Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Виктория Викторовна

В данной статье рассматривается положение федеральных органов исполнительной власти, выделяются особенности правового статуса органов власти как юридических лиц. Предлагаются изменения в российское гражданское законодательство в связи с противоречивым статусом органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES AS PUBLIC-LAW PARTICIPANTS IN CIVIL LEGAL RELATIONS

This article discusses the position of federal executive authorities, highlights the features of the legal status of authorities as legal entities. Changes to the Russian civil legislation are proposed in connection with the controversial status of public authorities

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 9(213)

DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_32 УДК 347.191.1

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES AS PUBLIC-LAW PARTICIPANTS IN CIVIL LEGAL RELATIONS

ПОПОВА Виктория Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России». Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Целинная, 49б. E-mail: Viktoriia13@yandex.ru;

Popova Viktorya Viktorovna,

PHd (Low), Perm Institute, the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor of the Department Chair of civil disciplines. Perm, the Russian Federation, Tselinnaya street, 49b. E-mail: Viktoriia13@yandex.ru

Краткая аннотация. В данной статье рассматривается положение федеральных органов исполнительной власти, выделяются особенности правового статуса органов власти как юридических лиц. Предлагаются изменения в российское гражданское законодательство в связи с противоречивым статусом органов государственной власти.

Abstract: This article discusses the position of federal executive authorities, highlights the features of the legal status of authorities as legal entities. Changes to the Russian civil legislation are proposed in connection with the controversial status of public authorities

Ключевые слова: федеральный орган власти, юридическое лицо, государство, гражданские правоотношения, правосубъектность органов власти.

Keywords: federal authority, legal entity, state, civil relations, legal personality of authorities.

Для цитирования: Попова В.В. Федеральные органы исполнительной власти как публично-правовые участники гражданских правоотношений //Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 32-33. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_32.

For citation: Popova V. V. Federal executive authorities as public-law participants in civil legal relations // Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 32-33. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_32.

Статья поступила в редакцию: 04.06.2022

Установление правового статуса органов государственной власти осложнено тем обстоятельством, что каждому из них присуща публично-правовая природа, на каждый из них возложены специальные функции. Рассматривая вопросы правосубъектности государства и его органов, С.Н. Братусь пытался ответить на вопрос, является ли оно юридическим лицом гражданского права, отмечая следующие особенности:

- государство предоставляет органам государственной власти и государственно-бюджетным образованием определенную самостоятельность, в том числе в гражданско-правовых отношениях;

- решение задач, достижение поставленных целей государством и органами государственной власти требует их вступления в гражданско-правовые отношения с физическими лицами и организациями;

- государство не сводится к простой сумме органов государственной власти, в том числе в вопросах гражданской правосубъектности.

[1, с. 167]

В соответствии с положениями ст. 125 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде от имени Российской Федерации. [2]

Кроме того, государственные органы в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, по их специальному поручению могут выступать от их имени. По мнению С.Я. Боженка, фактически данная норма устанавливает возможность участия органов государственной власти в гражданских правоотношениях независимо от наличия или отсутствия статуса юридического лица.[3, с. 49] Однако, представляется неверным перенесение такого права на все имущественные правоотношения, возникающие с участием органов государственной власти. Так полномочия РФ в гражданском обороте по приобретению и осуществлению имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей реализуются через федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и федеральные агентства), в частности, определенные Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». [4]

Следовательно, необходимо отграничивать:

- действия федеральных органов исполнительной власти, наделенного гражданской правоспособностью от имени РФ;

- деятельность федеральных органов исполнительной власти в гражданско-правовых отношениях в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Очевидно, что в первом случае права и обязанности возникают непосредственно у РФ, а федеральный орган исполнительной власти лишь выступает в качестве представителя, не обладая собственной правоспособностью. Во втором же, органы государственной власти являются

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

самостоятельными субъектами, действующими от своего имени, вступая в гражданско-правовые отношения для обеспечения собственных нужд, в частности, в договорные отношения, связанные с нормальным функционированием их материально-технической базы (аренда помещений, оплата коммунальных услуг, закупки товаров, работ и услуг для нужд органов государственной власти и т.п.).

В науке распространены мнения о том, что указание в нормативно-правовых актах на то, что орган государственной власти является юридическим лицом не в полной мере отвечает требованиям об их государственной регистрации, порядок которой не определен. [5, с.13] Так, согласно положениям ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для создания юридического лица необходимо представление на государственную регистрацию его учредительных документов. [6]

Приходится констатировать, что за последние более чем 20 лет сложилась практика, при которой федеральные органы исполнительной власти, наделенные статусом юридического лица, используют иные механизмы утверждения положений, регламентирующих вопросы их компетенции. Нарушение требований вышеупомянутого федерального закона дает повод усомниться в легитимности наделения соответствующих федеральных органов исполнительной власти полномочиями юридических лиц.

аким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать следующие выводы:

- федеральные органы государственной власти могут осуществлять свои полномочия в пределах полномочий и компетенции, определенной государством и от его имени. В этом случае через данные органы государства действует опосредованно;

- федеральные органы государственной власти, реализуя собственные полномочия, определенные нормативно-правовыми актами, могут вступать в гражданские правоотношения с третьими лицами. В такой ситуации, по заключенным гражданско-правовым соглашениям права и обязанности, а также ответственность, возникают у государства, а не у конкретного органа государственной власти;

- Концепция развития гражданского законодательства исходит из положений о том, что юридически значимые действия в гражданских правоотношениях, совершаемые органами государственной власти, в первую очередь необходимы им для внутрихозяйственной деятельности, а в остальном, их действия влекут последствия не для них лично, а для государства как самостоятельного субъекта права.

Учитывая наличие множества противоречивых позиций как в юридической литературе, так и в документах органов государственной власти, в источниках административного и гражданского права, представляется верным дополнить положения ГК РФ статьей 125.1, разъяснив в ней случаи, когда органы государственной власти являются представителями государства, действуют от его имени, случаи, когда они обладают самостоятельной правосубъектностью, а также разъяснить порядок наделения их правосубъектностью юридических лиц Указами Президента РФ, факт издания которых не потребует внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Представительные и исполнительные органы РФ могут выступать в гражданском обороте от имени государства: Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ и др. При необходимости заключать соглашение с Государственной Думой РФ необходимо согласие руководителя Аппарата Государственной Думы, поскольку Аппарат палаты -юридическое лицо, а Государственная Дума - нет. Администрация Президента от имени Правительства РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 06.04.2004г. является юридическим лицом и вправе заключать гражданско-правовые договоры, относящиеся к официальной деятельности высшего должностного лица государства. [7] Орган публичной власти как юридическое лицо публичного права может иметь полные (ограниченные) права юридического лица частного права. Такая новелла, а также уточнения, могут способствовать прекращению многолетних теоретических и практических дискуссий о правовой природе органов государственной власти и соотношения их положения с юридическими лицами.

Библиография:

1. Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве // Ученые труды. Вып. XII. Изд-во юстиции СССР. 1947. С. 167-168.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019, (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301

3. Боженок С.Я. О гражданской правосубъектности органов государственной власти // Журнал российского права. 2018. № 1 (253). С.

47-54.

4. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 21.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

5. Сурков А.Н. Особенности гражданско-правового статуса органов обеспечения военной безопасности // Гражданское право. 2012. № 4. С. 11 - 14.

6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.

7. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.04.2004 N 490(ред. от 25.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1395.

References:

1. Bratus S. N. Legal entities in Soviet civil law // Scientific works. Issue XII. Publishing House of Justice of the USSR. 1947. pp. 167-168.

2. The Civil Code of the Russian Federation (Part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ (ed. of 18.07.2019, (with amendments and additions, intro. effective from 02/25/2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1994. No. 32. art. 3301

3. Bozhenok S.Ya. On civil legal personality of state authorities // Journal of Russian Law. 2018. No. 1 (253). pp. 47-54.

4. On the structure of federal executive bodies: Decree of the President of the Russian Federation No. 636 of 21.05.2012 (ed. of 21.01.2020) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 22. St. 2754.

5. Surkov A.N. Features of the civil-legal status of military security agencies // Civil law. 2012. No. 4. pp. 11-14.

6. On State registration of legal entities and individual entrepreneurs: Federal Law No. 129-FZ dated 08.08.2001 (ed. dated 27.12.2018) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 33 (Part I). Article 3431.

7. On approval of the Regulations on the Administration of the President of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of 06.04.2004 N 490 (ed. of 25.04.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 12.04.2004, N 15, art. 1395.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.