Научная статья на тему 'Гражданская идентичность в моделях поведения современной молодежи'

Гражданская идентичность в моделях поведения современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартынов Михаил Юрьевич, Пуртова Виктория Сергеевна

Авторы рассматривают влияние процессов формирования гражданской идентичности на модели поведения молодежи в системе межэтнических отношений. Свои выводы авторы иллюстрируют результатами социологического опроса, проведенного среди молодежи Ханты-Мансийского автономного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors examine the impact of the civil identity formation on behavior patterns of young people in the system of inter-ethnic relations. The findings are illustrated by the survey results conducted among young people of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug.

Текст научной работы на тему «Гражданская идентичность в моделях поведения современной молодежи»

- в связи с тем, что группировка имеет преимущества в своей структуре и строении.

«Коалиция действует только воздушными ударами - и эти удары уже показали малую эффективность. Военные формирования «Исламского государства» и их командиры научились эффективно действовать в этих условиях - создание небольших маневренных групп, децентрализация управления и другое, - подчеркнул Семен Багда-саров. - Поэтому эффекта нет: без наземной операции, без наземных сил, как показывает ситуация, справиться с «Исламским государством» практически невозможно» [5].

На современном этапе своего существования и развития ИГИЛ представляет собой террористическое сообщество со сложной упорядоченной деятельностью, а также с развитой идеологической и организационной базой. Развитие террористических проявлений этого сообщества связано с возрастанием общественных акцентов террористического насилия и стремлением к обособлению на определенной территории.

Распространение влияния организации ИГИЛ в настоящее время является одним из главных вызовов, с которым сталкивается мировое сообщество. В первую очередь эта опасность угрожает мусульманским странам, а также государствам, где проживают мусульманские меньшинства, то есть всему региону Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, некоторым странам Европы, а также югу России.

На сегодняшний день, борьба с этой угрозой требует консолидации усилий стран, в которых проживает мусульманское население, включая Россию, с целью выработки эффективных механизмов противодействия исламскому экстремизму

в целом и борьбы с «Исламским государством» в частности [11].

Список литературы:

1. Агапов П.В. Организация террористического сообщества и участие в нем: проблемы криминализации и правоприменения // Российская юстиция. 2015. № 7. С. 23-25.

2. Богданов А.Г., Украинский С.В. Понятие и сущность терроризма в историческом аспекте // Евразийский союз ученных (ЕСУ). 2016. № 2 (23). Ч. 4. С. 152.

3. www.slavculture.ru/video-voyna/901 -chto-takoe-igil.html. Что такое ИГИЛ и чего они хотят?

4. https://www.youtube.com/watchTv OK2Y. Интервью директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Аркадьевича Багдасарова // прямой эфир «Вести FM» программа «Полный контакт».

5. www.nation-news.ru. С.А. Багдасаров: без наземной операции с ИГИЛ не справиться // интервью С.А. Багдасарова «Народным новостям».

6. www. j ournal-neo. org/igil-detishhe-vashingtona-novy-e-dokazatel-stva.

7. www.golosislama.com/story=islamskoe-gosudarstvo-iraka-i-levanta. Все что вы хотите узнать об ИГИЛ - Исламском государстве Ирака и Леванта, факты, события, происшествия.

8. www.islamreview.ru/v-mire/tehnologia-verbovki-kak-igil-popolnaet-svoi-rady // Технология вербовки: как ИГИЛ пополняет свои ряды.

9. www.interpolit.ru // ИГИЛ с «человеческим лицом».

10. www.korrespondent.net. Исламский халифат: мировая угроза или игрушка в чьих-то руках.

11. www.riss.ru/bookstore. ИГИЛ как угроза международной безопасности.

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В МОДЕЛЯХ ПОВЕДЕНИЯ _СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ3_

Мартынов Михаил Юрьевич

доктор политических наук, профессор Сургутского государственного университета,

г. Сургут

Пуртова Виктория Сергеевна

старший преподаватель Сургутского государственного университета, г. Сургут

АННОТАЦИЯ

Авторы рассматривают влияние процессов формирования гражданской идентичности на модели поведения молодежи в системе межэтнических отношений. Свои выводы авторы иллюстрируют результатами социологического опроса, проведенного среди молодежи Ханты-Мансийского автономного округа.

ABSTRACT

The authors examine the impact of the civil identity formation on behavior patterns of young people in the system of inter-ethnic relations. The findings are illustrated by the survey results conducted among young people of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug.

Ключевые слова. Этническая идентичность, национально-государственная идентичность, гражданская идентичность, межэтническая конфликтность.

Key words: ethnic identity, nation-state identity, civil identity, interethnic identity

3 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-13-86001

Трансформация российского общества, начавшаяся с начала 1990-х гг. остро поставила вопрос о путях адаптации молодежи к новым социально-экономическим и политическим условиям, о выборе молодыми людьми своих жизненных стратегий и моделей поведения. Изучение моделей социального поведения имеет давнюю научную традицию, у истоков которой стоят, в первую очередь, классики психологической мысли (З. Фрейд, Э. Фромм, М.Мид, Л.С. Выготский и др.). Однако в дальнейшем эта проблема во все большей степени становится полем исследования социологии, в том числе психологами, использующими социологические средства изучения (И.С.Кон, В.Т.Лисовский и др.). К концу ХХ века становится очевидной практическая значимость изучения моделей социального поведения, в том числе, применительно к такой социальной группе, как молодежь. Трансформация российского общества, начавшаяся с начала 1990-х гг. остро поставила вопрос о путях адаптации молодежи к новым социально-экономическим и политическим условиям, о выборе молодыми людьми своих жизненных стратегий и моделей поведения. К настоящему времени в отечественной социологии накоплен большой эмпирический материал по данной проблеме [1; 3; 5].

При этом отмечается возрастание социальных рисков для молодого поколения в современном мире [7, с. 17-18]. Большинство авторов сходится во мнении, что, в первую очередь, эти риски связаны со сложностями выбора молодыми людьми стратегии жизни, траектории жизненного пути, модели социального поведения. Особую опасность представляет влияние на этот выбор идеологии экстремизма и национализма.

Проведенные нами ранее социологические опросы молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе подтверждают существование подобных рисков [2]. Был сделан вывод, что значительная часть молодежи автономного округа ориентируется на жизненные стратегии, связанные с использованием легальных средств, учетом интересов других людей и использованием собственных ресурсов. Конечно, данной группе, так же как и любой другой, присуща неудовлетворенность достигнутым качеством жизни или недостаточностью средств его достижения. Однако подобная неудовлетворенность становится отправной точкой жизненной стратегии, направленной на актуализацию личностного ресурса молодого человека. Характерной чертой модели социального поведения этой группы является достаточно высокий уровень доверия политическим институтам.

В то же время, существуют группы молодежи, жизненные стратегии которых допускают использование нелегальных средств достижения, игнорирование интересов других людей и предполагают постоянное ожидание помощи в решении жизненных проблем «извне». В этом случае присущая для любой социальной группы неудовлетворенность теми или иными аспектами качества жизни или социального положения приводит не к актуализа-

ции личностного ресурса, а сопровождается формированием установки на интолерантность, поиском «врагов», «виновных» в недостигнутых жизненных целях. Самосознание этих групп формируется в противоречии между «Мы» и «Они», создающем стереотип врага, в том числе в лице представителя другой национальности. Подобная патерналистская модель поведения, основанная на недоверии политическим институтам, в первую очередь государству, не оправдывающему патерналистских ожиданий, становится основным препятствием формирования единой нации и общенациональной идентичности.

Таким образом, у двух групп молодежи формируются существенно различающиеся модели поведения по отношению к политическим институтам, в первую очередь к государству. В первом случае на основе доверии к ним формируется гражданская и национальная идентичность, что, фактически является основой складывания единой нации. Во втором случае мы имеем дело с отчуждением от легальных политических институтов и предпосылку формирования национализма. В этом смысле процессы политогенеза и этногенеза неразрывно взаимосвязаны.

Известный российский социолог Л.М. Дроби-жева обращает внимание на то, что в западной науке возникновение политической нации рассматривается как следствие становления демократии и суверенитета самоуправляющегося народа. Исторически возникновение наций было вызвано стремлением буржуазного (а в наше время - гражданского) общества овладеть государством как институтом, с помощью которого оно может защитить и утвердить себя. Поэтому в европейских странах государственная идентичность совпадает с гражданской. В России же государственная идентичность складывается быстро, а национальное самосознание отстает [4, с.17].

Другими словами, чтобы была достигнута общенациональная идентичность и в ней, соответственно, совпали идентичности государственная и этническая, необходимо «совпадение» государства и общества. Общество должно контролировать государственные институты, государство - выражать общественные интересы. Если этого совпадения не произойдет, никакое конструирование общих представлений не способно будет сформировать общенациональное чувство. Это и есть главное ограничение конструктивистских практик. Любое отчуждение общества и государства неизбежно создает основу появления «особых» этнических самосознаний, разрывающих ткань государственной идентичности.

В ходе исследования, проведенного в марте-апреле 2015 г. лабораторией социологических исследований Сургутского государственного университета под нашим руководством на территории Ханты-Мансийского автономного округа была, в том числе, проверена корреляция между состоянием национальной идентичности и связанной с ним уровнем межэтнической толерантности, с одной стороны, и степени совпадения (отчуждения)

гражданского общества и государства, с другой4. Это исследование носило мониторинговый характер. Предыдущий опрос был проведен в 2013 г.

В ходе исследования в числе независимых переменных выступала, в частности, способность политических институтов, во-первых, обеспечить безопасность граждан, во-вторых, предоставить им возможность принимать участие в политическом управлении. Очевидно, что это не единственные, но непременные условия совпадения государственной и национальной идентичности.

Например, весьма низким у опрошенных молодых людей оказался порог ощущения личной безопасности. Так, судя по ответам респондентов на вопрос: «Боитесь ли Вы, применения насилия со стороны следующих людей ...?», уровень такой угрозы достаточно высок. При сорока процентах заявивших, что не опасается применения насилия по отношению к ним и десяти процентах затруднившихся ответить на этот вопрос, половина опрошенных боится насильственных действий со стороны незнакомых людей, сверстников, правоохранительных органов, работодателя, родителей.

Весьма большее число респондентов указало на нарушение своих трудовых и гражданских прав. По крайней мере, отвечая на вопрос «Были ли случаи нарушений Ваших прав за последние три года?» около половины опрошенных ответили утвердительно. Больше всего таких нарушений было отмечено ими в экономической сфере - «при установлении и получении заработной платы» и «при увольнении».

Достаточно низкой оказалась и легитимность органов власти в глазах опрошенных молодых людей. Так, судя по ответам на вопрос: «В какой мере Вы доверяете ...», правительству оказывают доверие только 28,5% опрошенных, тогда как не доверяют 71,5%. Более половины респондентов - 54,5%

- не доверяют президенту. Подавляющая их часть

- 85% - не доверяют политическим партиям, 73,9%

- не доверяют полиции и т.д. Весьма негативно отзывались молодые люди о фактах коррупции в органах власти.

Причем на этот раз корреляция между недоверием органам власти, неудовлетворительной оцен-

4 Генеральной совокупностью опроса являлись жители автономного старше 18 лет (К = 600 человек). Опрос осуществлялся методом формализованного интервью по месту жительства по стратифицированной, многоступенчатой, районированной, квотной выборке, репрезентированной по полу, возрасту и уровню образования. Репрезентативность выборки обеспечивалась соблюдением половозрастной и образовательной структуры, а также пропорций между населением, проживающим в населенных пунктах различного типа (г. Сургут, г. Нижневартовск, г. Ханты-Мансийск, Сургутский район, Нефтеюганский район, Белоярский район и Октябрьский район). Статистическая ошибка выборки не превышает 3%.

кой личной безопасности с одной стороны, и стремлением к разделению на «своих» и «чужих», к этническому обособлению интолерантным отношением к представителям других народов, с другой стороны, просматривается достаточно отчетливо, чему есть вполне рациональное объяснение. Возникающее устойчивое ощущение угроз личной безопасности, вкупе с низким уровнем доверия органам власти, ощущением их отчужденности от интересов людей, порождает в сознании значительной доли молодых людей, стремление найти другую, «внегражданскую» общность, обеспечивающую эту защиту. Такой самой простой и естественной общностью становится этничность. В свою очередь, перенос «центра тяжести» идентификации с гражданской, общенациональной на этническую неизбежно сопровождается акцентированием отличий от других таких же общностей, которые одновременно становятся адресатами «социальных обид». Самосознание этих групп формируется в противоречии между «мы» и «они», создающим этническую идентичность, с одной стороны, стереотип врага - с другой.

Таким образом, подлинной причиной межэтнической конфликтности выступают не пробелы в патриотическом воспитании или формировании культуры толерантности, а неразвитость институтов гражданского общества и недостаточная легитимность органов власти, их неготовность полноценно выполнять свои функции в социальной системе.

Но как быть, если государственные институты оказываются неспособны обеспечить эти необходимые условия формирования гражданской идентичности, но при этом сохранение государственности жизненно необходимо, хотя бы для предотвращения всплеска межэтнических конфликтов?

Вероятно, в этом случае и происходит конструирование государственного типа идентичности, замещающего в формировании нации идентичность гражданского типа. Возникает «квазинациональная» и «квазигражданская» идентичность, выполняющая, в определенных пределах, роль консолидирующего фактора, но не способная до конца микшировать периодически прорывающуюся конфликтность со стороны этнического национализма.

Подобное «замещение» гражданской идентичности идентичностью доминантной этнической группы, хотя и играет на определенном этапе важную роль, в долгосрочной перспективе не способно компенсировать слабость идентичности гражданской. Например, в нашем исследовании распределение ответов на вопрос анкеты: «В какой мере Вы ощущаете себя представителем своей нации?» с ответами на вопрос: «В какой мере Вы ощущаете себя россиянином?», показало, что из 76% респондентов, ощущающих себя «в полной мере представителями своей нации», каждый пятый - 21% - себя россиянином в то же время не считает.

Конечно, результаты исследования в одном регионе нельзя экстраполировать на ситуацию в стране в целом, но, все-таки, представляется, что

сама попытка представлять русский народ, пусть даже самый многочисленный и исторически, действительно, составляющий этнический костяк государства, «государствообразующим» будет встречать сопротивление со стороны значительной части населения. Даже обсуждение «особой важности» культуры и религии одного народа вполне могут приводить к нарастанию межэтнической напряженности.

Таким образом, ни идентичность, конструируемая государством на основе патриотических символов, ни формирование ее на базе доминирующего этноса, не обладают необходимым «запасом прочности» и не могут являться устойчивым основанием модели социального поведения молодых людей. Подобным основанием способна стать лишь гражданская идентичность, предполагающая возникновение гражданского общества и эффективных политических институтов. Только в этом случае формируется единая нация. Она выступает не надэтниче-ским, а внеэтническим феноменом, образуя совсем иное качественное состояние общества, несводимое к механическому объединению этносов. Промедление же в формировании гражданских институтов и гражданского типа идентичности чревато лишь дальнейшим нарастанием межэтнических противоречий.

Список литературы

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010 - 597 с.

2. Мартынов М.Ю., Пуртова В.С. Жизненные стратегии и политическое поведение молодежи Югры // Социологические исследования. 2013. № 12. С.75-79.

3. Молодежь России: социальное развитие / Редколл. В.И.Чупров (отв.ред.) и др. - М., 1992. -205 с.

4. Национально-гражданские идентичности и толерантность. Опыт России и Украины в период трансформации / Под ред. Л. Дробижевой, Е.Головахи. - Киев: Институт социологии НАН Украины; Институт социологии РАН, 2007. - 280 с.

5. Осипов Г.В. Социология и общество. - М.:

Норма, 2007. - 848 с.

6. Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. - 222 с.

7. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - М.: Academia, 2009. - 320 с.

ФЕНОМЕН «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» И НАЦИОНАЛЬНАЯ _БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ_

Чаевич Александр Владимирович

Доктор политических наук, доцент, МИИТ, Юридический институт, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется сущность феномена «цветных революций», рассматриваются различные подходы авторов на его содержание, выявляются предпосылки возникновения «цветных революций», их последствия для интеграционных процессов на постсоветском пространстве и влияние на национальную безопасность Российской Федерации

АННОТАЦИЯ

The article analyzes the essence of "coloured revolutions" phenomenon, considers authors' different approaches to its contents and exposes the background of "coloured revolutions" appearance, their consequences for integrational processes in the post-Soviet space as well as their influence on the national security of the Russian Federation.

Ключевые слова: «бархатная революция», «цветные революции», политический режим, страны СНГ, внешнеполитические приоритеты, национальная безопасность России.

Key words: "velvet revolution", "coloured revolutions", political regime, CIS states, priorities of foreign policy, national security of the Russia.

В конце XX начале XXI вв. как в научном сообществе, так и в периодической печати достаточно много внимания уделяется анализу нового феномена «цветных революций», которые породили смену политических элит в отдельных «постсоветских» государствах и государствах Арабского Востока. Главным итогом осуществления «цветных революций» в государствах СНГ стало изменение их геополитической ориентации и внешнеполитической стратегии. Примером может служить смена внешнеполитических приоритетов Украины и Грузии в сторону НАТО и Европейского союза.

Актуальность и значимость данной проблематики обусловлена тем, что все выше обозначенные

процессы оказывают непосредственное влияние на национальную безопасность Российской Федерации, негативно влияют на реализацию ее национальных интересов на постсоветском пространстве. Государства СНГ в силу множества объективных причин и факторов входят в сферу жизненно важных интересов России. Технологии «цветных революций» затрагивают и внутреннюю безопасность Российской Федерации. Эти и другие причины обуславливают необходимость исследования причин, движущих сил, механизма подготовки и способов реализации, результатов осуществления «цветных революций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.