Научная статья на тему 'Гражданские дроны в законодательстве России и Японии'

Гражданские дроны в законодательстве России и Японии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРАЗИИ / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЛЕС / ВОДА / ТЕХНОЛОГИИ / ДАННЫЕ / ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / ГРАЖДАНСКИЕ ДРОНЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЯПОНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шикула Эльмира Рифкатьевна, Гусенко Никита Сергеевич, Симанович Людмила Николаевна

Цель: Исследование международного законодательства в сфере использования гражданских дронов и описание перспектив правового регулирования беспилотников для решения экологических и социально-экономических проблем. В основе исследования лежит законодательный опыт России и Японии. Методология: Методологической основой является метод правового прогнозирования, который позволяет достичь поставленной цели по мере формирования будущей международной правовой базы в сфере использования гражданских беспилотников. Результаты: Определяется возможность использования предложенных законодательных поправок и выводов для дальнейшего совершенствования международного законодательства, включая законодательство России и Японии. Новизна/оригинальность/ценность: Новизна исследования заключается в необходимости теоретического обоснования и выработки законодательства, регулирующего использование дистанционных и автоматизированных беспилотников гражданскими лицами, включая правовую ответственность собственников беспилотников, выявление дронами фактов нарушения экологии, использование дронов для минимизации социально-экономических проблем (бюрократии, коррупции и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civilian Drones in Law Of Russia And Japan

Purpose: To study international legislation in the field of using civilian drones and to describe the prospects for the legal regulation of drones with the aim of solving environmental and socio-economic problems. The study is based on the legislative experience of Russia and Japan. Methodology: The methodological basis of this paper is the method of legal forecasting, which achieves its scientific goal with the future formation of the international legal framework of the usage of civilian drones. Results: The proposed legislative amendments and conclusions can be used to further improve international legislation, including the laws of Russia and Japan. Novelty/originality/value: The novelty of the study lies in the need for theoretical substantiation and development of legislation governing the use of remote and automated drones by civilians, including: the legal liability of owners of drones; revealing the facts of environmental violations by the drones; the use of drones to minimize socio-economic problems (bureaucracy and corruption detection, etc.).

Текст научной работы на тему «Гражданские дроны в законодательстве России и Японии»

Шикула И.Р., Гусенко Н.С., Симанович Л.Н.

ГРАЖДАНСКИЕ ДРОНЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И ЯПОНИИ

Цель: Исследование международного законодательства в сфере использования гражданских дронов и описание перспектив правового регулирования беспилотников для решения экологических и социально-экономических проблем. В основе исследования лежит законодательный опыт России и Японии.

Методология: Методологической основой является метод правового прогнозирования, который позволяет достичь поставленной цели по мере формирования будущей международной правовой базы в сфере использования гражданских беспилотников.

Результаты: Определяется возможность использования предложенных законодательных поправок и выводов для дальнейшего совершенствования международного законодательства, включая законодательство России и Японии.

Новизна/оригинальность/ценность: Новизна исследования заключается в необходимости теоретического обоснования и выработки законодательства, регулирующего использование дистанционных и автоматизированных беспилотников гражданскими лицами, включая правовую ответственность собственников беспилотников, выявление дронами фактов нарушения экологии, использование дронов для минимизации социально-экономических проблем (бюрократии, коррупции и т. д.).

Ключевые слова: экологические нормы, законодательство Евразии, гражданские правоотношения, лес, вода, технологии, данные, летательные аппараты, гражданские дроны, Российская Федерация, Япония.

Shikula I.R., Gusenko N.S., Simanovich L.N. CIVILIAN DRONES IN LAW OF RUSSIA AND JAPAN

Purpose: To study international legislation in the field of using civilian drones and to describe the prospects for the legal regulation of drones with the aim of solving environmental and socio-economic problems. The study is based on the legislative experience of Russia and Japan.

Methodology: The methodological basis of this paper is the method of legal forecasting, which achieves its scientific goal with the future formation of the international legal framework of the usage of civilian drones.

Results: The proposed legislative amendments and conclusions can be used to further improve international legislation, including the laws of Russia and Japan.

Novelty/originality/value: The novelty of the study lies in the need for theoretical substantiation and development of legislation governing the use of remote and automated drones by civilians, including: the legal liability of owners of drones; revealing the facts of environmental violations by the drones; the use of drones to minimize socio-economic problems (bureaucracy and corruption detection, etc.).

Keywords: environmental regulations, legislation of Eurasia, civil legal relations, forest, water, technology, data, aircraft, civilian drones, Russian Federation, Japan.

С недавних времен известно, человечество как вид, созданный биологической, духовной и социальной эволюцией, несомненно, может быть причиной экологического кризиса. Одним из способов преодоления этого кризиса авторы видят развитие технических средств, в особенности дро-нов, запрограммированных на поиск и преодоление экологических проблем в окружающей среде.

Дроны весьма активно используются государственными структурами закрытого типа, однако практически не применяются при решении открытых перед обществом проблем. Законодательное урегулирование применения дронов частными лицами и представителями государственной гражданской службы позволит дистанционно решить много экологических вопросов: лесные пожары, осушение болот, несанкционированные свалки, браконьерство, загрязнение вод природными и синтетическими веществами.

Дрон передвигается на большие расстояния, может выявлять экологически важную информацию в труднодоступной для человека местности: непроходимых лесах, джунглях, пустынях, реках и океанах.

Дроны есть разновидность беспилотных воздушных судов, согласно п. 1 ст. 33 Воздушного Кодекса РФ, это «беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее».

Хотя понятие «дроны» закреплено в законодательстве РФ, перспективы использования и их технологические возможности описаны нечетко. По мнению авторов, их можно было использовать в следующих случаях:

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 1(38)2019 <

АДВОКАТУРА

1) при проведении экологической экспертизы, расширить объем обязательств эксперта государственной экологической экспертизы и сделать поправку в п. 5 ст. 16 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», добавив следующую формулировку: «Для обеспечения достоверных результатов экологической экспертизы использовать фотографические и видеоданные, представленные беспилотным воздушным судном»;

2) при проведении государственного экологического мониторинга, повысить качество мониторинга, дополнив ст. 63 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», сделав следующую законодательную поправку: «Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга с применением технологических средств, в том числе беспилотных воздушных судов, в труднодоступных местах экологической катастрофы»;

3) в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, расширить системные данные и ввести поправку в пункт 9 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, дополнив его подпунктом 11 следующего содержания: «о фотографических и видеоданных с беспилотных воздушных судов, подтверждающих факты незаконной вырубки лесов, нарушения учета древесины и незаконно заключенных вербальных и письменных сделок».

Немаловажное значение имеет формирование единой системы воздушного движения, в пределах которой будет действовать гражданский дрон. Данная система предназначена для стратегического использования воздушного пространства.

В Российской Федерации система воздушного движения регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 901 «О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации». В данном постановлении отсутствует правовое регулирование использования дронов в системе воздушного пространства Российской Федерации. Аналогично, Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 «Развитие транспортной системы» не описывает дроны в качестве разновидности транспорта, необходимого для модернизации транспортной системы, используемой гражданами в повседневной жизни.

Данное законодательство представляется авторам одним из символов технологической и информационной закрытости российского госу-

дарства и общества от окружающего мира, оно не содержит основ стратегического подхода, а лишь показывает тактический подход при решении насущных проблем.

Известно, что системы движения и развития должны быть звеньями в Единой стратегии развития государства, которой в Российской Федерации не существует, имеется лишь определенное количество стратегий, утвержденных на федеральной уровне и друг другу противоречащих. Именно этим и объясняются несогласованность федерального законодательства, противоречия между государственными структурами и отсутствие стратегического планирования на ближайшие годы.

В стратегическом планировании и преобладании над тактикой во многом преуспели технологически продвинутые страны, одной из наиболее успешных по праву считается Япония. В Японии в условиях четкого подчинения нижестоящих лиц вышестоящим и утверждения в должности конкретного специалиста согласно его квалификации и способностям в должной мере сформировался социум, действующий стратегически и прогрессивно.

Об этом повествуют японские авторы Норио Ямамото, Хироши Шинда и другие ученые [1, 3, 4]. Их работы свидетельствуют, что грамотно организованная стратегия внутри государства расширяется за его пределами в странах, заинтересованных в развитии. Немаловажное значение для японских гражданских беспилотников играет Закон о гражданской авиации (Закон № 231 от 1952 года), который четко регламентирует работу беспилотника, в том числе и волнующую общество сферу ответственности.

Ответственность за сбой беспилотного летательного аппарата в соответствии с японским законодательством несет компания-собственник, если же трагедия произойдет за пределами Японии, то степень ответственности будет определена, исходя из ратифицированных Японией конвенций. Пострадавший или его родственники вправе в любой момент посетить офис компании, по вине которой наступила травма или смерть пассажира. Вина компании будет всегда доказана, за исключением случаев намеренной небрежности со стороны пассажира, выраженной в пренебрежении законом и правилами внутри организации [2].

Исходя из положений Закона о гражданской авиации Основным государственным органом, отвечающим за процесс полета, является Министерство земельных ресурсов, инфраструктуры,

EURASIAN —

> 1 (38) 2019 <

ADVOCACY

транспорта и туризма, оно же в целях безопасности сертифицирует полеты, проверяет модификацию судна, сертифицирует запасные части, технически обслуживает двигатель, требует отображения отметки гражданства судна, обеспечивает устройством обеспечения безопасности полетов, устройством для регистрации полетов, регулирует минимально безопасную высоту, устанавливает маршрут воздушных полетов, запрещает перевозку боеприпасов, приостанавливает и аннулирует лицензию.

Элементарный анализ японского законодательства показывает, что для обеспечения безопасности применения летательных аппаратов государственным органам необходимо прикладывать очень много усилий, и применение беспилотных летательных аппаратов не является исключением.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод: технологически продвинутые страны мира, подобные Японии, при условии развития законодательства, смогут использовать дроны для решения своих проблем, в том числе экологического характера, для предотвращения экологического кризиса. Правовое регулирование экологического использования дронов на территории России потребует, вероятно, разработки комплексного федерального законодательства, посвященного воздушной транспортной системе, в качестве одного из составных звеньев будущей Единой стратегии развития государства.

Технологические возможности автоматизированных технологий несут безграничную пользу для человечества, поскольку существуют иные воздушные, наземные, подземные, водные и подводные средства, которые вполне реально использовать для разрешения государственных и гражданских вопросов, в том числе в экологической среде. Сегодня объем возможностей технологий серьезно недооценен на законодательном уровне, хотя технологии позволяют решить массу управ-

ленческих проблем, сократить затраты на финансирование государственных и муниципальных служащих, преодолеть бюрократию, минимизировать коррупцию. Для этого необходимо направить все усилия на формирование системного и современного законодательства.

Пристатейный библиографический список

1. Исследования региональной политики. Школа политических исследований, Университет Такасаки Кейси. 2011. Февраль. № 4. Т. 13. С. 41-53 [Электронный ресурс]. URL: https://ir.lib.hiroshimau.ac.jp/files/pub Нс/4/43591/20170706142104217876/ k7197_4.pdf.

2. Соглашение о международной доставке (пассажир и багаж). Действует с 25 мая 1990 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.starflyer.jp/int_jр/ tare/2 018w/p df/co venant_int.pdf 7180710.

3. Шинда Хироши. Правовое расследование новой системы воздушного движения правовой системы в каждой стране [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tcue.ac.jp/homel/c-gakkai/kikanshi/ronbunl3-4/03nitta.pdf.

4. Ямамото Норио. ИТ в управлении воздушным движением: текущие проблемы и перспективы на будущее. 2012. № 10. Т. 53.

References (transliterated)

1. Issledovaniya regional" noj politiki. Shkola politicheskix issledovanij, Universitet Takasaki Ke-jsi. 2011. Fevral\ № 4. T. 13. S. 41-53 [Elektronny j resurs]. URL: https://ir.lib.hiroshimau.ac.jp/files/pub-lic/4/43591/20170706142104217876/ k7197_4.pdf.

2. Soglashenie о mezhdunarodnoj dostavke (passazhir i bagazh). Dejstvuet s 25 maya 1990 goda [Elektroimvj resurs]. URL: https://www.startlyer.jp/int_jp/fare/2018w/ pdf/covenant_int.pdf? 180710.

3. Shinda Xiroshi. Pravovoe rassledovanie novoj siste-my" vozdushnogo dvizheniya pravovoj sistemy v kazh-doj strane [E lektroimv j resurs]. URL: http://www.tcue. a c. jp/home l/c-gakkai/kikanshi/ronbunl3-4/03nitta. p df.

4. Yamamoto Norio. IT v upravlenii vozdushny'm dvizheniem: tekushhie problemy i perspektivy" na budu-shhee. 2012. № 10. T. 53.

тршмшт ш^тштЕ^/вютъатМ шишшш ireinii

www.eurasniipp.ru info@eurasniipp.ru + 7-917-40-61 -340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.