Научная статья на тему 'Гражданско-правовое регулирование коллекторской деятельности в российской федерации'

Гражданско-правовое регулирование коллекторской деятельности в российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ (ЗАЙМ) / ВЗЫСКАНИЕ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовое регулирование коллекторской деятельности в российской федерации»

12. Особенности управления затратами торговых предприятий/ Балгужин Д.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 34-36.

13. История теории бюджета/ Сибагатулина Л.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 243-245.

14. Устойчивое развитие крупных городов с позиций оценки конкурентоспособности территории/ Богомолова И.В., Машенцова Л.С., Сазонов С.П.// Фундаментальные исследования. 2014. № 9-11. С. 2506-2510.

15. Местный бюджет в Российской федерации/ Сазонов С.П., Перекрестова Л.В., Лукьянова А.В.// С. П. Сазонов, Л. В. Перекрестова, А. В. Лукьянова. Москва, 2005.

Makeeva Alina Sergeevna, student (E-mail: makeeva.alina@mail.ru) Mitasova Alena Yurievna, student (E-mail: fktyf95@yandex.ru) Sazonov Sergey Petrovich, Doc. Ec. Sci., associate professor Volgograd state technical university, Volgograd, Russia (E-mail: sazonovsp@mail.ru) FEATURES OF THE ONLINE SERVICES OF MODERN COMMERCIAL BANKS

Abstract: With the development of information and communication technologies and modernized form of services by commercial banks. In the article the analysis of online banking, its capabilities, opportunities and risks, as well as an example of the system "Client-Bank".

Keywords: commercial banks, the bank's electronic channels, financial management, bank accounts, foreign exchange transactions.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТОР-СКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Маслов Юрий Николаевич, к.ист.н., доцент кафедры гражданского

права и процесса Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета

Ключевые слова: коллекторская деятельность, потребительский кредит (займ), взыскание просроченной задолженности.

Нестабильная экономическая ситуация в стране, рост безработицы, снижение реально располагаемых доходов населения и агрессивная политика коммерческих банков, по охвату рынка потребительского кредитования, без надлежащего анализа состояния кредитоспособности заемщика, спровоцировали рост просроченной задолженности по кредитам физических лиц. Аналитики отмечают рост просроченной задолженности во всех секторах кредитования, и даже в самом надежном с точки зрения платежеспособности должника - ипотечном3.

3 Объем просроченной задолженности продолжит свой рост.//[Электронный ресурс]: Режим доступа, http://www.kommersant.ru/doc/2872301 , Дата обращения, 03.11.2016.

Экономические проблемы, а также закредитованность заемщиков привели к тому, что граждане все чаще не в состоянии выполнять в полном объеме, или частично, свои финансовые обязательства перед банками и иными кредиторами. В связи с этим, одной из наиболее острых проблем потребительского кредитования является проблема взыскания долгов у неисправных плательщиков.

Значительный объем накопленной просроченной задолженности, вынуждает банки и иных кредиторов, нередко передавать право их истребования коллекторским агентствам.

Необходимость передачи просроченной задолженности коллекторам обусловлена тем что, по дефолтным кредитам, банк обязан увеличить объем резервирования - с минимальной ставки до 100% суммы задолженности по кредиту, или же списать его в полном объеме при сроке просрочки от 360 дней.

В связи с тем, что держать у себя на балансе дефолтный кредит весьма затратно, а кризис при наличии определенных проблем с ликвидностью, только усугубляет эту проблему, банку резонно продать задолженность третьей стороне и возвратить себе хотя бы часть средств.

Практика уступки права требования долга коллекторским службам, является не новой в мировой практике. Так, первые коллекторские агентства появились в США, еще в конце 60-х годов XX века. В настоящее время их деятельность на федеральном уровне регулируется «Актом о добросовестной практике взыскания долгов», который был принят 20 сентября 1977г. и «строго регламентировал все аспекты работы коллекторов, вплоть до мельчайших подробностей»4.

На российской почве, первой попыткой регулирования отношений должника и кредитора по взысканию просроченных долгов стали нормы статьи 12 и 15 Федерального закона от 21 декабря 2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите»5.

Пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 21 декабря 2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» формулирует правило об уступке права требования из потребительских кредитных договоров, в котором нет императивных запретов: «Кредитор вправе осуществлять уступку прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) третьим лицам, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, содержащим условие о запрете уступки, согласованное при его заключении. При этом заемщик сохраняет в отношении нового кредитора все права, предоставленные ему в отношении первоначального кредитора в соответствии с федеральными законами».

4 Медведев В.В. Сравнительный анализ систем принудительного исполнения России и Соединенных штатов Америки.//[Электронный ресурс]: Режим доступа, https://www.sovremennoepravo.ru, Дата обращения, 03.11.2016.

5 Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. №353-ФЭ «О потребительском кредите»//Российская газета от 23 декабря 2013г. - №6265.

Так, лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, вправе согласно п.1. ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» взаимодействовать с заемщиком и лицами, предоставившими обеспечение по договору потребительского кредита (займа), используя:

1) личные встречи, телефонные переговоры (далее - непосредственное взаимодействие);

2) почтовые отправления по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.

Также лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, не вправе совершать юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), с намерением причинить вред заемщику или лицу, предоставившему обеспечение по договору потребительского кредита (займа), а также злоупотреблять правом в иных формах6.

Возможно использование иных способов взаимодействия с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), но только при наличии в письменной форме их согласия .

Напрямую нормы Федерального закона от 21 декабря 2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» не распространяются на деятельность коллекторских организаций и не устанавливают каких-либо финансовых, квалификационных и иных требований к организациям, осуществляющим деятельность по возврату долгов. Он устанавливает только общие правила совершения действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского кредита.

Для того чтобы заставить должников платить, коллекторские фирмы на практике использовали самые разнообразные приемы и способы: от откровенно криминальных (поджоги, угроза убийством должника и его близких родственников, насильственные действия сексуального характера, порча имущества, избиения) до приемов психологического воздействия и запугивания (составление фиктивных повесток в суд и исковых заявлений, парализация работы телефонов работодателей, звонки соседям и коллегам).

6 П.4. Ст.15. Федерального закона от 21 декабря 2013г. №353-ФЭ «О потребительском кредите»//Российская газета от 23 декабря 2013г. - №6265.

7 П.2.Ст.15.Федерального закона от 21 декабря 2013г. №353-ФЭ «О потребительском кредите»//Российская газета от 23 декабря 2013г. - №6265.

8

Эти и иные вопиющие случаи , инициировали масштабные внеплановые проверки деятельности коллекторских агентств органами МВД РФ9.

Серьезный общественный резонанс вызвала инициатива губернатора Кемеровской области Амана Тулеева о запрете коллекторской деятельности на территории области. С 8 апреля 2016г. там вступил в силу Закон «О неотложных мерах по противодействию коллекторской деятельности (деятельности по возврату долгов) нарушающей права и законные интересы физических лиц».10 Данный закон запрещает на территории области коллекторскую (один из видов предпринимательской деятельности!) деятельность, до момента пока на федеральном уровне не будет принят соответствующий нормативный акт.

Необходимо отметить, что указанный закон, несмотря на его безусловную поддержку населения и потенциальных избирателей, прямо нарушает Конституцию Российской Федерации, в статье 8 которой гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности11.

Таким образом, необходимость принятия специального федерального закона, регламентирующего коллекторскую деятельность, давно назрела. Проблема активно обсуждалась в средствах массовой информации, профессиональном сообществе и депутатским корпусом.

Вектор общественной дискуссии, безусловно повлиял на то, что вместо принятия специального рамочного закона, был принят Федеральный закон от 3 июля 2016г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофи-

12

нансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Основной целью указанного документа является защита прав и законных интересов физических лиц при совершении действий направленных на возврат просроченной задолженности13, но не регулирование порядка осуществления коллекторской деятельности как таковой.

8 Мы не можем допустить, чтобы наших людей убивали//[Электронный ресурс]: Режим доступа, http://www.kommersant.ru/Doc/2957156, Дата обращения, 03.11.2016.

9Прокуроры проверили коллекторов//[Электронный ресурс]: Режим доступа, http://www.kommersant.ru/Doc/2929019, Дата обращения, 03.11.2016.

10 В Кемеровской области принят закон о запрете коллекторской деятельности.//[Электронный ресурс]: Режим доступа, http://www.kommersant.ru/doc/2957651 , Дата обращения, 03.11.2016.

11 Конституция РФ//Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - №31. - ст. 4398.

12 Федеральный закон от 3 июля 2016г. №230-ФЭ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»//Собрание законодательства РФ. - 04.07.2016. - №27 (часть1). - ст.4163.

13 П.1.Ст.1. Федерального закона от 3 июля 2016г. №230-ФЭ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»//Собрание законодательства РФ. - 04.07.2016. - №27 (часть1). - ст.4163.

Федеральный закон от 3 июля 2016г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» безусловно был подготовлен под воздействием эмоций, от описанных в СМИ вопиющих случаев злоупотребления коллекторами своими правами. А сама коллекторская деятельность оценивалась не иначе как «криминальный бизнес».14

В связи с этим, вместо принятия рамочного федерального закона о государственном регулировании коллекторской деятельности, был принят закон о защите интересов физических лиц при взыскании просроченной задолженности, в котором требования к порядку осуществления данного вида деятельности реализованы в отдельной главе.

Необходимо отметить, что действие Федерального закона от 3 июля 2016г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» не распространяется на правоотношения связанные с взысканием просроченной задолженности с физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам возникшим из осуществления ими предпринимательской деятельности15, а также задолженности возникшей из жилищного законодательства, при предоставлении физическим лицам коммунальных услуг16, что еще раз акцентирует фрагментарность принятого нормативного акта.

Положительным моментом Федерального закона от 3 июля 2016г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» является детальное регулирование порядка взаимодействия с должником, ограниченно число таких взаимодействий в календарный месяц, неделю, сутки, запрещено общение с должником в рабочие дни с 22.00 до 8.00, а в выходные с 20.00 до 9.00 ме-

14 Закон о коллекторской деятельности защитит должников//[Электронный ресурс]: Режим доступа, http://rg.ru/2016/02/17/zakon-o-kollektorskoj-deiatelnosti-zapretit-nochnye-zvonki-dolzhnikam.html Дата обращения, 03.11.2016.

15 П.3.Ст.1 Федерального закона от 3 июля 2016г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»//Собрание законодательства РФ. - 04.07.2016. - №27 (часть1). - ст.4163.

16 П.4.Ст.1. Федерального закона от 3 июля 2016г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»//Собрание законодательства РФ. - 04.07.2016. - №27 (часть1). - ст.4163.

стного времени. Также детально ограничивается число таких взаимодейст-

17

вий посредством телефонных звонков и электронных сообщений .

Запрещено привлечение к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности18.

Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности, также лишены права выступать в качестве учредителей организаций осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Они также не могут выступать в качестве членов органов управления организаций осуществляющих деятельность по взысканию просроченной задолженности, а также состоять в аффилированной связи с учредителями и членами органов управления таких организаций19.

Безусловно положительными, являются нормы главы 3 Федерального закона от 3 июля 2016г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» определяющие требования к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности и вклю-

20

ченным в государственный реестр .

Необходимо отметить, что разрешить осуществление данного вида деятельности, необходимо именно таким организациям, включенным в государственный реестр, а для всех остальных ее необходимо запретить. Это отсечет от осуществления коллекторской деятельности, недобросовестных лиц, использующих криминальные инструменты взыскания (квази-коллек-торов). Также необходимо поднять требования по минимальному размеру уставного капитала с 10 млн. руб., как указано в статье 13 Закона, хотя бы до эквивалента 1 млн. долл. США, что тоже отсечет с рынка недобросове-

17 Абз.1-3.П.3. Ст.7 Федерального закона от 3 июля 2016г. №230-ФЭ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»//Собрание законодательства РФ. - 04.07.2016. - №27 (часть1). - ст.4163.

18 П.4. Ст.5. Федерального закона от 3 июля 2016г. №230-ФЭ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»//Собрание законодательства РФ. - 04.07.2016. - №27 (часть1). - ст.4163.

19 П.2. Ст.13. Федерального закона от 3 июля 2016г. №230-ФЭ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»//Собрание законодательства РФ. - 04.07.2016. - №27 (часть1). - ст.4163.

20 Ст.13. Федерального закона от 3 июля 2016г. №230-ФЭ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»//Собрание законодательства РФ. - 04.07.2016. - №27 (часть1). - ст.4163.

стных коллекторов, стремящихся «сделать бизнес по быстрому», и не рассчитывающих на долгосрочное присутствие на рынке.

На наш взгляд, современный российский коллектор - это не вышибала, образ которого активно тиражируется СМИ, а скорее финансовый консультант, помогающий должнику просчитать возможные доходы и траты, предоставляющий возможность реструктуризации, или рефинансирования долга, с целью снижения бремени ежемесячных платежей, помогающий объективно оценить и выгодно реализовать имеющееся имущество.

Мировая практика сочетает государственные и частные механизмы взыскания просроченной задолженности. Не должна оставаться в стороне от указанных трендов и российская практика, не смотря на негативный образ коллектора, созданный СМИ в общественном сознании, который и возник-то вследствие правового вакуума требований государства, к порядку осуществления коллекторской деятельности, и который заполнили полукриминальные элементы. Российский коллектор, должен быть полноправным участником финансового рынка страны, с присущим ему набором прав и обязанностей, и действовать в рамках правового поля, отведенного ему государством.

Полагаем, что, основным эффективным методом борьбы с недобросовестными заемщиками, является сообщение о его неблагонадежности в бюро кредитных историй, которое должно закрывать доступ к любым заемным и кредитным ресурсам в принципе. Это инструмент давно и успешно используется в американской практике, где о долге заемщика сообщается в « Агентство по кредитным сведениям» (Crédit information agency). Указанное агентство присваивает заемщику кредитный рейтинг, который играет определяющую роль не только при получении займов или кредитов, но и также при «выезде за границу и даже при приеме лица на новую работу»21.

Кроме того, ЦБ РФ следует продолжать работу по ограничению предельного размера кредитных (заемных) ставок до нормального уровня, (ставка рефинансирования ЦБ РФ и маржа банка (или иного заимодавца) в несколько единиц процентных пунктов) особенно, по займам предоставляемым микрофинансовыми организациями, чтобы кредиторы имели экономическую заинтересованность в более тщательной оценке кредитоспособности потенциального заемщика, и нормальном возврате выданных кредитов (займов).

Список литературы

1. Конституция РФ//Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - №31. - ст. 4398.

2. Федеральный закон от 21 декабря 2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите»//Российская газета от 23 декабря 2013 г. - №6265.

3. Федеральный закон от 3 июля 2016г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной

21 Медведев В.В. Сравнительный анализ систем принудительного исполнения России и Соединенных штатов Америки.//[Электронный ресурс]: Режим доступа, https://www.sovremennoepravo.ru, Дата обращения, 03.11.2016.

задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»//Собрание законодательства РФ. -04.07.2016. - №27 (часть 1). - ст.4163.

4. Медведев В.В. Сравнительный анализ систем принудительного исполнения России и Соединенных штатов Америки.//[Электронный ресурс]: Режим доступа, https://www.sovremennoepravo.ru, Дата обращения, 03.11.2016.

Maslov Yury Nikolaevich, candidate of historical.N., associate Professor of civil law and process Kursk Institute of social education (branch) Russian state social University CIVIL-LAW REGULATION OF COLLECTION ACTIVITY IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Keywords: debt collection, consumer credit (loan), recovery of arrears.

УДК 657.471.122

РЕЗЕРВ НА ОПЛАТУ ОТПУСКОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ Маслова Юлия Алексеевна, студентка (e-mail: julia-julia48j@mail.ru) Столярова Марина Александровна, к.э.н., доцент Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина,

г. Краснодар, Россия

В данной статье рассматривается резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете.

Ключевые слова: резерв, оплата труда, отпуск.

В Российской Федерации в соответствии со ст. 114 и 115 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка продолжительностью не менее 28 календарных дней (28 дн. / 12 мес.).

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться ежегодно. Причем в первый год работы право на отпуск возникает у работника по истечении шести месяцев непрерывной работы, если иное не установлено соглашением сторон. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя (ч. 1, 2, 4 ст. 122 ТК РФ).

Формирование резерва на оплату отпусков предусмотрено Положением по бухгалтерскому учету 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обя-зательстваи условные активы». Резерв на оплату отпусков - это понятие встречается как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом важно отметить, что условия его формирования в том и другом учете различны.

Главное отличие обусловлено тем, что в бухгалтерском учете наличие резерва - это прямая обязанность организации, за игнорирование которой к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.