УДК 76: 7.071.1
ГРАФИКА Ф. А. МАЛЯВИНА В КРЫМСКОМ СОБРАНИИ (ИЗ ФОНДОВ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ)
Кугушева Александра Юрьевна,
аспирант кафедры культурологии Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», заведующая научно-экспозиционным отделом ГБУ РК «Симферопольский художественный музей» (г. Симферополь, Республика Крым, РФ) Тел.: +7 978 770-43-82, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы становления и развития творческого стиля Ф. А. Малявина (1869-1940), художника и графика, представителя стиля модерн. Проводится атрибуция карандашного рисунка, переданного из частной крымской коллекции в фонды Симферопольского художественного музея.
Ключевые слова: Ф. А. Малявин, И. Е. Репин, графическое искусство, стиль модерн.
2014 год богат на юбилеи и памятные даты. 170 лет назад, 24 июля (5 августа) 1844 года родился знаменитый русский художник, Академик Императорской Академии художеств, Илья Ефимович Репин. Его произведения входят в лучшие музейные собрания России и Крыма. Руководитель мастерской при Академии художеств, он стал учителем Б. М. Кустодиева, И. Э. Грабаря, И. С. Куликова, А. П. Остроумовой-Лебедевой и В. А. Серова.
Отношения И. Е. Репина с учениками, колоссальное влияние его творчества на молодых художников подробно описаны в мемуарах и монографиях. В данной статье речь пойдет об одном из его воспитанников и последователей, Филиппе Андреевиче Малявине (1869-1940). 1989 г. из частной крымской коллекции в собрание Симферопольского художественного музея был передан карандашный рисунок «Девка», принятый по акту передачи как ранее неизвестное произведение Ф.А. Малявина. Художественный анализ этого рисунка позволит пролить свет на его авторство и связать с искусством эпохи модерн.
22 октября 2014 г. исполнится 145 лет со дня рождения знаменитого русского живописца, Филиппа Андреевича Малявина (1869-1940).
© А. Ю. Кугушева, 2015
Его серия «цветущих русских баб» стала знаковой для развития русского стиля модерн.
Художник удивительной судьбы, в молодости он, по свидетельству О. А. Живовой, «был только никому не известным монахом-послушником на уединенной от «греховного мира» Афонской горе, и жизнь его за шестилетнее пребывание там, казалось бы, определилась уже. А в 1895 году он участник сразу четырех выставок, он ученик самого И. Е. Репина, - художник, две работы которого покупает П. М. Третьяков и имя которого называет целый ряд газет и журналов» [3, с. 51].
И.Е. Репин высоко ценил молодого одаренного художника. Их объединяла страсть к искусству, колоссальная трудоспособность и темпераментность живописи. Год занятий Малявина в мастерской знаменитого художника дал ему чрезвычайно много. Работы, выполненные им в этот период, произвели сильное впечатление на товарищей и были одобрены И. Е. Репиным: «Крестьянка, закрывающая свиткой рот» (1894 г.), «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» (обе 1895 года). Все три холста были выставлены в декабре 1895 года на XV Периодической выставке картин Общества любителей художеств и обе воспроизведены в иллюстрированном каталоге выставки. Самой же большой радостью для Малявина было приобретение этих картин П. М. Третьяковым для своей галереи, что приветствовал и И. Е. Репин. [3, с.40]. 25 января 1896 года он написал Третьякову: «Я очень рад, что Вы приобрели этюды Малявина - хорошие вещи» [4, с.175].
Автор колоритных произведений «Смех» (1899 г.) и «Вихрь» (1906 г.), раскритикованных Академией художеств, Малявин сумел определить современные тенденции в области предмета искусства: «Не надо, - продолжал он говорить, - обращать внимание на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде». В этих словах Малявина нетрудно усмотреть отражение мыслей и высказываний И. Е. Репина, который говорил: «Надо непременно характерное и сразу одной линией. Схватить!» [3, с.57].
Вскоре Ф.А. Малявин вошел в круг творческого объединения «Мир искусства», тем более, что среди них находились К. А. Сомов и И. Э. Грабарь, знакомые ему по мастерской И. Е. Репина. От камерных,
утонченных работ «мирискусников» картины Малявина отличались своими народными образами, широтой живописи, особым стихийным размахом [1, с. 7.]. В одном из номеров журнала «Мир искусства» за 1899 год А.Н. Бенуа характеризует его творчество: «... Самое главное явление на выставке, и в чисто художественном отношении единственное, картины или, вернее, картина г. Малявина. Слава богу, на нем можно отдохнуть; вот наконец талант, не обутый в китайские башмачки, бодро и весело расхаживающий. Честь и слава г. Репину и всей его системе, что он не затушил этого пламени, так же как и раньше не тушил пламени в Серове, Сомове, Бразе... Что г. Малявину не дали заграничной поездки, меня вовсе не удивляет. Если посылают крупную бездарность, как г. Криволуцкий, или такого готового «пилоттиста», как г. Шмаров, то совершенно логично и мудро не посылать такого истинно талантливого и столь нуждающегося в посылке художника, как г. Малявин!» [2].
Позднее, упоминая картину «Вихрь», Репин прямо высказывает мнение: «... у нас в России гениальным представителем нового вида искусства я считаю Ф. А. Малявина [3, с.116]. До конца дней между учителем и учеником сохранились дружеские, доверительные отношения.
После эмиграции Ф. А. Малявин поддерживает отношения с учителем. В 1925 году он пишет ему из Парижа о готовящейся выставке: «Как рад я был увидеть Веру Ильиничну и услышать от нее о Вас, что Вы очень много работаете и наконец даже подумываете устроить Вашу выставку в Париже. Вы пишете «поотстал». Эти опасения никак не для Парижа. Парижский радиус необъятно большой. В нем уживаются все течения и все возрасты искусства, но, не скрою, город жестокий, имен чужих не заметит, но должное художнику отдаст. Да, положим, когда новая корова попадает в стадо, то ее все коровы другие пробуют пободать. а затем жизнь берет свое, входит в свою колею. Простите за такое прозаическое выражение - сказываются во мне леса, поля и луга деревни, а не Париж» [3, с.195].
Продолжая традиции И. Е. Репина, Малявин оставил огромное количество рисунков - набросков к будущим картинам и самостоятельных произведений. По воспоминаниям художника А. В. Григорьева, которому Ф. А. Малявин перед отъездом за границу передал часть своих альбомов, одних автопортретов в этих альбомах - набросков и законченных - было свыше двух тысяч.
Изучение рисовального искусства Малявина и его систематизация осложняются тем, что художник очень редко датировал свои произ-
ведения. Исследователи могут определить приблизительное время создания того или иного рисунка по редким датированным образцам.
При работе над крупнейшими живописными произведениями 19021905 годов - «Этюд» («Три бабы»), «Девка» и «Баба» 1903 года и др. -в поисках нужных образов художник создал прекрасную и очень большую по количеству серию законченных карандашных рисунков, живописующих русских крестьянок Рязанской губернии. Их позы, движения, жесты переданы удивительно точно и остро. Обычно нарисованы одна-две фигуры на листе бумаги, как и в живописи, - тонко проработаны лица (острием графита), а одежды намечены струящимися широкими и жирными штрихами, передавая ощущение богатой игры красок и светотени [1, с. 9].
Выходец из крестьянского сословия, Малявин, тем не менее, никогда не изображает своих крестьянок за работой. Он показывает их вне окружающей среды, вне обыденности. В качестве фона рисунка выступают чистый лист или несколько линий и густо заштрихованная тень.
В коллекции Симферопольского художественного музея хранится карандашный рисунок «Девка», приобретенный у частного лица в 1989 г. как работа Ф. А. Малявина (акт .№14 от 09.11.1989 г.). Определенную сложность в атрибуции представляет отсутствие на листе какой-либо даты, авторской пометки или подписи, но анализ рисунка, сравнение его с другими графическими произведениями начала XX в. позволит разрешить эту загадку.
Для монументальных композиций художника более характерна фронтальная постановка фигуры, в рисунках он использует разнообразные ракурсы и приемы передачи движения. Поколенное изображение крестьянки занимает все пространство листа. Широкий низ сарафана придает композиции устойчивость, а разворот корпуса на две трети вправо - как в рисунке «Две бабы» (около 1904, ГТГ) или «Объяснение» (ГТГ) -создает эффект остановившегося движения. Хотя лицо едва обозначено, выражение его черт, горделивый поворот головы s влево достоверно передают спокойное ощущение внутреннего достоинства, вложенное в этот образ Малявиным.
Похожую наспех повязанную косынку и прилизанный прямой пробор мы можем видеть и на других рисунках - например, в листе «Девка» (1903-1904 гг., графит, ГТГ) или «Бабы» (около 1904 г., ГТГ). В отличие от названных произведений, в нашем рисунке нет тонких деталей в виде набивного рисунка на ткани, проработанных складок рукава и шейных украшений. Но работа с графитным карандашом позволя-
ла Малявину использовать как заостренный край для плавных, еле заметных линий, так и широкий - для более густой штриховки теней или складок сарафана. К примеру, в более позднем рисунке «Крестьянка в платке» (1910е гг., собрание Н. В. Баранова, Москва) широкие штрихи свободно ложатся на бумагу, объединяя фигуру и тень.
Сравнительный анализ позволяет провести параллель между нашим рисунком и работой «Две молодые крестьянки» (1900е гг., ГТГ). Фигуру девушки, изображенной слева, объединяют с ним поворот корпуса в две трети вправо, опущенная правая рука, свободные линии широкого рукава и складок сарафана. А подчеркнутый, нарочитый подъем правого плеча находит отражение в фигуре, изображенной справа.
Характер и манера изображения безошибочно указывают на стиль Ф. А. Малявина. Типологическое сравнение с вышеперечисленными рисунками позволяет предположить их общность во времени создания и отнести произведение в фондах СХМ к 1900-м годам.
Выводы. Как и в творчестве И.Е. Репина, исследователи отмечают способность Ф. А. Малявина «набросок с натуры поднять до значения законченного рисунка» [3, с. 172]. Рисунок «Девка» в собрании Симферопольского художественного музея производит впечатление цельного, законченного произведения. К сожалению, музейная документация не позволяет пролить свет на его провенанс. Нам неизвестно, был ли рисунок приобретен в частную коллекцию в Санкт-Петербурге, в Рязани или уже во время эмиграции, какими путями он был перевезен в Крым; тем не менее, это не умаляет его художественной ценности. Точность и сила штриха, пластичность линии этого листа, волею судеб оказавшегося в музейном собрании г. Симферополь, позволяют прикоснуться к тайне творчества Ф. А. Малявина, - ученика, единомышленника и близкого друга И. Е. Репина, одного из наиболее ярких представителей русского модерна.
Список литературы
1. Александрова Н. Филипп Андреевич Малявин: [альбом] / Н. Александрова. - М.: Советский художник, 1966. - 64 с., илл.
2. Бенуа А. Ученическая выставка в Академии Художеств / А. Бе-нуа // Мир искусства. 1899. - №21-22. - С. 67-71.
3. Живова О.А. Филипп Андреевич Малявин: Жизнь и творчество / О.А. Живова. - М.: Искусство, 1967. - 296 с., ил.
4. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым, 18731898. - М.; Л.: Искусство, 1946. - 225 [1] с., [1] л. порт.
KPblMCKHH APXHB, 2015, № 1 (16)
GRAPHICS OF FILIPP MALYAVIN IN THE CRIMEAN COLLECTION OF THE SIMFEROPOL ART MUSEUM
Kugusheva Alexandra Yuryevna,
the post-graduate of the department of Culturology and Religious Studies of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, head of the scientific exposition department of the Simferopol Art Museum.
Tel.: +7 978 770-43-82, e-mail: [email protected]
This research considers the formation and development of the creative style of russian painter and draftsman of Art Nouveau Filipp Malyavin (1869-1940). The attribution of a drawing passedfrom a private Crimean collection to the Simferopol Art Museum is held.
Keywords: Filipp Malyavin, Ilya Repin, graphic art, Art Nouveau.
References
1. Aleksandrova N. Filipp Malyavin: [ albom] [Filipp Malyavin: [album]. - M.: Soviet Artist, 1966. - 64 p.
2. Benua A. Uchenicheskaja vistavka v Akademii Hudojestv [The student exhibition at the Academy of Fine Arts] // Mir isskusstva [World of Art]. 1899. - №21-22. - P. 6771.
3. Zhivova O.A. Filipp Malyavin: Jiznj i tvorchestvo [Filipp Malyavin: The Life and oeuvre]. - M.: Art, 1967. - 296 p.
4. Pisjma I. E. Repina. Perepiska s P.M. Tretiakovim, 1873-1898 [Letters of Ilya Repin. Correspondence to P. Tretyakov, 1873-1898]. - M.; L.: Art, 1946. - 225 p.