Научная статья на тему 'Грани личности: Алексей Ардасенов'

Грани личности: Алексей Ардасенов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осетинская интеллигенция / А.Г. Ардасенов / революционер / ученый / кружковцы / чайковцы / народники / Ossetian intelligentsia / Aleksey Ardasenov / revolutionary / scientist / coterie members / Chaikovtsy / populists

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эльвира Шамильевна Гутиева

Рассматривается деятельность Алексея Гавриловича (Алихана Губиевича) Ардасенова (1860– 1917), широко известного на родине революционера-народника. Выявлено, что модернизацию старых устоев, развитие образования и культуры А. Ардасенов видел исключительно в российском культурном поле. Кроме революционной деятельности, Ардасенов занимался и наукой, в том числе ее практической составляющей: используя знания по агрономии, опытным путем разработал систему выращивания кормовых трав, устраивал плодовые питомники и приобщал горцев к российской хозяйственной культуре и аграрному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Facets of personality: Aleksey Ardasenov

The article focuses on the scientific activities of Aleksey Ardasenov. The author gives an overview of archival sources, on the basis of which the life and works of the outstanding person who fought for the rights, culture and freedom of his compatriots for many years is traced. The relevance of the research topic is determined by the need for a conceptual understanding of the history of transforming societies and the role of the intelligentsia in this process, as well as the insufficient level of knowledge of the processes of integration of Ossetians into the Russian cultural space. Aleksey Gavrilovich (Alikhan Gubievich) Ardasenov, born in 1852, graduated from the Vladikavkaz Mountain School in 1867, entered the Moscow Agricultural School, from which he graduated in 1870 with a diploma of the first degree. Archival documents and memoirs testify that he possessed excellent abilities. In 1870 he entered the St. Petersburg Forestry Institute, where in 1874 he passed the final exams in the Agronomic Department. The influence of the progressive ideas of Russian literature on Ossetian students paved the way for their perception in the 1870s of ideas of Russian populism. Some of them already took part in the activities of secret populist organizations while receiving higher education. Being an active revolutionary, Ardasenov was arrested in Moscow in April 1876 and thrown into prison, where he spent almost three years. In 1879 Ardasenov was exiled to one of the regions of Yakutia to live under police supervision. In 1885 he returned to Ossetia, from there he moved to Tiflis. In January 1895, he was invited to the post of manager of the Borjomi estate. Here he compiled a herbarium of the flora of the upland strip of Western Transcaucasia, which he brought as a gift to the famous Professor Albov; some of the plants were first discovered by Ardasenov. Studying the upland-meadow vegetation of the Adzhar-Imereti Range, Ardasenov discovered 108 plants, one of which – H. Ardasenowii R. Kell. et Alb – is named after him. Working in the mentioned regions of the Transcaucasus, he saw a wide promotion of agronomic knowledge, the establishment of demonstration fields and fruit nurseries throughout the country, and, mainly, the spread of herbage. Ardasenov’s personality and his place in the revolutionary movement and the scientific and cultural life of North Ossetia deserve special work to extract archival materials from his case and collect the literary and scientific heritage in the places where he worked.

Текст научной работы на тему «Грани личности: Алексей Ардасенов»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 112-118 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 493. рр. 112-118

ИСТОРИЯ

Научная статья

УДК 94:372.4(470.65)

аог 10.17223/15617793/493/13

Грани личности: Алексей Ардасенов

Эльвира Шамильевна Гутиева1

1 Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева - филиал Владикавказского научного центра Российской академии наук, Владикавказ, Россия, evik777@mail.ru,

вЯСЮ: 0000-0001-7556-3383

Аннотация. Рассматривается деятельность Алексея Гавриловича (Алихана Губиевича) Ардасенова (1860— 1917), широко известного на родине революционера-народника. Выявлено, что модернизацию старых устоев, развитие образования и культуры А. Ардасенов видел исключительно в российском культурном поле. Кроме революционной деятельности, Ардасенов занимался и наукой, в том числе ее практической составляющей: используя знания по агрономии, опытным путем разработал систему выращивания кормовых трав, устраивал плодовые питомники и приобщал горцев к российской хозяйственной культуре и аграрному образованию. Ключевые слова: осетинская интеллигенция, А.Г. Ардасенов, революционер, ученый, кружковцы, чайковцы, народники

Для цитирования: Гутиева Э.Ш. Грани личности: Алексей Ардасенов // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 112-118. аог 10.17223/15617793/493/13

Original article

doi: 10.17223/15617793/493/13

Facets of personality: Aleksey Ardasenov

Elvira Sh. Gutieva1

1 V.I. Abaev North-Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies - Branch of the Vladikavkaz Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Vladikavkaz, Russian Federation, evik777@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7556-338

Abstract. The article focuses on the scientific activities of Aleksey Ardasenov. The author gives an overview of archival sources, on the basis of which the life and works of the outstanding person who fought for the rights, culture and freedom of his compatriots for many years is traced. The relevance of the research topic is determined by the need for a conceptual understanding of the history of transforming societies and the role of the intelligentsia in this process, as well as the insufficient level of knowledge of the processes of integration of Ossetians into the Russian cultural space. Aleksey Gavrilovich (Alikhan Gubievich) Ardasenov, born in 1852, graduated from the Vladikavkaz Mountain School in 1867, entered the Moscow Agricultural School, from which he graduated in 1870 with a diploma of the first degree. Archival documents and memoirs testify that he possessed excellent abilities. In 1870 he entered the St. Petersburg Forestry Institute, where in 1874 he passed the final exams in the Agronomic Department. The influence of the progressive ideas of Russian literature on Ossetian students paved the way for their perception in the 1870s of ideas of Russian populism. Some of them already took part in the activities of secret populist organizations while receiving higher education. Being an active revolutionary, Ardasenov was arrested in Moscow in April 1876 and thrown into prison, where he spent almost three years. In 1879 Ardasenov was exiled to one of the regions of Yakutia to live under police supervision. In 1885 he returned to Ossetia, from there he moved to Tiflis. In January 1895, he was invited to the post of manager of the Borjomi estate. Here he compiled a herbarium of the flora of the upland strip of Western Transcaucasia, which he brought as a gift to the famous Professor Albov; some of the plants were first discovered by Ardasenov. Studying the upland-meadow vegetation of the Adzhar-Imereti Range, Ardasenov discovered 108 plants, one of which - H. Ardasenowii R Kell. et Alb - is named after him. Working in the mentioned regions of the Trans-caucasus, he saw a wide promotion of agronomic knowledge, the establishment of demonstration fields and fruit nurseries throughout the country, and, mainly, the spread of herbage. Ardasenov's personality and his place in the revolutionary movement and the scientific and cultural life of North Ossetia deserve special work to extract archival materials from his case and collect the literary and scientific heritage in the places where he worked.

Keywords: Ossetian intelligentsia, Aleksey Ardasenov, revolutionary, scientist, coterie members, Chaikovtsy, populists

For citation: Gutieva, E.Sh. (2023) Facets of personality: Aleksey Ardasenov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 493. рр. 112-118. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/493/13

© Гутиева Э.Ш., 2023

Важнейшими последствиями присоединения Северного Кавказа к Российской империи стали урбанизация, развитие культуры и образования, появление в среде северокавказских народов интеллигенции, которая выступила в качестве своеобразного проводника мировой культуры, принимала активное участие в общественно-культурной жизни края. Общественная динамика пореформенной России предопределила модернизацию традиционных обществ Северного Кавказа, повышение социальной мобильности населения, демократизацию общественной жизни, форсировала интеграцию в российские социально-культурные процессы [1].

Быстро развивающиеся сферы управления и материального производства требовали большого числа специалистов, способных эффективно работать в новых социально-экономических условиях. В повестке пореформенного развития края ведущую позицию занял вопрос подготовки национальных кадров [2].

В Осетии шел активный процесс перестройки социально-экономических и общественных отношений, который, несмотря на непростые условия, порождал, тем не менее, новые культурные силы. Так, в конце 60-х гг. XIX в. зарождается светская интеллигенция, вытесняя с общественно-политической и культурной арены интеллигенцию духовную, представители которой проводили культурно-просветительскую деятельность в Осетии.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью концептуального осмысления истории трансформирующихся обществ и роли интеллигенции в этом процессе, недостаточным уровнем изученности процессов интеграции осетин в российское культурное пространство, а также личности Алексея Гавриловича Ардасенова.

Состояние общественно-культурной среды Северного Кавказа, как и других национальных регионов России, в пореформенное время определялось реальным соотношением двух процессов - сохранения традиционной и восприя новой, европейской культуры, проводником которой становилась зарождающаяся национальная интеллигенция. Особую значимость имеет личность, способная стать связующим звеном между традиционной и общечеловеческой культурой.

Вся осетинская светская интеллигенция получила образование в высших учебных заведениях России, в стенах которых испытала на себе могучее влияние русской культуры, прогрессивных идей ее выдающихся представителей. Одним из них является Алексей Гаврилович Ардасенов, известный революционер и народоволец.

Творческое наследие А.Г. Ардасенова не обойдено исследовательским вниманием, можно считать, что оно имеет свою историографию. Отдельные аспекты многогранного творчества Ардасенова исследовались в работах М.М. Блиева, Р.С. Бзарова [3], С. А. Айларо-вой [4-6], С.Р. Чеджемова [7, 8], Н.М. Ардасенова [9], что нашло отражение в обобщающих трудах. Некоторые исследователи считают, что А. Ардасенов боролся против российского самодержавия и главную задачу революционной борьбы видел в свержении режима,

другие подвергают сомнению такую оценку, утверждая, что Ардасенов не выступал ни против уничтожения монархии, ни против российского влияния.

Историк народнического движения Н.М. Ардасе-нов исследовал общественно-политическую деятельность А. Ардасенова и выявил, что, вопреки распространенному среди народников мнению об отсутствии капитализма в России, он настаивал на том, что они не просто существуют, но и находятся на высшей стадии своего развития [9. С. 30].

М.М. Блиев и Р.С. Бзаров считают, что А. Ардасе-нов боролся против российского самодержавия и главную задачу революционной борьбы видел в свержении режима [3. С. 87]. С. А. Айларова достаточно аргументированно подвергает сомнению такую оценку, утверждая, что А. Ардасенов не выступал против уничтожения монархии и против российского влияния; наоборот, модернизацию старых устоев, развитие образования и культуры он видел исключительно в российском культурном и правовом поле [4, 5]. Более того, в работе «К вопросу о кавказских алфавитах» А. Ардасенов настаивал на позитивном воздействии русского языка, хозяйственно-культурного и политического влияния на народы Кавказа [6. С. 98-99]. С.Р. Чеджемов провел анализ политико-правовых воззрений А. Ардасенова и показал, что он выступал за необходимость реформ в государственно-правовой сфере с учетом особенностей национального менталитета и уровня правовой культуры народов страны [7, 8].

Материал, обнаруженный нами в Научном архиве СОИГСИ ВНЦ РАН, в том числе неопубликованная переписка А. Ардасенова с частными лицами, позволяет принять участие в этой дискуссии, а также существенно дополнить известные сведения о жизни и деятельности А. Ардасенова.

Алексей Гаврилович (Алихан Губиевич) Ардасенов, осетин, родился в 1852 г. в селении Эльхотово, в 1867 г. окончил Владикавказское горское училище, в том же году поступил в Московское земледельческое училище, которое окончил в 1870 г. с дипломом первой степени. Учился Ардасенов превосходно. Архивные документы и воспоминания свидетельствуют о том, что обладал он прекрасными способностями. Изучал русский язык и математику, физику и химию, землеустройство и лесоводство. Не только специальные дисциплины интересовали Алихана. Он с жадностью поглощал труды Герцена, Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Слушал лекции видных ученых того времени - историков и социологов. В 1870 г. поступил в Петербургский Лесной институт, где и сдал в 1874 г. выпускные экзамены по Агрономическому отделению.

Влияние прогрессивных идей русской литературы на осетинских студентов подготовило почву для восприятия ими в 1870-х гг. идей русского народничества. Некоторые из них уже в вузах принимали участие в деятельности тайных народнических организаций.

Талантливый молодой человек А.Г. Ардасенов по окончании института остался в столице, посвятив себя упорной работе в революционных организациях, требовавших от правительства императора Александра II

принятия конституции. Он вступает в тайную организацию «чайковцев». Этот кружок, основателем и руководителем которого был революционер Н.В. Чайковский, имел свои отделения в ряде городов: Москве, Киеве, Одессе. Основными задачами деятельности «чай-ковцы» считали создание среди молодежи кружков самодеятельности, распространение литературы социалистического и демократического характера, содействие подготовке кадров из интеллигенции, отчасти из среды рабочих, для ведения революционной пропаганды в народе. Но достичь каких-либо существенных планов кружковцам не удалось, так как их деятельность была остановлена весной 1874 г. А. Ардасенов избежал репрессии - видимо, его участие тогда не было раскрыто [10. Л. 7]. После этого он вернулся во Владикавказ и вступил в новое тайное сообщество. Через два года Ардасенова арестовали и отправили в ссылку. Причиной ареста послужили организация библиотеки, где была собирана литература революционного содержания, кроме того, он обвинялся в поддержке главных руководителей этого тайного сообщества - Михаила Кипиани и Игнатия Иоселиани. Находясь под влиянием идей революционных народников России 70-х гг. XIX в., Ардасенов придерживался тех же ошибочных путей революционной борьбы, что и «чайковцы». Например, вместе с некоторыми другими членами общества Ардасенов изучил кузнечное ремесло, чтобы потом «идти в народ» под видом кузнеца и распространять свои революционные идеи для организации бунта.

В целом деятельность их, как и многих народнических кружков в России, ограничивалась кружковой пропагандой; они представляли собой, как отмечает Б.В. Скитский, «круг свободомыслящих, поддерживающих более или менее тесное единение интересовавшихся политическими вопросами, читавших книги, порой нелегального содержания, одинаково реагировавших на события, протестовавших против насилия и мракобесия и старавшихся помочь обездоленным землякам, кто чем мог, организацией какого-нибудь полезного начинания, открытием школ (Ибрагим Ша-наев), библиотек и пр.» [11. С. 255].

Революционная пропаганда членов кружка, проводимая как путем непосредственного общения, так и через распространение революционной литературы, пустила корни и среди учащейся молодежи средних учебных заведений Владикавказа.

Все кружковцы находились под пристальным вниманием полиции, которая регулярно проводила у членов кружка обыски, не давая развернуться их деятельности в желаемом для них объеме. Однако даже под таким пристальным надзором кружковцы умудрялись находить новые способы пропаганды. Так, они развешивали на деревьях прокламации с лозунгами и призывами против царского самодержавия. И даже в этих ограничениях они достигли серьезных результатов в своей деятельности. Передовая интеллигенция все больше охватывалась революционно-прогрессивными идеями, в частности целью изменить социальный строй.

Отметим, что ошибки русских народников 70-х гг. XIX в. были присущи и осетинским семидесятникам -

отрыв от масс, отсутствие широкой агитации, незнание законов общественного развития, бунтарские тенденции отдельных членов и т.п. Но, заметим, их историческое значение не вызывает сомнений, как и их стремление к равенству, к осуществлению благородных целей человечества. Их было немного, но своей деятельностью они будили революционные настроения в народе.

Несмотря на то что у народников не было определенной программы действий, они положили начало истории революционной мысли в Осетии и в смутной, неясной форме - идее борьбы осетинского народа в союзе с передовой революционной Россией против общего врага, самодержавия.

Как подчеркивал Б. Скитский, «они не создали революции, но они создали революционное настроение, насытили атмосферу осетинской общественности той революционной энергией, которая разлилась уже в следующем поколении в обстановке развитого промышленного капитализма и образования рабочего класса» [11. С. 258].

Не все из них в последующее время продолжали стоять на революционных позициях; часть отошли от этих идей и занялись исключительно литературой или просветительской деятельностью, другая, меньшая, часть остались верны своим революционным идеалам. К ним и относится А.Г. Ардасенов.

Алексей Гаврилович пробыл во Владикавказе недолго, уже 17 апреля 1876 г. он был арестован в Москве. В этом же году в г. Москве и Вологодской губернии началось следствие по делу о революционной пропаганде некоторых лиц, в числе которых был и А.Г. Арда-сенов, двадцатитрехлетний осетин, окончивший курс наук в Петербургском земледельческом институте.

Основание к привлечению к дознанию Ардасенова следующее: по показаниям другого обвиняемого по тому же делу, Болмашева, Ардасенов изобличался в том, что, будучи деятельным пропагандистом, привлекал и других лиц к распространению среди народа революционных сочинений. К делу приложена переписка, частью шифрованная, которую вел арестованный Ардасенов с другими обвиняемыми - Заведеевым и Игнатьевой [12. Л. 1].

При задержании на выходе из трактира у А. Арда-сенова в кармане был заряженный револьвер, клочки зашифрованной бумаги и письмо. Разъяснить смысл письма задержанный отказывался.

Помимо этого, ранее он уже привлекался по делу о революционной пропаганде в Тифлисской и Кутаисской губерниях. Но оно было прекращено 26 июня 1878 г. дальнейшим производством по повелению верховной власти: А.Г. Ардасенов был привлечен к ответственности по делу о революционной пропаганде в г. Москве и Вологодской губернии.

А. Г. Ардасенов был брошен в тюрьму в Москве, в одиночном заключении просидел с 17 апреля 1876 г. по февраль 1879 г., т.е. почти три года. Только в 1879 г. его дело «с согласия верховной власти» было разрешено в административном порядке: «...выслать его в распоряжение ген.-губернатора Восточной Сибири для водворения в местностях этого края на жительство под надзор полиции» [12. Л. 20]. И действительно, Ардасенов был сослан в один из районов Якутии.

Двенадцать месяцев Алексей скитался по этапным дорогам от Москвы до Иркутска в кандалах, болел тифом, подвергался заключению в одиночной камере иркутской политической тюрьмы. Но и в этих нечеловеческих условиях он не потерял самообладания и остался верен идеям русского революционного движения. В стенах иркутской тюрьмы он вел конспиративную работу. А. Ардасенова обвинили в создании кружка для освобождения ссыльных. В результате он был отправлен в Среднеколымск на лошадях и собачьих упряжках. Здесь в течение четырех лет он испытывал голод, холод и издевательства жандармов. Но и за полярным кругом деятельность Ардасенова была многообразной: даже в тех невыносимых условиях он занимался своим любимым аграрным делом. Якутию того периода Алихан Ардасенов назвал «страной голода, холода и голодного тифа» [13. Л. 5].

А.Г. Ардасенов обладал крепким здоровьем и сильной волей, что помогло ему преодолеть те трудности, с которыми сталкивались сосланные в Сибирь революционеры. Условия дикой тундры и глухие дебри не сломили его дух. Мы ничего не можем сказать о его политических интересах в годы пребывания в ссылке из-за отсутствия материалов. Имеются данные только о том, что вначале Алексей добывал скудные средства к существованию с помощью охоты, затем работая в артелях - вначале пильщиков, работавших на поставщиков леса в Англию, а затем в артели бондарей.

В Земледельческом институте Ардасенов обучался по специальности агронома и лесовода, а на последнем курсе еще и работал над получением степени кандидата сельского хозяйства и лесоводства [13. Л. 127]. Даже будучи в якутской ссылке, он проводил специальные опыты по выращиванию овощей и корнеплодов, изучал культуру и состояние кустарных промыслов якутов [13. Л. 5].

В Москве Ардасенов посещал лекции К. А. Тимирязева [14. Л. 152]. Алексея восхищали эрудиция и глубина выводов знаменитого ученого. Лекции К. А. Тимирязева были близки и созвучны тем делам и устремлениям, которыми был занят в ту пору и Ардасенов.

Пользуясь свободой вольного слушателя, Ардасе-нов посещал лекции корифеев русской науки в других столичных институтах: Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, А.Н. Бекетова и др.

Хорошо знавшие его лично, характеризовали Алексея Гавриловича как благородного и глубоко искреннего человека, как человека долга и действий, обладавшего большим организаторским талантом, трезвым умом и блестящими способностями к труду.

В 1885 г. А.Г. Ардасенов возвратился в Осетию, недолгое время пробыл в селе Эльхотово, занимаясь бондарным ремеслом.

80-е гг. XIX в. характеризовались усилением политической реакции со стороны правительства. Самым жестоким образом преследовалась не только свободная мысль, но и печать даже самого умеренного, либерального направления, просвещение, школы. В этих условиях Ардасенов оставаться не мог, так как здесь по своей специальности он вряд ли мог устроиться как

«политически неблагонадежный», кроме того, находился под усиленным надзором полиции, что также не давало ему возможности нормального существования.

Алихан принял решение переселиться в Тифлис, так как был приглашен на работу товарищем по институту Медведевым. Но, надо полагать, переезд был осуществлен и по политическим соображениям. Изначально в Тифлисе он занимался уроками, а в 1886 г. поступил преподавателем в Тифлисскую школу садоводства и огородничества; оттуда он перешел лесничим в Озугети Кутаисской губернии. В служебной характеристике отмечалось: «Ардасенов установил в лесничестве надлежащий порядок, своевременными мерами предупредил гибель лесов от пожаров, обладает высокими специальными знаниями и нравственными качествами» [15. Л. 9].

В январе 1895 г. его пригласили на должность управляющего Боржомским имением, которое он привел за несколько лет в образцовый порядок [16. С. 17]. Здесь он полностью отдался науке. Так, им был составлен гербарий флоры нагорной полосы Западного Закавказья, который он принес в дар известному профессору Н.М. Альбову1; оказалось, что часть растений была впервые открыта А.Г. Ардасеновым. Изучая нагорно-луговую растительность Аджаро-Имеретинского хребта, Алихан открыл 108 растений, одно из которых названо его именем - «Зверобой Ардасенова» [17].

В докладах и лекциях, беседах и выступлениях в печати А.Г. Ардасенов неустанно пропагандировал естественно-научные знания, объяснял, что почва не такая уж и мертвая среда, какой представляют ее крестьяне, в ней происходят не только физико-химические процессы, но и живут миллиарды бактерий, оказывающих огромное влияние на всю органическую жизнь. На своем опытном поле он учил крестьян прогрессивным методам обработки почв, посещал их хозяйства, давал советы [16. С. 6].

По этим вопросам ученый издал ценные популярные труды, принесшие краю обширную пользу. Защищая бедняков, он добивался справедливого распределения пастбищ для беднейшей и наиболее нуждающейся в них части населения [18. С. 14].

Работа его в означенных районах Закавказья ознаменовалась широкой пропагандой агрономических знаний, устройством по стране показательных полей, плодовых питомников и, главным образом, распространением травосеяния.

Не менее интересны высказывания А. Ардасенова в защиту леса. Впервые он выступил в 1890 г., когда подверг резкой критике истребительскую рубку эльхотов-ского леса: «Общество не имеет никакого права на разорение своих будущих поколений...» [18].

Его перу принадлежат весьма интересные очерки под заглавием «Переходное состояние горцев Северного Кавказа», вышедшие в 1896 г. Труд этот не утратил своей ценности и в настоящее время известен среди историков и экономистов. К нему обращаются все, кто занимается исследованием социально-экономических и бытовых вопросов пореформенной Осетии. Но здесь вставал вопрос авторства, так как «авто-

ром» считаются изначально три не совпадавшие с инициалами А.Г. Ардасенова буквы «В.Н.Л.». По объяснению Г.А. Кокиева2, эти буквы являются многозначащими в том смысле, что они скрывают затаенные идеалы Ардасенова - «Вера. Надежда. Любовь» [9. С. 106; 10. Л. 24; 19. С. 103].

Учитывая, что эта работа посвящена главным образом общественно-экономическому и отчасти политическому состоянию колониальной Северной Осетии второй половины (80-90-е гг.) XIX в., в ней в отдельных местах содержится резкая критика терской администрации. Возможно, Ардасенов по политическим соображениям не захотел раскрывать своей фамилии, чтобы не дать полиции лишнего повода для преследования. Отмечая достоинства очерка, профессор М.С. Тотоев писал: «Работа А.Г. Ардасенова является замечательным источником для изучения социально-политической жизни осетинского общества второй половины XIX в.» [19. С. 107].

Как указывает Тотоев, Ардасенов обстоятельно останавливается на производственных занятиях горцев, особенно на степени развития у них различных промыслов, и в этой связи он подтверждает тезис о том, что одно существование тех или других промыслов еще не является свидетельством культурности народа. В сравнении с горцами он характеризует степень и размеры различных промыслов у якутов. Арда-сенов, будучи в ссылке, прожил среди якутов и знал их культуру, он использовал свои знания как материал для сравнительного анализа.

Он иллюстрирует свои рассуждения примером с. Эльхотово: «...как казной и другими колонизаторскими элементами туземцы обделены землей и лесами». Причем в Осетии были села, находившееся в более тяжелом положении, но тем не менее он указывает село, которое ему было родным [19. С. 103].

А.Г. Ардасенов являлся также пожизненным членом «Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области», возникшего в 1882 г., в деятельности которого он принимал активное участие. И в работе «Переходное состояние горцев Северного Кавказа» он уделил наибольшее внимание осетинам, хотя здесь описывается жизнь почти всех горцев Терской области. Можно сделать вывод о том, что Ардасенов как член общества своей работой выполнил пожелание или поручение данного общества, отвечавшего и его идейным стремлениям.

Таким образом, не остается никаких сомнений в том, что данный научный труд принадлежит перу А. Г. Ардасенова. Это дает основание для вывода, что осетинская историко-экономическая литература XIX в. приобрела значимый научный труд, имеющий серьезное значение для изучения истории и культуры осетинского народа. Ценность работы А.Г. Ардасенова «Переходное состояние горцев Северного Кавказа» заключается в том, что, в отличие буржуазных исследователей, жизнь горцев освещена без тенденциозности, в радикально-демократическом направлении, в духе прогрессивной мысли.

Автор очень ярко обрисовал процесс разложения феодально-крепостнических устоев осетинского общества под влиянием развивающихся буржуазно-капиталистических отношений, которые основательно проникли во все сферы хозяйственно-бытовой жизни пореформенной Осетии. В начале работы он привел краткий очерк прошлой жизни горцев, охарактеризовав состояние натурального хозяйства и формы владения в дореформенный период, затем показал новые явления, которые происходили в жизни горцев, в их занятиях, особенно в области выращивания новых культур сельского хозяйства в связи с новыми потребностями времени.

Новые вопросы Ардасенов поднимает не как безразличный исследователь, а отмечает и недостатки в новшествах, дает указания и советы по улучшению того или иного аспекта. Круг научно-литературной деятельности Алексея Гавриловича, согласно вновь выявленным данным, оказывается весьма интересным и значительным.

С 1901 г. по 1903 г. Ардасенов состоял также ревизором Воронежского управления государственных имуществ, с 1903 г. по 1907 г. - помощником управляющего Министерства земледелия Елизаветпольской губернии и Карской области.

Последние 10 лет Алексей Гаврилович занимал должность начальника Управления земледелия и лесного хозяйства Ереванской губернии и Карской области. В отсталой, бедной и забитой Армении Ардасенов развернул кропотливую работу по оказанию материальной помощи голодающему населению высокогорных районов: татарам, курдам и айсорам. Для этой цели использовались все средства: бесплатный отпуск крестьянам семян, бесплатное обучение крестьянских детей, выделение крестьянам пахотной и пастбищной земли, леса и сельскохозяйственных орудий. Здесь он впервые внедрил искусственные кормовые травы. Клевер и эспарцет ученый сделал непременным звеном полевых севооборотов.

В 1913 г. Ардасенов пишет наместнику Кавказскому, что население Армении испытывает бедствие и что о нем никто не заботится. Говоря о бедности горцев, он отмечал: «Часто нужда и недоедание принимают здесь характер голода и народного бедствия» [12. Л. 8].

Главное внимание Ардасенов уделял постановке опытов силами самих трудовых крестьян на их же землях. По этому поводу он писал: «... нужно идти к цели прямо и простейшими, наиболее понятными для народа путями, пользуясь знаниями, опытом и силами самого народа.» [12. Л. 8].

В конце апреля 1917 г. А. Ардасенов выехал по делам службы из г. Эривани (Еревана) в г. Тифлис. На обратном пути, когда Алихан Ардасенов возвращался по старой Ереванской дороге, по сторонам которой плотной стеной поднимались зеленые поля эспарцета, выращенного под его руководством, жизнь его трагически оборвалась: он погиб в автомобильной катастрофе. Тело было перевезено во Владикавказ и похоронено при большом стечении передовой интеллигенции и ре-

волюционной молодежи в ограде осетинской православной церкви, где вскоре был поставлен памятник с надписью «Ардасенов А.Г., революционер, народоволец, член Московского кружка чайковцев» [9. С. 156].

Приведем слова из некролога Гаппо Баева: «Личность его была рыцарской, благородной, цельной - глубоко искренней. Это был действительно большой человек, в нем изумительно сочетались трезвый реализм мысли, кипучая энергия; огромная способность трудиться, делать с терпением то часто скучное, прозаическое дело, на которое всегда находится так мало охотников, но от умного выполнения которого чаще всего зависит успех самых широких начинаний, и смелая инициатива, в довершении громадный организаторский талант.

Скорбь о безвременно погибшем невольно сплетается с чувством восхищения перед удивительно духовной красотой жизни этого выдающегося человека, посвятившего себя постоянной и упорной работе на благо многострадального нашего отечества.

Лучшей наградой для этого борца за свободу было уже то, что он увидел, как лучезарное знамя свободы стало развеваться над русской землей и над родными горами Осетии» [20]3.

Публицистическое наследие А.Г. Ардасенова охватывает ряд важнейших для того времени проблем.

В своих статьях и очерках он показал тяжелое социально-экономическое положение народов Северного Кавказа и Закавказья, последовательно пропагандируя естественные науки и сельскохозяйственные знания.

Из архивных документов следует, что Ардасенов был пионером в решении многих проблем в области сельскохозяйственной науки, за что отмечен несколькими наградами правительства, против которого он воевал всю жизнь. Всего несколько месяцев А.Г. Ардасенов не дожил до Великой Октябрьской социалистической революции. Его никогда не покидала вера в неисчерпаемые силы трудового народа, и он неутомимо работал, неся в массы просвещение и образование. Алексей Гаврилович сочетал в себе качества способного организатора, замечательного практика и глубоко эрудированного ученого.

Круг научных интересов А. Ардасенова необычайно широк и разнообразен. Это вопросы интенсивного развития сельского хозяйства путем использования передовых методов землепользования, в частности травосеяния, организации политического просвещения и формирования национального сознания, улучшения системы преподавания и развития культурного уровня народов Кавказа. В современных условиях интерес к его творчеству определяется практической значимостью его идей.

Примечания

1 Николай Михайлович Альбов - русский ботаник, географ и путешественник, исследователь Кавказа, Аргентины и Огненной Земли, профессор Одесского университета.

2 Кокиев Георгий Александрович - ученый-историк, кавказовед, педагог, доктор исторических наук, профессор. Окончил Московский археологический институт и аспирантуру Института народов Советского Востока Российской ассоциации научно-исследовательских институтов

общественных наук (РАНИОН).

3 Георгий Васильевич Баев - осетинский государственный и общественный деятель, градоначальник Владикавказа.

Список источников

1. Канукова З.В., Туаева Б.В., Плиева З.Т. Художественная культура в процессах формирования гражданской идентичности // Известия СОИГСИ. 2017. № 25 (64). С. 77-87. doi: 10.23671/VNC.2017.64.9737

2. Кобахидзе Е.И. Первый Всеосетинский учительский съезд и задачи осетинской начальной школы // Известия СОИГСИ. 2018. № 30 (69). С. 147-174. doi: 10.23671/VNC.2018.69.22437

3. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии. М., 2010.

4. Айларова С. А., Кадиева З.Х. А.Г. Ардасенов - видный представитель кавказского просветительства конца Х1Х - начала ХХ века // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2014. № 4. С. 23-27.

5. Айларова С.А. «Переходное состояние горцев Северного Кавказа» А. Ардасенова: стадии социального транзита // Всероссийские Мил-леровские чтения. 2008. № 1. С. 55-57.

6. Айларова С. А. Особенности социально-экономического развития горских народов в конце XIX в. и работа А.Г. Ардасенова «Переходное состояние горцев Северного Кавказа» // Россия и Северный Кавказ (проблемы историко-культурного единства) : межвуз. сб. науч. тр. Грозный, 1990. С. 95-109.

7. Чеджемов С.Р. А.Г. Ардасенов о государстве, праве и образовательной политике // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2013. № 1. С. 69-72.

8. Чеджемов С.Р. Проблемы экосистемы в трудах видных просветителей интеллигенции юга России конца XIX - начала ХХ веков // Аграрное образование и наука. 2018. № 4. С. 6.

9. Ардасенов Н.М. Алихан Ардасенов. Орджоникидзе : Ир, 1970. 160 с.

10. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева (НА СОИГСИ). Ф. 5. Оп. 1. Д. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Скитский Б.В. Из истории революционного движения 70-х годов в Осетии // Оттиск из «Известия Гор. Пед. ин-та». Владикавказ, 1929. Т. 5.

12. НА СОИГСИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 7.

13. Центральный государственный архив Якутии. Ф. 17-II. Оп. 1. Д. 490. Л. 127.

14. Центральный государственный исторический архив Москвы. Ф. 131. Оп. 32. Д. 1349. Т. II. Л. 152.

15. НА СОИГСИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 16.

16. Ардасенов А. Избранные труды. Владикавказ : РИПП им. В.А. Гассиева, 1997. 355 с.

17. Альбов Н.М. Материалы для фото Колхиды. Первое приложение к трудам Тифлисского ботанического сада. Тифлис ; Женева, 1895.

18. Ардасенов А.Г. Проделки несменяемого // Северный Кавказ. 1890. № 34.

19. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957. 366 с.

20. Баев Г. Памяти борца за свободу - Алексея Гавриловича Ардасенова // Терек. 1917. 14 (27) мая. № 5784.

References

1. Kanukova, Z.V., Tuaeva, B.V. & Plieva Z.T. (2017) Khudozhestvennaya kul 'tura v protsessakh formirovaniya grazhdanskoy identichnosti [Artistic culture in the processes of formation of civil identity]. Izvestiya SOIGSI. 25 (64). pp. 77-87. doi: 10.23671/VNC.2017.64.9737

2. Kobakhidze, E.I. (2018) Pervyy Vseosetinskiy uchitel'skiy s"ezd i zadachi osetinskoy nachal'noy shkoly [The First All-Ossetian Teachers' Congress and the tasks of the Ossetian primary school]. Izvestiya SOIGSI. 30 (69). pp. 147-174. doi: 10.23671/VNC.2018.69.22437

3. Bliev, M.M. & Bzarov, R.S. (2010) Istoriya Osetii [History of Ossetia]. Moscow: Akademiya.

4. Aylarova, S.A. & Kadieva, Z.Kh. (2014) A.G. Ardasenov - vidnyy predstavitel' kavkazskogo prosvetitel'stva kontsa XIX - nachala XX veka [A.G. Ardasenov, a prominent representative of the Caucasian enlightenment of the late 19th - early 20th centuries]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Khetagurova. 4. pp. 23-27.

5. Aylarova, S.A. (2008) "Perekhodnoe sostoyanie gortsev Severnogo Kavkaza" A. Ardasenova: stadii sotsial'nogo tranzita [The Transitional State of the Highlanders of the North Caucasus by A. Ardasenov: stages of social transit]. VserossiyskieMillerovskie chteniya. 1. pp. 55-57.

6. Aylarova, S.A. (1990) Osobennosti sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya gorskikh narodov v kontse XIX v. i rabota A.G. Ardasenova "Perekhodnoe sostoyanie gortsev Severnogo Kavkaza" [Features of the socio-economic development of mountain peoples at the end of the 19th century and work by A.G. Ardasenov The Transitional State of the Highlanders of the North Caucasus]. In: Rossiya i Severnyy Kavkaz (problemy istoriko-kul'turnogo edinstva) [Russia and the North Caucasus (Problems of historical and cultural unity)]. Grozny: [s.n.]. pp. 95-109.

7. Chedzhemov, S.R. (2013) A.G. Ardasenov o gosudarstve, prave i obrazovatel 'noy politike [Ardasenov about the state, law and educational policy]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Khetagurova. 1. pp. 69-72.

8. Chedzhemov, S.R. (2018) Problemy ekosistemy v trudakh vidnykh prosvetiteley intelligentsii yuga Rossii kontsa XIX - nachala XX vekov [Problems of the ecosystem in the works of prominent educators of the intelligentsia of the south of Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries]. Agrarnoe obrazovanie i nauka. 4. P. 6.

9. Ardasenov, N.M. (1970) Alikhan Ardasenov. Ordzhonikidze: Ir.

10. Scientific Archive of the North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies (NA SOIGSI). Fund 5. List 1. File. 4. (In Russian).

11. Skitskiy, B.V. (1929) Iz istorii revolyutsionnogo dvizheniya 70-kh godov v Osetii [From the history of the revolutionary movement of the 1870s in Ossetia]. Izvestiya Gor. Ped. in-ta. Vladikavkaz. 5. (Reprinted).

12. Scientific Archive of the North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies (NA SOIGSI). Fund 5. List 1. File 7. (In Russian).

13. Central State Archive of Yakutia. Fund 17-II. List 1. File 490. Page 127. (In Russian).

14. Central State Historical Archive of Moscow (TsGIA). Fund 131. List 32. File 1349. Vol. II. Page 152. (In Russian).

15. Scientific Archive of the North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies (NA SOIGSI). Fund 5. List 1. File 16. (In Russian).

16. Ardasenov, A. (1997) Izbrannye trudy [Selected Works]. Vladikavkaz: RIPP im. V.A. Gassieva.

17. Al Tbov, N.M. (1895)Materialy dlya fotoKolkhidy. Pervoeprilozhenie k trudam Tiflisskogo botanicheskogo sada [Materials for Photos of Colchis. The first supplement to the works of the Tiflis Botanical Garden]. Tiflis; Zheneva.

18. Ardasenov, A.G. (1890) Prodelki nesmenyaemogo [Tricks of the irreplaceable]. Severnyy Kavkaz. 34.

19. Totoev, M.S. (1957) Ocherki istorii kul'tury i obshchestvennoy mysli v Severnoy Osetii vporeformennyy period [Essays on the History of Culture and Social thought in North Ossetia in the Post-Reform Period]. Ordzhonikidze: Ir.

20. Baev, G. (1917) Pamyati bortsa za svobodu - Alekseya Gavrilovicha Ardasenova [In memory of the freedom fighter, Alexei Gavrilovich Ardasenov]. Terek. 14 (27) May. 5784.

Информация об авторе:

Гутиева Э.Ш. - канд. ист. наук, старший научный сотрудник отдела истории Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева - филиала Владикавказского научного центра Российской академии наук (Владикавказ, Россия). E-mail: evik777@mail.ru. ORCID: 0000-0001-7556-3383

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

E. Sh. Gutieva, Cand. Sci. (History), senior research fellow, V.I. Abaev North-Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies -Branch of the Vladikavkaz Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (Vladikavkaz, Russian Federation). E-mail: evik777@mail.ru. ORCID: 0000-0001-7556-3383

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.05.2023; одобрена после рецензирования 07.09.2023; принята к публикации 08.09.2023.

The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 07.09.2023; accepted for publication 08.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.