Научная статья на тему 'ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА РЕГИОНОВ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СТРАТЕГИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамиев Игорь Джалилович, Воронина Евгения Васильевна

В статье проводится анализ грантовой поддержки как инструмента пространственного развития регионов. Обосновано, что для эффективности деятельности государства как регулятора нужно правильно определить инструментарий активизации пространственного развития регионов на примере различных социально-экономических показателей за счет инструментов грантовой поддержки. Сформулированы основные задачи региональной налоговой политики для оценки возможности и степени влияния налогового потенциала на региональную экономику и социальную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шамиев Игорь Джалилович, Воронина Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRANT SUPPORT AS A TOOL FOR SPATIAL DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the grant support as a tool for the spatial development of regions. It is substantiated that the effectiveness of the state as a regulator could be achieved through the correct determination of tools for enhancing spatial development using various social and economic indicators. The main objectives of the regional tax policy for assessing the possibility and degree of influence of tax potential on the regional economy and social sphere are formulated.

Текст научной работы на тему «ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.14

Шамиев И. Д., Воронина Е. В.

Shamiev I. D., Voronina E. V.

ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

GRANT SUPPORT AS A TOOL FOR SPATIAL DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

В статье проводится анализ грантовой поддержки как инструмента пространственного развития регионов. Обосновано, что для эффективности деятельности государства как регулятора нужно правильно определить инструментарий активизации пространственного развития регионов на примере различных социально-экономических показателей за счет инструментов грантовой поддержки. Сформулированы основные задачи региональной налоговой политики для оценки возможности и степени влияния налогового потенциала на региональную экономику и социальную сферу.

The article analyzes the grant support as a tool for the spatial development of regions. It is substantiated that the effectiveness of the state as a regulator could be achieved through the correct determination of tools for enhancing spatial development using various social and economic indicators. The main objectives of the regional tax policy for assessing the possibility and degree of influence of tax potential on the regional economy and social sphere are formulated.

Ключевые слова: грантовая поддержка регионов, налоговый потенциал, территориальное развитие, экономический рост, стратегия, налоговые поступления.

Keywords: grant support of regions, tax potential, spatial development, economic growth, strategy, tax revenues.

Проблемы государственного регулирования экономических систем, его совершенствования не теряют актуальности в связи с изменением условий функционирования национальной экономики, приоритетных стратегических задач развития и формирования потенциала территорий. Регионы являются составными частями национальной экономики, по отношению к ним данный вопрос конкретизируется в поиске наиболее эффективных инструментов для экономического роста формирования благоприятных условий для устойчивого пространственного развития территориальных образований [1]. Сегодня обеспечение устойчивого экономического развития во многом определяется умением органов государственной власти учитывать различные колебания макро- и микроэкономических показателей при планировании налоговых поступлений, составляющих большую часть доходов бюджетов всех уровней, и является основным источником финансирования социального и экономического развития.

Можно согласиться с точкой зрения С. Т. Румянцевой и В. М. Ходачека о том, что реализация на должном уровне процессов формирования налогового потенциала в регионах России не только важна для осуществления налоговой политики государства, децентрализации бюджетного процесса в России, но и является одним из эффективных инструментов стратегии регионального развития [2]. Все это определяет необходимость разработки эффективных инструментов регулирования экономических процессов,

позволяющих создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности с учетом региональных особенностей, поиска приоритетных направлений и тенденций экономического развития территорий, обеспечения максимально эффективного использования налогового потенциала региона.

В последнее время как учеными, так и служащими органов власти различного уровня уделяется все больше внимания вопросу формирования налогового потенциала [3, 4, 5]. Однако существующие подходы к планированию налоговых поступлений зачастую не отражают реальные налоговые возможности регионов России из-за недостаточного методологического, институционального и информационно-аналитического обеспечения этого процесса, что и обусловливает актуальность предлагаемого исследования. Это связано в том числе и с тем, что различные инструменты государственной поддержки того или иного направления экономической системы способны существенно активизировать процессы в данной сфере, но, с другой стороны, последствия влияния таких механизмов не до конца изучены. Именно к таким инструментам относится грантовая поддержка, которая в последнее время активно начинает внедряться в российские реалии. Так, согласно статистическим данным, огромные средства будут направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, цифровизацию региональной экономики, инновационную деятельность, развитие некоммерческих организаций и пр. [6].

Для того чтобы средства грантов были использованы эффективно, важно понимать уровень их влияния на налоговый потенциал региона и возможности сокращения сложившегося сегодня высокого уровня дифференциации российских регионов по социально-экономическим показателям. Все направления и сферы деятельности, на которые будут направлены средства грантовой поддержки государства, в свою очередь, могут серьезно влиять на формирование налогового потенциала региона за счет экономического роста субъектов хозяйствования, увеличения рабочих мест, снижения безработицы, наращивания объемов высокотехнологичной продукции [7]. Для понимания уровня влияния грантовой деятельности на налоговый потенциал региона рассмотрим, каким образом могут реализовываться данные взаимосвязи. Так, социально-экономические процессы развития регионов, в частности процессы формирования их налогового потенциала, происходят в соответствии с общими тенденциями государственного развития и с учетом региональных особенностей. Стоит заметить, что, хотя экономическое развитие напрямую влияет на объемы налоговых поступлений и налогового потенциала в целом, масштабная тенизация экономики и недостатки налогового администрирования, а также необоснованные льготы и списание долгов существенно искажают это влияние [8]. Поэтому при планировании налоговых поступлений очень важно учитывать указанные моменты.

Учитывая специфичность формирования налогового потенциала в отдельных регионах, экономическая деятельность последних представлена различными отраслями народного хозяйства. Исходя из этого, считаем, что грантовая поддержка в разрезе регионов России должна базироваться на расчетах налоговой базы и реального налогового потенциала. Так как налоговый потенциал имеет большую межрегиональную дифференциацию, для объективности определения индекса налогового потенциала каждого субъекта РФ необходимо учитывать систему показателей, характеризующих социально-экономические процессы как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Соответственно, определяется логическая схема взаимосвязи налоговых возможностей и социально-экономического состояния регионов в контексте реального формирования налогового потенциала и планирования налоговых поступлений в бюджеты.

Существуют разные мнения относительно приоритетности инструментов влияния на воспроизводственные региональные процессы. Часто наиболее эффективными налоговыми инструментами регулирования воспроизводственных процессов в экономике региона определяют специальные экономические зоны и льготные налоговые режимы [9,

10]. Они, как известно, предусматривают снижение ставок основных налогов, либерализацию правил таможенного, кредитного и административного регулирования. Считается, что это способствует ускорению темпов социально-экономических показателей регионов. В то же время указанные инструменты являются сложными и неоднозначными, а результаты - противоречивыми. Следовательно, целесообразно внимательно изучить опыт, результаты функционирования специальных режимов в разных странах, определить возможности и необходимые условия для эффективного использования таких инструментов в России с целью обеспечения пространственного развития регионов и повышения их конкурентоспособности.

На наш взгляд, содержание процесса формирования налогового потенциала заключается в формировании и регулировании бюджетных и налоговых потоков, которые образуют доходы бюджетной системы региона, включая грантовую поддержку. Но при этом необходимо исходить из путей достижения поставленных целей, предусмотренных региональной экономической политикой, а также учитывать общенациональные и межрегиональные факторы, возможности и степень влияния налогов на региональную экономику и социальную сферу. При этом через грантовую поддержку можно обеспечить выполнение следующих функций и задач [11]:

- выравнивание социально-экономических и финансовых условий развития регионов;

- обеспечение реализации принципов налоговой системы и налогового единства, основанных на едином экономическом и налоговом пространстве;

- обеспечение и становление финансовых и экономических гарантий местного самоуправления.

Для реализации поставленных целей мы считаем необходимым решить следующие основные задачи региональной налоговой политики, а именно:

- повышение качества и результативности налогового администрирования за счет совершенствования оперативной системы контроля за получателями грантовой поддержки и анализ их показателей развития (совершенствование системы налоговой отчетности, оперативная оценка налоговой базы, выявление и учет всех объектов налогообложения) и создание эффективной системы учета налоговых преференций (контроль над налогоплательщиками, имеющими преференции, с целью понимания целевого использования средств грантовой поддержки);

- рост уровня деловой активности хозяйствующих субъектов региона, формирование благоприятных условий развития для получателей грантовой поддержки по всем направлениям и налогового стимулирования субъектов (государственная поддержка приоритетных отраслей экономики региона, дифференциация налоговых ставок в зависимости от объекта налогообложения, рассмотрение возможностей снижения налоговой нагрузки);

- консолидация бюджетных доходов за счет максимального использования налоговых возможностей (можно достичь путем постоянного мониторинга налоговой нагрузки на налогоплательщиков, в первую очередь получателей грантовой поддержки, принятие оперативных мер в случае снижения налоговых поступлений таких субъектов, оценки налогового потенциала каждого получателя грантовой поддержки и региона в целом);

- уменьшение объема задолженности в консолидированный бюджет региона -недопущения образования задолженности у получателей грантовой поддержки, усиление мер к неплательщикам, которые обеспечивают невозможность и невыгодность уклонения от уплаты налоговых платежей в бюджет, предоставление возможности отсрочки погашения задолженности, проведение разъяснительных работ с неплательщиками налоговых платежей.

При этом грантовая поддержка как инструмент государственного регулирования должны распространяться на производство, строительство и торговлю. Также важно стимулирование инновационного развития, так как инновационная направленность имеет важное стратегическое значение. Большая часть грантовой поддержки должна быть направлена именно на достижение этих целей. Использование грантов позволяет осуществить переориентацию промышленного сектора экономики на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий, активизировать развитие местных образовательно-научных центров, ускорить инновационные процессы на соответствующей территории и в стране в целом.

Очевидно, что любое повышение уровня предпринимательской активности сопровождается созданием новых рабочих мест, снижением уровня безработицы, повышением доходов населения. Это важные компоненты общей ситуации (как в экономическом, так и в социальном аспекте) в стране и регионах. Не требует доказательств целесообразность грантовой поддержки для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, стимулируется вхождение в предпринимательскую среду новых субъектов и содержание в нем существующих. Следует отметить, что использование грантовой поддержки, как правило, создает благоприятный климат для активизации предпринимательской деятельности, вложения инвестиций в обновление и модернизацию оборудования, инновационной деятельности и т. п. Указанные факторы в совокупности являются важными факторами обеспечения социально-экономического развития регионов.

На практике возникает немало проблем, связанных с недостаточно полным учетом специфики отдельных видов бизнеса, уровней их рентабельности и прибыльности. В связи с этим совершенствование методики распределения грантовой поддержки в соответствии с региональными и отраслевыми особенностями является важным направлением модернизации регуляторной политики. Нахождение новых импульсов должно создать лучшие условия для активизации инвестиционных и инновационных процессов в регионе, а это важно для пространственного развития национальной экономики. В конечном итоге, распределение грантов среди регионов с учетом их особенностей должно способствовать повышению эффективности использования природно-ресурсного, трудового и инфраструктурного потенциалов территории, увеличить объем доходов за счет нерезидентов, создать новые рабочие места и т. п.

Несмотря на возможную достаточно высокую эффективность грантовой поддержки, она не всегда обеспечивает необходимый результат. Нужно учитывать и формировать создание важных предпосылок при распределении средств, а именно:

- удобство географического расположения относительно внутреннего и внешнего рынков;

- удобство расположения транспортно-инфраструктурных систем (железнодорожные, речные, морские узлы, аэропорты);

- плотность населения;

- наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры;

- макроэкономическая и социально-политическая стабильность в стране и на определенной территории.

С одной стороны, Россия имеет объективные предпосылки для эффективного развития, в частности: благоприятное геополитическое положение, наличие уникальных природно-климатических условий, достаточно квалифицированная рабочая сила и научный потенциал и тому подобное. С другой стороны, Россия накопила отрицательный опыт использования специальных режимов и различных преференций, в том числе и грантовой поддержки. Поэтому главный вопрос, который был и остается, - это качество управления, прозрачность и честность намерений, способность эффективно реализовывать масштабные проекты в определенных направлениях экономической деятельности. Нужно

отметить, что для эффективного функционирования грантовой поддержки важное значение имеет обеспечение стабильности нормативно-правовой базы, необходимого уровня защиты собственности и условий деятельности организаций различного масштаба.

Таким образом, под грантовой поддержкой налогового потенциала следует понимать меры государственной поддержки, которые проводятся с использованием инструментов регулирования в пределах полномочий органов власти, направленные на гармонизацию фискальных интересов регионов на основе сбалансированности их прав и ответственности, а также расширение комплекса финансовых инструментов ее реализации, обусловленных расширением и активизацией предпринимательских структур региона за счет предоставления финансовых ресурсов целевого назначения. Основными принципами реализации такой поддержки в современных условиях следует считать единые возможности получения грантов для всех субъектов на территории региона / страны независимо от форм собственности и направления предпринимательской деятельности; установление четкой взаимосвязи между грантовой поддержкой и основными целями и задачами социально-экономического развития региона; возможность маневрирования при распределении средств грантовой поддержки в зависимости от уровня, перспектив и тенденций развития социально-экономической сферы территории; равные права и полномочия всех регионов в сфере установления уровня поддержки и ее направлений.

Главным условием реализации указанных принципов реализации грантовой поддержки является обеспечение единства экономического пространства страны, что определяется общностью бюджетной, налоговой, денежно-кредитной системами, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур. Результатом этой работы может быть создание условий для развития приоритетных сфер экономики, активизации предпринимательской и инновационно-инвестиционной деятельности. Наконец, это должно обеспечить рост доходов населения, стабильное увеличение налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты, создать лучшие предпосылки для пространственного развития регионов.

Литература

1. Миллер М. А. Новая индустриализация в контексте пространственного развития регионов // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 185-193.

2. Румянцева С. Т., Ходачек В. М. Приоритеты развития экономической базы и налогового потенциала высокоурбанизированных регионов // Управленческое консультирование. 2018. № 8 (116). С. 39-50.

3. Берлин С. И., Кравченко Н. П. Повышение эффективности бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития экономики и социальной сферы Краснодарского края // Научный вестник Южного института менеджмента. 2017. № 2. С. 4-10.

4. Ермакова Ю. С. Налоговый потенциал в системе бюджетного федерализма и стимулирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 11 (341). С.1305-1320.

5. Макейкина С. М. Развитие механизмов межбюджетного регулирования // Вестник ВУиТ. 2016. № 1. С. 201-206.

6. Региональные IT-проекты получат в 2019 году гранты на 5 млрд рублей // ИТАР-ТАСС. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6885533 (дата обращения: 18.10.2019).

7. Филь М. М. Государственная грантовая поддержка научных исследований в Российской Федерации. Становление, правовой режим, тенденции развития // Закон и право. 2019. № 6. С. 20-28.

8. Маринченко Т. Е. О грантовой поддержке инновационных проектов в рамках государственной программы // Никоновские чтения. 2015. № 20-1 (20). С. 214-216.

9. Борисова Е. С. Инновационные кластеры как фактор развития регионов и экономического роста страны // Научные записки молодых исследователей. 2019. № 3. С. 58-64.

10. Петрулёв Д. С., Гусарова М. С. Государственное регулирование и проблемы грантовой политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2019. № 6. С.241-254.

11. Александрин Ю. Н. Инструментарий стимулирования малого инновационного предпринимательства: международный и российский аспекты // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 10. С. 8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.