Научная статья на тему 'Градоякутский кафедральный собор во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы'

Градоякутский кафедральный собор во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБОР / ЕПИСКОП ВАРЛААМ / АРХИЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ / РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ / ВРЕМЯ СМУТЫ / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ) / ЯКУТИЯ / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / INNOCENTIY (VENIAMINOV) / DIOCESE OF YAKUTSK / YAKUTIA / CATHEDRAL / BISHOP VARLAAM / ARCHBISHOP INNOCENT / REPAIR WORKS / THE TIME OF TROUBLES / CULTURAL HERITAGE OBJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петров Пантелеймон Пантелеймон

В статье освещаются строительство и историко-архитектурный облик каменного здания Градоякутского Троицкого кафедрального собора, в котором происходили важные исторические события, имевшие значение для всей Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градоякутский кафедральный собор во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы»

П. П. Петров

Грддоякутский кафедральный собор во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы

В статье освещаются строительство и историко-архитектурный облик каменного здания Градоякутского Троицкого кафедрального собора, в котором происходили важные исторические события, имевшие значение для всей Якутии. Ключевые слова: собор, епископ Варлаам, архиепископ Иннокентий, ремонтные работы, время смуты, объект культурного наследия

Градостроение Якутска тесно связано с историей возведения каменных церквей, в том числе самого старого из ныне существующих каменных зданий на северо-востоке страны — Градоякутского кафедрального собора во имя Живоначальной Троицы. Во время правления якутских воевод отца и сына Юрия Федоровича и Михаила Юрьевича Шишкиных, благодаря стараниям и трудам каменных дел мастеров из Москвы Алексея Иванова Турна и Ивана Денисова Сметка в 1707 г. было завершено строительство каменного здания якутской воеводской канцелярии, и через год на месте сгоревшей деревянной церкви в рубленой якутской крепости они стали возводить каменную церковь с отдельно стоящей колокольней, также каменной. Этот храм был освящен во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы.

Сразу же после возведения в 1728 г. собор занял роль градостроительного и организующего центра на месте бывшего Якутского кремля. В нем происходили будничные и праздничные богослужения, крестины и панихиды. К примеру, участник второй камчатской экспедиции, студент (впоследствии академик) С. П. Крашенинников в 1741 г. венчался в этом храме со своей невестой Павлуцкой. Здесь же встречали и провожали начальников и губернаторов области [3, с. 22].

В 1823 г. через Якутск на Аляску проезжал с семьей священник Иоанн Вениаминов, который с присущей ему наблюдательностью заметил, что «особенную красоту Якутску придают монастырь и церкви деревянныя и ка-менныя. На юго-западном краю Якутска, близ Большой и Иркутской улиц, красуется Свято-Троицкий собор, о пяти позолоченных главах, с такими же небольшими на двух алтарях и на палатках ризничной. Летний соборный храм — древней архитектуры и началом своим восходит ко временам покорения Якутской области» [1, с. 326].

Величественный по тем временам объем собора, решенного в традициях кубического пятиглавого храма, представлял собой вытянутый вдоль

одной оси восток — запад тип трехчастного сооружения, в котором последовательно располагались алтарь, церковь и трапезная с притвором. С северной и южной сторон пристроили два придела с главками. В результате общая композиция собора получила крестообразное решение с небольшим углублением на северном фасаде. Многоглавость (всего 9 глав) отличала его от всех церквей города. Следуя установившейся традиции, каменную колокольню возвели на восточной стороне. Ее, видимо, перестраивали несколько раз. Массивный объем многоярусной колокольни с большой главой луковичной формы резко контрастировал с главным храмом. Оба сооружения покоились на ленточных фундаментах, заполненных бутовым камнем.

В источниках этот храм упоминается очень скупо. В сибирском торгово-промышленном календаре 1895 г. имеются такие строки: «Троицкий собор — самая старинная из каменных церквей — сооружен в 1708 г. Построен он в один этаж с отдельной колокольней и разделен на две половины: на зимнюю и летнюю. Последняя отличается богатым иконостасом под золото. Все иконы писаны легкою цветистою кистью иркутского живописца Мурзина. Стены и купол раскрашены клеевыми красками якутским живописцем казаком Дониным» [5, с. 234]. П. А. Словцов, побывавший в Якутске в начале 1820-х гг., писал: «К счастию народа, так склонного к художествам, явился там из Верх-неудинска иконописец Кузьмин с легкой и цветущей кистью и с некоторым знанием о свете и тени... Рисунки Кузьмина в сооружении иконостасов, как случилось мне видеть в двух церквах, показывают довольно вкуса; и эти работы уповательно послужат к развитию способностей в якутах» [6, с. 16].

В 1840 г. архитектор А. Пантелеев по просьбе архимандрита Иеронима провел обследование здания Троицкого собора, где была обнаружена деформация стен. «Главнейшие трещины оказались в своде над алтарем. от осадки этой стены во время землетрясения, бывшего здесь тридцать лет тому назад», говорится в акте осмотра. По-видимому, проведенный ремонт не дал желаемых результатов. Свод алтаря с восточной стороны стал разрушаться, и в 1854 г. его начали разбирать. В ходе восстановительных работ была обнаружена медная доска с надписью, удостоверяющей год постройки собора. Эта надпись гласит буквально следующее:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основася церковь сия Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, при Державе Благочестивейшаго и великодержав-нейшаго Господаря нашего и великаго Князя Петра Алексеевича, правящу же престол митрополиту Тобольской и Сибирской Преосвященному Филофею, Преосвященным Варлаамом Епископом Иркутским и Нерчинским, Воевод-ствующим же Стольникам Юрию Федоровичу и Михаилу Юрьевичу Шишкиным, в лето 1708 года, месяца июня в 27 день, в граду Якутском и положении суть зде мощи святыя Великомученицы Варвары и Преподобнаго Варлаама игумена Печерскаго и Преподобнаго Ефрема Епископа» [8, с. 164-165].

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Судьбы православных общин в советской России (1917-1945 гг.)»

Таким образом, становится ясным, что при закладке основания храма в Якутске 27 июня 1707 г. присутствовал преосвященный Варлаам, епископ Иркутский и Нерчинский, что здесь положены мощи великомученицы Варвары и двух православных иерархов.

В Троицком соборе 19 июля 1859 г. впервые была совершена Божественная литургия на якутском языке. Литургии предшествовал молебен, совершенный архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским (впоследствии митрополитом Московским) Иннокентием (Вениаминовым), заботами и стараниями которого проводилась работа по переводу богослужебных книг на якутский язык. Торжество службы на родном языке произвело на собравшихся «весьма сильное впечатление и... до того тронула их, что якутские родоначальники от лица всех своих собратий обратились к высокопреосвященному Иннокентию с прошением, чтобы 19 июля навсегда было у них днем праздничным, в воспоминание того, что в этот день они в первый раз услышали Божественную службу на родном языке» [2, с. 127-128].

В начале ХХ в. здание собора стало частично разрушаться, что вызвало беспокойство служителей церкви. В техническо-строительный комитет МВД России стали поступать ходатайства от якутской областной администрации с просьбой о выделении финансовых средств для восстановления «древнего собора». Свою лепту в возрождение Троицкого собора внес церковный староста Гаврил Васильевич Никифоров, известный меценат и благотворитель. Планы и чертежи здания Троицкого собора составил известный архитектор К. А. Лешевич 22 декабря 1909 г.

По первоначальной смете, предоставленной Якутской духовной консисторией, на капитальный ремонт здания была определена сумма в 19 013 руб. Такая же сумма утверждена Святейшим Синодом 28 июля — 10 августа 1910 г. Но в ходе проведения ремонтных работ было выявлено превышение заявленной суммы на 8 572 руб., и, чтобы покрыть эти расходы, епархиальное управление было вынуждено вновь обратиться к Синоду с просьбой о дополнительном ассигновании из казны недостающей суммы. Запрашиваемая сумма, вероятно, поступила в распоряжение Якутской епархии через некоторое время, и переписка по этому поводу была прекращена. Среди контрактов, заключенных на выполнение работ с подрядчиками, можно выделить следующие.

Крестьянин Рязанской губернии Зарайского уезда Верхне-Белоомут-ской волости В. Н. Москалев, имеющий иконостасно-позолотное производство в Москве, заключил 10 марта 1911 г. договор «вызолотить 3 престола, иконостас, все резные украшения, царские врата червонным русским золотом 96 пробы, произвести починку поломанных резных украшений, покрыть сусальным серебром, золотистым лаком колонны и карнизы» [4, ф. 1276, оп. 17, д. 459, л. 13; ф. 1293, оп. 167, д. 1, л. 13].

Наконец, 20 мая 1915 г. епархиальный ревизионный комитет, в составе которого присутствовали епископ Якутский и Вилюйский Мелетий (За-баровский), преподаватель Якутской духовной семинарии Н. Н. Москвин, церковный староста купец Г. В. Никифоров и другие составили акт приемки ремонтных работ. Таким образом, перед бурными и смутными событиями, охватившими Россию в последующие годы, собор в окончательном архитектурном исполнении предстал во всем своем великолепии перед православным народом Якутии.

До 1929 г. в соборе проходили богослужения. Последним настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора был архимандрит Серафим (Винокуров), расстрелянный 12 апреля 1930 г. [7, с. 216-217]. Его младший брат М. З. Винокуров успел эмигрировать в Америку, где работал в славянском отделе Библиотеки Конгресса США.

После закрытия храма в нем был размещен Якутский музыкально-драматический театр. Здание собора много раз перестраивалось. В результате оно настолько видоизменилось, что утратило прежний облик. В 1976 г. храм был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения, ныне принято решение о возврате здания Якутской епархии.

Троицкий кафедральный собор, как объект культурного наследия народов Якутии, является самым древним и ценным каменным сооружением на вечной мерзлоте, возведенным на северо-востоке страны в начале XVIII в.

Источники и литература

1. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский // собр. И. Барсуковым. М., 1883.

2. Памятная книжка Якутской области за 1863 г. СПб., 1864.

3. Петров П. П. Градоякутские православные храмы. ХУ11-ХХ вв. Якутск, 2000.

4. Российский государственный исторический архив.

5. Сибирский торгово-промышленный календарь за 1896 г. Томск, 1896.

6. Словцов П. А. Письма из Сибири. М., 1826.

7. Юрганова И.И. Церкви Якутии (краткая история). Якутск / Сергиев Посад, 2010.

8. Якутские епархиальные ведомости. 1895 г.

P. P. Petrov The Yakut Holy Trinity Cathedral

The article highlights the construction and historical-architectural appearance of the stone building of the Yakut Holy Trinity Cathedral, in which significant historical events took place in ancient times, which were meaningful for Yakutia.

Keywords: cathedral, Bishop Varlaam, Archbishop Innocent, repair works, the time of troubles, cultural heritage object

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.