Ваганова Татьяна Геннадьевна, канд..пед..наук, и.о. доцента кафедры «Физика», Восточно-Сибирский государственный технологический университет.
Vaganova Tatiana Gennadievna, cand. of pedagogical sci., reader of department «Phisics», East Siberian State Tehnological University.
670013, Улан-Удэ, ул. Ключевская 40 (в), кафедра «Физика», E-mail: [email protected]
УДК 378.02:372.8 +54(091):54(092)
ББК 24.1Р30 Н.И. Гермогенова, К.Е. Егорова
Интегративный подход в обучении курса общей химии в вузе
Данная статья ставит целью обобщение опыта использования интегративного подхода к обучению курса общей химии на основе модульной технологии. Представлены результаты и краткий анализ знаний студентов-первокурсников по общей химии на примере студентов I курса биологических специальностей Якутского государственного университета.
Ключевые слова: интегративный подход, модульная технология, внутри-, межпредметная интеграция, общая химия, биологические специальности.
N.I. Germogenova, K.E. Egorova Integrative approach in teaching general chemistry course in high school
In the article integrative approach used in Fundamental Chemistry teaching on the basis of module technology is summarized. Results and a short analysis of the first-year students’ knowledge on Fundamental Chemistry are represented. The first-year students of biology specialities of the Yakut State University were chosen for the experiment.
Key words: integrative approach, module technology, inner-interdisciplinary integration, Fundamental Chemistry, biology specialities.
В концепции модернизации российского образования отмечено, что образование в его неразрывной органической связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентноспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности страны, благополучия каждого гражданина [1]. При этом единство научного и учебного процессов является необходимым условием развития личности, гармоничной подготовки специалиста высокой квалификации. В связи с этим к современной подготовке специалиста в области образования предъявляются серьезные требования. Одной из главных задач в рамках классического университетского образования становится подготовка специалиста-исследователя, сочетающего в себе фундаментальность, связь с передовыми научными исследованиями, возможность междисциплинарного взаимодействия [2]. Такая постановка к подготовке специалистов нацеливает на то, что одним из тенденций в обучении в вузе становится интегративный подход. Как известно, на современном этапе интеграция становится основной тенденцией развития общества, науки и образования. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение наук позволили наиболее концентрированно и целесообразно использовать их возросшую мощь и большие потенциальные возможности. Как отмечено в литературных источниках, интегративные процессы затронули и естественные науки. Сегодня сложно определить грани между химией и биологией, физикой и химией, что вызвало к жизни многие смежные науки: биологическую химию, физическую химию, химическую экологию и другие.
По мнению А.П. Беляевой, интеграция предопределяет взаимопроникновение, взаимосвязь и единство идей, целей, содержания образования и процесса подготовки [3]. Интегративный подход, который используется в учебном процессе, рассматривается как объединение и синтез компонентов содержания изучаемых дисциплин, их внутри- и межпредметный характер, обобщение на уровне фактов, понятий, законов, теорий и идей. На наш взгляд, такой подход способствует формированию целостной системы обобщенных знаний, способов и видов деятельности, что содействует углублению и развитию целостной гуманитарной и естественнонаучной картины мира, овладению студентами способами добывания и интерпретации научной информации.
В системе профессионального образования использование интегративного подхода требует поиска востребованных технологий, форм и методов организации учебного процесса, которые способствовали бы организации самостоятельной деятельности студента по освоению содержания.
Успешному решению этой задачи способствует экспериментальная работа по применению модульной технологии при обучении курса общей химии студентов биологических специальностей.
Литературные источники показывают, что концепция модульного обучения разработана американским исследователем Дж. Расселом. Он рассматривает модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала. В 60-е гг. ХХ века в США технология модульного обучения получила широкое распространение. В основе этой технологии лежали идеи: а) смешанного программирования; б) блочной подачи учебного материала; в) прямой и обратной связи; г) сочетания контроля и самоконтроля.
В отечественной педагогике проблему модульного обучения разрабатывали П. Юцевичене, М. А. Чошанов, Т.И. Шамова и др. [4, 5, 6].
Термин «модуль» в этимологическом словаре трактуется как «сжатие, компоновка знаний в удобном для использования виде». В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание учебного модуля. На наш взгляд, учебный модуль - это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.
Обращение к теории и практике модульного обучения позволило нам совершенствовать процесс обучения курса общей химии, организовывая самостоятельную работу студентов, опираясь на их знания и разрабатывая технологию модульного обучения.
Наша идея основывается на несомненных достоинствах модульной технологии: цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого студента; разработка модулей уплотняет учебную информацию и представляет ее блоками перед студентами; каждый студент работает по индивидуальному темпу учебной деятельности; производится поэтапный модульный контроль знаний и умений, что дает определенную гарантию эффективности обучения. При таком подходе достигается определенная «технологизация» процесса обучения химии, и обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя. Также этот подход позволяет использовать возможность рейтингового контроля знаний студентов.
Таким образом, студент самостоятельно или с некоторой помощью преподавателя достигает конкретных целей в учебно-познавательном процессе во время работы с модулем. При этом разбиение на модули предоставляет каждому студенту выбрать уровень выполнения заданий (А,
В, С), темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создаются условия для достижения конечного результата сообразно своим индивидуальным особенностям.
Содержательная часть модулей представляет внутри- и межпредметную интеграцию блоков. Так, например, внутрипредметная интеграция представлена учениями о направлениях химических процессов - химическая термодинамика (модуль 1), которую можно рассматривать во взаимосвязи с другими модулями как учение о строении атома, вещества (модуль 6) и т.п.;
Межпредметная интеграция при рассмотрении этих модулей представлена взаимосвязью таких дисциплин, как физика (физические законы, в частности I и II начала термодинамики, закон Гесса), математика (алгебраические расчеты), биология (термодинамика окислительновосстановительных процессов в живых организмах).
Основная идея нашей работы состоит в том, чтобы, с одной стороны, научить студентов биологических специальностей описывать, объяснять химические объекты и явления с помощью современных теорий о строении веществ и общих законов (периодического, сохранения массы и энергии), предсказывать направление и скорость химических реакций, а с другой - оценивать изучаемый материал с позиций его значимости для будущей профессиональной деятельности.
Для реализации данной идеи нами сконструировано содержание курса общей химии для биологических специальностей, в основу которой положен принцип модульного обучения на основе внутри- и межпредметной интеграции.
Наше видение этой структуры представлена на рис. 1, из которой видно, что каждый модуль состоит из модульных единиц и модульных элементов.
Каждый модуль имеет свое инвариантное содержание и вариативную часть. Приведем в качестве примера содержание инвариантной и вариативной части модуля 1 «Введение в общую химию. Элементы химической термодинамики и равновесия. Химическая кинетика» в табл. 1.
Таблица 1
Содержание инвариантной и вариативной части модуля 1 «Введение в общую химию. Элементы химической термодинамики и равновесия. Химическая кинетика»
Инвариантное содержание Вариативная часть
1. Основные понятия и законы химии (закон эквивалентов). 2. Основные термодинамические понятия, определения (термодинамическая система, термодинамические параметры системы, энтропия, скорость химических реакций и др.). 3. I и II законы термодинамики. 4. Закон Гесса, его следствия. 5. Энергия Гиббса как критерий самопроизвольного протекания химических процессов. 6. Закон действующих масс, кинетические уравнения реакций. 7. Молекулярность и порядок реакций. 8. Зависимость скорости реакций от природы веществ, температуры, катализатора. 9. Катализ гомогенный, гетерогенный, ферментативный. 10. Особенности кинетики биохимических реакций. 11. Химические равновесия и условия его смещения. Константа химического равновесия 1. Следствия и границы применения термодинамических законов в рассмотрении обмена веществ и энергии в живых системах. 2. Термохимические и термодинамические расчеты биохимических реакций. 3. Экспериментальные способы определения теплового эффекта химического процесса в реакциях неорганических веществ. 4. Определение изменения энергии Гиббса в реакциях, протекающих в живых организмах. Возможность определения протекания той или иной реакции при стандартных условиях. 5. Экспериментальное подтверждение зависимости скорости реакции от различных факторов, условия смещения химического равновесия в биологических системах. 6. Расчетные задачи, основанные на использовании теоретических знаний по кинетике. 7. Способы выражения константы равновесия для различных биохимических, физико-химических процессов. 8. Фактологический материал о термодинамике и кинетике биохимических реакций. 9. Роль и значение термодинамических знаний для химического познания и применения химических знаний в биохимии
ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ХИМИИ
МОДУЛИ
МОДУЛЬ 1 МОДУЛЬ 2 МОДУЛЬ 3 МОДУЛЬ 4 МОДУЛЬ 5 МОДУЛЬ 6
Введение в общую Учение о рас- Основные Окисли- Физико-химия Строение атома.
химию. Элементы творах типы равно- тельно- дисперсных Учение о перио-
химической термо- весий и про- восстанови- систем. Колло- дичности. Хими-
динамики и равнове- цессов тельные идно- ческая связь.
сия. Химическая процессы и дисперсные Комплексные
кинетика равновесия системы соединения
МОДУЛЬНЫЕ
ЕДИНИЦЫ
1. Основные понятия и законы химии.
2. Законы термодинамики и кинетики.
3. Термодинамическая и кинетическая характеристика реакций.
4. Состояние химического равновесия. Принцип Ле-Шателье
МОДУЛЬНЫЕ
ЕДИНИЦЫ
1. Основные понятия о растворах. Растворимость
2. Концентрация растворов.
3. Коллига-тивные свойства растворов
МОДУЛЬНЫЕ
ЕДИНИЦЫ
1. Протолити-ческие равновесия и процессы.
2. Гетерогенные равновесия и процессы.
МОДУЛЬНЫЕ
ЕДИНИЦЫ
1. Окислительно-восстановительные процессы.
2. Окислительно-восстановительные потенциалы.
МОДУЛЬНЫЕ
ЕДИНИЦЫ
1. Виды дисперсных систем.
2. Природа коллоидного состояния
МОДУЛЬНЫЕ
ЕДИНИЦЫ
1. Периодический закон, периодическая система элементов. б-, р-, <3-элементы.
2. Группы комплексных соединений.
3. Лигандообменные процессы
МОДУЛЬНЫЕ МОДУЛЬНЫЕ МОДУЛЬНЫЕ МОДУЛЬНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕМЕНТЫ
1. Свойства 1. Ионно- 1. Получение и 1. Свойства
сильных и сла- электронный свойства колло- соединений б-,
бых электроли- метод рассмотре- идных раство- р-, 3-
тов. ния ОВР. ров. элементов
2. Буферные 2. Окислительно- 2. Коллоидная 2. Комплексо-
системы орга- восстановитель- защита, коагу- образователь-
низма, их меха- ный потенциал и ляция ная способ-
низм действия, энергия Гиббса. ность б-, р-, 3-
особенности. элементов.
3. Условия 3. Металло-
образования и лигандный
растворения баланс
осадков
МОДУЛЬНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
1. Атомы, химическая связь, молекулы, вещества, межмолекулярные взаимодействия.
2. Эквивалент. Молярная масса эквивалента. Закон эквивалентов.
3. Термодинамические системы, параметры, процессы.
4. Скорость химических реакций. Факторы влияющие на скорость.
5. Смещение химиче-
ского равновесия. Константа химического равновесия_____________
МОДУЛЬНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
1. Способы выражения концентрации растворов.
2. Диффузия. Осмос. Осмотическое давление.
4. Давление насыщенного пара растворителя над раствором.
5. Понижение температуры замерзания и повышение температуры кипения растворов.
Рис. 1. Модульная структура курса общей химии
В этом модуле главным системообразующим фактором является блок знаний о химической реакции, а объяснительную функцию несут термодинамические и кинетические теории и законы, раскрывающие сущность процессов. Данный модуль является основополагающим для биологических специальностей, т.к. в центре изучения курса общей химии акцент делается на разные биохимические процессы, протекающие в живом организме, термодинамические и кинетические факторы, способствующие поддержанию гомеостаза, т.е. стационарного, а не равновесного состояния, объяснение которым дают термодинамические и кинетические законы. В данном блоке теория непосредственно связана с практикой: всевозможные расчеты, решение химических, химико-биологических задач на основе термодинамики и кинетики, методы экспериментального определения теплового эффекта химических и физико-химических процессов, экспериментальное подтверждение и установление кинетических закономерностей. Эти знания имеют важное значение и широкое применение для изучения других курсов химии и для объяснения многих биологических вопросов [7].
В качестве примера рассмотрим деятельность студентов по модулю 1 «Введение в общую химию. Элементы химической термодинамики и равновесия. Химическая кинетика».
Модуль № 1 Введение в общую химию. Элементы химической термодинамики и равновесия. Химическая кинетика Комплексная цель: в результате овладения содержания модуля № 1 вы будете: знать основные закономерности протекания химических процессов; владеть теорией основных стехиометрических, термодинамических, кинетических законов уметь решать качественные и расчетные задачи по теме. Литература Основная: 1. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебник для вузов / Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник; под ред. Ю.А. Ершова. - 4-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2003. - 560 с. 2. Литвинова Т.Н. Сборник задач по общей химии: учеб. Пособие - М.: Оникс; Мир и образование, 2007. - 224 с. 3. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии: справ. пособие / А.И. Артеменко, И.В. Тикунова, В.А. Малеванный. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. - 367 с. Дополнительная: 1. Глинка Н.Л. Общая химия: учеб. пособие для вузов / Н.Л. Глинка; под ред. А.И. Ермакова. -30-е изд., испр. - М.: Интеграл-Пресс, 2002. - 728 с. 2. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии / Н.Л. Глинка. - М.: Интеграл-Пресс, 2002. - 240 с. Занятие № 3. Элементы химической термодинамики
Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ-0 Цель занятия: изучить энергетику химических реакций и направленность химических процессов Внимательно прочитайте цель занятия. Запишите дату, название занятия № 3
УЭ-1 Цель: изучить тепловые эффекты химических реакций. Энтальпия. Закон Гесса и его следствия. Изучите материал по учебнику и лекциям. Закрепите материал по плану: Термодинамическая система Открытые, закрытые и изолированные системы Первое начало термодинамики Закон Гесса Следствия закона Гесса Выполните задание: По каким критериям подразделяют системы на: а) открытые; б) закрытые; в) изолированные? Приведите характеристику каждой из вышеуказанных систем. Что такое внутренняя энергия системы? Укажите основные составляющие этой величины. Приведите математическое выражение первого начала термодинамики Изменению какой функции состояния равен тепловой эффект: а) изохорно-изотермического процесса; б) изобарно-изотермического процесса (выведите математическое выражение первого начала термодинамики). Сформулируйте основной закон термохимии - закон Гесса. Укажите условия, для которых справедлив закон Гесса. Что такое энтальпия (теплота) образования химического соединения? При каких условиях эта величина называется стандартной энтальпией образования вещества? Самостоятельно Литература: № 1 - с. 10-21 № 2 - с. 39-41, 44-49
Сформулируйте первое следствие закона Гесса. Приведите математическое выражение. Что такое энтальпия (теплота) сгорания химического соединения? При каких условиях эта величина называется стандартной энтальпией сгорания вещества? Сформулируйте второе следствие закона Гесса. Приведите математическое выражение. Решите задачи: Уровень А 1.4.1 .(Т) Укажите, энтальпия каких реакций соответствует стандартной энтальпии образования вещества: а) 2М8(к) + 2С(графит) +302(г) = 2М8С°3(к); АН0! = -2191,70 кДж. б) М8О(К) + СО2(г) = М8С03(К); АН°2 = -100,85 кДж. в) М§(к) + С(графит) +3/202(г) = М§С03(к); АН03 = -1095,85 кДж. Уровень В 1.4.2. На основе закона Гесса решите задачу: Даны следующие термохимические уравнения: 2п804(к) + 7Н20(ж) = 2п804 . 7Н20(к); АН 1 = АН (гидратации) = -96,15 кДж. 2п804. 7Н20(к) + 493Н20(ж) = ZпS04(р-р); АН02 = АН0(растворения) = +18,87 кДж. По этим данным вычислите стандартную энтальпию растворения безводного сульфата цинка ZnS04(К). Уровень С 1.4.3. Вычислите стандартную энтальпию сгорания углекислого газа СО2(г), используя приведенные ниже данные: С0(г) + 1/2О2(г) = СО2(г) ; АН0сгор -364,6 ? кДж/моль 1.4.5. Вычислите значение АН0298 для протекающих в организме реакций превращения глюкозы: а) С6Н12О6(к) = 2СО2(г) + 2С2Н50Н(ж) АН0Г -1260 -393,5 -278 (кДж/моль) б) С6Н12О6(к) + 6О2(г) = 6СО2(г) + 6Н2О(г) АН0Г -1260 0 -393,5 -242 (кДж/моль) Тренируйтесь по памяти Выполняйте письменно в тетрадях для СРС
УЭ-2 Цель: изучить направленность химических процессов 2.1. Изучите материал по учебнику и лекциям. 2.2. Закрепите материал по плану: 2.2.1. Второе начало термодинамики 2.2.2. Энтропия - как мера беспорядка в системе и критерий самопроизвольного протекания процесса в изолированной системе. 2.2.4. Изменение энтропии при химических процессах и фазовых переходах. 2.2.5. Факторы, определяющие направление протекания процесса. 2.2.6. Энергия Гиббса и направленность процессов. 2.3. Выполните задания: 2.3.1. Укажите термодинамические факторы, которые определяют направление протекания химических процессов при заданных условиях. 2.3.2. Энтропия, физический смысл этой функции. Изменение энтропии АS как критерий, определяющий направление процесса в изолированной системе. 2.3.3. Критерий самопроизвольного протекания изобарноизотермического процесса. Взаимосвязь энергии Гиббса с энтальпией и энтропией. 2.3.4. Что такое стандартная энергия Гиббса образования вещества ао7х)? 2.3.5. Напишите формулу для вычисления стандартного изменения энергии Гиббса реакции по известным стандартным энергиям Гиббса образования веществ. 2.4. Решите задачи: Уровень А 2.4.1. Не производя вычислений, установите знак изменения энтропии следующих процессов: а) СО(г) + Н2О(г) ® СО2(г) + ^(ф б) СаО(к) + Н2О(г) ® Са(оН)2(к) в) 2КН3(Г) ® N2^) + 3H2(г), г) СО?(к) ® СО?(г) Самостоятельно Литература: № 1 - с. 21-32 № 2 - с. 39-41, 50-53 Тренируйтесь по памяти Выполняйте письменно в тетрадях для СРС
Уровень В 2.4.2. Вычислить изменение энтропии для реакции: 3Н2(г) + ^(г) = 2Nнз(г) S0298 (Дж/мольК) 130,5 199,9 192,6 Будет ли данная реакция самопроизвольно протекать в изолированных системах? 2.4.3. Вычислить энергию Гиббса для химической реакции: 4А1(к) + 3СО2(г) = 2А12°3(к) + 3С(к) АО°£, 298 0 -394,6 -1583,3 0 кДж/моль Устойчив ли алюминий в атмосфере углекислого газа? Уровень С 2.4.4. Рассчитайте АН0, АS° и АО0 для реакции образования метана из углекислого газа и водорода: СО2(г) + 4Н2(г) = СН4(г) + 2Н2°(ж) АН°Г -393,5 0 -84,85 -285,84 кДж/моль АН°С 0 -286 -882 0 кДж/моль АО°г -394,4 0 -50,79 -237,2 кДж/моль S° 213,68 130,58 186,19 70,08 Дж/мольК используя разные доступные способы расчета. 2.4.5. Рассчитайте АН0, АS° и АО0 в процессе усвоения в организме человека сахарозы, который сводится к ее окислению: С12Н22О11(к) + 12О2(г) = 12СО2(г) + 11Н2О(ж) АН°Г -2222 0 -393,5 -285,84 АО°г -1545 0 -394 -237,2 S° 360 205 70 214 используя разные доступные способы расчета.
УЭ-3 Подведение итогов работы по модулю № 1 3.1. Прочитайте цель занятия. 3.2. Достигли ли вы ее? 3.3. Оцените уровень усвоения материала по модулю № 1: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 3.4. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы усвоили материал: 1. Проработаю материал модуля еще раз. 2. Буду прорабатывать модуль № 2. 3. Выполню творческое задание, подготовлю выступление на следующем аудиторном занятии. Творческое задание: подготовить выступление по теме: «Направленность химических процессов в биологических системах». Ваша оценка усвоения материала модуля № 1 « » По желанию Оценка до 5 баллов
После работы по нашей технологии студенты выполняют промежуточные контрольные срезы.
Полученные количественные показатели контрольных работ мы затем подвергли статистической обработке, опираясь на работы Дж.Гласа, Дж.Стэнли [8], А. А. Кыверялга [9]. Для сравнения эффективности предлагаемой методики мы опирались на обобщенные (интегративные) характеристики усвоения представленных модулей или их совокупности. Для того чтобы выявить общую картину усвоения курса общей химии на основе единой программы обучения, но по разным технологиям, мы посмотрели динамику среднего балла студентов обучающихся по специальности «Биология» (БО) и «Биология с дополнительной специальностью “Химия”» (БХ). Нам важно было отметить влияние интегративно-модульного подхода на качество обучения этих двух групп. Результаты отчетливо показывают положительное влияние использования интегративно-модульного подхода на качество знаний студентов по курсу общей химии и некоторую динамику его изменений в лучшую сторону.
Экспериментальная методика обучения курса общей химии биологических специальностей, основанная на идеях интегрально-модульного подхода, профессиональной направленности, максимально активизировала деятельность студентов по блочному усвоению химических знаний, развитию их интеллектуальных умений. Работа по модульной технологии позволила нам добиться того, что студент в процессе такой организации работы учится анализировать изучаемые процессы и явления; устанавливать химические закономерности и принципы функционирования приборов, аппаратов; правильно выполнять и оценивать результаты эксперимента, расчетных задач; объяснять суть явлений и устанавливать внутри- и междисциплинарные химико-биологические связи.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стратегия образования. 2002. № 1 (январь-февраль). С. 21-26.
2. Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 112 с.
3. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб.: Институт профтехобразования РАО, 1999. 480 с.
4.Чошанов М.А. Гибкая технология нроблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 320 с.
5. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технологии // Биология в школе. 2000. № 5. С. 17-21.
6. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 271 с.
7. Гермогенова Н.И. Интегративно-модульный подход к обучению общей химии студентов-биологов / Наука и образование / материалы междунар. конф. Белово: Изд-во БГПУ, 2006. С. 155-159.
8. Глас Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495с.
9. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Варгус, 1980. 330 с.
Literature
1. Modernization Conception of Russian Education for the period till 2010 // Strategiya obrazovaniya. 2002, № 1 (Jan. -Feb.) P. 21-26.
2. Andreyeva N.D. The system of Eco-pedagogical education of Biology department students in Teacher - Training Institute. St. Peterburg, 2000. 112 p.
3. Belyaeva, A.P. Methodology and Theory of Professional Pedagogy. St. Peterburg: Institute of Professional Technical Education, RAE, 1999. 480 p.
4. Choshanov M.A. Adapted technology of module teaching. Moscow, 1996. 320 p.
5. Shamova T.I. Module Teaching: essence, technologies // Biologia v shkole. 2000. № 5. P.17-20
6. Yutsyavichene P.A. Theory and Practice of Module Teaching. Kaunas, 1989. 271 p.
7. Germogenova N.I. Integrative module technology approach to Fundamental Chemistry teaching students of biology specialities. Belovo, 2006. P. 155-159
7. Glass J., Stanly, J. Statistical Methods in Pedagogy and Psychology. Moscow, 1976. 495 p.
8. Kyveryalg A.A. Research Methods in Professional Pedagogy. Tallin, 1980. 330 p.
Егорова Ксения Егоровна, доктор педагогических наук, профессор, Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова.
Egorova Kseniya Egorovna, dr. of pedagogical sci., professor, M.K. Ammosov Yakut State University.
Гермогенова Наталья Иннокентьевна, старший преподаватель кафедры общей и неорганической химии, Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова.
Germogenova Natalya Innokentyevna, senior teacher of department of fundamental and inorganic chemistry, M.K. Ammosov Yakut State University.
677016, Республика Саха, г. Якутск, ул. Кулаковского, 48, e-mail: kse [email protected], germogenova [email protected]
УДК 378,016:63
бБк 74.58:4 С.П. Голышева
Развитие экоцентрической компетентности будущих специалистов сельского хозяйства
В статье представлена методическая система, направленная на развитие экоцентрической компетентности будущих агрономов-экологов.
Ключевые слова: экоцентрическое сознание, субъективное отношение к природе, потребительское общество, экологический императив.
S.P. Golysheva
Developing ecocentric competence of future agricultural specialists
In this paper a methodical system aimed at developing ecocentric competence of future agronomists, environmentalists is represented.
Key words: ecocentric consciousness, subjective attitude towards nature, the consumer society, environmental imperative.
Современный экологический кризис является следствием агрессивно-потребительского отношения человека к природе, сложившегося в западной культуре. В основе отношения человека к природе лежит его экологическое сознание. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Данное определение, принадлежащее
С.Д. Дерябо (1, с. 11), позволяет оперировать понятием экологического сознания не только в теоретических исследованиях, но и при характеристике непосредственного взаимодействия человека с природой. Экологическое сознание, сложившееся в западной культуре, называют антропоцентрическим, поскольку ему характерны: противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.