ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
100
Татьяна Николаевна Литвинова, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук
ГРАФ-СХЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Один из принципов построения нами курса химии для студентов медицинского вуза — это принцип укрупнения и минимизации содержания. Для решения проблемы понимания фундаментальных вопросов химии мы выделяем следующие основные аспекты: понимание текста; понимание химической символики; понимание сложных теоретических концептов (теоретической системы понятий, важнейшей системы знаний химии), понимание теорий и законов.
При изучении химии большое значение имеет кодирование учебной информации с помощью удобных условных знаков: химической символики, формул, уравнений, схем строения атома, схем механизмов образования химической связи, механизмов реакций и др. Например: О — энергия Гиббса, Н — энтальпия, 5 — энтропия, за обозначением которых скрывается большой смысл и объём информации. Укрупнение закодированной информации позволяет компактно представлять более сложные символические конструкции, отражающие химические законо-
мерности (ряд стандартных потенциалов, таблицы констант растворимости, диссоциации). Их усвоение и особенно раскрытие заложенного в них смысла представляют достаточно сложную для первокурсника задачу. Для её решения для нас наиболее значим семиотический подход, введённый Н.Е. Кузнецовой в методику обучения химии1. Главное назначение символических, символико-графических и других форм выражения химических понятий и законов заключается в обеспечении удобного оперирования им с помощью условных знаков.
Различные символические формы (знаки, формулы, уравнения и т.п.) замещают собой понятия, закономерности и всегда тесно связаны с той теорией, в недрах которой они возникли и которую они обслуживают. Таким образом, подходя с перечисленных выше позиций к изучению символики, можно добиться её понимания и сознательного использования, поскольку главное на-
1 Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. М.: Просвещение, 1984. 415 с.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. № 3/2012
"ЛУ
значение условных обозначений — быть инструментом мыслительной понятийно-теоретической деятельности. С её помощью раскрывается самое главное и существенное в отражаемых ею объектах — понятиях химии. Она облегчает обобщение, систематизацию (классификацию) элементов, химических реакций, качественное и количественное описание их параметров. Широко используется в изучении химии символическое моделирование. Примером таких моделей могут служить: схемы для расчёта теплового эффекта реакций; уравнения реакций; схемы процессов, отражающих законы, закономерности их протекания и т.п. Например, запись Т = const, ДТ = 0 означает изотермический процесс, а запись
АНр-ции ( ^ П!АН/',обр. ^род.
- d n АНг0обр.)исх.
означает следствие из закона Гесса, схему расчёта теплового расчёта реакции при стандартных условиях.
Удобное средство — символико-графи-ческие граф-схемы. Пример привёден нами на рис. 1.
Подобные символические модели, особенно отражающие в качественном и количественном плане какие-либо химические закономерности (лиотропный ряд ионов, ПСЭ и др.), несут в себе огромный эвристический потенциал. Понимая их смысл и значение, зная правила их использования, студенты могут самостоятельно прогнозировать и моделировать конкретные химические, биохимические, физико-химические процессы, изучаемые в курсе общей химии. Символические записи, включённые в со-
став химических текстов, улучшают их понимание, ибо: 1) являются связующим мостиком между абзацами текста; 2) выделяют сущность прочитанного; 3) обобщённо, обзорно и кратко отражают словесное высказывание, делают его наглядным, образным, а потому более понятным.
При построении курса химии на основе интегративно-модульного подхода мы применили глобальное и локальное структурирование учебного материала. Каждый модуль состоит из модульных единиц и модульных элементов. В структуре каждого модуля мы выделили инвариантную и вариативную части.
Используя символическое моделирование, мы предложили модель инварианта каждого модуля. В качестве примера приведём модель структуры инвариантной части системы знаний модуля «Основы химической термодинамики, химической кинетики и химического равновесия» в виде граф-схемы (рис. 2).
В этом модуле главный системообразующий фактор — это блок знаний о химической реакции. Объяснительную функцию несут термодинамические и кинетические теории и законы, раскрывающие сущность процессов и объединяющие фундаментальные понятия. Наибольшую системообразующую и функциональную нагрузку несут общие понятия: скорость химической реакции, реакционная способность, термодинамические и кинетические законы и закономерности. Этот модуль имеет большое теоретическое значение в изучении курса общей химии. Он основополагающий для медицинского образования, так как главный акцент делается на биохимические процессы, про-
Скорость химической реакции
средняя истинная
_!_ С2 - С и _ ±—-1 т2 -т1 (с и_±- (т
гетерогенный процесс
(п _± Лс Зйт Лт
лимитирующая стадия транспорт хим. реакция
Х(т (т 4-'
Факторы, определяющие скорость реакции
их влияние устанавливается на основе принципа единственного переменного
концентр ация реагирующих веществ
закон действия масс
К.Гульдберг, П.Вааге, 1867
природа реагирующих веществ
и = к при е'Пе'т _ 1,
где к - константа скорости химической реакции
правило Вант-Гоффа
к±10 _у- у = 2-4
- температурный коэффициент Вант-Гоффа
теоретическая интерпретация зависимости V от природы реагирующих веществ, ? и катализатора
распределение частиц по энергии
Энергия активации (Еа)
низкая Еа — 0 высокая
(безбарьерные активированныи
реакции) комплекс
энергия активисте центры
теория роль
промежуто адсорбции в
ЧНЫХ обр. актив.
соединении комплекса
катализаторы
положительные и
отрицате льные
(ингибиторы)
Рис. 1. Граф-схема «Химическая кинетика»
и_ кее
спст С1 С2
V
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. № 3/2012
"ЛУ"
Рис. 2. Граф-схема «Основы химической термодинамики, химической кинетики и химического равновесия»
текающие в живом организме, термодинамические и кинетические факторы, способствующие поддержанию гомеостаза, то есть стационарного, а не равновесного состояния, объяснение которым дают термодинамические и кинетические законы. Для сознательного усвоения курса химии мы считаем необходимым сформировать у студентов-медиков системное представление об этом курсе, его основных понятиях с самого начала изучения.
Современный курс химии в соответствии с ФГОС-3 ВПО включает два больших раздела: общую химию и биоорганическую химию. Безусловно, общая химия — фундамент для дальнейшего химического образования студентов.
Используя технику графического сгущения, разработанную A.A. Остапенко, мы представили основные понятия общей химии в их взаимосвязи в виде граф-схемы (рис. 3).
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
......Ц~хЗ............
-[вещвсгвоШ........—
Состав Л
Общая химия
Структура лГ
Тй рмвд и наыычйскан характеристика
образования Энтропия (5) \.....(АН.-?.......................................;
Свойства веществ *
Биологическая роль
у Уровни^
►Iорганизации \ / Мицеллы \в0ществауу Макромолекулы —Кристаллы
/ Молекулы / Атомы Элйментчастмцы
Термодинамический
характеристика
- ДН - тепловом эффект
- ДЭ - мамепенда энергии ГиВбпа
• Д5 - изменение энтропии
Химическое-' равновесие
►Традиции
| Кинетическая I
1 хзраггерисггика,!
\—>■ скорость
[......^факторы,
влияющие на скорость
нн Раотеоры I-
V.................... ~>
I ^ способы выражения \ концентраций I свойства растворов р^ неэлектролитов и I электролитов
свойства коллоидных растворов -> свойства растворов ВМС
ерастворах
* Кислотно-основные - Окислит,-восстанов. ■ Гетерогенные Л и ган до обм ен ные
Рис. 3. Граф-схема «Общая химия»
Таким образом, студенты, приступая к изучению общей химии, имеют «панораму» курса в краткой, но ёмкой форме.
Опыт использования крупномодульной графической наглядности показывает, что уровень системности и полноты знаний студентов повышается.