Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя
Гражданско-правовое регулирование "сложных объектов" (на примере Интернет-сайта)
Обычно считается, что главной целью кодификации является объединение и упорядочение правовых норм, построение единого терминологического аппарата. В действительности же, кодификация зачастую сопровождается и более глубокими изменениями законодательства: появлением новых институтов, понятий, конструкций и т.д. Не является исключением и недавно принятая четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая, будучи кодификацией законодательства об интеллектуальной собственности, включила в себя и ряд реформаторских положений. Примером важной новации может служить статья 1240 ГК РФ, посвященная сложным объектам.
Недавно закрепленная в законодательстве, категория "сложный объект" давно уже используется юридической наукой. Наиболее известным примером сложного объекта служит кинематографическое произведение, подход к изучению которого как "сложного многослойного произведения" был определен В.А. Дозорцевым. Сегодня развитие техники способствует возникновению все новых сложных объектов, а потому появление в Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ) соответствующей нормы кажется как никогда своевременным.
Статья 1240 ГК РФ в качестве сложного признает объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. В законе приводится следующий перечень сложных объектов:
— кинофильм;
— иные аудиовизуальные произведения;
— театрально-зрелищные представления;
— мультимедийный продукт;
— единая технология.
По тексту ст.1240 данный перечень выглядит исчерпывающим. В отношении отдельных объектов в части четвертой ГК РФ даются определения. Так, в ст.1263 определяется понятие аудиовизуального произведения: "аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соот-
Е.С. Басманова
аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
ветствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации". Определение единой технологии дается в ст.1542 ГК РФ. А вот термин "мультимедийный продукт" приводится в Гражданском кодексе без расшифровки и, кроме как в ст.1240, нигде не упоминается. Между тем, мультимедийный продукт - понятие абсолютно новое для российского гражданского права и отсутствие его законодательного определения может негативно сказаться на правоприменительной практике.
Мультимедийный продукт можно определить как многофункциональную компьютерную программу, включающую в себя различные произведения: текстовые, графические, музыкальные, аудиовизуальные и прочие.
Явное сходство с мультимедийным продуктом имеет Интернет-сайт - "совокупность статических или формирующихся динамических текстовых, графических и прочих электронных файлов, технически объединенных посредством технологии гипертекста и имеющих уникальные адреса в единой системе адресации в сети Интернет". Но, даже не будучи мультимедийным продуктом, сайт по своим признакам, - это, безусловно, сложный объект. Обладающий чертами базы данных, программы для ЭВМ и произведения дизайна, включающий самые различные результаты интеллектуальной деятельности, Интернет-сайт до последнего времени не мог быть отнесен к какому-либо определенному типу объектов, и Часть четвертая ГК РФ наконец внесла ясность в определение его природы. И, несмотря на то, что в ст.1240 приводится исчерпывающий перечень сложных объектов, возможность применения положений данной статьи в отношении Интернет-сайта по аналогии (п.1 ст.6 ГК РФ) не исключается.
Основной вопрос, затронутый в ст.1240 ГК РФ - использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.
п 01 г
во о о
N
и и
О (к
а
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о а
о ф
г X
Е о
X
о а
т
Е ф
^
п
к <
X X X н
и ф
со
ISSN 1997-1001
П Ol
Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S Е о х о а т
S ф
ч:
п
а <
X S X н
и ф
со
В соответствии со ст.1240 ГК РФ приобретение права на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта осуществляется на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. При этом, права приобретает лицо, организовавшее создание сложного объекта.
Однако на практике организатора создания сложного объекта удается определить далеко не всегда. Однозначно его можно определить, например, в случае с произведением кинематографии, когда непосредственным организатором создания выступает юридическое лицо - кинопроизводитель, организовавшее авторов - физических лиц на создание произведения. Собственно, применительно к аудиовизуальным произведениям норма об организаторе-изготовителе существовала и в прежнем законодательстве, и вероятно, именно она послужила основой для современной кодификации.
Но возьмем ситуацию, когда сложное произведение создается одной организацией для другой на основании договора подрядного типа: кого в этом случае считать организатором - подрядчика или заказчика. Если полгать под организацией создания активную деятельность, заключающуюся в управлении коллективом авторов, то организатором будет являться конечный подрядчик. Заказчик же, чья роль в процессе создания произведения сводится к обеспечению финансирования производства объекта, не может рассматриваться в качестве организатора. То обстоятельство, что заказчик является стороной, наиболее заинтересованной в создании сложного объекта, не принимается во внимание; организатор определяется лишь по признаку его непосредственного взаимодействия с авторами.
Для наглядности рассмотрим достаточно распространенный на практике случай создания Интернет-сайта по договору подряда организацией, специализирующейся в области 1Т, для другой организации, которой сайт необходим для использования в коммерческой деятельности в качестве средства
саморекламы. Организация-заказчик оплачивает работы подрядчика, предоставляет ему информацию и материалы о собственной деятельности для размещения на сайте; разрешает использование на сайте средств индивидуализации (товарных знаков, знаков обслуживания и проч.) и "фирменных цветов" заказчика. Заказчик заинтересован в получении результата работ гораздо более самого подрядчика, но в случае неисполнения подрядчиком своих обязательств по договору (например, в случае его конфликта с авторами, что исключает требование заказчика об исполнении обязательства в натуре) вправе рассчитывать лишь на денежное возмещение.
Закон также не регулирует отношения самоорганизации авторов сложного произведения. В ситуациях, когда авторы сами координируют свою деятельность и сообща принимают организационные решения, организатора создания определенно установить невозможно. Тогда придется говорить уже о множественности организаторов создания сложного объекта. Между тем, Интернет-сайты достаточно часто создаются в некоммерческих целях коллективами лиц, не представляющими собой организацию и даже -территориально дистанцированными друг от друга. При этом "любительский" сайт по своим техническим и художественным характеристикам может не уступать сайту, созданному специализированной организацией. И создание сайта изначально в некоммерческих целях вовсе не исключает его дальнейшего коммерческого использования.
Таким образом, оценив новаторство ст.1240 части четвертой ГК РФ, можно предложить следующие направления для дальнейшего развития законодательства:
- включение Интернет-сайта в перечень сложных объектов, приведенных в ст. 1240 ГК РФ;
- включение в законодательство норм, обеспечивающих защиту прав заказчика на сложный объект, создаваемый по договору подрядного типа;
- определение форм самоорганизации авторов сложных объектов, способов договорного регулирования отношений между ними.