4.13. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО И ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
Обухов Андрей Алексеевич, аспирант. Место учебы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Должность: юрисконсульт. Место работы: ООО «Пи Джи Эс». E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача: Исследование гражданско-правового регулирования обязательного и добровольного пенсионного страхования в разрезе предстоящих изменений действующего законодательства.
Модель: Методологическую основу исследования составляют совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает сравнительно-правовой метод, диалектико-материалистический метод и метод системного анализа.
Выводы: В настоящее время рассматриваются различные проекты изменения пенсионной системы РФ, в которую входят как реорганизация ПФР в публично-правовую компанию с предоставлением ему больших полномочий, так и введение системы индивидуального пенсионного капитала, как замена традиционной системы добровольного пенсионного страхования. Указанные изменения существенно повлияют на пенсионную систему РФ.
Социальные последствия: Настоящее исследование может существенно повлиять на дальнейшее развитие системы пенсионного страхования в России.
Оригинальность / ценность: Настоящее исследование может быть использовано при разработке законопроекта о внесении изменений в законодательство о пенсионном страховании.
Ключевые слова: Пенсионный фонд РФ, Негосударственный пенсионный фонд, договор страхования, добровольное пенсионное страхование, частноправовое регулирование, концепция индивидуального пенсионного капитала, публично-правовая компания.
CIVIL-LAW REGULATION OF COMPULSORY AND VOLUNTARY PENSION INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Obukhov Andrey Alekseevich, postgraduate student. Place of study: Moscow Financial-Industrial University "Synergy". Position: lawyer. Place of employment: PJS, LLC. E-mail: [email protected]
Annotation
Objective: To study the civil law regulation of compulsory and voluntary pension insurance in the context of forthcoming changes in the current legislation.
Model: Methodological basis of the research is a set of methods of scientific cognition, among which the leading place is occupied by the comparative legal method, the dialectical-materialistic method and the method of system analysis.
Conclusions: Currently, he is discussing various projects of the RF pension system, which include both reorganizing the FIU into a public-law company, granting them more
powers, and introducing an individual pension capital system, as a substitute for traditional systems of voluntary pension insurance. Change the change to a random RF system.
Social consequences: This study may have an impact on the further development of the pension insurance system in Russia.
Originality / Value: This study can be used to develop a bill on amending the legislation on pension insurance. Keywords: Pension Fund of the Russian Federation, Non-state pension fund, insurance contract, voluntary pension insurance, private law regulation, the concept of individual pension capital, public-law company.
С 1998г. по настоящее время пенсионная система РФ прошла большой путь и пережила много изменений, в числе которых введение "накопительных механизмов финансирования пенсий".
На панельной сессии «Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения» в рамках ПМЭФ-2018, первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов заявил, что в России должна быть внедрена добровольная система формирования пенсионных накоплений, речь идет о добровольном индивидуальном пенсионном капитале (Далее - ИПК). Концепция ИПК была представлена еще в конце 2016г. и несколько раз отправлялась на доработку.
По словам А.Силуанова, такой институт должен быть создан и он должен быть направлен на дополнительное увеличение пенсионного обеспечения, с одной стороны, с другой стороны — это ресурс для развития.
По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, озвученным в рамках ПМЭФ-2018, указанная концепция в настоящее время находится в высокой степени готовности.
Суть концепции ИПК — в самостоятельном формировании гражданами накопительной пенсии с предоставлением государством соответствующих налоговых стимулов.
Концепция «индивидуального пенсионного капитала» (ИПК) призвана заменить накопительные взносы в действующей системе обязательного пенсионного страхования.
Концепция предлагает массовое подключение граждан к системе и увеличение отчислений из зарплаты от 0 до 6% за шестилетний период. При этом гражданин может в первый год со вступления в силу закона отказаться от участия в ИПК, после же у него будет право только установить комфортный уровень отчислений или же написать заявление на пятилетние «каникулы», которые можно брать несколько раз подряд. При этом работодатель продолжит отчислять из фонда оплаты труда в страховую часть 22%, при этом законодатель планирует так же ввести налоговые льготы как для работников, так и для работодателей.
Таким образом, концепция ИПК по своей сути заменить традиционное добровольное пенсионное страхование, сделав его обязательным для всех, оставив выбор лишь в стратегии финансирования денежных средств, что фактически будет ущемлять права граждан и противоречить самой сути добровольного пенсионного страхования.
Ранее автором был произведен анализ возможной реорганизации Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию, статус которой позволит ПФР создавать резервы и инвестировать накопления с целью получения дополнительного дохода. [6] Данная реорганизация фактически поставит ПФР в один ряд с НПФ, а в совокупности с концепцией ИПК может серь-
3'2018
Пробелы в российском законодательстве
езно повлиять на дальнейший рынок добровольного пенсионного страхования в РФ.
В настоящее время обязательное пенсионное страхование может осуществляться в том числе и через НПФ, однако описанная выше возможная реорганизация ПФР может стать переломным моментом для возврата пенсионного капитала граждан обратно в ПФР, с учетом особенностей перевода пенсионных накоплений.
По данным Центрального Банка РФ пенсионные накопления негосударственных пенсионных фондов увеличились за 2017 год на 14,3%, до 2,44 трлн. рублей, пенсионные резервы - на 8%, до 1,18 трлн. рублей.
При этом доходность НПФ от инвестирования пенсионных накоплений обогнала инфляцию (2,5%) и по итогам 2017 года составила 4,6% до выплаты вознаграждений управляющей компании, специализированному депозитарию и фонду, после выплаты вознаграждений - 3,8%. Доходность от размещения пенсионных резервов составила 5,4% до выплаты вознаграждений, после выплаты вознаграждений -4,3%. [5] Между тем, отдельные НПФ закончили 2017 год с убытками, что может говорить о нестабильности управления денежными средствами граждан.
В случае реорганизации ПФР в публично-правовую компанию и наделение его полномочиями по формированию резервов и возможности вести инвестиционную деятельность по аналогии с НПФ, система ИПК будет функционировать более эффективно в первую очередь за счет прямого контроля со стороны государства, профсоюзов и работодателей.
Однако, учитывая гражданско-правовую направленность добровольного пенсионного страхования, система ИПК не должна вводиться как обязательная система дополнительного пенсионного страхования, а должна быть новым механизмом по дополнительному финансированию пенсий.
Подводя итоги необходимо отметить в первую очередь положительные результаты преобразования Пенсионного фонда РФ и введения концепции ИПК:
Во-первых, Пенсионный фонд РФ получит дополнительные финансовые инструменты для накопления и преувеличения пенсионного капитала, управлением дополнительными вкладами граждан в рамках добровольного пенсионного страхования, что позитивно отобразится на всей пенсионной системе.
Во-вторых, указанное изменение станет хорошим фундаментом для введения системы ИПК и дальнейшего ее развития.
В-третьих, Пенсионный фонд РФ станет более самостоятельным в вопросах определения стратегии развития и улучшения обязательного пенсионного страхования, в том числе и добровольного пенсионного страхования.
В-четвертых, указанные изменения фактически усилят частноправовое регулирование пенсионной системы РФ и пенсионного страхования в целом.
В-пятых, учитывая статус Пенсионного фонда РФ, введение на его базе системы индивидуального пенсионного капитала будет более верным шагом для привлечения как можно большего числа граждан, что в свою очередь принесет в большие капиталовложения для дальнейшего их инвестирования в российскую экономику.
В-шестых, введение системы ИПК фактически объединит институты обязательного и добровольного пенсионного страхования, в связи с чем для унификации нормативно-правовых актов, регулирующих пенсион-
ное страхование возможно возвращение к идее 2008 года о едином Пенсионном кодексе РФ, который был разработан Захаровым М.Л., Тучковой Э.Г., Савостьяновой В.Б. с существенными дополнениями и доработками в частности о гражданско-правовом регулировании добровольного и обязательного пенсионного страхования в РФ.
Таким образом, в случае реализации двух описанных инициатив, пенсионной системе потребуется новая правовая регламентация и переосмысление обязательного пенсионного страхования, что в последствии приведет к совершенно новым правовым конструкциям в системе пенсионного страхования. Между тем система ИПК, по мнению автора, должна вводиться именно как замена действующей системе добровольного пенсионного страхования, а не механизм обязательного сбора средств граждан для инвестиционных проектов НПФ.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) / "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // "Российская газета", № 247, 20.12.2001.
3. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О негосударственных пенсионных фондах" / "Российская газета", N 90, 13.05.1998
4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской // "Российская газета", № 146, 06.07.2016.
5. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Press/event/ ?id=1800, свободный.
6. Обухов А.А. Частноправовое регулирование пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию. // Социально-политические науки. - 2018 - №1, с. 65-67.
7. Соколов Р.А. Необходимость реорганизации пенсионного фонда Российской Федерации на основе разграничения его функций. // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №3, с.237-240.
8. Сосков В.В. Формирование эффективных моделей взаимодействия управляющих компаний с участниками пенсионной системы. // Социально-политические науки. - 2013. - №3, с.75-79.
Рецензия
на статью Обухова Андрея Алексеевича «Гражданско-правовое регулирование обязательного и добровольного пенсионного страхования в РФ»
Статья аспиранта МФПУ «Синергия» Обухова Андрея Алексеевича по теме «Гражданско-правовое регулирование обязательного и добровольного пенсионного страхования в РФ» включает в себя рамки исследования и возможность последующего использования результатов исследования, практическую значимость и социальные последствия проведенного исследования, а также оригинальность и ценность, и библиографический список.
В рамках статьи проведено исследование законодательства Российской Федерации в области гражданско-правового регулирования обязательного и добро-
вольного пенсионного страхования, выявлены существенные изменения процесса пенсионного страхования, а также изменения частноправового регулирования пенсионного страхования в РФ.
Автором, на основании действующего законодательства определены основы частноправового регулирования обязательного и добровольного пенсионного страхования, деятельности Пенсионного Фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов и дальнейшие перспективы развития законодательства в области частноправового регулирования обязательного и добровольного пенсионного страхования.
Работа, проделанная автором при написании данной статьи, может быть направлена для дальнейшего исследования и поиска решения проблем функционирования системы пенсионного страхования в РФ.
Качество оформления: в целом, статья соответствует требованиям для опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Заключение: статья Обухова Андрея Алексеевича на тему «Гражданско-правовое регулирование обязательного и добровольного пенсионного страхования в РФ» может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры Административного и финансового права, МФПУ «Синергия» Клейменова М.О.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 88,81%