Психолого-педагогические науки
• ••
47
условия и уровень профессиональ- ческие качества и состояния личноного мастерства учителя, а также сти) учащихся.
особенности контингента (психологи-
Примечания
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 2. Батуев А.С. Доминанта, мотивация, поведение. А., 1982. 3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989. 4. Меркулов В.А., Ухтомский А.А. Очерки жизни и научной деятельности. М., 1960. 5. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. 1995. №3. 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 7. Соколова Л.В. А. А. Ухтомский. М. : Просвещение, 1991. 8. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.
Статья поступила в редакцию 23.07.2009 г.
УДК 371.035.6
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ
ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ
©2009 вайланматова Я.З., Тучалаев С.Т.
Дагестанский государственный педагогический университет
Посвящается актуальной проблеме формирования гражданско-
патриотических чувств школьников на примере жизни выдающихся людей. На реальных содержательных примерах из жизни талантливых ученых, общепризнанных корифеев науки, делается попытка поиска педагогических средств воздействия на чувства старшеклассников.
The article deals with the problem of the development of schoolchildren’s civic-patriotic feelings by examples of outstanding people’s lives. The author attempts to find pedagogical means of influence upon senior schoolchildren’s feelings by real examples from gifted scientists lives, generally accepted men of sciences.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, целостная личность, активная гражданская позиция, человеческий личностный фактор.
Keywords: civic-patriotic upbringing, integral personality, active civil position, human personality factor.
На рубеже ХХ-XXI вв. крайне актуализировалась проблема формирования личности с высокими нравственными, гражданско-
патриотическими качествами. Этот процесс определяется не только кардинальными изменениями социально-экономических, политических
отношений и сложными социокультурными преобразованиями, но и необходимостью принятия конкретных шагов для выхода из глубокого кризиса системы образования, устранения его последствий. На фоне общих проблем современной мировой цивилизации в российском, в частности
Известия ДГПУ, №3, 2009
48
дагестанском образовании, резко обострились противоречия:
1) между всенарастающими обновленными задачами формирования целостной личности школьника, возвышения индивида и учащающимися симптомами бездуховности молодежи; снижением «этической, нравственной планки»;
2) между объективно растущими требованиями к личности в контексте гражданско-правового становления, воспитания патриота страны и действительным уровнем сформированное™ патриотических чувств и гражданско-правовой культуры школьников;
3) между увеличивающимся огромным потенциалом аксиологических ориентиров, исторического опыта, накопленного человечеством, народами России, и недостаточным отражением их в содержании воспитания молодого поколения, а также низким уровнем освоения ценностей, идеалов, смыслов процесса воспитания на примере жизни выдающихся людей.
Декларируемые идеалы свободы, равенства, справедливости вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, при этом отсутствует социальная перспектива, молодежи невозможно проявить себя в обществе, отсюда -специфическое расслоение на социальные группы, «тусовки» и неформальные объединения, угрожающие размеры детской и юношеской преступности, беспризорности, неграмотности, распространение наркомании, алкоголизма в подростковой среде
Преодолеть указанные противоречия современного российского общества и модернизации системы образования можно, рассчитывая только на человека, на личность. Определяя стратегическую линию развития страны, В. В. Путин указал: «Развитие человека - это и основная цель и необходимые условия прогресса современного общества. Это
и сегодня, и в долгосрочной перспективе - наш национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов» [4].
В последние годы в нашей стране принят ряд документов, правовых актов, программ федерального уровня, определяющих приоритеты развития образования на основе социокультурных ценностей личного и национального достоинства, патриотизма, культуры, гражданственности, ответственности перед собой и другими. В общей стратегии воспитания молодежи в современной России патриотическому воспитанию придается первостепенное значение. Это направление воспитательного воздействия определяется принципами государственной политики, сформулированными в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» и общим контекстом «Национальной доктрины образования», принятой на период до 2025 года.
В частности, в федеральной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается важность совершенствования системы воспитания, «обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан... высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей». В данном документе главное внимание уделяется определению путей и обновлению содержания гражданского воспитания подрастающего поколения [2].
Обновление школьного образования должно быть основано прежде всего на приоритете всех форм воспитания личности учащихся, которые сами могут выступать в нем как подлинные субъекты своей деятельности.
Психолого-педагогические науки •••
Для нас «личность» - это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой новый продукт - значит осуществить акт творчества. Поэтому понятия «личность» и «творчество» не отделимы друг от друга [3].
Интегрированным показателем развития личности школьника в идеале могут быть системообразующие характеристики свободной, гуманной, духовной и творческой личности. При этом основными качествами свободной личности выступают: а) высокий уровень самосознания, самодисциплины, саморегуляции, независимость суждений, ориентация в мире духовных ценностей и жизненных ситуациях; б) развитое чувство собственного достоинства, чувство личной и социальной ответственности, культура самоуважения, самоутверждения; в) выбор стиля жизнедеятельности, линии поведения, способа своего развития, культура жизненного самоопределения, ответственное принятие решений.
Качествами гуманной личности являются: а) любовь к живому, признание неприкосновенности человеческой жизни, признание в каждой личности ее неповторимости и ценностей здоровья, семейного благополучия; б) милосердие, доброта, доброжелательность, отзывчивость, сопереживание и альтруизм.
Основные качества духовной личности - это: а) автономность внутреннего мира, развитие потребности в самопознании, рефлексивная культура, высокий уровень личностной рефлексии; б) поиск идеала и смысла жизни; в) историческая память и национальное самосознание; г) способность к культурной идентификации, потребность в прекрасном; д) коммуникативная культура, компетентность, самооценка.
К качествам творческой личности относятся: а) культура сомнения,
развитое чувство нового; б) сочетание интуитивного и аналитического
49
(вариативного) мышления; в) позитивная мера неудовлетворенности, способность и стремление к жизнетворчеству, созиданию [6].
Главная ответственность за целенаправленную позитивную социализацию молодого поколения, за его подготовку к эффективному труду, выполнению гражданских и семейных обязанностей ложится на систему образования, поэтому назрела необходимость в переориентации ее на национальные интересы, основанные на традициях отечественной истории и культуры. Концепция воспитания в новых социальноэкономических условиях должна быть нацелена на формирование позитивной национальной идентичности, способствующей усвоению самобытности национальной культуры, ее исторических корней, духовных оснований и признания заслуг народа, его героев - выдающихся людей. В этом плане значимым нам представляется освоение молодым поколением нравственных, гражданских, патриотических ценностей народа через изучение жизни и деятельности героев отечества, на примере биографии выдающихся людей.
Приобщение старшеклассников к опыту народного миропонимания, выражающегося и воплощающегося в моделях поведения и в активной гражданской позиции народных героев - выдающихся людей должно осуществляться через освоение народной культуры, истории, педагогики. При этом школьники получают уникальные примеры гармоничных взаимоотношений человека с человеком, бытом, природой; основу для формирования национального характера, таких черт, как трудолюбие, храбрость, мужество, патриотизм, интернационализм, бережливость, гордость, дружелюбие, товарищество и др.; приобретают жизненный ориентир - к чему стремиться, на кого равняться, чего добиваться в жизни, смысл; ощущение своей причастности к великому народному целому
Известия ДГПУ, №3, 2009
50
и понимание того, что каждый из нас составляет неотъемлемую часть этого целого, наследник национального богатства, творец истории Отечества.
Сказанному созвучна мысль Д. В. Шлякова: «В ценностно-смысловом основании современной воспитательной концепции приоритетное место должны занимать такие понятия, как честь, долг, ответственность, гражданин, Отечество, патриотизм, толерантность. Необходимо учитывать особенности национального характера, ментальные структуры и огромный культурно-исторический опыт народа. В рамках такой концепции ребенок начинает осознавать, что он, как гражданин, не только наделен правами и свободами, но также несет ответственность и выполняет долг перед Отечеством, обществом, окружающими людьми. Через усвоение ребенком ценностей, традиций, стереотипов, норм национальной культуры, приобщение к ее истокам формируется человек культуры. Четкая фиксация такой смысловой дефиниции, как «Я - гражданин России» в сознании личности на когнитивном уровне, и ее реализация в индивидуальных моделях поведения способствуют воспитанию гражданственности и позволяют говорить о высоком уровне гражданского самосознания» [7].
Содержательной единицей самосознания детей являются ценностные ориентации - высшие смыслы человеческой жизни. На ранних этапах онтогенеза личность сначала осознает ценности, затем они становятся предметом переживаний и только после этого обретают особый - личностный смысл. Ориентация на субъективные основы личности - самосознание, смысл, ценности, переживания, личностный опыт - требует совершенствования теории и практики воспитания. Какие ценностные ориентации, смысл в реальной жизни? Здесь уместны слова: «Мы живем в эпоху гибели смыслов. Если
кто не знал. Все великие идеи прошлого сгинули. Сначала умер Бог, затем нация, потом коммунизм и либеральные ценности... Утрата смыслов - причина современного одиночества. Человек не знает, ради чего живет, ему пусто и неуютно. Поэтому он все время хочет нравиться, соблазнять и отдаваться. Мода, которая и есть ассортимент перьев для соблазнения, маскирует внутреннюю пустоту» [5].
В условиях, где в той или иной мере проявляется нравственный, духовный, идеологический, ценностносмысловой вакуум в душах не только молодого, но и старшего поколения, нам кажется необходимым усилить человеческий, личностный фактор, то есть нацелить гражданскопатриотическое воспитание на потенциал опыта и жизни выдающихся людей, истинных патриотов Отчизны, героев Отечества. Они были названы в конце 2008 года в итоговой телепрограмме «Имя России» - 12 победителей конкурса. Это герои Родины, лауреаты Нобелевской премии, ученые, пожертвовавшие собой ради науки и прогресса человечества.
Часто воспитанники наших школ, буднично произнося слова «теорема Пифагора», «геометрия Лобачевского», «система Коперника», ничего не могут рассказать о творцах этих теорем, систем и законов. А ведь это были люди с интересной, часто необыкновенной, а подчас и трагической судьбой.
Биографии ученых-математиков играют большую роль не только в пробуждении живого интереса к науке и создателям научных теорий, но и являются образцами идейной убежденности, переходящей нередко в героизм. Жизнь многих ученых -пример большой силы воли, упорства и настойчивости, так как ученым разных времен нередко приходилось преодолевать огромную силу инерции как в области своей науки, так и в жизни всего общества.
Психолого-педагогические науки •••
Людям любого возраста всегда интересно знать, какими были известные ученые, писатели, поэты, как и в каких условиях они работали, как относились к современникам, откуда черпали свою идейную убежденность и преданность науке. Эта любознательность особенно характерна для подрастающего поколения, когда определяются взгляды на жизнь, формируются идеалы.
Трудно переоценить значение биографического материала в воспитании патриотических чувств. Ведь патриотизм - это не только любовь к своей земле, своей Родине, но и знание своего народа, его истории, науки и культуры, знание, рождающее в человеке высокое чувство национальной гордости.
Российский патриотизм воспитывается на примерах беззаветной преданности Родине и служения ей лучших представителей науки прошлого и настоящего.
Учащиеся, отвечая на вопрос, что они понимают под патриотическим подвигом, обращаются, как правило, к событиям военной истории, к многочисленным примерам из героического прошлого нашей страны, гражданской и Отечественной войн, подтвержденным учебниками литературы, книгами и кинофильмами, рассказами родных и близких. При изменении направления ответов -только ли при защите отечества возможен патриотический подвиг? -школьники, особенно старшеклассники, приводят примеры трудовых подвигов, совершаемых человеком во имя своей страны. Называются имена знатных тружеников, Героев Отечества, труда, известных поэтов, писателей, артистов, спортсменов. Но имена таких замечательных ученых и замечательных патриотов, как Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Курчатов, Келдыш не вспоминаются! Их выдающиеся научные пророчества воспринимаются как должное, школьники не понимают, какая особенная интеллектуальная
51
отвага нужна, чтобы делать предсказания в науке, предвидеть прогресс в отдельных ее отраслях.
Причина такой неподготовленности - в преподавании учебных дисциплин. На уроках языка, литературы и истории анализируются подвиги, описанные в программном произведении, учебнике, многократно обсуждаются и оцениваются поступки и устремления героя, движущие силы и причины героического поведения. Учителя же математики, физики, химии мало обращаются к таким вопросам. От учителей можно услышать, что для воспитательной работы на уроках не хватает времени, что многое учащимся непосильно, что библиотеки сельских школ бедны, что не разработана сама методика воспитательной работы в процессе изучения этих дисциплин.
С учащимися девятых классов нами были проведены беседы о жизни известных ученых. Одна из бесед посвящалась деятельности выдающегося математика нашей страны М. В. Келдыша. Другая - деятельности выдающегося физика, лауреата Нобелевской премии по физике Л. Д. Ландау.
С именем Мстислава Всеволодовича связаны крупнейшие достижения отечественной и мировой науки и техники, становление новых научных направлений. В традициях передовых советских ученых он провел фундаментальные исследования в области аэрогидродинамики. Его работы по флаттеру имели важнейшее значение для авиации. Ученый способствовал прогрессу прикладной и вычислительной математики, развитию в стране вычислительной техники. Когда в конце сороковых годов перед нашей страной встала необходимость решения атомной проблемы, под его руководством и при его непосредственном участии были созданы нужные методы математических расчетов. Он был одним из организаторов научной работы по созданию ракетно-ядерного щита нашей Родины.
52
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2009
В том, что Советский Союз стал первой космической державой, также немалая заслуга М. В. Келдыша. Под его научным руководством решались самые разнообразные проблемы космических исследований. Недаром его называют «теоретиком космонавтики».
Возглавляя почти 15 лет Академию наук СССР, Келдыш внес большой вклад в развитие советской науки, совершенствование ее организации.
У старшеклассников большой интерес вызвали воспоминания сестер М. В. Келдыша о том, как состоялся выбор профессии у будущего ученого.
Он окончил школу в 16 лет. Отец хотел, чтобы дальнейшее образование сына было связано со строительством. Но возникла непредвиденная трудность - в строительный институт принимали только с 17 лет. Старшая сестра Людмила - аспирантка отделения математики Московского университета предложила Мстиславу поступить в МГУ, пообещав добиться разрешения у известного математика, профессора Н. Н. Лузина.
Отметим попутно, что у школьниц сразу возник вопрос: а какова судьба Людмилы Всеволодовны Келдыш?
Так М. В. Келдыш стал студентом МГУ. Отец переживал: вместо реального дела сын занялся какой-то математикой. Учась на III курсе МГУ, Мстислав Всеволодович стал преподавать в Госэлектромашинституте. В 1931 г. он (ему тогда было 20 лет) закончил учебу на математическом факультете МГУ и был направлен на работу в Центральный научноисследовательский аэродинамический институт им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ).
Новая работа увлекла Келдыша. Авиация вступала в век больших скоростей, что требовало развития математической теории. При испытании новых опытных самолетов на скоростях, близких к максимальным, стали
происходить спонтанные разрушения конструкций. Летчики, которым удавалось спастись, сообщали лишь, что разрушению предшествовала внезапная интенсивная тряска -флаттер. Быстро нарастая, иногда в течение 1-2 секунд, вибрация ломала самолет. Флаттер становился настоящим бичом авиации. Благодаря расчетам М. В. Келдыша и его школы в ЦАГИ появилась возможность предсказывать для каждого самолета, на какой скорости полета ему грозит флаттер, были разработаны средства его гашения. Новые методы прошли суровую проверку в годы Великой Отечественной войны. Доктором наук М. В. Келдыш стал в 27 лет. Он писал: «Продвижение в науке невозможно без преодоления трудностей. Наука требует героизма. Но это как раз то, чего ищет молодость, то, в чем она видит счастье». Эти слова ученого оказались своего рода подтверждением мыслей старшеклассников - то, что совершил ученый, спасая летчиков от многочисленных аварий и катастроф - подвиг, героизм. И это - труд, который стал залогом счастья.
Нам казалось, что серьезность вопросов, которыми занимался М. В. Келдыш, оттолкнет школьников. Но учащиеся очень заинтересовались тематикой его исследований, и нам пришлось дать короткую доступную информацию о трудах ученого.
Работы Келдыша посвящены разнообразным вопросам механики и математики, теории колебаний, аэродинамики, теории волн на поверхности тяжелой жидкости, удару о воду, исследованию приближенного интегрирования дифференциальных уравнений, конформным отображениям и многим другим. В его трудах, посвященных аэрогидродинамике, изложено много важных выводов о свойствах движения жидкостей и газов.
Многие методы математики, разработанные Келдышем, имеют
Психолого-педагогические науки •••
большое практическое значение при решении задач физики и техники.
В 1934 году был организован Математический институт во главе с академиком И. М. Виноградовым. В одном из отделов этого института работал М. В. Келдыш. Академик Виноградов вспоминал: «Вскоре после войны пришли ко мне Ю. Б. Харитон и другие физики. Просили порекомендовать математика, который мог бы поставить расчеты по атомной проблеме. Я им назвал Келдыша, он в любом приложении математики способен разобраться лучше всякого». Решение гигантской ядерной проблемы было бы невозможно без самого широкого применения математического проектирования, обеспечившего выбор оптимальных вариантов конструкций и тем самым позволившего существенно повысить темпы технического прогресса. М. В. Келдыш принимал непосредственное участие в этом титаническом труде как руководитель большого коллектива ученых (сразу после войны он был назначен руководителем «ракетного» НИИ) и как автор идей.
Авторитет Келдыша был очень высок. Обсуждая любые вопросы и принимая решения, он всегда исходил исключительно из интересов дела.
С 1961 по 1975 год М. В. Келдыш являлся президентом Академии наук СССР.
В ходе нашей беседы со школьниками стало очевидно, что старшеклассники вполне осознают: понятия героизм, героический применимы к оценке труда многих ученых, в том числе и математиков, что в их труде проявляется подлинный патриотизм. Вместе с тем несколько человек выразили сомнения - ученым, особенно математикам, не приходится жертвовать собой, условия, в которых протекает их деятельность, не являются экстремальными. Но снижается ли значимость его достижений в таком случае? Чем жертвует человек, преданный науке? Эти аспекты пробле-
53
мы были затронуты в дальнейшей беседе.
Подобно М. В. Келдышу, неоценимый вклад в общую сокровищницу мировой науки внес наш соотечественник, великий физик, лауреат Нобелевской премии 1962 года, одна из легендарных фигур XX века Лев Давидович Ландау.
Стоит привести учащимся отдельные эпизоды из его жизни, отданной служению науке, можно убедиться, как они проникнутся уважением к нему, какие в них зарождаются патриотические чувства, связанные с гордостью за своего соотечественника, глубокие интернациональные чувства, вызванные поступками людей из других стран, истинно болевших за здоровье и судьбу нашего ученого. Сначала приведем кратко его биографию [1].
Лев Давидович Ландау родился 22 января 1908 года в Баку в семье ин-женера-нефтяника. Математические способности у него проявились очень рано: в двенадцать лет он научился дифференцировать, в тринадцать -интегрировать.
Его отец был известным инжене-ром-нефтяником, работавшим на местных нефтепромыслах, а мать -врачом. Она занималась физиологическими исследованиями. Старшая сестра Ландау стала инженером-химиком. Лев Ландау блестяще окончил среднюю школу в возрасте тринадцати лет. Родители, посчитавшие его слишком молодым для высшего учебного заведения, послали его на год в Бакинский экономический техникум. В 1922 г. Ландау поступил в Бакинский университет, где учился одновременно на двух факультетах - физико-математическом и химическом. Потом он перевелся в Ленинградский университет и окончил его в 1927 году. Сразу же он поступил в аспирантуру Ленинградского физико-технического института, где работал над магнитной теорией электрона и квантовой электродинамикой. В октябре 1929 года по реше-
54
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2009
нию Народного комиссариата просвещения Ландау направили на стажировку за границу
По 1931 г. Ландау находился в научной командировке в Германии, Швейцарии, Англии, Нидерландах и Дании. Там он встречался с основоположниками новой тогда квантовой механики, в том числе с Вернером Гейзенбергом, Вольфгангом Паули и Нильсом Бором.
Всю жизнь Ландау дружил с Нильсом Бором, оказавшим на него особенно сильное влияние. Находясь за границей, Ландау провел важные исследования магнитных свойств свободных электронов, совместно с Рональдом Ф. Пайерлсом - по релятивистской квантовой механике. Эти работы выдвинули его в число ведущих физиков-теоретиков. Умение обращаться со сложными теоретическими системами пригодилось ему впоследствии, когда он приступил к исследованиям по физике низких температур. Во время полугодовой стажировки молодой физик провел у Нильса Бора в общей сложности 110 дней. То, как проходили эти дни, запечатлено на карикатурном рисунке другого российского ученого - 26летнего Георгия Гамова, тогда уже прославившегося благодаря теории альфа-распада ядер. Ландау изображен привязанными к стулу с кляпом во рту, а Нильс Бор стоит над ним с указующим перстом и наставительно произносит: «Погодите, погодите, Ландау, дайте мне хоть слово сказать!». «Такая вот дискуссия идет все время», - пояснил свою карикатуру Гамов, добавляя, что на самом деле никому слова сказать не давал именно почтеннейший Нильс Бор. А супруга Бора Маргарет рассказывала: «Нильс оценил и полюбил Ландау с первого дня. И понял его нрав... Вы знаете, он бывал невыносим, не давал говорить Нильсу, высмеивал старших, походил на взлохмаченного мальчишку... Это про таких говорится: несносный ребенок... Но как он был талантлив и как прав-
див! Я его тоже полюбила и знала, как он любит Нильса...».
Стала популярной шутка, что квантовая революция в естествознании XX столетия происходила «в детских садах Англии, Германии, Дании, России, Швейцарии». Эйнштейну было 26 лет, когда наряду с теорией относительности он разработал квантовую теорию света, Нильсу Бору - 28, когда он построил квантовую модель атома, Вернеру Гейзенбергу - 24 в пору создания им варианта квантовой механики. Поэтому никого не поразил юный возраст доктора из Ленинграда. Между тем Ландау был уже известен как автор десятка самостоятельных работ по квантовым проблемам. Первую из них он написал в 18 лет, будучи студентом физико-математического факультета Ленинградского университета.
Этот этап в развитии науки о микромире был назван «эпохой бури и натиска». На рубеже XIX-XX веков шла борьба против классических представлений в естествознании. Лев Ландау был из тех, кто просто создан для научных бурь и натиска. Сам он любил в шутку повторять, что опоздал родиться на несколько лет.
К тому времени были в основном завершены два равнозначных варианта квантовой механики - Гейзенберга и Шредингера, открыты и сформулированы три ключевых принципа новой науки: дополнительности, запрета и соотношений неопределенностей.
Однако вся последующая творческая жизнь Льва Ландау продемонстрировала, как много не познанного оставили на его долю микро- и макромир.
В 1931 г. вскоре после возвращения в Ленинград Ландау переехал в Харьков, бывший тогда столицей Украины. Там Ландау становится руководителем теоретического отдела Украинского физико-технического
института и одновременно заведует кафедрами теоретической физики в Харьковском инженерно-
Психолого-педагогические науки •••
механическом институте и в Харьковском университете. В 1934 г. Академией наук СССР ему присуждена ученая степень доктора физикоматематических наук без защиты диссертации, а в следующем году он получает звание профессора. В Харькове Ландау опубликовал работы на различные темы: происхождение энергии звезд, дисперсия звука, передача энергии при столкновениях, рассеяние света, магнитные свойства материала, сверхпроводимость, фазовые переходы веществ из одной формы в другую и движение потоков электрически заряженных частиц, что свидетельствует о необычайной разносторонности уче-ного-теоретика. Работы Ландау по электрически взаимодействующим частицам оказались полезными впоследствии, когда возникла физика плазмы. Оперируя понятиями из термодинамики, он высказал немало новаторских идей относительно низкотемпературных систем. Работы Ландау объединены одной характерной чертой - виртуозным применением математического аппарата для решения сложных задач. Ландау внес большой вклад в квантовую теорию и в исследование природы и взаимодействия элементарных частиц.
Школа Ландау зародилась в середине 30-х годов ХХ века, при этом ее основатель далеко не всегда был старше своих учеников. От того в этой школе с очень строгой дисциплиной все ученики были на «ты» между собой, а многие - и с учителем.
Широкий диапазон исследований, охватывающих почти все области теоретической физики, способствовал тому, что выросшая вокруг Ландау школа превратила Харьков в ведущий центр советской теоретической физики, привлекший высокоодаренных студентов и молодых ученых, в том числе Евгения Михайловича Лифшица, ставшего не только ближайшим сотрудником Ландау, но и его личным другом. Исходя из необходимости основательной под-
55
готовки теоретика во всех областях физики, Ландау разработал жесткую программу подготовки - «теоретический минимум». Требования, предъявляемые к претендентам на право участвовать в работе его семинара, были чрезвычайно высоки, поэтому за тридцать лет, несмотря на неиссякаемый поток желающих, экзамены по «теорминимуму» сдали лишь сорок человек. Тем, кто преодолел экзамены, Ландау щедро уделял свое время, предоставлял им свободу в выборе предмета исследования. Со своими учениками и близкими сотрудниками он поддерживал дружеские отношения. В помощь ученикам в 1935 г. был создан исчерпывающий курс теоретической физики, опубликованный Ландау и Лифшицем в виде серии учебников, содержание которых авторы пересматривали и обновляли в течение последующих двадцати лет. Эти учебники, переведенные на многие языки, во всем мире считаются классическими. За создание этого курса авторы в 1962 г. были удостоены Ленинской премии.
Для ученых всего мира этот курс том за томом превращался, по словам В. Н. Грибова, в своеобразное священное писание. Энциклопедич-ность - неповторимое достоинство курса. Изучив последовательно выходившие в свет тома, и молодые, и почтенные теоретики начинали ощущать себя знатоками современной физической картины микро- и макромира. «После Энрико Ферми я последний универсалист в физике», -не раз говорил Ландау, и это признавалось всеми.
Школа Ландау была, наверное, самым демократическим сообществом в российской науке 30-60-х годов, вступить в которое мог кто угодно - от доктора наук до школьника, от профессора до лаборанта. Единственное, что требовалось от претендента - успешно сдать самому учителю так называемый «теорминимум Ландау». Но это «единственное» бы-
Известия ДГПУ, №3, 2009
56
ло суровым испытанием способностей, воли, трудолюбия и преданности науке. «Теорминимум» включал девять минимумов - два по математике и семь по физике, охватывая все, что необходимо знать, прежде чем начинать самостоятельную работу в теоретической физике. Сдавали теорминимум не более трех раз, четвертая попытка никому не разрешалась. Здесь Ландау был строг и неумолим. Результат экзамена мог прокомментировать так: «Физика из вас не получится. Надо называть вещи своими именами. Было бы хуже, если бы я ввел вас в заблуждение».
Начиная с 1934 года Ландау сам вел поименный список выдержавших испытание. К январю 1962 года этот «гроссмейстерский» список включал всего 43 фамилии, но зато 10 из них принадлежали академикам и 26 -докторам наук.
Теорминимум - теоркурс - теор-семинар... Во всем мире были известны три ипостаси педагогической деятельности Ландау, благодаря которым он стал Учителем с большой буквы, несмотря на бескомпромиссность, резкость, прямоту и другие «антипедагогические» черты его непростого характера.
Школа Ландау была строгой, даже суровой. Нельзя было опоздать к началу теорсеминара в 11 часов утра, какие бы сверхважные события ни мешали назначенному на этот четверг докладчику вовремя добраться до института. Если кто-нибудь в 10 часов 59 минут предлагал начинать, Ландау отвечал: «Нет, у Мигдала есть еще минута, чтобы не опоздать...». И в распахнутую дверь действительно вбегал стремительный Аркадий Бейсунович Мигдал. «А ты никогда не станешь королем!» -внушал Лев Давидович многообещающему доктору наук, который был не в ладах с часами. Мигдал, не став королем, стал академиком. На семинарах Ландау беспощадно отрицал пустое теоретизирование, именуя его
патологией, и мгновенно загорался, услышав плодотворную идею.
По приглашению Петра Капицы в 1937 году Ландау возглавил отдел теоретической физики во вновь созданном Институте физических проблем в Москве. А в 1938 году Ландау был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Германии. Только благодаря вмешательству Капицы, обратившегося непосредственно в Кремль, ученый был освобожден.
В 1958 году физики, торжественно отмечая 50-летие Ландау, не могли устроить выставку его экспериментальных установок или созданных им приборов в Институте физических проблем. Зато академики и студенты, придумали и заранее заказали искусным мастерам Курчатовского Института атомной энергии мраморные скрижали - «Десять заповедей Ландау». В подражание десяти библейским заповедям на двух мраморных досках были выгравированы десять основных физических формул Ландау, о которых его ученик академик Юрий Моисеевич Каган сказал: «Это было самое расхожее из самого важного, что Дау открыл». А через четыре года после юбилея жизнь Ландау повисла на волоске... Именно это событие убеждает нас в интернационализме людей из мирового научного сообщества, преданных своим коллегам, своему делу и всей планете Земле.
Во время дорожного происшествия всю силу удара встречного грузовика испытал сидевший у двери пассажир. Это был Ландау. Машина «скорой помощи» доставила ученого в больницу. Знаменитый чешский нейрохирург Зденек Кунц, срочно прилетевший в Москву, вынес приговор: «Жизнь больного несовместима с полученными травмами». Но он выжил! В течение шести недель он оставался без сознания и почти три месяца не узнавал даже своих близких. Это чудо, чудо воскресения, сотворили вместе с врачами физики.
Психолого-педагогические науки •••
Светила медицины, такие как канадский нейрохирург Пенфилд, и светила физики, среди них сам Нильс Бор, объединили усилия, спасая Ландау. По их просьбам в Москву летели лекарства из Америки, Англии, Бельгии, Канады, Франции, Чехословакии.
Летчики международных авиалиний включились в эстафету передачи в Россию необходимых препаратов. Академики Николай Николаевич Семенов и Владимир Александрович Энгельгард уже в то самое злосчастное воскресенье, 7 января, синтезировали вещество против отека мозга. И хотя их опередили - из Англии доставили готовое лекарство, для чего на целый час задержали отправление рейса в Россию, два 70летних коллеги пострадавшего совершили настоящий прорыв! После появления ощущения выигранной борьбы со смертью Петр Леонидович Капица сказал: «...это благородный фильм, который нужно было бы назвать «Если бы парни всего мира!..» - и сразу же поправил себя, уточнив: лучше бы «Ученые парни всего мира!». Так появилось название первого газетного очерка о состоявшемся чуде воскрешения Ландау. Нильс Бор сразу решил психологически поддержать Ландау. В Шведскую королевскую академию наук ушло из Копенгагена подписанное 77-летним Бором письмо с предложением: «... Нобелевская премия в области физики за 1962 год должна быть присуждена Льву Давидовичу Ландау за то поистине решающее влияние, которое его оригинальные идеи и выдающиеся работы оказали на атомную физику нашего времени».
А Лев Давидович Ландау прожил еще шесть лет и встретил в кругу учеников свое 60-летие. Это была для него последняя юбилейная дата: в 1968 году Ландау умер от осложнений, возникших в результате полученных им травм. По состоянию здоровья Ландау не мог отправиться в Стокгольм для получения Нобелевской премии 1962 г., которой он был
57
удостоен «за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия». Премия была вручена ему в Москве послом Швеции в Советском Союзе, в больнице Академии наук. И он не мог ни подготовить, ни зачитать обязательную для лауреата нобелевскую лекцию. К величайшему сожалению Ландау, на церемонии вручения не присутствовал инициатор награждения Нильс Бор - он ушел из жизни поздней осенью 1962 года, не успев убедиться, что его последняя добрая воля по отношению к великому ученику осуществилась.
Научное наследие Ландау велико и разнообразно: трудно даже себе представить, как мог успеть это сделать один человек. Им разработана теория диамагнетизма свободных электронов - диамагнетизм Ландау (1930), вместе с Евгением Лифши-цем создана теория доменной структуры ферромагнетиков и получено уравнение движения магнитного момента - уравнение Ландау-Лифшица (1935), введено понятие антиферромагнетизма как особой фазы магнитика (1936), выведено кинетическое уравнение для плазмы и в случае кулоновского взаимодействия установлен вид интеграла столкновений для зараженных частиц (1936), создана теория фазовых переходов второго рода (1935-1937), впервые получено соотношение между плотностью уровней в ядре и энергией возбуждения (1937), что позволяет считать Ландау (наряду с Хансом Бете и Виктором Вайскопфом) одним из создателей статистической теории ядра (1937), создана теория сверхтекучести гелия, чем положено начало созданию физики квантовых жидкостей (1940-1941), совместно с Виталием Лазаревичем Гинзбургом построена феноменологическая теория сверхпроводимости (1950), развита теория ферми-жидкости (1956), одновременно с Абдусом Саламом, Ли Чжендао и Чженьнин Янгом и независимо от них предложен закон со-
Известия ДГПУ, №3, 2009
58
хранения комбинированной четности и выдвинута теория двухкомпонентного нейтрино (1957). За пионерские исследования в области ему была присуждена Нобелевская премия по физике. Огромной заслугой Ландау является создание отечественной школы физиков-теоретиков, в состав которой входили такие ученые, как И. Я. Померанчук, И. М. Лифшиц, Е. М. Лифшиц, А. А. Абрикосов, А. Б. Ми-гдал, Л. П. Питаевский, Ю. М. Каган. Научный семинар под руководством Ландау стал легендой, вошел в историю теоретической физики. Ландау является создателем классического курса теоретической физики (совместно с Евгением Лифшицем). «Механика», «Теория поля», «Квантовая механика», «Статистическая физика», «Механика сплошных сред», «Электродинамика сплошных сред», а все вместе - многотомный «Курс теоретической физики» переведен на многие языки и по сей день продолжает пользоваться заслуженной любовью студентов-физиков.
В истории науки он останется одной из легендарных фигур XX, атомного, века. По прямому свидетельству Ландау, он не испытывал ни тени энтузиазма, участвуя в бесспорно героической эпопее создания советской ядерной энергетики. Им двигали только гражданский долг и неподкупная научная честность. В начале 50-х годов он сказал: «...надо употребить все силы, чтобы не войти в гущу атомных дел...
Примечания
Целью умного человека является самоотстранение от задач, которые ставит перед собой государство, тем более советское государство, которое построено на угнетении».
Помимо Нобелевской и Ленинской премий Ландау были присуждены три Государственные премии СССР. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1946 г. он был избран в Академию наук СССР. Также он был избран членом академии наук Дании, Нидерландов, Американской академии наук, Французского физического общества, Лондонского физического общества и Лондонского королевского общества.
Жизнь и деятельность этого выдающего человека были и остаются ярчайшим примером для формирования у учащейся молодежи гражданско-патриотических чувств, столь необходимых для гармонии отношений «личность - общество».
Биографический материал о жизни и деятельности выдающихся людей, то есть ученых с мировым именем, какими были М. В. Келдыш, Л. Д. Ландау, показывает детям, как преданно и самоотверженно служили они науке, как важны упорство, настойчивость, принципиальность. Старшеклассники нередко бывали просто поражены, узнав, какое большое мужество, честность требуются от людей таких негероических профессий, как инженер, врач, учитель, ученый.
1. Биография А. Д. Ландау. Электронная библиотека НиТ [электронный ресурс]. URL: http://www.peoples.ru/science/physics/landau/ 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov.ru 3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. : Интар, 1996. С. 142.
4. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» // В. В. Путин [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru
5. Усков Н. Искусство в массы. Меняем art на fashion // Черновик. 2009. №7. 13 февраля. 6. Тучалаев C.T. Национальное образование России: методология, теория и практика (на примере содержания национально-регионального компонента образования Дагестана): Монография. Ростов на/Д., 2008. С. 13. 7. Шляков Д.В. Формирование национальной идентичности как условие воспитания гражданственности // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России. Матер. Международного педагогического форума. Секция 5. Ростов на/Д. : Изд-во РГПУ, 2006. С. 238.