к числу которых относятся Гражданский, Гражданский процессуальный, Налоговый и Таможенный кодексы, законы «О частном предпринимательстве», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», «О лицензировании» и другие нормативные правовые акты.
Защита прав и законных интересов предпринимателей - это предусмотренная законом система мер, направленная на то, чтобы обеспечить неприкосновенность права, его осуществление, восстановление в случае нарушения и ликвидацию последствий нарушений.Контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности сегодня является самым актуальным вопросом для предпринимателей и для государства.
Статья 10 Конституции Республики Казахстан закрепляет право каждого гражданина Республики Казахстан заниматься предпринимательской деятельностью без каких-либо ограничений и разрешений, кроме тех видов деятельности, где требуется наличие специального разрешения - лицензии.
-30-
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 4/2014
Основной задачей лицензирования предпринимательской деятельности является ограничение таких ее видов, которые могут либо сами по себе, либо при ее осуществлении в ненадлежащих условиях нарушить государственные интересы или интересы граждан. Законодательной основой предпринимательского лицензирования является Закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 11 января 2007 года. Во избежание коррупционных проявлений со стороны государственных органов лишение лицензии на определенный вид деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществляется только судебными органами за административный проступок, совершенный при осуществлении указанными лицами деятельности либо совершении определенных действий, предусмотренных лицензией, специальным разрешением (статья 52 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).
Тем не менее, несмотря на наличие указанного Закона, в Казахстане существует проблема чрезмерного регулирования экономической деятельности. В республике насчитывается свыше одной тысячи регулирующих предпринимательскую деятельность разрешительных документов. Сложные и непрозрачные процедуры, которым следуют предприниматели при создании и ведении бизнеса, служат препятствием экономическому росту.
В Республике Казахстан проблемным вопросом является то, что через разрешительную систему регулируется практически весь спектр экономической деятельности. Главой государства Н.А. Назарбаевым в своем послании народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» поручено Правительству Республики «в рамках административной реформы решительно снизить нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации». В связи с этим по поручению Президента Республики Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 2008 года одобрена Концепция совершенствования разрешительной системы в Республике Казахстан, целями и задачами которой являются снижение административной нагрузки на бизнес и упрощение разрешительной системы.
Достижение указанных целей обеспечит предпринимателям широкий доступ к отдельным регулируемым видам деятельности, улучшение бизнес-среды. В рамках указанной Концепции проводится работа по совершенствованию разрешительной системы путем определения перечня разрешительных документов законом, существенному сокращению числа разрешительных документов, упрощению требований и процедур их выдачи.
Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года установлен общий порядок регистрации юридических лиц, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью. При регистрации юридического лица проверяется законность занятия предпринимательской деятельностью. Запрещается отказ в регистрации со ссылкой на нецелесообразность ее в данных условиях (нет спроса на товары и услуги, большая конкуренция и т.п.).
Для регистрации предприниматель - заявитель должен обратиться только в один регистрирующий орган. Если требуемые законом о государственной регистрации юридических лиц документы составлены в надлежащей форме, регистрирующий орган не имеет права отказать в регистрации либо требовать от заявителя каких-либо дополнительных документов. Статья 6 данного Закона рассматривает порядок государственной регистрации [2, с. 65].
Значение регистрации состоит в том, что она создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими юридическое лицо, кроме тех, которые являются конфиденциальными или составляют государственную или коммерческую тайну. Законодательное обеспечение сохранения коммерческой тайны служит важной мерой защиты интересов предпринимателей (статья 42 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Коммерческая (предпринимательская) тайна охраняется законом. Порядок определения сведений, составляющих коммерческую тайну, средства ее защиты, а также перечень сведений, которые не должны входить в состав коммерческой тайны, устанавливаются законодательством. Лица, которые имеют доступ к коммерческой тайне в силу выполняемых ими государственных контрольных функций, следственных или судебных действий, служебного положения и т.п., обязаны не разглашать ее третьим лицам.
В Республике Казахстан принято большое количество нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и деятельность органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции. К их числу относятся Законы «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года, «О государственной правовой статистике и специальных учетах» от 22 декабря 2003 года», «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года, Указ Президента Республики Казахстан от 7 сентября 1999 года «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций» от 27 августа 1998 года, а также Приказы Генерального прокурора Республики Казахстан «Об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере» от 21 ноября 2002 года и «Об утверждении
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2014
-31-
Legal Aspects of the State Management
Инструкции о ведении единой государственной регистрации, учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан» от 24 декабря 2009 года.
В соответствии с названными нормативными правовыми актами контроль за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности могут осуществлять только государственные органы, обладающие надзорными или контрольными функциями. Кроме этого, круг данных органов существенно сократился.
С целью обеспечения свободы предпринимательской деятельности на законодательном уровне закреплены нормы, регулирующие вопросы, связанные с проведением государственного контроля в деятельности субъектов частного предпринимательства. Так, глава 8 Закона «О частном предпринимательстве» подробно определяет задачи и принципы государственного контроля, общий порядок проведения проверок, права и обязанности должностных лиц государственных органов, осуществляющих проверки, и субъектов частного предпринимательства при реализации государственного контроля. В приложении к этому Закону определены виды государственного контроля и надзора, а также дан перечень государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции.
Касаясь вопроса, связанного с осуществлением государственного контроля, субъектам частного предпринимательства следует знать, что государственные органы должны осуществлять контроль в полном соответствии с действующим законодательством, а принятие ими подзаконных нормативных актов по вопросам проведения проверок субъектов частного предпринимательства запрещено (пункт 4, статья 37) [3, с. 75].
Так, Законом Республики Казахстан «О государственной правовой статистике и специальных учетах» предусмотрена государственная регистрация всех проводимых проверок деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и субъектов частной предпринимательской деятельности (пункт 10, статьи 12). В настоящее время в республике осуществляют регистрацию и ведение специального учета соответствующие территориальные органы Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, что не позволяет контролирующим органам самовольно вторгаться с проверками в деятельность хозяйствующих субъектов. В целях реализации положений названного Закона и совершенствования статистической отчетности и регистрации актов о назначении проверок деятельности хозяйствующих субъектов приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 24 декабря 2009 года № 71 утверждена Инструкция о ведении единой государственной регистрации, учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан. В настоящей Инструкции даются разъяснения понятиям - «субъекты единой государственной регистрации, учета и контроля проверок» -государственные органы, уполномоченные законами Республики Казахстан на проведение проверок субъектов частного предпринимательства, государственных учреждений, государственных предприятий и некоммерческих организаций; «объекты проверок уполномоченных государственных органов» - субъекты частного предпринимательства, государственные учреждения и государственные предприятия, а также некоммерческие организации; «акт о назначении проверки» - правовой акт государственного органа, оформленный с соблюдением требований, установленных законодательными актами Республики Казахстан. Процедура государственной регистрации о назначении проверок включает в себя регистрацию акта о назначении проверки, о продлении, приостановлении, возобновлении срока проведения проверки, отказ в регистрации акта о назначении проверки, учет сведений о проверке и ее результатах и снятие с учета в органе по правовой статистике и специальным учетам не проведенной проверки.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан проверка деятельности субъектов частного предпринимательства может производиться только на основании акта о назначении проверки и только тем государственным органом, который уполномочен на проведение подобных проверок.
Общий порядок организации и проведения проверок субъектов частного предпринимательства регламентируется ст. 38 Закона «О частном предпринимательстве». При проведении проверок должностные лица государственных органов должны соблюдать действующее законодательство республики, права и законные интересы субъектов частного предпринимательства, не препятствовать их присутствию при проведении проверок, а в случае необходимости - давать разъяснения по вопросам, касающимся предмета проверки, не мешать при проверке установленному режиму работы. Должностным лицам запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки. Более подробный перечень прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за субъектами частного предпринимательства, определен статьей 38 Закона «О частном предпринимательстве». В случае нарушения прав и законных интересов предпринимателя последний вправе обжаловать действия соответствующего органа и (или) должностного лица в вышестоящий государственный орган или в судебном
- 32 -
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 4/2014
порядке. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих государственный контроль, предусмотрен ст. 41 Закона «О частном предпринимательстве».
Предпринимательская деятельность может быть прекращена по любому основанию. Статья 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан рассматривает случаи ликвидации юридического лица по решению суда. Статья 922 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
Таким образом, существует ряд вопросов, требующих проработки для дальнейшего совершенствования системы лицензирования, для решения которых необходимо продолжать работу по устранению дублирующих норм в нормативных правовых актах в области лицензирования, а также дальнейшей оптимизации количества лицензируемых видов деятельности, упрощению процедуры выдачи разрешительных документов, так как Казахстан является членом экономического союза и в дальнейшем будет вступать в ВТО.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусматривает ликвидацию в судебном порядке юридического лица при осуществлении деятельности, запрещенной законодательными актами. Такими актами может быть предусмотрен перечень работ, виды товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства или ограничены, запрещены или ограничены для экспорта или импорта. Ограничения для государственных юридических лиц предусмотрены их учредительными документами и нормативными актами об их правовом статусе, а также международными соглашениями Казахстана [4, с. 67].
Статья 922 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
Таким образом, существует ряд вопросов, требующих проработки для дальнейшего совершенствования системы лицензирования, для решения которых необходимо продолжать работу по устранению дублирующих норм в нормативных правовых актах в области лицензирования, а также дальнейшей оптимизации количества лицензируемых видов деятельности, упрощению процедуры выдачи разрешительных документов, так как Казахстан является членом экономического союза и в дальнейшем будет вступать в ВТО.
Значительную часть проблем в республике можно снять, приблизив систему лицензирования к международной практике, установив уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности для всех видов деятельности.
Библиографический список:
1. Конституция Республики Казахстан, от 30 августа 1995 г., (с изм. и доп.) Гражданский Кодекс Республики Казахстан. Общая часть. - от 27.12.1994 по состоянию на 13 мая 2006г.
2. Гражданский кодекс Республики Казахстан. Особенная часть. - от 01.07.1999 по состоянию на 13 мая 2006г.
3. Гражданско-процессуальный Кодекс Республики Казахстан. - от 13.07.1999 года по состоянию на 30 декабря 2006г.
4. «О хозяйственных товариществах»: Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 02.05.1995 по состоянию на 16 мая 2006г.
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2014
- 33 -