Научная статья на тему 'Грамотность населения в фокусе воспитательной среды провинциального города'

Грамотность населения в фокусе воспитательной среды провинциального города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ОБЫВАТЕЛИ / URBAN INHABITANTS / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / URBAN SPACE / ЗЕМЛЯ (ОБЛАСТЬ) ВОЙСКА ДОНСКОГО / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE / EARTH (REGION) OF THE DON ARMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов И.Н., Григорян И.С.

Рассмотрены обстоятельства развития просветительского движения в донском регионе. Автор акцентирует внимание на различиях в уровне грамотности населения в городах Земли (Области) Войска Донского, которые сложились в зависимости от действия самых разных факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERACY THE FOCUS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PROVINCIAL TOWN

The circumstances of the development of educational movement in the don region are considered. The author focuses on the differences in the literacy rate of the population in the cities of the Earth (Region) of the don Army, which have developed depending on the action of a variety of factors.

Текст научной работы на тему «Грамотность населения в фокусе воспитательной среды провинциального города»

И.Н. Смирнов, И.С. Григорян

ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ФОКУСЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА

Аннотация. Рассмотрены обстоятельства развития просветительского движения в донском регионе. Автор акцентирует внимание на различиях в уровне грамотности населения в городах Земли (Области) Войска Донского, которые сложились в зависимости от действия самых разных факторов.

Ключевые слова: городские обыватели, городское пространство, Земля (Область) Войска Донского, образование, субъекты воспитательного пространства.

I.N. Smirnov, I.S. Grigoryan

LITERACY THE FOCUS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A

PROVINCIAL TOWN

Abstract. The circumstances of the development of educational movement in the don region are considered. The author focuses on the differences in the literacy rate of the population in the cities of the Earth (Region) of the don Army, which have developed depending on the action of a variety of factors.

Key words: urban inhabitants, urban space, Earth (Region) of the don Army, education, subjects of educational space.

На протяжении долгой истории люди думали о создании благоприятной среды для более полного и эффективного воспитания человека. Рубеж XIX - XX вв. был тем периодом, когда город проявил себя с лучшей стороны, показал себя той площадкой, на которой только и мог появиться современный человек. В пестрой городской среде формировалось иное восприятие жизни, иная палитра чувств, идей, мыслей и планов на будущее. Город завораживающе воздействовал на людей своим внешним видом. Он пленял красотой архитектуры, геометрией улиц и площадей, наличием объектов культурной жизни, т.е. всем тем, что относится к предметно-пространственному окружению. Но город - это не только его внешний вид, архитектура, окультуренная природа. У истории города есть оборотная сторона, отличная от его физического существования. Этот аспект истории города отражается в сознании людей. Это та история, которую люди помнят о городе и которая имеет значение для них: знаковые исторические события, легенды, предания, т.е. все то, что создает, влияет на образ города в настоящем и будет влиять на него в будущем. В этом ключе город не сводим только к видимой стороне жизнедеятельности. Это и люди, живущие в нем, и социальные взаимодействия, которые происходят на его территории.

С человеком в городе происходят различные метаморфозы, связанные с изменением его места в географическом и социальном пространстве. Городской человек не только житель, единица населения, он - продукт и творец совершенно нового сообщества, городского, и совершенно новой пространственной организации. Горожанин становится таковым одновременно с включением в новый вид поселения, каковым является город. Он представляет собой своеобразную часть города, а город создаёт из него нового по существу человека - горожанина. Человек в городской среде обретает множество ролей, он становится полифункциональным существом и одновременно почти в каждой позиции - он дихотомичен. Разделяются функции горожанина и создаются разнообразные социально-функциональные маски (производитель и потребитель, продавец и покупатель, актёр и зритель, самостоятельный и жёстко направляемый, ритор и слушатель, священнослужитель и прихожанин и т.п.).

Психологические черты горожан также подвергаются переработке, постепенно приближаясь к некоторому среднему показателю. Формируется внутренняя убеждённость в психологическом отличии горожанина от «деревенщины». Радуется и печалится горожанин более сдержанно. Поведение людей, их реакция на те или иные события формируются во время публичных актов -празднеств, шествий, наказаний. Единое поведение, единое переживание, единые чувства глубоко воздействуют на психологию недавнего селянина, преодолевая устоявшиеся этнопсихологические качества и создавая нивелированное единое сознание, новую городскую ментальность. Немалую роль в этом играла могучая сила просвещения, которая в то время была заметнее в городе, нежели в деревне.

Город едва ли не с первых дней существования отличала от сельской местности иная среда, более открытая новым веяниям, более подвижная в плане распространения тех или иных терминальных ценностей, стремящаяся к новым знаниям, достижениям цивилизации. Если предположить, что укрупнение Земли Войска Донского в конце XIX в. было сделано для того, чтобы на-

растить «мускулатуру» городской жизни, дабы разбавить косность региона, в котором заправляли казаки, то расчет следует признать верным. После того, как в подчинение наказного атамана попали динамично развивавшиеся прежде города, с богатой культурной жизнью, Областному Правлению пришлось столкнуться с необычной ситуацией. Теперь не получится управлять регионом как прежде, придется вырабатывать иной язык общения, тактику управления более сложным контингентом людей, у которых необычайно широк был перечень запросов. На Дону тут же начала формироваться «репрезентативная» воспитательная среда. Оставаться в стороне региональные власти не могли. Пришлось менять характер поведения. Нужно было содействовать процессу «окультуривания» людей.

В контексте расширения воспитательного пространства города весьма ценной была работа по поддержанию просветительского движения в регионе. Тогда наблюдался необычайный рост всеобщего внимания к поднимающемуся просвещению путем самообразования, путем создания образовательных заведений. В городе была благоприятная среда для того, чтобы люди тянулись к грамоте, к школьному образованию.

Грамотность населения как «эфир» заполняет все воспитательное пространство, без преувеличения, создает тот фундамент, на котором это пространство становится с каждым разом все больше и больше. В городах области эта ситуация всегда выглядела более презентабельно. По результатам Всероссийской переписи 1897 г. уровень грамотности в донских городах был заметно выше. В среднем по области этот показатель составлял 22,4% [1; с. I, 12-13]. Если названные проценты скорректировать и изъять оттуда данные по городам, то эта цифра окажется намного меньше. Этот показатель оказался таким высоким благодаря городам, где уровень грамотности населения составлял намного большую величину (в среднем 49,2% [1; с. VIII]), - от ок. 36 % в Нахичевани-на-Дону до ок. 50 % в Новочеркасске (Рис. 1). Наименьшей была грамотность горожан в Алек-сандровске-Грушевском - 26,3 %. Оптимальные показатели демонстрировали старейшие города Области Войска Донского - Ростов-на-Дону (45,6 %) и Таганрог (43,7 %).

60 50 40 30 20 10

Новочеркасск

Ростов-на-Дону

Таганрог

Нахичевань-на-Дону Александровск-Грушевский

Сост. по: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XII. Область Войска Донского. 1905. С. 15, 21.

СПб,

Рисунок 1. Показатели грамотности городского населения Области Войска Донского, 1897 г.

Формирование воспитательного пространства во многом зависело от мужчин, а не от женщин. Донской край, как впрочем, и страна в целом, не предоставляли женщине права во всем равные правам мужчин. Женщина не была полностью эмансипированной. Поэтому мужчины более, чем женщины, определяли образовательный «климат» области. При приблизительно равной численности мужчин и женщин, - 50,5 % против 49,5 %, - показатели грамотности мужчин были заметно выше, - 78,5 % грамотных среди мужчин и 21,5% грамотных среди женщин [1; с. 12-13.]. В городах, учитывая более свободную атмосферу, где женщина была более независимой, более социально ориентированной, менее «закрепощенной» и привязанной к семейному очагу, этот перекос был менее ощутимым. Поэтому можно заключить, что воспитательное пространство донского города было сформировано и питалось мужской и женской энергетикой почти одинаково. Если в области в целом грамотных мужчин было в 3,6 раза больше, чем женщин, то в городах разница составляла всего 1,9 раза [1; с. 12-13]. Иначе сказать каждый 3-й мужчина и каждая 10-я женщина были грамотными в области, тогда как в городах грамотными были каждый 2-й мужчина и каждая 3-я женщина[1; с. 12-13].

«Воспитывающая» атмосфера жизни не была одинаковой во всех донских городах с учетом половых, сословных и иных различий. От женщин зависело больше там, где их численность была внушительной, где были высокими показатели их грамотности, где их было больше среди

0

работников воспитательных, образовательных заведений и учреждений культуры. Наилучшим образом складывалась ситуация в городе Новочеркасске, где на 100 грамотных мужчин приходилось 67 грамотных женщин. Также хорошими были показатели в городе Таганроге и Нахичевани, с показателями грамотности среди женщин 56 и 54 на каждых 100 грамотных мужчин. Похуже обстояло дело в Ростове, 51 грамотная женщина на 100 грамотных мужчин. Но наименее презентабельно с этой стороны выглядел Александровск-Грушевский, где на 100 грамотных мужчин приходилось всего 35 грамотных горожанок. (Таблица 1)

Таблица 1.

Показатели грамотности мужчин и женщин в донских городах

город на 100 грамотных мужчин приходилось грамотных женщин

Новочеркасск 67

Таганрог 56

Нахичевань-на-Дону 54

Ростов-на-Дону 51

Александровск-Грушевский 35

Сост. по: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XII. Область Войска Донского. - СПб, 1905. С. 15, 21.

Городская жизнь Области Войска Донского не успела к началу XX в. изжить традиции сословной жизни. Поэтому формирование воспитательной среды сильно зависело от участия в жизни города представителей разных сословий. Историко-статистические данные знакомят нас со следующими сословно-правовыми группами, проживавшими в донских городах: 1) личные и потомственные дворяне, разночинные чиновники (не из дворян), 2) христиане духовного звания, 3) представители городских сословий, в том числе почетные граждане, купцы, мещане и др., 4) лица сельского состояния (крестьяне, казаки, иностранные поселенцы и др.), 5) инородцы, 6) отдельная группа, состоявшая из лиц, не принадлежавших вышеназванным сословным группам. Анализ имеющихся сведений дает возможность понять, представители какой группы более всего влияли на развитие воспитательного пространства в своем городе, а также лица какого уровня, вида, типа образования определяли воспитательный микроклимат в том или ином городе. Удивить может только один город Новочеркасск, тогда как в других городах области встречается картина привычная для любого города европейской части России. Воспитательная сторона системы ценностных ориентаций горожан сложилась, трансформировалась со временем при непосредственном и главном участии грамотных представителей городских сословий, в том числе почетных граждан, купцов, мещан и др. (Таблица 2). Образованные лица сельского состояния (крестьяне, казаки, иностранные поселенцы и др.), которых немало было в донских городах, оказывали воздействие в гораздо меньшей степени. Личные и потомственные дворяне, разночинные чиновники (не из дворян) были малочисленными в городах (против 10 грамотных дворян и чиновников-разночинцев были 53 образованных представителя городских сословий в Таганроге, 88 - в Ростове, 107 - в Нахичевани, 191 - в Александровске-Грушевском). Эта пусть и немногочисленная группа оказывала заметное воздействие на развитие культурной сферы в городах в силу ее влиятельности (связи, деньги и др.), и потому, что в той чрезмерно бюрократизированной российской действительности от представителей ее многое зависело.

Таблица 2.

Соотношение численности основных групп городского населения.

город на 10 грамотных дворян и чиновников-разночинцев приходилось представителей иных групп образованного городского населения

Новочеркасск 7

Таганрог 53

Ростов-на-Дону 88

Нахичевань-на-Дону 107

Александровск-Грушевский 191

Сост. по: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XII. Область Войска Донского. - СПб, 1905.С. 50-55, 62-73.

Иной была историческая картина города Новочеркасска. Здесь грамотные представители городских сословий были всегда малочисленными. Они слабее влияли на воспитательное пространство в сравнении с «образованцами» из сельского состояния, которые в городе доминировали, в сравнении с дворянами и разночинцами. На 10 представителей городского сословия приходилось 15 лиц сельского состояния, постоянно проживавших в городе [1; с. 50-55]. Но особенно был насыщен город представителями от дворянства и чиновничества. На 10 представителей городского сословия приходилось в Новочеркасске 32 дворянина и чиновника. В целом выходит так, что в этом городе проживало около половины (49,4 %) представителей данной группы. Оставшаяся половина разместилась в Ростове, Таганроге, Нахичевани, и немного в Александровске -Грушевском [1; с. 50-55, 62-73].

Значительная часть городского населения получила не домашнее, а школьное образование. Конечно, не все они могли похвастаться средним или тем более высшим образованием. Подавляющее большинство это были люди с начальным уровнем образования (84 % всех грамотных горожан области или всего 7 % от численности всех городских жителей региона). Этого было вполне достаточно, чтобы влиять на формирование поля положительного отношения ко всему, что имело отношение к воспитательному пространству. Эти люди уже были способны посещать театры и музеи, бережно относиться к книге и ходить в библиотеки, и в целом позитивно оценивать все усилия местных властей, нацеленные на развитие культурной сферы, на создание положительного образа их города в глазах гостей.

Конечно, больший простор для развития «воспитывающей» среды был в городах с населением, обладающим средним и высшим образованием. Именно здесь раньше и больше появлялось объектов культуры и сильнее коммерциализировалась сфера культурной деятельности. С этой стороны в первую очередь речь может идти о городе Новочеркасске с самым высоким по области показателем наличия у жителей среднего и высшего образования, - 10 % и 0,8 %. Если принять во внимание факт того, что почти все, кто, будучи горожанином, получал среднее военное образование, проживал в Новочеркасске, то показатель вырастет с 10 % до 12 %. С этим сравниться ни один город области не мог: ни Нахичевань, ни Таганрог, ни Ростов - с показателем численности горожан, обладающих средним образованием, более 5 %. Не могут они сравниться с Новочеркасском и по показателю обладания горожанами дипломом о высшем образовании. В 2, а то и 3 раза показатели были скромнее в Таганроге - 0,5 %, Ростове - 0,4 %, Нахичевани - 0,3 % и в Александровске-Грушевском, где горожан с высшим образованием было ничтожно мало - 0,04 %. (Таблица 3)

Таблица 3.

город горожане с высшим образо- горожане со средним образо-

ванием, % ванием, %

Новочеркасск 0,8 10

Таганрог 0,5 5,5

Ростов-на-Дону 0,4 5,3

Нахичевань-на-Дону 0,3 5,9

Александровск-Грушевский 0,04 0,9

Сост. по: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XII. Область Войска Донского. - СПб, 1905.С. 50-55, 62-73.

Сфера образования сильно влияла на процесс становления воспитательной среды в донских городах. Но развитием учебных заведений дело не могло тогда ограничиться. Многое в то время зависело еще и от культуры домашнего обучения, от того, что в процессе воспитания будет вложено в голову молодого человека на раннем этапе его жизнедеятельности. Не школа, а семья более всего была способна привить любовь к театру, музею, библиотеке. Повзрослевшие молодые люди, получив необходимую «культурную» прививку, становились активными сторонниками борьбы за благоустройство родного города. Они влияли на то, что стремительно менялась городская инфраструктура, создавались парки и скверы, памятники историческим деятелям, открывались театры, музеи, библиотеки. Попадая на руководящие должности, они уже политику областных и городских властей, отдельных сословных обществ делали ориентированной на сохранение и приумножение культурных богатств донского региона. Об этом не раз было сказано на страницах произведений современников тех событий. П.С. Балуев, А.М. Греков, М.Б. Краснянский, С.Ф. Номикосов, В. Павлович и др. не раз замечали, что очень многое зависит от того, что будет вложено в ребенка, когда он находится в семье. Их рассуждения даже позволяют нам увидеть некую связь между национальностью, вероисповеданием, принадлежностью человека к сословно-правовой группе и силой его воздействия на социальное окружение, на характер развития воспитательного потенциала городского пространства.

Донской регион был достаточно многоконфессиональным, многонациональным, чтобы говорить о большой роли религии, культуры разных народов на социальную среду города. Здесь жили, греки, немцы, малороссы и великороссы, евреи и др. Они создали особый микроклимат, в «соку» которого сложилась особая обстановка. Греки необычайно сильно повлияли на ситуацию в Таганроге, также как на ситуацию в Нахичевани повлияли армяне. Современники нередко сравнивали эти два народа, находя в них много общего. Если рядом с ними поместить христиан малороссиян и великороссов, то сравнение будет не в пользу последних, если речь идет о середине и третьей четверти XIX в. В то время современник с удивлением и неким презрением писал, что они, - малороссы и великороссы, - «большей частью совершенно необразованны, даже неграмотны» [2; с. 263]. Он весьма красочно говорил о них следующее: «Довольно таки взглянуть на их свадебные обряды, на целую толпу нетрезвых мужчин и женщин, ходящих по улицам в городах с музыкой, песнями и плясками, чтобы убедиться, до какой степени здешние мещане отстали в образовании» [2; с. 263].

Но вот в начале следующего XX в. картина была уже совершенно иной. Тому подтверждение культурная ситуация в Ростове-на-Дону. Здесь славяне, став наиболее заметными и образованными людьми в городе (до этого такая обстановка была свойственна одному городу Новочеркасску), сумели оживить общественную обстановку так сильно, что Ростов в культурном отношении опередил другие города по количеству новаций и количеству артефактов культуры, преобразующих облик город до неузнаваемости. Сбылось предсказание тех, кто, усмотрев выгодное место расположения Ростова, предрекал ему первенство на юге России. В это время, конкурентная борьба Нахичевани-на-Дону, где доминировали армяне, с Ростовом сошла на нет. Нахичевани, где общественная жизнь была совершенно неразвита, было не угнаться за Ростовом, о чем современники говорили не стесняясь [2; с. 263]. В начале XX в. у Нахичевани, думается, уже не было шансов одержать некую победу, состязаясь с более динамично развивающимся соседом. Другое дело -Таганрог. На территории этого города «греки составляют как бы совершенно особенную и отдельную общину», - заявлял современник тех событий В. Павлович [2; с. 261]. «Между греками, -продолжает он, - мало случается встречать людей с полным образованием, но зато мало и совершенных невежд, сравнительно с малороссийским простонародьем» [2; с. 260]. Говоря о греках и их роли в жизни этого города, автор замечал, что главным образом благодаря им Таганрог представлял прогресс и цивилизацию» [2; с. 262].

В начале XX в. ситуация выровнялась по показателю воспитательного потенциала той или ной национальной группы обывателей, точнее по силе воздействия национальных групп на воспитательный потенциал донского города. Если раньше упрекали даже немцев и евреев, живших в донских городах, в недостаточной образованности, то теперь сказать это о них, означало оскорбить их. Да, в пореформенные годы меннонисты-немцы «не много подвинулись в образовании, хотя каждый из них непременно грамотен» был, писал знавший их В. Павлович. Он принижал их интеллектуальный уровень, подчеркивал их сбивчивость в мыслях об отвлеченных предметах, в виду отсутствия у них надлежащего образования [2; с. 266]. Но в начале XX в. они уже были другими, правда, по-прежнему пассивными в деле бескорыстного служения делу благоустройства города. Их инициативность и участие оставляли желать лучшего даже там, где, казалось, они могли бы поучаствовать, например, при создании памятника Екатерине II в Нахичевани-на-Дону, учитывая, что она была немкой, как и они. Ровно ту же пассивность в создании артефактов городской жизни мы видим у евреев. И евреи, и немцы были участливыми и заботливыми в плане развития городской инфраструктуры только в контексте деятельности групп с обособленным сословно-правовым статусом, к которым они принадлежали. Но в частном порядке, от своего лица ждать инициативу от них можно было очень долго. Пассивными и неинициативными были калмыки. Их образ жизни был мало связан с городом. Даже выучившись в местных учебных заведениях, они не особо «застревали» в городе. Напротив, по окончании учебного заведения они спешили обратно на родину. Трудно говорить о том, что образование как-то им помогало в жизни. Современники не раз подчеркивали, что после школы, вернувшись домой, калмыки легко забывали то, чему их учили. Поэтому-то С.Ф. Номикосов сказал о них так: «Цивилизация коснулась их, так сказать, внешним образом. Грамотных среди калмыков мало, да и вышедшие из русских школ калмыки придерживаются тех же воззрений, каких держится, на основании своих священных книг, калмыцкое духовенство» [3; с. 325].

Конечно, важно быть грамотным человеком. Но мало уметь читать, писать, считать. Чтобы стать полноценным гражданином своего Отечества и полезным для общества, хотя бы для общества в границах своей малой родины, необходимо еще приобрести более глубокие знания, которые возможны только при систематическом сидении за школьной партой. Как заметил С.Ф. Номи-косов: «Грамотность - великое дело, но сама по себе грамотность есть только низшая ступень к умственному развитию и нравственному совершенствованию человека. Первоначальным образованием цель не будет достигнута, если с его помощью в ребенке не выработается характер, энер-

гия, склонность к труду, уважение к самому себе и к другим людям; оно не принесет пользы, если не вложить в учащегося задатков к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию, не научить человека искать опоры в своем разуме и жить по совести» [3; с. 572-573]. Окончательно социализироваться человек может, только пройдя через сферу образования. Поэтому школа крайне важна, а образовательный процесс силами школьных дисциплин жизненно необходим. Ранее всего осознание важности системы образования пришло в голову жителей города. Именно на городской территории школьное образование, как заметил С.Ф. Номикосов, составляло «предмет особых попечений административной власти» [3; с. 573]. В последние годы интерес власти к образовательной сфере нисколько не ослабел, говорил он, заботы местной власти о народном образовании становились все более и более заметными [3; с. 573].

Таким образом, значительную роль в формировании воспитательной среды города играл уровень грамотности. Это был базовый элемент жизни, без которого город был бы не в состоянии выполнить возложенную на него миссию. От масштабов грамотности населения непосредственно зависел характер социальных взаимодействий, способность людей эффективно и быстро решать судьбоносные вопросы, лежащие во всех сферах жизнедеятельности городской агломерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XII. Область Войска Донского. - СПб, 1905.

2. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Екатеринославская губерния / сост. В.Павлович. - СПб, 1862.

3. Номикосов С.Ф. Статистическое описание Области Войска Донского. - Новочеркасск, 1884.

В.К. Хоруженко

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы становления педагогического образования в России в 1860-1870-е гг. XIX века.

Ключевые слова: история педагогического образования, учительская семинария, образовательная реформа, педагогические курсы.

V.K. Horuzhenko

FORMATION OF THE PREPARATION SYSTEM TEACHERS IN RUSSIA IN THE PERIOD OF GREAT REFORMS OF ALEXANDER II

Abstract. The article presents an analysis of the problem of the formation of pedagogical education in Russia in the 1860s and 1870s. XIX century.

Keyword: history of pedagogical education, teacher's seminary, educational reform, pedagogical

courses.

Современная система подготовки школьных учителей базируется на основах, заложенных в период модернизационных реформ Александра II 60-70-х гг. XIX века. Изучение процесса становления системы педагогического образования в России стало особенно актуально в условиях последних лет, когда осуществление образовательной реформы ставит под сомнение необходимость существования высшего педагогического образования, ведь «нэффективными» признаны около 40 педагогических вузов России (т. е. около 60%), вследствие чего происходит их «реорганизация» и потеря самостоятельности в рамках больших вузов. Между тем, история педагогиче -ского образования показывает, какой долгий путь был проделан обществом для осознания необходимости обязательного создания специализированных учебных заведений для подготовки учительских кадров.

Сама идея необходимости учреждения особых учебных заведений для подготовки учителей была доказана еще в XVIII веке, воплотившись при Екатерине II в создании первой Учительской семинарии. Однако созданная для подготовки преподавателей Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов, семинария не могла удовлетворить государственную нужду в квалифицированных педагогах в условиях складывания индустриального общества в России в XIX веке. В наибольшей степени эта потребность проявилась в период модернизации Александра II.

Время правления «царя-освободителя» - это период интенсивного обсуждения проблем образования и его реформирования, особую актуальность получивших после реформы отмены крепостного права. Крестьяне, как свободные сельские обыватели, получили право «отдавать де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.