Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
961
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ОБЯЗАННОСТИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камалова Алия Минибаевна, Новикова Наталья Дмитриевна, Сакаева Эльвира Зинуровна

В представленной статье рассматриваются основные элементы правового статуса иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации. Рассматриваются основные права, обязанности, а также система правового регулирования реализации правового статуса иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Камалова Алия Минибаевна, Новикова Наталья Дмитриевна, Сакаева Эльвира Зинуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ»

дать согласие на усыновление конкретным лицом или без указания на данное лицо, но только после рождения ребёнка, в отличие от практики, существующей за границей, где ещё до появления новорождённого родители нередко согласны на усыновление официально. Согласие родителя на усыновление определяется органом опеки и попечительства, либо может быть выражено непосредственно в суде при рассмотрении дела об усыновлении.

Следует также уточнить, что в соответствии со статьей 127 СК РФ иностранные граждане должны пройти определенную подготовку до усыновления. Они имеют право проводить его на территории своего государства и представлять соответствующие документы о проезде. Если будущие приемные родители не завершили указанное обучение на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, обучение проводится на территории Российской Федерации. Согласно статье 129 УК РФ, для усыновления ребенка требуется согласие его родителей.

При усыновлении ребенка несовершеннолетними родителями, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, требуется также согласие их законных представителей, а в их отсутствие-согласие органа опеки и попечительства. Родители могут дать согласие на усыновление конкретным лицом или без указания этого лица, но только после рождения ребенка, в отличие от практики, которая существует за границей, где даже до рождения новорожденного родители часто принимают усыновление официально. Согласие родителя на усыновление определяется органом опеки и попечительства или может быть выражено непосредственно в суде при рассмотрении дела об усыновлении.

Литература

1. Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012 г. №272-ФЗ ред. от 23 мая 2015 г. // Собрание законодательства РФ. - №53 (ч.1). - 2012. - 31 дек. - Ст. 7597.

2. Брылева Е.А. Проблемные вопросы усыновления детей иностранными гражданами / Е.А. Брылева // Вопросы ювенальной юстиции. - 2014. - №2. - С. 11.

3. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - Выпуск XLVI.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 №8 (ред. от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Доступ из справочно-право-вой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.02.2018).

5. Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2008 №33-Г08-1 [Электронный ресурс] // Доступ из справоч-но-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.02.2018).

УДК 34

DOI 10.21661/r-554313

Камалова А.М., Новикова Н.Д., Сакаева Э.З.

Гражданско-правовое положение иностранцев в России

Аннотация

В представленной статье рассматриваются основные элементы правового статуса иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации. Рассматриваются основные права, обязанности, а также система правового регулирования реализации правового статуса иностранных граждан.

I Ключевые слова: права, иностранные граждане, обязанности, правовой статус, правовое положение.

В настоящее время для третьей части ГК РФ характерно сочетание двух коллизионных звеньев: связи с законом гражданства человека и связи с законом места жительства [4, с. 163]. При этом учитывается применяемый в российском законодательстве подход, согласно которому гражданин, имеющий другое гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России (ст. 6 Закона о Российской Федерации о гражданстве). Новым в российском законодательстве является введение нормы о личных правах иностранных граждан, проживающих в России (п. 3 ст. 1195 ГК РФ) [5, с. 186].

Таким образом, в отношении иностранного гражданина, проживающего в России, вместо закона страны гражданства должен применяться закон страны проживания, а в отношении российских граждан, проживающих за границей, такие исключения из общего правила и закона не предусмотрены. Понятие места жительства определяется в Гражданском кодексе Российской Федерации следующим образом: под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания лица (ст. 20 ГК РФ).

Принцип проживания применяется в соответствии с п. 4 ст. 1195 ГК РФ и в отношении лиц, которые являются гражданами нескольких зарубежных стран. Поскольку применение общего принципа к лицам без гражданства невозможно из-за отсутствия у них гражданства, п. 5 ст. 1195 ГК РФ предусматривает применение права страны, в которой такое лицо имеет место жительства [1].

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство гражданства (национальности) иностранного государства (пункт 1 статьи 2 Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ) [3].

В зависимости от основания проживания на территории Российской Федерации иностранные граждане можно разделить на следующие категории (абзацы 10, 11, 12 пункта 1 статьи 2 Закона N 115-ФЗ):

- временное пребывающие в РФ (иностранцы, прибывшие по визе или в безвизовом порядке и получившие миграционную карту, но не имевшие вида на жительство или разрешения на временное проживание);

- временно проживающие в РФ (иностранцы, получившие разрешение на временное проживание);

- постоянные жители РФ (иностранцы, получившие вид на жительство).

Для указанных категорий иностранных граждан срок легального проживания на территории Российской Федерации определяется следующим образом (п.1 статьи 2 Закона №115-ФЗ):

1) по общему правилу для иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации, срок пребывания (пункты 1, 3 статьи 5, пункт 1 статьи 5.1 Закона №115-ФЗ; Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. №1744):

- определяется сроком действия выданной визы;

- не может превышать 90 дней (как общий период пребывания в каждом периоде 180 дней, так и непрерывное пребывание) для граждан, прибывших в Российскую Федерацию без визы. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 дней или сокращен;

- определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке;

2) для иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации, срок пребывания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который составляет три года (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 6.1 Закона №115- ФЗ);

3) для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, срок пребывания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу, по истечении срока действия вид на жительство может быть продлен несколько раз еще на пять лет (пункты 3, 3.1 статьи 8 Закона №115-ФЗ) [6, с. 29].

Иностранные граждане пользуются своими правами наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации; статья 4 Закона №115-ФЗ).

В частности, иностранные граждане имеют право (статьи 17, 19 Конституции Российской Федерации):

1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени (часть 1 статьи 20, часть 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации);

2) свободу и неприкосновенность личности (статья 22 Конституции Российской Федерации);

3) свободно перемещаться по территории Российской Федерации. Исключение составляют случаи, когда необходимо ограничить право на свободное передвижение в целях обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц. Также в отдельных случаях ограничение свободы передвижения может устанавливаться территорией субъекта Российской Федерации, на которую осуществлен въезд (статья 27, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации; п. 1.1 статьи 11 Закона №115-ФЗ);

4) свободу совести и религии (статья 28 Конституции Российской Федерации);

5) доступ к культурным ценностям, а также участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (часть 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации);

6) обращаться в суд и другие государственные органы для защиты своих личных, имущественных, семейных и иных прав (статья 46 Конституции Российской Федерации);

7) заключать и расторгаь браки с гражданами Российской Федерации и иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 156, 160 ФР ИК);

8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (часть 1 статьи 63 Конституции Российской Федерации);

9) участвовать в трудовых отношениях (часть 37 статьи 37, часть 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации; статья 13 Закона №115-ФЗ);

10) иметь имущество на праве собственности; наследовать и наследовать собственность; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, не запрещенной законом; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать непротиворечащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иных имущественных и неимущественных правах (части 2, 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации; пункт 1 статьи 2, статья 18 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иностранные граждане также несут равные обязанности с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации; статья 4 Закона №115-ФЗ).

Иностранные граждане в Российской Федерации обязаны, в частности:

- соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации);

- при въезде в Российскую Федерацию заполнить миграционную карту и после выезда из Российской Федерации передать миграционную карту должностному лицу пограничного органа ФСБ в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации (п. 3 статьи 30 Закона №115-ФЗ);

- соблюдать правила регистрации миграции (п. 20 правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9);

- выехать из Российской Федерации по истечении или сокращении срока, установленного для законного проживания на территории Российской Федерации, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 5 ( 2), 11 статьи 13.2, пункты 1, 2 статьи 31 Закона N 115-ФЗ);

- в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин - шести месяцев) по истечении года, следующего за датой получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, направить уведомление, подтверждающее проживание в Российской Федерации, с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона №115-ФЗ).

Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ) [7, с. 115].

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ) [2].

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 №146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Российская газета. - 2001. - №155.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Российская газета. - 2001. - №265. - Ст. 456.

3. Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 24.02.2021) // Российская газета. - 2002. - №687.

4. Бердегулова Л.А. Международное частное право / Л.А. Бердегулова, Э.З. Сакаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - №7. - С. 163-163.

5. Богуславский М.М. Международное частное право / М.М. Богуславский. - М.: Брайт, 2018. - 365 с.

6. Галушкин А.А. Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / А.А. Галушкин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2018. -№18. - С. 29-36.

7. Нестеров М.А. Современное состояние правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / М.А. Нестеров // Новый юридический вестник. - 2017. - №1 (1). - С. 115-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.