Е.Ю. Князева
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Статья посвящена правовым проблемам реформирования системы пенсионного страхования в Российской Федерации. Некоторые правовые аспекты пенсионного страхования на современном этапе рассматриваются с точки зрения гражданско-правового регулирования: заключение договора на управление денежными средствами с негосударственными пенсионными фондами или управляющими компаниями, некоторые вопросы наследования пенсионных накоплений и др.
Ключевые слова: Пенсионный фонд РФ, пенсионная реформа, государственное софинансирование пенсий, негосударственный пенсионный фонд, обязательное пенсионное страхование.
Одним из основных компонентов социальной защиты населения является пенсионное страхование. Анализ состояния системы пенсионного страхования на современном этапе вызывает потребность в разработке и использовании новых различных путей эффективного управления пенсионными накоплениями граждан для наиболее полного обеспечения выполнения социальной функции государства.
Реализация социальной функции государства через социальное обеспечение и социальную защиту граждан является целым комплексом мер экономического, правового и организационного характера. Самая распространенная форма социальной защиты это денежные либо натуральные выплаты, а также льготы и пособия. Таким образом, условия необходимости социальной защиты наименее защищенных слоев населения устанавливаются законодательно. Одним из главных показателей, который определяет «нуждающихся», является минимальный «потребительский бюджет»,
© Князева Е.Ю., 2014
который используют для определения размеров гарантированных социальных выплат и размера минимальной оплаты труда.
Основная задача российской пенсионной системы на современном этапе - это достижение наибольшей стабильности в условиях некоторой инфляции и нестабильности экономических процессов, в том числе мировых, что непосредственно влияет и на российскую экономику и политику, а также адекватное соответствие тем экономическим процессам, которые происходят в обществе на данном этапе развития. Увеличение уровня социальной защищенности граждан пенсионного возраста достигается путем реализации основных страховых принципов и в первую очередь должен реализо-вываться принцип прямой связи между уплаченными на протяжении трудовой деятельности страховыми взносами и размером пенсии. Этот аспект всегда являлся предметом дискуссий и полемики вокруг вопросов пенсионного обеспечения.
Социальная защита таких слоев населения, как малообеспеченные граждане, малообеспеченные семьи, инвалиды, пенсионеры, является первоочередной задачей для всех развитых государств мира. В мире насчитывается много различных вариантов обеспечения защиты населения. Они различны по источникам формирования и финансирования.
Основополагающим и, пожалуй, самым приоритетным принципом социальной защиты является принцип социальной справедливости. В его основу положены равные для всех граждан возможности получения социальной помощи. Принцип социальной справедливости основан на равенстве всех граждан перед законом, а также правовых, политических и социально-экономических гарантиях жизнедеятельности человека. Это характерно для всех государств и систем и является объединяющим признаком.
Российская система социального обеспечения населения, как и многие другие, базируется на общепринятых международных нормах и стандартах, и прежде всего Всеобщей декларации прав человека. Ст. 22 Декларации гласит: «Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства»1. Вместе с тем на территории Российской Федерации действуют Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Россия присоединилась и ратифицировала сорок три конвенции МОТ, содержащие между-
народные нормы в области труда, включая нормы, относящиеся к категории основных прав трудящихся. Множественность различных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений, обусловлена, во-первых, все более широким охватом правовой регламентации ситуаций социального риска и, во-вторых, совершенствованием механизма регулирования социальной защиты в конкретных ситуациях.
Пенсионные накопления граждан - это средства, зафиксированные на индивидуальном лицевом счете участника системы обязательного пенсионного страхования в Пенсионном фонде Российской Федерации или негосударственном пенсионном фонде - НПФ. Выплаты, осуществляемые Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственным пенсионным фондом за счет средств пенсионных накоплений, налогообложению не подлежат.
Пенсионные накопления включают в себя:
- суммы страховых взносов на накопительную пенсию, перечисленные работодателем в рамках обязательного пенсионного страхования на финансирование накопительной пенсии;
- суммы уплаченных гражданами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
- суммы взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы государственного софинансирования пенсий, а также суммы взносов, перечисленных государством на софинансирование формирования пенсионных накоплений;
- суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии;
- доходы от инвестирования указанных средств направляются на формирование страховой пенсии (т. е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию составляет 0 %)2.
Гражданам, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 гг. предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии. Они вправе либо оставить 6 %, как это есть на сегодняшний день, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, направив все свои страховые взносы на формирование страховой части пенсии. Важно отметить, что ранее сформированные пенсионные накопления по-прежнему инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами и будут выплачены гражданам в полном
объеме с учетом инвестиционного дохода, когда гражданин получит право выйти на пенсию и обратиться за ее назначением.
Добровольные взносы, которые были уплачены гражданами в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений до 1 октября 2013 г., переданы Пенсионным фондом Российской Федерации в управляющие компании или НПФ в полном объеме. Добровольные взносы граждан в рамках Программы государственного софинансирования, которые поступили позднее 1 октября 2013 г. и поступят в ПФР в 2014 г., в настоящее время инвестируются ПФР и будут инвестироваться до тех пор, пока выбранный гражданином НПФ не войдет в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений или управляющая компания, включая Государственную управляющую компанию ВЭБ, не будет соответствовать новым требованиям Центрального банка Российской Федерации. Только в этом случае добровольные взносы граждан будут переданы в соответствующие НПФ или управляющие компании.
Если пенсионные накопления гражданина находятся в доверительном управлении управляющей компании или государственной управляющей компании, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Если пенсионные накопления находятся в негосударственном пенсионном фонде, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный НПФ. При этом НПФ самостоятельно принимает решение о количестве управляющих компаний, с которыми необходимо заключить договоры доверительного управления пенсионными накоплениями гражданина.
Основные нормы, касающиеся выплаты средств пенсионных накоплений, установлены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»3. Впервые в истории российской пенсионной системы закон дает гражданам возможность получать пенсионные накопления в виде части трудовой пенсии не только пожизненно, в рамках ежемесячных платежей, но и в качестве единовременной выплаты. Также гражданам предоставляется право получать в качестве срочной пенсионной выплаты средства пенсионных накоплений, сформированные за счет собственных дополнительных взносов. Срочная пенсионная выплата формируется только за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть будущей пенсии гражданина.
Вышеуказанный закон расширяет возможности правопреемства пенсионных накоплений. Раньше правопреемники могли получить средства пенсионных накоплений застрахованного лица только в том случае, если он умер до назначения ему трудовой пенсии. В настоящее время, если гражданин, формировавший пенсионные накопления, умер после назначения ему трудовой пенсии, и при этом он получал накопительную пенсию бессрочно (т. е. не выделял средства, поступающие в рамках Программы государственного софинансирования пенсий в срочную пенсионную выплату), средства пенсионных накоплений не передаются правопреемникам. Если гражданин умер после назначения ему срочной пенсионной выплаты, невыплаченный остаток средств срочной пенсионной выплаты вправе получить правопреемники. В соответствии с Законом в случае смерти застрахованного лица, которому назначена срочная пенсионная выплата, оставшаяся невыплаченная часть подлежит выплате правопреемникам. Также Закон определяет вопросы правопреемства средств пенсионных накоплений в случае направления матерью на накопительную часть пенсии средств материнского (семейного) капитала.
Правопреемниками согласно законодательству являются те лица, которых гражданин заранее указал в специальном заявлении в ПФР, либо правопреемники по закону. В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица, указанные по выбору застрахованного лица. Во втором случае согласно гражданскому законодательству правопреемниками первой очереди являются родители, супруги и дети умершего, второй очереди - братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.
Возникает вопрос - можно ли наследовать денежные средства, сформированные в рамках Программы государственного софинан-сирования пенсий? Средства пенсионных накоплений, сформированные в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, не наследуются, а передаются правопреемникам. С точки зрения граждан это одно и то же.
Во всех случаях средства пенсионных накоплений, полученные правопреемниками, не подлежат налогообложению.
В связи с реформированием пенсионной системы и резко возникшим спросом на услуги негосударственных пенсионных фондов у большинства работающего населения возникает вопрос - а какие преобразования ждут негосударственные пенсионные фонды в ближайшее время и как это отразится на застрахованных?
Если негосударственный пенсионный фонд в течение 2014 года пройдет процедуру включения в систему гарантирования прав за-
страхованных лиц и изменит свою организационную форму с негосударственной на акционерную, то в этом случае пенсионные накопления застрахованного лица начнут переводиться в этот негосударственный пенсионный фонд. До момента, пока негосударственный пенсионный фонд не будет соответствовать таким требованиям, страховые взносы застрахованного лица будут перечисляться в солидарную часть. Пенсионные права застрахованных лиц также будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах. Эти страховые взносы будут индексироваться по инфляции и по росту доходов Пенсионного фонда. Как только эти процедуры негосударственными пенсионными фондами будут пройдены, у ПФР появляется правовое основание перечислять страховые взносы уже в тот негосударственный пенсионный фонд, который выбрал гражданин.
Примечания
1 Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: Норма; ИНФРА-М, 1999. С. 39-43.
2 О пенсионных накоплениях [Электронный ресурс] // Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/investing/ (дата обращения: 23.01.2014).
3 Российская газета. 2011. 7 дек.