Научная статья на тему '"ГРАНИЦЫ" МАЛОГО БИЗНЕСА. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В 2010-2020 ГОДАХ'

"ГРАНИЦЫ" МАЛОГО БИЗНЕСА. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В 2010-2020 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / МСП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астахов А.М.

Проблема развития малого бизнеса остаётся в центре внимания государства и научного сообщества. Тенденции развития мировой экономики, новая «научно техническая» революция, глобальные изменения в сфере труда, высвобождение значительного количество трудовых ресурсов, специфика социально экономической системы России, формируют вызовы, - ответ на которые невозможен без участия предпринимательского сообщества. В работе рассмотрена динамика развития малого бизнеса. Основываясь на анализе количественных и качественных показателей, в частности: количестве представителей малого бизнеса, граждан, принимающих участие в его деятельности, структурных характеристиках отрасли, роли в экономике, трансформации ценностных ориентиров, выдвигается гипотеза о наличие институциональной ловушки, в которой оказался малый бизнес и которую сложно преодолеть в рамках действующей в России социально экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "FRONTIER" OF SMALL BUSINESS. DYNAMICS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN RUSSIA IN 2010-2020

The problem of small business development remains in the focus of attention of the state and the scientific community. Trends in the development of the world economy, the new "scientific-technological" revolution, global changes in labor, the release of a significant amount of labor resources, the specifics of the socio-economic system of Russia, form the challenges - the answer to which is impossible without the participation of the entrepreneurial community. The paper considers the dynamics of small business development. Based on the analysis of quantitative and qualitative indicators: the number of representatives of small businesses, citizens participating in their activities, structural characteristics of the industry, the role in the economy, the transformation of value orientations, the hypothesis of the presence of an institutional trap, in which small businesses are difficult to overcome within the current socio-economic system in Russia, is put forward. The problems of business development are analyzed. The conclusion is made that they have the character of complex, systemic, forming conditions, in which the development of small business is limited. In their basis the problems are based on the specific features: political, economic, cultural subsystems of society. The restrictions are stable, have been in effect for a long time and are the continuation of deep historical traditions. There are contradictory trends in the national economy affecting the development of small and microbusiness. On the one hand, the long-term economic crisis, sanctions, the introduction of new (transformation of existing) direct and indirect taxes, increased control, changes in regulatory norms and rules, have a negative impact on business development. On the other hand, the activities of the state, aimed at supporting business, the changing external and internal conditions have opened the way for its development. The result of the collision of two differently directed vectors was, in fact, the absence of significant changes in both positive and negative directions. The consequences of this hypothesis are considered, in particular: the need for in-depth study of the possibility of transforming the current institutional system, the need to rethink the current forms of support for small businesses.

Текст научной работы на тему «"ГРАНИЦЫ" МАЛОГО БИЗНЕСА. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В 2010-2020 ГОДАХ»

СОЦИОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 4. С. 3-16.

УДК 316.342.6

«ГРАНИЦЫ» МАЛОГО БИЗНЕСА. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В 2010-2020 ГОДАХ

Астахов А. М.

ООО «Агентство информационно социологических технологий», ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», Ростов-на-Дону, Россия E-mail: mu87-11@mail.ru

Проблема развития малого бизнеса остаётся в центре внимания государства и научного сообщества. Тенденции развития мировой экономики, новая «научно техническая» революция, глобальные изменения в сфере труда, высвобождение значительного количество трудовых ресурсов, специфика социально экономической системы России, формируют вызовы, - ответ на которые невозможен без участия предпринимательского сообщества. В работе рассмотрена динамика развития малого бизнеса. Основываясь на анализе количественных и качественных показателей, в частности: количестве представителей малого бизнеса, граждан, принимающих участие в его деятельности, структурных характеристиках отрасли, роли в экономике, трансформации ценностных ориентиров, выдвигается гипотеза о наличие институциональной ловушки, в которой оказался малый бизнес и которую сложно преодолеть в рамках действующей в России социально экономической системы. Ключевые слова: институциональная ловушка, малый бизнес, развитие малого бизнеса, МСП.

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес остаётся в центре внимания государства и научного сообщества. Необходимость его развития, увеличения роли в экономике России, неоднократно подчёркивалось первыми лицами государства, данная цель обозначена как ключевая в планах развития экономического сектора России.

Государство, общественные институты предпринимают значительные усилия для его развития. На сегодняшний день приняты многочисленные программы его развития, реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», ФОТ 3.0, «регуляторная гильотина», продлён мораторий на проверки малого бизнеса, действуют местные, региональные формы поддержки и т.д.

Звучат заявления о его значимости, предпринимаются попытки решения основных проблем, мешающих его развитию. В федеральном послании 2018 года президент России В. В. Путин заявил «Третий масштабный резерв экономического роста - это развитие малого и среднего предпринимательства. К середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40 процентам, а число занятых здесь вырасти с 19 до 25 млн. человек» [1].

3

В обращении по поводу Дня предпринимателя в 2018 году Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил «Поддержка и развитие бизнеса, создание для него прозрачных и комфортных условий являются приоритетом государственной политики нашей страны» [2].

Причины интереса достаточно очевидны: тенденции развития мировой экономики, «информационная» революция, глобальные изменения в сфере труда, высвобождение значительного количество трудовых ресурсов, специфика социально экономической системы России, новые научно-технические решения, формируют вызовы, ответ на которые невозможен без участия малого бизнеса.

Успешная реализация проектов по развитию бизнеса, невозможна без анализа его изменения, понимания проблем и динамики развития. Стоит отметить, что программы, направленные на увеличение его доли в экономике страны действуют не одно десятилетие так же, как и существуют препятствия в его развитии, связанные как с объективными причинами (экономическими кризисами, распространения короновируса) так и с субъективными (неоднозначной политикой государства), что формирует противоречивую и неоднозначную картину условий в которых существует и действует бизнес в России.

В работе проанализирована динамика изменения малого бизнеса. Предполагается ориентироваться на ряд количественных и качественных показателей, в частности: количество представителей малого бизнеса, количество граждан, принимающих участие в деятельности, структурные характеристики отрасли, роль в экономике, трансформация ценностных ориентиров.1 Выдвигается гипотеза о наличие институциональной ловушки в которой оказался малый бизнес, которую сложно преодолеть в рамках действующей в России социально экономической системы.

Учитывая специфику последних двух лет и необходимость углублённого анализа, для сравнения используются данные полученные в течении последних 10 лет и ранее.

Цель статьи: проанализировав динамику развития малого бизнеса выявить «границы» его распространения и активности.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

По данным налоговой службы РФ [3] общее количество представителей малого и микробизнеса на конец 2021 года составляло примерно 5,8 млн. организаций, из которых количество индивидуальных предпринимателей 3.5 млн. человек (Таблица 1). На этих предприятиях работает около 15 млн. человек Росстат. предоставляет схожие данные, в 2018 году в форме ИП, малого и микробизнесса работало 5,3 млн. организаций [5]. Осуществляло трудовую деятельность на этих предприятиях около 18 млн. человек. Самозанятых примерно 3,6 млн. человек (на 30.11.2021 г.) [4].

1 В данной работе под малым бизнесом понимается, исходя из подходов, предложенных государством, - малый и

микробизнес, юридические лица, индивидуальные предприниматели (микро и малые) самозанятые, официально не

зарегистрированные представители теневой сферы.

4

Таблица 1

Количество микропредприятий, малых предприятий, средних предприятий в разрезе полугодий с 2016 года, по данным ФНС России [3]

Всего из них

Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей

всего из них всего из них

Микро предприя тие Малое предпр иятие Средн ее предп рияти е Микр о предп рияти е Малое предпр иятие Средн ее предп рияти е

10.12. 2021 5 839 009 2 300 9 86 2 097 448 185 953 17 585 3 538 023 3 510 627 27 071 325

10.06. 2021 5 871 426 2 430 930 2 224 802 188 790 17 33 8 3 440 496 3 414 328 25 862 306

10.12. 2020 5 702 150 2 362 558 2 154 781 190 392 17 385 3 339592 3 312 653 26 629 310

10.06. 2020 6 033 501 2 574 584 2 361 837 195 968 16 779 3458 917 3 432 897 25 723 297

10.01. 2020 5 916 906 2 528 711 2 314 128 197 842 16 741 3 388 195 3 361 628 26 263 304

10.06. 2019 6 206 133 2 774 983 2 537 766 219 043 18 174 3 431 150 3 404 038 26 796 316

10.01. 2019 6 041 195 2 715 388 2 473 561 223 335 18 492 3 325 807 3 298 065 27 423 319

10.06. 2018 6 218617 2 936 983 2 681 364 235 988 19 631 3 281 634 3 253 937 27 351 346

10.01. 2018 6 039216 2 817 510 2 558 536 239 030 19 944 3 221 706 3 193 349 28 003 354

10.06. 2017 6 131 608 2 964 026 2 706 389 237 688 19 949 3 167 582 3 139 160 28 072 350

10.01. 2017 5 865 780 2 816 794 2 556 939 239 904 19 951 3 048 986 3 020 000 28 584 402

01.08. 2016 5 523 765 2 594 355 2 335 579 238 796 19 980 2 929410 2 900 085 28 953 372

ФНС не даёт информацию до 2016 года. Существуют данные Росстата, (Таблица 2) который проводит собственные регулярные исследования (сплошное наблюдение за представителями бизнеса, ежегодные отчёты).

Таблица 2

Основные показатели микропредприятий, малых предприятий, средних предприятий в 2010 и 2015 г, по данным Росстата [6-9]

Всего из них

Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей

5

всего из них всего из них

Микро предпр иятие Мало е предп рият ие Сред нее предп рият ие Микро предпри ятие Мало е предп рият ие Средне е предпр иятие

2015

Число предприя тий, осуществ ляющих и приостан овивших деятельн ость 5033569 22416 50 1990003 23236 9 19278 2 791 919 2 756 260 35249 410

Число предприя тий, осуществ ляющих деятельн ость тыс. 3551035 14684 90 1230718 21895 1 18821 2 082 545 2 046 886 35249 410

Число замещен ных рабочих мест тыс. 18439,6 7 13508 ,75 4930,92 1

2010

Число предприя тий, осуществ ляющих и приостан овивших деятельн ость тыс. 4 596 927 16694 39 1415186 22908 3 25170 2927488 2 885 736 41076 676

Число предприя тий, осуществ ляющих деятельн ость 3180550 12663 93 1015544 22676 5 24084 1914157 1 872 453 41030 674

Число замещен ных рабочих мест тыс. 19082,1 13731 ,9 5350,2

6

В более ранний период, с 2000 года малый бизнес уверенно рос количественно (Таблица 3) [7].

Таблица 3

Число малых предприятий, с 2000 по 2008 годы, по данным Росстата

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество тыс. 879,3 843 882,3 893 953,1 979,3 1032,8 1137,4 1347,7

Данные по индивидуальным предпринимателям достаточно противоречивы, вследствие многочисленных изменений в законодательной базе, критериев отнесения к работающим ИП, специфики изменения расчётов по показателям. (Таблица 4) [7].

Таблица 4

Основные показатели ИП, с 2000 по 2008 годы, по данным Росстата

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество тыс. 3864, 7 4236, 9 4596, 3 4625, 9 4670, 1 2448, 92 2672, 4 2988, 3 3434,2 (2742)3

Кроме учитываемых государством и находящихся в правовом поле предпринимателей существует категория бизнеса, работающие вне рамок закона.

Трудно оценить количество, а главное характер бизнеса подобных предпринимателей. По разным оценкам, в 2017 году людей, работающих в теневом секторе, насчитывалось боле 15 млн. человек [10]. В 2019 году их количество оценивалось в 13 млн [11]. Необходимо учитывать, что не всех граждан, работающих в теневом секторе можно отнести к предпринимателям, и не все предприниматели полностью относятся к теневому сектору. Данные сведения включают работающих в серых схемах, как в качестве предпринимателя так в качестве работника, совмещающих работу на законных основаниях и вне официальной статистики. Таким образом, существует возможность пересечения «теневого» и «законного» бизнеса, что существенно осложняет возможность получения репрезентативных данных.

По данным РБК [11,12] в 2019 году общее количество граждан, занятых в неформальном секторе4 составило около 15 млн. [7,13] из которых непосредственно

2 Согласно постановлению Правительства РФ, N 630 от 16.10.2003 г., в течение 2004 г. предпринимали должны были подать сведения в налоговые органы. В случае, если таких сведений предоставлено не было, то они исключались из Единого государственного регистра индивидуальных предпринимателей.

3 Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей, тыс. человек

4 Согласно методике Росстата в качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий

отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица. К занятым в неформальном секторе

относятся: индивидуальные предприниматели; лица, работающие по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц; - помогающие члены семьи в собственном деле, принадлежащем кому-либо из родственников; -

7

относящиеся к малому бизнесу, учитывая отсутствие информации о характере и масштабах их работы, можно отнести от 3 до 5 млн. человек.

«Для 14,2 млн работа в неформальном секторе является единственной. 9,4 млн человек работают по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в фермерском хозяйстве;

3,6 млн человек трудятся в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица (в том числе, самозанятые);

1,1 млн человек зарабатывают на собственном домашнем хозяйстве, охотой или рыбной ловлей.» [12].

Второй существенный показатель отражающий состояние малого бизнеса - это его роль в экономике. В 2020 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП составила 19,8%, 2018 году 20.2% [14]. Для сравнения, в 2014 году доля МСП 19,2%, в 2016 -21,6% [15]. Таким образом, на протяжении последних лет доля МСП в экономике демонстрировала относительную устойчивость колеблясь в диапазоне 19-22 %. Схожая картина по количеству занятых (в процентах к общему количеству трудоспособного населения) 26-27% [14].

Доля малых предприятий осуществлявших инновационную деятельность так же демонстрирует стабильность. В 2019 году, их было 5,8 % [16]. В 2011 - 5,1 % [16].

Для сравнения, в большинстве стран имеющих развитую экономику доля субъектов МСП в ВВП составляет около 50 %, а в ряде случаев (Германия, Италия, Швейцария и т.д.) больше, учитывая специфику отнесения к МСП в данных странах [14].

Одним из важнейших вопросов является структура малого бизнеса, - отрясли в которых он действует. В 2018 году основным видом деятельности была оптовая и розничная торговля, на втором месте строительство, на третьем профессиональная, научная и техническая (из нее научные исследования и разработки 0,7%, деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка 1,7%) [5]. В 2010 [7] году 38,4 % занимались торговлей, 21,3 операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставление услуг, 11,1 - строительством.

При этом можно отметить, что в 2010 году применялся ОКВЭД «ОК 029-2007» в котором подраздел научные исследования и разработки, деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием и др. включался в раздел «операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставление услуг». То есть изменение структуры деятельности во многом о связанно с изменениями в классификаторе, а не с реальными изменениями.

Среди индивидуальных предпринимателей подавляющее большинство (более половины) занято в сфере торговли. В 2010 году 52,8% было занято в оптовой и

работающие на индивидуальной основе, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; - занятые в собственном домашнем хозяйстве по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для продажи или обмена. С 2017 г. учитываются только лица, производящие продукцию преимущественно для продажи. До 2017 г. в численности занятых учитывались как лица, производящие продукцию преимущественно для продажи, так и продающие излишки своей.

8

розничной торговле, 11,2 % транспорт и связь, 10,7 % операции с недвижимостью

[7].

В целом, анализ статистических данных даёт интересный результат. Количественно малый бизнес за последние 10 лет практически не изменился. Это касается как общего количества представителей малого бизнеса (ИП, юридических лиц, самозанятых), так и количества замещаемых рабочих мест (в процентном отношении к общему количеству трудоспособного населения и в абсолютных величинах). Сферы деятельности, в которых действуют предприниматели, так же не претерпели значительного изменения. То же наблюдение верно и по отношению его роли в экономике: фиксируются периоды роста, периоды падения, но общие границы в 19-21% от ВВП остаются неизменными.

Безусловно, определённая динамика присутствует: существуют тенденции на уменьшение количества крупного и среднего бизнеса, увеличение группы малого, микро и индивидуальных предпринимателей. Введение категории «самозанятых» оказало существенное влияние на структуру бизнеса, сниженные налоги, меньший контроль, спровоцировали его резкий рост, за счёт уже обозначенных групп и теневого сектора. Однако, рассматривая ситуацию в целом, на протяжении 10 лет предпринимательское сообщество демонстрирует стабильность.

В качестве дополнения количественных показателей, формирующих общую картину, можно рассмотреть ценности предпринимателей, как элемент во многом определяющий деятельность, цели и вектор развития предпринимателя.

Несмотря на общеупотребительность, и во много утилитарность показателя, наличия множества исследований посвящённых данной тематике, он остаётся достаточно сложным для оценки и сравнения. Зачастую данные противоречивы, специфика подхода, формулировки и смыслы, которые вкладывают исследователи, формируют неоднозначную картину.

Можно выделить два основных подхода (без учёта специфических, специализированных исследований):

1. Исследование «мотивов» бизнесмена в предпринимательской деятельности;

2. Исследование человека, группы как часть общества, имеющего отличные ценности, вследствие занятия предпринимательской деятельностью.

Данное разделение по отношению непосредственно к предпринимателю, достаточно условно, зачастую, данные подходы объединяются, к примеру, в категориях терминальных и инструментальных ценностей. Учитывая сложность сравнения показателей различных исследований (отсутствие изначально заложенного «единого знаменателя», проблему интерпретации), в данной работе, для сравнения, были выбраны ряд исследований имеющие схожую логику. В качестве основных были определенны исследования, опирающиеся на мотивы предпринимателя как наиболее однозначные и имеющие в основе своей схожую логику и структуру.

В работе Ю. С. Мурзиной, В. П. Познякова [17], проведённой в 2019 году на основании глубинных интервью с представителями малого и микробизнеса Тюменской области, Москвы, Омска, Белгород, Екатеринбург, Новосибирск,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9

Торревьеха (Испания), были выделены следующие основные ценности в сфере бизнеса: прибыль (66,7 %); амбиции (43,1 %); саморазвитие (23,5 %); свобода (23,5 %); творчество (17,6 %); игра (13,7 %); хобби (11,8%).

В обзорной статье И.А. Петровой [18] приводятся следующие данные по ситуации в 90-е и 2000-е годы. В 1992 г. [19] было проведено анкетирование, в котором респондентам было предложено ответить на два вопроса: «Ваше мнение о наиболее распространенных мотивах предпринимательского труда?» и «Что побуждает вас заниматься предпринимательской деятельностью?»

В первом вопросе большинство поставило на первое место (63%) «нацеленность на получение прибыли», во втором «стремление к самостоятельности, самореализации» (29,8%), на третьем месте (19,9%) повышение социального статуса, далее 18% психологические особенности людей: предрасположенность к инициативе, творчеству, новаторству, риску. 7,5% забота об экономическом развитии общества.

На второй вопрос анкеты «Что побуждает вас заниматься предпринимательской деятельностью?» 49,9% ответили, что их деловая активность обусловлена стремлением получить прибыль 32,4% «понимание перспективности предпринимательской деятельности». 29,6% «интересный характер работы, позволяющий раскрыть свои способности», 22,4% «возможность занять более высокое социальное положение, достичь независимости». 9,5% опрошенных в качестве основного мотива отметили «склонность к новаторской, «рисковой» деятельности».

Со ссылкой на собственное исследование 2007 [18] года И.А. Петрова выделяет следующие ценностные ориентиры. «На прямой вопрос «Какой именно мотив является для вас определяющим для занятий предпринимательской деятельностью?» 57,3% опрошенных ответили: «Стремление получить большой денежный доход, прибыль». 31,6% отметили «Стремление создать свою империю» и только 11,1% - «Стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой». Тогда как при ответе на контрольный вопрос «Как вы считаете, какой наиболее распространенный мотив движет предпринимателями?» были получены следующие ответы: «Возможность получать большой доход» - 41,4%, «Стремление к самореализации, самостоятельности, независимости» - 24%, «Творческий характер предпринимательской деятельности» - 16,9%, «Повышение социального статуса» - 14,5%, «Забота об экономическом развитии общества» -3,2%».

Из сравнительной таблицы (Таблица 5) видно, что учитывая всю неоднозначность данного сравнения, основной мотив предпринимательской деятельности не изменился, более того, стал заметно более выражен в бизнес сообществе. Менее значимые мотивы деятельности, так же практически неизменно присутствуют в списке ответов респондентов. В целом можно утверждать, что мотивационная часть демонстрирует стабильность, хотя, безусловно, определённые изменения присутствуют. Стоит отметить и наличие исследований, где градация имеет несколько иную последовательность. К примеру, в работе Васянина М.С. (2011) [20], (анкетирование ценностные ориентации предпринимателей Пензенской

10

области) на первом месте стоит независимость (63%), на втором высокий заработок (42%), на третьем самореализация (39 %). Исследование предпринимателей Поволжского региона 2015 года [21]: независимость (1), достаток (2), возможность видеть результаты своего труда (3).

Таблица 5

Сравнительная таблица мотивов предпринимательской деятельности

в 2019 и 1992 годах

Ю. С. Мурзина, В. П. Позняков (2019) Научно исследовательский центр Института молодежи (1992).

Прибыль 66,7% Стремление получить прибыль 49,9%

Амбиции 43,1% Понимание перспективности предпринимательской деятельности 32,4%

Саморазвитие 23,5% Интересный характер работы, позволяющий раскрыть свои способности 29,6%

Свобода 23,5% Возможность занять более высокое социальное положение, достичь независимости 22,4%

Творчество 17,6% Склонность к новаторской, «рисковой» деятельности. 9,5%

Обобщая данные проведённого анализа можно утверждать, что в период наблюдения предпринимательское сообщество представляло собой достаточно устойчивую группу, которая заняло ряд ниш, где относительно успешно действует.

В целом Россия значительно отстаёт от развитых стран, как в уровне присутствия малого бизнеса на рынке, так и в его инновационном потенциале. Его роль в экономике осталась в границах 22 %. Существует тенденция на уменьшение количеств среднего, малого бизнеса и увеличение количество индивидуальных предприятий, самозанятых, микробизнеса. С определённой долей вероятности, учитывая сложности с определением доли незарегистрированного бизнеса можно говорить о увеличении доли тех, кто готов работать в формальной сфере.

Основным мотивом предпринимательской деятельности остаётся мотив получения прибыли, значимыми при этом продолжают оставаться такие ценности как: свобода, саморазвитие, удовлетворение амбиций.

Стоит отметить, за последние 10 лет были факторы, которые могли оказать существенное влияние на предпринимателей. С одной стороны, длительный экономический кризис, санкции, введение новых (трансформация действующих) прямых и косвенных налогов, усиление контроля, внесение изменений в регулирующие нормы и правила, что должно было негативно сказаться на бизнесе.

С другой стороны, деятельность государства и меняющиеся внешние условия, открыли путь для развития. Санкции, декларации представителей государства, принятие многочисленных программ, направленных на поддержку малого бизнеса, попытки трансформации регуляторной сферы с целью создания более благоприятных условий для их существования и развития, могли дать возможность для изменения позиции малого бизнеса.

11

Итог столкновения двух разнонаправленных векторов состоит в том, что предпринимательское сообщество практически не изменилось.

Безусловно, определённые тенденции существуют: появление новых форм бизнеса, налоговых режимов, усиление или ослабления контроля, новых видов бизнеса способствуют перетеканию предпринимателей, движению в рамках обозначенных границ. Характерно, что общее количество занятых работающих на данных предприятиях по данным и ФНС и Росстата остаётся практически неизменным.

Анализируя причины сложившей ситуации можно предположить, что формирование подобной ниши стало результатом комплекса факторов основными из которых являются: наличие нерешённых проблем в предпринимательской среде, сложившееся экономические, политические, культурные, институциональные условия в которых действуют предприниматели.

Говоря более конкретно, стоит отметить доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей в котором приводится следующие данные [22]. В нём отмечены основные проблемы, которые мешают развитию малого бизнеса: высокая административная нагрузка; «несправедливость» налоговой системы; отсутствие мотивации роста из малого бизнеса в средний; зарплатные налоги загоняют бизнес в тень; избыточная отчетность и документооборот; ограниченные возможности для без залогового кредитования и др.

Исследователи выделяют [14, 22, 23, 24] следующие ограничения, препятствующие развитию бизнеса:

• Доминирование государственных и частно-государственных компаний в экономике, что приводит к снижению конкуренции, монополизации, закрытию части рынка для малых компаний;

• Опора на государственные корпорации в решении социальных и экономических проблем, достижении целей развития;

• Отсутствие устойчивости экономической системы, высокая волатильность национальной валюты, зависимость от внешних условий;

• Противоречивость политики по отношению к малому бизнесу. Вместе с политикой направленной на поддержку малого бизнеса принимаются решения прямо или косвенно ухудшающие условия его деятельности;

• Избыточный контроль за деятельностью, патернализм в отношении бизнеса, попытки поставить под контроль все аспекты его деятельности;

• Низкая эффективность мер поддержки;

• Отсутствие доверия между государством и малым бизнесом;

• Сложность диалога, особенно на региональном и муниципальном уровне;

• Специфика восприятия государством малого бизнеса, низкий приоритет бизнеса (в том числе необходимости развития, его интересов) в сравнении с другими целями государства, в частности с необходимостью соблюдения бюджетной дисциплины.

Эти проблемы имеют характер комплексных, системных, формируя условия, в которых развитие малого бизнеса ограниченно. В основе своей они опираются на специфические особенности политической сферы (прежде всего специфике

12

отношения к бизнесу со стороны государства как политического института), экономической подсистемы (превалирование государственного сектора над частным), специфичных культурных особенностей (в частности ценностно нормативной системы, диктующей приоритеты при выборе реально проводимой политики). Ограничения устойчивы, действуют в течении длительного времени, опираются на глубокие исторические традиции.

При этом стоит отметить что, учитывая усилии государства и предпринимательского сообщества по решению проблем (данные по изменению значимости проблем, показывают эффективность отдельных программ развития) на первый план выходят именно специфичные условия деятельности. Таким образом, ограничения приобретает черты институциональной ловушки, которую предприниматели на сегодня не могут преодолеть.

ВЫВОДЫ

Можно констатировать наличие границ в которых существует малый бизнес. Эти границы реальны и фиксируются количественными и качественными показателями. Дискуссионным является вопрос о причинах появления этих границ, с нашей точки зрения к их появлению привели особенности институциональной системы России, при этом особенности касаются разных сфер жизни, политических, экономических, культурных институтов, системы ценностей и приоритетов.

Следствием данной гипотезы является необходимость переосмысления подходов к развитию малого бизнеса. Институциональный характер проблемы провоцирует необходимость возобновление дискуссии о путях и возможностях трансформации системы, учитывая её специфику как устойчивой структуры, одной из основных функций которой является защита её основных принципов и их воспроизведение. Это приводит к целому ряду сложностей, включая: выбор пути развития, трансформации или разрушения действующей системы, формирование промежуточных институтов, необходимость привлечения значительных ресурсов в условиях неочевидности эффективности нового пути развития, необходимость преобразования системы на новые институциональные рельсы, используя кадры, сформировавшиеся в «исторической» системе и др.

Если говорить о более практических следствиях, признавая наличие институциональной ловушки, остро стоит вопрос эффективности действующих программ поддержки бизнеса. Не затрагивающие основополагающие принципы организации экономической, политической, культурной системы, они не способствуют расширению его «границ». Тем самым превращаясь в лучшем случае в способ поддержания устоявшейся системы, а в худшем, в декларацию, способ построения системы предпринимателей «государственных иждивенцев», искажении сущности и формы предпринимательской деятельности.

13

Список литературы

1. Послание президента российской федерации федеральному собранию российской федерации от 01.03.2018 г. Президент России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902/page/1 (дата обращения: 15.12.2021).

2. Вячеслав Володин поздравил представителей бизнеса с Днем российского предпринимательства. Государственная Дума [Электронный ресурс]. - URL: http://duma.gov.ru/news/27095/ (дата обращения: 15.12.2021).

3. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС России [Электронный ресурс]. - URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html?t=1610271609936 (дата обращения: 15.12.2021).

4. Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». ФНС России [Электронный ресурс]. - URL: https://ofd.nalog.ru/statistics2.html?t=1639400289111 (дата обращения: 15.12.2021).

5. Малое и среднее предпринимательство в России - 2019 г. Росстат. [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 15.12.2021).

6. Малое и среднее предпринимательство в России - 2015 г. Росстат. [Электронный ресурс]. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm (дата обращения: 15.12.2021).

7. Малое предпринимательство в России - 2003 г. Росстат. [Электронный ресурс]. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/B03_47/Main.htm (дата обращения: 15.12.2021).

8. Малое предпринимательство в России - 2008 г. Росстат. [Электронный ресурс]. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/b08_47/Main.htm (дата обращения: 15.12.2021).

9. Малое и среднее предпринимательство в России - 2009 г. Росстат. [Электронный ресурс]. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/b09_47/Main.htm (дата обращения: 15.12.2021).

10. Каждый пятый россиянин работает "в черную" и нелегально. pravda.ru [Электронный ресурс]. -URL: https://www.pravda.ru/news/society/1331117-work/ (дата обращения: 15.12.2021).

11. Исследование: теневой сектор дает работу 13 миллионам россиян. РИА [Электронный ресурс]. -URL: https://ria.ru/20191210/1562188896.html/ (дата обращения: 15.12.2021).

12. Росстат сообщил о росте неформальной занятости в России. РБК [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/economics/05/09/2019/5d6e74fb9a794709eeba4f8c (дата обращения: 15.12.2021).

13. Неформальная занятность приблизилась к рекорду кризисного 2016. РБК [Электронный ресурс]. -URL: https://pro.rbc.ru/demo/5d6fb3609a794781c31c8c59 (режим доступа) (дата обращения: 15.12.2021).

14. Специальный доклад президенту российской федерации - 2021 МСП/Постковид. Уполномоченный по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс]. - URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

15. 21,2 процента составила по итогам 2016 года доля малого и среднего бизнеса в ВВП России. Опора России [Электронный ресурс]. - URL: https://opora.ru/news/21-2-protsenta-sostavila-po-itogam-2016-goda-dolya-malogo-i-srednego-biznesa-v-vvp-rossii.html (дата обращения: 15.12.2021).

16. Наука и инновации. Росстат. [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (дата обращения: 15.12.2021).

17. Мурзина Ю. С. Ценностные ориентации предпринимателей в сфере семьи и бизнеса / Ю. С. Мурзина, В. П. Позняков // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - № 4. - С. 212-224.

18. Петрова И. А. Современный российский бизнес: динамика процесса развития ценностных ориентаций / И. А. Петрова, А. Л. Кузеванова // Власть. - 2007. - № 11. - С. 56-61.

19. Кретов Б. И. Предпринимательство. Социологический аспект / Б. И. Кретов // Законодательство и экономика. - 1995. - № 7-8. - С. 14-17.

20. Васянин М. С. Ценности предпринимательского слоя современной России / М. С. Васянин // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. - № 1. - С. 87-97.

21. Кошарная Г. Б. Мотивация современных российских предпринимателей / Г. Б. Кошарная // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. - № 4 (36). - С. 146-154.

22. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год (версия 27.09.2019). ФАС. [Электронный ресурс]. - URL: https://fas.gov.ru/documents/685806 (дата обращения: 15.12.2021).

23. Бюллетень Счетной палаты №4 (281) 2021 г. Счетная палата. [Электронный ресурс]. - URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-4-281-2021-g (дата обращения: 15.12.2021).

14

24. Социодиггер. Бизнес и предпринимательство. Социодиггер. [Электронный ресурс]. - URL: https://sociodigger.ru/3d-flip-book/2021vol1-6/ (дата обращения: 15.12.2021).

THE "FRONTIER" OF SMALL BUSINESS. DYNAMICS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN RUSSIA IN 2010-2020

Astakhov A. М.

LLC «Agency of Information and Sociological Technologies», Rostov Institute of Improving

Teachers' Qualification and Professional Retraining, Rostov-on-don, Russian Federation

E-mail: mu87-11@mail.ru

The problem of small business development remains in the focus of attention of the state and the scientific community. Trends in the development of the world economy, the new "scientific-technological" revolution, global changes in labor, the release of a significant amount of labor resources, the specifics of the socio-economic system of Russia, form the challenges - the answer to which is impossible without the participation of the entrepreneurial community.

The paper considers the dynamics of small business development. Based on the analysis of quantitative and qualitative indicators: the number of representatives of small businesses, citizens participating in their activities, structural characteristics of the industry, the role in the economy, the transformation of value orientations, the hypothesis of the presence of an institutional trap, in which small businesses are difficult to overcome within the current socio-economic system in Russia, is put forward.

The problems of business development are analyzed. The conclusion is made that they have the character of complex, systemic, forming conditions, in which the development of small business is limited. In their basis the problems are based on the specific features: political, economic, cultural subsystems of society. The restrictions are stable, have been in effect for a long time and are the continuation of deep historical traditions.

There are contradictory trends in the national economy affecting the development of small and microbusiness. On the one hand, the long-term economic crisis, sanctions, the introduction of new (transformation of existing) direct and indirect taxes, increased control, changes in regulatory norms and rules, have a negative impact on business development. On the other hand, the activities of the state, aimed at supporting business, the changing external and internal conditions have opened the way for its development. The result of the collision of two differently directed vectors was, in fact, the absence of significant changes in both positive and negative directions.

The consequences of this hypothesis are considered, in particular: the need for in-depth study of the possibility of transforming the current institutional system, the need to rethink the current forms of support for small businesses.

Keywords:institutional trap, small business, small business development, SMB.

15

References

1. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation of March 1, 2018. President of Russia [Electronic edition]. - URL: http: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902/page/1 .

2. Vyacheslav Volodin congratulated business representatives on Russian Entrepreneurship Day. The State Duma [Electronic edition]. - URL: http: http://duma.gov.ru/news/27095/.

3. Unified register of small and medium-sized businesses. Federal Tax Service [Electronic edition]. - URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html?t= 1610271609936.

4. Information about the number of self-employed citizens who have recorded their status and apply the special tax regime "Occupational Tax". Federal Tax Service [Electronic edition]. - URL: https://ofd.nalog.ru/statistics2.html?t=1639400289111.

5. Small and Medium Entrepreneurship in Russia - 2019. Federal State Statistics Service [Electronic edition]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 .

6. Small and Medium Entrepreneurship in Russia - 2015. Federal State Statistics Service [Electronic edition]. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm .

7. Small and Medium Entrepreneurship in Russia - 2003. Federal State Statistics Service [Electronic edition]. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/B03_47/Main.htm .

8. Small and Medium Entrepreneurship in Russia - 2008. Federal State Statistics Service [Electronic edition]. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/b08_47/Main.htm .

9. Small and Medium Entrepreneurship in Russia - 2009. Federal State Statistics Service [Electronic edition]. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/b09_47/Main.htm .

10. One in five Russians works "under the table" and illegally. pravda.ru [Electronic edition]. - URL: https://www.pravda.ru/news/society/1331117-work/ .

11. Research: the shadow sector employs 13 million Russians. RIA [Electronic edition]. - URL: https://ria.ru/20191210/1562188896.html/ .

12. Rosstat reported an increase in informal employment in Russia. RBK [Electronic edition]. - URL: https://www.rbc.ru/economics/05/09/2019/5d6e74fb9a794709eeba4f8c .

13. Informal employment approached the record of the crisis 2016. RBK [Electronic edition]. - access mode: URL: https://pro.rbc.ru/demo/5d6fb3609a794781c31c8c59 .

14. Special Report to the President of the Russian Federation - 2021 SME/Postkovid. Commissioner for the Protection of Entrepreneurs' Rights [Electronic edition]. - URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. 21.2 percent was the share of small and medium businesses in Russia's GDP in 2016. Opora Russia [Electronic edition]. - URL: https://opora.ru/news/21-2-protsenta-sostavila-po-itogam-2016-goda-dolya-malogo-i-srednego-biznesa-v-vvp-rossii.html .

16. Science and Innovation. Federal State Statistics Service [Electronic edition]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 .

17. Murzina Y.S., Poznyakov V.P., Value orientations of entrepreneurs in the sphere of family and business, Knowledge, understanding, skill, 4, 212 (2019).

18. Petrova I.A., Kuzevanova A.L., Modern Russian business: the dynamics of the process of value orientations development, Vlast, 11, 56 (2007).

19. Kretov B.I., Entrepreneurship. Sociological aspect, Legislation and Economics, 7-8, 14 (1995).

20. Vasyanin M.C., Values of the entrepreneurial layer of modern Russia, Izvestia Vuzov. Volga Region. Social Sciences, 1, 87 (2012).

21. Kosharnaya G.B., Motivation of modern Russian entrepreneurs, Izvestia Vuzov. Volga Region. Social Sciences, 4, 146 (2015).

22. Report on the State of Competition in the Russian Federation for 2018 (version 27.09.2019). Federal Antimonopoly Service. [Electronic edition]. - URL: https://fas.gov.ru/documents/685806 .

23. Newsletter of the Accounts Chamber № 4 (281) 2021. Accounts Chamber of the Russian Federation. [Electronic edition]. - URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-4-281-2021-g .

24. Sociodigger. Business and Entrepreneurship. sociodigger.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://sociodigger.ru/3d-flip-book/2021vol1-6/ .

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.