Научная статья на тему 'Графическое отображение динамики финансирования и распределения ресурсов ГОЗ с помощью кубических В-сплайнов'

Графическое отображение динамики финансирования и распределения ресурсов ГОЗ с помощью кубических В-сплайнов Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
73
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графическое отображение динамики финансирования и распределения ресурсов ГОЗ с помощью кубических В-сплайнов»

стическими процедурами их решения с использованием, например, технологии традиционной обработки данных в системах управления базами данных.

Условия решения экстремальной задачи определения направления в пространстве решений представляют пересечение множества всех допустимых планов и множества компромиссных или согласованных решений. Эти условия могут, особенно на последних итерациях, оказаться несовместными. Это происходит по следующим двум причинам.

1. Пользователи активной системы неточно представляют свои возможности и интересы других пользователей активной системы, входящих в состав КСР. Пользователи превышают свои возможности, занижают выигрыши других пользователей и неточно учитывают множество всех допустимых планов системы.

2. Пользователи сознательно завышают свои выигрыши и занижают выигрыши других пользователей активной системы, входящих в состав КСР, и недостаточно учитывают при этом консенсус интересов активной системы и ее элементов и допустимость для всей системы прогнозируемых состояний.

Автоматизированная ИС экспертного оценивания и согласования решений реализует функции формирования экспертной группы, подготовки анкет для опроса экспертов, классификацию информационного содержания ГОЗ, определение номенклатуры показателей этапов ЖЦ и проектов ВВТ, определение экспертных оценок градиентов функций полезности, определение экспертных оценок показателей этапов ЖЦ и проектов ВВТ, определение коэффициентов согласования решений, обработку экспертных оценок классификации, ранжирования, значений оценок, полученных с применением процедуры парных сравнений, в виде баллов; функцию анализа результатов и под-

готовки решения экспертной группы. Система управления базой данных позволяет в удобной форме, оперативно получать необходимую для проведения экспертизы информацию.

Можно предложить определенную методику учета следующих видов неполной информированности пользователей активной системы управления проектами.

1. Неполная информированность центра о векторах параметров состояния активных элементов, неполная информированность активных элементов о векторах параметров внешней среды, отсутствие возмущений.

2. Неполная информированность центра о векторах параметров состояния активных элементов о векторах параметров состояния внешней среды и о своих параметрах состояния, полная информированность активных элементов о векторах интенсификации, отсутствие возмущений.

3. Неполная информированность центра и активных элементов о возмущениях внешней среды, о возмущениях состояний активных элементов и о возмущениях интенсификации.

4. Неполная информированность центра и искажение информации пользователей активных элементов о своих целевых функциях.

Разработка методов и построение алгоритмических предписаний для случаев неопределенности осуществляется на основе использования результатов для случаев полной информированности за счет применения дополнительных процедур обмена информацией о значениях векторов параметров состояния активных элементов, процедур поиска их согласованных значений, процедур согласованного поиска резервов активных элементов, предписаний поиска гарантированных согласованных значений векторов параметров состояния и решений, процедур построения зон неопределенности для оптимальных согласованных решений по реализации.

ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ГОЗ С ПОМОЩЬЮ КУБИЧЕСКИХ В-СПЛАЙНОВ

Ю.И. Арепин

Процедура формирования предложений Министерства обороны в государственный оборонный заказ (ГОЗ) сложна, однако управление развитием ВВТ через воздействие на объемы и распределение бюджетных средств, а также контроль за этими расходами в процессе выполнения ГОЗ -еще более сложные и плохо «осязаемые» процес-

сы. Эта плохая «осязаемость» обусловлена прежде всего чисто психологическими свойствами человеческого восприятия, обеспечивающими оценку и анализ процессов, происходящих в сложных системах. Именно поэтому лица, принимающие решения (ЛПР), стремятся осуществлять свои функции при анализе на основе интегральных

(или агрегированных) показателей, объединяющих в себе изменяемые и плохо воспринимаемые по отдельности частные показатели.

Основные методологические принципы формирования военного бюджета, как-то: приоритетность финансирования, вариантность финансирования, сбалансированность финансирования компонентов ВС РФ, программно-целевое планирование развития вооружения и военной техники (ВВТ), сквозное финансовое планирование жизненного цикла ВВТ, максимально допустимая прозрачность (транспарентность) оборонного бюджета, воздействуя на бюджетную заявку МО РФ и процессы управления ГОЗ и ГПВ, выливаются в трудно воспринимаемую с точки зрения объекта управления (под объектом здесь понимается разрабатываемое, серийно производимое и эксплуатируемое ВВТ) проблему.

Многоэтапность процесса формирования оборонного бюджета, включающего разработку бюджетной заявки МО, разработку вариантов оборонного бюджета, разработку окончательного варианта оборонного бюджета с учетом ограничений и (при необходимости) корректировки бюджета, еще более усложняет восприятие этих этапов ЛПР и создает предпосылки для неадекватных решений.

Для разрешения этих проблем и создания возможностей информационной поддержки процессов принятия решений можно использовать современную компьютерную графику. В данном случае возникает возможность представления оборонного бюджета, ГОЗ вида ВС, объемов соответствующих статей ГОЗ и т.д. не в виде плоских (двухмерных) фигур на экране ПЭВМ, а в виде так называемых кубических В-сплай-нов [1,2].

При этом базисная функция В-сплайна С,(1) отражает изменения финансового обеспечения ГОЗ на годовом отрезке. Узловые векторы 1=(1,2, 3, ..., 12) в идеальном варианте финансирования, а в реальности, для примера, может быть 1=(1.3, 4.5, 8, 11, 12), то есть тип узловых векторов - неравномерные (узловые величины располагаются на разном расстоянии друг от друга и/или совмещаются).

В-сплайн степени к>1, построенный на числовой прямой по сетке ш, определяется посредствам следующей рекуррентной формулы [3]:

С|к№ =

1 - 1,

Ч+к- 1

:-!— хС,к-1(1)+-^±к-х

г1+к-1- г1 г1+к- г1+1 , (1)

хС1+1,к-1(1)

где к - степень сплайна; г! - элементы узлового вектора, удовлетворяющие отношению Па-

раметр г изменяется от 1т|п до 1^.

Формально элементарный В - сплайн определяется как кусочно-полиномиальная функция порядка к. Для случая третьей степени, имеем функцию,

состоящую из четырех фрагментов, математическая форма которой следующая:

С! 3(1) =-^-,

1,3 (I,+3 - |,)(|,+2 - 1,)(1,+1 - I,)

г, < г < г,+1;

С = (г - г,)(г - г,)^ - г)

+-

(г1+3 - г1)(г1+2 - г1)(г1+2 - г1+1)

(г - ^Х^ - г)(г - г1+1)

+

+

(г1+3 - г1 )(г1+3 - г1+1)(г1+2 - г1+1) (г1+4 - г)(г - 11+1X1+г,+1)

■+

(г1+4 - г1+1)(г1+3 - г1+1)(г1+2 - г1+1) г1+1 <г < г1+2;

С-3(г) = (г1+4 - г)(г - г|+1>(г1+э - г) +

(г1+4 - 11+1)(11+3 - 1i+1)(1i+3 - г1+2)

+ (|Ц4 - 1Х1|+4 - г)(г - г|+2) +

(г1+4 - 1Й+1)(111+4 - 1,+2)(г1+3 - г1+2)

(г - 1,)(1,+3 - гК!|+3 - г)

(г1+3 - ^)(г1+3 - 1Й+1)(11+2 - г1+2) г1+2 < г < г1+3;

(г,+4 - г)3

+

С1>3(1) =--,

(г1+4 - г1+1)(11+4 - г1+2)(11+4 - г1+3) г1+3 < 1 < г1+4-

Представленная формула Кокса де Бура для расчета базисных функций В-сплайна рекурсивна, поэтому функция порядка к зависит от базисных функций более низкого порядка, вплоть до нулевого.

Если допустить, что базисная функция С,,к(1) задана, то эту зависимость можно выразить в виде треугольника: С,,к С,,к-1 С,+1,к-1 С,,к-1 С,+1,к-2 С,+2,к-2

С,,0 С,+1,0 С,+2,0 С,+3,0............С,+к-1,0

Отметим, что базисные функции должны обладать определенными свойствами [1], необходимыми для их отображения в виде параметрических кривых и рисования на растровых устройствах.

На основе указанных кривых строятся элементарные жирные В-сплайновые кривые, которые могут объединяться в более сложные графические примитивы - составные жирных линий. Каждую из этих линий можно интерпретировать в нашем случае как кривую, отображающую уровень (состояние) финансирования, например, по НИОКР или серийным закупкам ВВТ и т.п., а их общее объединение - как финансирование ГОЗ в целом. Если рассматривать границу жирной линии как

точки семейства окружностей и задать уравнения правой и левой огибающей, при этом рассматривая правую огибающую как закономерность, отражающую изменение числа контрактов, заключенных в интересах вида ВС и финансируемых в ГОЗ, а левую огибающую как закономерность, отражающую объемы финансирования этих контрактов на протяжении года, то можно иметь возможность оценки (контроля) исполнения ГОЗ в любом периоде 11 текущего года.

Математическая форма описания жирных линий с помощью В-сплайнов предоставляет возможность для разнообразных способов их окраски, создающих большие возможности по их наи-

более эффективному представлению с точки зрения восприятия и быстрого принятия решения о необходимых управляющих воздействиях на процессы, связанные с выполнением ГОЗ.

Список литературы

1. Шикин Е.В., Плис А.И. Кривые и поверхности на экране компьютера (Руководство по сплайнам для пользователя). - М.: Диалог-МИФИ. - 1996.

2. Шикин Е.В., Бересков А.В. Компьютерная графика. -М., 1995.

3. Роджерс Д., Адамс Дж. Математические основы машинной графики. - М.: Мир. - 2001.

4. Павлидис Т. Алгоритмы машинной графики и обработки изображений. - М.: Радио и связь. - 1986.

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА И СТРУКТУРИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОННЫМ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Ю.И. Арепин, Г.И. Кудрявцев

Под оборонным научно-промышленным комплексом Российской Федерации (ОНПК РФ) понимается совокупность сложных организационно-технических систем (СОТС), обеспечивающих достижение государственных целей в области разработки, изготовления и обеспечения эксплуатации вооружения и военной техники (ВВТ), то есть систем, включенных в сферу государственного управления РФ.

Системы такого рода имеют следующие особенности:

- цели функционирования формулируются, исходя из интересов государства;

- для достижения поставленных целей предусматривается централизованное бюджетное финансирование и, возможно, частичное материально-техническое обеспечение или выделение квот;

- реализация товаров и услуг, произведенных (предоставленных) в процессе функционирования СОТС, является монополией государства;

- цели функционирования СОТС могут изменяться, однако общая функция и необходимость ее реализации у государства перманентна на достаточно большом отрезке времени;

- достижение целей обеспечивается не только наличием необходимых технических средств, технологий, ресурсов и транспортных коммуникаций и т.д., но и созданием и развитием всей необходимой организационной инфраструктуры с включением государственных органов управления.

Объектами управления в ОНПК являются научные и производственные предприятия, опытно-экспериментальные базы, центры, полигоны, ко-

торые формируют единую технологическую цепочку производства конечной продукции, в том числе с привлечением банковских структур (так называемых финансово-промышленных групп). На базе научно-технического потенциала ОНПК необходимо рассматривать также региональные научно-технических центры, которые в совокупности с другими объединениями, создающими конечный продукт, составляют ядро ОНПК РФ. Частные предприятия, привлекаемые к работам в оборонном комплексе на хозрасчетной основе, обеспечивают замкнутый цикл военного производства. Оборонный комплекс РФ включает около тысячи предприятий, на которых занято несколько миллионов работников.

Некоторые обобщенные экономические показатели, характеризующие соотношение общего объема продукции, выпущенной промышленными предприятиями РФ, с объемами произведенных в ОНПК ВВТ, приведены в таблицах 1 и 2 [1,2].

Таблица 1

№ п/п Показатели 1990 1991 1992 1993 1997 1999

1 Продукция РФ (1990 г.-100 %) 100 92.0 77.4 64.6 52,3 47,1

2 Продукция ОНПК (в % от продукции РФ) 10.0 8.5 8.0 7.7 6,1 5,5

Таблица 2

Обеспеченность заказами оборонных предприятий 1995 1996 1997 1998 1999 2002

В целом (если взять за 100 % все мощности предприятий ОНПК), % 49 43 44 43 49 Нет данных

В том числе госзаказ, % Нет данных Нет данных 29 17 22 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.