Научная статья на тему 'ГРАНТОВАЯ И СТИПЕНДИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В 2011-2021 ГГ'

ГРАНТОВАЯ И СТИПЕНДИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В 2011-2021 ГГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГРАНТОВАЯ ПОЛИТИКА / СОВМЕСТНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ / АРКТИКА / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рагозин Герман Сергеевич

Статья обращается к инфраструктуре научного и образовательного сотрудничества России и Дании в 2011-2021 гг., а именно его «арктического вектора». Эта составляющая интернационализации науки и образования до 2019-2021 гг. не привлекала пристального внимания датского правительства, несмотря на её роль в «мягкой силе» и арктической повестке Копенгагена. Автор пришёл к выводу, что, несмотря на небольшое финансирование академической мобильности и совместных НИР, они внесли существенный вклад в развитие кооперации двух стран, а также России и ЕС в Арктике. Слабыми местами российско-датского сотрудничества стали его привязка к столичным организациям, концентрация администрирования проектов в руках датских партнёров и непропорциональное распределение стипендий в рамках «Культурных соглашений». Обострение российско-датских отношений и международной напряжённости с февраля 2022 г. прервали эту работу. Тем не менее по мере нормализации обстановки и восстановления взаимодействия в академической среде потребуется систематизация опыта и развитие стипендиальной и грантовой политики России как канала «мягкой силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANISH GRANT AND SCHOLARSHIP POLICIES TOWARDS RUSSIA IN 2011-2021

The paper deals with issues of cooperation between Denmark and Russia in Arctic research and academic mobility projects, making an emphasis on scholarship and grant policy. Despite the fact, that international cooperation in research and education is one of the core priorities in both Arctic strategies, before the year 2022 it was functioning in specific conditions. Scholarship and grant policy appeared to be a «soft power» tool for Copenhagen due to research topics, concentration of project management in Danish hands and disproportions in student mobility scholarship programmes. Interaction between Russian and Danish researchers has not been a subject to special attention from Danish authorities and foundations. On the contrary, researchers from both countries interacted within investigating the issues of the Arctic region actively. Even international turbulence after 2014 did not affect it: both countries stated that the «Arctic vector» is to stay aside from any turbulence. Expanding the scholarship programmes for Russian researchers in order to support their mobility to Denmark, Greenland and Faroe Islands enforced this idea. So did formal prioritization of cooperation with Russian research and educational institutions in Arctic research in 2021 for grant support. Though turbulent situation in 2022 led to suspending the interaction, it is clear that there are formal and informal grounds to restore it upon normalization. That fact will require revisiting the previous cooperation experience and implementation of the best grant and scholarship practices by Russian relevant agencies.

Текст научной работы на тему «ГРАНТОВАЯ И СТИПЕНДИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В 2011-2021 ГГ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №2

УДК 327.7 EDN: VBONZA

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22023136146

ГРАНТОВАЯ И СТИПЕНДИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В 2011-2021 гг.

Герман Сергеевич Рагозин

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8695-4096

Ссылка для цитирования: Рагозин Г.С. Грантовая и стипендиальная политика Дании в отношении России в 2011-2021 гг. // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №2. С. 136-146. DOI: 10.15211/vestnikieran22023136146

Аннотация. Статья обращается к инфраструктуре научного и образовательного сотрудничества России и Дании в 2011-2021 гг., а именно его «арктического вектора». Эта составляющая интернационализации науки и образования до 2019-2021 гг. не привлекала пристального внимания датского правительства, несмотря на её роль в «мягкой силе» и арктической повестке Копенгагена. Автор пришёл к выводу, что, несмотря на небольшое финансирование академической мобильности и совместных НИР, они внесли существенный вклад в развитие кооперации двух стран, а также России и ЕС в Арктике. Слабыми местами российско-датского сотрудничества стали его привязка к столичным организациям, концентрация администрирования проектов в руках датских партнёров и непропорциональное распределение стипендий в рамках «Культурных соглашений». Обострение российско-датских отношений и международной напряжённости с февраля 2022 г. прервали эту работу. Тем не менее по мере нормализации обстановки и восстановления взаимодействия в академической среде потребуется систематизация опыта и развитие стипендиальной и грантовой политики России как канала «мягкой силы».

Ключевые слова: Дания, международное сотрудничество, грантовая политика, совместные научные проекты, Арктика, программы поддержки исследований.

Статья поступила в редакцию: 02.03.2023.

DANISH GRANT AND SCHOLARSHIP POLICIES TOWARDS RUSSIA IN 2011-2021

German S. Ragozin

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8695-4096

© Рагозин Г.С. - к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 22-28-20462, проект «Международное сотрудничество на Европейском Севере: институциональные формы, вызовы и перспективы для реализации арктической политики России в конце XX- начале XXI вв.», https://rscf.ru/project/22-28-20462/

For citing: Ragozin, G.S. (2023). Danish grant and scholarship policies towards Russia in 20112021. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 32(2): 136-146. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran22023136146

Abstract. The paper deals with issues of cooperation between Denmark and Russia in Arctic research and academic mobility projects, making an emphasis on scholarship and grant policy. Despite the fact, that international cooperation in research and education is one of the core priorities in both Arctic strategies, before the year 2022 it was functioning in specific conditions. Scholarship and grant policy appeared to be a «soft power» tool for Copenhagen due to research topics, concentration of project management in Danish hands and disproportions in student mobility scholarship programmes. Interaction between Russian and Danish researchers has not been a subject to special attention from Danish authorities and foundations. On the contrary, researchers from both countries interacted within investigating the issues of the Arctic region actively. Even international turbulence after 2014 did not affect it: both countries stated that the «Arctic vector» is to stay aside from any turbulence. Expanding the scholarship programmes for Russian researchers in order to support their mobility to Denmark, Greenland and Faroe Islands enforced this idea. So did formal prioritization of cooperation with Russian research and educational institutions in Arctic research in 2021 for grant support. Though turbulent situation in 2022 led to suspending the interaction, it is clear that there are formal and informal grounds to restore it upon normalization. That fact will require revisiting the previous cooperation experience and implementation of the best grant and scholarship practices by Russian relevant agencies.

Key words: Denmark, international cooperation, grant policy, joint research projects, Arctic, cooperation support programmes.

Article received: 02.03.2023.

Длительное время считалось, что «арктический вектор» международных отношений наименее подвержен кризисам при росте противоречий между Россией и Западом с 2008 г. Сотрудничество в регионе, в т.ч. в сфере науки и образования, активно развивалось и рассматривалось как свободное от «войн санкций» и иных споров. «Арктический вектор» сотрудничества в науке и образовании политики и исследователи считали независимым от них (Итоги Международного арктического... 2019; Говорова и др., 2018; Межевич и др., 2016). Приостановка сотрудничества с Россией в 2022 г. ставит вопрос о переосмыслении этого опыта и дальнейших перспективах взаимодействия.

Дания пересмотрела свою политику по отношению к сотрудничеству с Россией согласованно с партнёрами по ЕС и НАТО. Однако и до февраля 2022 г. министры иностранных дел России и Дании констатировали деградацию двусторонних связей и далеко не полное использование потенциала встреч на разных уровнях (Выступление и ответы. 2020). Период 20202021 гг. в двусторонних отношениях был омрачён чередой скандалов. И до обострения украинского кризиса российско-датские отношения оставались осложнёнными рядом недружественных действий Копенгагена. Например, на встречах профильного Комитета по внешней политике в составе датского парламента неоднократно поднималась «российская повестка». До февраля 2022 г. содержание пункта не раскрывалось.

В Постановлении фолькетинга Дании R3 07/10 2020, которое стало одним из преемников Арктической стратегии 2011-2020 гг., Россия предстаёт конкурентом в сфере безопасности в

регионе (Redeg0relse af Folketinget... 2020). Во Внешнеполитической стратегии, принятой в январе 2022 г., говорится о рисках в регионе, вина за которые возложена на Россию, и о необходимости участия НАТО в защите коммуникаций между Европой и Северной Америкой (Foreign and security. 2022). Однако в той же Стратегии Копенгаген высказался за сохранение Арктики как региона с «минимальной напряжённостью», доверительным международным сотрудничеством, устойчивым развитием, защитой окружающей среды и климата. При этом роль арктических исследований обозначена как одна из ключевых. Копенгаген с отсылкой на Илулиссатскую декларацию от 8 июня 2008 г. отметил необходимость диалога с Россией в научных изысканиях и в разрешении претензий на континентальный шельф (Foreign and security. 2022). Успешное решение спора Дании и Канады об о. Ханс привлекло внимание министра ино-транных дел Дании Йеппе Кофода к российско-датскому спору. Министр выступил за его разрешение, подчеркнув интерес к сотрудничеству «без проигравших», несмотря на противоречия вне Арктики (Breum 2022). На это же ориентируется и стратегия Фарерских островов в Арктике от 13 октября 2022 г., особенно в сфере науки и образования (The Faroe Islands. 2022).

Негативные тренды в двусторонних отношениях не сказывались на научно-образовательных связях в Арктике (Подоплёкин 2013; Podoplekin et al, 2014). Функционировали стипендиальные программы, исследователи могли подавать заявки на поддержку совместных проектов (Объявление о приёме заявок. 2022). Они работали с целью вовлечения в глобальные научные и образовательные проекты студентов, преподавателей и учёных из обеих стран и автономных территорий Дании под лозунгом «На Севере, для Севера и руками северян». Однако уже 1 марта 2022 г. Дания приостановила сотрудничество с Россией (Ministry of higher education. 2022), а 10 марта прекратился диалог в рамках «Северного измерения» и Арктического совета (Northern Dimension. 2022), хотя отдельные аналитики не исключают возобновления последнего в 2023 г. (Landriault, Manird 2022). В таком случае представляется актуальным переосмыслить опыт кооперации Дании с Россией в сфере науки и образования, механизмы его поддержки и его сильные и слабые стороны. Использование Дании как примера не случайно. Россию и Данию отличало многоканальное взаимодействие в сферах культуры, науки и образования, хотя и не вполне обеспеченное соответствующими институтами. Однако приостановка этой работы сулит сложности при её продолжении в будущем.

Цель настоящей статьи - раскрыть основные подходы, практики и значение стипендиальной и грантовой политики Дании на примере сотрудничества с Россией в Арктическом регионе до 2022 г. Под стипендиальной политикой понимается совокупность правил и механизмов предоставления финансовой поддержки иностранным обучающимся, в данном случае - гражданам России. Грантовая политика рассматривается как комплекс требований, соответствие которым обязательно для участия в конкурсе на получение финансирования научной работы.

Данная тематика остаётся не вполне изученной. Исследований, посвящённых стипендиальной и грантовой политике Дании на российском направлении, почти не проводилось. Основное внимание концентрировалось на Швеции, Норвегии, Финляндии, «Северном изменении» ЕС (Larsen 2021; Журавель 2021) и на Баренцевом/Евро-Арктическом регионе (Рыжкова, Сергеев 2019; Межевич, Спиридонова 2017). В качестве модели сотрудничества в таких работах бралась Норвегия. Это связано с местом проведения исследований и опытом авторского коллектива, примером чего является труд учёных Северного (Арктического) федерального университета (Журавлев и др., 2015). Ими были раскрыты вопросы политической кооперации и конкуренции арктических стран, а также их региональное измерение. Одним из немногих анализов датской политики российскими исследователями стала статья В.В. Коптелова.

В ней раскрыта роль Арктической стратегии Дании для России на момент первых лет действия в 2011-2013 гг. (Коптелов 2013: 171-176.). Датский исследователь Йорген Стаун подчеркнул, что российская стратегия в Арктике была нацелена именно на сотрудничество в регионе, в т.ч. средствами науки и образования (Staun 2017).

При этом в соседней Швеции активно изучаются принципы и итоги работы Шведского института, который сочетает в себе и инфраструктуру поддержки научного и образовательного сотрудничества страны с остальным миром, и инструмент «мягкой силы» (Âkerlund 2016; Âkerlund 2018: 143-150). Аналогичные работы публикуются по образованию как фактору «мягкой силы» во внешней политике США, в т.ч. в сравнении с КНР и ЕС (Антюхова 2019a: 123-126; Антюхова 2019b: 86-90). В эту же группу попадают работы, посвящённые продвижению образа страны за её пределами посредством образовательной политики (Fan 2010: 97103; Торкунов 2012: 85-93; Simons 2013; Pamment, Olofsson, Hjorth-Jensen 2017: 325-331). Продвижение образа страны в мире посредством популяризации изучения национального языка изучается, помимо примеров Северных стран, на примере Китая (Андреева, Керн 2017: 153-155). Датский пример при этом остаётся вне основного поля зрения.

Взаимодействие в Арктике - приоритет для России и Дании

Сотрудничество России и Дании в сфере науки и образования началось 4 ноября 1993 г., когда страны подписали т.н. «Культурное соглашение» (Текст соглашения о сотрудничестве... 1993). Взаимодействие в этой сфере в Арктике укрепилось после принятия арктических стратегий обеих стран в 2011 и 2013 гг. Копенгаген и Москва объявили международное сотрудничество в регионе приоритетом (Стратегия развития Арктической зоны. 2013; Kingdom of Denmark. 2011), не оговаривая условий для получения грантов и стипендий.

Координацией программ мобильности и грантовых конкурсов занимаются Министерство высшего образования и науки Дании и Агентство науки и высшего образования в его составе. Для поддержки арктических исследований в Агентстве функционирует Полярный секретариат, отвечающий за финансирование «датской» части программы North2North (Север-к-Севе-ру) Университета Арктики, стимулирующей мобильность преподавателей в университеты Дании, Фарерских островов и Гренландии в рамках консорциума (Ministry of higher éducation. 2022).

Критерии стипендиальной политики регламентировались Законом об университетах №778 от 07/08/2019, а также «Культурным соглашением». Таковыми были гражданство и аф-филиация кандидата с вузом в России, ступень обучения на момент подачи заявки, представление от Минобрнауки РФ и направляющего вуза. В случае заявки на курсы датского языка и литературы требовалась рекомендация их преподавателя, а также подтверждение изучения этих предметов не менее двух лет (Ministry of higher éducation. 2020). Эта группа соискателей получала до половины от всех стипендий, что свидетельствует об использовании её как «мягкой силы» для продвижения датской культуры за рубежом.

В то же время по количеству стипендиальных программ под своей эгидой (включая связанные с ней территории или с их участием) Дания уступала Норвегии. Для сравнения: Норвегия реализовывала на российском направлении пять программ поддержки мобильности: в рамках аналогичного двустороннего соглашения; под эгидой Университета Арктики (North-to-North); Fellowship programme for Studies in the High North (до 2016 г.); Barents+; а также в рамках двусторонних соглашений с российскими вузами, например, с САФУ им. М.В. Ломоносова (Отчёт об исполнении.2015). Такое же утверждение справедливо и при сравнении датской стипендиальной политики со шведской: Шведский институт располагает значительной

по охвату сетью стипендиальных программ, в т.ч. работавших на российском направлении (Swedish Institute... 2023). Специализированного агентства, занимающегося одноврéменно продвижением страны на международном уровне и стипендиальной политикой по образцу того же Шведского института, Германской или Австрийской служб академических обменов в Дании не было создано.

Грантовая политика подотчётна тому же Министерству. Оно реализует Программу международного сетевого сотрудничества (англ. International network programme, дат. Internationalt Netvœrksprogram). Её правовой базой являются Закон о технологиях и инновациях №366 от 10 апреля 2014 г. и Стратегия науки и образования в Арктике 2016 г. (Cutting Edge Research. 2016). При отборе эксперты руководствуются критериями Министерства (Ministry of higher education. 2022). Сотрудничество с Россией изначально не было отдельным направлением (Internationalt Netvœrksprogram... 2022). Доля проектов c участием российских учёных относительно других стран невелика, равно как и сумма финансирования (см. табл.). Однако за 2015-2019 гг. из 55 тыс. научных публикаций датских исследователей по арктической тематике, 5 674 были выполнены в соавторстве с российскими учёными (Kortlœgning af ро-larforskning... 2021).

Таблица

Статистика проектов в рамках International development programme с российским участием

Год Количество проектов с российским участием Сумма поддержки, тыс. дат. крон

2010 1 280,8

2019 1 284,9

2020 1 287,3

2021 1 285,1

ВСЕГО 4 1 138,1

Российско-датские проекты под эгидой International network programme

Из четырёх проектов с российским участием, поддержанных Программой, два были по арктической тематике. Проект Университета Копенгагена «Международная исследовательская сеть по изучению молодёжи и моды в Арктике» (англ. International Network for Exploring Youths and Fashions in the Arctic, 2019 г.) под руководством Марии Ригельс Мельхиор имел социологическую и этнологическую направленность (Copenhagen University. 2019). Он был связан с предпочтениями в стиле одежды и их ролью в самоидентификации у молодых северян. Из числа «северных» регионов России были задействованы Архангельская область и Красноярский край. Однако ключевым партнёром выступил НИУ ВШЭ (г. Москва).

Второй проект «Самоуправляющиеся территории в Арктике: сравнительный анализ Датской федерации и территорий Канады, Норвегии и России» (англ. Self-Governing Areas in the Arctic with Special Reference to Similarities and Differences between the Danish Federacy and Areas in Canada, Norway and Russia, 2020 г.) реализуется также Университетом Копенгагена. Он затрагивает вопросы управления и самоуправления на арктических территориях на примере унитарных государств (Дания1 и Норвегия) и федераций (Россия и Канада), в т.ч. роль в этом коренных народов. Руководитель проекта Хенрик Ларсен отметил отсутствие сравнительного анализа этой политики (K0benhavns Universitet. 2020).

Иными словами, поддержка Данией совместных проектов с Россией была не столь масштабна, что было связано с узостью тематического охвата и недавним включением нашей

1 Авторы проекта отнесли Данию к этой категории государств по критерию административно-территориального устройства основной части страны. См. Kobenhavns Universitet, official website. URL: https://polsci.ku.dk/om/nyheder/2020/nye-bevillinger-til-internationalt-samarbejde/ (дата обращения 03.02.2023).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №2

страны в перечень приоритетных партнёров в Арктике. Это выглядело исключением на фоне тех проблем, с которыми столкнулись российско-датские отношения. При этом Датский исследовательский фонд и Датский инновационный фонд не имели соглашений с РНФ или РФФИ, поэтому датская Программа развития международных связей была единственной возможностью. Кампании 2019-2021 гг. предусматривали «арктические» проекты как отдельную категорию, и в неё было включено сотрудничество с Россией (Internationalt Netv^rks-program. 2019). Слабыми местами программы являлись её привязка к центральным вузам и отсутствие продвижения в России. Более того, в одобренных проектах работали сотрудники европейских вузов российского происхождения. Поэтому потенциал программы для взаимодействия российских и датских учёных был ограничен. В свете присоединения Дании к антироссийским санкциям реализация этих проектов находится под вопросом.

Программы ЕС и российско-датские научные проекты в Арктике

Помимо национальных инструментов, Дания прибегает и к программам Евросоюза -Horizon 2020 и её преемнице - Horizon Europe. Вклад Дании в программу составляет 1,688 млрд евро, или 2,6% (Uddannelse- og Forskningsministeriet Danmarks... 2021). Поддержка проектов под руководством датчан оценивается в 765 млн евро, или 45% от вклада страны. Такая корреляция связана с ВВП страны на душу населения в ЕС и активностью её организаций. Датские учёные задействованы в 38 проектах с российским участием, в семи - являются координаторами. Десять инициатив посвящены арктической тематике, в трёх из них датские организации - ведущие (Cordis. 2022).

Из проектов арктической направленности под эгидой Дании и совместно с Россией два касаются окружающей среды в Арктике (Arctic Impact on Weather. 2022). Третий - истории северного имперского строительства в 1800-1920 гг. (Denmark and Russia. 2022). Стоимость этих трёх инициатив оценивается в 11,6 млн евро, в них преобладают проекты по изучению микроорганизмов в условиях потепления в Арктике и влияния региональных процессов на климат в мире. Из российских организаций задействованы Институт леса СО РАН, Институт физики атмосферы РАН, ИМЭМО РАН.

Наиболее результативными, по данным Еврокомиссии, являются инициативы, посвящён-ные экологии Арктики. В сумме они дали 164 публикации, в т.ч. в ведущих изданиях, а также 63 иных результата. Это свидетельствует о готовности учёных к реализации глобальных замыслов. Слабыми местами оставались административная привязка к Дании и преобладание в проектах столичных вузов и НИИ. При нормализации международной обстановки возможно восстановление российского участия в этих проектах, с чем согласны исследователи из Дании. Они также делают отсылку к тезису о сотрудничестве в Арктике как «прагматичном». В то же время участие россиян в проектах, инициированных в Horizon 2020 и Horizon Europe, приостановлено Еврокомиссией. Российские участники не получают финансирование, а сами проекты пересмотрены (Commission suspends cooperation. 2022). После этого в проекте INTERACT число задействованных в обмене данными арктических научных станций сократилось до 68. Ряд участников уже отметили, что утрата обмена научной информацией по состоянию окружающей среды в Арктике крайне опасна (INTERACT views. 2022). Продолжение сотрудничества посредством личных контактов представляется маловероятным в силу организационных и технических сложностей. Иными словами, в Дании вопрос о возобновлении сотрудничества с Россией в Арктике назрел, что показали мнения участников с датской стороны.

* * *

До 2022 г. российско-датское сотрудничество в арктических исследованиях было ограниченным, но проявило ряд особенностей. Датская стипендиальная политика определялась высокой степенью централизации и жёсткой привязкой к перечню организаций - партнёров, в основном столичных, а также ориентацией на продвижение датского языка и литературы. Грантовая политика Дании по отношению к российско-датским арктическим научным проектам поздно оформилась как отдельное направление, но показала сходство со стипендиальной программой. Более того, Копенгаген пытался удерживать координацию проектов за датскими организациями с «привязкой» к ним российских. Это может расцениваться как проявление «мягкой силы» Копенгагена посредством научно-образовательного сотрудничества. Такое положение стало возможным и по условиям программ, и по финансированию со стороны Дании. При этом доля расходов Копенгагена на поддержку кооперации даже в арктической сфере была невелика, но эффективность трат оставалась высокой.

Сотрудничество в исследованиях, связанных с арктической проблематикой, принесло свои плоды, несмотря на санкционные ограничения, существовавшие до 2022 г. Невзирая на их действие, а также на приостановку диалога в 2022 г., был накоплен большой опыт сотрудничества учёных из обеих стран. Таким образом, положение Арктических стратегий о регионе как «открытом конструктивному диалогу на благо всех участников» был подкреплён результатами. Восстановление сотрудничества учёных двух стран потребует новых финансовых и правовых механизмов, а также создания отдельных, в т.ч. совместных, конкурсов на соискание поддержки проектов. Возможна и выработка новых программ для студентов, научно-педагогических работников и исследователей. Вероятность возобновления сотрудничества России и Дании в сфере арктических исследований зависит и от учёта недостатков предыдущей модели кооперации. Так реализация потенциала совместной работы будет иметь больше шансов на успех.

Список литературы / References

Akerlund, A. (2016). Public Diplomacy and Academic Mobility in Sweden: The Swedish Institute and Scholarship Programmes for Foreign Academics, 1938-2010. Lund: Nordic Academic Press.

Akerlund, A. (2018). The Slow Reunification of Development Assistance and Public Diplomacy: Exchange and Collaboration Activities through the Swedish Institute 1973-2012. In: Pammement, J., Wilkins, K.G. (eds.). The Politics of Foreign Aid Palgrave Studies in Communication for Social Change. Cham: Palgrave: 143-167.

Arctic Impact on Weather and Climate. Cordis (European Commission, Eu research results). Cordis Europa, official website. Available at: https://cordis.europa.eu/project/id/727852 (accessed 29.03.2022).

Breum, M. (2022). Canada, Denmark agree on a landmark deal over disputed Hans Island. Arc-ticToday. 13.06.2022. Available at: https://www.arctictoday.com/canada-denmark-agree-on-a-landmark-deal-over-disputed-hans-island/ (accessed 28.11.2022).

Commission suspends cooperation with Russia on research and innovation. European Commission. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_1544 (accessed 28.11.2022).

Copenhagen University, official website. 2019. Available at: https://saxoinstitute.ku.dk/resear ch/ethnology/exploring-youths-and-fashions-in-the-arctic/ (accessed 07.04.2022).

Cordis (European Commission, EU research results). Official website. Available at: https://cordis.europa.eu/search?q=contenttype%3D%27project%27%20AND%20(programme%2Fc

ode%3D%27H2020%27)%20AND%20relatedRegion%2Fregion%2FeuCode%3D%27DK%27%20 AND%20(%27Russia%27)&p=1&num=50&srt=Relevance:decreasing (accessed 29.03.2022).

Cutting Edge Research in the Arctic. 2016. Available at: https://ufm.dk/en/publications/2016/ strategy-for-research-and-education-concerning-the-arctic (accessed 07.04.2022).

Denmark and Russia: Why two Arctic empires developed so differently and continue to diverge? Cordis Europa, official website. URL: https://cordis.europa.eu/project/id/101027432 (accessed 29.03. 2022).

Fan, Y. (2010). Branding the nation: Towards a better understanding. Place Branding and Public Diplomacy 2(6): 97-103.

Foreign and security policy strategy. Ministry of Foreign Affairs of Denmark. 2022. Available at: https://um.dk/en/foreign-policy/foreign-and-security-policy-strategy-2022 (accessed 28.11.2022).

INTERACT views on how Russia's war in Ukraine impact the arctic collaboration is published in nature. INTERACT. Available at: https://eu-interact.org/interact-views-on-how-russias-war-in-ukraine-impact-the-arctic-collaboration-is-published-in-nature/ (accessed 28.11.2022)

Internationalt Netv^rksprogram, Uddannelse- og Forskningsministeriet Danmarks. Available at: https://ufm.dk/forskning-og-innovation/tilskud-til-forskning-og-innovation/eu-og-internationale-programmer/internationalt-samarbejde/international-network-programme/hvem-har-modtaget-tilskud (accessed 07.04.2022).

International Netv^rksprogram. Uddannelse- og Forskningsministeriet Danmarks. 2019. Available at: https://ufm.dk/forskning-og-innovation/tilskud-til-forskning-og-innovation/eu-og-internatio nale-programmer/internationalt-samarbejde/international-network-programme/hvem-har-modtaget-tilskud/hvem-har-modtaget-tilskud/bevillinger-fra-internationalt-netvaerksprogram-2019c6d61927e 8d54b7daa9dcc60c6bd86bb (accessed 07.04.2022).

Kingdom of Denmark. Strategy for the Arctic, 2011-2020. Ministry of Foreign Affairs of Denmark. Available at: https://um.dk/en/foreign-policy/the-arctic (accessed 20.03.2022).

K0benhavns Universitet, official website. Available at: https://webcache.googleusercontent. com/search?q=cache:EcMBSAEl9ygJ:https://polsci.ku.dk/om/nyheder/nye-bevillinger-til-internatio nalt-samarbejde/+&cd=15&hl=en&ct=clnk&gl=ru (accessed 07.04.2022).

Kortl^gning af polarforskning i Rigsfellesskabet. K0benhavn. Short guide on polar research in Danish Commonwealth. Copenhagen. 2021. Available at: https://ufm.dk/publikationer/2021/filer/ kortlaegning-af-polarforskning-i-rigsfaellesskabet.pdf (accessed 07.04.2022).

Landriault, M., Manird, P. Ruslands invasion af Ukraine bremser det arktiske samarbejde. Vi-denskab.dk. 16.10.2022. Available at: https://videnskab.dk/forskerzonen/kultur-samfund/ruslands-invasion-af-ukraine-bremser-det-arktiske-samarbejde (accessed 28.11.2022).

Larsen, H. (2021). The Arctic Exception: the Role of the EU in the Kingdom of Denmark's Arctic Policy. European Foreign Affairs Review 2(26): 289-308.

Ministry of higher education and research of Denmark, Official website. Available at: https://ufm.dk/aktuelt/pressemeddelelser/2022/opfordring-til-at-indstille-samarbejde-med-rusland-og-belarus (accessed 07.04.2022).

Ministry of higher education and research of Denmark, Official website. Available at: https://ufm.dk/en/research-and-innovation/international-cooperation/the-polar-secretariat/the-polar-secretariat-3 (accessed 07.04.2022).

Ministry of higher education and research of Denmark, Official website. 2020. Available at: https://web.archive.org/web/20201001182132/https://ufm.dk/en/education/programmes-supporting-cooperation-and-mobility/the-cultural-agreements-programme/the-long-term-scholarships/russia (accessed 07.04.2022).

Ministry of higher education and research of Denmark, Official website. Available at: https:// ufm.dk/forskning-og-innovation/tilskud-til-forskning-og-innovation/opslag/2022/filer/skabelonsaml ing-til-ginp/call-for-applications-under-the-global-innovation-network-programme.pdf (accessed

07.04.2022).

Northern Dimension. 10.03.2022. Available at: https://northerndimension.info/northern-dimensi on-policy-joint-statement-by-the-european-union-iceland-and-norway-on-suspending-activities-with-russia-and-belarus/ (accessed 20.03.2022).

Pamment, J., Olofsson, A., Hjorth-Jensen, R. (2017). The response of Swedish and Norwegian public diplomacy & nation branding actors to the refugee crisis. Journal of Communication Management 4(21): 326-341. DOI: 10.1108/JC0M-03-2017-0040

Parliament Committee on Danish foreign policy meeting announcement from 18.11.2021. Fol-keting of Denmark official website. Available at:

https://www.ft.dk/da/aktuelt/nyheder/2021/11/20211118_upn-mode (accessed 20.03.2022).

Podoplekin, A O., Pavlenko, V.I., Hik, D., Mikkelsen, N., Barr, S., Rachold, V. (2014). International Arctic Science Committee: Arctic research priorities. The Arctic Herald 4(12): 18-28.

Redeg0relse af Folketinget R 3 (7/10 2020). Folketing official website. Available at: https://www.ft.dk/ripdf/samling/20201/redegoerelse/R3/20201_R3.pdf (accessed 20.03.2022).

Simons, G. (2013). Nation Branding and Russian Foreign Policy. Occasional UI papers 21. Stockholm, Utrikespolitiska institutet.

Staun, J. (2017). Russia's strategy in the Arctic: cooperation, not confrontation. Polar Record 3(53): 1-19. DOI: 10.1017/S0032247417000158

Swedish Institute. Official website. Available at: https://si.se/om-si/var-historia/ (accessed

02.02.2023).

The Faroe Islands in the Arctic. The Government of Faroe Islands. 2022. Available at: https://lms.cdn.fo/media/17154/arktis_eng_web.pdf?s=q2otK3D7WxD4nUvQf-QZJp6-SnQ (accessed 28.11.2022).

Uddannelse- og Forskningsministeriet Danmarks (2021). Available at: https://ufm.dk/forskning-og-innovation/statistik-og-analyser/tilskud-til-forskning-og-innovation/eu-s-rammeprogram-for-forskning/deltagelse-i-h2020/danmarks-deltagelse-i-h2020-marts-2021 (accessed 07.04.2022).

Андреева, Т.Л., Керн, К.Е. (2017). Лингвистический аспект как фактор внешней политики КНР в XXI в. // Вестник Томского государственного университета 417: 25-29. [Andreyeva, T.L., Kern, K.E. (2017). Linguistic aspect as a PRC foreign policy factor. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta 417: 25-29. (in Russian)].

Антюхова, Е.А. (2019). Образование в политике мягкой силы США // Полис. Политические исследования 2: 123-136. [Antyukhova, E.A. (2019). Education in «soft power» policy of the USA. Polis. Politicheskie issledovaniya 2: 123-136. (in Russian)].

Антюхова, Е.А. (2019). Фактор образования в «мягкой силе» США, Китая и ЕС: сравнительный анализ // Сравнительная политика 2: 86-98. [Antyukhova, E.A. (2019). Education factor in the «soft power» of the USA, China and the EU: comparative analysis. Sravnitelnaya politika 2: 86-98. (in Russian)].

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Дании Й. Кофодом. МИД РФ. 09.10.2020. [Foreign affairs Minister of Russian Federation S.V. Lavrov: speech and briefing after negotiations with Foreign Affairs minister of Denmark Jeppe Kofod. MFA RF. 09.10.2020. (in Russian)]. Available at: https://www.mid.ru/ru/maps/dk/1443838/ (accessed 15.03.2022).

Говорова, Н.В., Журавель, В.П., Самыловская, Е.А. (2018). Российская Арктика: проблемы международного сотрудничества // Современная Европа 1(80): 156-159. [Govorova, N.V., Zhuravel, V.P., Samylovskaya, E.A. (2018). Russian Arctic: issues of international cooperation. Contemporary Europe 1: 156-159. (in Russian).]

Журавель, В.П. (2021). Председательство России в Арктическом Совете // Современная Европа 5(105): 90-99. [Zhuravel, V.P. (2021). ^e Russian Federation's Chairmanship at the Arctic Council. Contemporary Europe 5: 90-99. (in Russian).] DOI: 10.15211/soveurope520219099

Журавлёв, П.С., Зарецкая, О.В., Подоплёкин, А.О., Репневский, А.В., Тамицкий, А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2015). Арктика в системе международного сотрудничества и соперничества. Архангельск: САФУ имени М.В. Ломоносова, Архангельский научный центр УрО РАН. [Zhuravlev, P.S., Zaretskaya, O.V., Podoplekin, A.O., Repnevskiy, A.V., Tamitskiy, A.M. (2015). Arctic in the systems of international cooperation and rivalry. Arkhangelsk: NArFU named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk research Centre of Russian Academy of Sciences Ural branch. (in Russian).]

Итоги Международного арктического форума - 2019. Арктика - территория диалога. [International Arctic Forum 2019 outcomes. International Arctic Forum «Arctic - the territory of dialogue»]. Available at: https://forumarctica.ru/the-forum/results/ (accessed 31.03.2022).

Коптелов, В.В. (2013). Стратегия Дании в освоении Арктики // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3-х тт. Отв. Ред. И.С. Иванов. М.: Аспект-Пресс: 171-176. [Koptelov, V.V. (2013). Danish strategy in Arctic development. In: Ivanov, I.S. (ed.). Arctic Region: Problems of International Cooperation. Reading-Book in Three Volumes. Moscow: Aspekt-Press. Vol. I: 171-176. (in Russian)].

Межевич, Н.М., Болотов, Д.А., Кузнецов, С.В. (2016). Приграничное сотрудничество на Северо-Западе России: теория, российская практика в новых геополитических условиях // Перспективы социально-экономического развития приграничных регионов. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН: 54-57 [Mezhevich, N.M., Bolotov, D.A., Kuznetsov, S.V.

(2016). Cross-border cooperation in North-West Russia: theory, Russian practice and new geopolitical conditions // Border regions socio-economic development perspectives. Petrozavodsk: 54-57. (in Russian).]

Межевич, Н.М., Спиридонова, В.В. (2017). Особенности приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии // Управленческое консультирование 3: 28-36 [Mezhevich, N.M., Spiridonova, V.V. (2017). Features of St. Petersburg and SouthEastern Finland Cross-Border Cooperation. Upravlencheskoe konsultirovanie 3: 28-36. (in Russian).] DOI: 10.22394/1726-1139-2017-3-28-36

Объявление о приеме заявок на стипендиальную программу North2North для стажировок НПР в университетах Дании, Гренландии и Фарерских островов. Официальный сайт САФУ имени М.В. Ломоносова. [Call for applications to North2North teaching mobility programme for mobility to universities of Denmark, Greenland and Faroe Islands. NArFU named after M.V. Lomonosov official website. (in Russian).] Available at: https://narfu.ru/international/news/ obyavleniya/253597/ (accessed 21.03.2022).

Отчёт об исполнении Программы развития САФУ в 2015 г. Официальный сайт САФУ. [Report on NArFU Development Programme implementation, 2015. (in Russian).] Available at: https://narfu.ru/upload/medialibrary/884/safu-otchet-2015-rasshirennyy.pdf (accessed 28.11.2022).

Подоплёкин, А.О. (2013). Арктика: территория диалога и защиты окружающей среды // Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки» 6: 159-160. [Podoplekin, A.O. (2013). Arctic: the territory of dialogue and protection of the environment. Humanitarian and Social Sciences 6: 159-160. (in Russian).].

Рыжкова, И.В., Сергеев, А.М. (2019). Интернационализация опорного университета: Арктический вектор // Высшее образование в России 3(28): 127-136. [Ryzhkova, I.V., Sergeev, A.M. (2019). Internationalization of the Flagship University: the Arctic Vector. Vysshee obra-zovanie v Rossii 3(28): 127-136. (in Russian).] DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-127-136

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. Официальный портал Правительства Российской Федерации. 20.02.2013. [Russian Federation Arctic Zone development and national security provision Strategy until the year 2020. The Russian Government. 20.02.2013. (in Russian).] Available at: http://government.ru/info/18360/ (accessed 20.03.2022).

Текст соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания в области культуры, науки и образования. 04.11.1993. [Agreement between the Government of Russian Federation and the Government of the Kingdom of Denmark on cooperation in culture, research, and education. Garant. 04.11.1993. (in Russian).] Available at: https://base.garant.ru/72044762/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/ (accessed 20.03.2022).

Торкунов, А.В. (2012). Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета 4(25): 85-93. [Torkunov, A.V. (2012). Education as a means of «Soft power» in Russian foreign policy. Vestnik MGIMO-Universiteta 4(25): 85-93. (In Russian).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.