УДК 94(470)"1919-1920"
Лобанов Владимир Борисович
кандидат исторических наук
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА ЮГЕ РОССИИ: ВОЕНАЧАЛЬНИКИ КАВКАЗСКОЙ АРМИИ ВСЮР
В статье рассматривается командный состав одной из белогвардейских армий юга России — Кавказской в 1919— 1920 гг. Дается анализ офицерского состава армии. Кратко характеризуется деятельность двух командующих (П.Н. Врангель, С.Л. Покровский) и трех начальников штаба (Я.Д. Юзефович, П.Н. Шатилов, Д.М. Зигель) армии. Ключевые слова: Гражданская война, Кавказская армия, Белое движение, Врангель, Покровский, Шатилов.
За свою краткую историю (май 1919 - февраль 1920 гг.) Кавказская армия в составе вооруженных сил Юга России неоднократно меняла свой командный состав. Несмотря на свою, казалось бы, второстепенную роль в структуре белогвардейских армий, на ее участке происходили ожесточенные сражения, что естественно отражалось на ее командной структуре. Офицерство здесь четко делилось на несколько групп: кубанские казачьи офицеры, самая многочисленная по составу, т.к. армия в большинстве своем состояла из кубанских казаков [1, с. 244], офицеры бывшего Кавказского фронта 1-й Мировой войны, и офицеры, на протяжении всей Гражданской войны прибывавшие на территорию, занятую белой армией и воевавшие, по тем или иным причинам, именно в Кавказской армии. Одной из вышеуказанных причин было возрождение старых полков русской армии, куда целенаправленно направлялись офицеры. Первая и вторая группы часто пересекались, т.к. на Кавказском фронте Великой войны воевало большое количество кубанских казачьих частей [2, с. 331].
Прежде всего, обратим внимание на командование Кавказской армии. Всего за время ее существования у нее было 2 командующих: генералы П.Н. Врангель (с мая по ноябрь 1919 г.) [3, с. 183] и В.Л. Покровский (с ноября 1919 по февраль 1920 гг.) [4, с. 243]. Первый был типичным представителем 3 группы. Он прибыл на территорию, занятую Добровольческой армией, в августе 1918 г., сразу получил ряд командных должностей, на рубеже 1918-1919 гг. стал во главе Кавказской Добровольческой армии, из состава которой в мае
1919 г. была выделена в том числе и Кавказская армия. По-видимому, главной причиной этих назначений следует упомянуть желание генерала А.И. Деникина использовать П.Н. Врангеля как талантливого кавалерийского военачальника: роль кавалерии в той войне трудно было переоценить. Не все были довольны такими назначениями, особенно в среде «первопоходников», многие считали П.Н. Врангеля выскочкой, уклонявшимся до удобного момента от участия в вооруженном противостоянии с красными. Однако П.Н.Врангель во многом оправдал возложенные на него надежды, ведь именно руководимая им Кавармия добилась наи-
больших успехов во второй половине 1919 г., заняв Царицын [5], продвинулась на север, следуя «Московской директиве» А.И. Деникина [6, с. 5556], вышла на соединение с частями Уральской армии генерала Толстова в июле 1919 г. Уход П.Н. Врангеля с этого поста был обусловлен именно тем, что А.И. Деникин в критический момент конца 1919 г., когда белый фронт рушился на всех направлениях, хотел использовать его как талантливого кавалерийского военачальника, который смог бы переломить ход войны на посту командующего Добрармией. Но этого не произошло.
Назначение же генерала В.Л. Покровского на освободившийся пост командарма, по-видимому, было связано с нехваткой комсостава в конце 1919 г., возможно, сыграло свою роль то, что он был участником Ледяного похода, что очень ценилось в белой армии. Генерал фактически не входил ни в одну из перечисленных группировок. Он появился в Добрармии в конце 1917 г. в чине капитана, на заре ее существования, отличился в первых боях с большевиками на Кубани, за что Кубанской Радой сначала был произведен в полковники, а незадолго до соединения Кубанского правительственного отряда с Добрармией стал генералом. Свою роль в столь высоком назначении сыграло талантливое командование 1-м Кубанским корпусом в ходе успешного весенне-летнего наступления Кавармии в 1919 г., он считался героем взятия Царицына и Камышина [7]. К несчастью для него, именно с его именем было связано падение Царицына 2 января 1920 г. То, что он в феврале 1920 г. перестал командовать армией, было связано с тем, что она фактически перестала существовать, остатки ее были преобразованы в Кубанскую армию и получили в командование своего природного кубанца генерала А.Г. Шкуро [8, с. 592].
Вкратце рассмотрим теперь начальников штаба армии и их деятельность на этом посту. За все время существования у Кавармии их было всего 3 человека: генералы Я.Д. Юзефович (с мая по июль 1919 г.), П.Н.Шатилов (с июля по ноябрь
1919 г.) и Д.М. Зигель (с ноября 1919 по февраль
1920 гг.). Первый прибыл в расположение белогвардейцев в 1918 г., начальником штаба стал по рекомендации П.Н. Врангеля как талантливый кавале-
© Лобанов В.Б., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
161
рийский военачальник, позже он стал комкором, а его место на посту начштаба занял П.Н. Шатилов. Он был из числа офицеров бывшего Кавказского фронта, где дослужился до генерал-квартирмейстера штаба фронта, прибыл в Добрармию в конце 1918 г. [9, с. 573]. Сначала П.Н. Шатилов отличился как талантливый кавалерийский комдив, а затем комкор, победитель красной 10-й армии под Великокняжеской в мае 1919 г. Поэтому кажется естественным его назначение начштаба у П.Н. Врангеля. С именами этих двух белых военачальников связаны самые громкие победы Кавармии на протяжении всего времени ее существования. Уход П.Н. Шатилова с этого поста связан с тем, что он в конце 1919 г. ушел из Кавармии вместе с Врангелем. Что касается Д.М. Зигеля, то он закончил Великую войну на посту комдива, затем какое-то время служил в гетманской армии, а в конце 1918 г. появился на территории, контролируемой Добрар-мией. Со временем он становится генерал-квартирмейстером Кавармии, а с назначением В.Л. Покровского командармом становится начальником штаба [8, с. 609] до момента ее роспуска.
Что касается командного состава армии, здесь следует упомянуть еще ряд известных имен, сыгравших значительную роль в истории Белого движения. Прежде всего, это генерал А.А. Лампе, бывший некоторое время генерал-квартирмейстером армии, генерал П.А. Кусонский, занимавший этот пост после Д.М. Зигеля, позже бывший одно время помощником начштаба Главкома ВСЮР П.Н. Врангеля. Еще одной заметной фигурой в комсоставе Кавармии несколько месяцев 1919 г. был генерал П.С. Махров, занимавший пост начальника военных сообщений армии [10, с. 63]. Именно благодаря его стараниям армия, неоднократно бывшая на грани поражения, с честью выходила из сложившихся ситуаций. Позже генерал был некоторое время начштаба у Главкома ВСЮР А.И. Деникина.
Среди комкоров, комдивов и комполка, отличившихся в рядах Кавармии, было большое количество кубанских казаков по происхождению, т.к. армия имела ценность как кавалерийский кулак, но встречались и некубанцы. Следует отметить таких генералов, как комдив, а затем комкор С.Г. Улагай; комдив Н.Г. Бабиев, черкес по происхождению, которого считали еще одним героем взятия Царицына и который погиб во время наступления Русской армии генерала П.Н. Врангеля летом 1920 г. в Северной Таврии; начальник тыла армии А.В. Фок; Н.М.Успенский, бывший одно время комкором армии, а затем на некоторое время ставший Кубанским атаманом; В.Г. Науменко, также бывший военачальником Кавармии, а затем долгое время Кубанским атаманом уже в эмиграции; командир Кабардинской дивизии Н.В. Шинкаренко, оставивший интереснейшие воспоминания о Гражданской войне на юге России; комполк и комдив
Кавармии М.А. Фостиков, возглавивший в 1920 г. на Кубани «Армию возрождения России» [11, с. 89], боровшуюся с большевиками.
В заключение стоит отметить, что комсостав армии довольно часто менялся, текучесть кадров была значительной. Только в ходе июньских боев 1919 г. за овладение Царицыным комсостав армии поменялся и количественно, и качественно. По этому поводу писал в своих «Записках» сам П.Н. Врангель, констатируя, что было убито или ранено 5 комдивов, 3 комбрига, 11 комполка [3, с. 197]. Постоянные сражения, нехватка подкреплений и боеприпасов, подавляющее преимущество противника в численности и вооружении отрицательно сказывались на моральном духе командования Кавармии, о чем постоянно информировалось командование ВСЮР [12]. Несмотря на это, именно благодаря своему комсоставу Кавармия добилась во второй половине 1919 г. наивысшего успеха в борьбе с Красной армией на Нижней Волге, прикрывая правый фланг вооруженных сил юга России.
Библиографический список
1. Гражданская война и интервенция в СССР: Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 704 с.
2. Елисеев Ф.И. Наказной атаман Кубанского Казачьего Войска генерал Бабыч // Джигитовка казаков по Белу Свету. - М.: Центрполиграф, 2006. - С. 311-338.
3. Врангель П.Н. Записки. Часть первая // Белое дело: Избранные произведения в 16 кн. Кавказская армия. - М.: Голос, 1995. - 432 с.
4. Рутыч Н.Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России: Материалы к истории Белого движения. - М.: Астрель; АСТ; Российский архив, 2002. - 384 с.
5. Донские ведомости (Новочеркасск). - 1919 г. -19 июня. - № 140.
6. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Вооруженные силы юга России. Заключительный период борьбы. Январь 1919 - март 1920. -Минск: Хар-вест, 2002. - 464 с.
7. Российский Государственный Военный Архив (РГВА). Ф. 39540. Оп. 1. Д. 10. Л. 37 об.
8. Клавинг В. Гражданская война в России: Белые армии. - М.: АСТ; СПБ.: Terra Fantastica, 2003. - 640 с.
9. Шатилов П.Н. В Добровольческой армии // Вооруженные силы на Юге России. - М.: Центрпо-лиграф, 2003. - С. 573-588.
10. Махров П. С. В Белой армии генерала Деникина: Записки начальника штаба Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России. -СПб.: Logos, 1994. - 304 с.
11. Фостиков М.А. Дневник // Дневники казачьих офицеров. - М.: Центрполиграф, 2004. - С. 113-178.
12. РГВА. Ф. 39540. Оп. 1. Д. 11 Лл. 11-17 об.
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013