_ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)
DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_482 УДК 351
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОГРАНИЧНОГО ОРГАНА
КАК ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА CIVIL STATUS OF THE BORDER AUTHORITY AS A LEGAL ENTITY
КИМ Елена Витальевна,
кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Дальневосточного института (филиала) ФГОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)».
680020, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Герасимова, 31. E-mail: ellion@mail.ru;
KIM Elena Vitalievna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law Disciplines
of the Far Eastern Institute (branch) FGOU VO "All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)". 680020, Russia, Khabarovsk Territory, Khabarovsk, Gerasimova str., 31. E-mail: ellion@mail.ru
Краткая аннотация: В статье анализируется статус пограничного органа как юридического лица, его гражданская правосубъектность, участие в гражданских правоотношениях, проблемы регламентации статуса и перспективы их решения в рамках продолжающегося реформирования гражданского законодательства.
Abstract: The article analyzes the status of the border authority as a legal entity, its civil legal personality, participation in civil legal relations, problems of status regulation and prospects for their solution in the framework of the ongoing reform of civil legislation.
Ключевые слова: пограничные органы, юридическое лицо, гражданская правосубъектность, организационно-правовая форма, федеральное государственное казенное учреждение.
Keywords: border authorities, legal entity, civil legal personality, organizational and legal form, federal state state institution. Для цитирования: Ким Е.В. Гражданско-правовой статус пограничного органа как юридического лица // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 482-483. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_482.
For citation: Kim E.V. Civil status of the border authority as a legal entity // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 482-483. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_482.
Статья поступила в редакцию: 13.05.2023
Управления (отряды, службы, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы) входят в структуру органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России)[4].
В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»[1], пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. Пограничная служба ФСБ России в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»[1] и Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»[2]. В защите и охране государственной границы Российской Федерации участвуют пограничные органы ФСБ России во взаимодействии с территориальными органами безопасности, МВД России, ФТС России, Росгвардией, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации[8].
Статус пограничного органа как юридического лица определяется порядком его создания: «при создании (в том числе путем реорганизации) органа государственной власти или органа местного самоуправления в налоговый орган по месту его нахождения, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, представляется Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 (Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме N Р12001), рекомендованной к использованию письмом ФНС России от 25 июня 2009 г. N МН-22-6/522@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ" [5].
Статус юридического лица, обусловливающий наличие гражданской правосубъектности, государственным органам необходим для участия в гражданском обороте, хотя их публично-правовая сущность, цели создания и деятельности не соотносятся с нормами главы 4 «Юридические лица» части I Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), не говоря уже об отсутствии в гражданском законодательстве такой организационно-правовой формы юридического лица как государственный орган. Однако, эта проблема является юридико-технической и может быть решена посредством внесения соответствующих дополнений в главу 4 ГК РФ в рамках продолжающейся реформы гражданского законодательства, направленной на его совершенствование и развитие.
Такие организационно-правовые формы некоммерческих организаций как публично-правовые компании, государственные корпорации вызывают множество вопросов относительно их гражданско-правового статуса и на их фоне государственные органы в гражданских правоотношениях не обладают ярко выраженной спецификой.
Реформирование гражданского законодательства выявило разумный подход законодателя к легализации сформированных и востребованных практикой конструкций гражданских правоотношений, втягивание в орбиты гражданских отношений субъектов, ранее не являвшихся их участниками, расширение сфер применения отдельных положений: от обычая делового оборота - к обычаю; от ТСЖ - к ТСН, от банковской гарантии - к независимой гарантии. Увеличилось количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Создана благоприятная основа для окончательного признания наличия у государственных органов статуса юридического лица. Однако, диссонанс между правовой природой государственных органов, деятельность которых направлена исключительно на достижение публичных целей, и частно-правовой природой юридических лиц неустраним.
Частно-правовые (цивилистические) науки
Создание пограничных управлений как юридических лиц в организационно-правовой форме федеральных государственных казенных учреждений (ФГКУ) искажает и принижает статус пограничных органов.
В соответствии с п. 7.2.3 Концепции развития гражданского законодательства, гражданско-правовой статус учреждения получают органы публичной власти, которые одновременно могут участвовать в гражданском обороте от имени соответствующего публично-правового образования. Но в большинстве случаев этот статус необходим органу государственной власти только для совершения сделок, направленных на обеспечение его внутрихозяйственной деятельности (закупка канцелярских принадлежностей, оплата коммунальных расходов, оплата ремонтных работ и т.п.). В остальных случаях следует исходить из того, что сделки соответствующего ведомства должны рассматриваться как действия самого соответствующего публично-правового образования [7].
Консервативный подход оставляет государственным органам в гражданских правоотношениях только вспомогательную, представительскую функцию, а именно: публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации), как субъекты гражданского правоотношения, действуют через свои органы. Положения гражданского законодательства об ответственности за вред причиненный государственными органами (ст.1069, ст. 1070 ГК РФ) и разъяснения Верховного суда РФ о порядке их применения основаны на данном подходе. Непосредственным причинителем вреда по специальным деликтам выступает государственный орган, а субъектом ответственности за счет казны соответствующего уровня -публично-правовое образование как субъект гражданского права. Иск предъявляется к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту[6, п.14]
Государственные органы в гражданских правоотношениях, безусловно, имеют особый статус, представляя Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации, но и обладая гражданской правосубъектостью являются непоименованным в гражданском законодательстве юридическим лицом, что подтверждается фактом их государственной регистрации в качестве юридического лица и участием в материальных гражданских правоотношениях, а также в гражданских и арбитражных процессуальных правоотношениях по правилам юридического лица.
Таким образом, участие государственных органов в гражданских правоотношениях может быть основано только на делегированной гражданской правосубъектности, приобретаемой в силу представительства публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. У государственного органа нет и не может быть собственных материально-правовых интересов и, соответственно, процессуального статуса, необходимого для их защиты. Кроме того, статус пограничных органов ФСБ России как юридического лица принижает их специальный публичный статус. В отношении ФСБ, пограничных органов неуместны формулировки в выписке ЕГРЮЛ об «услугах», функционировании «на рынке», участии в судебных делах в качестве истца и ответчика. Участие государственных органов в гражданских правоотношениях следует регламентировать, дополнив положения главы 5 ГК РФ нормами о делегированной правосубъектности и ее реализации государственными органами по правилам юридического лица, но исключительно от имени публично-правовых образований.
Субъектами частно-правовых гражданских отношений с собственными интересами в сфере имущественных (вещных, обязательственных: договорных, деликтных, кондикционных, из односторонних действий), личных неимущественных, корпоративных правоотношений государственные органы не являются. Федеральные органы исполнительной власти в рамках компетенции могут приобретать и осуществлять гражданские права не от своего имени, а исключительно от имени Российской Федерации (п.1 ст. 125 ГК РФ).
Библиография:
1. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 04.11.2022)// Российская газета. N 84. 04.05.1993; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 04.11.2022
2. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 29.12.2022)// Собрание законодательства РФ. 10.04.1995. N 15. Ст. 1269; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 29.12.2022
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022)// Собрание законодательства РФ.
05.12.1994. N 32. Ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16.04.2022
4. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (ред. от 27.02.2023)// Собрание законодательства РФ.18.08.2003. N 33. Ст. 3254.
5. Об отражении в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об органах государственной власти и органах местного самоуправления: письмо ФНС России от 26.09.2012 N ПА-4-6/16002@ // СПС «КонсультантПлюс»
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ^ 9. сентябрь, 2019.
7. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)//Вестник ВАС РФ. N 11. ноябрь, 2009 .
8. http://ps.fsb.ru - Пограничная служба ФСБ России
References:
1. On the State border of the Russian Federation: The Law of the Russian Federation of 01.04.1993 N 4730-1 (ed. of 04.11.2022)// Rossiyskaya Gazeta. N 84. 04.05.1993; Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru - 04.11.2022
2. On the Federal Security Service: Federal Law No. 40-FZ of 03.04.1995 (as amended on 29.12.2022)// Collection of Legislation of the Russian Federation.
10.04.1995. N 15. St. 1269; Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru - 12/29/2022
3. The Civil Code of the Russian Federation (part one)" dated 30.11.1994 N 51-FZ (ed. dated 16.04.2022)// Collection of Legislation of the Russian Federation. 05.12.1994. N 32. St. 3301; Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru , 04/16/2022
4. Questions of the Federal Security Service of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of 11.08.2003 N 960 (ed. of 27.02.2023)// Collection of Legislation of the Russian Federation.18.08.2003. N 33. St. 3254.
5. On the reflection in the Unified State Register of Legal Entities of information about state authorities and local self-government bodies: letter of the Federal Tax Service of Russia dated 26.09.2012 N PA-4-6/16002@ // SPS "ConsultantPlus"
6. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 28.05.2019 N 13 "On some issues of application by courts of the norms of the Budget Code of the Russian Federation related to the execution of judicial acts on foreclosure on the funds of the budgets of the budgetary system of the Russian Federation" // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation.N 9. September, 2019.
7. The concept of development of civil legislation of the Russian Federation (approved by the decision of the Council under the President of the Russian Federation on codification and improvement of civil legislation dated 07.10.2009)//Bulletin of the Russian Federation. N 11. November, 2009 .
8. http://ps.fsb.ru - Border Service of the FSB of Russia