Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ДЕФИНИЦИЯ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ»'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ДЕФИНИЦИЯ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Большие данные / база данных / массив данных / программы для ЭВМ / информационные технологии / объекты интеллектуальной собственности / Big Data / database / data mass / software / information technologies / intellectual property objects

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климко Евгений Игоревич

Статья посвящена анализу термина «Большие данные», а также возможности использования имеющихся гражданско-правовых дефиниций для квалификации технологии «Большие данные» как объекта гражданского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil law definition of “Big Data”

This article is devoted to the analysis of the term "Big Data", as well as the possibility of using the available civil law definitions to qualify "Big Data" technology as an object of civil law.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ДЕФИНИЦИЯ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ»»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _336 УДК 347

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ДЕФИНИЦИЯ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» Civil law definition of "Big Data"

КЛИМКО Евгений Игоревич,

аспирант Института права, экономики и управления Псковского государственного университета. 180014, Россия, Псковская обл., г. Псков, ул. Льва Толстого, 6а. E-mail: Klimko26@yandex.ru;

KLIMKO Evgeny Igorevich,

postgraduate student of the Institute of Law, Economics and Management Pskov State University. 6a Lva Tolstogo str., Pskov, Pskov region, 180014, Russia. E-mail: Klimko26@yandex.ru

Краткая аннотация: статья посвящена анализу термина «Большие данные», а также возможности использования имеющихся гражданско-правовых дефиниций для квалификации технологии «Большие данные» как объекта гражданского права.

Abstract: this article is devoted to the analysis of the term "Big Data", as well as the possibility of using the available civil law definitions to qualify "Big Data" technology as an object of civil law.

Ключевые слова: Большие данные, база данных, массив данных, программы для ЭВМ, информационные технологии, объекты интеллектуальной собственности.

Keywords: Big Data, database, data mass, software, information technologies, intellectual property objects.

Для цитирования: Климко Е.И. Гражданско-правовая дефиниция «Больших данных» // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 336-338. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_336.

For citation: Klimko E.I. Civil definition of "Big Data" // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 336-338. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_336.

Статья поступила в редакцию: 17.10.2023

Сегодня наше общество невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Телекоммуникационная сеть «Интернет» и цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, изменив ранее привычные общественные отношения, предоставив возможность коммуникаций вне зависимости от времени и места нахождения и дополнив ранее привычные процессы новыми возможностями. Большинство вещей, которые окружают нас, являются генераторами данных. Геометрически растущая потребность общества в использовании цифровых достижений является основным акселератором увеличения количества создаваемых данных, прогнозируемый объём которых к 2025 году должен достигнуть 175 зеттабайт [13, с. 3]. Увеличение объёма генерируемых данных породил вопрос о возможности их использования и сохранения в научно-исследовательских целях. Именно этот вопрос в 2008 году был обозначен Клиффордом Линчем термином «Большие данные» [10, с.28].

Принято считать, что именно Клиффорд Линч ввел термин «Большие данные», однако это не так. Упоминание термина «Большие данные» встречается с начала 1997 года в качестве обозначения проблемы технической нехватки объёмов хранения большого массива данных в локальных компьютерах [12]. Так, указанный термин изначально описывал исключительно техническую проблему хранения больших объёмов данных. Ретроспективно мы можем наблюдать, что развитие информационных технологий является наиболее прогрессирующей научной средой. Так, в 1999 году термин «Большие данные» обозначал не только техническую проблему хранения данных, но и техническую проблему обработки и использования этих больших массивов данных [8, с. 86].

Прогрессивное развитие технологий, позволяющих хранить и обрабатывать большие массивы данных была отмечена и представителями других научных дисциплин. В 2000 году Ф.К. Диеболд отметил возможность практического применения указанных технологий в экономической доктрине [9, с. 116]. Можно констатировать, что это была отправная точка выхода термина «Большие данные» из учений сугубо информационных наук в другие научные дисциплины. Так, в 2008 году помимо популярной за счет википедии работы Клиффорда Линча была опубликована не менее важная работа о влиянии технологий, осуществляющих хранение и обработку больших массивов данных на коммерческую деятельность, научно-исследовательскую деятельность, медицину, а также оборонные и разведывательные операции Соединенных Штатов Америки [7].

В последующем вопрос о возможности применениях указанных технологий и их влияния на научную и социальную среду начал изучаться представителями различных социальных доктрин. По итогу использование термина «Большие данные» вышло за пределы описания сугубо технической проблемы и стал применяться для описания феномена прогрессивного увеличения объёма данных и возможности их сбора для дальнейшей обработки и получения полезных результатов.

Исходя из ретроспективного анализа возникновения и употребления термина «Большие данные», мы предлагаем трактовать указанные термин в двух формах: в широком смысле, как социальный феномен и в узком смысле, как технологию, выраженную в хранении, обработке больших массивов данных, позволяющих получать полезную информацию.

Интерес к изучению «Больших данных» и попытка имплементации термина были проявлены и со стороны российского законодателя и представителей научного сообщества. Так, в 2018 году была предпринята первая попытка имплементации термина «Большие данные» в российское законодательство [2]. В рамках данного инициативы «Большие данные» рассматривались как один объект в виде совокупности данных объёмом, превышающим тысячу сетевых адресов. В 2020 году была предпринята вторая попытка имплементации термина «Большие данные», определяя его как совокупность данных, классифицируемых по групповым признакам [3]. В рамках указанных инициатив термин «Большие дан-

Частно-правовые (цивилистические) науки

ные» трактуется исключительно в буквальном восприятии. Как верно отметила М.А. Рожкова, большинство российских юристов понимает указанный термин, как «много, много разных данных» [4]. На наш взгляд, данное восприятие термина «Большие данные» ошибочно, поскольку не может отражать в должной степени то, что под ним подразумевается в узком смысле, то есть не отражает в должной степени всю ту технологию, которая подразумевается под «Большими данными».

Стоит отметить, что М.А. Рожкова и А.И. Савельев [5], чьи работы являются наиболее цитируемыми в изучении «Больших данных», рассматривают термин «Большие данные» в узком смысле, подразумевая под ними совокупность технологий. Необходимо отметить, что в 2021 году термин «Большие данные» в узком его понимании уже имплементирован в систему стандартизации Российской Федерации. Так, согласно национальному стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 2-546-2021 под «Большими данными» понимаются большие массивы данных, отличающиеся главным образом такими характеристиками, как объём, разнообразие, скорость обработки и/или вариативность, которые требуют использования технологии масштабирования для эффективного хранения, обработки, управления и анализа [1].

Исходя из этого, мы можем констатировать, что понимание термина «Большие данные» в правовой доктрине в узком смысле вызвано желанием определить «Большие данные» в качестве объекта права. По отношению же к широкому пониманию термина «Больших данных» предметом изучения правовой доктрины будет не квалификация его как объекта права, а социальные и нравственные проблемы применения данной технологии и правовые возможности урегулирования указанных проблем.

Мы не разделяем позицию, изложенную в законодательных инициативах о необходимости введения новой правовой дефиниции «Большие данные» как одного объекта в частноправовую систему. Мы предлагаем использовать дифференциацию технологии «Больших данных» на элементы для последующей квалификации их в качестве объектов гражданского права. Дифференциацию технологии «Больших данных» мы предлагаем провести на основании процесса использования, который также определяется как «жизненный цикл». «Жизненный цикл» представляет собой следующую цикличную последовательность действий: создание, хранение, использование, предоставление [11]. Исходя из указанного описания, мы можем выявить следующие элементы технологии «Большие данные»:

1. объект, создающий данные;

2. объект, представляющий собой совокупность данных;

3. объект, осуществляющий обработку данных;

4. объект, представляющий собой результат обработки.

В силу технических особенностей объекты, создающие данные, являются либо вещью в виде технических устройств (интернет вещи, датчики и т.д.), либо субъектами, генерирующими данными, допустим, в телекоммуникационной сети «Интернет».

Вторым выделяемым нами элементом является совокупность данных. Необходимо отметить, что данные, наполняемые технологию «Больших данных», могут быть представлены в трех видах: структурированные данные, полу-структурированные данные и неструктурированные данные. Базово для объекта, осуществляющего хранение структурированных и полу-структурированных данных, используется термин "Data Warehouse" (англ. Хранилище данных). Указанная совокупность данных может быть квалифицирована в качестве объекта интеллектуальной собственной в виде базы данных как объекта смежного права. В свою очередь, для хранения данных, включающих в себя неструктурированные данные, зачастую используется термин "Data Lake" (англ. Озеро данных). Наличие в Озере данных неструктурированной информации может являться условным основанием для отказа в возможности квалификации его в качестве правовой дефиниции базы данных, так как буквальное понимание базы данных подразумевает в себе структуризацию. В связи с этим А.И. Савельев предложил ввести новый объект гражданского права в виде Массива данных [6]. Мы разделяем позицию А.И. Савельева о необходимости введения нового объекта интеллектуальной собственности в виде Массива данных, при условии рассмотрения его исключительно в качестве аналогии базы данных как объекта смежных прав, за исключением структуризации данных внутри него.

В качестве третьего элемента дифференциации мы понимаем объект, осуществляющий обработку данных для выявления ранее неизвестных знаний. Указанный процесс также известен, как "Big data Analytics" (англ. аналитика Больших данных). Мы понимаем, что обработка данных осуществляется только по средством использования ЭВМ, а именно совокупности алгоритмов, выраженных в командах для ЭВМ. Как следствие, третий элемент технологии «Больших данных» может быть квалифицирован в качестве объекта интеллектуальной собственности в виде программы для ЭВМ.

Под четвертым элементом технологии «Большие данные», являющегося результатом обработки программой для ЭВМ баз данных или Массива данных, мы понимаем полезную информацию, выраженную в объективной форме, позволяющей субъекту воспринять ее. Дискуссия о возможности квалификации информации в качестве объекта гражданского права ведется с 2008 года, когда информация была исключена из перечня объектов гражданского права, перечисленных в статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако базово согласно Федеральному закону от 07.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом гражданских правоотношений. В том числе информация, получаемая по результату обработки базы данных или Массива данных, может быть выражена в качестве результата интеллектуальной деятельности в виде секрета производства (ноу хау).

С учетом вышеизложенного можно констатировать, что термин «Большие данные», в узком его значении - как технологии, представляет собой совокупность элементов, являющихся объектами гражданских прав в виде информации, программы для ЭВМ, базы данных и(или) нового объекта Массива данных, наполняемых источниками данных, которые не влияют на правовую квалификацию, но могут в последующем ограничить использование технологии.

При такой дифференцированной квалификации элементов Больших данных в качестве объектов гражданских прав, на наш взгляд, отпадает необходимость во введении нового объекта гражданских прав в виде Больших данных. При этом мы понимаем, что сама технология Больших данных в дифференцированном виде является объектом гражданских прав.

Библиография:

1. Национальный стандарт Российской Федерации Информационные технологии. Большие данные. Обзор и словарь. Электронный фонд правовых и нормативно технических документов. ГОСТ Р ИСО/МЭК 20546-2021 [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1200180276 (дата обращения: 11.09.2023).

2. О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: паспорт проекта федерального закона № 571124-7 Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=prj&n=177321&dst=#hqceqsT2THdguCMx (дата обращения: 11.10.2023).

3. О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: паспорт проекта федерального закона №01/05/02-20/00099549. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс] URL: regulation.gov.ru.

4. Рожкова М.А. Что такое большие данные (big data), чем они отличаются от обычных данных и в чем состоит проблема правового регулирования big data // Zakon.ru. 2019. [Электронный ресурс] URL: https://zakon.ru/blog/2019/4/22/chto_takoe_bolshie_dannye_big_data_chem_oni_otlichayutsya_ot_obychnyh_dannyh_i_v_chem_sostoit_proble (дата обращения: 30.09.2023).

5. Савельев А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху «Больших данных» (Big Data) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. №1. С. 43-66.

6. Савельев А.И. Гражданско-правовые аспекты регулирования оборота данных в условиях попыток формирования цифровой экономики // Вестник гражданского права. 2020. № 1. Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=127387#bdDV6iTqxYhzAsfz (дата обращения 27.09.2023).

7. Bryant R.E., Katz R.H., Lazowska E.D. Big Data Computing: Creating revolutionary breakthroughs in commerce, science, and society // Computing Community Consortium committee of the Computing Research Association. 2008. [Электронный ресурс] URL: https://cra.org/ccc/wp-content/uploads/sites/2/2015/05/Big_Data.pdf (дата обращения: 26.09.2023).

8. Bryson S., Kenwright D., Cox M., Ellsworth D., Haimes R. Visually exploring gigabyte data sets in real time // Communications of the ACM. 1999. Vol. 42, №8. С. 83-90.

9. Diebold F.X. "Big Data" Dynamic Models for Macroeconomic Measurement and Forecasting // Advances in Economics and Econometrics, Eighth World Congress of the Econometric Society. Cambridge University Press. 2000. С. 115-122.

10. Linch K. How do your data grow? // Nature. 2008. № 455. C. 28-29.

11. Pecheux K.K., Pecheux B.B., Ledbetter G., Lambert C. Guidebook for Managing Data from Emerging Technologies for Transportation // The National Academies of sciences, engineering, medicine: Transportation research board. 2020. С. 53-68.

12. Press G. A very short history of Big Data // Forbes. 2013. [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.com/sites/gilpress/2013/05/09/a-very-short-history-of-big-data/?sh=33b8a88265a1 (дата обращения 04.10.2023).

13. Reinsel D., Gantz J., Rydning J. The digitization of the World, From Edge to Core // Data age 2025. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.seagate.com/files/www-content/our-story/trends/files/idc-seagate-dataage-whitepaper.pdf (дата обращения 15.10.2023).

References:

1. National Standard of the Russian Federation Information Technologies. Big Data. Overview and Dictionary. Electronic fund of legal and normative technical documents. GOST R ISO/IEC 20546-2021 [Electronic resource] URL: https://docs.cntd.ru/document/1200180276 (access date: 11.09.2023).

2. On Amending the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection": Passport of the Draft Federal Law No. 571124-7 Consultant Plus [Electronic resource] uRL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=prj&n=177321&dst=#hqceqsT2THdguCMx (access date: 11.10.2023).

3. On Amending the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection": passport of the draft federal law No. 01/05/0220/00099549. Federal portal of draft regulatory legal acts [Electronic resource] URL: regulation.gov.ru.

4. Rozhkova M.A. What is big data (big data), how they differ from ordinary data and what is the problem of legal regulation of big data // Zakon.ru. 2019. [Electronic resource] URL: https://zakon.ru/blog/2019/4/22/chto_takoe_bolshie_dannye_big_data_chem_oni_otlichayutsya_ot_obychnyh_dannyh_i_v_chem_sostoit_proble (accessed on 30.09.2023).

5. Savelyev A.I. Problems of application of legislation on personal data in the era of "Big Data" (Big Data) // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2015. №1 .С.43-66.

6. Savelyev A.I. Civil-law aspects of regulation of data turnover in the context of attempts to form a digital economy // Vestnik Civil Law. 2020. № 1. Consultant Plus [Electronic resource] URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=127387#bdDV6iTqxYhzAsfz (date of address 27.09.2023).

7. Bryant R.E., Katz R.H., Lazowska E.D. Big Data Computing: Creating revolutionary breakthroughs in commerce, science, and society // Computing Community Consortium committee of the Computing Research Association. 2008. [Электронный ресурс] URL: https://cra.org/ccc/wp-content/uploads/sites/2/2015/05/Big_Data.pdf (дата обращения: 26.09.2023).

8. Bryson S., Kenwright D., Cox M., Ellsworth D., Haimes R. Visually exploring gigabyte data sets in real time // Communications of the ACM. 1999. Vol. 42, №8. С. 83-90.

9. Diebold F.X. "Big Data" Dynamic Models for Macroeconomic Measurement and Forecasting // Advances in Economics and Econometrics, Eighth World Congress of the Econometric Society. Cambridge University Press. 2000. С. 115-122.

10. Linch K. How do your data grow? // Nature. 2008. № 455. C. 28-29.

11. Pecheux K.K., Pecheux B.B., Ledbetter G., Lambert C. Guidebook for Managing Data from Emerging Technologies for Transportation // The National Academies of sciences, engineering, medicine: Transportation research board. 2020. С. 53-68.

12. Press G. A very short history of Big Data // Forbes. 2013. [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.com/sites/gilpress/2013/05/09/a-very-short-history-of-big-data/?sh=33b8a88265a1 (дата обращения 04.10.2023).

13. Reinsel D., Gantz J., Rydning J. The digitization of the World, From Edge to Core // Data age 2025. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.seagate.com/files/www-content/our-story/trends/files/idc-seagate-dataage-whitepaper.pdf (дата обращения 15.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.