Научная статья на тему 'Постановка задачи развития методов планирования финансового состояния предприятий и организаций, выполняющих ГОЗ'

Постановка задачи развития методов планирования финансового состояния предприятий и организаций, выполняющих ГОЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудрявцев Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка задачи развития методов планирования финансового состояния предприятий и организаций, выполняющих ГОЗ»

на заданный период времени с учетом инфраструктуры и возможностей ОНПК.

Список литературы 1. Косалс Л.Я. Оборонка не верит государству. // Независимое военное обозрение. - 2000. -№ 30.

2. Оборонка: телега впереди лошади //Независимое военное обозрение - 2003. - № 2(317).

3. Независимое военное обозрение. - 2000. - №21.

4. Бюджет - как зеркало военной реформы //Независимое военное обозрение - 2003. - № 1(316).

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ,

ВЫПОЛНЯЮЩИХ ГОЗ

Г.И. Кудрявцев

Функционирование предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в современных условиях конкуренции невозможно без организации системы управления фирмой, включающей обязательное планирование коммерческой деятельности, имеющей целью приведение возможностей предприятия в соответствие с действующими современными факторами рынка.

Для машиностроения характерно производство продукции на крупных объединениях в связи со сложностью производимой продукции и разнообразием кооперационных связей. На таких комплексах необходимо обеспечить координацию планов сверху донизу по всей организации и между основными разделами планов, а также организовать взаимодействие между главными планирующими подразделениями с целью их увязки.

Изменение объема и структуры спроса и предложения на рынке, на котором реализуется продукция предприятия, а также совершенствование механизмов управления и контроля за деятельностью предприятий, введенные со стороны государства, приводят к необходимости расширения факторов, которые подлежат учету на этапе оценки планирования хозяйственной деятельности и оценки финансового состояния со стороны предприятия.

Контроль платежеспособности предприятия осуществляется финансово-экономической и плановой службами предприятия. Это становится особенно важным этапом анализа финансового состояния предприятия в связи с действующей в настоящее время процедурой признания предприятий несостоятельными (банкротами). В ходе осуществления этой процедуры рассматривается структура баланса предприятий с целью вынесения обоснованного решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным. В соответствии с принятой системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий анализируются коэффициенты: текущей ликвидности, обеспеченности пред-

приятия собственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности.

Кроме контроля платежеспособности, при анализе и прогнозировании финансового и хозяйственного состояния оцениваются показатели, с помощью которых изучаются отдельные составляющие возможностей предприятий ОПК.

Использование показателей рентабельности ограничено существующей в Минобороны РФ практикой заключения контрактов на разработку и производство образцов вооружения и военной техники (ВВТ). Цены устанавливаются, как правило, до заключения контракта на поставку (разработку) конкретных образцов продукции и предназначаются как для расчетов государственных заказчиков за изготовление продукции, так и для прогнозирования объемов производства и реализации продукции. В механизме формирования цен по контрактам должны учитываться факторы государственного регулирования цен и конкурсного отбора претендентов организаций-исполнителей с рассмотрением целевых (специфических) требований различных государственных заказчиков.

По продукции оборонного назначения нормативными документами рекомендуется применять четыре вида цен: фиксированные, возмещающие издержки, стимулирующие и ориентировочные (уточняемые) с выделением отдельных разновидностей. Процедура выбора вида контрактной цены по договоренности между государственным заказчиком и организацией-исполнителем осуществляется с учетом предпочтительной для нее группы (типа) продукции, условий применения цен, степени взаимной ответственности сторон, вариантов учета и распределения финансового риска сторон и предоставления возможности нахождения компромиссного решения.

В современных условиях заключения контрактов на выпуск продукции оборонного назначения учитывается, что прибыль хозяйственной деятельности для исполнителей государственного заказа определяется действующими нормативами и, например, для негосударственных предприятий

по НИОКР должна составлять до 10 % от фонда оплаты труда и не превышать уровня прибыли головного исполнителя. Для отдельных видов продукции оборонного назначения норматив рентабельности, применяемый при формировании цен на нее, зависит от вида цены, от структуры затрат и планируемой организации-исполнителю прибыли и не может превышать 25 % к полной себестоимости этой продукции. Превышение предельного норматива рентабельности для предприятий при осуществлении ими разработки и производства оборонной продукции приводит к созданию сверхнормативной прибыли предприятий, которая в соответствии с действующим законодательством может быть взыскана с предприятия в бюджет субъекта Российской Федерации или в местный бюджет. Поэтому показатели рентабельности производства должны использоваться не только для оценки эффективности работы предприятия, но и для контроля структуры цен на продукцию, которая создается по государственному оборонному заказу.

Расширение перечня факторов, рассматриваемых в системе хозяйственного и бухгалтерского учета на предприятиях Российской Федерации, обеспечивает полноту, экономичность, непрерывность и преемственность в учете всех сторон хозяйственной деятельности, однако используемые в настоящее время при формировании перспективных планов развития ВВТ сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств Федерального бюджета, имеют существенные различия по своей структуре и полноте.

В настоящее время в деятельности предприятий, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции оборонного назначения на внутреннем и внешнем рынках, широко применяются системный подход к определению стратегических направлений развития предприятия и программно-целевое планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий в сочетании с комплексным подходом к достижению поставленных целей и задач. Долгосрочный коммерческий успех, достижение стабильного преимущества на рынке в современных условиях обеспечивается своевременной коррекцией стратегии максимизации прибыли в соответствии с четко разработанной программой действий всех производственных звеньев предприятия. Использование программно-целевого планирования обеспечивает достижение координации всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия от этапа проектирования нового товара до его сбыта.

Изменение внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на хозяйственную и финансовую деятельность предприятий, в совокуп-

ности с динамично развивающимся направлением исследований возможностей ОПК на основе системного подхода и программно-целевого метода планирования позволяют сделать вывод об актуальности совершенствования системы планирования научно-производственной деятельности предприятий - разработчиков и изготовителей ВВТ.

Целью в данном случае является развитие существующих методических подходов планирования финансового состояния предприятий и организаций, выполняющих государственный оборонный заказ в современных условиях, обеспечивающих повышение качества создаваемых образцов ВВТ.

Достижение поставленной цели исследования может быть выполнено на основе постановки и решения задачи разработки методики оценки производственной деятельности предприятий оборонной промышленности в интересах повышения качества создаваемых ВВТ, базовыми принципами разработки которой будут служить принципы системного подхода и программно-целевого планирования.

Объектом исследования выступают предприятия ОПК Российской Федерации.

Предметом исследования является изучение специфики методических подходов к планированию финансового состояния предприятий и организаций, выполняющих государственный оборонный заказ в современных условиях.

Рамки исследования ограничиваются совокупностью организационно-технических и коммерческих мероприятий, связанных с производством и реализацией товаров и услуг на этапе технико-экономического планирования на промышленном предприятии.

Существующие методические подходы обеспечивают получение оценки финансового состояния промышленных предприятий как на этапе технико-экономического планирования на предприятии, так и на этапах проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия контролирующими организациями. Однако отсутствие в методическом подходе уже на этапе технико-экономического планирования процедур контроля за платежеспособностью предприятия по годам планового периода и за отдельными составляющими финансового состояния предприятий значительно снижает реализуемость формируемых плановых документов и приводит к корректировке разработанных и согласованных планов.

Устранение ограничений существующего методического аппарата и достижение цели исследования обеспечиваются постановкой и решением проблемы повышения качества перспективного ВВТ на основе улучшения показателей производственной деятельности оборонных предприятий, оцениваемых с помощью разработанного методического аппарата при условии сохранения показа-

телей рентабельности работы, реализации продукции и платежеспособности предприятия на планируемый период не ниже базовых.

Математическая постановка задачи исследования:

М ^ О,

М эМ

*

0

G с g* = Argmax ЭПР(nI™ ,Q¡,t), N™ э N0,t э T0

Vi e I, RT > RТ33, ôBT > ÔBf3, ÔBP > ÔBp33, Пt > Пбаз

где М0 - множество возможных методических подходов оценки эффективности деятельности промышленных предприятий;

D = {Dn, Dei, Dit, Dpi} - множество исходных данных;

G - множество допустимых вариантов технико-экономических планов производства продукции;

ЭПР - показатель эффекта от исполнения варианта технико-экономических плана производства продукции Nj1" ;

Nj1" - множество (номенклатура) продукции

I, планируемой предприятием к производству по

годам t планового периода Т э Т0 ;

N0 - множество возможных видов промышленной продукции в плановый период;

Qi - стоимостные показатели Nj1" ;

RТ - рентабельность товарной продукции N1'" предприятия;

6Вт - относительный показатель изменения объема производства товарной продукции NjIЛ ;

6Вр - относительный показатель изменения

объема реализации продукции N1™;

П t ={Кликт Ь, Косс Ь, Квпл 1} - вектор показателей платежеспособности предприятия Клик т, Ко сс, Кв пл по годам Ь планового периода Т;

Клик т - коэффициент текущей ликвидности предприятия;

Ко сс - коэффициент обеспеченности собственными средствами предприятия;

Кв пл - коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности;

КТ33, бвТаз, бВр33, Пбаз - значения показателей RТ, 6Вт , бВр, ПЬ предприятия в базовый период;

Т° - множество допустимых временных показателей О.

Новизна результатов исследования заключается в учете на этапе технико-экономического планирования производства и реализации продукции промышленного предприятия влияния номенклатуры продукции на изменение платежеспособности предприятия по годам планового периода в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПУТИ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ АСУ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ВМФ РФ

В.В. Кочнев, С.М. Митрошин, О.И. Пыжов

На предприятиях судостроительной промышленности и в организационных структурах ВМФ РФ созданы и эксплуатируются различные автоматизированные системы и программные комплексы, позволяющие автоматизировать в совокупности практически всю деятельность по этапам жизненного цикла (ЖЦ) кораблей и систем вооружения, включая формирование программ кораблестроения, исследовательское проектирование, проектирование, строительство, эксплуатацию и утилизацию кораблей и систем вооружения.

Каждая из этих систем в то же время решает определенный класс задач по видам технического обеспечения ВМФ РФ в форме логистической поддержки постпостроечных стадий кораблей и систем вооружения.

Созданная в ВМФ РФ автоматизированная система управления техническим обеспечением кораблей (АСУ ТОК) «Юпитер» на данном этапе решает задачи применительно только к деятельности электромеханической службы ВМФ РФ от корабля до Главного технического управления ВМФ РФ.

Вместе с тем обеспечение высокой технической готовности кораблей и систем вооружения требует системного подхода к автоматизации и других видов технического обеспечения в составе АСУ техническим обеспечением ВМФ РФ - АСУ ТО ВМФ «Юпитер».

Суть системного подхода заключается в том, что АСУ ТО ВМФ «Юпитер» должна представляться в виде единой многоаспектной корпора-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.