Научная статья на тему 'ГРАФОЛОГИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?'

ГРАФОЛОГИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1818
247
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФОЛОГИЯ / ПОЧЕРК / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ / ЗАКОН ГРАФОЛОГИЧЕСКОГО СИНДРОМА / ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бибикова К. Г.

Рассмотрено понятие графологии, приведены научные и практические проблемы применения. Изучены исторические аспекты развития графологии. Разграничены понятия графология и почерковедение. Изучен вопрос о сферах применения графологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАФОЛОГИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

УДК 343.98

К.Г. Бибикова

ГРАФОЛОГИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Рассмотрено понятие графологии, приведены научные и практические проблемы применения. Изучены исторические аспекты развития графологии. Разграничены понятия графология и почерковедение. Изучен вопрос о сферах применения графологии.

Ключевые слова: графология, почерк, криминалистическое почерковедение, закон графологического синдрома, графологический анализ, судебное почерковедение.

Графология - это интересный и ценный способ, позволяющий понять самого себя и познать природу других людей. Проблема анализа рукописного текста не нова. Люди с древних времен (времен Аристотеля) пытались изучать законы зависимости между почерком и особенностями личности. Самостоятельной отраслью научного знания графология начала оформляться к середине 19 века, а в течение последних 50-70 лет стала точной отраслью европейской психологии. В России графология не получила столь широкого распространения.

Графология представляет собой способ психодиагностики, который основывается на анализе почерка, графические проявления которого возникают при взаимодействии психомоторных, сознательных, волевых, экспрессивных и оптических актов человека в процессе написания.

Впервые подробная работа, исследовавшая связь почерка с личностью, была написана итальянским врачом К. Бальди (1622 г.). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807-1881 гг.), который собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами [2, с. 12].

Графология, подобно любому психологическому анализу, является частично наукой, частично искусством. Уровень успешности графологического анализа зависит от подготовки эксперта, его опыта и образования.

Так, большинство школ графологии считают необходимым начинать анализ с получения общего впечатления от рукописи. После исследуют отдельные аспекты: наклон, размер, ширина, вертикальные пропорции, правильность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многие детали, такие как способ ставить точки, росчерки и т. п.

Изучение этих характеристик: «чистая графология», вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены [4, с. 8]. Каждая особенность имеет психологическое токование, которое подкрепляется или меняется при исследовании иных характеристик почерка. Искусство графолога заключается в умении оценить черты характера человека и их взаимодействие, поэтому графолог должен быть хорошим психологом.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что к графологии в нашем обществе принято относиться как к лженауке. В самом деле, сложно спорить с утверждением, что в ней нет строгости, доказательств, удовлетворяющих академические инстанции, что она подвержена спекуляции и прочее. Можно констатировать тот факт, что на современном этапе графология как наука находится на стадии развития.

Основываясь на одни и тех же данные, одни утверждают, что графология в принципе не может быть наукой, а другие говорят, что как научная дисциплина графология находится все еще в стадии становления. Графологические исследования, как правило, выполняют социальный заказ. Графологи дают информацию, которую можно использовать при принятии решения, касающегося носителя почерка.

Говоря о практической значимости графологии как науки, можно привести в пример различные сферы применения знаний по графологии. Основными сферами применения графологии являются под-

© Бибикова К.Г., 2016.

Научный руководитель: Бугаев Константин Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно правовых дисциплин, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, Россия.

бор персонала, профессиональная ориентация, исторические изыскания, кроме того, достижения графологии можно использовать в следственно-судебной практике, решении гражданско-правовых вопросов.

Исследованием характерных черт почерка и специфики письма занимаются в судебном почерковедении - одной из отраслей криминалистики. Судебное почерковедение - это сфера изучения почерка и разработки методов его исследования в целях раскрыть преступление или установить конкретные обстоятельства по гражданскому делу [6, с. 56]. Суть исследования почерка в криминалистике заключается в определении принадлежности автора документа тому или другому человеку, в установлении подлинности рукописи или определении факта искажения почерка или копирования почерка другого лица.

Наряду с исследовательскими работами в криминалистике осуществляют исследования в смежных сферах, например, в изучении биологических нейронных сетей, математической статистики и моделирования [6, с. 59], а также в прикладных исследованиях социально-психологических [4, с. 12].

Графология - это сфера знаний о почерке и способах его исследования с точки зрения отраженных в нем психических состояний и особенностей личности писавшего. Разные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте личности, ее характере, состоянии в момент написания, отношении к содержанию написанного.

Согласно мнению известного криминалиста, профессора Р. С. Белкина, «отечественные почерковеды используют некоторые признаки почерка и письма, описанные графологами, для решения таких задач, как установление пола и состояния пишущего и др.» [1, с. 251]. Таким образом, графология - это возможное средство для решения некоторых задач криминалистического почерковедения.

Не зависимо от того, что материал для исследования у эксперта-почерковеда от эксперта-графолога один - почерк, цели и задачи исследования различны. Графолог анализирует почерк с точки зрения изучения психологического портрета его обладателя, а почерковед изучает, каким пишущим прибором была сделана запись, устанавливает время написания, сравнивает различный образцы для определения подлинности или подделки. Графолог в первую очередь, психолог, без качественной психологической подготовки стать графологом невозможно, как невозможно быть врачом, не зная анатомии.

Почерковедение - это раздел криминалистики, который изучает развитие письменно -двигательных навыков личности и разрабатывает методы исследования почерка для решения задач су-дебно-почерковедческой экспертизы [5, с. 138]. Графология - это психологическая дисциплина, цель которой заключается в установлении связи между почерком и личностными особенностями конкретного человека [2, с. 23].

Графологическую экспертизу применяют в отделе кадров при собеседовании соискателей на работу. Знания графологии помогают дать первичную характеристику потенциальному сотруднику. В практике правоохранительных органов графологических экспертиз не проводят из-за высокого уровня субъективности. А вот почерковедческая экспертиза наиболее востребована в арбитражных, гражданских и уголовных процессах. Ключевые задачи почерковедения - идентификация и диагностическое исследование.

Идентификационная задача заключается в установлении исполнителя рукописи или подписи. Диагностическое исследование заключается в решении вопросов о поле и возрасте писавшего, ряда физических и профессиональных особенностей и условий выполнения рукописи или подписи.

Объектами почерковедческой экспертизы являются: текст, краткая запись и подпись. В жизни чаще всего на почерковедческую экспертизу отправляют завещания, договоры, письма, долговые расписки и иные документы.

Для имитации почерка с целью обмана у эксперта-почерковеда есть способы распознания такой подделки. Например, «леворукий способ» определить довольно просто. Если писавший - правша, то очень скоро он устанет от непривычного способа письма, его движения замедлятся и утратят автоматизм [3, с. 156].

Почерк отражает мельчайшие проявления деятельности психики человека от небольшого беспокойства до сильного душевного волнения или расстройства личности. Однако, не только эмоциональный фон или чувства можно оценить по почерку. Палитра психологических особенностей гораздо шире - от типа темперамента до особенностей мировоззрения. Коротко можно перечислить наиболее существенные блоки, затрагиваемые графологическим анализом: специфика восприятия и образа мышления, поведение, реакции, деловые и рабочие характеристики, индивидуальные особенности, социальные качества, мировоззрение, установки, ценности, самооценка, личностная зрелость, степень психологического благополучия, благонадежность [6, с. 68].

Изученная литература показала, что многие до сих пор думают, что по почерку можно сделать какие-то примитивные выводы, основанные на отдельных графологических признаках. Например, если строчки идут вверх - это оптимизм, а вниз - пессимизм. Такой подход имел место до XVIII века в Европе, пока открыли и сформулировали принцип гештальт - похода. Сделал это француз Крепье-Жамен [2,

с. 28]. Он обосновал закон графологического синдрома, согласно которому у определенного графического признака не существует постоянного характерного значения и он может получить различные значения в зависимости от особенностей каждого конкретного почерка.

То есть, каждый конкретный признак - это проявление тенденции в личности, спектр характеристик которой достаточно разнообразен от позитивного до негативного значения. Какую характеристику выбрать для этого признака в каждом конкретном случае - показывает общая картина почерка.

Мало знать, что строчки идут вниз или вверх. Направление строки только характеристика эмоционального фона от истерии до депрессии. Чтобы точно определить, почему строчки ведут себя тем или иным образом необходимо проанализировать и иные сопутствующие признаки: размер, наклон, ширину, структуру буквы, движение почерка, расположение текста на листе бумаги, степень нажима, особенности линии. И только в этом случае можно получить ответ на вопрос о поведении строки. Более того, можно выяснить ситуативное это явление или устойчивая личностная характеристика.

Поскольку графология молода, находится в стадии своего формирования и становления этот процесс сопровождается рядом мифов. Так, например, миф о том, что к анализу почерка можно подготовиться, обмануть графолога и показать нужные качества, просто надо знать как. Это распространенное заблуждение, причина которого - простая неосведомленность о почерке и принципах графологического анализа. Опытный графолог заметит сознательные усилия и изменения в почерке.

Анализ проводят только на родном языке автора почерка. Также важны письменные принадлежности: это должна быть синяя, либо темная только шариковая ручка, а в случае дополнительных графических тестов - карандаш.

Лист должен быть большим, не разлинованным, обязательно с подложенными под него несколькими листами. И напоследок - стол и стул - должны быть комфортными, поза - удобной, а настроение не подавленным.

Также бытует миф о том, что психодиагностика по почерку невозможна, потому что почерк меняется: и в течение жизни, и даже просто в зависимости от ситуации. Спешишь ли, спокоен, или просто устал - почерк уже другой. В таком случае просто невозможно достоверно анализировать почерк.

Данное утверждение не лишено логики, однако в корне не верно. Во-первых, действительно, почерк может изменяться на протяжении жизни или в разные ее периоды. Но это говорит об изменении личности, каких-то черт его характера, а не о несостоятельности графанализа. По почеркам разных лет можно проследить, что происходило с человеком, что он переживал, какие изменения произошли в его внутреннем мире, в поведении. Более того не всегда нужны образцы различных периодов жизни, достаточно только сегодняшнего почерка, чтобы сказать многое о детстве или прошлом человека. Это возможно во многом благодаря переложению на язык графологии теории классиков психологии, например, отлично работающим в графологическом анализе учениям З. Фрейда и К. Юнга.

Почерк может меняться не только в разные периоды жизни, но иногда и на протяжении одного и того же дня - и этот факт является главным доказательством самой прямой связи между мозгом и мелкой моторикой, между душой и телом.

У человека может быть два вида почерка, а бывает такие, кто имеет даже по несколько вариантов. Разумеется, характер или личность не могут меняться в течение дня. К смене почерка приводит либо временные, внешние факторы, влияние настроения, усталости или ситуации, либо - если сам факт изменения почерка становится постоянным, - это говорит графологу о действительно характерных особенностях человека. Изменчивость, временная или постоянная - только подтверждает тончайшую взаимосвязь почерка и внутреннего состояния человека.

Говоря же о случайных влияниях на почерк, достоверно известно, что даже если на неискушенный взгляд может казаться, что почерк поменялся абсолютно, - элементы, отвечающие за основную сущность человека, основные его черты, натуру, всегда остаются неизменны. Суть нормального человека не меняется даже в изменчивом почерке.

Разобраться, где временное влияние, помеха, а где - это истинные черты человека, для опытного графолога не составит труда. Почерк сравним с лицом - у того и у другого есть неповторимые индивидуальны черты. Когда эмоциональное или физическое состояние человека меняется - меняется и его лицо, и его почерк. Никакие овладевающие человеком чувства, никакие изменения его мимики не смогут изменить основные черты его лица и повлиять на узнаваемость данного человека его знакомыми. Никогда ранее не видя человека в спокойном состоянии, мы все равно сможем безошибочно описать его лицо. Также и с почерком - все временные или случайные изменения не смогут скрыть или исказить главных черт, проблем, склонностей, темперамента, физического и психического состояния личности.

Таким образом, можно смело утверждать, что графология - это не миф, а вполне реальный инструмент. Но при этом, несмотря на хорошую изученность почерка в целом и его отдельных признаков, до сих пор практически отсутствуют официальные утвержденные апробированные методики по состав-

лению психологического портрета в соответствии с особенностями почерка, а проводимые в данном направлении прикладные исследования носят отрывочный, фрагментарный характер.

Для разработки такого рода методик и программных средств необходимо оценить с помощью анализа предыдущих исследований в данной сфере, анализа данных и вероятностных оценок возможности графологии по составлению психологического портрета на основе характерных черт почерка.

Проведение научных исследований поможет открыть новые возможности распознавания личности и определения ее психологических характеристик при использовании автоматизированных методов анализа почерка и методов экспертного принятия решения. Разработанные методы позволят снизить влияние субъективных факторов, а также существенно уменьшить вероятность ошибок при принятии экспертного решения.

Библиографический список

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С.и др. Криминалистика. М.: НОРМА, 2000. 990 с.

2. Алесковский С.Ю., Комиссарова Я.В. Основы графологии: учебно-методическое пособие. М.: Юрлитин-форм, 2006. 216 с.

3. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М.: Контракт, 2010. 784 с.

4. Кравченко В. И. Графология: характер по почерку: учебно-методическое пособие. СПб, 2012. 92 с.

5. Криминалистика: учебник / под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Зеленского и д.ю.н., проф. Г.М. Меретукова. СПб: Издательство «Юридический центр», 2015. 704 с.

6. Кулик С.Д., Гунько Н.Е. Подход к решению задачи определения психологических характеристик личности по почерку // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 4. С. 62-74.

7. Курганов С.И. Криминология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: 2012. 183 с.

БИБИКОВА КРИСТИНА ГЕННАДЬЕВНА - студентка, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.