Научная статья на тему 'Графика Ф. А. Малявина в Крымском собрании (из фондов Симферопольского художественного музея)'

Графика Ф. А. Малявина в Крымском собрании (из фондов Симферопольского художественного музея) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Крымский архив
Область наук
Ключевые слова
Ф. А. МАЛЯВИН / И. Е. РЕПИН / ГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / СТИЛЬ МОДЕРН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кугушева Александра Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы становления и развития творческого стиля Ф. А. Малявина (1869-1940), художника и графика, представителя стиля модерн. Проводится атрибуция карандашного рисунка, переданного из частной крымской коллекции в фонды Симферопольского художественного музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHICS OF FILIPP MALYAVIN IN THE CRIMEAN COLLECTION OF THE SIMFEROPOL ART MUSEUM

This research considers the formation and development of the creative style of russian painter and draftsman of Art Nouveau Filipp Malyavin (1869-1940). The attribution of a drawing passedfrom a private Crimean collection to the Simferopol Art Museum is held.

Текст научной работы на тему «Графика Ф. А. Малявина в Крымском собрании (из фондов Симферопольского художественного музея)»

УДК 76: 7.071.1

ГРАФИКА Ф. А. МАЛЯВИНА В КРЫМСКОМ СОБРАНИИ (ИЗ ФОНДОВ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ)

Кугушева Александра Юрьевна,

аспирант кафедры культурологии Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», заведующая научно-экспозиционным отделом ГБУ РК «Симферопольский художественный музей» (г. Симферополь, Республика Крым, РФ) Тел.: +7 978 770-43-82, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы становления и развития творческого стиля Ф. А. Малявина (1869-1940), художника и графика, представителя стиля модерн. Проводится атрибуция карандашного рисунка, переданного из частной крымской коллекции в фонды Симферопольского художественного музея.

Ключевые слова: Ф. А. Малявин, И. Е. Репин, графическое искусство, стиль модерн.

2014 год богат на юбилеи и памятные даты. 170 лет назад, 24 июля (5 августа) 1844 года родился знаменитый русский художник, Академик Императорской Академии художеств, Илья Ефимович Репин. Его произведения входят в лучшие музейные собрания России и Крыма. Руководитель мастерской при Академии художеств, он стал учителем Б. М. Кустодиева, И. Э. Грабаря, И. С. Куликова, А. П. Остроумовой-Лебедевой и В. А. Серова.

Отношения И. Е. Репина с учениками, колоссальное влияние его творчества на молодых художников подробно описаны в мемуарах и монографиях. В данной статье речь пойдет об одном из его воспитанников и последователей, Филиппе Андреевиче Малявине (1869-1940). 1989 г. из частной крымской коллекции в собрание Симферопольского художественного музея был передан карандашный рисунок «Девка», принятый по акту передачи как ранее неизвестное произведение Ф.А. Малявина. Художественный анализ этого рисунка позволит пролить свет на его авторство и связать с искусством эпохи модерн.

22 октября 2014 г. исполнится 145 лет со дня рождения знаменитого русского живописца, Филиппа Андреевича Малявина (1869-1940).

© А. Ю. Кугушева, 2015

Его серия «цветущих русских баб» стала знаковой для развития русского стиля модерн.

Художник удивительной судьбы, в молодости он, по свидетельству О. А. Живовой, «был только никому не известным монахом-послушником на уединенной от «греховного мира» Афонской горе, и жизнь его за шестилетнее пребывание там, казалось бы, определилась уже. А в 1895 году он участник сразу четырех выставок, он ученик самого И. Е. Репина, - художник, две работы которого покупает П. М. Третьяков и имя которого называет целый ряд газет и журналов» [3, с. 51].

И.Е. Репин высоко ценил молодого одаренного художника. Их объединяла страсть к искусству, колоссальная трудоспособность и темпераментность живописи. Год занятий Малявина в мастерской знаменитого художника дал ему чрезвычайно много. Работы, выполненные им в этот период, произвели сильное впечатление на товарищей и были одобрены И. Е. Репиным: «Крестьянка, закрывающая свиткой рот» (1894 г.), «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» (обе 1895 года). Все три холста были выставлены в декабре 1895 года на XV Периодической выставке картин Общества любителей художеств и обе воспроизведены в иллюстрированном каталоге выставки. Самой же большой радостью для Малявина было приобретение этих картин П. М. Третьяковым для своей галереи, что приветствовал и И. Е. Репин. [3, с.40]. 25 января 1896 года он написал Третьякову: «Я очень рад, что Вы приобрели этюды Малявина - хорошие вещи» [4, с.175].

Автор колоритных произведений «Смех» (1899 г.) и «Вихрь» (1906 г.), раскритикованных Академией художеств, Малявин сумел определить современные тенденции в области предмета искусства: «Не надо, - продолжал он говорить, - обращать внимание на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде». В этих словах Малявина нетрудно усмотреть отражение мыслей и высказываний И. Е. Репина, который говорил: «Надо непременно характерное и сразу одной линией. Схватить!» [3, с.57].

Вскоре Ф.А. Малявин вошел в круг творческого объединения «Мир искусства», тем более, что среди них находились К. А. Сомов и И. Э. Грабарь, знакомые ему по мастерской И. Е. Репина. От камерных,

утонченных работ «мирискусников» картины Малявина отличались своими народными образами, широтой живописи, особым стихийным размахом [1, с. 7.]. В одном из номеров журнала «Мир искусства» за 1899 год А.Н. Бенуа характеризует его творчество: «... Самое главное явление на выставке, и в чисто художественном отношении единственное, картины или, вернее, картина г. Малявина. Слава богу, на нем можно отдохнуть; вот наконец талант, не обутый в китайские башмачки, бодро и весело расхаживающий. Честь и слава г. Репину и всей его системе, что он не затушил этого пламени, так же как и раньше не тушил пламени в Серове, Сомове, Бразе... Что г. Малявину не дали заграничной поездки, меня вовсе не удивляет. Если посылают крупную бездарность, как г. Криволуцкий, или такого готового «пилоттиста», как г. Шмаров, то совершенно логично и мудро не посылать такого истинно талантливого и столь нуждающегося в посылке художника, как г. Малявин!» [2].

Позднее, упоминая картину «Вихрь», Репин прямо высказывает мнение: «... у нас в России гениальным представителем нового вида искусства я считаю Ф. А. Малявина [3, с.116]. До конца дней между учителем и учеником сохранились дружеские, доверительные отношения.

После эмиграции Ф. А. Малявин поддерживает отношения с учителем. В 1925 году он пишет ему из Парижа о готовящейся выставке: «Как рад я был увидеть Веру Ильиничну и услышать от нее о Вас, что Вы очень много работаете и наконец даже подумываете устроить Вашу выставку в Париже. Вы пишете «поотстал». Эти опасения никак не для Парижа. Парижский радиус необъятно большой. В нем уживаются все течения и все возрасты искусства, но, не скрою, город жестокий, имен чужих не заметит, но должное художнику отдаст. Да, положим, когда новая корова попадает в стадо, то ее все коровы другие пробуют пободать. а затем жизнь берет свое, входит в свою колею. Простите за такое прозаическое выражение - сказываются во мне леса, поля и луга деревни, а не Париж» [3, с.195].

Продолжая традиции И. Е. Репина, Малявин оставил огромное количество рисунков - набросков к будущим картинам и самостоятельных произведений. По воспоминаниям художника А. В. Григорьева, которому Ф. А. Малявин перед отъездом за границу передал часть своих альбомов, одних автопортретов в этих альбомах - набросков и законченных - было свыше двух тысяч.

Изучение рисовального искусства Малявина и его систематизация осложняются тем, что художник очень редко датировал свои произ-

ведения. Исследователи могут определить приблизительное время создания того или иного рисунка по редким датированным образцам.

При работе над крупнейшими живописными произведениями 19021905 годов - «Этюд» («Три бабы»), «Девка» и «Баба» 1903 года и др. -в поисках нужных образов художник создал прекрасную и очень большую по количеству серию законченных карандашных рисунков, живописующих русских крестьянок Рязанской губернии. Их позы, движения, жесты переданы удивительно точно и остро. Обычно нарисованы одна-две фигуры на листе бумаги, как и в живописи, - тонко проработаны лица (острием графита), а одежды намечены струящимися широкими и жирными штрихами, передавая ощущение богатой игры красок и светотени [1, с. 9].

Выходец из крестьянского сословия, Малявин, тем не менее, никогда не изображает своих крестьянок за работой. Он показывает их вне окружающей среды, вне обыденности. В качестве фона рисунка выступают чистый лист или несколько линий и густо заштрихованная тень.

В коллекции Симферопольского художественного музея хранится карандашный рисунок «Девка», приобретенный у частного лица в 1989 г. как работа Ф. А. Малявина (акт .№14 от 09.11.1989 г.). Определенную сложность в атрибуции представляет отсутствие на листе какой-либо даты, авторской пометки или подписи, но анализ рисунка, сравнение его с другими графическими произведениями начала XX в. позволит разрешить эту загадку.

Для монументальных композиций художника более характерна фронтальная постановка фигуры, в рисунках он использует разнообразные ракурсы и приемы передачи движения. Поколенное изображение крестьянки занимает все пространство листа. Широкий низ сарафана придает композиции устойчивость, а разворот корпуса на две трети вправо - как в рисунке «Две бабы» (около 1904, ГТГ) или «Объяснение» (ГТГ) -создает эффект остановившегося движения. Хотя лицо едва обозначено, выражение его черт, горделивый поворот головы s влево достоверно передают спокойное ощущение внутреннего достоинства, вложенное в этот образ Малявиным.

Похожую наспех повязанную косынку и прилизанный прямой пробор мы можем видеть и на других рисунках - например, в листе «Девка» (1903-1904 гг., графит, ГТГ) или «Бабы» (около 1904 г., ГТГ). В отличие от названных произведений, в нашем рисунке нет тонких деталей в виде набивного рисунка на ткани, проработанных складок рукава и шейных украшений. Но работа с графитным карандашом позволя-

ла Малявину использовать как заостренный край для плавных, еле заметных линий, так и широкий - для более густой штриховки теней или складок сарафана. К примеру, в более позднем рисунке «Крестьянка в платке» (1910е гг., собрание Н. В. Баранова, Москва) широкие штрихи свободно ложатся на бумагу, объединяя фигуру и тень.

Сравнительный анализ позволяет провести параллель между нашим рисунком и работой «Две молодые крестьянки» (1900е гг., ГТГ). Фигуру девушки, изображенной слева, объединяют с ним поворот корпуса в две трети вправо, опущенная правая рука, свободные линии широкого рукава и складок сарафана. А подчеркнутый, нарочитый подъем правого плеча находит отражение в фигуре, изображенной справа.

Характер и манера изображения безошибочно указывают на стиль Ф. А. Малявина. Типологическое сравнение с вышеперечисленными рисунками позволяет предположить их общность во времени создания и отнести произведение в фондах СХМ к 1900-м годам.

Выводы. Как и в творчестве И.Е. Репина, исследователи отмечают способность Ф. А. Малявина «набросок с натуры поднять до значения законченного рисунка» [3, с. 172]. Рисунок «Девка» в собрании Симферопольского художественного музея производит впечатление цельного, законченного произведения. К сожалению, музейная документация не позволяет пролить свет на его провенанс. Нам неизвестно, был ли рисунок приобретен в частную коллекцию в Санкт-Петербурге, в Рязани или уже во время эмиграции, какими путями он был перевезен в Крым; тем не менее, это не умаляет его художественной ценности. Точность и сила штриха, пластичность линии этого листа, волею судеб оказавшегося в музейном собрании г. Симферополь, позволяют прикоснуться к тайне творчества Ф. А. Малявина, - ученика, единомышленника и близкого друга И. Е. Репина, одного из наиболее ярких представителей русского модерна.

Список литературы

1. Александрова Н. Филипп Андреевич Малявин: [альбом] / Н. Александрова. - М.: Советский художник, 1966. - 64 с., илл.

2. Бенуа А. Ученическая выставка в Академии Художеств / А. Бе-нуа // Мир искусства. 1899. - №21-22. - С. 67-71.

3. Живова О.А. Филипп Андреевич Малявин: Жизнь и творчество / О.А. Живова. - М.: Искусство, 1967. - 296 с., ил.

4. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым, 18731898. - М.; Л.: Искусство, 1946. - 225 [1] с., [1] л. порт.

KPblMCKHH APXHB, 2015, № 1 (16)

GRAPHICS OF FILIPP MALYAVIN IN THE CRIMEAN COLLECTION OF THE SIMFEROPOL ART MUSEUM

Kugusheva Alexandra Yuryevna,

the post-graduate of the department of Culturology and Religious Studies of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, head of the scientific exposition department of the Simferopol Art Museum.

Tel.: +7 978 770-43-82, e-mail: [email protected]

This research considers the formation and development of the creative style of russian painter and draftsman of Art Nouveau Filipp Malyavin (1869-1940). The attribution of a drawing passedfrom a private Crimean collection to the Simferopol Art Museum is held.

Keywords: Filipp Malyavin, Ilya Repin, graphic art, Art Nouveau.

References

1. Aleksandrova N. Filipp Malyavin: [ albom] [Filipp Malyavin: [album]. - M.: Soviet Artist, 1966. - 64 p.

2. Benua A. Uchenicheskaja vistavka v Akademii Hudojestv [The student exhibition at the Academy of Fine Arts] // Mir isskusstva [World of Art]. 1899. - №21-22. - P. 6771.

3. Zhivova O.A. Filipp Malyavin: Jiznj i tvorchestvo [Filipp Malyavin: The Life and oeuvre]. - M.: Art, 1967. - 296 p.

4. Pisjma I. E. Repina. Perepiska s P.M. Tretiakovim, 1873-1898 [Letters of Ilya Repin. Correspondence to P. Tretyakov, 1873-1898]. - M.; L.: Art, 1946. - 225 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.