УДК 376.4
ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2019 Е. Н. Сороко1, А. Ю. Каширская2
1канд. пед. наук, завкафедрой коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования
e-mail: prokopik [email protected]
2студентка 3 курса Института инклюзивного образования, обучающаяся по специальности «Сурдопедагогика» e-mail: ana [email protected]
Республика Беларусь, Минск, учреждение образования «<Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
В статье рассматривается проблема обучения альтернативной и дополнительной коммуникации детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения. Раскрываются возможности использования графических символов в качестве ведущего средства невербальной коммуникации.
Ключевые слова: альтернативная и дополнительная коммуникация, графические символы, нарушения навыков вербального общения.
Согласно статистическим данным, в настоящее время в Республике Беларусь в специальных дошкольных учреждениях и специальных общеобразовательных школах для детей с нарушением слуха увеличивается количество воспитанников и обучающихся, у которых, наряду с нарушением слуховой функции, отмечаются расстройства аутистического спектра.
Как известно, следствием нарушения слуха является недоразвитие устной речи, трудности в речевой коммуникации с окружающими. Существенным и отягощающим фактором является наличие у неслышащего или слабослышащего ребенка сопутствующего нарушения, в частности нарушений, характерных для аутизма. Так, для детей с расстройствами аутистического спектра свойственны: нарушение социального взаимодействия; трудности или неспособность понимать и использовать вербальные и невербальные средства коммуникации; мутизм; эхолалии и т.д. Результатами такого дефицитарного развития являются, во-первых, наличие у ребенка коммуникативных сигналов, которые достаточно часто являются социально неприемлемыми, трудными в интерпретации; во-вторых, нахождение ребенка в ситуации непонимания и неприятия со стороны окружающих его людей; в-третьих, неудовлетворение основных потребностей, в том числе и потребностей в коммуникации; в-четвертых, социальная изоляция.
Опыт практической работы свидетельствует о том, что существующие традиционные подходы в обучении коммуникации детей с нарушением слуха в специальных учреждениях образования, основанные на билингвизме - использовании устной и жестовой речи, являются недостаточно эффективными в ситуации наличия у ребенка дополнительных нарушений. В большинстве случаев неслышащие или слабослышащие дети, имеющие расстройства аутистического спектра, не в состоянии овладеть устной речью как средством общения, а коммуникация с помощью жестовой
Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
речи является для них неинтересной и малоэффективной. В связи с этим объективизируется потребность поиска новых подходов к организации коррекционно-развивающей работы в данном направлении.
В настоящее время в Республике Беларусь с детьми с особенностями психофизического развития, которые имеют нарушения навыков вербального общения, стали активно использовать средства альтернативной и дополнительной коммуникации.
Обучение альтернативной или дополнительной коммуникации - достаточно длительный и сложный процесс, который включает: диагностику уровня развития коммуникативного поведения ребенка, изучение социального запроса его законных представителей, подбор средства или средств невербальной коммуникации, разработку перспективного планирования работы и содержания коррекционно-развивающих занятий. Обязательным условием является работа междисциплинарной команды специалистов - учителей-дефектологов, воспитателей дошкольного образования, учителей начальных классов или учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, ассистента ребенка и др.
Как показали результаты проведенного нами экспериментального исследования, проходившего на базе специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха г. Минска, наиболее эффективными в работе с неслышащими и слабослышащими обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра, выступили графические символы - фотографии, пиктограммы и картинные символы коммуникации.
Согласно учебным планам специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха 1 и 2 отделений не предусмотрено проведение отдельных занятий по обучению альтернативной и дополнительной коммуникации. Различные виды заданий по обучению коммуникации при помощи графических символов были включены в содержание коррекционных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия, использовались на общеобразовательных уроках и в досуговой деятельности.
В качестве основы в обучении невербальной коммуникации детей с нарушением слуха и с расстройствами аутистического спектра с помощью графических символов была взята методика обучения коммуникативной системы обмена картинками (PECS) -модифицированная программа прикладного поведенческого анализа по раннему обучению невербальной символической коммуникации [Фрост 2011]. Основа обучения такой системе заключается в использовании аффективно значимых средств и постепенном усложнении используемых графических коммуникативных средств.
В результате систематического обучения за 3 месяца работы дети овладели минимальным (в соответствии с их возможностями) набором графических средств, который позволил им, во-первых, понять значимость коммуникативного взаимодействия и, во-вторых, выразить свои самые главные (индивидуально значимые) желания и потребности.
Библиографический список
Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) : руководство для педагогов. М.: Теревинф, 2011. 416 с.
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)