Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫХ ПРОСТРАНСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫХ ПРОСТРАНСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕФОРМЫ / "НАЦИОНАЛЬНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ" / "НАЦИОНАЛЬНЫЙ КИТАЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ" / ПРЕЗИДЕНТ РФ / ИДЕОЛОГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аствацатурова Майя Арташесовна, Лю Сяоянь, Ян Фулинь

Сравнительные исследования общественно-значимых пространств РФ и КНР имеют смысл в методологических оценках трансформирующихся, реформирующихся политий при выявлении общих и дифференцированных политико-детерминированных тенденций и закономерностей. В статье анализируются ресурсы патриотической идеи как интегративной базы структурирования управленческого и образовательного общественно-значимых пространств России и Китая, выделяются популярные техники и технологии формирования патриотического сознания общества в целом, и студенческой молодежи, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-PATRIOTIC ACCENTS OF SEPARATE SOCIAL SPACES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Comparative studies of socially significant spaces of the Russian Federation and the PRC make sense in methodological assessments of the transforming, reforming polities in identifying general and differentiated politically determined tendencies and patterns. The article analyzes the resources of the patriotic idea as an integrative basis for structuring the administrative and educational socially significant spaces of Russia and China, highlights popular techniques and technologies for the formation of patriotic consciousness in society in general, and student youth, in particular.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫХ ПРОСТРАНСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 147-155 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):147-155

Политология и этнополитика

Научная статья УДК 32

doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-147-155

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫХ ПРОСТРАНСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Майя Арташесовна Аствацатурова1, Лю Сяоянь2, Ян Фулинь3

пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия, maya.astv@gmail.com

1 2, 3Хэйлунцзянский институт иностранных языков, Харбин, Китай

2xy6lena@mail

3yangfulin@hiu.net.cn

Аннотация. Сравнительные исследования общественно-значимых пространств РФ и КНР имеют смысл в методологических оценках трансформирующихся, реформирующихся политий при выявлении общих и дифференцированных политико-детерминированных тенденций и закономерностей. В статье анализируются ресурсы патриотической идеи как интегративной базы структурирования управленческого и образовательного общественно-значимых пространств России и Китая, выделяются популярные техники и технологии формирования патриотического сознания общества в целом, и студенческой молодежи, в частности.

Ключевые слова: патриотическая идея, общественно-значимое пространство, реформы, «национальный российский патриотизм», «национальный китайский патриотизм», Президент РФ, идеология реформирования, социальные ориентиры студенчества

Для цитирования: Аствацатурова М. А., Лю Сяоянь, Ян Фулинь. Гражданско-патриотические акценты отдельных общественно-значимых пространств Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 147-155. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-147-155.

Politology and Ethnopolitics

Original article

CIVIL-PATRIOTIC ACCENTS OF SEPARATE SOCIAL SPACES OF THE RUSSIAN FEDERATION

AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Maya A. Astvatsaturova1, Liu Xiaoyan2, Yang Fulin3

1Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia, maya.astv@gmail.com 2, 3Heilongjiang Institute of Foreign Languages, Harbin, China 2xy6lena@mail 3yangfulin@hiu.net.cn

Abstract. Comparative studies of socially significant spaces of the Russian Federation and the PRC make sense in methodological assessments of the transforming, reforming polities in identifying general and differentiated politically determined tendencies and patterns. The article analyzes the resources of the patriotic idea as an integrative basis for structuring the administrative and educational socially significant spaces of Russia and China, highlights popular techniques and technologies for the formation of patriotic consciousness in society in general, and student youth, in particular.

Keywords: patriotic idea, socially significant space, reforms, "national Russian patriotism", "national Chinese patriotism", President of the Russian Federation, ideology of reform, social guidelines of students

For citation: Astvatsaturova M. A., Liu Xiaoyan, Yang Fulin. Civil-patriotic accents of separate social spaces of the Russian Federation and the People's Republic of China. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):147-155. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-147-155.

© Аствацатурова М. А., Лю Сяоянь, Ян Фулинь, 2021

Гражданско-патриотическая проблематика политического знания является историко- и социально детерминированной, постоянно пополняемой научно-исследовательскими изыскания по нескольким причинам [1]. Среди множества современных потребностей, которые побуждают к политологическому осмыслению патриотизма, назовем следующие. 1. Изменение, а точнее, уход старого миропорядка и формирование новой геополитической архитектуры, которая наполнена противоречиями, проблемами, инцидентами. 2. Кризис, с одной стороны, международных ассоциаций и форматов межгосударственных отношений и в тоже время, кризис национальных государств, которые оказались неспособны противостоять вызовам современности. 3. Распад традиционных идеологий как идеологий национал-патриотизма, народного патриотизма в условиях жестких диссонансов государств (как власти] и граждан (как населения]. 4. Расщепление национальных гражданских пат-риотизмов (как патриотизма нации-государства] на множество социально-дифференцированных и часто противостоящих друг другу патриотизмов (этнический, региональный, гендерный, религиозный, профессиональный и др.], имеющих конфликтогенные составляющую.

Учитывая данные обстоятельства, подчеркнем необходимость изучения патриотизма и как феномена, и как института, в том числе и в сравнительном аспекте. В этом плане имеют смысл сравнительные политологические исследования, относящиеся к гражданско-патриотическому содержанию отдельных общественно-значимых пространств России и Китая. Сегодня РФ и КНР развиваются на новой политико-доктринальной базе, которая включает демократическое народовластие, республиканскую форму правления, многопартийность, а также сильные позиции национальных лидеров - Президента РФ В. Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина [2]. Сотрудничество России и Китая в последние 20 лет осуществлялось в соответствии с Договором 2001 г. [3]. В 2021 г. политическое руководство обеих стран - Президент РФ В. Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин -подтвердили взаимную заинтересованность в продолжении всестороннего сотрудничества на основе солидарных политических идеалов и доктрин1.

Кейс 1. Гражданско-патриотическое содержание современных общественно-значимых управленческих пространств РФ и КНР

Общественно-значимое управленческое пространство современной РФ отличается патриотической, гражданской направленностью, основанной на традиционных общероссийских ценностях, близких и понятных большинству населения страны. Главным стержнем объединения российского народа как гражданской нации выступает патриотизм в его традиционном понимании - как любви к Родине [4].

В то же время патриотизм является базой взаимодействия и согласия граждан и государства. Такое согласие может быть рассмотрено как основа дальнейшего поступательного развития Российского государства и российского общества и позиционирования РФ на международной арене [5]. Именно патриотическое признание гражданами значимости государства, легитимности власти, эффективности национальных лидеров становится необходимым условием упрочения суверенитета государства, его экономической, военно-политической мощи, а соответственно, и упрочения национальной и человеческой безопасности.

Функционал политических руководителей России (в различных исторических эпохах, общественно-экономических и политико-системных формациях] традиционно имеет четкий патриотический характер, который предусматривает актуализацию величия, несокрушимости и глобальной мировой значимости страны. Данные черты присущи функционалу Президента РФ В. Путина, который декларирует идеи разумно-патронажного традиционализма и консерватизма. Деятельность Президента РФ, а также такой политической партии, как «Единая Россия», является главным общественно-значимым управленческим пространством популяризации российского гражданского патриотизма. Глава Российского государства выделяет патриотические сюжеты через обращение к ис-торико-героическим образам российских, советских людей, которые совершали подвиги во имя свободы народа и независимости государства.

Речи, послания Президента РФ содержат апелляции к истории страны и утверждения о том, что «Патриотизм - в характере нашего народа, и мы знаем, на какую героическую высоту он поднимает людей, когда Родина в опасности»2. Глава РФ актуализирует величие народного подвига в периоды испытаний (Великая Отечественная война 1941-1945 гг., распад СССР], а также и в период

1 Беседа с Председателем КНР Си Цзиньпином. 28 июня 2021 года / / Президент РФ http://www.kremlin.ru/events/president/news/65940

2 Путин назвал патриотизм одной из черт характера россиян // Известия. Политика. 22 февраля 2018 г. https://iz.ru/712312/2018-02-22/putin-nazval-patriotizm-odnoi-iz-chert-kharaktera-rossiian

манифестных этнополитических конфликтов 90-х гг. ХХ в - начала 2000-х гг. XXI в.1 Именно патриотизм Президент РФ считает безусловным стержнем национальной идеи россиян2, так как усматривает в патриотизме ресурс стабильности российского общества, а также и динамики общественно-значимого управленческого пространства РФ.

Гражданский патриотизм в современной КНР базируется на позитивной перцепции китайскими гражданами своей страны как великой цивилизации, а также и правящей Коммунистической партии Китая, и Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина как эффективного управленца. Основным общественно-значимым управленческим пространством утверждения гражданско-патриотических ценностей в общественно-политическом процессе КНР является пространство КПК, Государственного совета Китая и Правительства КНР. Руководство КНР пропагандирует патриотизм и как «глубокие чувства людей к своей Родине, и как основу нравственной нормы для регулирования отношений между личными интересами и интересами Родины, и как политический принцип» [6].

КПК традиционно рассматривает упрочение гражданского патриотизма китайской нации как важнейшее направление своей деятельности. Так, на первом заседании XII Всекитайского собрания народных представителей в 2015 г. Председатель КНР Си Цзиньпин отметил: «Патриотизм всегда был духовной силой, которая прочно объединяла китайскую нацию, а реформы и инновации всегда были той духовной силой, которая подталкивала нас идти в ногу со временем в реформах и открытости"3. В доктринальных документах КПК зрелость патриотических убеждений населения непосредственно соотносится со стабильностью и перспективами нации. В этой связи Председатель КНР Си Цзиньпин отметил: «Возвеличивая национальный дух и дух эпохи, усиливая воспитательную работу в духе патриотизма, коллективизма и социализма, необходимо ориентировать людей на формирование правильной системы взглядов на историю, нацию, государство и культуру»4.

Программные документы КПК сохраняют приверженность концептам марксизма, продолжая его принципы в современных социалистических преобразованиях. Политико-управленческая доктрина современного руководства Китая предусматривает широкий фронт реформ и инноваций [7]. Осмысление и понимание духа времени - важная задача политического управления в Китае, в ходе которого культивируются и «внедряются в практику основные ценности социализма, и распространяются социалистическое понятие чести и позора». Патриотическое содержание общественно-значимого управленческого пространства Китая предусматривает акцентирование свойств морали и нравственности - честности, правдивости, добросовестности, ответственности, коллективизма.

Кейс 2. Некоторые направления и технологии воспитания гражданского патриотизма в общественно-значимых образовательных пространствах РФ и КНР

В РФ с начала 2000- х гг. воспитательное воздействие на молодежь возобновлено на новом уровне в рамках патриотических политических доктрин и государственных программ РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Также важно отметить Указ Президента РФ В. Путина 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в котором предусматривается укрепление духовно-нравственных основ российского общества, усиление патриотического воспитания молодежи5.

Система образования и воспитания молодежи в РФ строится на правовой базе - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который прописывает необходимость не только образования, но и воспитания учащихся, студентов. При этом образование признается «общественно-значимым благом», а воспитание определяется с акцентированием гражданских и патриотических начал/ «деятельность, направленная на развитие личности., формирование у обучающихся чувства

1 Путин назвал патриотизм, любовь к семье и Родине главными чертами российского общества. Как отметил президент, эти ценности в немалой степени являются основой суверенитета страны // ТАСС. 18 июня 2020 г. https://tass.ru/obschestvo/8765261

2 Путин предостерег от «квасного» и «затхлого» патриотизма. РБК. Политика. 10 мая 2020 г. Подробнее на РБК // https://www.rbc.ru/politics/10/05/2020/5eb7ac579a7947e750a4bc6f

3 Материалы XII Всекитайского собрания народных представителей 30 декабря 2015 г. (кит. МШ&-

:gHi^MФЯ^^SE).http://news.youth.cn/wztt/201512/t20151230_7476831.htm

4 Си Цзиньпин. Доклад на XIX съезде КПК 27 октября 2017 г. (кит. Щ http://www.gov.cn/zhuanti/2017-10/27/content_5234876.htm.

5 Указ Президента РФ В. Путина от 20 октября 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» // КонсультантПлюс.

https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=385005&dst=100001#Kg07BqS1RPbR5HrU

патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.

Система формирования у российской молодежи гражданских патриотических начал включает составление учебных планов школьного образования и по направлениям подготовки в системе высшего образования. Они включают дисциплины исторического, социокультурного, общественно-политического содержания, которые создают целостное историческое сознание и активную гражданскую позицию у учащихся. С 1994 г. в стране действует профильный федеральный орган, прошедший несколько организационных стадий - в настоящее время - Федеральное агентство по делам молодежи - Росмолодежь. Примечательно, что каждый субъект РФ имеет в структуре органов региональной власти орган, который реализует молодежную политику в нескольких основных направлениях, среди которых патриотическое воспитание занимает существенное место.

Патриотической направленностью отличается деятельность молодежных общественных организаций, прежде всего, Российского Союза Молодежи (РСМ]. Его инициативы предусматривают целевое патриотическое просвещение молодежи и системные патриотические акции: помощь ветеранам, организацию постов у вечных огней, заботу о памятниках и мемориалах, проведение тематических акций и флэш-мобов.

Большая работа по патриотическому воспитанию молодежи проводится руководством КНР. В ноябре 2019 г. ЦК КПК и Государственный совет Китая на портале Правительства КНР опубликована «Программа реализации патриотического воспитания патриотизма в новую эру». В ней подчеркивается, что «Патриотизм — это национальное сердце и душа китайской нации, важнейшее духовное богатство китайской нации и мощная духовная движущая сила для китайского народа и китайской нации в защите национальной независимости и национального достоинства»2. В Программе обращается внимание на патриотическое воспитание молодежи и детей в образовательных организациях: занятия по идеологической и политической теории, опубликование целевых изданий о патриотическом воспитании, организация практических патриотических акций и т.д.

Особое внимание уделяется идейной составляющей патриотического воспитания китайской молодежи, которое реализуется в традиционных для социалистических и коммунистических систем направлениях. В КНР действуют организации Коммунистического союза молодежи Китая -Комсомола Китая (кит. ФН^^^^^^Ш], который образован в 1920 г. Сам обряд вступления в ряды комсомола, который предусматривает торжественное принесение присяги, позволяет упрочивать у молодого гражданина сознание принадлежности к государству, гражданству, а также и коллективизм. В ходе идейно-нравственного воспитания формируется осознание гражданской идентичности, единства, достоинства и чести по отношению к своей Родине, нации и культуре. Патриотизм предполагает высокие моральные требования к гражданину, а также и правовые нормы, которые регулируют отношения между гражданином и Родиной3.

Общая практика патриотического воспитания китайской молодежи включает проведение массовых мероприятий, посещение мемориальных залов, музеев, участие в военных сборах, зимних и летних лагерях. Действуют центры патриотического воспитания разных уровней и типа, стимулирующие патриотический энтузиазм, накопление социальных инициатив и воспитание национального духа.

Широкие возможности для патриотического воспитания молодежи предоставляет празднование государственных праздников. Такие праздники, как Праздник труда, День образования КНР, День образования КПК, День создания народно-освободительной армии Китая имеют оборонно-патриотическое содержание и сопровождаются целевыми массовыми акциями «Я и моя Родина». Информационные, пропагандистские, культурно-массовые мероприятия патриотического характера проводятся также и в режиме онлайн. Используются тематические ролики, видео, документальные фильмы, микрофильмы, распространяющие исторические и современные достижения

1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

2 В Китае опубликован план действий по усилению патриотического воспитания. 13 ноября 2019 г. http://russian.people.com.cn/n3/2019/1113/c31521-9631952.html

3 Ло Годзе, Ся Вэйдун. Идейно-нравственное воспитание и законодательная база // Издательство высшего образования. Пекин. 2015. 2015).

китайской культуры и патриотической идеи, которые представлены в социальных сетях, в коммуникационной системе Вичат - WeChat (кит. !ШМ), в блогах.

В РФ и КНР большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи в рамках общественно-значимого образовательного пространства. В вузах России и Китая действуют специальные структурные подразделения, службы кураторов, студенческие союзы и ассоциации, которые интегрируют патриотизм в учебный процесс, в научно-исследовательскую работу студентов, во внеаудиторную работу, в инициативные и добровольческие акции. При этом между многими вузами РФ и КНР организовано творческое сотрудничество в сферах образования, науки, общественных инициатив [8].

Пятигорский государственный университет (ПГУ) как один из ведущих вузов Ставропольского края, региона Кавказских Минеральных Вод и Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) РФ осуществляет широкую систему воспитательных мероприятий, основанную на патриотических, гуманистических принципах. В вузе с 2007 г. действует Управление по формированию социальных компетенций, гражданскому воспитанию и подготовке выпускников к трудоустройству и будущей карьере. Его функционал включает формирование высококомпетентного выпускника университета, успешного профессионала, сознательного гражданина, культурного человека. Патриотическое воспитание студентов ПГУ осуществляется в общей Стратегии ПГУ-2050 «Обгоняя время: преобразовательный (креативно-инновационный) университет в действии». Ректорат и руководство высших школ и институтов ПГУ воплощают такие направления патриотического воспитания студентов, как: формирование целостного исторического сознания, общественно-политической грамотности. Важны образовательные и широкие социальные компетенции, которые приобретаются студентами, навыки волонтерства, гражданского участия, организации гуманитарных акций.

Студенты ПГУ, объединенные во многие общественные организации (союзы, советы, клубы, дискуссионные площадки) являются носителями: локального университетского патриотизма -«Пятигорский государственный замечательный университет»; регионального северокавказского патриотизма - «Северный Кавказ - уникальный многонациональный поликультурный регион России»; общероссийского патриотизма - «Россия - наш общий дом». Патриотическое воспитание в ПГУ осуществляется в двух магистральных направлениях, которые обусловлены социальной спецификой РФ, Северного Кавказа. Во-первых, студенты идентифицируют себя как члены российской нации и граждане одного из самых влиятельных и мощных государств мира. Во-вторых, студенты идентифицирует себя как члены своего народа, имеющего уникальную культурную самобытность. В ПГУ действуют 17 центров национальных культур, где студенты могут реализовать свои интересы в изучении языков, культур, обрядов и традиций.

Общие патриотические идеи, которые имеют гражданскую, гуманистическую обусловленность, реализуются как в обычной практике социального общения студенчества, так и в ходе государственных праздников России - День России, День народного единства, День государственного флага России, День Победы, а также День Ставропольского края, День города Пятигорска и др.

Хэйлунцзянский институт иностранных языков (НШ) является одним из молодых и успешных вузов Китая, который организован в Харбине в провинции Хэйлунцзян. НШ осуществляет подготовку по многим гуманитарным специальностям и имеет широкую профессиональную учебно-методическую и научно-исследовательскую базу для подготовки студентов со знанием иностранных языков. Общественные союзы студентов принимают участие в подготовке и проведении партийных мероприятий и «комсомольских дней», тематических собраний классов и групп. Патриотическая тематика широко использована в создании современного цивилизованного кампуса НШ через девизы классов и студенческих групп, популяризацию истории вуза, патриотические песни и гимны учебного заведения и через внедрение патриотической тематики в культурные мероприятия в кампусе.

Учебные планы НШ предусматривают большой объем дисциплин и мероприятий, которые имеют историко-патриотическую, социально-патриотическую, военно-патриотическую направленность. Так, в первый период поступления в институт осуществляется обучение студентов «Военному делу», которое включает строевые занятия с целью воспитания коллективного духа, дисциплины, ответственности. На первом - втором курсах студенты НШ всех направлений подготовки изучают ряд общеобразовательных дисциплин идейно-политического содержания. Это: «Основные принципы марксизма», «Краткое изложение современной истории Китая», «Введение в идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина и идея «Тройного представительства» (идеологическая концепция КПК, введённая председателем КНР Цзян Цзэминем)» и «Идейно-нравственное воспитание и законодательная база».

Патриотическое воспитание осуществляется и во внеаудиторном процессе. Ректорат и преподавательский состав организует партийную и комсомольскую жизнь, массовые мероприятия, добровольческие акции гражданской направленности. В HIU организованы мемориальные зоны, где показаны сюжеты Второй мировой войны, представляющие героизм китайских солдат и преступления японских военных. Демонстрируются фильмы патриотического содержания, проводятся лекции и экскурсии в центры патриотического воспитания, например, Музей революции провинции Хэйлунцзян, Музей павших героев Северо-Востока и др. Целевая агитационная, пропагандистская и информационная деятельность руководства HIU нацелена на воспитание студентов-общественников, имеющих высокий уровень гражданского сознания.

Кейс 3. Сравнительные показатели гражданско-патриотических ориентиров студентов Пятигорского государственного университета (ПГУ) и Хэйлунцзянского института иностранных языков (HIU).

Для успешного патриотического воспитания студентов важен мониторинг социальных настроений и ориентиров молодёжи. С этой целью в 2020/2021 учебном году проведен блиц-опрос (выборочный и нерепрезентативный] студентов ПГУ и HIU по теме «Патриотизм в воспитании и социализации современного студенчества»1. В ходе опроса устанавливалось мнение студентов о том, что такое патриотизм и кто такой патриот, для чего нужно быть патриотом, что предполагает любовь к своему Отечеству. Также выяснялись: мнение студентов о том, что включает в себя гражданское понимание патриотизма; каковы источники информации о патриотизме; что подразумевает понятие «российский патриотизм» и «китайский патриотизм» и др.

Результаты опроса студентов ПГУ2. Как показали выбранные студентами ПГУ варианты ответов, большинство опрошенных (86%) считают, что патриотизм - это воспитанное сознание, 10% опрошенных отметили, что это - врожденное чувству, 8% опрошенных указали, что это - политический принцип. Чуть больше половины опрошенных считают, что патриот, это тот: кто знает историю своей страны (58% ответов], кто соблюдает законы своей страны (38% ответов], кто поддерживает политику главы государства (16% ответов]. Мнения студентов о том, почему нужно быть патриотом распределись следующим образом: 26% ответов - патриот служит своей Родине, 30% ответов - патриотизм граждан - условие безопасности и независимости страны, 22% ответов -патриотизм делает человека сильнее, 22% ответов - затрудняются ответить. Симптоматичные ответы дали студенты на вопрос о том, что предполагает любовь к своей Родине. Так, респонденты выбрали варианты: 34% - любовь к ее истории и культуре, 50% - любовь к своим родным местам, к «малой Родине», 14% - любовь к своим родителям и близким людям, 2% - готовность встать на защищу своей страны. Отвечая на вопрос о гражданском содержании патриотизма, студенты выбрали варианты: 48% - знание законов страны и их исполнение; 24% - понимание интересов Родины на международной арене; 14% -- знание политики своего государства; 12% затруднились ответить.

Как показали ответы, главными источниками информации о патриотизме являются семья и школа или вуз (образовательное учреждение]. Так о патриотизме узнали: 38% - от своих родителей, 34% - от школьных учителей и преподавателей вуза, 24% - из СМИ и интернета, 4% респондентов затруднились ответить. В то же время отметили: что проблема патриотизма редко обсуждается в социальных сетях - более половины студентов, что обсуждается часто - более трети студентов, что вообще не обсуждается - единицы. В ходе опроса акцентировалась проблема патриотизма гражданской нации. Ответы студентов свидетельствуют о традиционном понимании российского патриотизма, прежде всего, как любви к Родине (56% ответов], как знания истории и культуры России (30% ответов], как поддержка политики РФ (10% ответов].

Студенты определяли, какие дисциплины учебных планов институтов и высших школ ПГУ нацелены на формирование патриотического сознания, а именно: 59% ответов - история, социология, 31% ответов - история России, культурология, 10% ответов - право, политология, литература. Также студенты указали праздники и акции, способствующие формированию патриотизма. Это, прежде всего, празднование Дня Победы - 9 мая, Дня России, Дня национального единства,

1 Опрос проводился методом «снежного кома» по инструментарию Научно-образовательного центра политических и этнополитических исследований Пятигорского государственного университета.

2 В ПГУ были опрошены по 50 студентов (80% - девушки, 20% - юноши, в большинстве проживающие в Пятигорске, также в Ессентуках, Кисловодске) первых-пятых курсов таких направлений подготовки, как «Перевод и переводоведение», «История», «Психология служебной деятельности». Большинство студентов - выходцы из Ставропольского края, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестана. Большинство опрошенных (78%) не являются членами общественных организаций.

а также Дня национальностей, который традиционно проводится в ПГУ. Вызывают большой интерес ответы на вопрос о том, формируют ли преподаватели ПГУ патриотизм у студентов. Ответы распределились следующим образом: 38% ответов -формируют достаточно, 18% ответов - формируют, но недостаточно, 24% ответов - не формируют, 20% ответов - затрудняюсь ответить.

Аналогичный опрос по тому же инструментарию параллельно проведен в НШ1. Определяя патриотизм, чуть более половины китайских студентов (54%) ответили, что это врожденное чувство, четверть (26%) указали, что это воспитанное сознание, некоторые (18%) отметили, что это политический принцип. В определении патриота студенты в большинстве отметили, что это: тот, кто знает законы своей страны (90%); тот, кто знает историю своей страны (68%); тот, кто поддерживает политику главы государства (40%). Студенты отмечают, что патриот - это тот, кто служит своей Родине (42%), а патриотизм граждан - условие безопасности и независимости страны (46%).

Китайские студенты считают, что любовь к своей Родине проявляется через: знание ее истории и культуры (66%), уважение к которым чрезвычайно значимо в Китае; любовь к своим родным местам, к «малой Родине» (24%). 50% студентов отметили, что гражданское содержание патриотизма это - знание и исполнение законов своей страны. 30% отметили, что это - понимание интересов Родины на международной арене; 20% отметили, что это знание политики своего государства

Студенты НШ в качестве первого по значимости источника знаний о патриотизме назвали: школьных учителей и преподавателей вуза (46%), на втором месте - родителей (30%), на третьем месте - СМИ и интернет (22%). Половина опрошенных студентов указали, что проблема патриотизма часто обсуждается в социальных сетях; в то же время более трети отметили, что данная проблема обсуждается редко. Определяя национальный - китайский патриотизм, студенты НШ ответили, что это, прежде всего, любовь к великому Китаю, на втором месте это - поддержка политики Китая и на третьем месте это - знание истории и культуры Китая.

Студенты в своем большинстве указали четыре дисциплины из учебных планов факультетов НШ, которые связаны с проблематикой патриотизма. Это: «Идеи Мао Цзэдуна. Социализм с китайской спецификой», «Современная история Китая», «Основные положения марксизма», «Духовно-нравственные и правовые основы воспитания». Опрос позволил выявить формы и методы воспитательной работы, которые имеют наибольший успех у студентов. Среди них: «Посещение исторического музея» «Посещение музея мира», «Посещение музея преступления японских захватчиков 731-ого отряда», «Посещение музея Северо-Восточной антияпонской объединённой армии», «Партийная и комсомольская деятельность», «Мероприятия в честь 100-летнего юбилея КПК», «Национальный праздник День образования Китая». Отмечены фильмы о патриотизме, уроки морального воспитания, собрания на тему патриотизма, поднятие государственного флага, комсомольская и партийная учеба, изучение истории и устава КПК. При этом 79% студентов отметили, что патриотизм в вузе преподаватели формируют недостаточно, а 32% отметили, что достаточно.

Некоторые обобщения

Сравнительное осмысление гражданско-патриотических акцентов отдельных общественно-значимых пространств России и Китая, свидетельствует о том, что они не идентичны. Однако общей идейной основой диалога государства и общества, власти и граждан и России и Китая выступает патриотизм. Российский патриотизм и китайский патриотизм имеют общие обусловленности и причинно-следственные факторы, а именно: впечатляющая история, великая цивилизация и культура, выдающаяся геополитическая позиция, сильная государственность, авторитетные правители и национальные лидеры. В качестве общих сущностно-содержательных свойств патриотизма российского общества и патриотизма китайского общества отметим их историко-детерминиро-ванную природу, организационно-интегрирующий традиционализм, политико-консолидирую-щий функционал. Ведущая роль в обеспечении гражданско-патриотических акцентов общественно-значимого управленческого пространства и в РФ и в КНР принадлежит руководителям государств - Президенту РФ В. Путину и Председателю КПК Си Цзиньпину.

В качестве различий стоит указать на идеологизированность гражданско-патриотических акцентов общественно-значимого управленческого пространства КНР, которое базируется на идеологии марксизма, а также на партийно-политических концепциях КПК. Патриотические ориентиры современного китайского общества гораздо больше соотносятся с деятельностью КПК, чем

1 Опрос проведен в НЮ среди 50 студентов третьего курса Хэйлунцянского института иностранных языков факультета русского языка (большинство девушки - 86% и 14% - юноши, возрастом от 18 до 23 лет из провинций Хэйлунц-зян, Хэбей, Синьцзян (автономный район в КНР), Юньнань, Гуадунь, все проживают в Харбине). Из опрошенных студентов большинство (74%) являются членами общественно-политипических организаций (комсомольцами или коммунистами).

патриотические ориентиры современного российского общества соотносятся с деятельностью «Единой России», КПРФ или иных партий. И если в КНР партийность в широком идейно-политическом и политико-организационном смысле выступает неотъемлемым фактором общественно-значимого управленческого пространства, то в РФ партийность не представляется российским гражданам значимым фактором общественного функционирования и не соотносится с деятельностью Президента РФ как национального лидера.

И в РФ, и в КНР общественно-значимым пространством воспитания гражданского патриотизма молодёжи являются образовательные организации, что зафиксировано в доктринальных политических и правовых документах. Вузы РФ и КНР проводят системную аудиторную и внеаудиторную работу по формированию активной гражданско-патриотической позиции студенчества, что иллюстрирует деятельность Пятигорского государственного университета (Пятигорск] и Хэйлунц-зянского института иностранных языков (Харбин]. Среди опрошенных российских и китайских студентов отмечаются схожие позиции в понимании патриотизма, свойств патриота, содержания «национального патриотизма», а также таких позиций, как нужность патриотизма, содержание любви к Родине, источники информации о патриотизме, дискурс патриотизма в СМИ и др. Также в качестве общих ориентиров российскими и китайскими студентами выделяются государственные общественно-значимые праздники, героико-патриотического содержания.

В то же время, если российские студенты в подавляющем большинстве считают, что патриотизм - это «воспитанное сознание», то половина китайских студентов указывают, что патриотизм -это «врожденное чувство». Более половины российских студентов отметили, что патриот - это тот «кто знает историю своей страны», тогда как китайские студенты почти в абсолютном большинстве отметили, что это - тот «кто знает законы своей страны». Если российские студенты узнают о патриотизме практически в равной степени от родителей и от школьных учителей и преподавателей, то китайские студенты в качестве первого по значимости источника назвали школьных учителей и преподавателей вуза, а родителей указали на втором месте. Симптоматичной характеристикой опрошенных было их участие в общественных организациях: среди китайских студентов - почти 74% и среди российских студентов - только 22%.

Проведенное исследование подтверждает вступительные тезисы о том, что гражданский патриотизм является идейно-мировоззренческой базой оптимизации общественно-значимых пространств и РФ и КНР и основой консолидации и российского общества и китайского общества. Также очевидно, что патриотизм является стержнем политического и политико-управленческого функционала лидеров РФ и КНР, которые пользуются большим авторитетом у граждан.

Основой упрочения гражданского единства российской нации и китайской нации является патриотическое сознание молодежи, формируемое в общественно-значимом образовательном пространстве. В этой связи очевидной необходимостью является постоянное обновление форм, методов и технологий всей работы с молодежью с учетом современных внутренних и внешнеполитических вызовов и рисков.

Список источников

1. Абрамов А. В. Современный российский патриотизм как маркер гражданской идентичности личности и общества // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: История и политические науки. 2014. № 3. С. 216.

2. Се Фучжань. Содействовать развитию российско-китайских отношений в новую эпоху на более высокий уровень // Сборник эссе к 20-летию подписания российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Пекин. 2021. С. 3.

(кит. /шм^шдагмш' язт

3. Ли Чжоу. Воспоминания о подписании «Китайско-российского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» // Сборник эссе к 20-летию подписания российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Пекин. 2021. С. 65. (кит.

4. Селезнева А.В. Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 200-208.

5. Лубский А. В. Патриотизм и гражданственность в российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в российском патриотизме // Гуманитарий Юга России. 2019. № 2. С. 47-50.

6. Сюн Дахой. Патриотизм в эпоху глобализации // Издательство Китайского горного университета. Китая. Пекин. 2013. Кит./f¡^РРЙШЙ^ГО^ШШЁ^З.

7. Лу Си. Фундаментальные исследования - основа инноваций // Китай. 2018. № 3. С. 24-26.

8. Маслов A. A. Россия-Китай: этапы и проблемы образовательного обмена в XX-XXI вв. // Сотрудничество России и КНР в сфере образования: анализ прошлого и перспективы будущего: материалы III Российско-китайской конференции «Двустороннее научно-образовательное сотрудничество России и Китая». М., 2009. С. 35-39.

References

1. Abramov A. V. Modern Russian patriotism as a marker of civil identity of the individual and society. Bulletin of the Moscow State Regional University. Ser.: History and Political Sciences. 2014;(3):216-218. (In Russ.)

2. Xie Fuzhan. To promote the development of Russian-Chinese relations in a new era to a higher level. In: Collection of essays on the 20th anniversary of the signing of the Russian-Chinese treaty on good Neighborliness, friendship and cooperation. Beijing. 2021:3. (In Russ.]

3. Li Zhou. Memoirs of the signing of the "Sino-Russian Treaty on Good-neighborliness, Friendship and Cooperation". In: Collection of essays on the 20th anniversary of the signing of the Russian-Chinese treaty on good-neighborliness, Friendship and cooperation. Beijing. 2021:65. (In Russ.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Selezneva A. V. Patriotism as a political value: political and psychological analysis. Bulletin of Tomsk State University. Ser.: Philosophy. Sociology. Political science. 2017;(38):200-208. (In Russ.)

5. Lubsky A. V. Patriotism and citizenship in Russian society, or how to overcome the lack of citizenship in Russian patriotism. Humanities of the South of Russia. 2019;(2):47-50. (In Russ.)

6. Xiong Dahoi. Patriotism in the era of globalization. Chinese Mining University Press. China. Beijing. 2013. №№ Ш^-ЩШЗ (In Chinese)

7. Lu Cy. Fundamental research - the basis of innovation // China. 2018. (3):24-26. (In Russ.)

8. Maslov A. A. Russia-China: stages and problems of educational exchange in the XX-XXI centuries. In: Cooperation between Russia and China in the field of education: analysis of the past and prospects for the future: materials of the III Russian-Chinese conference "Bilateral scientific and educational cooperation between Russia and China". Moscow; 2009:35-39. (In Russ.).

Информация об авторах

М. А. Аствацатурова - докт. полит. наук, проф., директор Научно-образовательного центра политических и этнополитических исследований; Лю Сяоянь - докт. филолог. наук, проф.; Ян Фулинь - проректор.

Information about the authors

M. A. Astvatsaturova - Doctor of Political Sciences, Professor, Director of the Scientific and Educational Center for Political and Ethnopolitical Research; Liu Xiaoyan - Doctor of Philology, Professor; Yang Fulin - Vice-rector.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.11.2021; одобрена после рецензирования 03.12.2021; принята к публикации 06.12.2021.

The article was submitted 19.11.2021; approved after reviewing 03.12.2021; accepted for publication 06.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.