УДК 7.035 (769)
Кэйто Ямагути
Гравюра син ханга в начале XX века. Продолжение традиций укиё-э
Основная цель настоящей статьи заключается в исследовании развития японской гравюры в период Тайсё (1912-1926) и в начале периода Сёва (1926-1989). В статье прослеживаются пути формирования-двух новых направлений японской гравюры: син ханга и сосаку ханга, определяется взаимосвязь между традицией и новаторством, а также роль син ханга и сосаку ханга в контексте развития японского искусства в целом. Ключевые слова: син ханга; укиё-э; Хасигути Гоё (1881-1921); Ватанабэ Сёдзабуро (1885-1962); Комура Сэттай (1887-1940)
Keito Yamaguchi Shin Hanga Japanese Woodblock Printing
in the Early 20th Century. A Continuation of the Ukiyo-e Tradition
The main aim of this article is to investigate the formation and development of Japanese woodblock printing during the Taisho period (1912-1926) and the early Showa period (1926-1989). The article traces the ways of development of two new directions of Japanese woodblock printing Shin hanga and Sosaku hanga, defines their relationship between traditions and innovations, and their role in the context of the development of Japanese art in general. Keywords: Shin hanga; woodblock prints Ukiyo-e; Hashiguchi Goyo (18811921); Watanabe Shozaburo (1885-1962); Komura Settai (1887-1940)
В истории Японии были такие периоды, когда она испытывала огромный интерес к западной цивилизации. Начиная с эпохи Мэйдзи
(1868-1912) влияние западной цивилизации на духовную жизнь Японии усиливается. Эпоха Мэйдзи - время бурных социально-политических преобразований, перехода феодальной Японии к капиталистическому укладу. Именно в этот период японцы, которые на протяжении последних двух веков были почти полностью изолированы от внешнего мира, впервые досконально познакомились с достижениями западной культуры. «В духовной жизни страны получили распространение новые тенденции, связанные с возникшей потребностью осмыслить место и роль Японии в мировом сообществе, выяснить значение японской культуры в контексте достижений всей человеческой цивилизации» [1, с. 41].
После русско-японской войны (1904-1905) столица Токио была модернизирована, различные изменения произошли на улицах, в повседневной жизни людей и в сфере развлечений. В то же время звучали голоса сожаления о постепенной утрате идеалов периода Эдо (1603-1868). Многие художники стремились к возрождению культуры Эдо. Появилось много произведений, отсылающих к прошлому, в том числе орнаменты, такие как узор Гэнроку, отражающие настроение людей (ил. 1).
Гравюра укиё-э, которая так высоко ценилась за рубежом, в период Мэйдзи находилась в упадке. Ее место заняли фотография и периодическая печать. Резко сократилось количество издательств, которые производили гравюры, не появлялось новых художников, резчики и печатники прекращали свою деятельность один за другим. Фактически после русско-японской войны функционировали только издательства Дайкокуя и Коккэйдо, которые возглавляли соответственно Мацуки Хэйкити (1871-1931) и Акияма Буэмон (? - 1900) [2, с. 23]. Они по-прежнему издавали станковые ксилографические листы, соответствующие периоду Эдо, в то время как другие издательства не смогли удержаться на должном уровне качества работы.
Интерес общественности все больше смещался с гравюры на новые виды печатной продукции, скорее западной, чем японской, которая привозилась в Японию из-за границы. В такой общественной атмосфере появились признаки переоценки укиё-э периода Эдо,
их можно наблюдать с конца эпохи Мэйдзи до начала эпохи Тайсё (1912-1926). В это же время появились первые искусствоведческие труды о мастерах укиё-э, таких как Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Тосюсай Сяраку и других [8, с. 39]. Они издавались как в Японии, так и за рубежом и количество выставок однозначно возрастало. Выставки становились все более масштабными, начали появляться первые журналы, посвященные мастерам укиё-э, например, «Конохана» издателя Миятакэ Гайкоцу (1867-1955) [3, с. 4]. Творчеству мастеров гравюры была посвящена специальная рубрика под названием «Биография современных мастеров укиё-э», в которой можно было подробно узнать о жизни и творчестве художников, активно работавших в области иллюстрации, что способствовало возрождению искусства гравюры на дереве.
Примерно в 1897 г. началось движение по возрождению приемов старых мастеров, в результате чего и появились гравюры, получившие название син ханга - «новая гравюра», или гравюра Тайсё, по названию эпохи.
Этот вид искусства, который процветал в определенный период, по ряду причин не получил должного освещения в искусствоведении. Возможно, это связано с тем, что к гравюрам син ханга относились как к «сувенирной» продукции, предназначенной для распространения за границей, не оценив по достоинству ее ценность как нового искусства гравюры. Этому направлению в японской гравюре долгое время не уделяли особого внимания, оно оставалось неисследованным, в этом заключается актуальность темы статьи и диссертации в целом.
Движение син ханга объединяло художников различных направлений и школ. В частности, некоторые из них пришли из традиционной японской живописи и гравюры, другие - из западного направления ёга, которое к этому времени формировалось.
Итак, в период Мэйдзи прослеживаются две основные линии развития гравюры, которые в дальнейшем сформировались как два больших направления. Одно из них - сосаку ханга, или «творческая гравюра», - испытывало влияние западного искусства, второе - син ханга, или «новая гравюра», - основывалось
на традициях гравюры укиё-э. В случае с «творческой гравюрой» (сосаку ханга) весь процесс создания (эскиз, гравирование, печать) художник выполнял самостоятельно. Син ханга же поддерживала традиционную систему сотрудничества ханьмото, в которой художник, резчик, печатник и издатель выполняли каждый свою часть работы по созданию гравюры. Все участники процесса совместно вырабатывали новый стиль традиционной гравюры на дереве нисики-э (парчовые картинки). Не следует забывать, что они не просто старались сохранить традиции гравюры, но и были очень амбициозны, много экспериментировали, стараясь найти новую форму самовыражения, оставаясь в рамках технологии. Создатели син ханга пренебрегали аккуратностью печати, чтобы подчеркнуть рукотворность процесса, а также отличия от стиля классической гравюры.
Интерес к традиционной гравюре на дереве был вызван не только настроениями в японском обществе, но и большим вниманием к этому уникальному виду японского искусства в мире. Многие страны впервые открыли для себя особенности японской культуры и изобразительности. И именно ксилография способствовала быстрому и широкому распространению понятия «японизм» в западном мире. Немало художников, к примеру, американка Хелен Хайд и чех Эмиль Орлик приезжали в Японию в начале XX в. как раз на волне увлечения эстетикой укиё-э [6, с. 2; 7, с. 98].
До того как Хасигути Гоё (1881-1921) и другие начали творить уже в рамках син ханга, печатное искусство (до Великого землетрясения в Канто в 1923 г.) проявило свою яркость и эксперимен-тальность благодаря участию не только японских, но и западных художников. По-прежнему в приоритете у них были традиционные жанры японской гравюры - изображения красивых женщин (бид-зинга), актеров (якуся-э) и пейзажей (фукэйга). Художники также создавали множество гравюр в жанре цветы и птицы (катёга), которые были наиболее популярны среди иностранцев. После землетрясения появилось много новых издательств, к примеру Дои, Исэтацу и Като [3, с. 55], что способствовало развитию печатной индустрии и популяризации гравюры на дереве.
В 1907 г. Ямамото Канаэ (1882-1946), Исии Хакутэй (18821958) и Морита Цунэтомо (1881-1933) создали художественный журнал «Хосун» [8, с. 38]. Особенно выделяется из этой плеяды Ямамото Канаэ, который возглавил движение за творческую самостоятельную гравюру дзикоку ханга. Они называли свои гравюры «картинами мечей» (тоуга) [8, с. 38]. Среди других художников, создававших «творческие гравюры», были младший брат Хакутэя, Исии Цурудзо (1887-1973), Ода Кадзума (1882-1956) и Тобари Коган (1882-1927). Исии Цурудзо был одним из первых, кто в 1905 г. использовал название «ксилография», когда он и Ямамото Канаэ опубликовали гравюру «Тора» («Тигр») в своем журнале «Хэйтан» [8, с. 38]. Ода Кадзума освоил технику литографии, и вся его дальнейшая творческая жизнь была связана с Токио, где он участвовал в сообществах «Пан-но-кай» и «Хосун», присоединившись к направлению «творческой гравюры». Кроме того, он стоял у истоков создания в 1918 г. Японской ассоциации творческой гравюры. В это время некоторые художники, такие как Исии Хакутэй, Ода Кадзума и Тобари Коган, принадлежали к двум разным направлениям и творили в русле и син ханга, и сосаку ханга.
Примерно в конце эпохи Мэйдзи издатель Ватанабэ Сёдзабу-ро (1885-1962), выпускавший на экспорт оригинальные гравюры и перепечатки укиё-э, способствовал развитию направления син ханга, используя традиционный процесс создания гравюры, в котором значительная роль отводилась именно издателю. Он считал, что лучший способ сделать это - иметь опытных резчиков и печатников, которые хорошо знают свое дело, не теряя при этом изначальный замысел художника. Австриец Фриц Капеллари и англичане Чарльз Уильям Бартлетт и Элизабет Кейт одними из первых согласились с этой идеей [3, с. 40]. Кроме того, Ватанабэ Сёдза-буро стремился к нововведениям, пытаясь воплотить в гравюрах эффект мазков сухой кисти, характерный для японской живописи тушью, а также эффект живописи по шелку. Приблизительно в период Тайсё издатель Ватанабэ попросил художника Такахаси Сётэя (1871-1945) создать горные и водные пейзажи, подобные традиционной китайской пейзажной живописи шань-шуй, но с учетом
смены приоритетов: акценты теперь немного сместились, и в этих листах человек стал более значимым.
В 1915 г. Хасигути Гоё сделал предварительный эскиз и напечатал первый оттиск. Гравюра называлась «Купальщица» (ил. 2) и была выпущена в издательстве Ватанабэ в 1916 г. Это стало важным событием, поскольку этот год можно считать годом рождения нового направления син ханга.
В это время появляется большое количество мастеров, но в рамках настоящей статьи мы не можем уделить им должного внимания. Остановимся на наиболее яркой, на наш взгляд, фигуре этого направления - Комуре Сэттае (1887-1940), творившего в периоды Тайсё и Сёва. Он, как и другие представители син ханга не выходил за рамки традиционных сюжетов, принятых в гравюре укиё-э. В работах этого мастера хорошо отражается влияние укиё-э, его можно назвать хранителем основных ценных качеств гравюры. Возможно, секрет его успеха кроется в том, что Сэттай в начале своего творчества много копировал гравюры старых мастеров укиё-э. В некоторых книжных иллюстрациях Сэттая особенно выделяются четкие и гибкие, ясные линии. Но наиболее заметное влияние на становление стиля мастера оказал знаменитый Судзу-ки Харунобу (1725-1770), сумевший отразить хрупкую тонкую женскую красоту. Сегодня Сэттай широко признан в Японии подобно Харунобу в период Сёва [4, с. 37], его многие считают последователем Харунобу [4, с. 16]. Причину этого можно усмотреть в изысканности стилистики, утонченности красоты линии и пластики фигуры. Харунобу использовал мягкие полутона, условную окрашенность предметов как главное средство передачи эмоционального смысла своих образов. Для Харунобу фигура человека была самодовлеющей в своей обращенности к себе, кругу своих чувств. Наклон головы, пластика жеста, общий силуэт фигуры передают чувства, которыми живут персонажи его произведений. Похожие приемы ненавязчивого, хрупкого жеста можно увидеть и в гравюрах Сэттая (ил. 3).
В работах Сэттая в жанре бидзинга также прослеживается влияние Утагавы Кунисады (1786-1865). Стиль Кунисады мож-
но описать как мощный и реалистичный, который с точностью передает все, что несет в себе традиционная японская живопись, гравюра и культура в целом еще не испытавшая влияния с запада. Характерными чертами образа женщины у Кунисады являются вытянутое лицо, короткая и толстая шея. Эти признаки отражали идеал красоты, существовавший в Японии того времени. Подобную манеру можно проследить и в образе женщины Сэттая (ил. 4). Как рассказывал сам Сэттай [5, с. 56], в этом образе он воплотил идеал женской красоты.
Итак, проследив переломные моменты в развитии японской гравюры в периоды Мэйдзи, Тайсё и Сёва, можно сделать вывод, что в это время формируются два важных направления: син ханга («новая гравюра») и сосаку ханга («творческая гравюра»). Предметом нашего исследования стало появление и развитие гравюры син ханга, которая, несмотря на все нововведения, продолжала развиваться в русле гравюры укиё-э.
После 1945 г. в сфере печатного искусства стала преобладать сосаку ханга, а син ханга получила статус «вещи из прошлого» и о ней почти забыли. Но в настоящее время появилась потребность не только среди искусствоведов Японии, но и в мире, определить роль гравюры син ханга в общем русле развития японской гравюры, а также исследовать творчество ее наиболее ярких представителей. Возможно, это связано с традиционной тематикой гравюры, доверием к высокому качеству каждого листа и чувством приобщения к традициям укиё-э.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Скворцова Е., Луцкий А. Духовная традиция и общественная мысль в Японии XX века. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив ; Университетская книга, 2014.
Кояма Сюко. Гравюра син ханга довоенного периода и укиё-э: «споры о современной гравюре на дереве». URL: http://www.bunka.soken.ac.jp/ journal_bunka/080220_koyama/koyama.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
3. -Ш^Ф'ЬмИ/сШ^ГО^Л^ШР^. Кояма
Сюко. Син ханга («новая гравюра») в период Тайсё : Формирование,
структура и развитие искусства на основе Ханмото. URL: https://ir.soken. ac.jp/?action=repository_action_common_download&item (дата обращения: 09.08.2020).
4. йе©^ mmfö/rn w-тшт/ш ш
Й\ Харада Осаму, Хирата Масаки, Ямасита Юдзи. Гений рисунка: Комура Сэттай. Токио : Синтё, 2016. С. 143.
5. ^^gffi^WÄ Iffliffli. Санада Кодзи. Очерки о Комуре Сэттае. Токио : Генки сёбо, 2018. С. 269.
6. ЛЬУМК (Helen Hyde) 1868-1919
Ätt—АНУЩ?. Оно Дзюнко. Хелен Хайд: Американка, ставшая мастером укиё-э в эпоху Мэйдзи. URL: http://junkoonorothwell.com/HelenHyde. pdf (дата обращения: 27. 08. 2020)
7. Т#'^ШЙ32^1993 Танимото Наоко. Эмиль Орлик и Венский сецессион. URL:https://
ir.library.osaka-u.ac.jp/repo/ouka/aU/53233/jjsd32_098.pdf (дата обращения: 06.11.1993).
8. : mn^trnrn шш ш^.
: Ш-fiÜraÄ, 18^, 2018^, 27-44 p. Суга-
вара Маюми. Заслуги и недостатки исследования укиё-э. Кобэ: Журнал истории искусств, обзор истории искусств Университета Кобэ. 2018. N° 18. URL: http://www.lib.kobe-u.ac.jp/repository/E0041492.pdf (дата обращения: 16.11.2020).
1. Орнамент Гэнроку
2. Хасигути Гоё (1881-1921). Купальщица. 1915. Гравюра на дереве син ханга
3. Судзуки Харунобу (1725-1770). Вечерний дождь. 1765. Суримоно. Гравюра на дереве укиё-э
4. Комура Сэттай (1887-1940). Вечерняя прохлада. 1930. Гравюра на дереве син ханга. Из серии иллюстраций к книге «Осэн»