Научная статья на тему 'Повышение эффективности бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития экономики и социальной сферы Краснодарского края'

Повышение эффективности бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития экономики и социальной сферы Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ/ / BUDGET-TAX INSTRUMENTS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION / ECONOMIC POLICY / SOCIAL SPHERE / DEVELOPMENT PRIORITIES / KRASNODAR TERRITORY / INVESTMENTS / INNOVATIONS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берлин С.И., Кравченко Николай Петрович

Интересы преодоления экономического кризиса в нашей стране и вывода отечественной экономики на траекторию быстрого, устойчивого и высококачественного роста диктуют необходимость выдвижения бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития экономики и социальной сферы регионов на центральное место в системе инструментов экономической политики российского государства. Нерешенность задач эффективности бюджетно-налоговых инструментов объективно делает финансовый блок ведущим субъектом управления регионами. Между тем, сложившиеся за годы рыночных реформ, прочих интенсивных финансово-экономических преобразований и применяемые на практике бюджетно-налоговые инструменты, призванные обеспечить устойчивое развитие региональной экономики и социальной сферы, явно не выглядят сколько-нибудь совершенными. Решению этих проблем в Краснодарском крае посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF EFFICIENCY OF BUDGETARY-TAX INSTRUMENTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ECONOMICS AND SOCIAL SPHERES OF THE KRASNODAR TERRITORY

The necessity of overcoming the economic crisis in our country and taking the domestic economy to the trajectory of rapid, stable and high-quality growth determine the needs to identify the budget-tax instruments for sustainable development of the economy and bringing the social sphere of the regions to the central place in the system of economic policy instruments of the Russian Federation. The unsolved problems of the effectiveness of fiscal and budgetary instruments objectively make the financial bloc the leading subject of regional management. Meanwhile, the years of market reforms, other intensive financial and economic transformations and practical fiscal tools designed to ensure sustainable development of the regional economy and the social sphere do not seem to be perfect at all. This article is devoted to solving these problems in the Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития экономики и социальной сферы Краснодарского края»

УДК 336.22 ББК 65.9 (2) Б 49

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(Рецензирована)

Берлин Сергей Игоревич,

доктор экономических наук, профессор Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Краснодар. Тел. (861) 215 63 65, e-mail: SIBerlin@fa.ru

Кравченко Николай Петрович,

доктор экономических наук, профессор Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел. (861) 268 42 73, e-mail: kom8@kubzsk.ru

Аннотация. Интересы преодоления экономического кризиса в нашей стране и вывода отечественной экономики на траекторию быстрого, устойчивого и высококачественного роста диктуют необходимость выдвижения бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития экономики и социальной сферы регионов на центральное место в системе инструментов экономической политики российского государства. Нерешенность задач эффективности бюджетно-налоговых инструментов объективно делает финансовый блок ведущим субъектом управления регионами. Между тем, сложившиеся за годы рыночных реформ, прочих интенсивных финансово-экономических преобразований и применяемые на практике бюджетно-налоговые инструменты, призванные обеспечить устойчивое развитие региональной экономики и социальной сферы, явно не выглядят сколько-нибудь совершенными. Решению этих проблем в Краснодарском крае посвящена данная статья.

Ключевые слова: бюджетно-налоговые инструменты, устойчивое развитие региона, экономическая политика, социальная сфера, приоритеты развития, Краснодарский край, инвестиции, инновации, стратегия устойчивого развития/

INCREASE OF EFFICIENCY OF BUDGETARY-TAX INSTRUMENTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ECONOMICS AND SOCIAL SPHERES OF THE KRASNODAR TERRITORY

(Reviewed)

Berlin Sergey Igorevich,

doctor of Economics, professor of the Krasnodar branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar. Ph. (861) 215 63 65, e-mail: SIBerlin@fa.ru

Kravchenko Nikolay Petrovich,

doctor of Economics, professor of the Kuban state technological university, Krasnodar. Ph. (861) 268 42 73, e-mail: kom8@kubzsk.ru

Summary. The necessity of overcoming the economic crisis in our country and taking the domestic economy to the trajectory of rapid, stable and high-quality growth determine the needs to identify the budget-tax instruments for sustainable development of the economy and bringing the social sphere of the regions to the central place in the system of economic policy instruments of the Russian Federation. The unsolved problems of the effectiveness of fiscal and

budgetary instruments objectively make the financial bloc the leading subject of regional management. Meanwhile, the years of market reforms, other intensive financial and economic transformations and practical fiscal tools designed to ensure sustainable development of the regional economy and the social sphere do not seem to be perfect at all. This article is devoted to solving these problems in the Krasnodar Territory.

Keywords: budget-tax instruments, sustainable development of the region, economic policy, social sphere, development priorities, the Krasnodar territory, investments, innovations, sustainable development strategy.

В настоящее время, в Краснодарском крае наблюдается яркое проявление дисбаланса между стремительным нарастанием бюджетного профицита в 2008-2014 гг., опосредованного, прежде всего, подготовкой и проведением Олимпийских игр 2014 в Сочи, с одной стороны, и весьма умеренной динамикой основных макроэкономических показателей региона, которые характеризуют состояние и динамику устойчивого развития экономики и социальной сферы, с другой. Эти тенденции усугубились непропорциональным ростом совокупного государственного внешнего долга Краснодарского края, который составил на начало 2017 г. 149,4 млрд. руб. Скромный количественный и качественный рост промышленности и сельского хозяйства даже в обстановке уникально благоприятной мировой конъюнктуры, сохранение в этих жизнеобеспечивающих сферах инвестиционных проблем, свидетельствуют о сохранении во взаимосвязях реального и финансового секторов экономики и социальной сферы регионов противоречий, нахождение форм движения и разрешения которых возможно лишь в результате пристального научного внимания к проблеме.

Для формирования оптимальных применительно к современной финансовой системе России бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития экономики и социальной сферы регионов, явно недостаточно опоры исследования на некие абстрактные заключения о преимуществах или недостатках тех или иных, встречающихся в мировой практике инструментов и их разновидностях. Для постановки их в основание механизма государственного регулирования и управления региональных экономик в нашей стране вполне может, либо не оказаться необходимых материальных предпосылок, либо они могут не вписаться в сложившиеся ранее традиции, особенности российского менталитета. Объективно существующая многовариантность в реализации закономерностей развития бюджетно-налоговых инструментов (особо нарастающая в период пребывания региональной экономики на переломном этапе преодоления кризисных воздействий и движения в новое качество) вовсе не означает возможности произвольного выбора властям и любой из потенциально имеющихся

альтернатив трансформации системы налогообложения или бюджетного устройства страны. Эффективное становление оптимальной модели применения бюджетно-налоговых инструментов регионов может быть достигнуто лишь в случае всестороннего учета специфических особенностей региональной экономики, нахождения форм разрешения тех глубинных противоречий во взаимодействии ее элементов, которые выступают двигателем ее закономерной эволюции во времени и в пространстве [1, 2]. При этом, проведение сравнительного критического анализа сложившихся в современном мире систем финансовых отношений преследует цель не сугубо субъективного выбора той или иной модели для российских регионов. Скорее, задача заключается в поиске некоего нового синтетического варианта преобразований бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития экономики и социальной сферы региона, для которых созрели объективные и субъективные предпосылки.

Если при формировании определенной совокупности бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития, региональные власти достигают более или менее полного учета отличительных особенностей региональной экономики, то проводимые ими реформы, действительно, способствуют ускорению темпов прогрессивного развития. В противном случае, их активные реформаторские действия (инициированные стремлением побыстрее приблизить региональные бюджетно-налоговые инструменты к какому-либо заманчивому контуру североамериканской, южноевропейской или другой модели) не могут завершиться ничем иным, кроме как запоздалым признанием недостижимости поставленной цели. И это явится еще лучшим исходом, в худшем же получится, что далеко не лишенная своеобразия экономика, отторгнув как инородное тело насильственно спускаемые сверху бюджетно-налоговые трансформации, погрузится затем в затяжной финансовый кризис [3].

Так, например, при поиске оптимальной налоговой нагрузки необходимо учитывать основные социально-экономические функции регионов по развитию базовых стратегий социально-экономического механизма, освоению новых территорий, масштабных инвестиций и развитию региональных

производственных и социальных инфраструктур (особенно учитывая то, что уровень благосостояния в достаточно невысок, большинство жителей оказываются не в состоянии полностью оплачивать свои жизненно необходимые расходы). Нецелесообразность становления в России минимального государственного вмешательства в экономику обусловлена также только начавшимся к настоящему времени выходом страны из глубочайшего трансформационного спада и целым рядом иных обстоятельств (включая преодоление кризисов 2008 и 2014 гг., и осуществления всесторонней диверсификации национальной экономики), требующих активного вторжения органов власти федерального центра и регионов в хозяйственную, финансовую и социальную сферы посредством применения соответствующих бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития экономики и социальной сферы регионов.

Проанализируем бюджетно-налоговые инструменты устойчивого развития экономики и социальной сферы, действующие в Краснодарском крае. В течение финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2014 г. региональным властям пришло четкое понимание необходимости стратегического развития края за счет преимущественно внутренних ресурсов и собственного инвестиционного потенциала, развивающихся, прежде всего, за счет системных долговременных инвестиций, а не краткосрочных бюджетных трансфертов и субсидий или доходов от реализации мегапроектов мирового уровня типа Олимпиады 2014 или Чемпионата мира по футболу 2018.

Поэтому, на современном этапе законодательно закреплены следующие бюджетно-налоговые инструменты государственной поддержки инвесторов на территории Краснодарского края, которое осуществляется в следующих формах (Закон Краснодарского края «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» от 23.06.2014 г. № 731 - КЗ; Постановление Главы администрации Краснодарского края «О порядке рассмотрения и согласования инвестиционных проектов на территории края» от 03.09.2003г. № 858):

1) одобрение инвестиционного проекта в целях применения налоговых льгот, установленных законодательством Краснодарского края для инвесторов, реализующих одобренный инвестиционный проект и включение в реестр стратегических инвестиционных проектов в целях применения налоговых льгот, установленных законодательством Краснодарского края для инвесторов, реализующих стратегический инвестиционный проект;

2) предоставление инвестиционного налогового кредита;

3) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Краснодарского края;

4) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными и муниципальными унитарными предприятиями;

5) предоставление субсидий из краевого бюджета в соответствии с государственными программами Краснодарского края и (или) иными нормативными правовыми актами Краснодарского края;

6) предоставление бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Краснодарского края для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

При этом, определяются обязательные и законодательно закрепленные на краевом уровне показатели эффективности проекта, рекомендуемые для расчета: срок окупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности.

Всего, в 2017-2019 годах край планирует привлечь более 1,7 трлн. рублей инвестиций. Именно такой объем инвестиций в основной капитал планируется привлечь в соответствии с индикативным планом социально-экономического развития Краснодарского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Эти показатели плана реальны, основаны на глубоком анализе, расчетах, учитывают результаты прошлых периодов, и прогнозы в соответствии с имеющимися рисками на ближайшие годы.

В 2013-2017 гг. годы в крае значительно скорректировано инвестиционное законодательство, которое сейчас представляет собой целый комплекс необходимых преобразований - от инвестиционной стратегии до создания инвестиционной инфраструктуры, системы поддержки и сопровождения, реализации конкретных проектов. Создана очень весомая система преференций для инвесторов, которые, в зависимости от объема инвестиций получают очень значимые льготы по налогу на имущество организаций (от 0,1 до 0,3 процентов от ставки) и по налогу на прибыль (до 13,5% от ставки) (Закон Краснодарского края «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края» от 30.01.2008 г. № 1378 - КЗ). Еще большие льготы предоставлены инвесторам, реализующим приоритетные проекты (налоговые льготы в течение 7 лет), инвесторам, создающим промышленные и технологические парки (налоговые льготы в течение 10 лет). Кроме того в 2015 году принят Закон Краснодарского края «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся

в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» (Закон Краснодарского края «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» от 04.03.2015 г. № 3123 - КЗ).

Установлен порядок проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот. Оценка осуществляется Контрольно-счетной палатой Краснодарского края и исполнительными органами государственной власти Краснодарского края. Для Контрольно-счетной палаты Краснодарского края разработана методика проведения оценки, которая утверждена постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края. Оценка эффективности региональных налоговых льгот будет проводиться по критериям их социальной, экономической и бюджетной эффективности.

Сроком окупаемости считается продолжительность периода от начала расчета до начала планирования, после которого чистый доход проекта становится и в дальнейшем остается положительным. Чистый доход проекта рассчитывается нарастающим итогом на основе денежного потока. Чистая приведенная стоимость равна значению чистого дисконтированного дохода на последнем интервале планирования (накопленный дисконтированный эффект, рассчитанный нарастающим итогом за период расчета проекта). Чистая приведенная стоимость характеризует превышение общей суммы денежных средств, полученных от реализации проекта, над суммарными затратами на реализацию проекта с учетом ставки дисконтирования. Критерием эффективности проекта является положительная величина чистой приведенной стоимости проекта.

Внутренняя норма доходности - это ставка дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость проекта обращается в ноль. Ставка дисконтирования отражает и учитывать показатели темпов инфляции, минимальной нормы прибыли кредитора и поправки, учитывающей степень риска конкретного проекта (далее - поправка на риск). Ставка дисконтирования без учета риска проекта (а) определяется в долях единицы как отношение ставки рефинансирования (г), установленной Центральным банком Российской Федерации, и темпа инфляции на текущий год (1):

1 + а = (1 + г / 100) / (1 + 1 / 100) (1)

Поправка на риск определяется исходя из типовых и специфических рисков проекта.

Конкретное значение поправки на риск принимается по нижней, средней или верхней границе интервала типового риска в зависимости от приведенной в бизнес-плане соответствующей оценки величины специфических рисков и чувствительности к ним проекта.

Ставка дисконтирования, учитывающая риски проекта (Б), определяется в процентах по формуле:

Б = а х 100 + Р, (2)

где Р - поправка на риск.

Бюджетная эффективность является одним из основных параметров, оцениваемых при рассмотрении вопроса о предоставлении государственной поддержки. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств. К поступлениям средств для расчета бюджетной эффективности относятся поступления от налогов, сборов и иных обязательных платежей и платежи в погашение инвестиционных налоговых кредитов и отсрочек (рассрочек). К выплатам бюджетных средств относится предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование).

Отдельно следует учитывать предоставление налоговых льгот , инвестиционного налогового кредита и государственных гарантий Краснодарского края. Инвестиционный проект признается социально эффективным при достижении в результате реализации инвестиционного проекта более одного из следующих показателей (Закон Краснодарского края «О промышленной политике в Краснодарском крае» от 10.06.2015 г. № 3206 - КЗ):

1) создание новых рабочих мест по инвестиционному проекту с уровнем средней заработной платы не ниже среднеотраслевого уровня по Краснодарскому краю;

2) повышение доступности и качества товаров и услуг для населения;

3) положительное влияние на экологическую и социально-экономическую ситуацию в крае.

По инвестиционному развитию сельского хозяйства и АПК края предусмотрены следующие бюджетно-налоговые инструменты устойчивого развития:

1) предоставление субвенций муниципальным образованиям Краснодарского края на осуществление переданных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства [4];

2) субсидирование процентных ставок по кредитам вновь создаваемым животноводческим фермам и фермерским кооперативам;

3) предоставление бюджетных грантов и единовременной помощи эффективным сельскохозяйственным предприятиям и фермерам ;

4) бюджетную поддержку кредитования малых форм агрохозяйствования [4];

5) организацию и проведение региональной агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка» и «Кубанская марка», предоставление грантов их победителям;

6) организацию целевых научных исследований и обучающих семинаров;

7) организацию сельских усадеб в малых сельских населенных пунктах Краснодарского края;

8) реализацию мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Предполагается также привлечение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации средств местных бюджетов муниципальных образований Краснодарского края [5, 6].

Не менее важным, для устойчивого развития экономики и социальной сферы региона, является санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс. Инвесторы, реализующие в нем инвестиционные проекты в имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение и не более 3-х последовательных налоговых периодов в пределах расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта. Также можно получить льготу по налогу на имущество организаций и право на применение пониженной ставки по налогу на прибыль при условии присвоения инвестиционному проекту после 01.07.2016 г. статуса одобренного администрацией Краснодарского края, или при включении проекта в реестр стратегических инвестиционных проектов Краснодарского края.

Кроме того, на территории Краснодарского края, применяются следующие бюджетно-налоговые инструменты иные способы и виды государственной поддержки предприятий санаторно-курортного, гостиничного и туристского комплекса Краснодарского края:

1. Межотраслевая государственная поддержка инвестиционной и предпринимательской деятельности: государственная гарантия; инвестиционный налоговый кредит; налоговые льготы; бюджетные ассигнования инвестиционного фонда Краснодарского края.

2. Государственная (муниципальная) поддержка санаторно-курортного и туристского комплекса в виде грантов в форме бюджетных субсидий; субъектов малого и среднего предпринимательства

санаторно-курортного и туристского комплекса в форме субсидирования части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, на приобретение оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), части затрат субъектов на ранней стадии их деятельности, предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением деятельности в области народных художественных промыслов, ремесленной деятельности, а также предоставление микрозаймов (из Фонда микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края), предоставление поручительств (Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края).

Действующим законодательством на территории Краснодарского края закреплены налоговые льготы в отношении предприятий, оказывающих услуги по бальнеотерапии и грязелечению и применяются в части: добычи полезных ископаемых (минеральная вода) по ставке 0% при условии использования налогоплательщиком минеральных вод исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару) в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 342 НК РФ, также не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, налога на имущество организаций в части имущества инвестиционных проектов в соответствии с условиями, обозначенными в законе Краснодарского края от 26.11.2003 г. № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций» (Закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» от 19.11.2003 г. № 620 - КЗ).

Предусматривается предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств социальной сферы муниципальных образований Краснодарского края, в том числе: уровень софинансирования социальных расходных обязательств муниципального образования за счет субсидий из краевого бюджета должен составлять

не менее 10 процентов и не более 90 процентов от расходных обязательств муниципального образования, а для финансирования мероприятий в сфере дошкольного образования, а также мероприятий, направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях, должен составлять не менее 5 процентов и не более 95 процентов от расходного обязательства муниципального образования.

Бюджетно-налоговые инструменты, направленные на устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае представляют собой софинансирование расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий из краевого бюджета, который должен составлять не менее 5 процентов и не более 95 процентов от расходного обязательства муниципального образования.

Реализация использования бюджетно-налоговых инструментов устойчивого развития экономики и социальной сферы края с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. При этом, наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансовых ресурсов, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов бюджетов, увеличение непредвиденных расходов бюджетов, что приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств. Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение значений целевых показателей региона.

Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования экономики и социальной сферы региона, осуществляется при помощи следующих мер: соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств; составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий; привлечение дополнительных средств, в том числе из федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; корректировка в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями.

К организационным рискам реализации бюджетно-налоговых инструментов поддержки можно отнести несогласованность и отсутствие должной координации действий координаторов и участников. Данный риск может повлечь за собой невы-

полнение цели и задач, снижение эффективности использования бюджетных финансовых ресурсов и качества выполнения мероприятий.

Поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности, без которых невозможно устойчивое развитие экономики и социальной сферы региона, осуществляется органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления путем: 1) предоставления субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; 2) стимулирования инновационной деятельности путем реализации прав Краснодарского края как участника (акционера) соответствующего хозяйственного общества или учредителя некоммерческой организации; 3) предоставления финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности, в том числе посредством использования наилучших доступных технологий; 4) создания условий для координации деятельности субъектов при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности и для кооперации между субъектами; 5) стимулирования деятельности по созданию или освоению производства путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий или критическим технологиям в крае; 6) стимулирования деятельности по использованию наилучших доступных технологий.

Предоставление поддержки кадрового потенциала края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае осуществляться в виде поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам посредством предоставления финансовой, информационной и консультационной поддержки.

В сфере внешнеэкономической деятельности субъектов экономики Краснодарского края, основным бюджетно-налоговым инструментом устойчивого развития является предоставление финансовой и имущественной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим экспорт продукции, товаров и услуг, произведенных на территории Краснодарского края.

Для оценки эффективности налоговых льгот в зависимости от соответствующей категории плательщиков налогов, по которым предоставляются и планируются к предоставлению налоговые льготы, используются следующие критерии: социальная эффективность, экономическая эффективность,

бюджетная эффективность (Закон Краснодарского края «Об оценке эффективности налоговых льгот» от 15.02.2017 г. № 3577 - КЗ). Осуществляемые при проведении оценки эффективности налоговых льгот расчеты эффективности базируются на информации о количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся установленной налоговой льготой, о размерах фактически полученной установленной налоговой льготы либо о количестве налогоплательщиков, имеющих возможность воспользоваться предполагаемой к установлению налоговой льготой, размерах предполагаемых потерь консолидированного бюджета Краснодарского края, других социально-экономических показателей, необходимых для проведения оценки эффективности налоговых льгот. При сборе информации для проведения оценки эффективности налоговых льгот используется налоговая, финансовая и статистическая отчетность, а также иные виды информации, включая данные налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, или лиц, инициирующих их установление.

Таким образом, к бюджетно-налоговым инструментам устойчивого развития экономики и социальной сферы, интенсивно применяемым в Краснодарском крае, относятся: инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы по региональным налогам на имущество организаций, налога на прибыль, земельного налога, бюджетные инвестиции, субвенции, бюджетное субсидирование, софи-нансирование социальных расходных обязательств муниципальных образований за счет средств регионального бюджета, бюджетные ассигнования, предоставление государственных финансовых гарантий Краснодарского края, грантовая поддержка

и единовременная помощь из бюджетов, участие в государственно-частном партнерстве, стимулирование создания новых высокотехнологичных рабочих мест и повышения средней заработной платы по региону. В целом, интенсивное применение этих бюджетно-налоговых инструментов, уже стимулирует внутренние финансовые резервы региона на устойчивое развитие его экономики и социальной сферы, обеспечивает активизацию инвестиционного процесса, стимулирует предпринимательскую активность и выводит Краснодарский край на стратегическое инвестиционное и инновационное социально-экономическое развитие.

ИСТОЧНИКИ:

1. Хашева З.М. Эволюция региональной экономической системы: воспроизводственный подход // Научная мысль Кавказа. - 2006. - № 4-2. - С. 18-23.

2. Хашева З.М. Региональная социально-экономическая политика: воспроизводственный подход // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-2. -С. 205-207.

3. Берлин С.И., Петров Д.В., Богдашев И.В., Ада-менко А.А. Стратегические приоритеты развития предпринимательства в Краснодарском крае // Экономика и предпринимательство. - 2014. -№ 11-4 (52-4). - С. 182-187.

4. Бершицкий Ю.И., Артемова Е.И., Кравченко Н.П., Булочка М.Ю. Оценка эффективности технико-технологических инноваций в растениеводстве. -Краснодар, 2010.

5. Кравченко Н.П., Берлин С.И., Кравченко О.Н. Формирование эффективной бюджетной политики Краснодарского края в условиях бюджетной реформы. - Краснодар. 2008.

6. Сорокожердьев В.В., Хашева З.М. Современная стратегия социально-экономического развития России: вопросы экономики и права // Terra Economicus. - 2008. - Т. 6. - № 4. - С. 141-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.