Научная статья на тему 'Концептосфера трилогии М. Жигжитова «Подлеморье» как выражение авторской позиции'

Концептосфера трилогии М. Жигжитова «Подлеморье» как выражение авторской позиции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
467
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / AUTHOR'S POSITION / ЭСТЕТИКА ПРИРОДЫ / AESTHETICS OF NATURE / БАЙКАЛ / BAIKAL / ГОРЫ / MOUNTAINS / ТАЙГА / TAIGA / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / IMAGINATIVE PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болдонова Ирина Сергеевна, Надагурова Алевтина Александровна

В статье представлен анализ основных концептов художественной картины мира бурятского русскоязычного писателя М. Жигжитова в романе «Подлеморье». Данное художественное произведение демонстрирует разные формы эстетической реализации авторского замысла описать прекрасные картины природы. Главным концептом выступает озеро Байкал как средоточие не только хозяйственно-экономической деятельности местного населения рыбаков, охотников на нерпу, вязальщик сетей, бондарей, купцов, но и описывается автором как центр мироздания, источник духовной энергии. Вспомогательными или второстепенными концептами являются горы (гольцы) и деревья (тайга). В статье также выявляется литературный пейзаж как форма выражения авторской позиции, отношение автора к явлениям природы через призму их влияния на судьбу героев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPHERE OF CONCEPTS IN M. ZHIGZHYTOV’S TRILOGY «PODLEMORYE» (BY THE SEA) AS REFLECTION OF THE AUTHOR’S POINT OF VIEW

The article analyzes the main concepts, which are parts of the Buryat writer M. Zhigzhytov’s imaginative picture of the world in the novel «Podlemorye» (By the Sea). This artwork shows the different forms of aesthetic realization of the author's intention in description of the beautiful nature. The main concept Lake Baikal serves as the center of not only economic activities of the local population such as fishermen, hunters of seals, knitter networks, coopers, merchants, but also described by the author as the center of the universe, and the source of spiritual energy. The secondary or minor concepts are the mountains (goltsy) and trees (taiga). The article also reveals the literary landscape as an expression of the author's position, the author's attitude to the phenomena of nature in terms of their impact on the characters’ fate.

Текст научной работы на тему «Концептосфера трилогии М. Жигжитова «Подлеморье» как выражение авторской позиции»

УДК 821.512.31

КОНЦЕПТОСФЕРА ТРИЛОГИИ М. ЖИГЖИТОВА «ПОДЛЕМОРЬЕ» КАК ВЫРАЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ*

*Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 14-18-02006

© Болдонова Ирина Сергеевна

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: [email protected]

© Надагурова Алевтина Александровна

преподаватель русского языка Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа 670009, г. Улан-Удэ, ул. Севастопольская, 3 E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ основных концептов художественной картины мира бурятского русскоязычного писателя М. Жигжитова в романе «Подлеморье». Данное художественное произведение демонстрирует разные формы эстетической реализации авторского замысла описать прекрасные картины природы. Главным концептом выступает озеро Байкал как средоточие не только хозяйственно-экономической деятельности местного населения рыбаков, охотников на нерпу, вязальщик сетей, бондарей, купцов, но и описывается автором как центр мироздания, источник духовной энергии. Вспомогательными или второстепенными концептами являются горы (гольцы) и деревья (тайга). В статье также выявляется литературный пейзаж как форма выражения авторской позиции, отношение автора к явлениям природы через призму их влияния на судьбу героев. Ключевые слова: концепт, авторская позиция, эстетика природы, Байкал, горы, тайга, художественная картина мира.

SPHERE OF CONCEPTS IN M. ZHIGZHYTOV'S TRILOGY «PODLEMORYE» (BY THE SEA) AS REFLECTION OF THE AUTHOR'S POINT OF VIEW

Irina S. Boldonova

DSc, A/Professor, Department of Russian and foreign literature, Buryat State University 6 Ranzhurova Str., Ulan-Ude, 670000 Russia

Alevtina A. Nadagurova

Russian language teacher of Ulan-Ude Engineering Pedagogical College 3 Sevastopol'skaya, Ulan-Ude, 670009 Russia

The article analyzes the main concepts, which are parts of the Buryat writer M. Zhigzhytov's imaginative picture of the world in the novel «Podlemorye» (By the Sea). This artwork shows the different forms of aesthetic realization of the author's intention in description of the beautiful nature. The main concept Lake Baikal serves as the center of not only economic activities of the local population such as fishermen, hunters of seals, knitter networks, coopers, merchants, but also described by the author as the center of the universe, and the source of spiritual energy. The secondary or minor concepts are the mountains (goltsy) and trees (taiga). The article also reveals the literary landscape as an expression of the author's position, the author's attitude to the phenomena of nature in terms of their impact on the characters' fate. Keywords: concept, author's position, aesthetics of nature, Baikal, mountains, taiga, imaginative picture of the world.

Нередко пейзаж выражает философские взгляды писателя и отражает его авторскую позицию. С 1960-х гг. в дискуссиях вокруг «деревенской прозы» сибирских писателей все заметнее углубляются вопросы экологического сознания, гармоничного взаимоотношения с природой, с темой сохранения первозданного образа жизни на первое место выступают актуальные проблемы современности, среди которых важное место занимает проблема экологической катастрофы.

Идею гармонии человека и природы отражает передовая часть общества. Выдающиеся писатели-деревенщики Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, С. Залыгин и другие создавали историческую и современную летопись сибирской деревни, запечатлевая в ней острые про-

тиворечия современного мира, нравственные ценности, думы и чаяния крестьян, возникающие в общении с миром живой природы и с обществом земляков.

С точки зрения осмысления пейзажа как способа выражения авторской позиции немаловажное значение имеет бурятская художественная литература, вобравшая в себя фольклорные традиционные образы и символы, испытавшая влияние русской классической литературы и тенденции развития мирового литературного процесса. С. Ж. Балданов подразумевает под пониманием природы основу формирования национального характера, а концепт природа является в произведениях бурятских писателей основой формирования национального художественного сознания [1]. В региональной литературе проблемы существования человека и взаимоотношения с окружающим миром становятся предметом внимания многих писателей.

Активный интерес к проблеме человека в целом обусловлен, прежде всего, потребностью конкретного индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Природа в произведениях Михаила Жигжитова (1915-1990) часто не только поэтична и прекрасна, но и представляет собой нечто волшебное и сакральное, что используется автором для передачи читателям мысли о возврате к истокам, к природному началу, к нравственной опоре, к бережному отношению к природе. Богатый жизненный опыт писателя-охотника определил тему его произведений.

Первая книга М. Жигжитова «Преступление в тайге» вышла в г. Улан-Удэ в 1963 г. Затем выходят в свет книги «Снежный обвал», «Тропа жизни», «Избранное» и др. Самым известным произведением писателя является трилогия «Подлеморье» (1981), где автор сполна смог выразить свои эстетические чувства восхищения родной природой и философские раздумья о взаимоотношениях людей и Байкала, поэтому концепты природы в произведениях М. Жигжитова по праву занимают ведущее место, и это дает возможность глубоко заглянуть в авторское сознание и его творческое кредо.

В отечественном литературоведении основные положения теории автора были разработаны и систематизированы Б. О. Корманом, в творчестве которого рассматривается проблема авторского сознания, выражение позиции автора в литературном произведении. Б. О. Корман особое внимание уделял изучению разнообразных форм выражения авторского сознания в художественном произведении и определяет позицию автора как способ проявления личностного взгляда на действительность [5].

Существуют разные способы передачи осмысленной авторской позиции. Вдумчивый, неравнодушный к красоте родной природы автор, может проникновенно и убедительно выразить свое эстетическое отношение к естеству. Описание пейзажа может помочь в создании лирического образа автора, который через художественное осмысление экологического мировоззрения может определять свою точку зрения на разные проблемы современности, включая социальные и общественно-политические вопросы.

Одной из форм проявления авторского сознания является концепт. В трилогии «Подлеморье» можно выделить разные способы эстетической материализации концептов, разнообразие которых позволяет судить об особой концептосфере природного бытия. В. В. Башкеева пишет о преимуществах концептуального подхода к исследованию художественного произведения следующим образом: «Подход с точки зрения концепта как единицы ментальности позволяет уловить гамму богатых смыслов, связанных с системой концептов, - в них выражены взгляды, мировоззрение, надежды, противоречия индивидуального авторского сознания; увидеть как фиксированные, так и изменяющиеся в истории социума состояния тех или иных понятий» [3, с. 3].

Художественный мир в трилогии «Подлеморье» наполнен разными концептами, среди которых, безусловно, доминируют концепты, относящиеся к бытию людей, живущих у большой воды в окружении гор и тайги. Описание природы Подлеморья является свидетельством ментальных особенностей рыбаков и охотников, живущих на берегу Байкала и занимающихся естественным и традиционным для местных людей промыслом. Хорошо знающий местные обычаи, владеющий навыками охотника и рыбака, М. Жигжитов описал типичные понятия данной социальной группы, связанные с их трудовыми, семейно-бытовыми, в широком смысле социальными отношениями.

«Концепт, подвергающийся анализу и находящийся в центре исследовательского внимания, является первичным концептом» [3, с. 5], следовательно, в данном произведении первичным концептом можно назвать море (Байкал).

«Море, купаясь в лучах солнца, раздвинулась в необъятную ширь. Далеко, далеко на юго-западе, там, где бирюзовое небо опустилось на морскую гладь, пролегла ярко-синяя полосочка» [4, с. 318].

В этих строках художественная рефлексия М. Жигжитова по поводу прекрасного идеала природной стихии открывает глубинные тайны Байкала. Озеро Байкал имеет многостороннюю ценность.

Могучий Байкал как природное чудо, источник физической и духовной энергии, символ гармонии средоточие вековой мудрости является в данном произведении объектом эстетической рефлексии, в сознании творческой личности порождает чувственно-оценочный отклик в форме прекрасных пейзажных зарисовок.

В целом произведение характеризуется социально углубленным подходом к изображению характеров рыбаков, М. Жигжитов стремится отобразить жизнь обитателей Подлеморья в ее подлинном многообразии, и его авторская позиция проявляется в том, что он социально и исторически осмысливает явления действительности. Рыбаки стихийно протестуют против произвола купца Мельникова, приказчика Тудыпа, кулака Куруткана; затем учатся жить при Советской власти, строят новую жизнь. Как один из главных действующих лиц, Байкал неустанно аккомпанирует перипетиям бурного исторического времени, напряженным трудовым усилиям подлеморцев, когда они работают за двоих, а то и за троих: «Понимает Байкал людскую беду, щедро наделяет своими дарами: как только выйдет невод из приборной йордани, показываются мотки, битком набитая рыбой - омулем, хариусом, сигом».

Байкал-море выступает у Жигжитова не столько в качестве фона, литературного фасада, сколько в роли действующего лица, и даже в качестве героя - сильного, могучего, необузданного. Как таковой, Байкал непрестанно действует, движется, трудится, волнуется, переживает. Пейзажи, которые рисует автор, очень живописны и динамичны, тем самым автор подчеркивает благоговейное отношение к Байкалу всех живых существ вокруг.

«Утром глаз уже ласкала шелковая гладь воды. Ее нежная голубизна спорила с небесной лазурью. И к полдню всё ж переспорила: все не отрываясь, изумлённо на это синее чудо природы. Даже собаки и те не гавкали; они осторожно подходили к воде, как к священному сосуду, лакали и, поджав хвост, отходили на песок и ложились мордой к морю. На хмурых лицах старых рыбаков разгладились морщины. Так пришло новое лето» [4, с. 153].

Разные оттенки синего и голубого изображают цвет воды и неба, тем самым показывают глубины водоема, наступившее лето, тепло и нежность природы. Зеркальная гладь воды символизирует умиротворение, успокоение, надежду на будущее и поэтому не случайно старые рыбаки помолодели душой и телом. Концепт море (Байкал) открывает самые глубины лирического образа автора. Автор в данном отрывке выражает чувство солидарности с теми, кто из поколения в поколение тянул невод с рыбой, жил в единении со священным морем, ждал от него чуда, защиты, страдал от непогоды, верил в его могучие силы. Новое лето символизирует новые ожидания на богатый улов, на лучшую жизнь, исполнение нехитрых мечтаний. Автор здесь солидарен с рыбаками и с чувством оптимизма описывает теплое и доброе море.

М. Жигжитов показывает, насколько неоднозначен Байкал, на сколько он разный, многогранный, как и любой человек. Автор, как и все его герои не перестаёт дивиться безграничной красоте Байкала. Казалось бы, столько зим и вeсен прожили герои, но как в первый раз они удивляются и восхищаются вечным и могучим Байкалом. Так и Ганька Магдаулев осторожно поднялся на высокий торос; от открывшегося вида захватило дух:

«Бесенний Байкал сверкал нестерпимой белизной. Лучи солнца, преломляясь на ноздреватом льду, искрились всеми цветами радуги. От изобилия солнечного света голубые дали беспрерывно воспламенялись яркими всполохами, отчего трепетно дрожали и двигались, будто диковинные живые существа, громады Байкальского хребта. Иногда те синие горы приближались, но только на короткий миг, а потом снова убегали в даль, становились маленькими, игрушечными. Сочная лазурь неба склонилась над морем и своими мягкими краями уперлась в молочно-белые клыки гольцов» [4, с. 270].

Главными и любимыми героями Жигжитова во всех его произведениях выступают грозный, изумительно прекрасный Байкал и кормилица Баргузинская тайга, таящая в себе древние шаманские тайны и не прощающая хищного потребительского отношения к себе. И писатель повествует об отношении человека к природе невероятно образно и поэтично, его герои говорят на просторечном живом языке, седой старик Байкал и богатая, щедрая тайга порой будто бы сопереживают людям, а порой и гневаются.

В произведении можно выделить также концепт горы (гольцы) и концепт деревья (тайга). Седой Байкал находится в противостоянии с горами, которые как будто в неповиновении отчаянно сопротивляются энергетике застывшей большой воды. Воинственные горы выглядят как свирепые воины -стражники, которые охраняют нетронутую цивилизацией тайгу. Подбор цветов и оттенков вторит идею столкновения природных стихий: холодная гамма сине-сиреневых красок с одной стороны, нежно-розовый цвет восходящего солнца на скалах с другой стороны находятся в контрасте. Кон-

цепты гольцы и тайга вносят новые оттенки в репрезентацию лирического образа автора. В описании данного пейзажа можно увидеть восторженное отношение автора к родной природе, он как будто поет гимн «клыкастым» гольцам Баргузинского хребта, дремучей тайге, первозданной красоте зимнего Байкала. Одухотворяя силы природы, автор подчеркивает внутреннюю красоту и мощь людей, живущих в гармонии с этой природой.

«Высоко, высоко вздыбились молочно-белые пики гольцов и своими острыми зубцами подперли небесную синь. А ниже, в подгольцовой зоне, тоже резко очерченные горы скалистые горы. Они покрыты зелёным бархатом тёмно-хвойных лесов. Бурные реки каскадом водопадов с шумом впадают в прозрачные воды Байкала» [4, с. 12].

Основные концепты море, горы, деревья дополняются концептом небо. В произведении описаны небеса в разное время суток, в разное время года, и всегда небо отражается в прозрачной глади Байкала.

В трилогии «Подлеморье» пейзаж выполняет также функцию сюжетной мотивировки - природные явления могут повлиять на происходящие события. Михаил Жигжитов искусно использует пейзаж, для того чтобы помочь читателю разобраться в чувствах героев, их внутренних переживаниях. Убегая из плена Куруткана, Цицик и ее отец Алаганай выходят из ущелья и останавливаются на берегу реки, чтобы передохнуть и подготовиться к переходу на другой берег. Перед их глазами простирается великолепная картина заката солнца и последних солнечных бликов на деревьях.

«На озерной голубизне переливались легкими розовыми бликами краски вечерней зари. На противоположном берегу стояла кучка сосен. Верхушки деревьев сначала золотились, потом постепенно эта позолота стала потухать и наконец стала потухать.

А заря продолжала гореть. Поверхность озера еще ближе придвинулась и мирно лежала у ног Цицик. Она стала походить на тугое расплавленное золото, по которому можно пробежать, как по тонкому осеннему ледку.

Глубокую тишину никто не нарушал, будто все живое с замиранием прислушалось к тонкой музыке, с рождающейся от серебряной трели, исходящей от бега соседней речушки» [4, с. 178-179]. Тишина окружающей природы символизирует освобождение и надежды на лучшее будущее. Осенний пейзаж, уходящий день, румяный отсвет, золотистая гладь воды озера, тихая мелодия речушки навевают на мысль о сочувствии автора, его симпатии к Цицик и сожалении о ее несчастливой личной судьбе, о несостоявшейся любви и тяжелых испытаниях, которые контрастируют с ее поразительной естественной красотой.

Пейзаж оказывается средством раскрытия характера героя. Явления природы могут предвещать те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение. Часто пейзаж, данный через восприятие героя, раскрывает какую-то сторону его характера или указывает на его психологическое состояние. Через это описание пейзажа автор показывает не только отношение героев к своему родному краю, но и через призму их отношения даёт понять свою собственную позицию, как автора. Писатель считает, что эстетическое отношение к природе, Байкалу, своему дому очень важно. Здесь можно судить о слиянии точки зрения автора и героев в восприятии природы, что обусловлено, по М. М. Бахтину, «ослаблением или разрушением монологического контекста» [2, с. 322].

Герои «Подлеморья» не только заряжаются силой и энергией Байкала, он не только помогает выбраться своим любимцам из сложных жизненных ситуаций, но и дает умиротворение и покой, возможность на несколько мгновений уйти от суматошного мира. Пейзаж, который рисует автор, каждый раз уникален, но в тоже время он отражает вечное природное состояние, что отражает глубоко личностную позицию автора, личности неравнодушной и способной к эстетическому осмыслению природной красоты.

Невозможно оставить в стороне героев произведения, рассматривая авторскую позицию писателя, так, как пейзаж это не отдельный элемент, выступающий в произведении, а вполне закономерное его продолжение, он органично вписан в художественное полотно произведения. Так, охотники и рыбаки разговаривают со стихией, в их словах сквозит первобытная лирика, они почитают духов и просят прощения всякий раз, когда выходят с промыслом.

Жителей Подлеморья можно условно отнести к представителям традиционного общества, основанного на первозданном отношении к природе и бережному использованию ее даров. «Представители традиционной культуры сохранили характеристики экологического сознания, значительно усилив роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности. Человек, как правило, наделял природу своими собственными свойствами, этим объясняется субъектное восприятие им мира природы. Поэтому культурные архетипы, сложившиеся в рамках традиционной культуры, отражают одну из важных особенностей этого типа - ориентацию на сохранение

связей между природой и обществом, глубоко психологическую включенность человека в мир природы» [4, с. 52].

«Ледяное поле Байкала, убегая вдаль, окуталось морозной сине-сиреневой сеткой. Гольцы Баргу-зинского хребта круто вздыбились в поднебесье. Багряная заря окрасила их в нежно-розовый цвет, и они, клыкастые, зубастые, сторожат заповедную тайгу» [4, с. 131].

Сине-сиреневый Байкал, суровые гольцы, заповедная изумрудная тайга и вечно голубое небо составляют компоненты естественного бытия жителей Подлеморья, что составляет единый ансамбль концептосферы художественного бытия в трилогии М. Жигжитова. Восприятие эстетического облика природного творения формируется в связи со свойствами самих природных объектов. Способность воспринимать природу как отражение непреходящих эстетических переживаний писателя помогает открыть заново бездну глубинных, потайных смыслов, хранящихся в авторском сознании.

Позиция автора в трилогии «Подлеморье» является отношением к действительности, прожитой несколькими поколениями героев-жителей Подлеморья. Отражая принцип внутреннего единства всех частей произведения, автор-художник, повелитель и режиссер всех событий произведения соединяет три поколения таежников, охотников, рыбаков, тружеников рыбацкой артели, позже представителей интеллигенции учителей и врачей.

Составные компоненты художественного пейзажа, входящие в концептосферу произведения как способ выражения позиции автора, свидетельствуют о его трепетном отношении к родной природе. В ярких красочных описаниях Байкала и других пейзажей заложено мнение М. Жигжитова не только как знатока бескрайних лесов и степей, бывалого охотника и таежника, но и позиция личности, глубоко задумывающейся над проблемой соотношения девственной природы и разрушающей это естество деятельности человека.

Влияние бытия Байкала на жизнь людей в нашем регионе имеет многосторонний характер, что определяет не только специфику экономической и хозяйственной деятельности, но и распространяет духовную энергию на процесс рефлексии, самопознание, эстетический опыт в литературе и искусстве. Национальная картина мира людей, живущих у священного озера, во многом определяется стихией Воды, как мифологемой бытия, что дополняется другими природными концептами. Концептосфера в трилогии М. Жигжитова «Подлеморье» отражает национальное видение мира жителей сурового, но поэтичного и благодатного края, людей нравственно здоровых, несгибаемых перед лицом жизненных обстоятельств и природных катаклизмов. Система концептов море, небо, горы, деревья в художественном бытии литературного произведения, являясь продуктом авторской рефлексии писателя, вносят свой вклад в освоение традиционного мировоззрения коренных народов Байкальского региона в контексте современности.

Литература

1. Балданов С. Ж. Бурятская литература в условиях современных социокультурных процессов // Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста: материалы регион. науч. конф. - Ч. 1. -Улан-Удэ: Буряад Унэн, 2006.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1972. - 175 с.

3. Башкеева В. В. Изучение концептов в литературе Бурятии транзитивного периода // Концепты в литературе Бурятии транзитивного периода: коллект. монография / отв. ред. В. В. Башкеева, С. С. Имихелова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - C. 3-9.

4. Жигжитов М. И. Подлеморье: роман. - Кн. 2. - М.: Современник, 1978. - 319 с.

5. Корман Б. О. Проблема автора в художественном произведении. - Ижевск: Изд-во Удмурт. гос. ун-та, 1993. - 220 с.

References

1. Baldanov S. Zh. Buryatskaya literatura v usloviyakh sovremennykh sotsiokul'turnykh protsessov [Buryat literature in contemporary socio-cultural processes]. Buryatskaya literatura v uslovijakh sovremennogo sotsiokul'turnogo konteksta: materialy regional'noj nauch. konf. Ch. 1 - Buryat literature in conditions of modern socio-cultural context. Ulan-Ude: Publ. House «Buryaad Ynen», 2006.

2. Bakhtin M. M. Problemypoetiki Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky's Poetics]. Moscow, 1972. 175 p.

3. Bashkeeva V. V. Izuchenie kontseptov v literature Buryatii tranzitivnogo perioda [Learning concepts of Buryat literature in transitional period]. Kontsepty v literature Buryatii tranzitivnogo perioda: kollekt. monografiya / otv. red. V. V. Bashkeeva, S. S. Imikhelova - Concepts in literature Buryatia in transitive period: count. monograph. Ulan-Ude: Buryat State University publ., 2011. Pp. 3-9.

4. Zhigzhitov M. I. Podlemor'e: Roman. Kn. 2 [By the Sea: Novel. Book 2]. Moscow: Sovremennik, 1978. 319 p.

5. Korman B. O. Problema avtora v hudozhestvennom proizvedenii [The problem of the author in work of art]. Izhevsk: Udmurtia State University publ., 1993. 220 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.