договором срока или события) эскроу-агент обязан передать депонированное имущество бенефициару в соответствии с условиями договора эскроу. Если указанные в договоре основания передачи имущества бенефициару в течение срока действия договора эскроу не возникают, эскроу-агент обязан вернуть полученное имущество депоненту (п. 2 ст. 926.1 Проекта).
1 Подробнее об этом см.: Батин В.В. Договор условного депонирования (эскроу) и договор счета эскроу: соотношение обязательств и перспективы сосуществования // Юридическая наука. 2014. № 2. С. 67-69; Батин В.В., Блинкова Е.В. Заключение, изменение и расторжение (прекращение) договора условного депонирования (эскроу) // Актуальные проблемы гражданского права: сборник научных статей по материалам Межрегионального круглого стола по гражданскому праву (Краснодар, 13 марта 2013 г.). Краснодар, 2013. С. 30-35.
А.Н. Левушкин
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИСТОЧНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье исследуются некоторые вопросы состояния гражданского законодательства на постсоветском пространстве; выявляются общие направления развития и включение национальной специфики в нормативные акты. Анализируются тенденции закрепления в качестве источников права актов Конституционного и Верховного судов РФ; рассматриваются проблемы нормотворчества органов местной власти в области создания гражданско-правовых норм.
Ключевые слова: источник гражданского права; гражданское законодательство; гражданский кодекс; Содружество Независимых Государств.
A.N. Levushkin
THE CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A CIVIL LAW SOURCE ON THE POST-SOVIET TERRITORY
This article examines some of the issues of the civil law's condition in post-Soviet space. Identifying the general directions of development and the inclusion of national specificity in the regulations. Analyzes trends of consolidation of acts of the constitutional and Supreme courts as the sources of law. Considered problems of civil law norms making by the local authorities. Keywords: source of civil law; civil law; civil code; Commonwealth of Independent States.
В настоящее время в связи с тем, что за рамки определения формального источника гражданского права выведена идеология власти, выражающаяся в определении О.С. Иоффе через волю господствующего класса в лице социалистического государства, можно заключить, что последняя потеряла свою значимость после распада СССР, и, как следствие, сделала предложенные авторами советского периода определения источников гражданского права неприменимыми к нынешним условиям. Считать, что идеология как механизм воздействия на гражданские отношения и вовсе утратила своё значение, было бы слишком категорично. Скорее, следует говорить о том, что она претерпела изменения в своей основе в связи
© Левушкин Анатолий Николаевич, 2015
Доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса (Ульяновский государственный университет); е-таП: [email protected]
А.Н. Левушкин • Гражданский кодекс Российской Федерации как источник гражданского права на постсоветском пространстве
с развитием в России идей частного права, на идеологических основах которого и формировалось современное отечественное гражданское законодательство. Так, например, по мнению С.С. Алексеева, содержащийся в Гражданском кодексе РФ нормативный материал базируется не просто на «идеологии частного права», а в его основе лежит целая философия — «философия свободы, самостоятельности и независимости участников хозяйственной, экономической деятельности. Та философия, которая вполне может стать духовной основой идущих в России преобразований»1.
Логичен вопрос: привела ли произошедшая в нашей стране на рубеже веков смена идеологии к полному отрицанию и неприятию советского наследия, в частности опыта регулирования гражданско-правовых отношений посредством, например, государственно-властных форм отраслевых источников права? Думается, что нет, т.к. всё постсоветское правовое пространство в целом (за исключением стран Балтии, в которых, например, Латвия пошла по пути восстановления досоветской правовой системы) формировалось под влиянием советского союзного законодательства, в соответствии с его принципами и иерархией.
Прекращение существования Союза ССР и формирование на основе его республик самостоятельных независимых государств привело к необходимости создания национальных гражданских законодательств со своими источниками. Как отмечают Р.А. Барков и О.Е. Блинков, «если с распадом СССР проблема единообразия гражданского законодательства как внутренняя проблема федеративного государства перестала существовать, то появилась ещё более сложная проблема — унификация гражданского законодательства новых государств на постсоветском пространстве»2. Объединившись в Содружество Независимых е Государств (СНГ), бывшие союзные республики, пытались при создании нацио- и нального законодательства унифицировать правовые нормы, создав для этого ¡?
Т5
специальный межгосударственный орган — Межпарламентскую Ассамблею о
государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), как §
консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов. а
Стремясь к сохранению экономического единства, оптимальное достижение кото- |
рого возможного только в условиях единого подхода к правовому регулированию, е
в поисках перспективных направлений гармонизации национальных правовых о
систем заинтересованные государства пришли к выводу о необходимости исполь- р
зования специфического способа правовой унификации — с помощью междуна- Ч
родных модельных норм — законодательных актов рекомендательного характе- о
ра, разработанных с целью сближения правового регулирования в направлении к
гармонизации нового законодательства государств-участников СНГ. Как пишет м
А.А. Богустов, «модельный ГК принят за основу национальных гражданских I
кодексов Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, ¡§
с
Узбекистана. Законодатели Азербайджана, Грузии, Молдовы, Туркменистана, 00 избравшие собственный путь кодификации гражданского права, при разработке ^ национальных ГК осуществили их частичную привязку к модели ГК СНГ»3. 5 Наиболее поздним среди кодифицированных актов стал Гражданский кодекс Украины, при разработке которого, как отмечает О.Е. Блинков, учитывался как Модельный ГК СНГ, но в большей степени — собственная правовая традиция, а также достижения романо-германской цивилистической доктрины4. Как отмечалось Секретариатом Совета МПА, «три части Модельного гражданского кодекса для государств-участников СНГ ... нашли в той или иной мере практическое 27
воплощение в гражданском законодательстве всех стран СНГ»5. Но поскольку Модельный ГК не является международным договором и, более того, вообще не является нормативным актом, то государства могли отступать от него и вносить в его содержание различные новации при разработке своих национальных кодексов, в т.ч. и по признанию тех или иных форм права в качестве источников национального гражданского законодательства, т.к. использование Модельного кодекса не предполагает конкретной конечной формы в силу рекомендательного характера этих норм. Так, к актам (источникам) гражданского законодательства во всех странах СНГ отнесены гражданские кодексы и законы, регулирующие гражданско-правовые отношения. В отличие от Российской Федерации и Республики Армения (следует отметить, что ГК Грузии не раскрывает состава отраслевого законодательства), гражданские законодательства других постсоветских государств помимо ГК и законов, содержащих нормы гражданского права, в свой состав включают иные нормативно-правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения: указы президентов, постановления правительств, ведомственные нормативные акты и т.д. Помимо этого, источниками гражданского законодательства Беларуси служат акты Конституционного суда, Верховного суда и Национального банка; действующим правом в Республике Казахстан являются нормативные постановления Конституционного Совета; местные органы власти и управления Армении, Беларуси, Казахстана, Автономной Республики Крым (на момент принятия ГК Украины, входившей в её состав) могут издавать акты, регулирующие гражданские отношения. Именно эти особенности национальных систем источников гражданского права и представляют значительный 015 интерес для исследований.
? Реализуя цели сближения правового регулирования частного права на
(10 постсоветском пространстве, выстроенное на основе Модельного кодекса, рост о
« сийское гражданское законодательство и его ключевая категория - отраслевые
I источники права — развиваются и реформируются. Исходя из того, что на
1 современном этапе практически любые научные исследования не могут быть
го
| ограничены рамками отдельно взятого государства, то «лучшим средством для
| того, чтобы углубить познания в праве своей страны является сравнение его с
| каким-либо другим; сравнение даёт повод ставить вопросы о характере заме-
2 ченных различий и их причинах и в связи с этим заставляет глубже вникать ° в изучаемый материал»6. Сравнительно-правовые исследования гражданских « законодательств (и их источников) стран постсоветского пространства будут | способствовать дальнейшему детальному развитию российского гражданского
0 законодательства путем восполнения обнаружившихся в нем пробелов7 с целью
1 поддержания единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в
0
° государствах-участниках Содружества Независимых Государств8. Необходимо
го
3 поддержать мнение Л.П. Гаращенко, что при проведении сравнительного ис-
1 следования следует помнить, что «сравнение проводится не просто ради самого | сравнения, не ради компиляции, а для усовершенствования национального
законодательства, с учётом его особенностей, определения перспектив и направлений дальнейшего развития»9.
Качественное и эффективное реформирование российского гражданского законодательства, осуществляемое с целью дальнейшего развития национального гражданского права и приведения его в соответствие с новым уровнем и потреб-28 ностями рыночных отношений, невозможно без изучения и использования по-
А. А. Ананьева • О гражданско-правовых основах регулирования смешанных перевозок
ложительного опыта, достигнутого в частноправовых сферах ныне независимых государств, развивающихся на постсоветском пространстве.
1 Алексеев С.С. Гражданский кодекс. Заметки по истории подготовки проекта. Замечания о содержании Кодекса, о его значении и судьбе // Гражданский кодекс России: Проблемы. Теория. Практика: сборник памяти С.А. Хохлова / отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 21-42.
2 Барков Р.А., Блинков О.Е. Эволюция основных положений о завещании: общие тенденции и перспективы их унификации на постсоветском пространстве // Наследственное право. 2013. № 4. С. 41.
3 Богустов А.А. Проблемы взаимодействия модельного и национального гражданского законодательства стран СНГ // Российская юстиция. 2012. № 3. С. 21.
4 См.: Блинков О.Е. Общие тенденции развития наследственного права государств-участников Содружества Независимых Государств и Балтии: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 22.
5 Безбородов Ю.С. Влияние международных модельных норм на внутригосударственные законодательные процедуры // Российский юридический журнал. 2011. № 3. С. 84.
6 Хвостов В.М. Система римского права. Общая часть. М., 1996. С. 11.
7 См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 11. С. 13.
8 О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 29, ч. 1, ст. 3482.
9 Гаращенко Л.П. Сравнительный метод исследования источников трудового права (сущность и значение) // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 23.
А.А. Ананьева
О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК
Статья посвящена проблеме отсутствия в настоящее время полноценной гражданско- е
правовой основы для регулирования отношений, складывающихся в связи с заключением н
и исполнением договоров смешанной перевозки груза и пассажиров (багажа). Формулиру- 1
ется вывод о необходимости включения в Гражданский кодекс статей, закладывающих р
основы дальнейшего регулирования смешанных перевозок. Высказывается ряд критических О
замечаний относительно предлагаемой Проектом соответствующего закона конструкции 1
договора смешанной перевозки; предлагаются некоторые пути устранения сложившегося й
дисбаланса в регулировании перевозок в смешанном сообщении. С
Ключевые слова: смешанные перевозки, оператор смешанной перевозки, смешанное а
сообщение. Т
в
A.A. Ananyeva
5
ON THE CIVIL REGULATORY FRAMEWORK I
OF MULTIMODAL TRANSPORT 1
0
а
The article is devoted to the problem of the absence at present of a full-fledged civil legal а
basis for multimodal transportation regulation. The author comes to the conclusion about the м
necessity of inclusion in the Civil code articles devoted to the multimodal transport. Besides, 1
some critical comments regarding the proposed in the Draft law construction of the multimodal №
transport contract are remarked. Also the author suggests some ways to eleminate the imbalance (
in the intermodal transport regulation. 0
Keywords: multimodal transportation, multimodal transport operator, direct mixed traffic. )
2
1 5
Близится к своему логическому завершению реформа гражданского законодательства, основы которой были заложены Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской
© Ананьева Анна Анатольевна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского 1 международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 29