Научная статья на тему 'Границы между Азербайджаном, Грузией и Россией: советское наследие'

Границы между Азербайджаном, Грузией и Россией: советское наследие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3407
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗ / АЗЕРБАЙДЖАН / ДЕЛИМИТАЦИЯ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКОЙ ГРАНИЦЫ / О ПРИСОЕДИНЕНИИ К ГРУЗИИ АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ / ЧЕРНОМОРСКИЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Архипова Екатерина

Административно-территориальные реформы, в свое время проведенные советской властью на Кавказе, в частности по вопросу границ между Россией, Азербайджаном и Грузией, вызывали и продолжают вызывать нарекания со стороны правительств этих республик, так как до сих пор не удалось урегулировать ряд проблем на отдельных участках их межгосударственных рубежей. Делимитация пограничных линий продолжается уже 14 лет, то оживляясь, то вновь затихая. К окончательному урегулированию наиболее близко подошли Россия и Азербайджан на дагестанском участке их границ. (Последние переговоры, связанные со спорными территориями Хачмазского, Гусарского и Балакянского районов Азербайджана, состоялись в апреле 2005 г. Делимитация российско-грузинской границы осложнена проблемами взаимоотношений официального Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией. Наметившиеся было тенденции к урегулированию нивелированы в результате активизации военных мер правительства М. Саакашвили. Обсуждение судьбы оставшихся неделимитированными 13% границы увязывается с восстановлением территориальной целостности Грузии. До сих пор четко не определена и линия азербайджано-грузинской границы. После закрытой встречи с делегацией Азербайджана, состоявшейся 7 июля 2005 года, председатель Департамента охраны госграницы Грузии генерал-лейтенант Б. Бицадзе отметил: "У нас есть административная граница, но мы не знаем, где проходит государственная граница". К наиболее проблемным относятся район стыка рубежей между Азербайджаном, Грузией и Россией, а также участок контрольно-пропускного пункта "Красный мост". Если принять во внимание этническую карту указанных территорий, то причина затруднений становится понятной. В первом случае можно говорить о феномене границ с разделенными народами на трех смежных территориях, когда для урегулирования проблемы каждое из этих государств должно сотрудничать с обоими соседями. Во втором случае мы также сталкиваемся с несоответствием государственных и этнических границ, обозначившимся еще несколько веков назад. Ведь с 1801 года Российская империя определяла административные рубежи на Кавказе, преследуя единственную цель: укрепить свое влияние в регионе. А пограничные линии между Грузией, Азербайджаном и Россией, сформировавшиеся в годы независимости (1917-1921 гг.), во многом определили современные претензии этих государств друг к другу. Однако в соответствии с Алма-атинской декларацией и Уставом СНГ (1991 г.) базовыми для делимитации признавались административные границы, созданные именно в советские годы. С точки зрения принципов формирования границ в регионе советский период можно разбить на несколько этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Границы между Азербайджаном, Грузией и Россией: советское наследие»

ПРОБЛЕМЫ ГРАНИЦ

ГРАНИЦЫ МЕЖДУ АЗЕРБАЙДЖАНОМ, ГРУЗИЕЙ И РОССИЕЙ: СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Екатерина АРХИПОВА

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры регионоведения и международных отношений Волгоградского государственного университета (Волгоград, РФ)

Административно-территориальные реформы, в свое время проведенные советской властью на Кавказе, в частности по вопросу границ между Россией, Азербайджаном и Г рузией, вызывали и продолжают вызывать нарекания со стороны правительств этих республик, так как до сих пор не удалось урегулировать ряд проблем на отдельных участках их межгосударственных рубежей. Делимитация пограничных линий продолжается уже 14 лет, то оживляясь, то вновь затихая. К окончательному урегулированию наиболее близко подошли Россия и Азербайджан на дагестанском участке их границ. (Последние переговоры, связанные со спорными территориями Хачмазско-го, Гусарского и Балакянского районов Азербайджана, состоялись в апреле 2005 г.1)

1 См.: Азербайджано-российской комиссии по

делимитации не удалось прийти к соглашению //

Делимитация российско-грузинской границы осложнена проблемами взаимоотношений официального Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией. Наметившиеся было тенденции к урегулированию нивелированы в результате активизации военных мер правительства М. Саакашвили. Обсуждение судьбы оставшихся неделимити-рованными 13% границы увязывается с восстановлением территориальной целостности Грузии.

До сих пор четко не определена и линия азербайджано-грузинской границы. После закрытой встречи с делегацией Азербайджана, состоявшейся 7 июля 2005 года, председатель Департамента охраны госграницы Грузии генерал-лейтенант Б. Бицадзе отметил: «У нас есть административная грани-

ИА REGNUM [www.regnum.ru/news/435712.html],

9 апреля 2005.

ца, но мы не знаем, где проходит государственная граница»2.

К наиболее проблемным относятся район стыка рубежей между Азербайджаном, Грузией и Россией, а также участок контрольно-пропускного пункта «Красный мост». Если принять во внимание этническую карту указанных территорий, то причина затруднений становится понятной. В первом случае можно говорить о феномене границ с разделенными народами на трех смежных территориях, когда для урегулирования проблемы каждое из этих государств должно сотрудничать с обоими соседями. Во втором случае мы также сталкиваемся с несоответствием го-

2 Грузия — Азербайджан: пограничные недоразумения // ИА REGNUM [www.regnum.ru/news/

482332.html], 23 сентября 2005.

Этап первый: во имя собственного закрепления

При создании в 1920-х годах Горской АССР и Дагестанской АССР декларировался приоритет этнических рубежей3. Фактически же при формировании границ административных территорий определяющей признавалась их экономическая целостность4.

Как отмечали советские исследователи, Горскую республику создавали в непосредственной близости к меньшевистской Грузии, где скрывались бывшие «правительства» северокавказских республик. Поэтому идея объединить горские народы по сценарию большевиков должна была противостоять активности руководства «независимой Горской республики»5. Другими словами, советское правительство пыталось создать условия для решения задач по выравниванию экономического и культурного развития разных республик. В частности, предусматривалось учитывать не только ландшафтный фактор Главного Кавказского хребта, но в некоторых случаях и этнические особенности (граница в районе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии).

Вместе с тем необходимо было принять во внимание как административные рубежи, сложившиеся в Российской империи, так и линию границы, утвержденную российско-грузинским договором 1920 года. В соответствии с его условиями в состав Грузии долж-

3 См.: Доклад И.В. Сталина на съезде народов Терской области «О Советской Автономии Терской области» (17 ноября 1920 г.) // Образование СССР: Сб. документов 1917—1924 гг. / Под ред. Э.Б. Генкиной. М., 1949. С. 188.

4 ГАРФ. Ф. 5677. Оп. 1. Д. 3415. Л. 01— 9.

5 История национально-государственного строительства в СССР: Национально-государственное строительство в СССР в переходный период от капитализма к социализму (1917—1936 гг.). М., 1968. С. 254; Хармандарян С.В. Ленин и становление Закавказской Федерации (1921—1923). Ереван, 1969; Он же. Сплочение народов в строительстве социализма (опыт ЗСФСР). М., 1982.

сударственных и этнических границ, обозначившимся еще несколько веков назад. Ведь с 1801 года Российская империя определяла административные рубежи на Кавказе, преследуя единственную цель: укрепить свое влияние в регионе. А пограничные линии между Грузией, Азербайджаном и Россией, сформировавшиеся в годы независимости (1917—1921 гг.), во многом определили современные претензии этих государств друг к другу.

Однако в соответствии с Алма-атинской декларацией и Уставом СНГ (1991 г.) базовыми для делимитации признавались административные границы, созданные именно в советские годы. С точки зрения принципов формирования границ в регионе советский период можно разбить на несколько этапов.

ны были перейти территории до р. Псоу и Закатальский округ6. Однако правительство Азербайджанской ССР оспорило принадлежность этого округа Грузии и отстояло свои права на него, опираясь на фактор культурной близости местного населения к азербайджанцам. Тогда же, в 1920 году, в Москве было подписано дополнительное соглашение к советско-грузинскому договору7. Вопрос о Закатальском округе передали на рассмотрение паритетной азербайджано-грузинской комиссии, председателем которой назначили представителя РСФСР. Как отмечают Н.А. Дьякова и М.А. Чепелкин, «в дальнейшем Закатальский округ вновь вошел в состав Азербайджана»8. В связи с этим возникает вопрос: когда оформили перевод округа в состав Грузии, да и состоялся ли он? Ведь в соответствии с Декретом о районных советах народного хозяйства уже 28 июня 1920года были определены границы районов Азербайджана, в частности в его Нухинский район включали Нухинский уезд и Закатальский округ9. Таким образом, судя по декретам Аз-ревкома, в июне 1920 года Закатальский округ по-прежнему числился в составе Азербайджана.

Здесь примечательно следующее: при подписании договора между советской Россией и Грузией использовали территорию третьей республики, несмотря на то, что договор о военном и финансово-экономическом союзе между Азербайджанской ССР и РСФСР еще не был подписан (его подписали 30 сентября 1920 г.)10. Вероятно, передача Закаталь-ского округа («по его восточной границе»11) в состав Грузии была временной уступкой ей со стороны советской власти, своеобразной компенсацией, вызванной стратегическими расчетами. Возможно, дело ограничилось декларацией намерений Москвы для налаживания отношений с Тбилиси.

После утверждения советской власти в Грузии, Абхазии и Южной Осетии (февраль — март 1921 г.) Грузинская ССР и Советская Россия заключили договор о военном и хозяйственном союзе12. Необходимо отметить, что в данном документе (как и в договоре РСФСР с Азербайджанской ССР) о границах даже не упоминалось. Договор, подписанный с независимой Грузией 7 мая 1920 года, служил основанием для определения границы, соответственно, вся территория до указанных в этом договоре рубежей должна была остаться грузинской.

Отдельно рассматривался вопрос о присоединении к Грузии Абхазии и Южной Осетии. Присоединение Абхазии официально объяснялось тем, что «экономические судьбы абхазского народа органически связаны с таковыми в Грузии»13. Получив отказ относительно присоединения к РСФСР, аргументированный «экономическими и культурными связями грузинского и абхазского народов»14, Абхазия была включена в состав Грузинской ССР, однако при этом она все же оговорила для себя «особые условия». (Соответствующий договор власти Тифлиса и Сухуми подписали 16 декабря 1921 г.)

6 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных РСФСР с иностранными государствами. Вып. 1. Пг., 1922. С. 27.

7 См.: Дополнительное соглашение к мирному договору между Россией и Грузией от 7 мая 1920 г. // Сборник действующих договоров... С. 33.

8 Дьякова Н.А., Чепелкин М.А. Границы России в XVII—XX вв. Исторический очерк; приложение к «Истории России». М., 1995. С. 181.

9 См.: Декрет о районных советах народного хозяйства, 28 июня 1920 г. // АзССР. Декреты Азревкома (1920—1921 гг.): Сб. документов. Баку, 1988. С. 87—88.

10 Договор между РСФСР и Азербайджанской Советской Социалистической Республикой о военноэкономическом союзе обеих республик, 30 сентября 1920 г. // Образование СССР. С. 247.

11 Сборник действующих договоров. С. 27.

12 Договор между Грузинской ССР и РСФСР о военном и хозяйственном союзе, 21 мая 1921 г. // Образование СССР. С. 257.

13 Цит. по: История Абхазской АССР (1917—1937) / Отв. ред. Г.А. Дзидзария. Сухуми, 1983. С. 103.

14 Качарава Ю.М. и др. История Грузии Ч. 3. Тбилиси, 1968. С. 89; Съезды Советов советских социалистических республик. Сб. документов. 1917—1922 гг. Т. 2. М., 1960. С. 457.

Что касается Южной Осетии, то на объединенном заседании ее ревкома и партийного комитета, которое состоялось 6—8 сентября 1921 года, было принято постановление о вступлении «в федеративную связь с ССР Грузии». Исходя из соответствующего документа, подписанного обеими сторонами, границы между ними определялись с учетом «этнографических, географических и экономических условий»15. В горной местности этнические и экономические рубежи могли совпадать, но вместе с тем (при такой формулировке) возникали возможности для объединения северных и южных осетин. Поэтому необходимо было четко определить границы республики, и уже 31 октября Кавбюро присвоило ей статус автономной области16, чем прочно связала Южную Осетию с Грузией. Так, во втором пункте Декрета об образовании этой автономной области указывалось: «в состав АОЮО включить территорию, занимаемую юго-осетинским народом в следующих границах: а) с севера: пограничная линия проходит по Главному Кавказскому хребту вдоль южной государственной границы АСС Горской республики.»17 Следует отметить, что северная граница не была описана так детально, как южная, что может говорить либо о том, что по Главному Кавказскому хребту она представлялась очевидной, связанной с тогдашними экономическими рубежами, либо о том, что к тому времени этот вопрос еще не был решен.

Присоединение приграничной автономии к Грузии было вполне закономерным процессом. Несмотря на этническое единство жителей Северной и Южной Осетий, их объединение в тот период ломало бы сложившиеся границы и вызвало бы значительное противодействие грузинской стороны. А в сложившейся в то время политической ситуации, когда большевикам еще трудно было удерживать власть в своих руках, пойти на такой риск они еще не могли.

При определении рубежей между ГССР и АзССР было принято решение оставить без изменений административную линию, разделявшую Елизаветпольскую и Тифлисскую губернии, что обуславливалось сложностью земельных отношений в их приграничных районах.

Приграничные споры между республиками региона не прекратились и после провозглашения в Закавказье советской власти. Проблема землепользования острее всего обозначилась в районах с развитым скотоводством, где речь шла о принадлежности пастбищ. Так, на совещании ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей, состоявшемся в Москве 9—12 июня 1923 года, представители Азербайджана отмечали: «Летом азербайджанским крестьянам приходится выгонять его [скот] в нагорные части, которые находятся в Армении и частью в Грузии. Но еще раньше, до советской власти, одной из главных причин больших кровопролитий и междуна-циональной розни в Закавказье являлся пастбищный вопрос; надо сказать, что при советской власти этот вопрос нам не удавалось окончательно решить»18. Как признавалось далее, лишь с образованием Закавказской Федерации (29 ноября 1921 г.) «удалось кое-что сделать»19. На Втором краевом закавказском партийном совещании подчеркивалось, что с «федеративным объединением Закавказских республик заканчивается для народов Закавказья длительный и тяжелый период межнациональной борьбы.»20 В документах особое внимание уделяли обеспечению «тесного хозяйственного союза»21.

15 Цит. по: Из истории взаимоотношений грузинского и осетинского народов (Заключение комиссии по изучению статуса Юго-Осетинской области). Тбилиси, 1991. С. 45.

16 Там же. С. 62.

17 Осетия: историко-этнографический справочник / Сост. В.А. Торчиков, М.Ш. Кисиев. СПб., Владикавказ, 1998. С. 159—161.

18 Тайны национальной политики ЦК РКП (б). М., 1992. С. 159.

19 Там же.

20 Из резолюции Второго краевого закавказского партийного совещания о федерации республик Закавказья, 7 ноября 1921 г. // Образование СССР... С. 281.

21 Резолюции Кавказского бюро ЦК РКП (б) о федерации Закавказских республик, 3 ноября 1921 г. // Там же. С. 280.

Все же, как представляется, наряду с политическими и экономическими задачами советское руководство решало и проблему территориальных споров, так как рубежи между суверенными республиками уже имели значение не разделительных линий между государствами, а относились к вопросу о союзно-административном делении. Границы становились открытыми, поскольку после объединения республик крестьяне могли сравнительно свободно передвигаться в пределах единой федерации. Кроме того, создавались предпосылки для передачи части территории населению соседней республики во временное пользование, что снимало напряженность на смежных землях.

В 1922 году в Закавказской Федерации (ЗСФСР), как и в Советской России, начались административно-территориальные реформы, в которых определяющим стал национальный принцип. Как провозглашали большевики Грузии, «нынешние административные границы уездов не могут служить препятствием к выкраиванию целостных районов, по возможности с однородным по национальности населением»22. Однако в случае с грузино-азербайджанской границей (в районе Гардабани — Акстафы) определяющим был отнюдь не национальный принцип. Более того, после 1948 года эта территория стала полигоном Закавказского военного округа, то есть принадлежащей государству, а не какому-либо народу.

Административно-территориальные изменения на Кавказе следует рассматривать в контексте административно-территориальных реформ, проводившихся по всей РСФСР. Основная их цель — постепенное создание комплексных экономических районов. К административно-территориальным преобразованиям приступили «в виду несоответствия существующего административно-территориального деления новым политическим и экономическим потребностям»23. Признавались следующие принципы административнотерриториального деления: «на основе:

1) сосредоточения промышленности;

2) сосредоточения культур;

3) тяготения населения к промышленно-распределительным пунктам;

4) направления и характера путей сообщения — железнодорожных, водных, шоссейных и др.;

5) численности населения;

6) национального состава населения»24.

Как следует из текста, на первом месте стояли экономические интересы, на последнем — национальные. Абсурдность ситуации заключалась в том, что одновременно в общественное сознание внедрялась идея о приоритете национальных интересов и о том, что государство именно так заботится об экономическом расцвете «братских народов».

При определении рубежей во многих случаях большевики старались ориентироваться на границы 1913 года, что объяснялось слабостью тогдашней советской власти. Новому руководству, зачастую не владевшему ситуацией на окраинах, приходилось устанавливать границы по прежним волостным спискам или со слов старожилов, что не всегда адекватно отражало реальность25. Наряду с этим случалось, что представители мест-

22 Коммунистическая партия Грузии в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1920—1976. Т. 1. Тбилиси, 1976. С. 28.

23 Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов с хронологическим перечнем постановлений об изменении границ губерний, областей и республик с 1917 по 1929 гг. М., 1929. С. 7.

24 Там же. С. 7.

25 См.: Административно-территориальный состав СССР на 1 июля 1925 г. и 1 июля 1926 г. в сопоставлении с довоенным делением России. М., 1926.

ной власти, знакомые с ситуацией, использовали свое влияния для решения вопроса в нужном им ключе.

В середине 1920-х годов начался длительный процесс уточнения границ в этнически смешанных районах. Так, несколько раз изменяли северо-западную границу Абхазии. После окончания Гражданской войны ее отодвинули к югу от р. Псоу, в результате чего Пиленковская волость вошла в состав РСФСР. В 1922 году ЦИК и СНК Абхазии ходатайствовали перед правительством РСФСР о восстановлении прежней линии границы. По соответствующему постановлению (принято 31 октября 1924 г.) эта волость должна была войти в состав Гагринского уезда26. Но уже 19 марта 1926 ее вновь передали в Черноморский округ. Постановлением ВЦИК от 31 декабря 1928 территорию Пиленковско-го сельсовета Сочинского района Черноморского округа Северокавказского края все же вернули Абхазии27. Таким образом, район Гантиади и Ермоловка (Лесилидзе) были приобщены к территории Абхазии, в результате чего сформировалась ее граница с Россией, сохранившаяся по сей день. Примечательно, что рубеж прошел в соответствии с линией, утвержденной российско-грузинским договором от 7 мая 1920 года. По нашему мнению, в ином случае возникла бы новая проблема с ее определением, поскольку ландшафтные особенности района могли значительно затруднить работу разграничительной комиссии, так как русло р. Псоу на 65—70 км уходит в горы, а далее пересекаются хребты Аибга и Гагринский, то есть эта граница носит выраженный географический характер, что упростило ее делимитацию.

Поскольку официально декларировалось формирование административных единиц по национальному признаку, в некоторых случаях смешанной комиссии приходилось учитывать, кем занят спорный участок. Так, чеченские селения Мельхесты и Цекарой на время передали из состава Грузинской ССР Чеченской автономной области28. Если же этой комиссии приходилось иметь дело с незаселенной территорией, то на решение вопроса оказывали влияние условия хозяйственной деятельности (спор между грузинами и чеченцами об участке Аллако решили в пользу Чеченской автономной области, так как его обрабатывали чеченцы29), а также возможности коммуникации (территорию в бассейне р. Кистинки передали Грузии — ингушские поселения были отделены от нее горным хребтом30).

Кроме того, предметом пограничных споров оказались грузино-дагестанский и азербайджано-дагестанский участки, а также азербайджано-грузинская граница. Проблема заключалась в том, что дагестанские животноводы «в большинстве откочевывают-ся на 9 мес. в Азербайджан и Грузию, причем местные власти этих республик облагают их особыми налогами...»31. Однако дагестанскими пастбищами точно так же пользовались грузинские овцеводы. Во избежание конфликтов и для перераспределения земель ВЦИК принял решение о предоставлении в пользование овцеводам пастбищ и прогонов на сопредельной территории32. Сама же граница, судя по сводным данным об административно-территориальных изменениях в СССР, на указанных участках не изменялась33, поскольку из-за значительной смешанности населения и существующих при этом исторических границах размежевание здесь по этническому признаку нецелесообразно. Исходя

26 См.: Административно-территориальное деление Союза. 1929. С. 313.

27 См.: Там же; Административно-территориальный состав СССР. С. 206.

28 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 141. Д. 248. Л. 18.

29 См.: Дидигова И.Б. Чечня и Ингушетия: территория, границы, управление. М., 2003. С. 84.

30 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 121. Д. 521. Л. 4.

31 Тайны национальной политики ЦК РКП... С. 196.

32 См.: Выписка из протокола № 70 «О предоставлении овцеводам Грузии пастбищ в Дагестанской АССР», 14 сентября 1928 г. // ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 140. Д. 1075. Л. 1—2.

33 См.: Административно-территориальный состав СССР... 1926. С. 53—60.

из этого, прежние границы сохранили, что позволило создать условия для экономического сотрудничества жителей смежных территорий.

В ряду пограничных споров особое место занимает вопрос об объединении Северной и Южной Осетии, вновь поднятый в 1925 году, что обуславливалось проблемами обеспечения крестьян Южной Осетии землей и единством культур осетин, живущих по обе стороны Кавказского хребта. Опиравшиеся на направленность экономических отношений в регионе сторонники присоединения Южной Осетии к Северному Кавказу утверждали: «Будь в наличии хорошая перевалочная дорога, несомненно, Юго-Осетия покупала бы более дешевый северо-осетинский хлеб и вообще бы вела свою торговлю в сторону Северного Кавказа.»34. При этом разрабатывали два варианта: либо вхождение объединенной Осетии в состав Грузинской ССР (что влекло за собой проблемы с определением границ на севере), либо вхождение в состав РСФСР (по глубокому убеждению Г.К. Орджоникидзе, это давало «пищу для всякой болтовни о том, что Россия хочет отнять у Грузии Цхинвал»35). Осознав, что такое объединение может вызвать серьезные проблемы в сфере межнациональных отношений в регионе, советское правительство приостановило процесс, а затем и прекратило его. В результате закрепилась граница, основанная на ландшафтном рубеже.

Таким образом, для советской власти определяющим принципом формирования границ между РСФСР, Грузинской ССР и Азербайджанской ССР оказались условия экономического взаимодействия и обеспечение собственного авторитета. Тем не менее до Великой Отечественной войны большевики все же старались учитывать интересы приграничного населения.

Этап второй: разделить и отдать!

После освобождения Кавказа от кратковременной гитлеровской оккупации ряд северокавказских народов обвинили в предательстве. По мнению некоторых исследователей, депортация и административно-территориальные изменения, начавшиеся в регионе в 1944 году, были запланированы задолго до Великой Отечественной войны и являлись частью сталинского плана по увеличению территории Грузии. Однако следует помнить, что кроме Грузинской ССР значительное количество земель предоставили и отдельным автономным республикам Северного Кавказа. В рамках данной статьи мы рассмотрим лишь, как изменилась граница между РСФСР и Грузинской ССР.

В 1944 году из Учкуланского и части Микояновского районов Карачаевской автономной области создали Клухорский район, который вошел в состав Грузинской ССР36. Изменилась и южная граница бывшей Кабардино-Балкарской АССР. Л. Берия аргументировал план территориальных преобразований тем, что Кабарда не сможет освоить горные районы, а «Грузия должна иметь оборонительный рубеж на северных склонах Кавказского хребта, ибо во время оккупации этот район Кабарда уступила немцам»37. К Грузии отошли

34 Бегизов М. (ответственный секретарь Цхинвальского комитета КПГ (б)). К вопросу объединения Северной и Южной Осетии // ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 140. Д. 175. Л. 3.

35 Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи: в 2-х т., Т. 2. М., 1957. С. 63.

36 См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Карачаевской автономной области и об административном устройстве ее территории, 12 октября 1943 г. // Так это было: Национальные репрессии в СССР: в 3-х т. Т.1. М., 1993. С. 259.

37 Из воспоминаний бывшего первого секретаря Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) председателя Нальчикского комитета обороны З.Д. Кумехова // Лики войны: сб. документов по истории Кабарди-

юго-западная части Эльбрусского и Нагорного районов38. Кроме того, в состав Душетс-кого и Казбегского районов Грузинской ССР (в границах Итум-Калинского района, западных земель Шароевского района, южных территорий Галанчожского, Галашскинс-кого и Пригородного районов) была передана южная часть Чечено-Ингушской автономной республики39. Наряду с этим, как мы уже отмечали, депортировали некоторые проживавшие в приграничной зоне народы, в частности балкарцев, ингушей, карачаевцев и чеченцев.

В результате нового территориального размежевания Грузинская ССР значительно расширилась за счет северного склона Кавказского хребта. При этом игнорировались хозяйственные связи, этнические границы, проблемы обеспечения коммуникациями основной части республики с присоединенными к ней территориями, от которых ее отделяла непреодолимая на большинстве участков географическая преграда. Последнюю проблему попытались решить в мае 1944 года, когда Совнарком и ЦК КП (б) Грузии приняли постановление «Об образовании Эльбрусского сельсовета в составе Земо-Сванетского района и о мероприятиях по заселению этого сельсовета». Особое внимание в нем уделялось обеспечению телефонной связи «Эльбрусского сельсовета с городом Тбилиси, через Нальчик и Дзауджикау»40. Однако о создании экономически целостного района речь не шла.

Исходя из итогов работы специальной комиссии, границу обозначили следующим образом: «по р. Кыртык и далее восточнее поселка Верхний Баксан (Учкуму-мель) и на юг по реке Адыр-Су до перевала Местия. В результате этого селение Верхний Баксан (Учкумумель) включили в состав территории Грузинской ССР и заселили сванами»41. По данному факту Президиум Верховного Совета Кабардинской АССР направил письмо в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой восстановить направление границы в соответствии с Указом от 8 апреля 1944 года. Но это обращение осталось без ответа.

Кроме того, были депортированы некоторые народы Дагестана и Грузии. Так, до начала Великой Отечественной войны проживавших в грузинских селениях Тиви, Тебер-джохи, Ареши кварельских аварцев в 1944 году выслали в Чечню, позволив им вернуться на родину лишь в 1957-м. При этом на прежнем месте разрешили поселиться только жителям Тиви, остальным же пришлось обустраиваться на болотистых землях Чантлискури, Сарусо, Тхилисцкаро.

Споры об истинных причинах территориальных переделов на Кавказе в 1944 году исследователи продолжают до сих пор. Они соглашаются лишь в том, что большая часть земель, переданных Грузии, осталась хозяйственно неосвоенной. Из-за отсутствия дорог связь между ними и Грузией осуществлялась с огромным трудом, что еще раз свидетельствует об игнорировании тогдашними властями исторических, географических и экономических условий развития региона.

но-Балкарии в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) / Сост. Р.М. Ашхотова. Нальчик, 1996. С. 314—315.

38 См.: Указ Президиума Верховного Совета Кабардинской АССР о частичном изменении границ между Кабардинской АССР и Грузинской ССР, 7 апреля 1944 г. // Там же. С. 329.

39 Установлено по: Изменение границ // Ведомости ВС СССР 1957 г. М., 1957. С. 399; МальсаговД. Аннексия: как это было // Так это было: Национальные репрессии в СССР: в 3-х т. Т. 2. М., 1993. С. 144—145.

40 Из постановления Совнаркома Грузинской ССР и ЦК КП (б) Грузии «Об образовании Эльбрусского сельсовета в составе Земо-Сванетского района и о мероприятиях по заселению этого сельсовета», 3 мая 1944 г. // Лики войны. С. 345.

41 Письмо Президиума Верховного Совета КАССР Председателю Президиума Верховного Совета СССР о возвращении сел. Верхний Баксан (Учкумумель), занятого Грузинской ССР, 24 мая 1944 г. // Там же. С. 350—351.

44

Границы РСФСР на Северном Кавказе с 1944 до середины 1950-х годов

И с т о ч н и к: Дьякова Н.А., Чепелкин М.А. Границы России в XVII—XX вв. М., 1995.

№ 6(42), 2005 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Этап третий: восстановление?

После смерти И. Сталина у депортированных народов появилась надежда на возвращение. В ноябре 1956 года и в январе 1957-го ЦК КПСС принял постановления о реабилитации и восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов, а также границы между РСФСР и Грузинской ССР (по состоянию на 7 марта 1944 г.). Но еще до XX съезда КПСС Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О передаче Клухорского района Груз. ССР в состав РСФСР». Наряду с этим были внесены изменения в существовавшую границу между РСФСР и Груз. ССР42. А указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1955 года «территория Иалбузского сельсовета Клухорского района Ставропольского края передана в состав Эльбрусского района Кабардинской АССР»43. Запустение многих районов и проблемы коммуникации подчеркивали ошибочность сталинских реформ. Необходимо было восстановить прежние границы, что стало возможным с началом новой эпохи в политической истории Советского Союза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако и после реабилитации в границах между северокавказскими республиками все же сохранили некоторые изменения предыдущих лет, а рубежи между Северным Кавказом и Закавказьем, привязанные к ландшафту, восстановили, так как стало очевидным, что игнорирование ландшафтного барьера ведет к значительным экономическим затратам. К тому же перекройка этнической карты региона осложнила межэтнические отношения и возникла «опасность захирения национальной культуры»44. Конечно, такие мероприятия нового поколения государственной власти СССР были связаны с демонстрацией им своего стремления избавиться от сталинского наследия, в том числе его перегибов.

Больше проблемы возникли с переселением людей, уже разместившихся на переданных им землях. Так, некоторые территории Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, горного Карачая были заселены грузинами и представителями народов Дагестана. Администрациям этих районов пришлось решать вопросы жилищно-бытового обеспечения возвратившихся из депортации людей, так как их дома либо пустовали и оставались без технического обслуживания, либо были заняты. В последних случаях возникали конфликты между их новыми владельцами и бывшими хозяевами, возвращавшимися из ссылки.

Насильственное переселение людей в эти районы создало почву для межнациональных противостояний. Таков результат сталинских репрессий 1944 года. Поэтому в дальнейшем границы между Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и РСФСР кардинально не пересматривали, а вопросы землепользования решали на уровне отношений между республиками. Хотя в Советском Союзе в ряде случаев по-прежнему изменяли административные границы, для Кавказа уже была характерна иная практика: временная передача территорий в пользование и переселение приграничных жителей. Так, селение Зейхур-оба Магерамкентского района Дагестана в 1960-е годы причислили к Хачмасскому району АзССР (в целях сельскохозяйственного взаимодействия с Маге-рамкентским районом). Однако с распадом Советского Союза возник вопрос о даль-

42 См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Клухорского района Грузинской ССР в состав РСФСР, 14 марта 1955 г. // Собрание действующего законодательства СССР. Раздел I. Кн. 1. М., 1973. С. 51.

43 Ведомости ВС СССР 1955 г. М., 1955. С. 287.

44 РГАНИ. Ф. 89. Оп. 61. Д. 13. Л. 1.

нейшей судьбе жителей этого района — предполагалось либо переселить их в Дагестан, либо внести изменения в их статус45.

* * *

Подводя итог, необходимо отметить, что за годы советской власти на Кавказе была сформирована административная граница. Конечно, у нее были недостатки, но она прочно вошла в сознание людей, так как в СССР не существовало «разделенных» народов. Да и при создании новых независимых государств сохранялись условия для взаимодействия между их приграничными районами. Связь между жителями смежных территорий могла стать основой для экономического сотрудничества отдаленных от центра районов. Но правительства вновь образованных суверенных стран предпочли строительство национальных (зачастую мононациональных) государств, разрушив хозяйственные связи между приграничными территориями. Поэтому возникли проблемы с определением рубежей в Абхазии, Южной Осетии, Чечни (с. Пичвны), на дагестанском участке российской границы, на грузино-азербайджанской границе (памятник Давид-Гареджи и район стыка трех границ).

Границы между Грузией, Азербайджаном и Россией привязаны к ландшафтным очертаниям, которые могут оказаться как значительным барьером для сотрудничества, так и пространством взаимодействия этих трех государств, в частности между их приграничными районами. Кроме того, необходимо учитывать «возраст» этих рубежей. Поэтому любые вариации о прохождении пограничной линии воспринимаются весьма болезненно и с той и с другой стороны границы. Очевидно, что прежнюю административную границу необходимо оставить без изменений, однако затянувшаяся их делимитация свидетельствует о нежелании участников этого процесса обеспечить нормальные условия для взаимодействия ныне разделенных народов.

45 См.: Инaндж Г. Состояние границы Дагестана с Азербайджаном (интервью министра по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан М.М. Гусаева) [http:// www.azeri.com].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.