DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.008
УДК 7.03; 7:001.12
КРЕСТЬЯНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ФИЛИППА МАЛЯВИНА
Филиппова Ольга Николаевна Искусствовед, член Ассоциации искусствоведов, преподаватель первой категории по истории искусства, Детская художественная школа № 9. Россия, г. Москва. [email protected]
Русское искусство конца XIX — начала XX века было богато яркими талантами. Филипп Андреевич Малявин (1869—1940) являлся одним из самых оригинальных художников этого периода. Главной в его творчестве была крестьянская тема, которая издавна привлекала русских художников. Над этой темой работали и многие современники Ф.А. Малявина, известные художники — А.Е. Архипов, С.В. Иванов, С.А. Коровин, А.П. Рябушкин, З.Е. Серебрякова. Они обращались к различным сторонам быта и жизни русской деревни, но всех их объединяло стремление раскрыть самобытность и душевную красоту русского народа. Ф.А. Малявин сказал свое новое слово, создал выразительные крестьянские образы «баб» и «мужиков», нашел для них новые живописно-пластические средства. Статья дает представление о периоде расцвета творчества мастера, когда им были написаны лучшие произведения, занявшие большое место в истории русского искусства.
Ключевые слова: творчество Ф.А. Малявина, этюды, наброски с натуры, портреты, живопись, рисунок, крестьянская тема, Всемирная выставка в Париже.
Библиографическое описание для цитирования:
Филиппова О.Н. Крестьянская тема в творчестве Филиппа Малявина // Искусство Евразии. - 2019. - № 2 (13). - С. 81-96. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.008. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/16/
Филипп Андреевич Малявин родился 10 (22) октября 1869 года в селе Казанки Самарской губернии в бедной крестьянской семье. Рисовать он начал рано и рисовал везде: на печах, воротах, стенах изб. Очень любил мальчик иконы, срисовывал изображения святых и мечтал научиться писать образа.
Родители не препятствовали увлечению сына и отпустили его с богомольцами на Афон учиться иконописи. Шестнадцатилетний юноша стал послушником в монастыре Св. Пантелеймона и начал работать в небольшой иконописной мастерской, где трудились такие же самоучки, как и он сам. К великому разочарованию Ф.А. Малявина, настоящей иконописной школы на Афоне не оказалось, и учиться там было не у кого.
Аннотация
Писание икон по установленным шаблонам не устраивало одаренного юношу, и он творчески перерабатывал заданные образцы. Кроме того, Ф.А. Малявин делал этюды и наброски с натуры. Относящиеся к этому времени работы: «Голова мальчика» (1885), «Крестьянин» (1888), «Девочка» (1889) и другие говорили о преодолении им канонов иконописи и приобретении некоторых живописных навыков [9, с. 2]. В 1891 году Афон посетил скульптор В.А. Беклемишев (1861—1919). Увидев работы Ф.А. Малявина, он был поражен талантом юноши, силой его природного дарования. Эта встреча решила судьбу будущего художника. В феврале 1892 года Ф.А. Малявин приехал в Петербург, а в сентябре того же года он был зачислен вольнослушателем Академии художеств.
Не имея никакого образования, благодаря только своим целеустремленности и упорству, Ф.А. Малявин в два года прошел полный академический курс обучения. Его работы «Бегство в Египет» и «Натурщик» (1893) отмечались наградами и премиями [9, с. 2]. Будучи учеником замечательного педагога — П.П. Чистякова (1832—1919), Ф.А. Малявин получил хорошую профессиональную подготовку. После реформы 1894 года в Академии художеств значительно изменилась вся система преподавания. Крупной особенностью новой Академии было учреждение персональных мастерских профессоров, где занятия велись под индивидуальным руководством преподавателей. В реформированной Академии стали работать видные мастера русского искусства того времени — это И.Е. Репин, В.Е. Маковский, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин. Самой многолюдной была мастерская И.Е. Репина, талант которого покорял молодежь. Ф.А. Малявину, окончившему общий курс в 1894 году, посчастливилось сразу же попасть к нему в мастерскую.
Рис. 1. Ф.А. Малявин. Крестьянская девушка с чулком. 1895 г. Холст, масло, 141,0 х 81,0 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).
Рис. 2. Ф.А. Малявин. Крестьянка, закрывающая свиткой рот. 1895 г. Холст, масло, 140,0 х 89,0 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).
Рис. 3. Ф.А. Малявин. За книгой.
Портрет сестры художника А.А. Малявиной
(1875-1903). 1895 г.
Холст, масло, 106,5 х 72,0 см.
Государственная Третьяковская галерея
(Москва).
И.Е. Репин оказал большое влияние на формирование творчества начинающего художника, дал общее направление его самостоятельным художественным поискам. В период обучения в Академии художеств Ф.А. Малявин создал произведения, которые были показаны на выставках, получили высокие оценки современников. Ученический период выражается, прежде всего, созданием полотен на крестьянскую тему. Уже первые работы 1895 года «Крестьянская девушка с чулком», «Крестьянка, закрывающая свиткой рот», «За книгой. Портрет сестры художника А.А. Малявиной (1875—1903)» были вполне зрелыми произведениями [9, с. 4] (рис.1, 2, 3).
В них, прежде всего, привлекает новизна трактовки, внутренняя значительность образов простых русских женщин, умение выделить главное в характере каждой из них. Все эти работы отличаются уверенной лепкой объемов, высокими живописными качествами. В это же время Ф.А. Малявиным были созданы замечательные портреты коллег по мастерской: И.Э. Грабаря, А.П. Остроумовой-Лебедевой, К.А. Сомова, А.А. Мурашко, Е.М. Мартыновой, А.И. Тхоржевской (рис. 4, 5, 6). Писал он портреты очень быстро, в один-два сеанса, но для каждого из них сумел найти своеобразную композицию, передать индивидуальный характер модели.
Рис. 4. Ф.А. Малявин. Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960). 1895 г. Холст, масло, 131,5 х 63,0 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Рис. 6. Ф.А. Малявин. Портрет художницы Елизаветы Михайловны Мартыновой (1868-1905). 1897 г. Холст, масло, 71,0 х 88,0 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Рис. 5. Ф.А. Малявин. Портрет художника Константина Андреевича Сомова (1869-1939). 1895 г. Холст, масло, 169,0 х 92,5 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Особенно выделяется среди них портрет К.А. Сомова (1895). Ф.А. Малявин мастерски передал сходство, непринужденность позы, настроение, характер молодого художника: серьезность, сосредоточенность, уверенность в себе. Привлекает внимание необычный и красивый по композиции и по серебристой гамме портрет Е.М. Мартыновой (1897). Удивительно тонко использовал художник все изобразительные средства для воссоздания лирического, хрупкого образа больной. Успехи Ф.А. Малявина в портрете были так велики, что еще до выхода из Академии он получил массу заказов, написал удачные женские и детские портреты: «Мальчик на медвежьей шкуре» (1897), «Портрет Ники Ратькова-Рожнова» (1898), «Портрет г-жи Поповой» (1899) [9, с. 5] (рис. 7).
Рис. 7. Ф.А. Малявин. Портрет г-жжи Поповой. 1899 г. Холст, масло, 164,0 х 125,0 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Рис. 8. Ф.А. Малявин. Старуха. Портрет Д.И. Татаринцевой, соседки Ф.А. Малявина. 1898 г. Холст, масло, 140,0 х 80,6 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).
Но наибольшее внимание Ф.А. Малявин все-таки уделял родной ему крестьянской теме. Молодой художник создал ряд значительных образов: «Старуха. Портрет Д.И. Татаринцевой , соседки Ф.А. Малявина» (1898), «Крестьянская девушка. Портрет сестры художника П.А. Москалевой» (1899), портреты отца 1898 и 1899 годов [9, с. 5] (рис. 8, 9, 10).
1 Название работы «Старуха. Портрет Д.И. Татаринцевой, соседки Ф.А. Малявина» приведено по данным Государственной Третьяковской галереи. В ряде публикаций встречается написание «Татарницевой» [например, 2, с. 590; 3, с. 230-231; 4, с. 58-59, 262].
Рис. 9. Ф.А. Малявин. Крестьянская девушка. Рис. 10. Ф.А. Малявин. Портрет А.И. Малявина, Портрет сестры художника П.А. отца художника. 1899 г. Холст, масло, 156,0 х
Москалевой. 1899 г. Холст, масло, 180,0 х 120,0 см. Музей изобразительных искусств 116,0 см. Государственная Третьяковская Туркменистана. галерея (Москва).
В них много задушевности, бережного отношения к натуре, но вместе с тем они отличаются от работ 1895 года. Теперь художник стремится к обобщению, создает собирательные образы русских крестьян. Он подчеркивает, прежде всего, силу и крепость духа, достоинство, цельность натуры. Наиболее выразителен среди его образов портрет старухи Д.И. Татаринцевой — мудрой и старой крестьянки с суровым лицом и тяжелыми узловатыми руками. Великолепно передана игра света на лице и белой кофте, тонко разработан сдержанный колорит. Все работы Ф.А. Малявина ученического периода говорят о большом живописном мастерстве молодого художника, о реалистических традициях, воспринятых им от И.Е. Репина. Показанные на выставках Петербурга и Москвы, они принесли ему признание и известность задолго до окончания Академии художеств.
В 1899 году Ф.А. Малявин представил на конкурс картину «Смех» [9, с. 5] (рис. 11). Она поразила современников, вызывала то полные негодования, то восторга споры. А между тем на картине были изображены простые деревенские бабы в ярко-красных сарафанах, с хохотом и гамом вертящиеся на зеленом лугу. Новизна этой работы была и в самой поэтической затее, и в новаторских средствах художественной выразительности.
Рис. 11. Ф.А. Малявин. Смех. 1899 г. Холст, масло, 194,0 х 428,0 см. Международная галерея современного искусства (Венеция).
Полотно Ф.А. Малявина отличалось такой дерзкой живописностью, таким ярким, огненным колоритом и необычной манерой широкого размашистого письма, каких еще не знало русское искусство. Картина была отклонена Советом профессоров Академии, и только И.Е. Репин оценил смелость работы своего ученика. Благодаря его защите Ф.А. Малявин и получил звание художника, но не за конкурсную работу, а за свои ранние портреты. Затем, отправленная на Всемирную выставку 1900 года в Париж, она получила всеобщее одобрение и признание. Жюри присудило Ф.А. Малявину золотую медаль.
А в 1903 году картина «Смех» была приобретена Музеем современного искусства в Венеции, где и находится в настоящее время [9, с. 6]. Это произведение определило весь дальнейший творческий путь художника, открыло новый период его творчества, который довольно полно был представлен на выставке произведений Ф.А. Малявина, организованной к 100-летию со дня его рождения в Ленинграде. Такие работы, как «Девка» (1903), «Баба в желтом» (1903), «Пляшущая баба» (1900-е гг.), «Вихрь» (1906) и другие, принесли ему славу создателя своей, «малявинской» темы [9, с. 6] (рис.12 — 15).
В них наиболее полно выразились живописные искания Ф.А. Малявина, сложилась индивидуальная манера исполнения. Натурой служили художнику простые рязанские бабы села Аксиньина, в котором Ф.А. Малявин поселился в начале 1900-х годов и где были написаны лучшие его произведения. Русские крестьянки покорили художника своеобразием характеров, красочностью одежд. И он создал целую серию женских образов, проникнутых ощущением жизни и силы. Особая эмоциональная насыщенность этих произведений неразрывно связана с художественными приемами, отвечавшими как самому характеру образов, так и задачам монументального искусства, которые Ф.А. Малявин пытался решить в рамках станковой картины. Художник выбирает вертикальную композицию, дает точку зрения снизу, показывает фигуры крупным планом на нейтральном фоне. Поиски декоративности обусловили обобщенность и укрупненность красочных пятен, звучность и насыщенность цвета. Но художник не допускает пестроты, его колорит монолитен, согласован, строго продуман. Добиваясь декоративности, Ф.А. Малявин вместе с тем сохраняет пластическую лепку объемов, переданную чисто живописными средствами. Полотна
написаны живо и свободно, вольным, передающим трепет цвета мазком. Причем стихийность, дробность мазков постепенно утихает по мере приближения к лицам, которые всегда смоделированы художником с большой тщательностью.
Рис. 12. Ф.А. Малявин. Девка. 1903 г. Холст, масло, 206,3 х 115,6 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).
Рис. 13. Ф.А. Малявин. Баба в желтом. 1903 г. Х., м., 134,0 х 97,5 см. Нижегородский государственный художественный музей (Нижний Новгород).
Но, прибегая в поисках выразительности к этим художественным приемам, художник достигает общего цельного впечатления. И это происходит потому, что он выискивает в натуре существенное, в форме и цвете, пренебрегая тем, что не служит главному. Как известно, к образу русской женщины обращались многие художники на протяжении всей истории русской живописи, но Ф.А. Малявин создал новый тип, его «девки» и «бабы» — это образы, приподнятые над действительностью, эпически простые и лаконичные, убеждающие в силе характера простой русской крестьянки [9, с. 7]. В большой известной своей картине «Вихрь» Ф.А. Малявин помещает своих крестьянок в атмосферу праздника, отсюда и колористика — красная, этимологически восходящая к значению «красивый, нарядный, веселый» [10, с. 101]. Атмосферу праздника подчеркивает сочный колорит буквально кричащего, сгущенного красного цвета. В этой приверженности художника красному цвету была очевидна аллюзия на древнерусскую иконописную традицию, которая связывала этот цвет с праздником, жизненной
энергией, страстью. Новая работа художника была высоко оценена не только И.Е. Репиным, но на этот раз и Советом Академии художеств. В 1906 году Ф.А. Малявин был удостоен звания академика живописи.
Рис. 14. Ф.А. Малявин. Пляшущая баба. 1900-е гг. Холст, масло, 210,0 х 125,0 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Рис. 15. Ф.А. Малявин. Вихрь. 1906 г. Холст, масло, 223,0 х 410,0 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).
Хотя главной в творчестве Ф.А. Малявина была крестьянская тема, он работает и над портретами тоже. В 1900—1910-е годы им были написаны «Автопортрет с семьей», портреты М.В. Нестерова, С.П. Дягилева, И.Е. Репина, девочки Боткиной (внучки П.М. Третьякова), П.И. Харитоненко с сыном, скульптора В.А. Беклемишева [9, с. 8] (рис.16, 17).
Рис. 16. Ф.А. Малявин. Портрет Рис. 17. Ф.А. Малявин. Портрет Павла Ивановича
девочки. А.С. Боткина, внучка Харитоненко (1852—1914) с сыном. 1911 г. Холст, масло,
П.М. Третьякова. 1902 г. 114,5 х 129,5 см. Харьковский художественный музей
Картон, пастель, 167,0 х 101,0 (Украина, Харьков). см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).
Неслучайно, конечно, что в списке портретируемых стоит имя видного деятеля русской культуры — С.П. Дягилева (1872—1929). С ним Ф.А. Малявин познакомился еще в ученические годы, но не прерывал связи и после окончания Академии. С.П. Дягилев сразу же почувствовал оригинальный талант молодого художника и привлекал его к участию на выставках «Мира искусства», начиная с 1899 года [9, с. 8]. И хотя работы Ф.А. Малявина ничем не походили на большинство произведений художников «Мира искусства», все участники этого объединения были увлечены творчеством талантливого живописца [9, с. 8].
Начиная с 1903 года Ф.А. Малявин, в основном, стал выставлять свои произведения в «Союзе русских художников» [9, с. 8]. На выставке этого объединения он и выступил в 1916 году после десятилетнего перерыва с новыми работами на крестьянскую тему. Новые произведения 1910-х годов «Верка», «Две девки», «Баба», «Мужской портрет» и по колориту, и по внутреннему строю значительно отличаются от декоративных оптимистических полотен 1900-х годов [9, с. 8] (рис.18, 19).
Рис. 18. Ф.А. Малявин. Верка. 1913 г. Холст, Рис. 19. Ф.А. Малявин. Две девки. 1910-е гг. масло, 106,0 х 84,0 см. Государственный Русский Холст, масло, 143,0 х 106 см. музей (Санкт-Петербург). Государственный Русский музей
(Санкт-Петербург).
Художник рассматривает крестьян с не меньшим интересом, чем прежде, но теперь его захватывает область сложных переживаний, влечет скрытность и затаенность души. Для этих работ характерен общий тревожный, сумрачный колорит, острая напряженность цвета. Лица «баб» и «мужиков» неподвижные, темные, с застывшим выражением строгих глаз, словно иконописные лики [9, с. 8]. Но, при кажущемся внешнем спокойствии и некоторой холодности, они проникнуты захватывающей стихийной силой, о чем очень образно писал в свое время критик С. Глаголь: «В его "бабах" мне чудится всегда невольная и смутная разгадка чего-то особого в самом русском духе. Какой-то отблеск пожаров, "красный петух", запах крови, заливающий народную историю, вопли кликуш, опахивание деревень, мельканье дрекольев, бабьего бунта и т.д.» [1, с. 8].
С еще большей силой проявилась реалистическая трактовка в замечательных многочисленных рисунках Ф.А. Малявина. Имя Ф.А. Малявина-рисовальщика находится в ряду первоклассных мастеров рисунка конца XIX — начала XX века: В.А. Серова, М.А. Врубеля, К.А. Сомова. В графике художник предпочитал работать монохромно, но не отказывал себе в удовольствии подцвечивать рисунок, особенно в «околичностях» [7, с. 63]. О достижениях Ф.А. Малявина в области портретной графики можно судить по рисунку «Портрет старой крестьянки» (1909, собрание Мориса Барюша, Париж), который стал своеобразным парафразом дюреровского «Портрета матери» (1514) [7, с. 67] (рис.20).
Рис.20. Ф.А. Малявин. Портрет старой крестьянки. 1909 г. Бумага, графитный
карандаш, 32,4 х 30,0 см. Собрание Мориса
Барюша (Париж).
На листе показана одинарная фигура старой крестьянки в трехчетвертном развороте [7, с. 68]. Неприхотливыми линиями обычного грифеля выявлена анатомическая структура худого, согбенного тела и раскрывается физиогномическая некрасивость увядшего лица. Форма проработана густой, местами контрастной штриховкой, с едва намеченными тенями. Натуралистично трактованы черты лица старухи. Впалые глазницы, провалившиеся щеки, сетка мелких морщин, изъевшая высохшую кожу, почти неразличимые полосы губ — все это подчеркивает физическую немощь и угасание. На шее проступают сухожилия, на скрещенных и мирно покоящихся на животе пальцах рук обозначены узлы, образовавшиеся от непосильного физического труда. Пронзительное, щемящее чувство вызывает это хрупкое, почти воздушное существо с тревожно смотрящими вдаль глазами. Этого рисунка было бы достаточно, чтобы оценить и почувствовать все грани блистательного таланта художника.
С 16 февраля по 25 апреля 1919 года в Рязани под эгидой губернского отдела Наркомпроса, в зале бывшего губернского земства открылась первая в творчестве Ф.А. Малявина персональная выставка его картин и рисунков. На обзор публике художник предложил три больших полотна, пятнадцать картин среднего размера и пятьдесят рисунков, сократив количество графики почти в четыре раза. Отсутствие каталога, издание которого не было осуществлено ввиду тяжелейшей экономической ситуации на фоне Гражданской войны, очень затрудняет реконструкцию состава экспозиции, поскольку никаких откликов и рецензий на нее не последовало. Учитывая идеологическую направленность выставки, ее социальную ориентацию, работы, подпадающие под категорию буржуазно-мещанского искусства (например, салонный «Автопортрет с семьей» 1910 года, стилистически и содержательно чуждый пролетарским вкусам), категорически не могли быть допущены к показу [7, с. 99].
Исторический контекст как никогда обуславливал формат экспозиции. Это была выставка-пропаганда, поэтому цены на входные билеты решили не устанавливать, дабы привлечь как можно больше посетителей, преимущественно из числа рабоче-крестьянской части населения губернии, а также военнослужащих.
На выставке, всколыхнувшей провинцию, побывало свыше пятнадцати тысяч человек. Из восемнадцати представленных картин включение в экспозицию четырех подтверждают документальные источники: «Три бабы» (1902, музей Орсе, Париж), «Зеленая шаль» (1914, ГТГ), «Старик у очага» (1915, РГОХМ им. И.П. Пожалостина) и «Старуха» (около 1915 года, местонахождение не было установлено) [7, с. 100]. В ранней атрибуции последнюю работу определяли как «Портрет матери», который отмечен «чернотой, сбитой формой и неправильным рисунком», однако эту картину, по свидетельству очевидца, Ф.А. Малявин писал с местной крестьянки [7, с. 101]. Схожую иконографию мы увидим в работах уже эмигрантского периода: «Смеющаяся старуха» (1920-е годы, частное собрание), «Старуха с посохом» (1920-е годы, частное собрание), «Старуха» (1927, Sepherot Foundation) [7, с. 101].
Сотрудничество с губернским отделом Наркомпроса и Комиссией по охране памятников искусства и старины дало Ф.А. Малявину неплохие финансовые ресурсы. Государство полностью взяло на себя расходы по организации персональной выставки, художнику был выплачен гонорар как устроителю и компенсированы издержки на пятикратные поездки в Москву, к тому же для местной картинной галереи приобрели две его работы.
С 1 апреля 1919 года коллегия Губоно утвердила Ф.А. Малявина руководителем по живописи в Свободные государственные художественные мастерские, но уже в мае он выбыл из преподавательского состава. Позднее Ф.А. Малявин возглавил Гарнизонную (красноармейскую) художественную студию, созданную на базе его мастерской в Денежникове, но в обоих случаях преподавательская работа не пришлась ему по душе. С 1917 года он входил в состав общественной профсоюзной организации «Изограф», вобравшей в себя объединенные художественные силы страны [7, с. 102]. Несмотря на то, что летом 1920 года местные власти предоставили ему на выбор несколько помещений под новую мастерскую, осенью 1920 года Малявины все же переехали в Москву и поселились в бывшем особняке Волконской — фон Мекка в Обуховом переулке (с 1922 года — Чистый переулок).
А в октябре 1922 года Ф.А. Малявин вместе с семьей выехал за границу для организации передвижной выставки своих произведений. Ничего нового или значительного создать он там уже не смог. Он много рисовал, в том числе и писателей А.И. Куприна (1870-1938) и И.А. Бунина (1870-1953). Он обращался снова к крестьянской теме, но его новые картины не достигали уровня прежних произведений. Скончался Ф.А. Малявин в Брюсселе 23 декабря 1940 года.
Таким образом, Филипп Андреевич Малявин вошел в русское искусство XX века как один из самых ярких, самобытных художников. Под воздействием И.Е. Репина определилась главная тема его живописи - это тема крестьянства. Образы крестьянок становятся для него символом и олицетворением русского. Крестьянки в праздничных нарядах, крестьянки в пляске, неистовой и безудержной. Ф.А. Малявин - художник-новатор, сохранивший заветы передвижников, до конца жизни оставался верен реалистическому видению мира.
Литература
1. Глаголъ С. Художественные выставки в Петербурге // Зори (приложение к газете: «Книговедение». — 1906. — № 32 (4 марта). — С. 8.
2. Государственная Третьяковская галерея (Москва). Живопись конца XIX — начала XX века / Гос. Третьяков. галерея; авт.-сост. Н.Б. Автономова и др.; отв. ред. Я.В. Брук, Л.И. Иовлева. — Москва: СканРус, 2005. — 526 с. : ил., — (Каталог собрания) (Живопись XVIII-XX веков; Т.5).
3. Долгополов И.В. Мастера и шедевры: В 3 томах. Том 2. — Москва: Изобразительное искусство, 1987. — 752 с.
4. Живова О.А. Филипп Андреевич Малявин. 1869-1940. Жизнь и творчество. — М.: Изд-во: «Искусство», 1967. — 296 с.
5. Кириченко Е.И. Традиции русского народного и средневекового искусства в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX века / / Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII — начала XX века. - М.: Изд-во: «Галарт»; «АСТ», 1997. - С. 383-401.
6. Москалев И.Ф., Коновалов Д.А. Детство и юность Малявина [Повесть]. — Челябинск: «Южно-Уральское книжное изд-во», 1978. — 102 с.
7. Семина М.В. Филипп Малявин. — М.: Изд-во: «БуксМАрт», 2014. — 208 с.: ил.
8. Филипп Андреевич Малявин. Альбом / Авт. текста и сост. альбома Н. Александрова. — М.: Изд-во: «Советский художник», 1966. — 12 с.: ил.
9. Филипп Андреевич Малявин. Каталог выставки. К 100-летию со дня рождения. — Л.: Изд-во: «Искусство», 1969. — 76 с.
10. Шлыкова С.П. Метафорика красного в искусстве начала XX века / / Град Китеж русского искусства: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции 22-25 ноября 2016 года. — Саратов: «СГК имени Л.В. Собинова», 2017. —
С. 91-114.
Статья поступила в редакцию 22.04.2019 г.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.008
THE PEASANT THEME IN THE CREATIVE WORK OF PHILIPP MALYAVIN
Filippova Olga Nikolaevna Art critic,
member of the Association of art critics,
the teacher of the first category in the history of art,
Children's art school №9.
Russia, Moscow.
Abstract
Russian art of the late XIX — of the early XX century was rich in bright talents. Philipp Andreevich Malyavin (1869—1940) was one of the most original artists of this period. The main theme in his work was the peasant theme, which has long attracted Russian artists. Many contemporaries of P.A. Malyavin, famous artists — A.E. Arkhipov, S.V. Ivanov, S.A. Korovin, A.P. Ryabushkin, Z.E. Serebryakova worked on this topic. They turned to various aspects of life and life of the Russian village, but all of them were United by the desire to reveal the identity and spiritual beauty of the Russian people. P.A. Malyavin said his new word, created expressive peasant images of "women" and "men", found new pictorial and plastic means for them. The purpose of this publication is to give the reader an idea of the heyday of the master, when he wrote the best works that have taken a great place in the history of Russian art.
Keywords: artworks, P.A. Malyavin, drawing, painted studies from nature, portraits, painting, peasant theme, world exhibition in Paris.
Bibliographic description for citation:
Filippova O.N. The peasant theme in the creative work of Philipp Malyavin. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2019, No. 2 (13), pp. 81-96. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.008. Available at: https://readymag.com/u50070366/1431023/16/
(In Russian).
References
1. Glagol S. Hudo%hestvennye vystavki v Peterburge [Art exhibitions in Petersburg]. Zori — Dawns, (Appendix to the newspaper « Bibliology»), 1906, No. 32 (March 4), p. 8.
2. Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya (Moskva). Zhivopis' kontsa XIX — nachala XX veka [State Tretyakov Gallery (Moscow). Painting of the late XIX - early XX century]. Moscow, SkanRus, 2005, 526 p. (Catalog of the collection) (Painting of the XVIII-XX centuries; Volume 5).
3. Dolgopolov I.V. Mastera i shedevry: V 3 tomakh. T. 2 [Dolgopolov I.V. Masters and masterpieces: In 3 volumes. Volume 2]. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo, 1987, 752 p.
4. Zhivova O.A. Filipp Andreevich Maljavin. 1869-1940. Zhi%n' i tvorchestvo [Philipp Andreevich Malyavin. 1869-1940. Life and art]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1967, 296 p.
5. Kirichenko E.I. Traditsii russkogo narodnogo i srednevekovogo iskusstva v i%obra%itel'nom iskusstve kontsa XIX — nachala XX veka [Traditions of Russian folk and medieval art in the visual arts of the late XIX — early XX century]. In: Kirichenko E.I. Russkij stil'. Poiski vyra%henija natsional'noj samobytnosti. Narodnost' i natsional'nost'. Traditsii drevnerusskogo i narodnogo iskusstva v russkom iskusstve XVIII — nachala XX veka [Russian style. The search for the expression of national identity. Nation and nationality. Traditions of old Russian and folk art in Russian art of the XVIII — early XX century]. Moscow, Galart Publ.; AST Publ., 1997, pp. 383-401.
6. Moskalev I.F., Konovalov D.A. Detstvo i junost' Maljavina [Childhood and youth of Malyavin]. Cheljabinsk, Juzhno-Ural'skoe knizhnoe izdatelstvo, 1978, 102 p.
7. Semina M.V. Filipp Maljavin [Philipp Malyavin]. Moscow, BuksMArt Publ., 2014, 208 p.
8. Filipp Andreevich Maljavin. Al'bom [Philipp Andreevich Malyavin. Album]. Moscow, Sovetskiy khudozhnik, 1966, 12 p.
9. Filipp Andreevich Maljavin. Katalog vystavki. K 100-letiju so dnja ro%hdenija. [Philipp Andreevich Malyavin. Exhibition catalogue. To the 100th anniversary]. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1969, 76 p.
10. Shlykova S.P. Metaforika krasnogo v iskusstve nachala XX veka [Metaphorics of red in the art of the beginning of the 20th century]. In: Grad Kite%h russkogo iskusstva: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchnoj konferentsii 22-25 nojabrja 2016 goda [Grad Kitezh of Russian Art: a collection of articles on the materials of the All-Russian Scientific Conference. November 22-25, 2016]. Saratov, SGK imeni L.V. Sobinova, 2017, pp. 91-114.
Received: April 22, 2019.