Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования кадетов'

Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования кадетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1328
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования кадетов»

<N

<N

3

3

3

Кадровое обеспечение

Т.Л. Женатова*

Г ражданско-патриотическое воспитание в системе образования кадетов

3 '

^ в статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся кадетских

корпусов, определяются основные направления работы преподавателей в воспитании у кадетов качеств гражданина и патриота, анализируется опыт работы педагогов в этом направлении.

^ The given article deals with the civil and patriotic education of learners in the learners in the Cadet Corps, it’s

shown the main aspects of the teachers staff’s work in the education of the civil and patriotic qualities among the ^ cadets, it’s analyzed the teachers’ experience in this aspect.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, педагог, кадетский корпус.

^ Сегодня очевидно, что одним из главных направлений государственной политики в воспитании

молодежи стало гражданско-патриотическое воспитание. В последние годы предпринято немало ^ усилий для систематизации целенаправленной работы со школьниками, курсантами и студентами с

целью формирования у них конструктивного мировоззрения, воспитания гражданско-патриотических качеств. Комплекс мер, направленных на возрождение лучших традиций в воспитании молодежи, в формировании у молодого поколения патриотического сознания как важнейшей ценности, основы духовно-нравственного единства общества, был представлен в государственных программах ^ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое

О воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». В этой связи особое значение

приобретает воспитательный процесс в кадетских корпусах.

3 Создание кадетских корпусов 15 лет назад в обновляющейся России ставило целью возродить

систему гражданско-патриотического воспитания будущих защитников Отечества, военных патриотов ^ России. Именно этим более 275 лет занимались кадетские корпуса. Кадетское воспитание в России

^ накопило в этом плане уникальный опыт, здесь немало и выдающихся достижений, и педагогических

открытий и находок. Сейчас в России происходит стремительное развитие системы кадетского образования. По данным общественного журнала «Российская кадетская перекличка», на сентябрь 2005 г. насчитывалось 69 кадетских образовательных учреждений, в которых обучалось 20 290 кадетов1 (для сравнения: в феврале 1917 г. в России существовал 31 кадетский корпус2).

* Методист Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат педагогических наук.

я

*

Цель современного воспитания подрастающего поколения сформулирована в Законе «Об образовании»

(ст. 14): «Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Гражданско-патриотическое воспитание ориентирует нас, педагогов кадетского корпуса, на развитие в личности кадета любви к Родине, национального самосознания, верности гражданскому долгу, готовности служению Отечеству. При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности, а патриотизм как олицетворение любви к ^

своему Отечеству, сопричастность к его истории и культуре, нерешенным проблемам. ^

В гражданском воспитании кадетов важную роль играют преподаватель и офицер-воспитатель, ^ т.к. именно они задают образцы гражданского отношения и поведения. Они являются для обучаемых первыми взрослыми, которые представляют не семейную, а социальную реальность. Это обусловливает высокие требования к преподавателю и офицеру-воспитателю, к их специальным £ знаниям и навыкам и общим, профессиональным умениям и личностным качествам.

Годы перестройки и послеперестроечного времени, с одной стороны, расшатали устойчивое ^

представление педагогов о гражданско-патриотической ответственности за свою деятельность с %

подрастающим поколением, а с другой - дали возможность переосмыслить многое в этой деятельности и скорректировать ее в соответствии с новыми условиями возрождающейся России. В этой связи уместно напомнить, что еще в 1998 г. на Международной конференции, состоявшейся в Красноярске, было отмечено, что школа всегда была важным условием социализации личности, она «воспроизводила ^ социальный стандарт знаний, умений, навыков, ценностей и форм поведения, выполняя тем самым социальный заказ государства. Однако этот механизм социализации, развития и образования сегодня ^ способен отразить и новые социальные тенденции: через личность учителя осуществлять прорыв к ^ новым формам жизни и деятельности»3.

Гражданская зрелость не приходит к человеку сама собой. Она вырабатывается в процессе ^

многосторонней деятельности молодого человека, важным фактором которой является учебно- £

познавательная деятельность, формирующая самосознание ученика. Процесс обучения служит ^

стимулом к развитию растущего человека в том случае, если его воспитательная составляющая ^

результативна, если педагогический процесс организован определенным образом и методически ^

правильно обеспечен. 55

Педагогический процесс создается педагогом. Преподаватель может с помощью содержания 8

своего предмета приобщить кадета к той определенной нравственной культуре предмета, которая в ^

нем заложена. Иными словами, через предмет возможно достижение определенной общекультурной ^

компетентности и воспитанности, которые могут выражаться в том, что человек способен сделать ^

осознанный выбор в самореализации, приемлемый для общечеловеческой системы ценностей, и на основе конкретных разносторонних знаний из предметной «области» вырабатывать свою систему ценностей, «миропонимание». Такой гуманитарный подход выступает важнейшим принципом становления активной гражданской позиции молодого человека.

Несомненно, чтобы преподаватель и офицер-воспитатель могли успешно осуществлять возложенную на них социальную функцию воспитания у кадетов гражданско-патриотического ^

отношения и поведения, необходимо, чтобы они сами в первую очередь занимались самообразованием не только в области своей непосредственной профессиональной деятельности, но и в области философии, психологии и педагогики, правовых и экономических знаний, чтобы они развивали в себе профессиональную рефлексию. С этой точки зрения более подготовленными к осуществлению ^

гражданско-патриотического воспитания кадетов оказываются преподаватели. Для их ^

самообразования сформирована система повышения квалификации в академии постдипломного педагогического образования (АППО) и в других учреждениях города. Например, только за последние два года из 40 педагогов Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса курсы ^

повышения квалификации в АППО прошли 14 преподавателей, а 12 - в городских и районных центрах ^

информационных и телекоммуникационных технологий. Кроме того, в специально организованном для преподавателей кадетского корпуса лектории ежегодно выступают ученые, методисты и педагогические работники вузов и научно-методических центров Санкт-Петербурга. Несомненно, большое значение для реализации воспитательных задач обучения кадетов имеет и научно- ^

методический потенциал педагогического коллектива кадетского корпуса. В вышеназванном кадетском корпусе сегодня трудятся семь кандидатов наук, два соискателя педагогических университетов, два ^

Я

я

и

«к

заслуженных учителя Российской Федерации.

Успешность осуществления гражданско-патриотического воспитания кадетов зависит от наличия у преподавателя и офицера-воспитателя, работающих в кадетском корпусе, конкретных профессионально-важных качеств. Мнения преподавателей на семинарах, конференциях позволили выделить следующие качества:

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007

Кадровое обеспечение

- выраженная гражданская позиция педагога, включающая уважение к основам конституционного строя;

- ценностное самоопределение педагога, включающее признание многообразия ценностей и воспитание толерантности;

- демократический стиль педагогической работы, включающий позитивную направленность на кадетов, стремление к компромиссу, умение слушать и слышать, поддерживать оригинальные мнения;

- высокая коммуникативная культура педагога в работе с кадетами;

- обоснованная педагогическая требовательность педагога к выполнению обязанностей обучаемыми, забота об индивидуальном развитии.

Особое значение в гражданско-патриотическом воспитании придается изучению истории России, ее культуры, а также прав и обязанностей граждан, которые необходимо рассматривать не только как регулятор жизни общества, но и как условие осуществления социальной справедливости.

Вопросы гражданско-патриотического воспитания имеют первостепенное значение в преподавании истории и литературы. Они решаются в урочной деятельности преподавателей (подробное изучение исторических сражений, военных реформ, биографий военачальников, истории учебного заведения, уроки в музее кадетского корпуса, музеях артиллерии, политической истории, обороны Ленинграда) и во внеклассной работе (подготовка тематических вечеров по дням воинской славы в закрепленных подразделениях кадетов, конференции, посвященные 110-й годовщине со дня рождения маршала Г.К. Жукова и маршала Л.А. Говорова, году русского языка; внутрикорпусные олимпиады по военной истории; участие кадетов в работе школы юных историков при Санкт-Петербургском благотворительном фонде развития детского творчества «Добрыня», созданном в 1993 г. при поддержке Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга; подготовка кадетов к участию в конкурсе письменных работ по международному гуманитарному праву «Маршал Рокоссовский», в конкурсе сочинений, посвященных 200-летию Дворянского полка). Творческие работы кадетов - особая форма выражения их чувств и помыслов. Сочинения на темы «Нам выпала честь», «Есть такая профессия - Родину защищать», «Артиллерийская династия», «Люблю корпус за его славную историю» и другие заставляют кадетов больше узнать о близких родственниках, глубже познать историю учебного заведения, задуматься над такими понятиями, как «честь», «долг», «патриот», «семейные традиции», «ответственность». Об этом говорят выдержки из сочинений учащихся Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса.

«Шестилетним мальчишкой я увидел страшное горе: был взорван жилой девятиэтажный дом, находящийся по соседству с моим домом, в котором проживали военнослужащие со своими семьями. Взрыв разрушительной силы в одно мгновенье унес жизни семи десятков человек, с которыми я был знаком. Взрыв унес из моего сердца покой, поселил в душе страх за семью, друзей, близких. Слезы, боль, горе, ужас и полное бессилие - эти чувства остались в моем сердце на всю жизнь.

А потом 9 мая 2001 года в результате теракта на площади города во время военного парада трагически погибли два моих одиннадцатилетних друга. И тогда я поклялся, что приложу все силы, чтобы защитить свою родину» (кадет Т. Гаджикурбанов).

«Я готов пройти путь обучения в кадетском корпусе до конца и в дальнейшем поступить в высшее военное училище, чтобы стать офицером Вооруженных сил Российской Федерации. Я хочу воспитать в себе военные качества моего отца, дальше в жизни применить их с умом и передать свои детям, чтобы наша славная офицерская династия никогда не закончилась» (кадет А. Завадский).

Сегодня, в период обостренного интереса общественности к духовному наследию русского народа, стало возможным говорить с будущими защитниками Родины о русской культуре, учитывая её основу - православие. Разработанный кандидатом искусствоведения В.О. Гусаковой факультативный курс «Благословенное воинство» направлен на возрождение не только духовного наследия русской культуры, но и воспитательных основ граждан России. Программа учебного курса выполнена с учетом специфики военного образования и включает изучение житий и подвигов святых воинов, прославленных церковью со времен зарождения христианства, историю воинских храмов, монастырей, монахи которых принимали непосредственное участие в сражениях. Некоторые исторические личности, изучаемые на занятиях, уже знакомы учащимся по урокам истории. Например, князья Александр Невский и Дмитрий Донской. В курсе «Благословенное воинство» они показаны не только отважными защитниками своего народа и земли, но и святыми воинами, хранителями русской духовной культуры. Таким образом, обучение и воспитание кадетов происходит на основе постижения духовного наследия русского православного народа.

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание должно проходить не только при изучении кадетами гуманитарных учебных предметов, но и на уроках математики, физики, химии. И здесь

естественно возникает вопрос: какова может быть роль такого, например, предмета, как физика, в формировании у кадета твердых гражданских установок, способности быть на высоте своего нравственного долга, твердо стоять за истину, самостоятельного и готового брать ответственность на себя и доводить дело до конца?

По мнению преподавателя физики, кандидата педагогических наук Е.Ю. Паландузян, ответ заключается в том, что физическое мышление охватывает особую сферу сознания - это возможность сочетания, анализа и объяснения самых разнообразных явлений природы. Эти особенности физики как предмета прежде всего определяются ее содержанием. Проникновение в сущность изучаемых объектов (физических явлений, структурных форм материи, их взаимодействий, взаимных превращений и т.д.) требует от кадетов выполнения таких операций, как абстрагирование, построение идеальных моделей, осуществление перехода от одного вида абстракции к другому и т.д. Следующая психологическая особенность физики - это более широкое по сравнению с другими предметами использование при обучении различного рода знаковых обозначений (формулы, условные обозначения элементов электрических цепей, графики и т.д.). Следует отметить высокую «эмоциональность» процесса обучения физике при изучении многих физических явлений. Это обусловлено использованием показа и проведения опытов, организацией наблюдений кадетами при проведении экспериментов, привлечением исторического материала и др. Такие особенности физики помогают формировать у кадет обобщенные, познавательные умения: умение наблюдать, самостоятельно делать выводы, систематизировать и обобщать знания, объяснять и прогнозировать явления, процессы, исходя из общей теории физики.

Физическое мышление подразумевает определенный уровень умственного развития, владение информацией о достижениях ученых той или иной страны, этику мышления, строится на четких моральных принципах, непогрешимость которых - основа личностных убеждений. Ни один аспект физики не является морально нейтральным. Каждое достижение в физике всегда должно проходить проверку, действительно ли оно способствует развитию человека как самостоятельной творческой личности, направлено ли на благо и созидание, а не на разрушение. Смелость и изобретательность помогают ученому-физику в его открытиях, но требуется большая гражданственность и ответственность при внедрении им своих достижений в жизнь4.

Понятно, что на материале предмета физики, помимо необходимости изучения информации, можно с успехом решать задачи воспитания у кадетов таких черт, как идейная убежденность, чувство любви к Родине, готовность к ее защите и стремление отдать свои силы служению народу. Как конкретно осуществляются эти задачи на занятиях с кадетами?

Воспитание гражданской позиции у кадетов в ходе изучения предмета физика реализуются прежде всего:

- при ознакомлении кадет с ролью физики в создании материально-технической базы нашей страны;

- при раскрытии достижений и перспектив развития науки, техники и особенно физики в отдельных отраслях хозяйственной деятельности страны;

- при освещении заслуг выдающихся отечественных ученых-физиков в развитии физики как науки и др.

Так, например, на занятиях по физике нравственному воспитанию кадетов, раскрытию связи науки с жизнью общества может служить освещение деятельности таких выдающихся отечественных ученых-физиков, как И.В. Курчатов, И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров, Ж.И. Алферов и других. Конкретный пример всегда действует очень эффективно. На подобных примерах очень важно показать, как физик шел к своим достижениям: каким он был в детстве, о чем мечтал, как учился, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера. Важно рассказывать об особенностях творчества этих ученых. Полезно также написание кадетами рефератов, во время работы над которыми они знакомятся с отрывками из оригинальных работ отечественных ученых-физиков. Так, написание рефератов по разделу «Атомная физика» дает широкую возможность кадетам составить представление о той проблемной ситуации, которая сложилась в теории строения атома и почувствовать атмосферу, царившую в науке, когда шла непрерывная борьба умов и мнений при решении вопроса применения атомного оружия для уничтожения людей.

Подобные задания, как и другие виды работ по физике (доклады, диспуты, беседы, обсуждения и т.п.), влияют на процесс формирования мотивационной структуры кадетов. А мотивация, как известно, - это некое родовое понятие, побуждающее ставить перед собой высокие жизненные цели. Мотивация также влияет на активность личности, которая, в свою очередь, может быть как психической, так и социальной. Качества, формирующие личность будущего офицера, необходимо развивать в период обучения в кадетском корпусе. Их можно условно разделить на «психологические»

Ьв

ГЪ

СЪ

и

я

*

а

е

р

бу

рг

<\>

ког

г

у

X

Я

ерс

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д

Рос

съ

съ

Я

и

К)

3

)

2

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007

Кадровое обеспечение

(волевые установки, дисциплинированность и др.) и «профессионально-боевые» (умение командовать и организовывать группы, компетентность офицера-профессионала, творческий подход к оценке боевой обстановке и др.). Такие качества могут «приобретаться» и в процессе обучения физике. Конечно, не все качества, определяющие в конечном итоге личностную зрелость кадета, могут быть в одинаковой степени развиты на уроках физики, на это не стоит и претендовать. Но, как показывает опыт преподавания физики в кадетском корпусе, этот предмет обладает значительными возможностями в плане осуществления эффективного воспитательного процесса кадетов.

Процесс преподавания физики в кадетском корпусе методически исходит из того подходе, что обучение физике - это единая учебно-воспитательная система, в рамках которой идет процесс как обучения, так и формирования личных качеств обучаемого, его гражданских позиций и социальной зрелости. С этой целью преподаватели разрабатывают такие задания, которые помогают формировать научное мировоззрение и умение мыслить в самых различных ситуациях, вплоть до экстремальных -умение анализировать события и явления не только физического содержания, но и события и явления окружающей современной действительности, способность устанавливать в ней причинноследственные связи. (Известно, что в свое время открытия в физике способствовали разрешению и некоторых проблем философского воззрения на явления общества и природы). Такие задания развивают креативность мышления кадетов.

Для иллюстрации достижений в физике подбирается соответствующий материал, преимущественно из ведущих, перспективных областей науки и техники, которые определяют современный научно-технический прогресс - это электроэнергетика, в т.ч. атомная; достижения нанотехнологии; космонавтика; авиация; ядерная физика; современные средства связи и др. Информация о последних достижениях в этих областях очень интересует кадетов, они испытывают чувство гордости за достижения отечественной науки, а сопереживание - это вклад в мотивационную структуру сознания.

Кадетам постоянно показывается на конкретных примерах, что физические теории диалектичны, что развитие науки иногда заставляет отказываться от ряда теорий, пересматривать некоторые положения физической науки, изменять модели для объяснения ряда закономерностей. Но это не значит, что в физике нет неких универсальных, фундаментальных положений. И это кадеты должны знать. Так, фундаментальны законы сохранения, квантовые принципы и др., что иллюстрировалось при изучении корпускулярно-волнового дуализма света, гипотезы Планка, теории относительности Эйнштейна, ядерной физики и физики элементарных частиц5.

Преподавателю физики, математики, химии, биологии необходимо постоянно обращаться к истории развития науки, т.к. роль исторического принципа в воспитательном значении любого предмета трудно переоценить. История научного знания - это не только конкретные достижения в науке и технике, но и постоянная борьба научных идей, которые надо либо отстаивать, либо опровергать. А за всем этим стоит человек, взгляды и убеждения которого, его принципиальность, его гражданская позиция, его вера в справедливость всегда помогают находить верное, полезное обществу решение. Поэтому победы отечественного научного знания в развитии мировой науки во многом определялись тем уровнем гражданственности и патриотизма, которым характеризовались сами ученые. Как пример, достаточно сказать о вкладе физиков в победу в Великой Отечественной войне, когда их любовь к Родине и ненависть к фашизму, его зверствам во всех его проявлениях помогли создавать новые виды эффективного вооружения для борьбы с врагом.

Эти и другие примеры, безусловно, способствуют формированию чувства патриотизма и гражданственности и у кадетов, т.к., испытывая чувство гордости за достижения отечественных деятелей науки, кадеты эмоционально переживают их успех, а эмоциональное отношение может открывать потребностную значимость самого учебного предмета, которая может стать основой личностной установочной позиции.

Конечно, гражданско-патриотическое воспитание эффективно осуществляется при условии, если преподаватель готов к такой деятельности. Поэтому следует говорить о конкретных педагогических умениях педагога, работающего в системе гражданского воспитания. Он должен уметь:

- мотивировать вовлечение кадетов в исследование социальной ситуации;

- использовать в своей деятельности дискуссии, ролевые игры, эвристические беседы и другие диалоговые методы учебно-познавательной деятельности;

- комбинировать фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы кадетов на уроке;

- использовать жизненные ситуации для их анализа и оценки в целях формирования гражданской позиции личности кадета (а для этого следует проводить в кадетских подразделениях политинформации на материале газет, которые выписаны библиотекой корпуса; просматривать программы «Время», «Вести», «Времена» и другие, особенно на третьем курсе);

- использовать тактику сотрудничества при проведении разнообразных форм воспитательнообразовательного процесса

- способствовать развитию самостоятельности, инициативности, оригинальности в принятии кадетами решений в вопросах гражданского самовоспитания.

К вышесказанному следует добавить, что воспитание у кадетов патриотизма и гражданственности должно быть основано на развитии у них положительного самоопределения, усвоении демократических ценностей и признании многообразия культур и религий как естественной среды существования. Работа в этом направлении должна проводиться каждым преподавателем - и не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время в кадетских подразделениях.

Подводя итог, можно сказать, что анализируемая проблема является актуальной и в то же время сложной и недостаточно разработанной, несмотря на существующие государственные программы патриотического воспитания, широкое их обсуждение на конференциях, семинарах, в научной литературе. Безусловно, в российской воспитательной системе сложилась многовековая традиция патриотического воспитания молодежи. Много было сделано педагогами военных учебных заведений дореволюционной России, немало позитивного в этом направлении наработано и в советский период, когда патриотическое воспитание связывалось с идейно-политическим.

Новые реалии вновь заставили задуматься о гражданско-патриотическом воспитании, поскольку и гражданственность, и патриотизм как главная цель гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения связаны с отношением к Родине и государству, интересы которого выпускники кадетских корпусов - будущие курсанты высших военных учебных заведений и студенты гражданских вузов - должны будут защищать. И от того, в какой степени будут подготовлены педагог и офицер-воспитатель к осуществлению гражданско-патриотического воспитания обучаемых, насколько ответственно будут они подходить к решению воспитательных задач, во многом зависит становление гражданского общества в России.

1 См.: Российская кадетская перекличка. 2006. № 1. С. 12.

2 См.: Михайлов А.А. Кадетский ракетно-артиллерийский корпус. 200 лет истории. СПб., 2007. С. 263.

3 Солодова Г.Г., Довгаль Г.С., Климова Н.А. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: Учебное пособие. Кемерово, 2002. С. 74-75.

4 См.: Паландузян Е. Ю., Паландузян Ю.Х. Физика и возможности ее влияния на процесс формирования гражданской позиции кадет // Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания кадет: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. С. 31-32.

5 См. там же. С. 34.

В.В. Карпов*

Проблемы качества образовательных технологий при многоуровневой подготовке в вузе

В статье анализируется соотношение понятий «педагогическая система», «образовательная технология». На основе анализа психолого-профессиональной иерархии деятельности, актуализируется проблема отбора образовательных технологий для различных уровней многоуровневой подготовки в вузе.

In the present article the terms like “pedagogical system” and “educational technology” are being analyzed on the base of analysis of psychological-professional structure of activity the problem of selection of education technologies for different levels of preparation at the university plays the main role.

Ключевые слова: психолого-педагогическая иерархия, интеллектуально-профессиональная деятельность, алгоритм, акме-результат.

Развитие и изменение концептуальных моделей образовательных систем высшего образования всегда связаны с изменениями в целях их функционирования и развития, а также с принципами и способами организации и управления образовательными системами1.

* Доктор педагогических наук, профессор кафедры «Психология» Санкт-Петербургской академии управления и экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.