УДК 347 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-48-52
гражданско-правовое регулирование объектов смежных прав и их правового режима
V V _____
в российской федерации, государствах
евразийского экономического союза и украины
Сравнительно-правовой аспект
Кирилл Сергеевич НАЗАРОВ, Генеральный директор ООО «Независимая экспертная оценка Вега»
neowegak@bk.ru
Аннотация. В статье представлен в сравнительно-правовом аспекте вопрос о гражданско-правовом регулировании объектов смежных прав и их правового режима в Российской Федерации, государствах Евразийского экономического союза и Украине.
Автор заключил, что в отличие от российского законодательства законодательства республик Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизстан предусматривают правовые положения о смежных правах как в Гражданском кодексе, так и в отдельных законах.
Ключевые слова: сравнительно-правовой аспект, объекты смежных прав, Евразийский экономический союз, Армения, Украина.
Annotation. The article presents in the comparative legal aspect the issue of civil regulation of objects of related rights and their legal regime in the Russian Federation, the states of the Eurasian Economic Union and Ukraine.
The author concluded that, unlike Russian legislation, the legislation of the Republics of Belarus, Kazakhstan, Armenia and Kyrgyzstan provide for legal provisions on related rights both in the Civil code and in individual Laws.
Keywords: comparative legal aspect, objects of related rights, Eurasian Economic Union, Armenia, Ukraine.
Одним из актуальных вопросов является вопрос о сравнительно-правовом исследовании объектов смежных прав в Российской Федерации, государствах Евразийского экономического союза и Украины.
М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина полагают, что «сравнительный метод применяется не только в юридических, но и в других науках, вполне логично его рассматривать наряду с такими методами, как системный, метод анализа и синтеза, метод подведения менее общего под более общее понятие, метод синергетики, метод эксперимента и др., в качестве общенаучного метода»1.
По мнению П.Н. Бирюкова, Д.В. Галушко, «сравнение — это метод научного исследования, который активно применяется практически во всех отраслях юридической науки»2.
Согласимся также с М.И. Клеандровым, который считает, что «диссертанту следует знать, как решается аналогичная, если не идентичная поставленной диссертантом, правовая проблема за рубежом. Такая информация, особенно сегодня, в условиях глобализации, во многом способствует расширению кругозора, обогащает диссертанта качественно новыми знаниями, ведь приходится уяснять дополнительно и особенности
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021
правовой системы того или иного государства... Желательно выявить те пути (формы, приемы, способы, методы и т.д.) решения аналогичной поставленной диссертантом проблемы, используемые за рубежом, которые можно заимствовать и попытаться воспроизвести в России»3.
А.Г. Матвеев полагает, что «по сравнению с развитием института авторского права международные договоры сыграли заметно большую роль в становлении национального признания смежных прав. Как и многие другие страны, Россия установила охрану смежных прав под влиянием международного и европейского права, а не собственных национальных традиций права интеллектуальной собственности»4.
Международная Конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.)5 — первый международный правовой акт в сфере смежных прав.
Данная Конвенция не содержит определение понятия «исполнение», но определяет, что «фонограмма» — любая исключительно звуковая запись звуков исполнения или других звуков; «передача в эфир» — передача беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой.
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.)6. также понимает под «фонограммой» любую исключительно звуковую запись звуков.
Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 г.7 значительно дополнил существовавшее ранее определение понятия «фонограмма».
«Фонограмма» согласно Договору — это запись звуков исполнения или других звуков, либо отображения звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение.
В соответствии со ст. 14 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS)8 «в отношении записи их исполнения на фонограмму исполнители имеют возможность не допускать следующих действий, предпринимаемых без их разрешения: записи их незаписанного исполнения и воспроизведения такой записи. Исполнители также имеют возможность не допускать следующих действий, предпринимаемых без их разрешения:
эфирного вещания и сообщения для всеобщего сведения их живого исполнения».
«Производители фонограмм имеют право разрешать или запрещать непосредственное или косвенное воспроизведение их фонограмм».
«Организации эфирного вещания имеют право запрещать следующие действия, предпринимаемые без их согласия: запись, воспроизведение записей и ретрансляцию через каналы эфирного вещания, а также публичное телевизионное вещание таких записей. Если члены не предоставляют такие права организациям эфирного вещания, они предоставляют владельцам авторского права на объекты передач возможность не допускать вышеупомянутых действий с учетом положений Бернской конвенции (1971)».
Отдельно следует остановиться на законодательстве Евразийского экономического союза и его стран-участниц.
Статья 89 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г.9, предусматривает, что сотрудничество государств-членов осуществляется для гармонизации законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности; а также для защиты интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов.
Приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» к смежным правам относит имущественные и личные неимущественные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы и иные права, установленные законодательством государств-членов.
Отличительной особенностью законодательств республик Казахстан, Беларусь и Киргизия от законодательства Российской Федерации является то, что в качестве объектов смежных прав они признают только постановки, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.
В частности, к объектам смежных прав ст. 985 Гражданского кодекса Республики Казахстан10, ст. 34 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 г. № 6-1 «Об авторском праве и смежных правах»11 относит постановки, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, независимо от их назначе-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021
ния, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения.
Аналогичные положения предусмотрены ст. 994 Гражданского кодекса Республики Беларусь12, ст. 22 Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. «Об авторском праве и смежных правах»13; ст. 1080 Гражданского кодекса Киргизской Республики14, ст. 35 Закона Киргизской Республики от 14 января 1998 г. № 6 «Об авторском праве и смежных правах»15.
Закон Республики Армения от 4 июля 2006 г. № ЗР-142 «Об авторском праве и смежных правах»16 содержит широкий перечень объектов смежных прав. Смежные права включают права исполнителей на их исполнения, производителей фонограмм на их изготовленные фонограммы, производителей фильмов на их записанные фильмы, вещательных организаций на их передачи, издателей на их издательское оформление изданий, изготовителей базы данных на их изготовленную базу данных.
В отличие от ГК РФ законодательства республик Казахстан, Армении и Киргизии содержат определение понятия «исполнение».
Статья 2 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 г. № 6-1 «Об авторском праве и смежных правах» под исполнением понимает представление произведения, фонограммы, исполнения, постановки посредством игры, пения, танца в живом исполнении или при помощи каких-либо технических средств (телерадиовещание, кабельное телевидение и др.), а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности с сопровождением или без сопровождения звуком.
Аналогичное определение, содержащееся в ст. 4 Закона Киргизской Республики от 14 января 1998 г. № 6 «Об авторском праве и смежных правах», предусматривает возможность представления произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством декламации.
В соответствии со ст. 42 Закона Республики Армения от 4 июля 2006 г. № ЗР-142 «Об авторском праве и смежных правах» исполнением считается исполнение актером, певцом, музыкантом, танцовщиком, дирижером, руководителем коллектива или другим лицом литературного или художественного произведения, в том числе произведений народного фольклора и искусства, посредством исполнения роли, пения, декламации, представления или иным способом.
Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. «Об авторском праве и смежных правах» содер-
жит только определение понятия «публичное исполнение»: представление произведения или объекта смежных прав посредством актерской игры, пения, чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом, в том числе при помощи технических устройств (в отношении аудиовизуального произведения — показ кадров в их последовательности), в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такое представление.
Отметим, что публичное исполнение произведений науки, литературы и искусства — объект авторского права.
Определения понятия «фонограмма», содержащиеся в законодательстве государств — участников Евразийского экономического союза, также схожи. Фонограммой признается исключительно звуковая запись исполнения иных звуков либо их представлений в любой форме (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. «Об авторском праве и смежных правах»).
Как отмечалось ранее, Закон Республики Армения от 4 июля 2006 г. № ЗР-142 «Об авторском праве и смежных правах» не ограничивает перечень объектов смежных прав только исполнением и фонограммами. Как и в ГК РФ, к объектам смежных прав отнесены передачи вещательной организации, под которыми понимается предусмотренная для распространения совокупность живого исполнения или записанного материала, содержащих изображения и (или) звуки либо иную информацию, которая создана организацией эфирного или кабельного вещания или по ее заказу и за счет ее средств другим лицом (ст. 50 Закона Республики Армения от 4 июля 2006 г. №ЗР-142 «Об авторском праве и смежных правах»).
Базы данных в части прав изготовителя также являются объектами смежных прав.
Статья 58 Закона Республики Армения от 4 июля 2006 г. № ЗР-142 «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что базой данных является сборник систематизированных или последовательно расположенных произведений, данных или других независимых материалов, элементы которого в индивидуальном порядке доступны посредством электронных и иных средств, и получение, уточнение или представление которых требует качественного и (или) количественного существенного вклада. Изгото-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021
вителем базы данных является любое лицо, которое по своей инициативе и под свою ответственность вносит качественный и (или) количественный существенный вклад в получение, уточнение или представление содержания базы данных.
Согласно ст. 48 Закона Республики Армения от 4 июля 2006 г. № ЗР-142 «Об авторском праве и смежных правах» «фильм» означает аудиовизуальное произведение или движущиеся изображения с сопровождением или без сопровождения их звуком. При этом движущимся изображением считается зафиксированный ряд связанных между собой изображений с сопровождением или без сопровождения их звуком, которые можно видеть, а в случае сопровождения звуком — также слышать. Движущиеся изображения не являются результатом творческого труда и не считаются объектом авторского права.
Издательское оформление изданий по смыслу Закона Республики Армения от 4 июля 2006 г. № ЗР-142 «Об авторском праве и смежных правах» отнесено к объектам смежных прав.
Статья 55 названного нормативного правового акта наделяет издателя, осуществившего оформление издания, исключительными правами на такое оформление. Издатель имеет право запрещать или разрешать воспроизводить третьим лицам издательское оформление своих изданий; полностью или частично передавать по договору принадлежащие ему имущественные права другому лицу; передавать по договору право на использование издательского оформления другим лицам. Имущественные права на издательское оформление могут передаваться другому лицу по наследству в порядке универсального правопреемства или вследствие реорганизации правообладателя — юридического лица.
Различается срок действия смежных прав в РФ, республиках Беларусь, Армения и Киргизия от установленного в законодательстве Республики Казахстан.
В частности, ст. 42 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 г. № 6-1 «Об авторском праве и смежных правах» указывает, что права в отношении исполнителя действуют в течение 70 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, охраняются бессрочно. Права действуют в течение 70 лет после первого опубликования фонограм-
мы либо в течение 70 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права в отношении организации эфирного вещания действуют в течение 70 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир. Права в отношении организации кабельного вещания действуют в течение 70 лет после осуществления такой организацией первого сообщения для всеобщего сведения по кабелю.
Научный интерес представляет законодательство в области смежных прав Украины.
Статья 35 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 г. № 3792-Х1117 устанавливает, что объектами смежных прав, независимо от назначения, содержания, оценки, способа и формы выражения, являются:
а) исполнение литературных, драматических, музыкальных, музыкально-драматических, хореографических, фольклорных и других произведений;
б) фонограммы, видеограммы;
в) передачи (программы) организаций вещания.
Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает определение понятий фонограмма и видеограмма.
Фонограмма есть звукозапись на соответствующем носителе (магнитной ленте или магнитном диске, граммофонной пластинке, компакт-диске и т.п.) исполнения или любых звуков, кроме звуков в форме записи, которая входит в аудиовизуальное произведение. Фонограмма является исходным материалом для изготовления ее экземпляров (копий).
Видеограмма — видеозапись на соответствующем материальном носителе (магнитной ленте, магнитном диске, компакт-диске и т.п.) исполнения или любых подвижных изображений (со звуковым сопровождением или без него), кроме изображений в виде записи, которая входит в аудиовизуальное произведение. Видеограмма является исходным материалом для изготовления ее копий.
Изложенное позволяет заключить, что в отличие от российского законодательства республик Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизстан предусматривают правовые положения о смежных правах как в Гражданском кодексе, так и в отдельных законах.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021
1 См.: МарченкоМ.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права России: Учеб. пособие: В 2-х т. Т. 1. Государство. М.: Проспект, 2019;
Ковалевский М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права. М., 1980; Петери 3. Задачи и методы сравнительного правоведения // Сравнительное правоведение / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1978;
Тиле A.A., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1979;
Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
2 Бирюков П.Н., Галушко Д.В. Сравнительное правоведение: Уучебник. М.: Проспект, 2020.
3 Клеандров М.И. Кандидатская диссертация юриста: выбор и разработка темы / Отв. ред. М.М. Славин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2007. С. 131.
4 Матвеев А.Г. Круг смежных прав в международном праве и национальных правовых системах // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2017. № 4.
5 Бюллетень международных договоров. 2005. № 7. С. 11—20.
6 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979 г. Вып. XXXIII. С. 95.
7 Бюллетень международных договоров. 2016. № 12.
8 www.pravo.gov.ru
9 Офиц. сайт Евразийской экономической комиссии // http://www.eurasiancommission.org/ 05.06.2014.
10 Казахстанская правда. 1999. № 172-173 (22889-22890). 17 июля.
11 Ведомости парламента РК. 1996. № 8-9. Ст. 237.
12 Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублш Беларусь. 1999. № 7-9. Ст. 101.
13 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. № 60. 2/1813.
14 Эркинтоо. 1998. № 18-25. 27 февр.
15 Там же. № 6-7. 23 янв.
16 Офиц. ведомости Республики Армения. 2006. № 38 (493). 12 июля. Ст. 816.
17 Ведомости Верховной Рады Украины. 1994. № 13. 29 марта.
Библиографический список
1. Бирюков П.Н., Галушко Д. В. Сравнительное правоведение: Уучебник. М.: Проспект, 2020. 280 с.
2. Клеандров М.И. Кандидатская диссертация юриста: выбор и разработка темы / Отв. ред. М.М. Славин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2007.
3. Ковалевский М.М. Историко-сравнитель-ный метод в юриспруденции и приемы изучения права. М., 1980.
4. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права России: Учеб. пособие: В 2-х т. Т. 1. Государство. М.: Проспект, 2019. 640 с.
5. Матвеев А.Г. Круг смежных прав в международном праве и национальных правовых системах // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2017. № 4.
6. Петери 3. Задачи и методы сравнительного правоведения // Сравнительное правоведение / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1978.
7. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979 г. Вып. XXXIII.
8. Тиле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1979.
9. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
10. Офиц. сайт Евразийской экономической комиссии // http://www.eurasiancommission.org/ 05.06.2014.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021