Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе культурно-исторических традиций в рамках деятельности детских общественных организаций'

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе культурно-исторических традиций в рамках деятельности детских общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / FORMATION OF CITIZENSHIP / A REGIONAL COMPONENT / CHILDREN PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемов А. А.

На примере деятельности общественной организации «Поколение» анализируется механизм обращения к региональному образовательному компоненту. Такой подход позволяет разумно организовать развитие гражданско-патриотического воспитания современной молодежи на основе интегрирования программ природоведения, технологии, музыки, истории, изобразительного искусства, литературы. При этом повышается интерес к учебе, воспитывается любовь к «малой родине», расширяется представление о ее истории и настоящем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF THE STUDENTS ON THE BASIS OF CULTURAL AND HISTORICAL TRADITIONS THROUGH THE WORK OF CHILDREN'S ORGANIZATIONS

In this paper an example of the public organization «Generation» examines the mechanism of treatment for regional educational component. This approach is reasonable to organize the development of civil and patriotic education of the youth of today, based on the integration of natural history programs, technology, music, history, fine arts, literature. This growing interest in learning, nurtured a love for «small country», growing understanding of its history and the present day.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе культурно-исторических традиций в рамках деятельности детских общественных организаций»

Есть основание полагать, что эти показатели связаны, так как через профессиональное самоопределение происходит стабилизация самооценки.

По Т-критерию Вилкоксона замечена динамика в отношении к одногруппникам в экспериментальной группе (Т = 251; р < 0,02). Это позволяет утверждать, что одна из задач программы реализована и толерантность к индивидуальным проявлениям друг друга повысилась. Произошли изменения во взаимоотношениях с друзьями: большее количество студентов стали ощущать их внимание и поддержку. Отношение к своему прошлому и нереализованным возможностям поменялось. Через работу над профессиональными целями и мотивами возможна переоценка событий прошлого.

По собственным оценкам, студенты стали более полно задействовать свои способности в обучении. Изменился показатель социальной желательности: он снизился в экспериментальной группе, а в контрольной — повысился (и = 671,50; р < 0,05). Это связано с тем, что участники тренинга стали чувство-

вать себя более уверенно в учебной обстановке, и необходимость казаться лучше, чем они есть, отпала.

Таким образом, исследование позволило выработать научные обоснования мероприятий психологического сопровождения студентов, их направления и содержание.

1 См.: Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. С. 37; МедведевВ.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. С. 25.

Литература

1. Анохин П.К. Функциональная система как основа физиологической архитектуры поведенческого акта. М., 1979.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

3. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А.А. АРТЕМОВ,

президент общественной организации «Поколение»

Аннотация. На примере деятельности общественной организации «Поколение» анализируется механизм обращения к региональному образовательному компоненту. Такой подход позволяет разумно организовать развитие гражданско-патриотического воспитания современной молодежи на основе интегрирования программ природоведения, технологии, музыки, истории, изобразительного искусства, литературы. При этом повышается интерес к учебе, воспитывается любовь к «малой родине», расширяется представление о ее истории и настоящем.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, формирование гражданственности, региональный компонент, детские общественные организации.

CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF THE STUDENTS ON THE BASIS OF CULTURAL AND HISTORICAL TRADITIONS THROUGH THE WORK OF CHILDREN'S ORGANIZATIONS

A.A. ARTEMOV,

president of the «Generation» fund

The summary. In this paper an example of the public organization «Generation» examines the mechanism of treatment for regional educational component. This approach is reasonable to organize the development of civil and patriotic education of the youth of today, based on the integration of natural history programs, technology, music, history, fine arts, literature. This growing interest in learning, nurtured a love for «small country», growing understanding of its history and the present day.

Key words: civil and patriotic education, formation of citizenship, a regional component, children public organizations.

Будущее России зависит от степени готовности молодого поколения к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства. Сегодня страна вступает на путь формирования демократического, правового государства. В России наметился переход к возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций, укреплению государственности и устойчивому развитию гражданского общества. Особую значимость приобретает необходимость решения задач возрождения традиционных патриотических ценностей отечественной культуры.

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Чтобы воспитывать в человеке гражданские качества личности, нужен социальный механизм, который необходимо возрождать вновь исходя из новых условий и нужд общества.

Кризис социально-экономической, политической и духовной жизни современного общества требует поиска научно обоснованных ответов на вызовы времени, критического анализа принятых решений, совершенствования политической культуры. Для этого необходимо создание гражданского общества, становление гражданской культуры, формирование гражданственности социальных субъектов.

Гражданственность как интегративный показатель социализации личности, его адаптационных возможностей в стремительно меняющейся реальности отражает опыт гражданско-правовой деятельности, которая включает в себя гражданско-правовые знания, умения и ценностные отношения. Такой опыт позволяет социальному субъекту высказать собственную точку зрения, выразить свое отношение к разным событиям в стране и мире и отстаивать свои мировоззренческие позиции.

В концепции модернизации образования формирование гражданственности школьников рассматривается как один из факторов социального самоопределения школьников. Известно, что процесс самоопределения школьников носит активный характер, поэтому необходимо целенаправленно создавать условия для приобретения гражданско-правовой деятельности.

Формирование гражданственности школьников является одной из ключевых задач в современной системе образования. Концепция и опыт гражданского воспитания, накопленные советской педагогической наукой, требуют переосмысления с учетом инновационных образовательных технологий.

Однако, по мнению многих исследователей, формирование гражданственности молодого поколения в современной ситуации носит по преимуществу стихийный характер, одной из причин которой является отсутствие должного понимания, осознания совокупности общественной деятельности школьников. Информационная среда является важной частью каждой из них. Актуальной представляется проблема использования образовательно-воспитательного потенциала детских общественных организаций (юнкоровской, экологической, спортивной, туристической и т.д.).

Существуют противоречия между потребностями российского государства в формировании гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодежи на абстрактные общечеловеческие ценности, между потребностями подрастающего поколения в социально значимой деятельности и отсутствием социальных условий для их включения в гражданско-патриотическую деятельность.

Общеобразовательная школа способствует развитию патриотических чувств, формированию в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотических ценностей, социально-этических норм поведения. Организация гражданско-патриотического воспитания в школе:

# вооружает подрастающее поколение знаниями базовых основ русской и общемировой культуры;

# формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры;

# развивает в каждом ребенке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства;

способствует развитию доброжелательного отношения к людям других национальностей;

закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства разных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни.

Деятельность современного учителя полифункциональна, выходит за пределы учебного предмета. Учитель, являясь связующим звеном между подрастающим поколением и постоянно меняющейся действительностью, одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования. Он формирует педагогическую культуру родителей и общества. В этом процессе велика роль общей культуры учителя, его умений использовать в своей деятельности особенности подлинно народной многонациональной культуры, культурно-исторических традиций региона.

Обращение к региональному компоненту в рамках деятельности детских общественных организаций позволяет интегрировать программы природоведения,

технологии, музыки, истории, изобразительного искусства, литературы. Такой подход позволяет разумно организовать развитие гражданско-патриотического воспитания современной молодежи. Повышается интерес к учебе, воспитывается любовь к тому, что называют «малой родиной», расширяется представление о ее истории.

В рамках деятельности детских общественных организаций школьники знакомятся с социально-экономическим положением Московской области, традиционными праздниками и обрядами, видами декоративно-прикладного искусства, семейными традициями. Темы Родины, родной природы, родного дома, родного города, истории своего народа обязательно приведут детей к переживанию, пониманию добра и зла, любви, сострадания.

Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций в рамках деятельности

детских общественных организаций является формирование и развитие у школьников социальной активности. Она проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных национальных праздниках и разнообразных творческих конкурсах («Спортивный настрой», «Подарок воину-победителю» — в рамках празднования Дня победы, весенняя акция «Поздравь своего учителя» и др.). У подростков отмечаются чувства солидарности и дружбы, верность своему народу и уважение традиций и культуры других национальностей.

Литература

1. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: Автореф. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.

2. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1952. С. 182.

МОТИВАЦИЯ И ГУМАНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Е.Г. ВИШНЯКОВА, Н.В. ЗЕНИНА

Аннотация. Гуманизация и мотивация обучения предполагает изменения его содержания и организационных форм, которые направлены на повышение удовлетворенности учебной деятельностью, смягчающее противоречия между ожиданиями и реальностью.

Ключевые слова: мотивация, гуманизация, естественнонаучная подготовка, учебная деятельность, технический вуз.

MOTIVATION AND HUMANISATION OF NATURAL-SCIENCE PREPARATION OF STUDENTS IN TECHNICAL COLLEGE

E.G. VISHNYKOVA, N. V. ZENINA

The summary. Humanisation and motivation of training, according to authors of article, predpolagaet changes of its maintenance and the organizational forms, which napravle th satisfactions on the increase by educational activity softening about tivorechija between expectations and a reality.

Key words: motivation, humanisation, natural-science preparation, educational activity, technical college.

Естественнонаучные концепции описания природы бывают абстрактными и трудными для восприятия на уровне обыденного понимания, хотя и в нем можно найти их отражение. Если их принять, они будут выражать существенную связь между человеком и природой. Естественные науки гуманны и человечны, поскольку являются высокоразвитой формой поиска места человека в мире. Еще одна проблема — отчуждение субъектов обучения от качества

его результатов, их невостребованность последующими этапами общей и профессиональной подготовки. Междисциплинарная интеграция, рассматриваемая не только как согласование научного содержания учебных дисциплин, но и как учет конечных целей обучения в вузе, т.е. умение использовать методологию, основные положения и аппарат учебных дисциплин для решения познавательных, учебных и профессиональных задач, позволит реализовать многие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.