Научная статья на тему 'Градостротельное освоение природных ландшафтов как эколого-эстетическая проблема'

Градостротельное освоение природных ландшафтов как эколого-эстетическая проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
302
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ И КРАСОТА ОСНОВА СТРОИТЕЛЬСТВА ДУХОВНОСТИ / ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ АЛГОРИТМЫ / КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТА ПРИРОДЫ НАД АРХИТЕКТУРОЙ / ЛАНДШАФТЫ ВЫСШЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ / HARMONY OF THE NATURE AND BEAUTY A BASIS OF BUILDING OF SPIRITUALITY / EFFECTIVE NATURE PROTECTION ALGORITHMS / THE CONCEPT OF A PRIORITY OF THE NATURE OVER ARCHITECTURE / LANDSCAPES OF THE HIGHER AESTHETIC VALUE / TOWN-PLANNING REGULATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вдовин Н. Ф.

В работе показано, что гармония природы, красота и другие ее свойства создали человека духовного и продолжают оказывать на него всестороннее глубокое воздействие. Сохранение первозданных ландшафтов в ходе градостроительной деятельности это условие сохранения духовного и физического здоровья людей, а в конечном итоге вида. Для этого необходимы эффективные природоохранные алгоритмы; они предложены автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWN-PLANNING ACTIVITY DEVELOPMENT OF NATURAL LANDSCAPES AS EKOLOGO-AESTHETIC PROBLEM

In work it is shown, that harmony of the nature, beauty and its other properties have created the person spiritual and continue to have on it all-round deep influence. Preservation of protogenic landscapes during town-planning activity is a condition of preservation of spiritual and physical health of people, and finally a kind. Effective nature protection algorithms are for this purpose necessary; they are offered by the author.

Текст научной работы на тему «Градостротельное освоение природных ландшафтов как эколого-эстетическая проблема»

УДК 711: 7.047

Н. Ф. Вдовин, соискатель ИнАрхДиза АлтГТУ, г. Барнаул, E- mail: stm@art.asu.ru

ГРАДОСТРОТЕЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ КАК ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В работе показано, что гармония природы, красота и другие ее свойства создали человека духовного и продолжают оказывать на него всестороннее глубокое воздействие. Сохранение первозданных ландшафтов в ходе градостроительной деятельности - это условие сохранения духовного и физического здоровья людей, а в конечном итоге - вида. Для этого необходимы эффективные природоохранные алгоритмы; они предложены автором.

Ключевые слова: гармония природы и красота — основа строительства духовности, эффективные природоохранные алгоритмы, концепция приоритета природы над архитектурой, ландшафты высшей эстетической ценности, градостроительные регламенты.

В конце концов, жизнь — лишь отношение

между организмом и внешней средой.

/Клод Бернард/

Биосфера - колыбель человечества и среда обитания, его дом. Вся жизнедеятельность человеческого сообщества осуществляется в этом доме, в постоянном диалоге с той его частью, которую мы называем природным ландшафтом.

Освоение природных ландшафтов происходит через градостроительную деятельность. В ходе градостроительной деятельности человечество создает материальную среду, которая является его вторым домом, «второй природой». Градостроительная «ткань» (здания, сооружения, поселения, система расселения) входит в природный ландшафт на основе разных концепций, начиная от органичного слияния с природой на основе принципа приоритета природы над архитектурой и заканчивая концепцией «покорения» природы для достижения сиюминутного социально- экономического эффекта и амбициозной «демонстрации» достоинств архитектуры на фоне природы.

В ходе «покорения» природы человек входит в противоречие с ее законами, что неизбежно связано с нанесением ей вреда и в свою очередь - ответным нанесением вреда самому человеку.

«Диалог» с ландшафтом может быть вполне благополучным и полезным, если он происходит на основе знания законов природы, ее ценностных качеств, если ведется на основе сотрудничества как условия для достижения положительного результата. Современный интерес к выявлению ценностных качеств ландшафтов существенно возрос. Среди исследователей данной темы можно назвать Ю.А. Веденина, К.И. Герен-чука, М.П. Березина, Н.В.Бучацкую, И.Н. Гусеву, Г.З Кагаго-на, И.В. Зорина, Ж.А. Зайончаковскую, А.Г. Манакова, Д.А. Постникова, М.Ю. Фролову, Т.А. Федлрцову и других.

В 2003 году вышла монография В.А. Николаева «Ланд-шафтоведение: эстетика и дизайн» которая посвящена изучению и эстетической оценке ландшафтов.

Однако, проблема сохранения неизменных ландшафтов, которые именно в первозданном виде глубоко и наиболее эффективно воздействуют на психологическое и физическое состояние человека, пока не получила, на наш взгляд, достаточного внимания и требует исследования.

«Общение людей с природой имеет важное значение, все аспекты ее психологического и физического воздействия на человека еще не до конца изучены» [1].

Гармония природы, ее красота создали человека духовного. Ее воздействие на человека является многосторонним и глубоко благотворным. Сохранение ее перво-зданности и красоты, в том числе в ходе градостроительного освоения, является условием сохранения не только духовного, но и физического здоровья людей, (а в конечном итоге - вида). Для этого необходимы эффективные природоохранные алгоритмы.

В рамках данной статьи предложена краткая характеристика приведенного тезиса.

Есть ценности, которые должны быть зафиксированы человечеством как ценности на все времена и сохранены для

будущих поколений. Природной среде присущи гармония и красота, которые рождены ею самой, являются объективными свойствами природных ландшафтов. Это положение подтверждается теоретическими разработками в области эстетики природы, начиная от античного времени и до наших дней. [2]

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) считал, что прекрасное есть свойства самих вещей, а не овеществленная идея. Античные философы - стоики: греки Зенон (366-264 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 - 208 гг. до н.э.), римляне Сенека (4 г. До н.э.-65 г.) и Марк Аврелий (121-180 гг.) ввели в научный обиход понятие система. В системной организации и целостности природы они видели ее гармонию и красоту. Триединство «Система - гармония - красота» рассматривалось ими как аксиома. Отсюда, вслед за Платоном делался вывод о том, что красота есть атрибут природы.

Природа наделялась средневековыми мыслителями такой чудотворной красотой и силой эмоционального воздействия, которыми не обладают никакие, даже самые талантливые произведения искусства.

Гуманисты эпохи возрождения (Леонардо да Винчи, Шекспир) утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия.

Французские философы - просветители Ф.М.А. Вольтер (1694 -1978 гг.), Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.), Д. Дидро (1713 - 1784), К.А. Гельвеций (1715 - 1771 гг.) считали, что только мир природы в его первозданном виде, либо рачительно освоенный... способен разбудить в наших душах чувства прекрасного, научить пониманию гармонии. Д. Дибро и другие французские материалисты считали, что прекрасное есть естественное свойство природы, такое же, как вес, цвет, форма и т. п.

И. Кант в своем труде «Критика чистого разума» (1781) писал: «Ее красота (природы) ценна тем, что способна вызывать чувства удовольствия без какого либо предшествующего его рационалистического анализа».

Итак, приведенный краткий экскурс в историю, не являясь исчерпывающим доказательством, все же иллюстрирует тезис об объективности гармонии и красоты в природе, воспринимаемой априорно, интуитивно (до всякого опыта) так же как время, пространство, единство мира и т.п.

Художественное освоение природы - всемирноэстетическая практика человечества. Природный ландшафт, являясь объективной реальностью, содержит в себе и является «учебником» для познания законов красоты, находит отклик в эстетическом сознании человека. В итоге красота понимается как одна из универсальных форм существования материального мира, преломленная человеческим восприятием и сознанием [2]. И значит, так же как человек является определенной функцией биосферы, он является продуктом гармонии и красоты природы как человек духовный.

Обратимся снова к опыту выдающихся представителей человечества. Люди - не только разумная и социально - организованная часть земной биоты, но и одухотворенное начало, во многом благодаря тому, что были выращены и эмоционально воспитаны природой, ее гармонией и красотой [2].

Гегель считал, что духовное совершенствование человека невозможно без эстетического общения с природой. Ге-

гельская триада: ум-совесть-красота, в которой эстетическое ставится в один ряд с разумом и нравственностью, почти повторяет христианский канон: истина-добро - красота.

Отечественные историки и философы В. С. Ключевский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев и др. расценивали пейзаж как один из важных факторов формирования русского национального характера и культуры в целом.

Н.А. Бердяев говорил, что пейзаж русской земли и «пейзаж» русской души неразрывно связаны. Русскому этносу свойственно пейзажное мышление, обусловленное прежде всего необрозимостью российских просторов.

Американский астронавт, участник полета на луну Э. Митчелл утверждал: «Вселенная - нечто большее, чем хаотическое, беспорядочное движение молекул. В ней ощущается целесообразность, гармония, движение времени и пространства. На луну мы полетели технарями, а вернулись гуманитариями» [2].

Предельно точно, на наш взгляд, определил значение красоты Чернышевский: красота - предвосхищение человека.

Красота «чистит» душу, нейтрализует негативное мироощущение и дает созидательную энергию.

Великая гармония природы, красота ее ландшафтов являются духовной энергетикой, источниками и созидателями человеческого в человеке. Так же как для комара добываемая им кровь является условием поддержания жизни вида, так и для человека гармония природы, красота является основой строительства духовности, то есть того, что делает его Человеком. Природу необходимо беречь, потому что она содержит «кровь» души человека.

Воздействие первозданной природной среды реализуется и в других видах воздействия на человека, которые имеют глубокое влияние не только на духовное состояние, но и на физическое здоровье.

Солнечные лучи порождают свет. Даже если источник света закрыт облаками, мы видим его благодаря многократному отражению солнечных лучей. Солнечный свет - это электромагнитное излучение. Восприятие ландшафта - восприятие отраженных от элементов ландшафта солнечных лучей - электромагнитных волн. Ощущение красоты, гармонии ландшафта это, следовательно, ощущение зрительным аппаратом человека гармонизированного потока электромагнитных волн. Добавим к этому, что особенностью колебаний неионизирующих излучний является резонансный характер биологического отклика организма на действие всех диапазонов этих когерентных воздействий [4]. Здесь можно увидеть дополнительное объяснение - почему зрительные впечатления, возникающие, к примеру, при виде горного ландшафта или живописной речной долины вызываеют эстетическое удовольствие и оказывают лечебное воздействие на нервную систему. Обилие солнца, света (электромагнитного излучения) усиливает воздействие его мощного лечебного психотерапевтического фактора. Лечебное воздействие ландшафтов, вызывающих эстетическое наслаждение, признается всеми курор-толагами [3].

Природные ландшафты имеют широкий спектр других источников излучений и энергии, с которыми человек входит в контакт, которые также являются мощным фактором духовного и физического оздоровления.

Среди них- электрическое поле (атмосфера имеет в сред-

Библиографический список

нем напряжение 100 - 300 вольт на 1 метр) электромагнитное и магнитное поле земли. При этом наиболее плодотворным, эффективным воздействием обладает носитель этих источников - первозданная природная среда.

Мы видим в итоге, что урбанизированная среда порождает электромагнитный «смог», который вредит человеческому организму, а природная среда излучает электромагнитное поле, которое его лечит.

Нужен эффективный механизм охраны природных ландшафтов. Для этого необходимо зафиксировать их высокие качества на основе критериев, которые позволяют выделить ландшафты высшей ценности. Среди этих критериев одним из главных, на наш взгляд, является красота ландшафта.

«Есть метод познания, существующий наряду с логическим - метод созерцания. Созерцание дает возможность проникнуть непосредственно в суть какого-либо явления, в некотором смысле даже глубже, чем путем логики. Когда мы наблюдаем природу как целое, у нас возникает ее образ в чем то более полный, чем даваемый совокупностью ествественных наук» [5]. Ощущение красоты ландшафта (пейзажа) эмерд-жентно. Поэтому ландшафт оценивается прежде всего как целое, а не совокупность отдельных частей. Среди других критериев для комплексной оценки ландшафтов следует применять, на наш взгляд, степень первозданности ландшафта, гармония ландшафта, наличие качества новизны, сложность композиттионного устройства и другие. В этому ряду важным критерием и ценностным достоинством ландшафта представляются оздоравливающее физическое воздействие на организм человека (лечебное воздействие).

Исследования выполнены автором статьи на примере ландшафтов долин горных рек Алтайского края. Долины рек пользуются наибольшей популярностью у отдыхающих и туристов, поскольку обладают наибольшей привлекательностью пейзажей, возможностью наблюдать живописные перспективы «интерьеров» реки во время сплава, дают острые ощущения новизны и приключений. В силу этого, они могут быть подвержены наибольшей антропогенной нагрузке и в первую очередь нуждаются в бережном отношении и эффективной защите.

В ходе исследования ландшафты различной степени (уровней) ценности (с точки зрения приведенных выше критериев) занесены на ландшафтную карту, для них прописаны регламенты возможного и запрещенного их использования с учетом допустимой антропогенной нагрузки. Предполагается вынести регламенты на утверждение представительным органом региона. После чего на их основе составить природоохранный раздел градостроительных нормативов региона.

Предложенный алгоритм может, на наш взгляд, внести определенную лепту в дело охраны природы Алтайского края и других регионов (наряду с известными и применяемыми сегодня мерами защиты). Представляется, что названный алгоритм может быть дополнен и тем самым усилен оценкой экономической ценности ландшафтов, которая является предметом научной разработки и ждет применения в названной области.

1. Перцик, Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. - М.: Мысль, 1990.

2. Николаев, В.А. Ландшафтоведение: эстетика и дизайн [текст] / В. А. Николаев.- М.: АспектПресс, 2003.

3. Данилова, Н.А. Природа и наше здоровье. - М.: Мысль, 1971.

4. Лузгин, Б.Н. Экологические аспекты электромагнитных излучений. Статья. Сборник География и природопользование Сибири. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2004. - В.7.

5. Раушенбах, Б.В. Точные науки и науки о человеке // Вопросы философии. - 1989. - № 4.

Статья поступила в редакцию 18.07.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.